ход исполнения. Немаловажным является и то, что многие вопросы, касающиеся исполнения, находятся в исключительной компетенции суда. Речь идет о вопросах приостановления, прекращения, изменения порядка и способа исполнения решения, его отсрочки и рассрочки, наложения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, о повороте исполнения решения, выдаче исполнительного листа. Такое положение противоречит принципам и задачам исполнительного производства, т. к. исполнительное производство в настоящее время стадией судебного процесса не является5.
В соответствии с законом принудительно исполняются не только судебные акты, но и акты иных органов. Следует иметь в виду, что срок вынесения судом определений по указанным ранее вопросам по общему правилу довольно длителен.
В связи с этим имеет смысл согласиться с мнением авторов о целесообразности внесения в закон «Об исполнительном
производстве» поправок, в соответствии с которыми указанные процессуальные вопросы, связанные с исполнением, были бы отнесены к компетенции старшего судебного пристава-начальника территориального подразделения службы судебных приставов6.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Чурилова А. Служба судебных приставов на верном пути и на распутье// Бизнес-адвокат. 2000. № 13. С. 4.
2 Валеева Д. X. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя // Юридический мир 2000. № 5. С. 44.
3 Ягузинский А. Н. Правовое регулирование исполнения судебных актов и актов иных органов //Законодательство. 2000. № 4. С. 71.
4 Золотухин О. В. Коллизии и недостатки в исполнительном производстве // Современное право. 2001. № 2. С. 46.
5 Ягузинский А. Н. Указ. соч. С.87.
6 Там же. С. 88.
М. Л. ГОРКОВЕНКО
кандидат юридических наук, доцент
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И ТОВАРОВ
В условиях свободного рынка качество российских товаров и услуг — это безопасность граждан России и окружающей среды, средство повышения конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей как на внутреннем, так и на мировом рынке, это сбережение ресурсов и повышение эффективности производства.
Особую значимость эта проблема приобретает в кризисных условиях, сопровождающихся распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках.
В этой связи следует отметить, что Правительство Российской Федерации уделяет постоянное внимание повышению качества отечественных товаров и услуг. Принят ряд постановлений, направленных на стимулирование работ
по повышению качества и содействие внедрению эффективных методов управления качеством.
Постановлением от 12 апреля 1996 г. № 423 учреждены премии Правительства Российской Федерации в области качества1, 24 февраля 1999 г. утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области качества № 2062, 2 февраля 1998 г. принято постановление № 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг»3, ориентированное на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы управления качеством на основе государственных стандартов серии ГОСТР ИсО 9000. В настоящее время по
М. Л. ГОРКОВЕНКО
поручению Правительства РФ Госстандарт России, Мин-экономразвития России и Минпромнауки России совместно с научно-технической общественностью и заинтересованными ведомствами и организациями работают над проектом концепции национальной политики в области качества.
Большая роль в повышении качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг принадлежит региональным движениям за качество, которыми сейчас охвачены многие регионы Российской Федерации.
В частности, в Иркутской области разрабатывается концепция областной комплексной программы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг организаций.
Кроме того, губернатор Иркутской области одобрил предложение ИАПО, Сибэкспоцентра, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири о создании ОАО «Региональный центр качества "Байкалсерт"» на базе регионального центра «Качество». Главные цели «Бай-калсерта» — подготовка собственных специалистов по системам качества и управлению качеством, оказание помощи различным структурам в создании систем качества, их по-следующей сертификации.
Также в Иркутске на базе Иркутской государственной экономической академии (ныне БГУЭП) создан научно-исследовательский институт экономики Восточной Сибири, который сориентирован преимущественно на выполнение прикладных работ в сфере региональной экономики.
С выходом на внешний рынок наши экспортеры столкнулись со многими барьерами, которые значительно снижают эффективность торговли, а иногда делают ее просто невозможной.
Прежде всего это обусловлено разными подходами в определении понятия «качество товаров».
Так, согласно европейскому определению качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности4. У нас же качество — это соответствие
определенным параметрам. Отсюда возникает непонимание наших продавцов на внешнем рынке.
В целях устранения данного препятствия полагаем, что под качеством товаров следует понимать совокупность свойств товаров (технических, экономических, эстетических, потребительских), обусловливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности и закрепленных в договорах, стандартах, технических условиях, или качество должно соответствовать обычно предъявляемым требованиям, образцам или описанию.
Кроме того, закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. 1993 г.) определяет еще одно требование, которому должно соответствовать качество товара (продукции), а именно информация о товарах, предоставленная продавцом (изготовителем) покупателю.
Так, в суде рассматривалось дело о самовозгорании импортного телевизора. Было установлено, что причиной возгорания явилось замыкание, вызванное попаданием в изделие тараканов. Суд решил, что поскольку в правилах пользования телевизором нет информации о принятии получателем мер по предотвращению попадания в изделие насекомых, то продавец должен нести ответственность в полном объеме5.
Представляется, что не совсем правильно, на наш взгляд, законодатель в новой редакции закона РФ «О защите прав потребителей»6 в ст. 4, в которой определяется, каким требованиям должно соответствовать качество товара, не указывает одно из его условий — информацию о товарах, но думается, что и не исключает его (ст. 8, 9, 10). Однако отсутствие обязательных требований, содержащихся в информации, может вызвать возникновение каких-либо недостатков в товаре, т. е. отсутствие информации о товаре находится в причинно-следственной связи с возможным наступлением отрицательных последствий.
Поэтому считаем, что законодателю следует вернуться к определению требований к качеству товаров, содержащихся в прежней редакции закона, и исходить из того, что нарушение условий о качестве —
это несоблюдение обычно предъявляемых требований, закрепленных в стандартах, технических условиях, условиях договора, описаниях, образцах, а также информации
о товарах, предоставленной изготовителем (продавцом).
Необходимыми условиями повышения качества и безопасности товаров являются сертификация продукции и наличие сертифицированной системы управления качеством. В настоящее время готовится к рассмотрению проект федерального закона «Об обязательном подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям».
Данный акт разработан в целях реализации концепции совершенствования сертификации, и главной его составляющей является законодательное введение подтверждения соответствия, в том числе применение наряду с сертификацией подтверждения соответствия изготовителем. Это предполагает установление возможности использовать декларацию поставщика, в которой он подтверждает соответствие своей продукции или услуги требованиям безопасности, как самостоятельного документа, действующего наряду с сертификатом. Декларация, как и сертификат, будет давать право ставить на продукции знак соответствия. Согласно сложившейся мировой практике новый законопроект значительную часть ответственности перекладывает на производителя и предоставляет ему возможность выбора вида сертификации (как правило, добровольную).
Таким образом, этот закон способствует интеграции нашей страны в мировую экономику, поскольку успешная конкуренция с другими странами невозможна без участия России в международных организациях по стандартизации и сертификации, а это, в свою очередь, будет также содействовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Следует отметить, что система обеспечения безопасности потребителя может эффективно функционировать только при наличии комплекса условий, обеспечивающих высокое качество товаров. Поэтому большое значение в настоящее время придается
регулированию безопасности и охраны среды обитания человека. В частности, принят федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»7, а также ряд постановлений Правительства Российской Федерации.
Так, с 1 января 2003 г. на территории РФ вводится государственная регистрация новых пищевых продуктов8, материалов и изделий. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 988 утверждено Положение о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведении государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории РФ или ввоза на территорию РФ и оборота9.
Государственной регистрации подлежат новые пищевые продукты, материалы и изделия, парфюмерия и косметическая продукция, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия и другие продукты по перечню согласно приложению к указанному Положению и в соответствии с номенклатурой такой продукции, утверждаемой Министерством здравоохранения РФ и Министерством сельского хозяйства РФ. В перечень, например, включены минеральная вода, продукты детского питания, мясные и молочные продукты.
Под новой продукцией понимается впервые разрабатываемая и внедряемая для промышленного изготовления на территории РФ, а также впервые ввозимая на территорию РФ и ранее не реализовывавшаяся на территории РФ продукция. Государственная регистрация российской продукции проводится на этапе ее подготовки к производству, а импортной продукции — до ее ввоза на территорию РФ. Государственную регистрацию продукции проводит Министерство здравоохранения РФ, а также уполномоченные им учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, а новых пищевых продуктов животного происхождения — Министерство здравоохранения РФ совместно с Министерством сельского хозяйства РФ. Следовательно, теперь проверять бу-
С. И. СУСЛОВА
дут все: и качество товара, и условия транспортировки, хранения, а также безопасность тары и упаковки.
В то же время Положение о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов10 от 21 декабря
2000 г. очерчивает круг конкретных учреждений, которым вменяется контроль за продуктами. Это не только Госсанэпиднадзор, но и Государственная ветеринарная служба, Госторгинспекция, Госстандарт и Росгосхлебинспекция.
Службы контроля и надзора этих ведомств полномочны проверять условия изготовления, оборота и использования продтоваров и принимать решения об утилизации недоброкачественных товаров. Согласно положению контролеры обязаны также установить причины и условия отравления тем или иным продуктом и виновных привлекать (к сожалению, лишь в административном порядке — штрафовать). Тем не менее, опираясь на факт наказания, пострадавшему потребителю будет легче взыскать с продавца ущерб, связанный с причинением вреда жизни, здоровью.
Все изложенное свидетельствует о том, что в настоящий период времени качество и безопасность продуктов питания и товаров (продукции) являются ключевыми проблемами обеспечения эко-
номического развития страны и охватывают все стадии деятельности от изготовления до утилизации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1900.
2 Российская газета. 1999. 16 марта.
3 Российская газета. 1998. 20 фев.
4 Экономика. Право. Менеджмент. 2000. № 7. С. 18.
5 Дело Октябрьского районного суда г. Иркутска. 1995. № 182.
6 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
7 Российская газета. 2000. 10 янв.
8 Пищевые продукты — продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. См.: Порядок проведения санитарноэпидемиологической экспертизы продукции: Приказ Минздрава РФ от 15 авг.
2001 г. // Российская газета. 2001. 27 окт.
9 Российская газета. 2001. 10 янв.; 2002. 23 янв.
10 Российская газета. 2001. 12 янв.
С. И. СУСЛОВА
преподаватель
ИНФОРМАЦИц КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Рассмотрение вопроса о регулировании информационных отношений нормами гражданского законодательства в первую очередь связано с проблемой отнесения информации к объектам гражданских прав, что является бесспорной новеллой гражданского законодательства, не имеющей аналогов ни в одном из законодательных актов ни дореволюционного, ни советского периодов. В то же время выяснение данного вопроса тесно связано с решением еще одной, неоднократно поднимаемой
в юридической литературе проблемы — возможностью отнесения информации к объектам вещных прав. Попытке выяснения основополагающих теорий в указанной области и хотелось бы посвятить данное исследование.
Большинство цивилистов оспаривают возможность распространения на информацию и информационные ресурсы как не на материальные объекты института права вещной собственности1. Как отмечает Е. А. Суханов, объекты права собственности — более узкое понятие, чем