УДК 340
Петроградская А. А.
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры профессиональных дисциплин,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Albina A. Petrogradskaya
Candidate of Law,
senior lecturer of the Department professional discipline, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯМ УИС
Аннотация. В статье осуществляется общетеоретический анализ категории «рациональное землепользование». Автор отмечает, что наиболее реальным механизмом планирования и рационального использования земель представляется землеустройство. Выделяется ряд мероприятий, осуществляемых при проведении землеустройства. По мнению автора, особо актуальны вопросы рационального землепользования применительно к землям сельскохозяйственного назначения. Подчеркивается, что рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения подразумевает определенные действия, направленные на целевое и полное использование указанных земель в целях улучшения структуры и повышения уровня интенсивности землепользования в целом. Автор приходит к выводу, что в земельном законодательстве имеется существенный пробел относительно закрепления понятий «рациональное» и «эффективное» использование земель сельскохозяйственного назначения, а также критериев указанного использования. Особое внимание уделяется проблемам рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих учреждениям уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В статье отмечена важность эффективного использования земель для самоокупаемости учреждений уголовно-исполнительной системы. Автор указывает на проблемы рационального землепользования сельскохозяйственными предприятиями учреждений УИС РФ как организационно-экономического, так и правового характера, отмечая, что в настоящее время ФСИН России уделяет недостаточное внимание правовому регулированию ведомственного землепользования. Предлагается ряд мероприятий, направленных на их устранение.
Ключевые слова: рациональное землепользование, охрана земель, земли сельскохозяйственного назначения, земельные ресурсы, сельскохозяйственные предприятия УИС, землеустройство, учреждения уголовно-исполнительной системы.
TOPICAL ISSUES OF RATIONAL USE OF AGRICULTURAL LANDS OWNED BY THE PENAL INSTITUTIONS
Summary. The article provides a General theoretical analysis of the category» rational land use". The author notes that the most real mechanism ofplanning and rational use of land is land management. A number of activities carried out in the course of land management are highlighted. According to the author, the issues of rational land use are relevant in relation to agricultural land. It is emphasized that the rational use of agricultural land involves certain actions aimed at the targeted and full use of these lands in order to improve the structure and increase the level of intensity of land use in General. The author comes to a conclusion that in the land legislation there is a significant gap concerning fixing of concepts «rational" and «effective" use of lands of agricultural purpose, and also criteria of the specified use. Special attention is paid to the problems of rational use of agricultural land belonging to the institutions of the penal system of the Russian Federation. The article highlights the importance of effective use of land for self-sufficiency of institutions of the penal system. The author points to the problems of rational land use by agricultural enterprises of the institutions of the penal correction system of the Russian Federation as an organizational-economic and legal nature, noting that currently, the FSIN of Russia pays insufficient attention to the legal regulation of departmental land management. A number of measures aimed at their elimination are proposed.
Keywords: rational land use, protection of lands, agricultural land, land resources, agricultural enterprises UIS, land management, institutions of the penal system.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Рациональное использование земельных ресурсов является важнейшей задачей, связанной с увеличением эффективности общественного производства на базе научно-технического прогресса.
© 2018 Петроградская А. А.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рациональное землепользование предполагает, что в процессе производства все землепользователи будут достигать наибольшего эффекта в достижении своих целей, учитывая при этом соображения охраны земель и оптимального взаимодействия с природой.
Нерациональное землепользование выражается:
- в нецелевом использовании земель;
- использовании, которое ведет к снижению плодородия и истощению земли;
- использовании, которое ведет к ухудшению экологической ситуации.
Таким образом, рациональное землепользование - это пользование максимально возможным функциональным потенциалом земли при минимальных затратах и сохранности плодородия.
В настоящее время реальным механизмом планирования и организации рационального использования земель может быть только землеустройство, включающее в себя систему мероприятий по организации регулирования и охраны земли в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 «О землеустройстве» [1].
В Российской Федерации система землеустройства является основным механизмом для реализации земельной политики и успешного управления земельными ресурсами. Поскольку управление является составной частью общественного производства, оно играет важную роль в организации рационального использования земель [2, с. 135].
Правовое регулирование отношений, возникающих при проведении землеустройства, осуществляется в соответствии с нормами земельного права, нормативными правовыми актами РФ, а также субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В соответствии с действующим в РФ земельным законодательством землеустройство включает следующие мероприятия:
- изучение состояния земель;
- планирование рационального использования и организация земель, их охрана;
- описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства;
- организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства [3, С. 54].
Важность рационального землепользования для сельского хозяйства обусловлена тем, что уровень урожайности всех полеводческих культур в значительной степени зависит от уровня плодородия почвы и других ее качественных характеристик. В свою очередь от уровня урожайности во многом складываются результаты работы и уровень эффективности хозяйствования сельхозпредприятий в целом.
Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения подразумевает:
- целевое использование сельхозугодий для производства продукции растениеводства и животноводства;
- полное использование по назначению всей площади всех категорий земель, входящих в состав сельскохозяйственных угодий;
- сохранение и повышение уровня плодородия почвы, улучшение всех остальных ее качественных характеристик;
- улучшение структуры сельскохозяйственных угодий путем осуществления мер по переводу низших категорий земель в высшие;
- повышение уровня интенсивности землепользования, то есть рост объемов производства продукции растениеводства и животноводства с каждой единицы площадей сельскохозяйственных угодий;
- охрану земель от загрязнения, воздействия негативных природных явлений и деятельности человека.
Рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных земель должно контролироваться государством, стать заботой всего общества, сельского населения, занятых в аграрном секторе экономики, всех хозяйствующих субъектов отрасли [4, С. 36].
Для этого необходимо усовершенствовать земельное законодательство РФ, в частности, дать легальное определение понятия «рациональное землепользование». В настоящее время в Земельном кодексе РФ само определение «рациональное» используется только применительно к землеустройству [5, ст. ст. 11.9, 68].
Определение эффективного использования земель также отсутствует в Земельном кодексе РФ. Данное обстоятельство значительно сужает регулятивный потенциал федерального земельного законодательства, поскольку основной отраслевой кодифицированный акт не содержит понятий и не закрепляет правила (критерии) рационального и эффективного использования земель.
В последние годы прослеживается тенденция к росту объема использования земель сельскохозяйственного назначения в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Данный вид земель в соответствии со ст. 24 Земельного кодекса РФ [5] выделяется учреждениям УИС на безвозмездной основе.
Земли сельскохозяйственного назначения имеют исключительное значение для самоокупаемости учреждений уголовно-исполнительной системы. Производимая продукция позволяет не только фактически полностью обеспечить продуктами питания лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, но и реализовать данную продукцию [6, с. 47].
В условиях рынка в России создана необходимая нормативно-правовая основа для обеспечения продовольствием учреждений уголовно-исполнительной системы. Однако нередко она затрудняет и усложняет эффективное функционирование подсобных сельских хозяйств учреждений ФСИН России.
В настоящее время в УИС действуют около 840 сельскохозяйственных подразделений, 47 колоний-поселений, за которыми закреплены 198 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 117 тыс. га пашни. При этом земли большинства учреждений УИС в настоящее время находятся в состоянии, требующем восстановления их плодородия. На посевных площадях подсобных хозяйств учреждений УИС, как правило, отсутствует оптимальный состав почв для обеспечения нормального питания и роста растений.
Также следует отметить, что эффективность работы участков растениеводства учреждений УИС в части получения урожая на единицу площади в сравнении с передовыми аграрными предприятиями в настоящее время невысока. Это обусловлено как дефицитом квалифицированных кадров, ограниченным финансированием по соответствующим статьям расходов, так и низким уровнем механизации и отсутствием использования перспективных технологий возделывания [7, с. 170].
Для осуществления рационального землепользования в сельскохозяйственных учреждениях УИС целесообразно создать соответствующие подразделения. Правовой основой их деятельности должно стать Положение об организации рационального землепользования и охраны земель на объектах уголовно-исполнительной системы.
Осуществление сельскохозяйственной деятельности предприятиями исправительных учреждений возлагает на Федеральную службу исполнения наказаний обязанности по нормативно-правовому и методическому обеспечению рационального землепользования, осуществляемого подконтрольными учреждениями. Однако в настоящее время ФСИН России уделяет недостаточное внимание правовому регулированию ведомственного землепользования, что, несомненно, является негативным фактором.
Также в целях рационального землепользования сельхозпредприятиям УИС целесообразно:
- соблюдать схему чередования сельскохозяйственных культур в севооборотах;
- не допускать зарастания земель сорной растительностью и захламления бытовыми и производственными отходами;
- проводить агрохимические мероприятия, то есть вносить минеральные и органические удобрения в соответствии с нормами;
- проводить агротехнические меры по сохранению почв.
Перечисленные меры в большей степени относятся к агрохимическим мероприятиям, но не стоит забывать и про организационно-экономические меры. Правильная организация ведения хозяйства принесет видимые результаты, для этого необходимо:
- соблюдать оптимальные сроки проведения работ;
- углублять специализацию;
- совершенствовать структуру посевных площадей;
- использовать современное оборудование и удобрения;
- вести книги историй полей и севооборотов, составить технологическую карту выращивания сельскохозяйственных культур;
- создать паспорт для каждого земельного участка, отражающий его фактическое состояние и характеристики [8].
Рациональное использование принадлежащих учреждениям УИС земель сельскохозяйственного назначения невозможно осуществить без проекта внутрихозяйственного землеустройства. В нем должны быть определены и обоснованы: организация и устройство территорий, комплексы мероприятий, учитывающие индивидуальные характеристики (местоположение, экологическое состояние, плодородие) каждого земельного участка.
Для обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения необходимо придерживаться следующих принципов:
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
- соблюдение требований земельного законодательства;
- устойчивость землевладения и землепользования, которая подразумевает длительность владения и пользования земельным участком учреждением УИС. Если землепользование постоянно переходит от одного собственника к другому, либо часто меняются его границы, то рациональное землепользование невозможно. Устойчивость землевладения и землепользования достигается рациональным землеустройством территории. Если землеустройство землепользования выполнено с учетом всех факторов, то, как правило, оно устойчиво;
- соблюдение приоритета экологических требований. Земля как участник сельскохозяйственного производства не может быть изолирована от природы, она находится в состоянии взаимодействия с другими природными факторами - рельефом, климатом, гидрологией, растительностью и др. Только во взаимодействии с другими факторами она может функционировать неограниченное время, и не будет ухудшаться ее состояние в процессе эксплуатации. Поэтому для нормального функционирования земли как природного ресурса необходимо охранять и поддерживать все элементы системы одновременно [9].
В целом, основываясь на положениях ФЗ «Об охране окружающей среды» [10] и ст. ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ, можно выделить 3 основные группы мероприятий по рациональному использованию сельскохозяйственных земель, принадлежащих учреждениям уголовно-исполнительной системы РФ:
1. Профилактические, направленные на предупреждение и предотвращение порчи земель, в том числе снижения уровня плодородия, на повышение продуктивности и устойчивости земледелия и т. д.
К этой группе можно отнести мероприятия: по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями и кустарниками, а также защите сельскохозяйственных культур от вредных и (или) болезнетворных организмов.
2. Мероприятия по ликвидации последствий ухудшения качества земель. Подобные мероприятия можно осуществлять в отношении земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, иссушению, уплотнению, воздействию селей, земель с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом, загрязненных радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и иными токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ.
К этой группе мероприятий можно отнести: рекультивацию нарушенных земель, их временное выведение из хозяйственного оборота путем консервации в целях сохранения и восстановления плодородия почв и т. п.; ликвидацию последствий различного рода загрязнения почв и т. д.
3. Мероприятия, направленные на обеспечение сохранности плодородия почв.
Представленный перечень мероприятий по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения учреждениями УИС не является исчерпывающим и может быть дополнен.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О землеустройстве» [Электронный ресурс] //СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 10.04.2018).
2. Яроцкая Е. В., Коренец Н. С. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 7 ч. Уфа, 2016. С. 134-138.
3. Ераносян А. В. Проблемы правового регулирования проведения землеустройства в Российской Федерации // Worldscience: proЫemsandmnovatюns: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза, 2017. С. 53-55.
4. Ананичева Е. П. Рациональное землепользование - основа эффективности сельского хозяйства // Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 36-41.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) [Электронный ресурс] //СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 10.04.2018).
6. Петроградская А. А. Некоторые вопросы использования земель сельскохозяйственного назначения учреждениями уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2(20)/2016. С. 46-49.
7. Кирьянов А. Ю., Полункин А. А., Цинарева Т. А., Фокин Р. В. Проблемы повышения эффективности сельскохозяйственного производства учреждений уголовно-исполнительной системы // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 4. № 1. С. 170-173.
8. Никатов В. Л., Плаутина Е. А., Титков А. А. Организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения // Инновационные технико-технологические решения для строительной отрасли, ЖКХ и сельскохозяйственного производства: сборник материалов. Орел, 2014. С.161-165.
9. Шпедт А. А. Понятие и принципы рационального землепользования при сельскохозяйственном производстве // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий: в 2 кн. / отв. ред. В. В. Анюшин. Абакан, 2015. С. 142-144.
10. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] //СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 10.04.2018).
References
1. Federal'nyj zakon ot 18.06.2001 № 78-FZ (red. ot 31.12.2017) «O zemleustrojstve» [«On land management"] SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] Accessed: 10.04.2018) [in Russian].
2. Yarotskaya E. V., Korenets N. S. Ratsional'noe ispol'zovanie zemel' sel'skokhozyaj stvennogo naznacheniya [Rational use of agricultural land]. Problemy i perspektivy razvitiya nauki v Rossii i mire. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii: v 7 ch. [In the collection: Problems and prospects of development of science in Russia and the world.]. Ufa, 2016, pp. 134-138 [in Russian].
3. Eranosyan А. V. Problemy pravovogo regulirovaniya provedeniya zemleustrojstva v Ros-sijskoj Federatsii [Problems of legal regulation of land management in the Russian Federation]. Worldscience: problemsandinnovations Sbornik statej VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii: v 2 ch. [Worldscience: problemsandinnovations]. Penza, 2017, pp. 53-55 [in Russian].
4. Аnanicheva E. P. Ratsional'noe zemlepol'zovanie - osnova ehffektivnosti sel'skogo khozyajst-va [Rational land use-the basis of the efficiency of agriculture]. Voprosy sovremennoj ehkonomiki i menedzhmenta: svezhij vzglyad i novye resheniya: sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Issues of modern Economics and management: a fresh look and new solutions]. Ekaterinburg, 2015, pp. 36-41 [in Russian].
5. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federatsii [Land code of the Russian Federation] ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 31.12.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 11.08.2017) SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] Accessed: 10.04.2018) [in Russian].
6. Petrogradskaya А. А. Nekotorye voprosy ispol'zovaniya zemel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya uchrezhdeniyami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Some issues of agricultural land use by institutions of the penal correction system]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of Samara law Institute: scientific and practical journal], 2016, no. 2(20). pp. 46-49 [in Russian].
7. Kir'yanov А. Yu., Polunkin А. А., Tsinareva T. А., Fokin R. V. Problemy povysheniya ehffektivnosti sel'skokhozyajstvennogo proizvodstva uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Problems of increase of efficiency of agricultural production institutions of the penal system]. Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya [Successes of modern science and education], 2017, t. 4, no. 1. pp. 170-173 [in Russian].
8. Nikatov V. L., Plautina E. А., Titkov А. А. Organizatsiya ratsional'nogo ispol'zovaniya zemel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya [Organization of rational land use for agricultural purposes]. Innovatsionnye tekhniko-tekhnologicheskie resheniya dlya stroitel'noj otrasli, ZHKKH i sel'skokhozyajstvennogo proizvodstva Sbornik materialov [Innovative technological solutions for the construction industry, housing and agricultural production]. Orel, 2014, pp. 161-165 [in Russian].
9. Shpedt А. А. Ponyatie i printsipy ratsional'nogo zemlepol'zovaniya pri sel'skokhozyajstvennom proizvodstve [The Concept and principles of rational land use in agricultural production]. Ehkologiya Yu-zhnoj Sibiri i sopredel'nykh territorij v 2 kn. Executive editor V. V. Anuchin [Ecology of southern Siberia and adjacent territories]. Abakan, 2015, pp. 142-144 [in Russian].
10. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ (red. ot 31.12.2017) «Ob okhrane okruzhayushhej sredy» [«On environmental protection»]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] Accessed: 10.04.2018) [in Russian].