Научная статья на тему 'Органы принудительного исполнения судебных актов'

Органы принудительного исполнения судебных актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2204
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ / ИМУЩЕСТВО / АРЕСТ / CIVIL LAW / EXECUTORY PROCESS / OFFICER OF THE COURT / PROPERTY / SEIZURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябцовская Наталья Михайловна

Исследованы особенности принудительного исполнения судебных решений. Рассмотрена деятельность службы судебных приставов. Проанализирована деятельность судебных приставов России. Рассмотрен закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве». Выявлены проблемы исполнительного производства в России. Рассмотрены процедуры реализации арестованного имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODIES ENFORCING COURT DECISIONS

The author researches the specifics of enforcing court decisions, analyzes the work of officers of the court's service and the work of officers of the court in Russia. The author also analyzes the law of the Russian Federation «On Executory Process», identifies the problems of executory process in Russia and reviews the seized property sale procedures.

Текст научной работы на тему «Органы принудительного исполнения судебных актов»

К примеру, в Германии, Польше, Китае за основу принят коллизионный критерий наиболее тесной связи лица с тем или иным правопорядком. В Египте личный закон лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств, определяется судьей.

«Яркой чертой, часто закрепляемой в современных кодификациях, — пишут А. Н. Жильцов и А. И. Муранов, — является использование принципа lex beniqnitatis: при решении вопроса о применимом праве судья должен руководствоваться тем, которое является более благоприятным для статуса лица, действительности правоотношения, тогда как ранее при решении этого вопроса оценка содержания применимого закона с этой точки зрения не производилась. В итоге в зависимости от обстоятельств может применяться либо иностранный закон, либо lex fori»12.

Следовательно, коллизионные нормы не являются застывшими формулами. При всех противоречиях коллизионных привязок они развиваются в соответствии с принципами частного права и призваны обеспечить интересы личности путем выбора такого правопорядка, с которым физическое лицо связано наиболее тесным образом и на основе которого в более полной мере возможно осуществление и защита субъективных прав.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Международное частное право: современные проблемы. М., 1994. С. 121.

2 Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 127.

3 Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. СПб, 1909. С. 76.

4 Ямпольская Ц. А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях// Вопросы советского государства и права. М., 1959. С. 161.

5 Красавчиков О. А. Гражданская правосубъектность как правовая форма// Правовые проблемы гражданской правосубъектности. Свердловск, 1978. С. 10.

6 Юркевич Н. Г. Правосубъектность гражданина СССР по советскому гражданскому праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 1954. С. 18.

7 Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1964. Вып. 2. С. 74.

8 Ровный В. В. Проблемы единства российского частного права. Иркутск,

1999. С. 130.

9 Веберс Я. Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976. С. 26.

10 Международное частное право: Иностранное законодательство/ Науч. ред. А. Н. Жильцова, А. И. Муранова. М., 2000.

11 Литература по этому вопросу многочисленна. Напр.: Римское частное право: Учеб./ Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М., 2001. С. 90. Дож-дев Д. В. Римское частное право. Учеб. для вузов/ Под ред. В. С. Нерселянца. М. 1997. С. 248-252; Чезаре С. Курс римского частного права: Учеб./ Под ред. Д. В. Дождева. М., 2000. С. 123-126.

12 Национальные кодификации в современном международном частном праве. Тенденции и противоречия в его развитии на пороге третьего тысячелетия// Международное частное право: Иностранное законодательство. С. 37.

Н. М. РЯБЦОВСКАЯ

кандидат юридических наук, доцент

ОРГАНЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ

В соответствии с законом «Об исполнительном производстве» (ст. 3) принудительное исполнение судебных решений и иных актов возлагается на службу судебных приставов, которая в настоящее время получила статус федерального органа

исполнительной власти и вошла в систему Министерства юстиции Российской Федерации.

Служба судебных приставов — качественно новое звено исполнительной власти со статусом правоохранительного органа,

значительным кругом полномочий, вооружением, специальной техникой, правом применения принудительных мер к недобросовестным должникам и лицам, препятствующим надлежащему исполнению судебных и иных решений. Деятельность судебных приставов приобретает все большую экономическую значимость: в 1999 г. ими реально взыскано более 64 млрд р. При этом исполнительский сбор составил свыше 1,5 млн р.1

Следует отметить, что до недавнего времени вопрос о составе органов принудительного исполнения был объектом научной дискуссии. Некоторые авторы относили к числу таких органов не только территориальные подразделения соответствующих служб судебных приставов субъектов Российской Федерации, налоговые и таможенные органы, но и кредитные учреждения, т. е., по существу, все государственные и иные органы и организации, в той или иной мере участвовавшие в исполнении исполнительных документов. Закон «Об исполнительном производстве» окончательно решил этот вопрос: из всех перечисленных служб единственным органом принудительного исполнения является служба судебных приставов. А налоговые органы, банки и иные кредитные организации в законе называются иными органами и не являются органами принудительного исполнения. Они участвуют в исполнении судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Для обеспечения исполнительных действий банком или иной кредитной организацией взыскателю предоставлено право направить им исполнительный документ о взыскании денежных средств, если он располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. При этом закон не требует, чтобы при направлении исполнительного документа в банк или иную кредитную организацию взыскатель непременно располагал какими-либо доказательствами, подтверждающими факт нахождения у них счетов должника и наличия на них денежных средств. Закон

обязывает банк или иную кредитную организацию, обслуживающую счета должника, в трехдневный срок исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования либо сделать отметку

о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Судебный пристав-исполнитель — это должностное лицо, состоящее на государственной службе, поэтому к нему предъявляются определенные требования, касающиеся возраста, образования, состояния здоровья, наличия специальной подготовки. Судебные приставы имеют форменную одежду со знаками различия, им присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов — и воинские звания. В соответствии с законом «Об исполнительном производстве» пристав-исполнитель — должностное лицо, состоящее на государственной службе. Поэтому все его требования, касающиеся исполнения, обязательны для всех госорганов, организаций, должностных лиц и граждан. При этом закон предусматривает возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя (ст. 90), но не указывает, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. В этом плане вызывает интерес точка зрения, высказанная Д. X. Валеевым, в соответствии с которой обжалование действий судебного пристава-исполнителя должно осуществляться по общим правилам административного судопроизводства. А учитывая распространенность рассматриваемой катего-рии дел, необходимо предусмотреть в ГПК отдельную главу, устанавливающую порядок рассмотрения жалоб на действия (отказ в совершении действия) судебного пристава-исполнителя2. Судебный пристав-исполнитель наделен значительным объемом прав, осуществление которых позволяет ему добиваться реального и своевременного исполнения судебных актов и актов иных органов.

В частности, пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнитель-

ных действий необходимую информацию, объяснения, справки, входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или принадлежащие ему, производить их осмотры, при необходимости вскрывать указанные помещения, арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализацию арестованное имущество, налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка, совершать иные действия, предусмотренные законом. Следует подчеркнуть, что полномочия судебного пристава-исполнителя с принятием федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» претерпели определенные изменения в сторону расширения. И вместе с тем нельзя не отметить некоторые противоречи-вые положения указанных актов. Так, непонятно, почему полномочие по отложению исполнительных действий передано приставу-исполнителю, а полномочия по приостановлению и возобновлению исполнительного производства оставлены за судом общей юрисдикции?

Почему теперь судебный пристав-исполнитель с письменного разрешения старшего судебного пристава возвращает исполнительный документ без исполнения взыскателю и сам путем вынесения постановления принимает решение об окончании исполнительного производства, в то время как решения о прекращении исполнительного производства, о принятии отказа взыскателя от взыскания, об утверждении мирового соглашения принимаются судом?

Указанные положения не согласуются с тенденцией развития исполнительного производства в направлении освобождения суда от несвойственных ему распорядительных функций по исполнению судебных и иных актов. Если законодатель хотел сохранить судебный контроль за действиями судебного пристава-исполнителя, то логичнее было бы сохранить его за таким действием, как возвращение исполнительного документа без исполнения, поскольку именно при совершении данного исполнительного действия необходим жесткий судебный контроль за

деятельностью должностных лиц в целях исключения случаев злоупотребления властью. Утверждая постановление судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного документа, судья мог бы контролировать обоснованность возврата исполнительного документа взыскателю без исполнения в случае невозможности установления места нахождения должника, или его имущества, или доходов, на которые может быть обращено взыскание. Одновременно судья проверил бы и правильность составления соответствующего акта, и принятые приставом-исполнителем предусмотренные законом меры по отысканию имущества или доходов должника. Далеко не всегда по разным причинам служба судебных приставов может обеспечить своевременное исполнение судебных и иных актов. Как справедливо отмечается в литературе, при огромной загруженности делами судебного пристава-исполнителя территориального подразделения быстро и оперативно исполнить все производства в предусмотренный законом двухмесячный срок практически невозможно. Нельзя не учитывать, что процесс исполнения исполнительного документа во многом зависит от категории, характера и степени сложности дел3.

Кроме того, только реализация арестованного имущества составляет два месяца, в то время как на все исполнение отводится тот же срок, в который входят трехдневный срок для возбуждения исполнительного производства и пять дней для добровольного исполнения решения суда4.

А если определение о возбуждении исполнительного производства будет обжаловано в десятидневный срок, то двухмесячный срок еще больше сокращается. Далее, в законе не уточняется, что делать в случае, если по каким-либо причинам исполнение затягивается. Это может иметь место при ходатайстве должника об отсрочке исполнения, изменении способа исполнения, отложении совершения исполнения. Поэтому указанный в законе двухмесячный срок принудительного исполнения целесообразно конкретизировать применительно к тем или иным обстоятельствам, влияющим на

ход исполнения. Немаловажным является и то, что многие вопросы, касающиеся исполнения, находятся в исключительной компетенции суда. Речь идет о вопросах приостановления, прекращения, изменения порядка и способа исполнения решения, его отсрочки и рассрочки, наложения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, о повороте исполнения решения, выдаче исполнительного листа. Такое положение противоречит принципам и задачам исполнительного производства, т. к. исполнительное производство в настоящее время стадией судебного процесса не является5.

В соответствии с законом принудительно исполняются не только судебные акты, но и акты иных органов. Следует иметь в виду, что срок вынесения судом определений по указанным ранее вопросам по общему правилу довольно длителен.

В связи с этим имеет смысл согласиться с мнением авторов о целесообразности внесения в закон «Об исполнительном

производстве» поправок, в соответствии с которыми указанные процессуальные вопросы, связанные с исполнением, были бы отнесены к компетенции старшего судебного пристава-начальника территориального подразделения службы судебных приставов6.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Чурилова А. Служба судебных приставов на верном пути и на распутье// Бизнес-адвокат. 2000. № 13. С. 4.

2 Валеева Д. X. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя // Юридический мир 2000. № 5. С. 44.

3 Ягузинский А. Н. Правовое регулирование исполнения судебных актов и актов иных органов //Законодательство.

2000. № 4. С. 71.

4 Золотухин О. В. Коллизии и недостатки в исполнительном производстве // Современное право. 2001. № 2. С. 46.

5 Ягузинский А. Н. Указ. соч. С.87.

6 Там же. С. 88.

М. Л. ГОРКОВЕНКО

кандидат юридических наук, доцент

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И ТОВАРОВ

В условиях свободного рынка качество российских товаров и услуг — это безопасность граждан России и окружающей среды, средство повышения конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей как на внутреннем, так и на мировом рынке, это сбережение ресурсов и повышение эффективности производства.

Особую значимость эта проблема приобретает в кризисных условиях, сопровождающихся распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках.

В этой связи следует отметить, что Правительство Российской Федерации уделяет постоянное внимание повышению качества отечественных товаров и услуг. Принят ряд постановлений, направленных на стимулирование работ

по повышению качества и содействие внедрению эффективных методов управления качеством.

Постановлением от 12 апреля 1996 г. № 423 учреждены премии Правительства Российской Федерации в области качества1, 24 февраля 1999 г. утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области качества № 2062, 2 февраля 1998 г. принято постановление № 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг»3, ориентированное на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы управления качеством на основе государственных стандартов серии ГОСТР ИсО 9000. В настоящее время по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.