Научная статья на тему 'Некоторые вопросы использования специальных знаний в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами'

Некоторые вопросы использования специальных знаний в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
496
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУДЕБНАЯ КОМПЬЮТЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ "УГОНАМ.НЕТ" / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / FORENSIC ACTIVITY / COMPUTER FORENSICS / RADIO ELECTRONIC ASSESSMENT / SPECIAL RADIO TECHNICAL AND MECHANICAL MEANS / INFORMATION AND ANALYTICAL PORTAL "UGONAMNET" / SPECIAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жидков Дмитрий Николаевич

В статье описываются специальные знания в области раскрытия, расследования и профилактики преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами. Автор уделяет большое внимание исследованию данной проблемы с позиций судебно-экспертной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жидков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special knowledge application in crime solution, investigation and prevention linked with unlawful taking of means of conveyance

The article deals with special knowledge in the field of crime solution, investigation and prevention linked with unlawful taking of a vehicle. The author focuses his research on the problem from the point of view of forensic activities.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы использования специальных знаний в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами»

Криминалистика, криминология, ОРД

7. Степаненко, Ю. В. Обеспечение правопорядка на объектах железнодо-рожного, воздушного и водного транспорта : лекция. - М.: ВНИИ МВД России. 2007.

8. Дугенец, А. С., Воронина, Т. Н. Методика текущего и комплексного анализа состояния обеспечения общественного порядка на объектах транспорта : учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2010.

9. Кудин В. А., Статный В. М. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел: от теории и методологии к практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2013. — № 3 (59). — С. 4—15.

10. Коровкин, Д. А. Современные технологии на службе правопорядка // Правопорядок на транспорте. - 2012. - № 1. - С. 17-20.

11. Грибунов, О. П. К вопросу о противодействии преступлениям, совершаемым на объектах транспорта // Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. - Вып 2. - Ч. II. Юридические науки.

- Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. - С. 117-120.

12. Корыстная преступность в России : монография / Ю.М. Антонян и др. -М., 2011.

13. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел : учебное пособие / под ред. В.Л. Цветкова.

- М., 2014. - 256 с.

14. Статный, В. М., Юренкова, В. А., Бухаров, Н. Н., Горбатов, В. В., Пряхина, М. В., Индык, К. П., Андреева, И. А. Основы профайлинга, использование метода выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы, для обеспечения безопасности на транспорте : учебно-методическое пособие. - М., 2013. - 160 с.

15. Приказ Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» // Российская газета. - 2007. - № 180.

16. Приказ Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 4.

17. Статный, В. М. Технология профайлинга в системе психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел // Психология XXI века : сборник материалов VIII международной научно-практической конференции молодых ученых. - СПб., 2012. - С. 30-37.

18. Ениколопов С. Н., Ли Н. А. Психологические особенности криминального профайлинга // Психологическая наука и образование. 2007. №5. С. 295-299.

19. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. Ю.М. Волынского-Басманова, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. - 183 с.

УДК 343.9 Д.Н. Жидков*

Некоторые вопросы использования специальных знаний в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами

В статье описываются специальные знания в области раскрытия, расследования и профилактики преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами. Автор уделяет большое внимание исследованию данной проблемы с позиций судебно-экспертной деятельности.

Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, судебная компьютерно-техническая экспертиза, радиотехническая экспертиза, специальные радиотехнические и механические средства, информационно-аналитический портал «Угонам.Нет», специальные знания.

D.N. Zhidkov*. Special knowledge application in crime solution, investigation and prevention linked with unlawful taking of means of conveyance. The article deals with special knowledge in the field of crime solution, investigation and prevention linked with unlawful taking of a vehicle. The author focuses his research on the problem from the point of view of forensic activities.

Keywords: forensic activity, computer forensics, radio electronic assessment, special radio technical and mechanical means, information and analytical portal «Ugonamnet», special knowledge.

По итогам января-октября 2015 г. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области зарегистрировано 5782 кражи транспортных средств [1] (ст. 158 УК РФ [2]) и 646 [1] угонов, неправомерных завладений, транспортными средствами (ст. 166 УК РФ). В общем массиве преступлений, совершенных в регионе, они составляют 28,2 %.

* Жидков, Дмитрий Николаевич, адъюнкт кафедры судебно-экспертной деятельности, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон +79117297460. E-mail: dmitry_jidkov@mail.ru.

* Zhidkov, Dmitri, associate chair of forensic activity, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Phone 79117297460. E-mail: dmitry_jidkov@mail.ru.

© Жидков Д.Н., 2016

Жидков Д.Н. Некоторые вопросы использования специальных знаний в раскрытии, расследовании.

Анализ таких преступлений по способу, времени и месту совершения показывает, что основными способами совершения краж и угонов транспортных средств являются: использование специального оборудования, предназначенного для несанкционированного запуска двигателя транспортного средства, сканеров для снятия автомобильной сигнализации, оборудования для изменения программы блоков управления двигателем.

Сегодня преступники, совершая кражи и угоны транспортных средств, используют различные комплексы радиотехнических и механических средств преодоления охранных систем автомобилей, получения личной информации владельцев транспортных средств, несанкционированного доступа в салоны, запуска двигателей, а также выявления и глушения сигналов спутниковых и GSM-сигнализаций - трекеров).

Информационно-аналитические материалы, предоставленные ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках проведения исследования на тему «Использование специальных знаний в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами», свидетельствуют о том, что в период с 2012 по 2015 гг. 83,2 % всех похищенных транспортных средств на территории региона составили автотранспортные средства иностранного производства. Объектами преступных посягательств являются дорогостоящие автомобили иностранного и отечественного производства последних годов выпуска.

Мы решили выделить две группы технических средств, применяемых преступниками в ходе совершения таких преступлений.

К первой группе относятся специальные радиотехнические устройства, ко второй - специальные механические устройства и комплексы, применяемые в ходе незаконного завладения транспортными средствами.

К специальным радиотехническим устройствам, применяемым преступниками в ходе совершения краж и угонов транспортных средств, относятся следующие:

- радиотехнические устройства съёма и снятия конфиденциальной информации у владельцев транспортных средств («кодграбберы», «удочки»),

- радиотехнические устройства запуска двигателя (программаторы, заранее подготовленные электронные цепи, блоки управления двигателями, различное сервисное оборудование),

- радиотехнические средства, предназначенные для поиска и подавления различных сигналов сигнализации транспортных средств (подавители сигналов сотовой и спутниковой связи, сканеры электромагнитных полей).

Сотрудники следственных подразделений, расследующие уголовные дела, связанные с незаконным завладением транспортными средствами (имеются ввиду кражи - ст. 166 УК РФ и угоны -ст. 158 УК РФ), часто сталкиваются с проблемой невозможности проведения компьютерно-технических экспертиз (радиотехнических экспертиз) в экспертных подразделениях системы МВД России по вышеуказанной группе объектов. В ЭКЦ Главного управления Министерства внутренних дел по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за период 2012-2015 гг. было проведено единственное исследование такого рода, причем на базе Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского.

Вместе с тем следователям ГСУ ГУ МВД России в ходе расследования уголовных дел, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, крайне необходима любая возможность проведения таких экспертиз и исследований, т.к. расследование данной группы преступлений крайне трудоёмко, а процесс доказывания вины подозреваемых очень сложен. Эта проблема решается путём назначения и проведения таких экспертиз и исследований в различных негосударственных организациях.

ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области заключило договоры с коммерческими организациями о проведении экспертиз и исследований технических средств, в отношении которых имеются сведения об их использовании при хищении транспортных средств, на безвозмездной основе. В период 2012-2015 гг. на базе негосударственных организаций проведено 117 радиотехнических экспертиз и 47 исследований специальных радиотехнических устройств, применявшихся преступниками в ходе совершения краж и угонов транспортных средств [1].

Данный способ решения проблемы имеет и ряд минусов.

1. Эксперты негосударственных организаций не могут ответить на вопросы поставленные перед ними так же ёмко и глубоко, как эксперты ЭКЦ МВД России, что, по нашему мнению, снижает уровень информативности следов-объектов.

2. Подобная практика лишает систему МВД России возможности коллекционирования, каталогизации и тем более создания криминалистических учётов по этой, весьма распространённой в России, группе преступлений.

3. Она лишает сотрудников полиции возможности проведения анализа данной проблемы по регионам и в целом по стране (учёт технических решений, комплектующих устройств и т.д.).

Сегодня такие экспертизы и исследования проводятся в основном на базе Экспертно-криминалистического центра ЭКЦ МВД России. В виду того, что преступления, связанные с незаконным за владением транспортными средствами, совершаются по всей стране, а в некоторых субъектах совершаются массово, на наш взгляд, требуется расширение возможностей экспертных подразделений системы МВД России на региональном уровне.

27 октября 2015 г. в Приложение № 2 «Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» к приказу МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел

Криминалистика, криминология, ОРД

Российской Федерации» были внесены изменения: введен новый род экспертиз - радиотехнические экспертизы (исследование радиоэлектронных устройств) [1].

Данное направление только зарождается в системе ЭКЦ МВД России и, по нашему мнению, каждая экспертиза и исследование, проведенные ЭКЦ МВД России, являются бесценным опытом для всей системы МВД России.

Действия сотрудников следственных подразделений, управлений уголовного розыска чётко регламентированы законом. В случае обнаружения у лиц радиотехнических устройств, которые могут быть использованы в ходе совершения краж и угонов транспортных средств, компьютерно-технические и радиотехнические экспертизы и исследования должны быть проведены в течение 48 часов. В п. 2 ст. 94 УПК РФ [4] «Основания освобождения подозреваемого» указывается, что по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения. Проведение радиотехнических экспертиз и исследований в системе МВД России в регионах, где отсутствует приборная база для проведения таких исследований, в такие сроки не является возможным.

Данное направление судебно-экспертной деятельности является актуальным и перспективным. Региональные ЭКЦ МВД необходимо укомплектовать сотрудниками с радиотехническим образованием и закупать специализированное оборудование. К тому же вузы МВД России готовят и выпускают специалистов в области радиосвязи, а значит, у системы есть возможность подготовки экспертов-криминалистов в этой области. По нашему мнению, проведение таких экспертиз не требует значительного штата, достаточно обеспечить региональные подразделения системы ЭКЦ МВД России необходимым оборудованием, по аналогии с отделом компьютерных экспертиз и исследований ЭКЦ МВД России, а сотрудников, имеющих право на производство самостоятельных компьютерных экспертиз и исследований, ежегодно обучать на курсах повышения квалификации.

Преступления данной группы наносят колоссальный ущерб не только российской экономике, но и всему обществу, подрывая авторитет полиции в глазах у населения.

Так, по техническому заданию, составленному отделом компьютерных экспертиз и технологий ЭКЦ МВД России, в 2012 г. был изготовлен специальный аппаратно-программный комплекс «Аларм», позволяющий проводить оперативные исследования и экспертизы по одной из групп радиотехнических объектов. Закупка такого оборудования либо его аналогов для крупных регионов страны вряд ли составит какие-то проблемы, ЗАТО позволит САМОСТОЯТЕЛЬНО производить радиотехнические экспертизы и исследования.

Если с оборудованием на данный момент проблема решается быстро, то с экспертами-криминалистами, обладающими специальными знаниями в области радиотехнических экспертиз, вопрос системе МВД стоит гораздо более остро.

Мы предлагаем решать его, используя базу системы образовательных организаций МВД России, готовящих специалистов в области связи, т.е. создать группу экспертов-криминалистов в области радиотехнических экспертиз. Таким образом, постепенно во всех регионах нашей страны, во всех региональных подразделениях ЭКЦ МВД России появились бы эксперты-криминалисты с допусками на проведение радиотехнических экспертиз.

Сотрудникам МВД России не пришлось бы назначать проведение экспертиз по радиотехническим объектам в частных организациях. У МВД России появилась бы возможность оказывать реальную помощь в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, создания коллекций, которые принесли бы пользу не только следователем и дознавателям, но и всем службам и подразделениям, сталкивающимся с проблемами раскрытия, расследования и профилактики преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами.

Далее рассмотрим группу технических средств - специальных механических устройств и комплексов, применяемых преступниками в ходе совершения преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами.

В настоящее время в трех европейских странах - Франции, Германии и Испании - функционируют соответственно три завода, производящие специальные комплексы для отпирания любых типов замков, преодоления различных запирающих механизмов. У данных производителей существуют специальные катологизированные комплексы преодоления механических преград и замков автомобилей практически любых марок и моделей, любых годов выпуска. Данные механизмы в большинстве случаев являются универсальными, то есть практически каждый комплекс, изготовленный вышеуказанными производителями, обладает функциональными возможностями по отпиранию и преодолению преград транспортных средств сразу нескольких автомобильных марок, моделей и годов их выпуска. Представительства данных предприятий имеются практически во всех странах мира.

Помимо официальных производителей устройств данной группы, существует огромное количество нелегальных производителей аналогичной продукции, которая доступна любому пользователю сети Интернет посредством интернет-торговли.

Пока в системе МВД России отсутствуют методические рекомендации по изъятию объектов - носителей следовой информации об использовании специальных механических устройств и комплексов по отпиранию замков и преодолению защитных преград автотранспортных средств.

Сегодня в связи со сложившейся ситуацией в системе МВД России происходит сокращение наружных нарядов полиции, и поэтому при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, возникает острая необходимость в помощи гражданского населения. При поддержке Общественного совета ГУ МВД России по г. Санкт-

Назаркулова Ч.Н. О некоторых особенностях религиоведческих экспертиз, назначаемых.

Петербургу и Ленинградской области и ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области создан информационно-аналитический портал «Угонам.Нет» (/http:www.ugonamnet.ru/) [5], способный, по нашему мнению, решить данную проблему [6, с. 100]. В период его действия с 1 сентября по 31 декабря 2015 г. активистами данного проекта было обнаружено более семидесяти похищенных транспортных средств. Мы активно участвуем в модернизации проекта, в разработке мобильных приложений к нему. Данный интернет-ресурс обладает огромным потенциалом с точки зрения криминалистической профилактики, а именно он позволяет сотрудникам полиции проводить анализ преступлений данной группы по времени и месту их совершения, обнаружения похищенных автомобилей, по времени и способу их совершения, по марке, модели и году выпуска транспортных средств, в автоматическом режиме с привязкой к интерактивной карте г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поделенной на муниципальные районы и округа.

У большинства сотрудников правоохранительной системы региона отсутствуют специальные знания [7] в области раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами. По нашему мнению, это говорит о том, что необходимо повышать уровень методического и научного обеспечения раскрытия, расследования и профилактики таких преступлений. Считаем, что развитие и научная проработка обозначенных нами криминалистических проблем в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, несомненно, повысит уровень раскрываемости и результативности профилактических мер преступлений данной группы.

Список литературы

1. Информационно-аналитические материалы, предоставленные ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках проведения исследования на тему «Использование специальных знаний в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортных средств».

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система «Гарант». - Режим доступа:: http://ivo.garant.ru/#/ document/10108000/paragraph/26654339:3 (дата обращения 30.12.2015).

3. Приказ МВД РФ от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система «Гарант». - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/ document/1354483:0, (дата обращения 30.12.2015).

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система «Гарант». - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12125178:14, (дата обращения 30.12.2015).

5. Интернет ресурс: «Угонам.Нет» - информационно-аналитический портал. - URL: http:// ugonamnet.ru/about (дата обращения 31.12.2015).

6. Жидков, Д. Н., Лантух, Э. В. К вопросу о профилактических мерах к совершению преступлений, связанных с незаконным завладением автотранспортными средствами // Судебная экспертиза: прошлое, настоящее и взгляд в будущее : материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции (4-5 июня 2015 г.) / сост. А.В. Бачиева, А.Н. Виноградова, О.С. Лейнова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России.

7. Жидков, Д. Н. Некоторые вопросы понятийного аппарата теории судебной экспертизы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России . - 2015. - № 4 (68). - С. 146-150.

УДК 343.98 Ч.Н. Назаркулова*

О некоторых особенностях религиоведческих экспертиз, назначаемых при расследовании преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды

В настоящей статье рассматриваются вопросы свободы вероисповедания, а также возможности ее ограничения. Обращается внимание на особенности, значение и проблемы государственной религиоведческой, судебно-религиоведческой и судебно-теологической экспертиз. Предложены пути решения существующих проблем.

Ключевые слова: свобода вероисповедания, государственная религиоведческая экспертиза, судебно-религиоведческая экспертиза, судебно-теологическая экспертиза, мотив религиозной ненависти, мотив религиозной вражды.

* Назаркулова, Чолпон Назаркуловна, адъюнкт кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. +7950 2244245. E-mail: nazarkulova.86@mail.ru.

* Nazarkulova, Cholpon Nazarkulovna, post-graduate student of the department of criminology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: 198206, Russia, Saint-Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Tel. +79502244245. E-mail: nazarkulova.86@mail.ru.

© Назаркулова Ч.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.