ВЕСТНИК СЮИ
УДК 340
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
© 2016 А. А. Петроградская
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы рационального использования учреждениями уголовно-исполнительной системы земель сельскохозяйственного назначения. Анализируются виды сельскохозяйственной деятельности учреждений УИС, раскрываются особенности охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, земельный участок, сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственное производство, учреждения уголовно-исполнительной системы.
SOME QUESTIONS ABOUT THE USAGE OF AGRICULTURAL LANDS INSTITUTIONS OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM
© 2016 А. Petrogradskaya
Summary. In the article the questions of rational use of the institutions of criminal-Executive system of agricultural land. Examines the agricultural activities of the institutions of the correctional system. The peculiarities ofprotection of agricultural land.
Keywords: agricultural land, land, agricultural enterprises, agricultural production, institutions of the penal system.
Земли сельскохозяйственного назначения имеют важнейшее значение для Российского государства, так как обеспечивают его продовольственную безопасность, а население - продуктами питания. Говоря об использовании данной категории земель, следует прежде всего отметить ее основное предназначение, заключающееся в ведении сельского хозяйства: выращивание зерновых и иных культур, животноводство и иные виды сельскохозяйственного производства.
В отношении земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, предусматривающий их целевое использование. Необходимо отметить, что данный режим устанавливается только государством в соответствии с уровнем родового или общего объекта.
Регулирование правового режима земель как общего объекта осуществляют органы государственной власти, обладающие общей компетенцией, к которым можно отнести Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, также его территориальные органы и Министерство имущественных отношений РФ.
Учреждения УИС наряду с иными субъектами земельных правоотношений имеют возможность и активно используют земельные ресурсы.
Согласно ст. 24 Земельного кодекса РФ земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются учреждениям уголовно-исполнительной системы на безвозмездной основе1.
Федеральная служба исполнения наказаний передает в оперативное управление, либо закрепляет на праве полного хозяйственного владения сельскохозяйственные земельные участки, находящиеся за пределами населенного пункта, за учреждениям уго-
1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ловно-исполнительной системы. Вышеуказанные виды использования земель сельскохозяйственного назначения должны подлежать государственной регистрации, при которой в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, выдается свидетельство о внесении его в реестр федеральной собственности.
Земли сельскохозяйственного назначения имеют исключительное значение для самоокупаемости учреждений уголовно-исполнительной системы. Производимая продукция позволяет не только фактически полностью обеспечить продуктами питания лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, но и реализовывать данную продукцию.
У учреждений уголовно-исполнительной системы довольно длительное время существовали сложности с реализацией продуктов сельскохозяйственного производства. Данная ситуация кардинально изменилась с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2, согласно которому устанавливается обязанность заказчика предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Можно отметить, что учреждения уголовно-исполнительной системы, являясь землепользователями, осуществляют сельскохозяйственную производственную деятельность, которая специфична по форме организации.
Несомненно, развитие сельскохозяйственного производства является одним из перспективных направлений в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Программа самообеспечения позволяет обеспечивать осужденных полноценным питанием при значительной экономии бюджетных средств, а также решить вопросы трудовой занятости.
В соответствии с действующим законодательством основной задачей органов уголовно-исполнительной системы является привлечение осужденных к труду3. Трудовая деятельность осужденных является неотъемлемой составляющей исправительного и воспитательного воздействия. Учреждения, исполняющие наказания, привлекают осужденных с учетом их трудоспособности, их возможностей и профессиональных навыков к оплачиваемому труду на собственных производствах, предприятиях и по хозяйственному обслуживанию учреждений.
Лица, отбывающие наказания, осуществляют трудовую деятельность на сельскохозяйственных предприятиях, таким образом участвуя в использовании в соответствии с целевым назначением земель сельскохозяйственного назначения.
В 2015 г. на базе сельскохозяйственного предприятия «Нива» ФСИН России проводилось совещание производителей продовольствия уголовно-исполнительной системы России при участии сотрудников центрального аппарата ФСИН России, директора Федеральных государственных унитарных предприятий ФСИН России, а также начальников колоний-поселений сельскохозяйственного профиля территориальных органов УИС, в ходе которого были рассмотрены вопросы продовольственной безопасности уголовно-исполнительной системы в условиях проходящего реформирования УИС.
Перед участниками совещания с докладом по вопросу развития сельскохозяйственного производства и перехода УИС на полное самообеспечение продовольствием выступил начальник Управления тылового обеспечения ФСИН России Андрей Васильев, который кратко охарактеризовал работу сельскохозяйствнных подразделений ФСИН России и обозначил основные направления деятельности аграрного сектора УИС.
2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп. от 05.04.2016) [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru.
3 Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп., вступ. в силу С. 01.01.2016) [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru.
ВЕСТНИК СЮИ
Подобные мероприятия показывают, насколько важно для учреждений уголовно-исполнительной системы активно развивать сельскохозяйственное производство, полностью перейти на самообеспечение продовольствием, а также реализовывать производимую сельскохозяйственную продукцию.
В настоящее время в сельскохозяйственном производстве уголовно-исполнительной системы действуют порядка 840 сельскохозяйственных подразделений, в том числе колоний-поселений, подсобных хозяйств и федеральных государственных унитарных предприятий. Объем собственного производства продовольствия растет с каждым годом, и потребность учреждений уголовно-исполнительной системы в необходимых продуктах питания, например в крупах, растительном масле, мясных, рыбных и плодоовощных консервах, удовлетворяется практически на 100 %.
Отраслевая специфика сельхозпроизводства УИС определяется земельным потенциалом, вследствие чего в подсобных сельских хозяйствах в основном получило развитие животноводство. Содержание скота и возделывание сельхозкультур распространено преимущественно на предприятиях.
Рассматривая основные виды деятельности при использовании земель сельскохозяйственного назначения, можно выделить ее основные направления в различных учреждениях УИС.
Так, в КП-12 УФСИН по Ивановской области широко развито сельскохозяйственное производство. Функционируют молочно-товарная ферма и модульный молочный цех по переработке молока и молочных продуктов, которые полностью обеспечивают все исправительные учреждения области данной продукцией. Также введены в эксплуатацию теплицы, способствующие выполнению государственных заказов на поставку овощей в УФСИН, обеспечению учреждений УИС области продукцией сельскохозяйственного производства, а также самообеспечению овощами в полном объеме. Эффективно функционирует сельскохозяйственное предприятие, за которым закреплено порядка 2866 га земельных угодий, на которых колонии выращивают многолетние и однолетние травы, морковь, свеклу, капусту, картофель, овес.
В ФКУ ИК-6, ФКУ ИК-11, ФКУ ИК-7, ФКУ ИК-1, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю также одним из основных приоритетов является использование имеющегося производственного потенциала для организации и развития собственного производства продуктов питания и сельскохозяйственной продукции с привлечением осужденных к трудовой деятельности. Земли сельскохозяйственного назначения здесь используются для выращивания овощей, пшеницы, чая, также действуют животноводческие комплексы.
Таким образом, эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также развитие сельскохозяйственного производства в уголовно-исполнительной системе являются объективной необходимостью, поскольку эта деятельность способствует продовольственному самообеспечению учреждений УИС.
Сельскохозяйственное производство в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в последующем должно динамично развиваться.
Важно отметить, что, используя земли сельскохозяйственного назначения, учреждения уголовно-исполнительной системы, равно как и другие землепользователи, должны принимать все меры не только по рациональному использованию земель, но и также по обеспечению их охраны4. Поскольку землепользователи в процессе сельскохозяйственной деятельности могут подвергать данную категорию земель таким негативным воздействиям,
4 Петроградская, А. А. Некоторые вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы / А. А. Петроградская // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. - Самара, 2016.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
как загрязнение, истощение, деградация, целесообразно применять мелиорацию и иные восстановительные действия в отношении указанных земель. И здесь также необходимо соблюдать правила рационального использования, сохранения, восстановления и улучшения земель сельскохозяйственного назначения. При организации указанной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы должны соблюдаться нормы и экологические требования, предусмотренные ст. 49 ФЗ « Об охране окружающей среды»5.
Библиографический список
Петроградская, А. А. Некоторые вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы / А. А. Петроградская // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. - Самара, 2016.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу С. 01.01.2016) [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп. от 05.04.2016) [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru.
Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп., вступ. в силу с. 01.01.2016) [Электронный ресурс] // base.garant.ru.
5 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru.