Научная статья на тему 'Проблемные вопросы правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации'

Проблемные вопросы правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ / THE COMMISSIONER FOR CHILD RIGHTS / PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS / THE EFFECTIVENESS OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозайло Юлия Богдановна

В статье рассматриваются основные проблемы правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на примере Республики Марий Эл. Несмотря на то что данный институт продемонстрировал полную состоятельность и самостоятельность в качестве особой инстанции, осуществляющей в пределах своих полномочий контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей и проводящей работу по пресечению и предупреждению нарушения законных интересов детей, а также восстановлению их нарушенных прав, правовой статус Уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации все еще нуждается в совершенствовании, уточнении и дополнении. Автором обосновывается необходимость совершенствования законодательства в этом направлении как на федеральном, так и на местном уровнях, которое позволит обеспечить равный статус уполномоченных по правам ребенка Российской Федерации и расширит их полномочия во всех регионах, включая Республику Марий Эл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues of the legal status of the commissioner for child rights in a constituent entity of the Russian Federation

The article considers the main problems of the legal status of the Commissioner for Child Rights in various constituent entities of the Russian Federation. The conclusion is made that despite the fact that the Institute has demonstrated its full solvency and independence as a special authority, exercising control over the observance of the rights, freedom, and lawful interests of children within the limits of its authority, and carrying out work to suppress and prevent violations of the lawful interests of children, as well as to restore their violated rights, the legal status of the Commissioner for Child Rights in all constituent entities of the Russian Federation still needs to be improved, clarified, and supplemented. The author justifies the need to improve legislation in this area both at the federal and local levels, which will ensure the equal status of the Commissioners for Child Rights of the Russian Federation and expand their powers in all regions.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации»

от 29.12.2010 № 436-Ф3. URL: http://www.consul-tant.ru (дата обращения: 01.10.2019).

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. URL: http://www.consul-tant.ru (дата обращения: 01.10.2019).

4. Дети онлайн / Фонд Развития Интернет. URL: http://detionline.com (дата обращения: 02.10.2019).

5. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты Всерос. исследования. М., 2013. URL: https://www.ifap.ru (дата обращения: .

6. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): офиц. сайт. URL: https://rkn.gov.ru (дата обращения: 02.10.2019).

7. Mediascope WEB-Index. URL: https:// webindex.mediascope.net (дата обращения: 01.10.2019).

8. We are social. URL: https://wearesocial.com (дата обращения: 01.10.2019).

References

1. O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federatsii i stat'yu 151 Ugolovno-pro-tsessual'nogo kodeksa Rossijskoj Federatsii v chasti ustanovleniya dopolnitel'ny'kh mekhanizmov pro-tivodejstviya deyatel'nosti, napravlennoj na pobuzh-denie detej k suitsidal'nomu povedeniyu [About modification of the criminal code of the Russian Federation and article 151 of the Criminal procedure

code of the Russian Federation regarding establishment of additional mechanisms of counteraction of the activity directed on encouragement of children to suicidal behavior]: feder. zakon ot 07.06.2017 № 120-FZ. URL: http://www.consultant.ru (Accessed 01.10.2019).

2. O zashchite detej ot informatsii, prichinya-yushchej vred ikh zdorov'yu razvitiyu [On the protection of children from information harmful to their health and development]: feder. zakon ot 29.12.2010 № 436-FZ. URL: http://www.consultant.ru (Accessed 01.10.2019).

3. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnolo-giyakh i o zashchite informatsii [About information, information technologies and information protection]: feder. zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ. URL: http:// www.consultant.ru (Accessed 01.10.2019).

4. Deti onlajn / Fond Razvitiya Internet [Children online / Internet Development Fund]. URL: http://detionline.com (Accessed 02.10.2019).

5. Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere svya-zi, informatsionnykh tekhnologij i massovykh kom-munikatsij (Roskomnadzor): ofits. sajt. URL: https:// rkn.gov.ru (Accessed 02.10.2019).

6. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Yu. Tsifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditelej [Digital competence of adolescents and parents]: rezul'taty Vseros. issledovaniya. M., 2013. URL: https://www.ifap.ru (Accessed 02.10.2019).

7. Mediascope WEB-Index. URL: https://webin-dex.mediascope.net (Accessed 01.10.2019).

8. We are social. URL: https://wearesocial.com (Accessed 01.10.2019).

МАЗУР Андрей Анатольевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

MAZUR, Audrey Anatolyevich - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 342

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю.Б. Мозайло

В статье рассматриваются основные проблемы правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на примере Республики Марий Эл. Несмотря на то что данный институт продемонстрировал полную состоятельность и самостоятельность в качестве особой инстанции, осуществляющей в пределах своих полномочий контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей и проводящей работу по пресечению и предупреждению нарушения законных интересов детей, а также восстановлению их нарушенных прав, правовой статус Уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации все еще нуждается в совершенствовании, уточнении и дополнении. Автором обосновывается не-

обходимость совершенствования законодательства в этом направлении как на федеральном, так и на местном уровнях, которое позволит обеспечить равный статус уполномоченных по правам ребенка Российской Федерации и расширит их полномочия во всех регионах, включая Республику Марий Эл.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам ребенка; защита прав детей; эффективность деятельности Уполномоченного по правам ребенка; Уполномоченный по правам ребенка по Республике Марий Эл.

Y.B. Mozaylo. PROBLEMATIC ISSUES OF THE LEGAL STATUS OF THE COMMISSIONER FOR CHILD RIGHTS IN A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the main problems of the legal status of the Commissioner for Child Rights in various constituent entities of the Russian Federation. The conclusion is made that despite the fact that the Institute has demonstrated its full solvency and independence as a special authority, exercising control over the observance of the rights, freedom, and lawful interests of children within the limits of its authority, and carrying out work to suppress and prevent violations of the lawful interests of children, as well as to restore their violated rights, the legal status of the Commissioner for Child Rights in all constituent entities of the Russian Federation still needs to be improved, clarified, and supplemented. The author justifies the need to improve legislation in this area both at the federal and local levels, which will ensure the equal status of the Commissioners for Child Rights of the Russian Federation and expand their powers in all regions.

Keywords: the Commissioner for Child Rights; the protection of children's rights; the effectiveness of the Commissioner for Children.

Уполномоченный по правам ребенка Российской Федерации является особым институтом по защите прав и законных интересов детей. Его образование и эволюция являются важным шагом в развитии демократических основ нашей страны [8]. Создание правозащитного института в Российской Федерации считается одним из ключевых достижений демократических реформ в стране. Его основополагающий документ - Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ, принятая 22 ноября 1991 г., ст. 45 и 103 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. [1]. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Думой 25 декабря 1996 г и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 г. Федеральный закон официально датирован 4 марта 1997 г в связи с началом работы в должности омбудсмена в нашей стране.

Функции Уполномоченного по правам ребенка определяются характеристиками его правового статуса. Омбудсмен несет полную ответственность за защиту прав и свобод детей, работу уполномоченных по правам ребенка дополняют полиция, органы опеки и попечительства, прокуратура. В то же время деятельность этих органов ограничивается должностными инструкциями и различными процедурными вопросами. Действия Уполномоченного данными барьерами не ограничены, при осуществлении своих полномочий он независим от государственных органов и должностных лиц.

Хотя институт Уполномоченного по правам

ребенка создан в России более десяти лет назад, нельзя сказать, что правовое регулирование его деятельности полностью разработано. 28 декабря 2018 г. вступил в силу единый акт, который систематизировал все правила, регулирующие деятельность уполномоченных по правам ребенка - новый Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» [4], функционируют также отдельные положения в федеральных законах. Правовое регулирование правозащитной деятельности в субъектах Российской Федерации «страдает» отсутствием проработанности многих проблем. Например, согласно Е.А. Санниковой, следует признать, что механизм создания этого института еще не полностью разработан - в некоторых районах страны омбудсмен по делам детей назначается главами администраций или главой республики, что вовлекает омбудсмена в исполнительную власть региона и уменьшает его способность юридически защищать интересы несовершеннолетних [9].

Принципы деятельности Уполномоченного по правам ребенка Российской Федерации не включены в федеральный закон. Отдельные законы о правах ребенка в различных регионах определяют полномочия омбудсмена в различных диапазонах, они ограничены общими формулировками. Н.Н. Лукьянова указала, что в некоторых российских законах содержатся только общие положения, касающиеся Уполномоченных по правам ребенка [7]. Для повышения эффективности работы Уполномоченного по

правам ребенка необходимо на законодательном уровне закрепить перечень принципов, регулирующих применение его правового статуса. Поскольку российский омбудсмен является членом Европейской сети уполномоченных по правам детей, важно, чтобы принципы его правового статуса и принципы статусов его региональных коллег не противоречили общепринятым нормам и принципам международного права, согласно которым действуют все иностранные уполномоченные по правам ребенка.

На основе анализа правоприменительной деятельности каждый региональный Уполномоченный по правам ребенка должен обновить свой опыт для выполнения своих дальнейших задач. Например, считается возможным наделить уполномоченных по правам ребенка правами медиаторов. В случае развода споры часто могут повлиять на права и интересы детей. Судебный орган, ответственный за рассмотрение дел о гражданском бракоразводном процессе, не всегда может разрешить спор на основе приоритета защиты прав ребенка.

Следует отметить, что ни один региональный закон, в том числе закон об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Марий Эл, не предусматривает условий для претендентов на этот пост, что является правовым вакуумом. Ни ст. 8 СК РФ [2], ни ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3] не говорят о возможности Уполномоченного по правам ребенка самостоятельно обратиться в суд за защитой прав детей. Закон об омбудсме-не по правам ребенка, о котором говорится в п. 5 ч. 1 ст. 6, предусматривает, что омбудсмен по своей собственной инициативе участвует в судебных разбирательствах по гражданским делам для выдачи заключения в целях защиты прав и интересов ребенка. В соответствии с п. 3 указа Президента Российской Федерации от 06.04.2004 № 490 [5] омбудсмен входит в состав Администрации Президента РФ, он не имеет права на независимую судебную защиту (что предусмотрено специальным законом). Такой подход демонстрирует ограниченную правосубъектность Уполномоченного по правам ребенка по отношению к другим представителям специальных структур в области защиты прав человека (в данном случае несовершеннолетних).

Регионы Российской Федерации не имеют права принимать региональные законы, направленные на расширение прав уполномоченных по правам детей в плане обращения и подачи заявлений в суд. Отказ федерального

закона прямо указывать на возможную вероятность уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации обращаться в суд за защитой несовершеннолетних противоречит идее предоставления дополнительных гарантий защиты несовершеннолетних. Правовая защита прав и законных интересов ребенка гарантируется только при участии в гражданском процессе третьего лица, не претендующего на предмет спора (по требованию заинтересованных сторон), либо должностного лица, защищающего права и интересы ребенка от государства в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ.

Статистический анализ участия омбудсме-на по делам детей в Республике Марий Эл (далее - РМЭ) в гражданских судебных процессах показывает устойчивое увеличение числа судебных дел, в которых детский омбудсмен в РМЭ принял участие (в 2015 г. - 2 дела, 2016 г. - 5 дел, в 2017 г. - 11 дел), и в два раза - в качестве юридического сопровождения (в 2015 г. - 22, в 2016 г. - 51). Из общего количества судебных процессов с участием Уполномоченного по правам ребенка по Республике Марий Эл в 8 случаях (в 2016 г. - 3) он был привлечен судом по инициативе одной из сторон по делу и в 3 случаях (в 2016 г. - 2) - по инициативе самого суда для дачи заключения в качестве государственного должностного лица в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 47 ГПК РФ [6].

В докладе Уполномоченного по правам ребенка в Республике Марий Эл за последние годы не упоминается причастность к делам, рассматриваемым в гражданском процессе. Это означает, что право, гарантированное на защиту несовершеннолетних, не реализуется с появлением представителя по правам детей в Республике Марий Эл, хотя для этого существуют объективные условия. Считаем, что Уполномоченный по правам ребенка должен иметь статус специального субъекта гражданского судопроизводства при условии процессуальной независимости. Этот подход был выбран посредством арбитражной процедуры, которая позволила Уполномоченному по правам ребенка участвовать в качестве конкретного субъекта процессуальной деятельности (ст. 53.1 АПК РФ).

Распространение правовых полномочий омбудсмена, ответственного за несовершеннолетних в области защиты прав человека, должно включать изменения вследствие корректировки в правовых актах:

1) ввести в ГПК РФ ст. 47.2 следующего содержания: «Статья 47.2. Участие в деле Уполномоченного Президентом Российской Федерации по защите прав ребенка, уполномоченных по защите прав ребенка в субъектах

Российской Федерации и включить положение о том, что он имеет право обращаться в суды по собственной инициативе»;

2) Закон РМЭ об Уполномоченном по правам ребенка должен быть дополнен статьей 1.1: «Статья 1.1 Принципы деятельности Уполномоченного по правам ребенка»;

3) ввести ч. 2 ст. 2 Закона РМЭ об Уполномоченном по правам ребенка о требованиях к кандидату на эту должность.

Таким образом, институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации должен гарантировать приоритет защиты прав детей. Конкретизация и детализация правового статуса омбудсмена по защите прав ребенка должны стать новым эффективным этапом его непосредственной работы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Рос. газ. 1993. 25 дек. С. 3-6.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 16.

3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 52, ст. 5880.

4. Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 53 (ч. I), ст. 8427.

5. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 14.06.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1395.

6. Данные Судебного департамента в Республике Марий Эл. URL: http://usd.mari.sudrf.ru (дата обращения: 12.08.2019)

7. Лукьянова Н.Н. Проблемы правового регулирования и организации деятельности института уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации // Марийский юридический вестник. 2016. № 16. С. 97-99.

8. Поклонцев К.В. Перспективы развития института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. №49. С. 153-155. URL: https://moluch.ru (дата обращения: 17.09.2019).

9. Санникова Е.А. Проблемы правового регулирования института Уполномоченного по правам ребенка в РФ // Научное сообщество сту-

дентов. Междисциплинарные исследования: сб. ст. по материалам XLV Междунар. студ. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 21 мая 2018 г.). Новосибирск, 2018. № 10 (45). URL: https://sibac.info (дата обращения: 17.09.2019).

References

1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii [The Constitution of the Russian Federation]: prinyata vsena-rodnym golosovaniem 12.12.1993 // Ros. gaz. 1993. 25 dek. S. 3-6.

2. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federatsii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 29.05.2019) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1996. № 1, st. 16.

3. O dopolnitelnykh garantiyakh po sotsialnoj podderzhke detej-sirot i detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej [On additional guarantees for social support of orphans and children left without parental care]: feder. zakon ot 21.12.1996 № 159-FZ (red. ot 25.12.2018) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1996. № 52, st. 5880.

4. Ob upolnomochennykh po pravam reben-ka v Rossijskoj Federatsii [About commissioners for the rights of the child in the Russian Federation]: feder. zakon ot 27.12.2018 № 501-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2018. № 53 (ch. I), st. 8427.

5. Ob utverzhdenii Polozheniya ob Administra-tsii Prezidenta Rossijskoj Federatsii [On approval of the Regulation on the Administration of the President of the Russian Federation]: ukaz Prezidenta RF ot 06.04.2004 № 490 (red. ot 14.06.2018) // Sobr. zakonodateTstva Ros. Federatsii. 2004. № 15, st. 1395.

6. Dannye Sudebnogo departamenta v Res-publike Marij El. URL: http://usd.mari.sudrf.ru (Accessed 12.08.2019)

7. Lukyanova N.N. Problemy pravovogo regulirovaniya i organizatsii deyateFnosti insti-tuta upolnomochennogo po pravam rebenka v sub^ektakh Rossijskoj Federatsii [Problems of legal regulation and organization of activities of the institution of the Commissioner for the Rights of the Child in the subjects of the Russian Federation] // Marijskij yuridicheskij vestnik. 2016. № 16. S. 97-99.

8. PoklontsevK.V. Perspektivy razvitiya instituta upolnomochennogo po pravam rebenka v Rossijskoj Federatsii [Prospects for the development of the institution of the Commissioner for the Rights of the Child in the Russian Federation] // Molodoj uchenyj. 2018. №49. S. 153-155. URL: https://moluch.ru (Accessed 17.09.2019).

9. Sannikova E.A. Problemy pravovogo regulirovaniya instituta Upolnomochennogo po pravam rebenka v RF [Problems of legal regulation of the institution of the Commissioner for the Rights of the

Child in the Russian Federation] // Nauchnoe soob- nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 21 maya 2018 g.). shchestvo studentov. Mezhdistsiplinarnye issledo- Novosibirsk, 2018. № 10 (45). URL: https://sibac. vaniya: sb. st. po materialam XLV Mezhdunar. stud. info (Accessed 17.09.2019).

МОЗАЙЛО Юлия Богдановна - магистрант. Университет управления «ТИСБИ». Россия. Казань. E-mail: [email protected].

MOZAYLO, Yulia Bogdanovna - Undergraduate. University of Management «TISBI». Russia. Kazan. E-mail: [email protected].

УДК 343.137.5(091)(470)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

Е.В. Нечаева, Т.Г. Алексеева

В статье рассматриваются исторические и правовые аспекты становления уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних на протяжении всего развития института права в России - от «Русской правды» Ярослава Мудрого до Уголовного кодекса РФ 1996 г. Раскрыты особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних на разных этапах развития российского общества, а также отражено влияние исторических событий в стране на принятие тех или иных нормативно-правовых актов.

По мнению авторов, главной особенностью развития отечественного законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних является постепенное увеличение возраста привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних и принятие во внимание специфики данной категории граждан. С каждым принятым нормативно-правовым актом в отношении несовершеннолетних законодатель учитывает все больше нюансов, связанных с особенностью личности несовершеннолетнего правонарушителя, тем самым увеличивая число мер, невозможных для применения их по отношению к подросткам. Это говорит о позитивных тенденциях развития уголовного права в отношении несовершеннолетних, о гуманизации всего государственно-общественного механизма борьбы с преступностью несовершеннолетних. Государственная политика обратила вектор развития на предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и гуманные меры, направленные на позитивное изменение их личности.

Ключевые слова: история российского уголовного законодательства; детская и подростковая преступность; несовершеннолетний; правонарушения; преступления; возраст уголовной ответственности.

E.V. Nechaeva, T.G. Alexeyeva. HISTORY OF DEVELOPMENT OF THE CRIMINAL LEGISLATION CONCERNING MINORS IN RUSSIA

The article discusses the historical and legal aspects of the formation of criminal legislation against minors throughout the development of the institute of law in Russia - from the «Russian Truth» by Yaroslav the Wise to the Criminal Code of the Russian Federation in 1996. The features of criminal liability and punishment of minors at different stages of development of Russian society are disclosed, and also the influence of historical events in the country on the adoption of certain regulatory legal acts is reflected.

According to the authors, the main feature of the development of domestic legislation on the criminal liability of minors is a gradual increase in the age of criminal prosecution of minors and taking into account the specifics of this category of citizens. With each adopted normative legal act in relation to minors, the legislator takes into account more and more nuances associated with the personality of the juvenile delinquent, thereby increasing the number of measures impossible for them to apply to adolescents. This indicates the positive trends in the development of criminal law against minors, the humanization of the entire state-public mechanism for combating juvenile delinquency. State policy drew the vector of development to the prevention of offenses committed by minors, and humane measures aimed at a positive change in their personality.

Keywords: history of the Russian criminal legislation; child and adolescent crime; juvenile; offenses; crimes; age of criminal responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.