Научная статья на тему 'Об особенностях и опыте применения нового Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) в системе государственной статистики с учетом применяемых в настоящее время других классификаторов продукции в различных сферах управления экономикой'

Об особенностях и опыте применения нового Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) в системе государственной статистики с учетом применяемых в настоящее время других классификаторов продукции в различных сферах управления экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ / ЕВРОПЕЙСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ / ОКПД / ОКВЭД / ОКП / CPA/КПЕС / CN/КН / HS/ГС / КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ТОВАРОВ / ГРУППИРОВКА / КОД / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / THE ALL-RUSSIAN QUALIFIERS / THE EUROPEAN CLASSIFICATIONS / CLASSIFICATION OF GOODS / THE CODE / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кевеш Александр Львович, Коробов Виктор Николаевич, Струкова Валентина Евгеньевна

В данной статье рассмотрены роль, место и значение классификаторов продукции для решения задач государственного регулирования экономики за счет их использования в качестве стандартного средства систематизации, унификации и идентификации товаров и услуг, обеспечивающего сопряжение государственных информационных систем и ресурсов и проведение сопоставлений статистических данных на международном и национальном уровнях. Рассмотрены структура, принципы построения, правила и особенности классифицирования товаров и услуг в действующих отечественных классификаторах, гармонизированных, как правило, с международными и региональными классификациями. Представлен опыт внедрения Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) в статистическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кевеш Александр Львович, Коробов Виктор Николаевич, Струкова Валентина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About features and experience of application of the new all-russian qualifier of production by economic activities kinds (aqpa) in system of the state statistics taking into account other qualifiers of production applied now in various spheres of management of economy

In given article the role, a place and value of qualifiers of production for the decision of problems of state regulation of economy at the expense of their use as standard means of ordering, unification and identification of the goods and the services, providing interface of the state information systems and resources and carrying out of comparisons of the statistical data at the international and national levels are considered. The structure, principles of construction, rule and feature of classification of goods and services in the operating domestic qualifiers harmonised, as a rule, with the international and regional classifications are considered. Experience of introduction of the All-Russian qualifier of production by economic activities kinds (AQPA) is presented to statistical practice.

Текст научной работы на тему «Об особенностях и опыте применения нового Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) в системе государственной статистики с учетом применяемых в настоящее время других классификаторов продукции в различных сферах управления экономикой»

Кевеш

Александр Львович,

Заместитель руководителя Росстата,

+7 (495) 607-40-75, kevesh@gks.ru

Коробов

Виктор Николаевич,

Заместитель начальника Управления организации статистического наблюдения и контроля Росстата, к.т.н.,

+7 (495) 607-44-21, korobov@gks.ru

Струкова

Валентина Евгеньевна,

Заместитель начальника Управления статистики предприятий Росстата,

+7 (495) 607-47-70, strukova@gks.ru

В данной статье рассмотрены роль, место и значение классификаторов продукции для решения задач государственного регулирования экономики за счет их использования в качестве стандартного средства систематизации, унификации и идентификации товаров и услуг, обеспечивающего сопряжение государственных информационных систем и ресурсов и проведение сопоставлений статистических данных на международном и национальном уровнях. Рассмотрены структура, принципы построения, правила и особенности классифицирования товаров и услуг в действующих отечественных классификаторах, гармонизированных, как правило, с международными и региональными классификациями. Представлен опыт внедрения Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) в статистическую практику.

Ключевые слова: общероссийские классификаторы, европейские классификации, ОКПД, ОКВЭД, ОКП, CPA/КПЕС, CN/КН, HS/ГС, классифицирование товаров, группировка, код, государственное регулирование

Об особенностях

и опыте применения нового общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (окпд) в системе государственной статистики с учетом применяемых в настоящее время других классификаторов продукции в различных сферах управления экономикой

Большой опыт применения отечественных и зарубежных классификаторов продукции (товаров, услуг) в системе государственной статистики сейчас является особенно важным и востребованным для других сфер управления экономикой в связи с переходом на новый Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) и в связи с разработкой на его основе новой версии Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) - разработчик Росстат, Общероссийского классификатора полезных ископаемых и подземных вод (ОК-ПИиПВ) - разработчик Минприроды России, и Собирательной группировки «Платные услуги населению» - разработчик Минэкономразвития России.

Для использования этого опыта представляется целесообразным проанализировать и определить в первую очередь каким образом классификаторы продукции применяются в настоящее время для решения задач государственного регулирования экономики.

Исходя из выявленных задач станет возможным оценить масштаб предстоящих работ по переходу на ОКПД в «смежных» со статистикой областях государственного управления и предоставить возможность всем заинтересованным государственным структурам спланировать свои действия так, чтобы быть готовыми воспринимать и использовать статистическую информацию, разработанную в структуре ОКПД, для решения возложенных на них задач.

Применение классификаторов продукции для государственного регулирования экономики осуществляется путем выпуска соответствующих нормативных правовых актов с указанием в них регулируемых показателей и соответствующих используемых для этого классификаторов продукции, как правило, с приведением диапазонов кодов и наименований видов продукции по следующей схеме: нормативный акт - регулируемый показатель - классификатор продукции.

Совокупность всей выпускаемой в отраслях экономики продукции отражена в различных классификаторах продукции, предназначенных для систематизации, упорядочения, однозначной идентификации и представления в стандартном формализованном и унифицированном формате продуктов и услуг, сгруппированных по наиболее существенным классификационным признакам (вид материала исходного сырья, назначение использования, технология производства и т.д.) для ее распознавания и автоматизированной обработки, обеспечения адекватного описания развития производства продукции, сопряжения информационных систем и ресурсов и транспарентного информационного обмена между хозяйству-

Ц69>

About features and experience of application of the new all-russian qualifier of production by economic activities kinds (aqpa) in system of the state statistics taking into account other qualifiers of production applied now in various spheres of management of economy

Alexander L. Kevesh

Deputy head of Rosstat,

+7 (495) 607-40-75, kevesh@gks.ru

Victor N. Korobov

Candidate of science, economics; the Deputy Chief of department of the organisation of statistical supervision and control of ROSSTAT,

+7 (495) 607-44-21, korobov@gks.ru

Valentina E. Strukova

The deputy chief of department of statistics of enterprises of ROSSTAT,

+7 (495) 607-47-70, strukova@gks.ru

In given article the role, a place and value of qualifiers of production for the decision of problems of state regulation of economy at the expense of their use as standard means of ordering, unification and

identification of the goods and the services, providing interface of the state information systems and resources and carrying out of comparisons of the statistical data at the international and national levels are considered. The structure, principles of construction, rule and feature of classification of goods and services in the operating domestic qualifiers harmonised, as a rule, with the international and regional classifications are considered. Experience of introduction of the All-Russian qualifier of production by economic activities kinds (AQPA) is presented to statistical practice.

Keywords: the all-Russian qualifiers, the European classifications, CPA/КПЕС, CN/m, HS/rc, classification of goods, the code, state regulation.

ющими субъектами.

Основными направлениями применения классификаторов продукции являются:

• разработка прогнозов, проведение мониторинга, экономического анализа, оценка тенденций развития производства продукции;

• учет, регистрация, сертификация, каталогизация выпускаемой хозяйствующими субъектами продукции;

• разработка нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования выпуска и использования отдельных видов продукции;

• стандартизация процессов производства, продажи, использования и утилизации продукции;

• измерение объемов производства и рынков внутренней и внешней торговли продукции;

• проведение статистического наблюдения за выпуском и оборотом продукции;

• лицензирование деятельности по производству отдельных видов продукции, ее квотирование для целей внешней торговли;

• выработка рекомендаций по стимулированию производителей, выпускающих новые виды конкурентоспособной и необходимой для российской экономики продукции.

Состав и принципы построения ОКПД

ОКПД (ОК 034-2007) принят и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007г. Ш29-ст с 1 января 2008г. взамен морально устаревшего и не имеющего международных аналогов Общероссийского классификатора продукции (ОКП). ОКПД построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002). Структура ОКПД взаимосвязана со структурой ОКВЭД, поскольку производимая продукция является результатом видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами. Например, класс 01 имеет в ОКВЭД наименование «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях», а в ОКПД он называется «Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты». Сходство многих классов ОКВЭД и ОКПД облегчает выбор товаров-представителей для каждого вида деятельности, представленного в ОКВЭД. То, что ОКПД был разработан на 6 лет позднее ОКВЭД, создавало значительные трудности в течение этого времени, обусловленные необходимостью увязки показателей, характеризующих производство продукции, с отраслевой структурой экономики. В этот период продолжал использоваться ОКП, который являлся усеченным вариантом бывшего Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции, включавшего ассортимент практически всей выпускавшейся и централизованно распределявшейся межНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ду предприятиями продукции. Особенностью перехода российской экономики на ОКПД является то, что до 2011 года параллельно с ним будет продолжать действовать ОКП.

Группировки ОКПД по объему содержательного наполнения до шести знаков кода соответствуют европейскому классификатору продукции (КПЕС), а особенности, отражающие специфику российской экономики, учитываются в группировках ОКПД с 7-9 разрядными кодами.

Объектами классификации в ОКПД являются товары, услуги и работы, которые в международной практике объединяются в понятие «продукция».

Для дезинтеграции группировок ОКП на 7-9-м знаках кода использовались группировки Товарной номенклатуры внешнеэконо-

ние вида продукции на категории, то есть не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, на седьмом-девятом знаках кода проставлены нули. При этом на национальном уровне название группировки повторяет название вышестоящей шестизначной группировки.

Таблица

Структура кодов ОКПД

первая ступень разделы одна латинская буква

вторая ступень подразделы две латинские буквы

третья ступень классы ХХ

четвертая ступень подклассы ХХ . Х

пятая ступень группы ХХ . ХХ

шестая ступень подгруппы ХХ . ХХ . Х

седьмая ступень виды ХХ . ХХ . ХХ

восьмая ступень категории ХХ . ХХ . ХХ . ХХ0

девятая ступень подкатегории ХХ . ХХ . ХХ . ХХХ

Место ОКПД в системе экономических классификаций

мической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ), группировки Европейского классификатора продукции в горнодобы-ваюшей и обрабатывающей промышленности для проведения структурных обследований (РИОБСОМ) и те группировки ОКП, которые не потеряли своей актуальности.

В ОКПД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Для идентификации разделов и подразделов используются буквы латинского алфавита, не входящие в состав цифрового идентификационного кода. Этот цифровой код включает от 2-х до 9-ти знаков (см. табл. 1).

В ОКПД из КПЕС заимствованы разделительные точки, которые проставляются между вторым и третьим, четвертым и пятым знаками кода. При наличии в ОКПД дополнительных по сравнению с КПЕС уровней деления точка ставится также между шестым и седьмым знаками кода (см. табл. 2). В тех случаях, когда не производится деле-

Таблица ^

Общие сведения о количестве группировок по уровням иерархии в КПЕС и ОКПД

Наименование Количество Наименование Количество

уровня иерар- группировок уровня иерар- группировок

хии КПЕС 2002 КПЕС 2002 хии ОКПД ОКПД

Секция 17 Раздел 17

Подсекция 31 Подраздел 31

Раздел 62 Класс 62

Группа 223 Подкласс 223

Класс 502 Группа 502

Категория 1146 Подгруппа 1147

Подкатегория 2608 Вид 2617

— — Категория 10732

— — Подкатегория 23375

ни:

В тех случаях, когда производится деление видов продукции на категории, на седьмом и восьмом знаках кода появляются значащие цифры.

Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции на несколько подкатегорий.

При необходимости к отдельным группировкам ОКПД приводятся пояснения для уточнения области применения продукции, перечисления ее отдельных типов, исключения возможности попадания в данную группировку другой продукции.

Результаты пилотных ^ обследований крупных и средних предприятий по внедрению в статистическую практику ОКПД

В 2008-2009 годах осуществлен комплекс мероприятий по переходу с 1 января 2010 года к формированию государственных информационных ресурсов по продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), который проходил в несколько этапов.

Таблица 3

Пример представления данных по форме «Сведения о производстве продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД)»

Наименование Код Наименование Код Единица Код единицы Произведено

продукции по продукции продукции продукции измерения измерения продукции

ОКП по ОКП по ОКПД по ОКПД по ОКЕИ за отчетный

период

1 2 3 4 5 6 7

Нефелиновый концентрат 2111380000 Концентрат нефелиновый 14.50.23.283 тонн 168 45

Нефть добытая 0241000000 Нефть сырая малосернистая 11.10.10.110 тыс.тонн 169 40

Нефть сырая сернистая 11.10.10.130 тыс.тонн 169 30

Нефть сырая высокосернистая 11.10.10.150 тыс.тонн 169 20

Нефть сырая особо 11.10.10.170 тыс.тонн 169 10

высокосернистая

В октябре 2008 г. было проведено первое выборочное пилотное обследование крупных и средних предприятий, осуществляющих выпуск продукции добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, лесозаготовки и рыболовство, по итогам за 9 месяцев 2008 года, целью которого была оценка восприятия респондентами новых группировок ОКПД, возможность идентификации ими своей продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обследование проводилось по специально разработанной для этого единовременной форме федерального статистического наблюдения № 1-ОКПД-т «Сведения о производстве продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД)», утвержденной приказом Росстата от 06.10.08 № 249. Указанная форма направлялась по определенной выборке каждому конкретному предприятию с заполненным в ней с помощью программных средств перечнем видов продукции и их кодов по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), которые были показаны им в отчетности по годовой форме № 1-натура за 2007 год.

Предприятиям в этой форме предлагалось идентифицировать эту продукцию по ОКПД соответствующей наинизшей из ассортиментных группировок этого классификатора и в соответствующих графах привести ее наименование, код группировки по ОКПД, данные о ее производстве. В самом бланке формы обращалось внимание на то, что приведенной продукции по ОКП может соответствовать 2 и более ассортиментных группировок по ОКПД. В этом случае по ОКПД должны быть приведены все эти группировки.

Предприятия были ориентированы на то, что данные о производстве продукции по ОКПД должны соответствовать объемам выпуска соответствующей ей продукции по ОКП. Например, если добыча нефти организацией по данным статистической отчетности за январь-сентябрь 2008 г. составила 100 тыс.тонн, то сумма данных по ее составляющим по ОКПД — малосернистой, сернистой, высокосернистой, особо высокосернистой нефти — должна соответствовать этому объему (40+30+20+10=100).

Для облегчения этой работы Росстатом был сформирован фрагмент номенклатуры продукции по ОКПД, приблизительно соответствующей видам деятельности предприятий - участников этого обследования, были предложены переходные ключи между ОКП и ОКПД, разработанные Минэкономразвития России.

Результаты обследования показали, что не все предприятия воспринимают новый классификатор и могут однозначно идентифицировать его группировками выпускаемую ими продукцию.

Прежде всего это относится к продукции вида деятельности «Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации» (код ОКВЭД 22). Сложность заключалась в том, что предприятия затруднялись определить, является ли печатание книг и брошюр по заказам издательств непосредственным производством продукции или же эту деятельность следует относить к услугам.

Было указано на отсутствие в ОКПД группировки для отражения «печатной продукции», которая отдельно в ОКПД не представлена и может собираться из 22-го класса - «Продукция печатная и носители информации записанные» только по алгоритму сбора: 22.11.10 (книги, брошюры печатные в листах) + 22.11.21 (книги, брошюры печатные в переплете) + 22.11.31 (словари и энциклопедии печатные без электронных) + 22.11.41 (атласы, карты печатные) + 22.11.51 (карты, схемы печатные) + 22.12.11 (газеты, журналы печатные без электронных выходящие не реже 4-х раз в неделю ) + 22.13.11 (газеты, журналы печатные без электронных выходящие реже 4-х раз в неделю).

Имели место сложности с идентификацией по ОКПД отходов бумажного производства, занимающих в объеме отгруженной продукции значительный удельный вес. Классификация такой продукции в этом классификаторе отсутствует. Также возникали трудности с поиском в ОКПД группировок выпускаемой ими продукции, связанные с тем, что в этом классификаторе продукция оказывалась не в тех же классах, что в ОКП. Например, в ОКП продукция парфюмерно-косметической промышленности (код 915000) представлена в 91-м классе - «Продукция пищевой промышленности», а в ОКПД «Средства парфюмерные и косметические» (код 24.52) входят в состав 24-го класса - «Вещества химические, продукты химические и волокна химические».

Экономистам предприятий было сложно определять коды продукции в связи с недостаточной в ряде случаев ее детализацией в ОКПД по подкатегориям. Например, группировка 28.22.1 «Радиаторы и котлы водогрейные» не содержит в своем составе радиаторов алюминиевых; в позиции 25.23.15.110 «Фитинги строительные и детали крепежные, предназначенные для постоянной установки на дверях, окнах, лестницах, стенах или других частях зданий, полимерные» не представлены отдельно дюбели из пластика.

Предприятия, являющиеся производителями лекарственных средств, запасных частей к дизелям, биологически активных добавок (БАД), наоборот испытывали большие трудности с подбором необходимых кодов в связи со значительным объемом в ОКПД ассортиментных позиций указанной продукции.

Возникли проблемы с идентификацией алмазов природных несортированных (ОКПД 14.50.21.110), являющихся алмазным сырьем. Алмазы, не прошедшие сортировку и оценку, не могут быть отнесены ни к «ювелирным» (14.50.21), ни к «техническим» (14.50.22) алмазам. Для разрешения этого вопроса возможно потребуется внесение изменений в ОКПД со стороны Минэкономразвития России, являющегося ответственным за разработку, ведение и применение данного классификатора.

При этом следует отметить выявившиеся в процессе обследования существенные преимущества ОКПД по сравнению с ОКП, которые состоят в том, что в последнем отсутствует значительное число видов продукции, ставшей выпускаться предприятиями сравнительно недавно. Например, в ОКП отсутствуют позиции, предусмативающие разделение питьевой воды в бутылках на газированную и негазированную, хотя в нем широко представлен ассортимент минеральной воды в бутылках. В ОКП нет классификации книжной продукции в электронном виде: учебников, словарей, художественной литературы и т.д. Подобных примеров множество.

В 2009 году было проведено второе обследование всех крупных и средних предприятий, осуществляющих выпуск продукции вышеназванных видов деятельности по итогам

ИТ!»

за 2008, целью которого была оценка степени соответствия данных об объемах выпускаемой предприятиями продукции, учтенной по двум классификаторам - ОКП и ОКПД.

Для проведения этого обследования также была разработана единовременная форма федерального статистического наблюдения №

1-ОКПД «Сведения о производстве продукции по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) и Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) за 2008 год».

На основании этой формы, состоящей из

2-х разделов, с помощью программых средств для каждого из обследуемых предприятий был создан индивидуальный бланк с заполненными в нем данными раздела I (продукция по ОКП), перенесенными из его отчетности по форме № 1-натура за 2008 год. Указанные бланки формы на бумажных носителях или в электронном виде направлялись каждому предприятию - участнику обследования. Предприятиям в этой форме заполняли раздел II формы, т.е. идентифицировали каждый из указанных в разделе I вид продукции по ОКП соответствующей ему наинизшей из ассортиментных группировок по ОКПД и приводили данные по нему.

В отличие от предыдущего пилотного обследования, по настоящему обследованию была предусмотрена разработка сводной статистической информации.

Результаты этого обследования позволили оценить восприятие респондентами новых группировок продукции по ОКПД, выявили узкие места в классификации, степень соответствия между группировками по двум классификаторам — ОКП и ОКПД.

Итоги первого и второго обследований были использованы при формировании номенклатуры промышленной продукции на 2010 год, которая впоследствии была согласована с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минэнерго России, Минрегионом России, Минсельхозом России, Росрыболовством, Ро-салкогольрегулированием, Роспечати, а также с территориальными органами Росстата, а в ряде случаев — с отдельными хозяйствую-

щими субъектами. На основании этой номенклатуры была сформирована «корзина» товаров-представителей для расчета индексов производства.

Следует отметить, что в силу отсутствия в ОКПД традиционно наблюдаемых собирательных группировок для отдельных видов продукции потребовалось введение в указанную номенклатуру локальных кодов для идентификации определенных «сборок» продукции, агрегированной по необходимым признакам. Например, вместо наблюдаемой по ОКП позиции «Нефть добытая» из-за отсутствия её аналога в ОКПД была введена позиция с аналогичным названием с локальным кодом 11.10.10.002, в составе которой учитываются ее составляющие: нефть малосернистая (код ОКПД 11.10.10.110), сернистая (11.10.10.130), высокосернистая (11.10.10.150) и особо высокосернистая (11.10.10.170). Формирование данных по таким группировкам осуществляется программно статистическими органами, а не самими отчитывающимися субъектами.

С целью апробации указанной номенклатуры, а также создания информационной базы по продукции в соответствии с ОКПД за 2009 год и уточнения данных за 2008 год, полученных в рамках предыдущего обследования, в мае 2010 года было проведено очередное третье обследование крупных и средних предприятий, осуществляющих выпуск продукции добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, лесозаготовки и рыболовство, по специально разработанной для этого форме (рабочее название формы № 1-ОКПД «Сведения о производстве продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) за 2009 год».

Указанная форма предусматривала сбор статистической информации наряду с показателем производства продукции, также сведения об ее отгрузке как в натуральном, так и в стоимостном выражении для расчета средних цен на продукцию в индексных расчетах.

Итоги этих обследований, а также поступающие от предприятий запросы указывают на необходимость создания базы проблемных вопросов, связанных с идентификацией продукции кодами ОКПД. Для ответа на многие из вопросов необходимо углублённое изучение европейского классификатора продукции (СРА), с которым гармонизирован ОКПД.

В случаях необходимости принятия решений по наиболее сложным и проблемным вопросам по ОКПД, Росстат согласовывает и проводит дополнительные консультации с Минэкономразвития России и отраслевыми министерствами и ведомствами. Результаты этих работ размещаются на сайте Росстата в установленном порядке.

В течение 2011-2012 годов планируется осуществить пересчет динамических рядов статистических показателей по продукции в структуре ОКПД.

Государственное регулирование монополистической деятельности на товарных рынках на основе применения отечественных классификаторов продукции ►

Ограничение монополистической деятельности регулируется Федеральным законом от 26 июля 2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основе применения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов с использованием в нем кодов группировок общероссийских классификаторов.

В соответствии с указанным законом ФАС России по установленным Правилам осуществляет формирование и ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Указанные Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896.

Согласно этим Правилам Реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах. Реестр ведется по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой. Целями вышеуказанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

При этом запрещается:

• установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

• изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

• навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором

контрагент не заинтересован, и другие требования);

• экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

• экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

• экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

• установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

• создание дискриминационных условий;

• создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

• нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Государственное ^ регулирование сертификации и декларирования продукции на основе применения Общероссийского классификаторов продукции (ОКП)

При сертификации продукции проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:

• провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и др.

• полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. N 1013 утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Сертификация продукции является формой подтверждения ее соответствия определенным требованиям и осуществляется органом по сертификации - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованным в установленном порядке для выполнения работ по сертификации (ст. 2, 18, 19 Закона о техническом регулировании).

Подтверждение соответствия применяется независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования, производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, а также видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями (потребителями).

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.

Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999г. N 766 утвержден Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Декларация о соответствии принимается в отношении продукции, включенной в указанный перечень продукции.

Декларация о соответствии представляет собой документ, в котором изготовитель, продавец или исполнитель удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция или оказываемая услуга (далее именуются - продукция) соответствует требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции или услуги.

В качестве документов, являющихся основанием для принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, могут использоваться:

• протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными испытательными лабораториями;

• сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;

• документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и др.);

• сертификаты на систему качества или производства;

• другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.

Государственное регулирование ^ каталогизации продукции на основе применения Классификации предметов снабжения стран-членов НАТО

Государственная система каталогизации продукции в РФ предназначена в основном для каталогизации оборонной продукции и поэтому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000г. N 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» Госстандартом России по согласованию с МИД России, Минобороны России, ФСБ России и КВТС России заключено в установленном порядке «Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии и Советом национальных директоров по каталогизации НАТО».

Согласно этому Соглашению Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), с одной стороны, и Совет национальных директоров по каталогизации НАТО согласились, что Российская Сторона принимает принципы системы каталогизации НАТО, изложенные в Соглашениях НАТО по стандартизации N 3150, 3151, 4177 и 4438, а также стратегию и процедуры, содержащиеся в Руководстве НАТО по каталогизации N 1 .

Совет национальных директоров по каталогизации НАТО предоставляет следующие услуги:

• обеспечение национального бюро каталогизации Российской Стороны кодами НАТО для государственных и коммерческих организаций - изготовителей;

• назначение кодов наименований предметов снабжения;

• представление информации по запросам об изменениях в системе каталогизации НАТО.

Реализация Соглашения позволит за счет применения передового зарубежного опыта повысить эффективность проводимых работ по созданию и функционированию Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, а также позволит повысить конкурентоспособность образцов экспортируемой техники российского производства на основе выполнения положений международных стандартов в области каталогизации и интегрированной логистической поддержки жизненного цикла продукции.

Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000г. N 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» принято решение о создании федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и о создании кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд.

Единый кодификатор предметов снабжения (ЕКПС) состоит из групп и классов, заимствованных из системы каталогизации НАТО. Под каталогизацией продукции по-

нимаются работы по единообразному представлению, сбору, классификации, идентификации, кодированию, регистрации, обработке, хранению и распределению информации о комплектующих изделиях и материалах, поставляемых (заказываемых) для федеральных государственных нужд (далее именуется - продукция).

Работы по каталогизации продукции выполняются в рамках федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (далее именуется - система каталогизации).

Система каталогизации представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (федерального каталога продукции, единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд, стандартных форматов описания продукции, каталожных описаний продукции, нормативных документов по каталогизации, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции) и информационных технологий представления, сбора, классификации, идентификации, кодирования, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Каталогизация осуществляется в соответствии с перечнями продукции, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками продукции для федеральных государственных нужд (далее именуются - государственные заказчики), и планами каталогизации, а также в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Каталогизация направлена на решение следующих основных задач:

• создание федерального каталога продукции (далее именуется - федеральный каталог);

• учет существующей продукции и потребностей в новой продукции;

• выявление взаимозаменяемой продукции и подготовка предложений о замене дублирующей и морально устаревшей продукции;

• обеспечение единства описания и идентификации продукции;

• обновление федерального каталога путем включения новой, более совершенной и перспективной продукции, исключения дублирующей и морально устаревшей продукции.

Принципы классификации, идентификации и кодирования информации о продукции в системе каталогизации гармонизируются с принципами, принятыми в международной практике каталогизации продукции.

Каталогизации подлежит продукция, являющаяся предметом поставки (заказа) для федеральных государственных нужд. Образцы техники (системы, комплексы) включаются в федеральный каталог по решению государственных заказчиков.

Каталогизации в первую очередь подлежит продукция для нужд обороны и безопасности страны.

Продукция регистрируется в федеральном каталоге путем присвоения ей тринадцатиразрядного номенклатурного номера (далее именуется - федеральный номенклатурный номер) в соответствии с единым кодификатором предметов снабжения для федеральных государственных нужд (далее именуется — кодификатор), устанавливающим группы и классы однородной продукции и определяющим государственных заказчиков, ответственных за разработку и ведение разделов федерального каталога.

Для информационного обеспечения работ по каталогизации участниками системы каталогизации создается распределенный автоматизированный банк данных системы каталогизации с обеспечением многоуровневого доступа к информации, регламентируемого государственными заказчиками.

Система каталогизации и указанный банк данных являются федеральными информационными ресурсами.

Работы по каталогизации проводятся в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны.

ЕКПС является нормативным документом ФСКП, содержащим систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок предметов снабжения и перечень федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку, согласование и ведение разделов Федерального каталога продукции.

Объектами ЕКПС являются изделия, комплектующие изделия, комплекты, вещества или материалы, являющиеся предметами самостоятельной поставки государственным заказчикам.

Для обеспечения однозначности и точно-

сти кодирования предметов снабжения и облегчения их поиска в Федеральном каталоге продукции классификационные группировки содержат пояснения и ссылки на коды других классификационных группировок.

При разработке разделов Федерального каталога продукции применяют нормативные документы по каталогизации.

Вся продукция, закупаемая и поставляемая для федеральных государственных нужд, должна быть единообразна в соответствии со стандартными форматами описания предметов снабжения описана и зарегистрирована в соответствующем разделе Федерального каталога продукции путем присвоения ей ФНН.

Федеральный центр каталогизации осуществляет разработку нормативных документов, регламентирующих различные аспекты формирования и применения Федерального каталога продукции, распределяет ФНН между разделами Федерального каталога продукции, проводит экспертизу стандартных форматов описания предметов снабжения и инженерных методик сопоставительного анализа предметов снабжения, а также подготовку документов к их принятию и введению в действие.

Процесс разработки разделов Федерального каталога продукции, как правило, должен включать:

• разработку структуры раздела Федерального каталога продукции;

• разработку стандартных форматов описания предметов снабжения;

• формирование перечня продукции, подлежащей каталогизации и включению в раздел Федерального каталога продукции;

• разработку каталожных описаний предметов снабжения;

• разработку инженерных методик сопоставительного анализа предметов снабжения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование раздела Федерального каталога продукции.

Перечни продукции, подлежащей каталогизации и включению в формируемый раздел Федерального каталога продукции, разрабатывают центры каталогизации государственных заказчиков, ответственных за разработку и ведение разделов Федерального каталога продукции. Перечень продукции, подлежащей каталогизации и включению в планируемый период времени в раздел Федерального каталога продукции, утверждает соответствующий государственный заказчик.

Рекомендуемый порядок выбора первоочередных объ-

ектов каталогизации и формирования перечня продукции, подлежащей каталогизации, установлен рекомендациями по каталогизации Р 50.5.001.

Номенклатурный перечень предметов снабжения должен содержать ФНН в порядке их возрастания, наименования и обозначения предметов снабжения, номер страницы книги (части книги) Федерального каталога продукции, где расположено соответствующее каталожное описание.

Государственное регулирование ^ налогообложения продукции на основе применения Общероссийского классификатора продукции (ОКП) и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД РФ)

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 31 декабря 2004 г. N 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (с изменениями от 23 марта, 12 октября 2005 г., 27 февраля, 27 ноября, 30 декабря 2006г., 9, 23 июля 2007г.) утверждены четыре следующих перечня продукции.

Перечень видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В этом Перечне обозначение «ОК 005-93» соответствует Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), взамен которого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007г. N329 принят и введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) без отмены ОКП с 1.01.2008г. до 1.01.2011г.

Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облага-

емых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. В этом Перечне коды и наименования товаров взяты из Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации ТН ВЭД РФ).

Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации.

Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 ««Об утверждении перечней кодов медицинских товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» утверждены два следующих перечня.

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации.

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации постановлением от 28 июля 2006г. N 468 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев» утвердило Перечень товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев.

При этом установлено, что порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), разрабатывается и утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным космическим агентством и Государственной корпорацией по атомной энергии «Роса-том» с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти».

^ Регулирование норм расходов Заключение продукции на основе применения Общероссийского классификатора продукции

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2008г. N 741 «О нормах расходов в виде потерь от падежа птицы и животных» утверждены нормы потерь от падежа птицы и нормы потерь от падежа животных. Указанные нормы зависят от вида продукции, идентифицированной кодами в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93).

^ Регулирование срока службы товаров на основе применения Общероссийского классификатора продукции

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» утверждены поименованные в нем перечни, которые базируются на применении группировок Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93).

Этим постановлением установлено, что срок службы (годности) товара должен устанавливаться изготовителем в соответствии с нормами законодательства о защите прав потребителей, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться в информации о товаре, предоставляемой потребителю (покупателю). На территории Российской Федерации продажа товаров, включенных в перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, утвержденный указанным постановлением, при отсутствии информации о сроках их годности запрещается.

Анализ систем государственного регулирования экономики в различных ее сферах показал отсутствие полной унификации в вопросе выбора классификаций для осуществления этого регулирования. Для государственного регулирования экономики применяются как отечественные, так и непосредственно напрямую заимствованные зарубежные классификации. Среди применяемых отечественных классификаций наиболее распространенным является применение Общероссийского классификатора продукции (ОКП), что обусловлено только началом процесса перехода в настоящее время на новый Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), гармонизированный с соответствующими классификациями Евросоюза и ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.