Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования криминалистических учётов системы МВД Российской Федерации в области раскрытия, расследования и профилактики преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами'

О необходимости совершенствования криминалистических учётов системы МВД Российской Федерации в области раскрытия, расследования и профилактики преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУДЕБНАЯ КОМПЬЮТЕРНОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ / CRIMINAL RECORDS / FORENSIC ACTIVITY / COMPUTER FORENSICS / RADIO ELECTRONIC ASSESSMENT / SPECIAL RADIO TECHNICAL AND MECHANICAL MEANS / INFORMATION AND ANALYTICAL PORTAL / SPECIAL KNOWLEDGE / CIVIL PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жидков Дмитрий Николаевич

В статье описываются предложения по формированию криминалистических учетов в области раскрытия, расследования и профилактики преступлений, связанных с незаконным завладением транспортных средств, описывается возможность выделения нового направления в криминалистической профилактике преступлений «гражданская превенция», осуществляемая при информационной поддержке МВД Российской Федерации. Автор уделяет большое внимание исследованию данной проблемы с позиций судебно-экспертной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жидков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need to improve criminal records of the ministry of internal affairs of the Russian Federation in the area of crime solution, investigation and prevention linked with unlawful taking of means of conveyance

The article describes proposals for the formation of criminal records in the field of crime solution, investigation and prevention linked with unlawful taking of means of conveyance. The problem discussed is examined from the point of view of forensic activities. The author suggests the possibility of selecting a new direction in forensic crime prevention “civil prevention” carried out with the informative support of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования криминалистических учётов системы МВД Российской Федерации в области раскрытия, расследования и профилактики преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами»

Криминалистика, криминология, ОРД

УДК 343.9 Д.Н. Жидков*

О необходимости совершенствования криминалистических учётов системы МВД Российской Федерации

в области раскрытия, расследования и профилактики преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами

В статье описываются предложения по формированию криминалистических учетов в области раскрытия, расследования и профилактики преступлений, связанных с незаконным завладением транспортных средств, описывается возможность выделения нового направления в криминалистической профилактике преступлений - «гражданская превенция», осуществляемая при информационной поддержке МВД Российской Федерации. Автор уделяет большое внимание исследованию данной проблемы с позиций судебно-экспертной деятельности.

Ключевые слова: криминалистический учет, судебно-экспертная деятельность, судебная компьютерно-техническая экспертиза, радиотехническая экспертиза, специальные радиотехнические и механические средства, информационно-аналитический портал, специальные знания, гражданская превенция.

D.N. Zhidkov*. The need to improve criminal records of the ministry of internal affairs of the Russian Federation in the area of crime solution, investigation and prevention linked with unlawful taking of means of conveyance. The article describes proposals for the formation of criminal records in the field of crime solution, investigation and prevention linked with unlawful taking of means of conveyance. The problem discussed is examined from the point of view of forensic activities. The author suggests the possibility of selecting a new direction in forensic crime prevention - "civil prevention" carried out with the informative support of the MIA of Russia.

Keywords: criminal records, forensic activity, computer forensics, radio electronic assessment, special radio technical and mechanical means, information and analytical portal, special knowledge, civil prevention.

Экспертно-криминалистический учёт - это масштабная система регистрации, систематизации, хранения и автоматизированного поиска экспертно-криминалистической информации о различных криминалистически значимых объектах, используемая для решения задач раскрытия и расследования преступлений и проведения оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам. В разнообразных криминалистических учётах хранится только информация, характеризующая собой индивидуальную совокупность криминалистически значимых признаков объектов учёта, выявляемых и фиксируемых с использованием специальных познаний, экспертно-криминалистических методов и средств.

Сегодня в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, участвуют следующие виды криминалистических учётов системы МВД России: учёт следов рук; учёт следов подошв обуви, учёт следов орудий взлома, учёт следов протекторов шин транспортных средств; учёт данных ДНК биологических объектов; учёт поддельных денежных билетов, бланков ценных бумаг и бланков документов; учёт субъективных портретов разыскиваемых лиц; учёт фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц; учёты микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочного покрытия, полимеров и металла).

Организация и использование экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел Российской Федерации регулируется приказом МВД России № 70 от 10 февраля 2006 г. (в ред. Приказа МВД России от 21 мая 2008 г. № 436).

Данным приказом утверждены [1]: 1) Инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учётов ОВД РФ; 2) Перечень экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел Российской Федерации; 3) Правила ведения экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел Российской Федерации.

По нашему мнению, необходимо внести изменения в данную инструкцию и приказ, а именно: пункт № 9 инструкции по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов ёорганов внутренних дел Российской Федерации (приложение № 1 к Приказу МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70) дополнить пунктами:

9.18. Устройства, используемые для несанкционированного съёма информации.

9.19. Устройства, предназначенные для несанкционированного запуска двигателей транспортных средств.

9.15. Устройства подавления радио- и GSM-сигналов.

9.16. Механические устройства отпирания замков и механизмов.

9.17. Электронные устройства отпирания замков и механизмов.

* Жидков, Дмитрий Николаевич, адъюнкт кафедры судебно-экспертной деятельности, Санкт-Петербургский университет МВД России, старший лейтенант полиции. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1, телефон +79117297460, e-mail: dmitry_jidkov@mail.ru.

* Zhidkov, Dmitriy Nikolayevich, a postgraduate of Forensic Activities Department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutovа str., 1. Mobile phone: +79117297460. E-mail: dmitry_jidkov@mail.ru.

© Жидков Д.Н., 2016

Жидков Д.Н. О необходимости совершенствования криминалистических учетов системы МВД...

Также необходимо внести изменения в Перечень экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел РФ (приложение № 1 к Приказу МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70), а именно: изменить экспертно-криминалистический учёт ОВД РФ с кодом 03 под наименованием «Учёт орудий взлома», дополнив графу «Объекты учета» строкой «Технические устройства отпирания замков и механизмов».

Также в данный Перечень мы предлагаем внести новый экспертно-криминалистический учёт с кодом 16 под наименованием «Учёт объектов компьютерно-технических и радиотехнических экспертиз», для целевого назначения: установление фактов использования компьютерно-технических средств, а также радиотехнических средств. В качестве объектов учёта мы предлагаем выделить: устройства, используемые для несанкционированного съёма информации; компьютерно-технические и радиотехнические устройства, предназначенные для несанкционированного запуска двигателей транспортных средств; устройства подавления радио- и GSM-сигналов; технические решения. Мы предлагаем следующие формы ведения данного учёта: единая информационная карта, включающая в себя фотографии устройств, их технические характеристики, характеристики их технических решений, натурные объекты. Данный учёт, по нашему мнению, должен вестись как на федеральном, так и на региональном уровне.

Внесение вышеуказанных изменений в приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учётов ОВД Российской Федерации» и, соответственно, в Инструкцию по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение № 1); в Перечень экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение № 2); в Правила ведения экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение № 3), несомненно, улучшит возможности экспертных подразделений системы ЭКЦ МВД Российской Федерации в содействии раскрытию, расследованию преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами. С появлением описанного выше криминалистического учёта результативность действий всех субъектов правоохранительной системы увеличится, т.к. учёт позволит проводить системный анализ использования объектов компьютерно-технических и радиотехнических экспертиз преступниками, на федеральном и региональных уровнях, а в некоторых случаях и идентифицировать такие объекты по конструктивным и технологическим решениям и особенностям их изготовителя.

По нашему мнению, необходимо и дополнение существующей процедуры постановки на учёт транспортных средств в виде обязательной сверки сервисным оборудованием электронных VIN-номеров транспортных средств (на тех транспортных средствах, где это конструктивно возможно) с номерами, указанными в документах этих транспортных средств. Мы предлагаем расширить существующие учёты подразделений УГИБДД МВД России, добавив в них данные о сверке электронного VIN-кода транспортного средства, проведённой специализированным сервисным оборудованием.

Сегодня правоотношения в процессе регистрации транспортного средства регулируются рядом нормативно-правовых документов. Приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 был утвержден административный регламент «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», в п. 39-41 которого тщательно описана процедура осмотра транспортного средства. Так, в п. 41 указано, что сотрудником полиции производится визуальный осмотр транспортного средства на предмет соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки её подлинности. Специальное автомобильное сервисное (диагностическое) оборудование при подсоединении его к диагностическому разъёму практически любого транспортного средства - любой модели, любого производителя - сегодня позволяет в течение нескольких секунд вывести информацию не только на экран, но и распечатать её на бумажном носителе, с указанием даты проведения исследования и его точного времени. Необходимо подчеркнуть, что данная процедура для успешного её проведения требует нескольких секунд, само сервисное оборудование такого типа - переносное, работает от аккумуляторных батарей различных модификаций, не удорожает процедуры осмотра транспортного средства, однако способна значительно повысить показатели по выявлению похищенных транспортных средств, а также станет существенной профилактической мерой, т.к. значительно усложнит и затруднит для преступников процесс «легализации» похищенного транспортного средства.

По нашему мнению, необходимо проверять таким способом все транспортные средства, и не только в процессе их регистрации (или перерегистрации), но и при любом удобном случае, т.к. процедура по изменению, «перепрошивке» оригинального VIN-кода похищенного транспортного средства является трудоёмкой, дорогостоящей, и далеко не все преступные группировки могут позволить себе её применение.

Первый абзац п. 41 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [2] должен выглядеть, на наш взгляд, так: «Сотрудником производится визуальный осмотр транспортного средства на предмет соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, проверки её подлинности, а также сверка электронного VIN-кода транспортного средства через его диагностический разъём, в случае если он обязан быть, в соответствии с конструктивными особенностями осматриваемого транспортного средства, с распечаткой дата-чека и приложением его к акту осмотра транспортного средства».

По нашему мнению, криминалистические учёты должны постоянно актуализироваться в соответствии с появлением новых родов и видов криминалистических экспертиз, т.к. они имеют огромное значение для развития криминалистической профилактики в целом. Законодательство, регулирующее деятельность системы МВД России, должно постоянно изменяться, отвечая постоянно меняющейся криминогенной обстановке в стране.

Проблема профилактики совершения преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, является частью криминалистической профилактики в целом.

Особый вклад в исследование криминалистической профилактики внес И.А. Возгрин, который в т.ч. и предостерёг ученых от узкой её трактовки, считая, что в конкретной работе лиц, осуществляющих

Криминалистика, криминология, ОРД

раскрытие и расследование преступлений, нередко бывает не только трудно, но и порой невозможно оторвать организацию розыска от профилактики, пресечение длящегося преступления от сбора доказательств, изобличающих виновного.

В 1991 г. И.А. Алиев в монографии «Проблемы экспертной профилактики» одним из первых сформулировал новую концепцию формирования общей теории судебной экспертизы и частной теории экспертной профилактики. Он в своей работе уделил внимание правовым, организационным и методическим проблемам экспертной профилактической деятельности, рассмотрел нормативное регулирование экспертной профилактики, современное на тот момент состояние экспертной профилактики [6, с. 336]. В развитие науковедческих основ криминалистической профилактики преступлений существенный вклад внесли видные отечественные и зарубежные криминалисты: Г.Н. Александров, И.А. Алиев, О.Я Баян, Р. С. Белкин, В.В. Вандышев, А.Н. Васильев, А.И. Винберг, И.А. Возгрин, В. Гай, Р. Гейндль, Г.И. Грамович, В.И. Громов, Г. Гросс, В.Ф. Зудин, Г.Г. Зуйков, А.Н. Колисниченко, В.П. Колмаков, В.А. Ледашев, С.П. Митричесв, А.И. Михайлов, Д.П. Поташник, В.И. Рохлин, Н.В. Терзиев, И.Я. Фридман, А.А. Эскархопуло, Н.П. Яблоков, И.Н. Якимов, И.И. Иванов и другие.

И.И. Иванов монографии «Криминалистическая профилактика преступлений (комплексное-научно-практическое исследование) 2004 г.» выделил три этапа развития криминалистической профилактики преступлений [7, с. 142-143]. Первый этап. Появление учения о криминалистической профилактике преступлений, заложенные в работах основоположника криминалистики Г. Гросса и других исследователей. Второй этап. Развитие и разработка теоретических и прикладных аспектов криминалистической профилактики преступлений. Определение границ исследований между криминологической и криминалистической профилактикой. Третий этап. Зарождение учения о криминалистической профилактике в связи с завершением споров по поводу пограничных проблем исследования между криминалистами и криминологами.

Судебно-экспертная деятельность находится в положении, когда необходимо производить экспертизы и исследования, осуществлять технико-криминалистическое обеспечение по постоянно меняющимся, модифицирующимся и вновь появляющимся объектам, имеющим доказательственное значение в процессе раскрытия и расследования преступлений, в т.ч. связанных с незаконным завладением транспортными средствами. По нашему мнению, профилактика преступлений данной группы должна отталкиваться от достижений судебно-экспертной деятельности. На наш взгляд, учение о криминалистической профилактике следует дополнить новым направлением - гражданской криминалистической превенцией, осуществляемой гражданами при информационном сопровождении органов внутренних дел.

Новое направление криминалистической профилактики мы определили как криминалистическую превенцию, осуществляемую гражданами на безвозмездной основе, при информационном сопровождении органов внутренних дел РФ, включающую в себя практические рекомендации об оказании содействия правоохранительным органам по фиксации преступлений и правонарушений и следов их совершения через интернет-сайты, программное обеспечение и другие ресурсы.

Как известно, криминалистическая профилактика подразумевает использование специальных систем криминалистических средств и методов использования специальных знаний, что в полной мере можно отнести к области раскрытия и расследования незаконного завладения транспортными средствами. Сегодня, в период стремительного развития научно-технического прогресса, невозможно представить профилактику преступлений без использования достижений современной техники. На помощь правоохранительной системе приходят чётко продуманные криминалистические комплексы профилактической направленности.

Проблема профилактики краж транспортных средств сегодня стоит очень остро. По данным статистического сборника ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, результаты раскрываемости краж транспортных средств за январь-декабрь 2014 г. - 4 % по Санкт-Петербургу и 9 % по Ленинградской области. Нами была предложена модель криминалистической профилактики незаконного завладения транспортными средствами как пример взаимодействия подразделений Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и жителей нашего города с активной жизненной позицией, выразившаяся в создании интернет-ресурсов, информационно-аналитических порталов, направленных на профилактику и раскрытие преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами. По нашему мнению, территориальным подразделениям органов внутренних дел России необходимо перенять положительный опыт Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В МВД России происходит сокращение сотрудников, соответственно, падает и численность сотрудников, занимающихся раскрытием, расследованием и профилактикой преступлений, хотя количество преступлений не снижается, а по отдельным направлениям растёт. Как никогда актуально привлечение общественности на помощь полиции. Сама обстановка в правоохранительной системе страны подталкивает МВД России обращаться за помощью к населению.

С точки зрения криминалистической профилактики, такие ресурсы обладают хорошими возможностями для глубокого анализа криминогенной обстановки в городе, возможностями по отслеживанию марки и модели похищенных транспортных средств конкретных годов выпуска, времени и территориальности их хищений. Данные аналитические способности в дальнейшем дают возможность локализовать места перекрытия территорий наружными нарядами полиции, а также выявить места наиболее вероятного обнаружения похищенных транспортных средств. Подобные проекты позволяют проводить анализ хищений транспортных средств, который, безусловно, помогает правоохранительным органам планировать проведение различных оперативно-розыскных мероприятий, координировать действия правоохранительной системы в целом, просматривать в режиме on-line реальную динамику совершения данных преступлений. Перечисленные и иные обстоятельства диктуют необходимость всемерного усиления мероприятий по профилактике преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 537 [3], установлено, что одним из национальных

Половинкин В.А. Роль общественных организаций и населения в процессе противодействия...

интересов Российской Федерации являются объективно-значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищённости и устойчивого развития. Обеспечением национальной безопасности данным указом признана реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества, политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.

Президент России В.В. Путин отметил появление новых форм противоправной деятельности, в частности, с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий.

В нашем государстве сегодня действует ряд федеральных законов, в которых одной из важнейших задач провозглашается предупреждение совершения преступлений и правонарушений, однако единая целостная система профилактики на государственном уровне отсутствует. Помимо этого, явно недооценённой остается и роль криминалистической профилактики. В сложившейся ситуации основным направлением, базисом для создания эффективных профилактических мер должны выступить применение и использование криминалистических средств и методов в целях выявления и устранения причин, способствующих совершению преступлений.

По нашему мнению, в последние годы интерес со стороны ученых-криминалистов к проблеме криминалистической профилактики несколько снизился, однако реализация, выделенного нами направления позволит эффективно развиваться институту криминалистической профилактики в целом.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 (в ред. от 21 мая 2008 г.) «Об организации использования экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел Российской Федерации», «Правилами ведения экспертно-криминалистических учётов в органах внутренних дел Российской Федерации»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=451572. (дата обращения 06.12.2015).

2. Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=152842 (дата обращения 06.12.2015).

3. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 31 декабря 2015 г. № 683. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191669 , (дата последнего обращения 24.02.2016).

4. Аксёнова-Сорохтей, Ю. Н. Криминалистическая профилактика преступлений несовершеннолетних : монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 152 с.

5. Белкин, Р. С. Криминалистика. - М., 2010. - 407 с.

6. Белкин, Р. С. Криминалистическая энциклопедия. - М.: Мегатрон XXI, 2001, 336 стр.

7. Иванов, И. И. Криминалистическая профилактика преступлений (комплексное-научно-практическое исследование) : монография / под ред. И.А. Возгрина. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. - 320 с.

УДК 34

В.А. Половинкин*

Роль общественных организаций и населения в процессе противодействия преступности

В статье рассматривается роль институтов гражданского общества, населения в сфере взаимодействия с органами внутренних дел в вопросах обеспечения законности и правопорядка. Особое внимание уделяется гражданским инициативам и политической активности граждан в социальных сетях.

Ключевые слова: институты гражданского общества, гражданские инициативы, социальные сети, органы внутренних дел, взаимодействие, преступность.

V.A. Polovinkin*. The role of public organizations and population in the process of combating crime. The article discusses the role of civil society institutions and population in cooperation with internal Affairs bodies in ensuring law and order. Special attention is given to civic initiatives and political activity of citizens in social networks.

Keywords: civil society, civic initiatives, social media, internal Affairs bodies, interaction, and crime.

Противодействие преступности в Российской Федерации предполагает консолидацию институтов гражданского общества и властных структур, рядовых граждан. В свою очередь,

* Половинкин, Валерий Анатольевич, профессор кафедры статистики и моделирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, доктор социологических наук, доцент. Адрес: Россия, 194021 Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50. Тел.: (812) 297-82-01. E-mail: stat@spbtei.ru.

* Polovinkin, Valery Anatolievich, professor of the chair of statistics and modeling of social-economical processes, Spb state ob trade-economical university. Doctor of sociology, assistant-professor. Address: Russia, 194021, Novorossiyskaya str., 50. Tel .: (812) 297-82-01. E-mail: stat@spbtei.ru.

© Половинкин В.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.