Научная статья на тему 'Практика обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров на современном этапе'

Практика обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
535
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПИЩЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ / СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ / QUALITY / SAFETY / FOOD PRODUCTS / CONFORMITY ASSESSMENT / CERTIFICATE OF CONFORMITY

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Чернышева Юлия Станиславовна, Горностаева Жанна Викторовна, Жидков Владимир Евдокимович

В статье рассматриваются особенности обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров в Российской Федерации. Обеспечение населения безопасными продуктами питания является одним из направлений национальной безопасности РФ, а также неотъемлемым условием реализации стратегического приоритета, направленного на повышение качества жизни российских граждан за счет гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Проблеме обеспечения безопасности продовольственных товаров уделяется внимание на государственном уровне, о чем свидетельствует принятая в 2010 году доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Чернышева Юлия Станиславовна, Горностаева Жанна Викторовна, Жидков Владимир Евдокимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of ensuring the quality and safety of food products at the present stage

The article considers the features of ensuring the quality and safety of food products in the Russian Federation. Providing the population with safe food is one of the areas of national security of the Russian Federation, as well as an essential condition for the implementation of the strategic priority aimed at improving the quality of life of Russian citizens by guaranteeing high standards of living. The problem of ensuring the safety of food products is given attention at the state level, as evidenced by the adopted in 2010 doctrine of food security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Практика обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров на современном этапе»

Проблему организации парковок рядом ученых предлагается решать с помощью математического моделирования процесса [4,5], в которых используются временные и затратные критерии оценки.

По нашему мнению, моделирование парко-вочного пространства должно, прежде всего, опираться на оценке соответствия спроса и предложения на услуги парковки. Идеальной ситуацией для потребителей является соответствие числа запросов на парковку количеству парковочных мест. В свою очередь объем пар-ковочного пространства предлагается определять, используя следующую агрегированную математическую модель:

Нпм =кит-рн-Ыцп/т,

(1)

Р н =

N

ж

(2)

где А- количество автомобилей в населенном пункте, авт.; Л/ж- количество жителей населенного пункта, чел.

Количество целевых потребителей в исследуемой зоне:

(3)

где О- количество объектов целевого значения в исследуемой зоне, ед.; И- средняя интенсивность посещения потребителями объектов целевого значения, чел/час.; ^ - среднее время посещения объекта, включающее время подхода и возврата к месту стоянки АИП, час./ед.

С учетом ф. (2) и (3) выражение (1) для определения парковочного пространства запишется следующим образом:

N пм - кит

А

■QMt

/ m

(4)

где ря - удельный показатель, характеризующий насыщенность населения конкретного населенного пункта АИП, авт./чел;

я?- показатель фактической наполняемости автомобиля, /77= 1 где ц- номинальная пассажировместимость автомобиля с учетом водителя;

N - единовременное количество целевых потребителей в исследуемой зоне, чел.;

кит - коэффициент пользования индивидуальным транспортом в городе.

Показатель насыщенности населения АИП можно определить по формуле:

Коэффициент пользования АИП зависит от множества факторов и является предметом отдельных исследований.

Примечания:

1. Власов Д.Н., Данилина Н. В. Совершенствование транспортной системы крупнейшего города, путем развития системы "перехватывающих" парковок // Вестник МГСУ. - 2010. - №4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovershenstovanie-transportnoy-sistemy-krupneyshego-goroda-putem-razvitiya-siste my-perehvatyvay uschi h-parkovok (дата обращения 19.02.2018).

2. Патракеев И. М. Организация парковок в крупном городе на основе пространственно-точного моделирования / ИМ Патракеев, В.Е. Жуков, О.Г. Леонтьева. - Харьков, Украина. Харьковская национальная академия городского хозяйства, 2010. URL: https: elibren.ru/download/ elibreri_24397849_ 22642190.pdf (дата обращения 19.02.2018).

3. Как работает город. Организация парковок в Калгари. URL: https://horgord.livejournal.com/ 3957.html (дата обращения 19.02.2018).

4. Блюдин A.A. Моделирование работы парковок/ A.A. Блюдин, A.A. Романкова, В.А. Буркина, A.A. Власов // Современная техника и технологии. - 2014. - №12. URL: http://technology.snauka.ru/2014/12/ 5097 (дата обращения 19.02.2018).

5. Науменко Е. Ю. Организация парковочного пространства в общей системе дорожного движения в городах : дис.... канд. техн. наук. - Ростов-н/Д., 2012. URL: http://www.dissercat.com/content/ organizatsiya-parkovochnogo-prostranstva-v-obshchei-sisteme-dorozhnogo-dvizheniya-v-gorodakh (дата обращения 19.02.2018).

THE PRACTICE OF ENSURING THE QUALITY AND SAFETY OF FOOD PRODUCTS AT THE PRESENT STAGE Chernisheva Julia Stanislavovna, PhD of Technical science, Associate Professor Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor

Department of Management and Business, Institute for Entrepreneurship and Service sector (branch) Don State Technical University, Shahty

Zhidkov Vladimir Evdokimovich, DSc ofTechnicalsciences, Professor, Headof the Department of Service, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol

246

The article considers the features of ensuring the quality and safety of food products in the Russian Federation. Providing the population with safe food is one of the areas of national security of the Russian Federation, as well as an essential condition for the implementation of the strategic priority aimed at improving the quality of life of Russian citizens by guaranteeing high standards of living. The problem of ensuring the safety of food products is given attention at the state level, as evidenced by the adopted in 2010 doctrine of food security of the Russian Federation.

Keywords: quality; safety; food products; conformity assessment; certificate of conformity.

I

UJ

s u

X

О X

о

CO

*

* *

УДК 338.658 ВАК РФ 08.00.05

© ЧернышеваЮ.С., 2018 ©ГорностаеваЖ.В., 2018 ©Жидков В.Е., 2018

ЧЕРНЫШЕВА Юлия Станиславовна, кандидат технических наук, доцент Julia_chernigimail.ru

ГОРНОСТАЕВА Жанна Викторовна, кандидат экономических наук, профессор

zh.gornostaeva@mail.ru

кафедра Управления и предпринимательства, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет, Шахты

ЖИДКОВ Владимир Евдокимович, доктор технических наук, профессор, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставрополь mail@stis.su

ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

В статье рассматриваются особенности обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров в Российской Федерации. Обеспечение населения безопасными продуктами питания является одним из направлений национальной безопасности РФ, а также неотъемлемым условием реализации стратегического приоритета, направленного на повышение качества жизни российских граждан за счет гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Проблеме обеспечения безопасности продовольственных товаров уделяется внимание на государственном уровне, о чем свидетельствует принятая в 2010 году доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: качество; безопасность; пищевая продукция; подтверждение соответствия; сертификат соответствия.

I

В современныхусловиях по мере насыщения российского рынка продовольственных товаров происходит существенное изменение взаимоотношений между изготовителями, продавцами и потребителями пищевой продукции.

Обеспечение населения безопасными продуктами питания является одним из направлений национальной безопасности РФ, а также неотъемлемым условием реализации стратегического приоритета, направленного на повышение качества жизни российских граждан за счет гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Проблеме обеспечения безопасности продовольственных товаров уделяется внимание на государственном уровне, о чем свидетельствует принятая в 2010 году доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [1].

Право на безопасность приобретенного товара для жизни, здоровья и имущества потребителя, при соблюдении условий эксплуатации, хранения, транспортировки и утилизации, закреплено законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей". Не меньшее значение для современной государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности РФ имеет защита прав потребителей и охраны здоровья людей. Для реализации указанных задач был принят Федеральный закон от 2.09.2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", регулирующий отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения РФ.

Федеральный закон № 29-ФЗ предусматривает реализацию мер по подтверждению соответствия пищевых продуктов, материалов и изделий обязательным требованиям нормативных документов, а также мониторинг качества и безопасности продовольственных товаров при их разработке и постановке на производство, изготовлении, расфасовке, упаковке и маркировке, хранении и перевозках, реализации [2].

Подтверждение соответствия представляет собой документальное удостоверение соответствия продукции требованиям техничес-

ких регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров и может осуществляться в виде сертификации или декларирования соответствия.

Принципиальным отличием сертификации от декларирования соответствия является обязательное участие при процедуре сертификации третьей стороны, в качестве которой выступает независимый и аккредитованный орган по сертификации.

При обязательной сертификации решение о выдаче сертификата соответствия принимает орган по сертификации, руководствуясь результатами испытаний, полученными в аккредитованной испытательной лаборатории (центре). Таким образом, выдавая сертификат соответствия, третья сторона выступает гарантом того, что продукция, заявленная к подтверждению, соответствует требованиям действующих технических регламентов, то есть орган по сертификации разделяет с заявителем ответственность за безопасность сертифицируемых товаров [3].

Декларирование соответствия является формой подтверждения, при которой безопасность товаров подтверждается заявителям (изготовителем, продавцом) на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия заявитель самостоятельно заполняет декларацию, основываясь на собственных доказательствах, а орган по сертификации только регистрирует декларацию и не несет ответственность за достоверность доказательной базы.

С1 января 2015 года Российская Федерация является членом Евразийского экономического союза, до его создания - членом Таможенного союза и участником Единого экономического пространства. Безопасность продукции, обращаемой в рамках Евразийского экономического союза, обеспечивается за счет применения соответствующих технических регламентов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Основные цели разработки и принятия технических регламентов Евразийского экономического союза направлены на защиту жизни и здоровья человека, растений и животных, защиту окружающей среды, энергоэффективность и ресурсосбережение (рис. 1).

Значительное количество товаров, безопасность которых должна быть подтверждена документально, составляют различные виды пищевой продукции, в том числе и специализированной.

Защита жизни и здоровья человека

Защита жизни и здоровья животных, растений

Рисунок 1 - Цели принятия технических регламентов

Урбанизация и изменения форм поведения потребителей, обуславливают увеличение спроса на пищевую продукцию, что приводит к значительному удлинению глобальной продовольственной цепочки. Необходимость удовлетворения спроса в продовольственных товарах влияет на объемы промышленного производства в агропромышленном секторе, что обуславливает как новые возможности, так и новые угрозы в том, что касается безопасности пищевой продукции.

Вредное воздействие пищевой продукции обусловлено наличием в ней контаминантов (загрязнителей), создающих угрозу жизни или здоровью человека или будущих поколений. Контаминация свидетельствует о попадание в продукцию предметов, частиц, веществ и организмов и (или) присутствие их в количествах, несвойственных данному виду продовольственных товаров или превышающих установленные уровни.

До недавнего времени нормативы по содержанию вредных веществ и загрязнителей предъявлялись только готовой пищевой продукции и не распространялись на исходное сырье, используемого для её производства. Ситуация изменилась с вступлением в силу технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", который устанавливает нормативы микробиологической и гигиенической безопасности как к готовой продукции, так и к непере-работанному продовольственному сырью животного и растительного происхождения [4].

В качестве основополагающего механизма в системе обеспечения безопасности продовольственных товаров выступает мониторинг за их загрязнением. Реализация основныхэта-

ш %

о

ш

2: о

X

о ^

л

■X

■X *

248

пов мониторинга позволяет установить исходный уровень загрязненности пищевых продуктов токсинами и спрогнозировать вариантности этихуровней во времени; оценить результативность мероприятий по снижению уровня загрязнения пищевых продуктов; обеспечить контроль загрязнения продовольственных товаров, не допуская превышения ПДК, установленных в техническом регламенте.

Для повышения эффективности мониторинга безопасности пищевой продукции авторами предлагается алгоритм, представленный на рисунке [2].

Содержатся ли в пищевом продукте контаминанты

Нет

Да

Имеется пи документальное свидетельствование положительного результата гигиенических исследований пищевого продукта и его компонентов (свидетельство о государственной регистрации)

Имеется ли документальное свидетельствование положительного результата химических и токсикологических исследований пищевого продукта и его компонентов (сертификат или декларация о _соответствии)_

Да

Да

Нет

Нет

I

При отсутствии информации о безопасности компонентов пищевой

продукции, а также при использовании новых компонентов:

1. Идентифицировать компонент пищевой продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Провести экспертизу документов (стандартов организации, сертификатов соответствия, паспортов безопасности, экологических сертификатов).

3. Провести оценку вероятности причинения вреда человеку в результате употребления продукта питания, содержащего определенный ком понент.

4. Уточнить цель, с которой производитель включил данный компонент в состав продукта питания, а также риск снижения пищевой и энергетической ценности продукта в случае неприменения данного компонента. Провести анализ соотношения между риском и преимуществами и сопоставить его с анализом изготовителя.

Низкий риск/высокие преимущества

Степень риска не ясна

Провести оценку в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищево й ценности пищевых продуктов

Допустить

Выполнить оценку результатов. Уточнить потенциальную возможность использования альтернативных, менее опасных компонентов.

Рисунок 2 - Блок-схема мониторинга безопасности пищевой продукции

Затрагивая вопрос обеспечения безопасности продовольственных товаров на современном этапе, необходимо отметить, что процедура обязательной сертификации является достаточно затратной для производителей.

В соответствии с Федеральным законом РФ №184-ФЗ "О техническом регулировании" оп-

лата работ по сертификации осуществляется заявителем за счет собственных средств, кроме случаев, когда финансирование осуществляется из государственного бюджета. Причем сумма средств, израсходованных заявителем на проведение сертификации, относится на себестоимость сертифицируемой продукции.

Производителей продовольственных товаров целесообразно разделить на три категории: субъекты малого предпринимательства, субъекты среднего предпринимательства и крупные производители. Для каждой категории производителей характерны свои особенности при прохождении процедуры сертификации, характеристика которых представлена в таблице 1.

Анализ данных таблицы 1 показал, что субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере производства пищевой продукции необходима финансовая поддержка, позволяющая снизить затраты на сертификацию.

Адресатами получения финансовой поддержки могут выступать как субъекты предпринимательской деятельности (производители),таки органы по сертификации, которые проводят процедуру подтверждения соответствия. В первом случае меры поддержки будут заключаться в субсидировании затрат производителей, связанных с проведением мероприятий по сертификации пищевой продукции. Во втором случае меры поддержки будут направлены на софинансирование затрат, обусловленных подтверждением соответствия пищевой продукции, которые предоставляются органу по сертификации по результатам оказанных им услуг.

При обязательной сертификации пищевой продукции оплате подлежат работы, выполняемые органом по сертификации, связанные с

Высокий риск/низкие преимущества

Отклонить

оформлением сертификата соответствия; сертификация систем качества (производства), если она предусмотрена схемой сертификации продукции; инспекционный контроль за сертифицированной продукции требованиям нормативных документов; право на применение знака обращения на рынке; испытания образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории.

Таблица 1 - Особенности процедуры сертификации для различных категорий производителей пищевой продукции

Стоимость первоначальной сертификации для заявителя может быть определена по следующей формуле [3]:

. „ Л К1 + К2. „ Рн.

Спг = ¿о.с.г. х Зэ х (1 +-)х(1 +-), (1)

о с. 100 100 ^ ;

где ¿^.-трудоемкость сертификации, чел.-дн.;

Зэ — средняя дневная ставка специалиста,

руб.;

/Л - страховые взносы во внебюджетные фонды;

К1 - процент накладных расходов;

Рн- уровень рентабельности, %.

Из приведенного соотношения следует, что стоимость всей работы, выполняемой органом по сертификации, в существенной степени зависит от трудоемкости отдельных видов работ и средней тарифной ставки специалистов.

В общем случае суммарные затраты заявителя на сертификацию конкретной продукции определяются по формуле:

С = Сох:. + Соб + Сил. + Сел. +

я ш

+ ^ Си.кл + ^ Си.к.} + Срс, (2)

где Соб- стоимость образцов (по факту), отобранных для сертификационных испытаний (разрушающихся), руб.; Сск - стоимость сертификации (по факту) системы качества, руб.;

Сик - стоимость одной проверки, проводимой в рамках инспекционного контроля за соответствием сертифицированной продукции требованиям нормативной документации, руб.; п- число проверок, предусмотренных программой инспекционного контроля за сертифицированной продукцией; С . - стоимость одной

и.с.к.] ^

проверки, проводимой в рамках инспекционного контроля за соответствием сертифицированной системы качества требованиям нормативных документов, руб.; я? - число проверок сертифицированной системы качества требованиям нормативных документов, предусмотренных схемой инспекционного контроля;

С - расходы на упаковку и транспортировку образцов (по факту) к месту испытаний, руб.;

С - стоимость работ, выполняемых при сертификации ввозимой продукции, руб.

Процедура сертификации единичного изделия, партии и серии пищевой продукции отличается по сумме затрат, которые несёт производитель. Анализ информации с сайтов органов по сертификации, показал, что, например, средняя стоимость сертификации партии молочной продукции находится в пределах от 5,0 до 7,0 тыс. рублей, серии - от 10,0 до 13,0 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что существующая в РФ система контроля состояния потребительского ры н ка п родовол ьственн ых това ров а кцен-тирует внимание на вопросах безопасности продукции, позволяя изготовителям манипулировать ее качеством. Вместе с тем на современном этапе развития российского общества существует запрос не только на безопасную, но и на качественную пищевую продукцию, соответствующую критериям подлинности.

Вид заявителя Характеристика заявителя Проблемы, при проведении сертификации

Крупные производители пищевой продукции Большие объемы производства позволяют избежать значительных затрат на сертификацию и несущественно влияют на себестоимость товара Дублирование процедуры оценки сырья и готовой пищевой продукции.

Субъекты среднего предпринимательства производители пищевой продукции Незначительные объемы производства, высокая стоимость документов, подтверждающих соответствие, в том числе на штучную продукцию, влияют на себестоимость в целом Дублирование процедуры оценки сырья и готовой пищевой продукции. Неразвитость лабораторной базы. Снижение уровня рентабельности

Субъекты малого предпринимательства производители пищевой продукции В связи с малыми объемами производства, стоимость документов, подтверждающих соответствие, в том числе на штучную продукцию, значительно влияет на себестоимость в целом. Дублирование процедуры оценки сырья и готовой пищевой продукции. Неразвитость лабораторной базы. Несоразмерность получаемой прибыли с понесенными затратами, в том числе сертификационными

Для решения проблемы обеспечения потребительского рынка безопасными и качественными пищевыми продуктами необходимо усилить ответственность за производство и оборот фальсифицированной пищевой продукции, в том числе при организации питания в образовательных и медицинских организациях, оздоровительныхучреждениях и организациях социального обслуживания.

Примечания:

1. Gornostaeva Z.V. Transformation of International Standards of Nutrition due to Increasing Demand for Ecologically Clean Production / Gornostaeva Z.V., Zhidkov V.E. - Indian Journal of Science and

Technology. - Vol 9(29). - DOI: 10.17485/ijst/2016/ v9i29/89836, August 2016.

2. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации // Аналитический вестник. - № 34 (633). - Режим доступа: URL: http:// council.gov.ru/media/files/d7.pdf.

3. Экономика и менеджмент: современные детерминанты модернизации и трансформации : коллектив. моногр / Айдинова А. Т. [и др.]. - М. : Миракль, 2017.- 184 с.

4. Технический регламент Таможенного союза TP ТС 021/2011. О безопасности пищевой продукции/ Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - Режим доступа: URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/ PischevayaProd.aspx

FORMS OF THE DIGITAL ECONOMY AND THE DEFICIT OF IMPERIALISM Shevchenko MHana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor Voronina Alexandra Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor

Department of Economics and Management, Moscow University. S. Yu Witte (branch), Rostov-on-Don

The article proves that economics is not a figure, otherwise it is an empty set of incoherent elements. It is proposed to introduce the controlling element into the economic set and to link it with the constant and variable unknowns of the same set. The absence in Russia of the theory of the continued existence of the state system, neither socialist, nor capitalistic, nor imperialistic, but empirical, as a fashion novelty in the present, is emphasized. The role of various network models of the digital economy is mentioned: California, Singapore, Finland, G5- Plaza, Bitcoin. The correlation between ruble and bitcoin is shown.

Keywords: digital economy; imperialism; gross regional product.

УДК338.2:330.2 ВАК РФ 08.00.10

© Шевченко М.В., 2018 © Воронина A.B., 2018

ФОРМЫ ЦИФРОВОМ ЭКОНОМИКИ И ДЕФИЦИТ ИМПЕРИОЛОГИЗМА

В статье доказывается, что экономика не цифрой не бывает, иначе она представляет собой пустое множество бессвязных элементов. Предложено ввести в экономическое множество элемент "контроллинг" и увязать его с постоянными и переменными неизвестными того же множества. Акцентируется отсутствие в России теории дальнейшего существования государственного устройства. Упомянута роль различных сетевых моделей цифровой экономики: Калифорнийская, Сингапурская, Финская, 65 - Плаза, Биткоин. Показано соотношение между рублем и биткоином.

Ключевые слова: цифровая экономика; империологизм; валовой региональный продукт.

ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент

ВОРОНИНА Александра Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

кафедра Экономики и менеджмента, Московский университет им. С.Ю. Витте (филиал), Ростов-на-Дону

Переход к цифровой экономике не является модной новинкой, поскольку со времён правления царя Александра III уже были открыты десятки русских купеческих банков. Потенциал русского народа сумел воплотиться в гигантскихуспехах России. За 10 лет (18901900 годы) Россия не только смогла удвоить промышленный потенциал, но и в последующие 13 лет (1901 -1913 годы) набрала такое ускорение, что снова удвоила свой потенциал. Накануне Первой мировой войны английский экономист Э. Нори писал: "Если западные страны не сумеют удержать Россию, то к 1930-му году ей не будет соперников. И Европа и США окажутся на коленях перед таким гигантом ..."

Для того, чтобы интегрировать в промышленное развитие России и её окраины, Александр III инициировал строительство Транссибирской железнодорожной магистрали и Закаспийских железных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.