Научная статья на тему 'Значение учебной дисциплины «Исследование маркировочных обозначений транспортных средств» при подготовке экспертов автотехников'

Значение учебной дисциплины «Исследование маркировочных обозначений транспортных средств» при подготовке экспертов автотехников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
945
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МАРКИРОВОЧНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / РАСКРЫТИЯ / РАССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / AUTOTECHNICAL EXAMINATION / MARKINGS / VEHICLES / SOLUTIONS / INVESTIGATION / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигалов Николай Юрьевич, Гольчевский Виталий Феликсович

Раскрыты основные требования к подготовке экспертов автотехников и особенности проведения автотехнических экспертиз с использованием современных технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жигалов Николай Юрьевич, Гольчевский Виталий Феликсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of discipline «vehicle markings analysis» in automotive technical experts training

The paper deals with basic requirements for automotive technical experts training. The article highlights some peculiarities of the process of autotechnical examination with the help of up-to-date technical means.

Текст научной работы на тему «Значение учебной дисциплины «Исследование маркировочных обозначений транспортных средств» при подготовке экспертов автотехников»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡¡^

УДК 629.3 ББК 39.6

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТОВ АВТОТЕХНИКОВ

НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ ЖИГАЛОВ,

заместитель начальника (по учебной работе) ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист РФ

E-mail: nik@esi.irk.ru Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; ВИТАЛИЙ ФЕЛИКСОВИЧ ГОЛЬЧЕВСКИЙ, начальник кафедры автотехнической экспертизы

и автоподготовки

ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», кандидат технических наук, доцент E-mail: gvf.65@mail.ru

Научная специальность 05.20.03 - технологии и средства технического

обслуживания в сельском хозяйстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрыты основные требования к подготовке экспертов автотехников и особенности проведения автотехнических экспертиз с использованием современных технических средств.

Ключевые слова: автотехническая экспертиза, маркировочные обозначения, транспортные средства, раскрытия, расследования, преступления.

Annotation: The paper deals with basic requirements for automotive technical experts training. The article highlights some peculiarities of the process of autotechnical examination with the help of up-to-date technical means.

Keywords: autotechnical examination, markings, vehicles, solutions, investigation, crime.

Одним из видов инженерно-технических экспертиз является автотехническая экспертиза [1]. При подготовке специалистов по данному направлению изучается целый ряд специальных дисциплин; мы остановимся на подробном рассмотрении одной из них, а именно на экспертизе маркировочных обозначений транспортных средств

Дисциплина «Экспертиза маркировочных обозначений транспортных средств» относится к циклу дисциплин специализации. Ее содержание находится в прямой взаимосвязи с содержанием профилирующих дисциплин «Устройство, эксплуатация и производство транспортных средств», «Материаловедение и технология материалов» и «Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий из них». Квалифицированное проведение указанных экспертиз невозможно без знания конструкций базовых шасси транспортных средств. В процессе освоения дисциплины «Экс-

пертиза маркировочных обозначений транспортных средств» используются знаний химии и физики.

Согласно рабочему учебному плану количество часов на изучение дисциплине «Экспертиза маркировочных обозначений транспортных средств» составляет 104 часа: аудиторных - 70, из них: 10 часов - лекций, 20 часов - семинарские занятия, 40 часов - практические занятия; самостоятельная работа - 34 часа.

Кроме этого, предусмотрено выполнение двух контрольных экспертиз, реферативная и научная работа [2].

Изучение дисциплины дает знания, позволяющие:

• производить судебные автотехнические экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а также автотехнические исследования по заданиям правоохранительных и других государственных органов;

• участвовать в качестве специалиста автотехника в следственных и судебных действиях;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• проводить анализ практики использования технико-криминалистических средств и методов в раскрытии, расследовании и предупреждении незаконного завладения транспортными средствами;

• изучать научно-технические достижения в области судебных автотехнических экспертиз, выявлять, обобщать, распространять передовой опыт организации использования технических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений и их дальнейшего использования в практической деятельности экспертных учреждений;

• разрабатывать рекомендации по совершенствованию организации судебно-экспертной работы в области автотехнических экспертиз и осуществлять обучение сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия материальных следов, объектов и их использования в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами.

• проводить рационализаторскую и изобретательскую работу в целях совершенствования и модернизации судебно-экспертной и криминалистической техники

В результате изучения дисциплины, обучаемые должны знать:

• правовые, теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств, современные возможности судебных экспертиз;

• теоретические основы раскрытия и расследования краж и угонов транспортных средств;

• теоретические основы, систему методов и средств, закономерности следообразования;

• классификацию и общую характеристику методов и технических средств, применяемых при проведении экспертных исследований, естественнонаучные методы и криминалистические средства;

• методики производства экспертиз и исследований маркировочных обозначений транспортных средств;

• нормативно-правовую основу, порядок проведения исследований и порядок оформления результатов;

• методы обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования различных видов материальных следов и объектов в ходе осмотров мест происшествий, других процессуальных действий и оперативно-раозыскных мероприятий по преступлениям, связанным с незаконным завладением транспортными средствами;

• возможности естественнонаучных методов и криминалистических средств при обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании объектов судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств;

•методы судебной фотографии, технические средства и приемы фиксации и исследования доказательств, принципы действия технических средств видеозаписи, порядок, тактику и процессуальные тре-

бования использования видеозаписи в правоохранительной деятельности;

• порядок, организацию и тактику использования криминалистических средств и методов при проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий при расследовании уголовных дел, связанных с незаконным завладением транспортными средствами;

• процессуальное положение и содержание деятельности эксперта автотехника и специалиста;

• возможности применения естественнонаучных, инженерно-технических методов и средств в экспертных автотехнических исследованиях вещественных доказательств, вычислительной техники и автоматизированного рабочего места эксперта автотехника;

• методику проведения судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств;

• структуру заключения эксперта автотехника, порядок оформления результатов автотехнических экспертиз и исследований;

• современные методы, средства и приемы поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материально фиксированных источников информации в целях раскрытия и расследования уголовных дел, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, судебного исследования по уголовным и гражданским делам;

• особенности применения технических и криминалистических средств и методов собирания и использования материальных следов и объектов при производстве следственных и судебных действий, оперативно-разыскных мероприятий при расследовании уголовных дел, связанных с незаконным завладением транспортными средствами;

• формы и методы профилактической работы судебного эксперта автотехника по выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений по незаконному завладению транспортным средством;

• правила эксплуатации судебно-экспертной и криминалистической техники и средств, технику безопасности при работе с лабораторной и исследовательской техникой автотехнического назначения;

• основы дидактики и методики проведения практических занятий с работниками правоохранительных органов по применению криминалистических средств и методов при раскрытии и расследовании уголовных дел, связанных с незаконным завладением транспортным средством;

• нормативно-правовое регулирование обеспечения информационной безопасности;

• состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного и математического обеспечения в процессе решения задач профессионально-служебной деятельности судебного эксперта автотехника;

• способы получения информации о современных достижениях в области судебной автотехнической экспертизы;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• возможности и современное состояние науки и технологии в сфере судебно-экспертной деятельности;

• состав, функции и конкретные возможности справочно-информационных, информационно-поисковых систем и систем поддержки принятия экспертных решений при проведении экспертиз и исследований маркировочных обозначений транспортных средств.

В современных условиях особое значение имеет умение использовать современные экспертные технологии при производстве экспертиз и исследований маркировочных обозначений транспортных средств.

На ряду с интенсивным наполнением автопарка страны транспортными средствами (ТС) как отечественного, так и зарубежного производства, происходит неуклонное увеличение преступлений, связанных с их незаконным завладением. Данной преступной деятельностью занимаются хорошо организованные, имеющие в своих рядах специалистов различных направлений, и оснащенные по последнему слову техники преступные группировки в разных странах мира.

По уровню получаемых преступными группировками прибылей криминальный автобизнес занимает третье место после преступлений в сфере оборота наркотиков и оружия. Ущерб от хищений транспортных средств только на территории ЕЭС за год составляет свыше 2,3 млрд. евро. Особенно это касается дорогостоящих транспортных средств, оборудованных современными противоугонными и поисковыми системами.

По состоянию на июль 2015 г. только в г. Иркутске задержано и находятся на штрафплощадке боле трехсот дорогостоящих иномарок с измененными идентификационными номерными знаками. Отрадно отметить, что большой вклад в выявление транспортных средств с измененными идентификационными номерными знаками вносят слушатели Восточно-Сибирского института МВД России в период производственной практики.

В целях противодействия преступности перед правоохранительными органами возникла острая необходимость в повышении эффективности и качества раскрытия и расследования преступлений, в частности, незаконного завладения транспортным средством с последующим изменением идентификационного номера с целью сбыта (ст. 326 УК РФ).

Важную роль в расследовании данной категории дел играет проведение качественных экспертных исследований маркировочных обозначений на транспортных средствах. В процессе исследования решаются вопросы выявления транспортных средств с измененными маркировочными обозначениями основных узлов и агрегатов и установления их первоначальных идентификационных номеров. Ежегодно по постановлениям следственных органов и по направлениям из оперативных подразделений ОВД и ряда других служб в масштабах России проводится огромное

количество экспертиз и исследований маркировочных обозначений транспортных средств.

Исследование маркировочных обозначений транспортных средств рекомендуется проводить в следующей последовательности.

1. Провести общий внешний осмотр транспортного средства и детальный осмотр мест нанесения маркировочных обозначений. Внешний осмотр производится с целью выявления изменений конструктивных элементов транспортного средства, не предусмотренных заводом-изготовителем и определения последовательности дальнейших действий. При детальном осмотре обращается внимание на места соединения маркируемой панели со смежными панелями кузова, местом и способом крепления дублирующей панели, места и способы нанесения маркировки на раму автомобиля.

Следует иметь в виду, что зачастую меняется не часть маркируемой панели или рамы, а вся панель или продольный лонжерон рамы полностью.

2. Исследовать знаки идентификационной маркировки, нанесенные на маркируемой панели. Обращать особое внимание на соответствие технологии нанесения маркировки автомобиля определенной марки и модели предприятием-изготовителем.

3. Исследовать заводскую маркировочную табличку с идентификационной маркировкой.

4. Исследовать идентификационную маркировку в электронных носителях информации (электронный блок) [3].

5. При выявлении факта изменения или уничтожения первичной (заводской) идентификационной маркировки, произвести исследование маркируемой панели на предмет установления первичного содержания измененных или уничтоженных маркировочных обозначений.

6. В случае не возможности установления первичной идентификационной маркировки, необходимо провести исследования индивидуальных номеров элементов комплектации (агрегатов), которые имеются в информационной базе предприятия-изготовителя.

В настоящее время применяется множество вариантов цифровых, буквенных, символических обозначений и их комбинаций, имеющих знаки, различающиеся по размерам и форме. Более того, одно и тоже предприятие может использовать два и более вида шрифтов для нанесения маркировочных обозначений

Основные известные способы изменения маркировки кузова можно разделить на две группы [4].

Для первой группы способов характерно изменение маркировки путем ее уничтожения:

• удаления участка панели с маркировкой полностью или ее отдельных элементов.

Ко второй группе относятся способы, заключающиеся в изменении конфигурации маркировочных знаков путем:

• добивки недостающих элементов в знаках первичной маркировки, имеющих сходное начертание со

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

знаками требующейся (вторичной) маркировки, например с 1 на 4, с 3 на 5, с 6 на 8 или 0 и т.п. набивки знаков вторичной маркировки поверх знаков первичной;

• углубления участка маркировки и закрепления на этом месте сваркой или наклеиванием участка панели с иной маркировкой

• забивания отдельных знаков первичной маркировки и нанесения на их месте других;

• углубления участка маркировки, нанесение на первичную маркировку слоя мягкого металла, и тиснения на полученной поверхности рельефа вторичной. Существуют различные способы выявления изменения маркировочных обозначений транспортных средств и в ходе изучения дисциплины они подробно изучаются и отрабатываются практически.

Как уже ранее отмечалось, преступные группировки оснащены различными современными техническими средствами, позволяющими изменять маркировку практически без видимых признаков. В этой ситуации следует подробно восстановить и изучить базу данных, содержащуюся в электронном блоке управления. Дело в том что, даже если в электронном блоке управления информация изменена, что вполне реально сделать преступникам, то с использованием соответствующих диагностических сканеров эту информацию можно восстановить.

Сканеры по их функциональным возможностям можно разделить на три группы: дилерские, специализированные и мультимарочные. Дилерские сканеры позволяют считывать из электронного блока управления идентификационные показатели самого блока и автомобиля в целом, в частности , УШ-код автомобиля, а при наличии программного обеспечения восстанавливается измененная информация. Учитывая тот факт, что в основном изменяются идентификационные обозначения на современных дорогостоящих автомобилях, оборудованных электронным блоком управления, данный подход к идентификации транспортных

средств с измененными маркировочными обозначениям является весьма актуальным.

Литература:

1. Приказ МВД России от 9 января 2013г. № 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России».

2. Власов Ф.М. Рабочая учебная программа высшего профессионального образования по специальности 030502.65 - Судебная экспертиза. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2011. 24 с.

3. Китайгородский Е.А., Чесноков В.Е., Чесноко-ва Е.В. Установление первоначальных маркировочных обозначений автомобилей зарубежного производства с использованием электронных носителей информации. М.: ЭКЦ МВД России, 2007. 35 с.

4. Автотехническая экспертиза: практикум / Фе-дер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел Рос. Федерации»; сост. Ф.М. Власов [и др.]. Иркутск: ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2008. 38с.

References

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia on January 9, 2013. №. 2 «Questions to determine the level of training of experts in the Ministry of Internal Affairs of Russia».

2. Vlasov F.M. Working curriculum of higher education in the specialty 030502.65 - Forensics. Irkutsk FGKOU VPO TNI Russian Interior Ministry, 2011. Р. 24.

3. Kitaygorodsky E.A., Chesnokov V.E., Chesnokov E.V Establishment of initial markings of foreign cars with the use of electronic media. M.: EKC Russian Interior Ministry, 2007. Р. 35.

4. Autotechnical expertise: Workshop / Feder. state. obrazovat. institutions of higher. prof. Education «Vost.-Sib. Inst M-va ext. Ros Affairs. Federation»; comp. ЕМ. Vlasov [et al.]. Irkutsk, FSEIHPE TNI Russian Interior Ministry, 2008. Р. 38.

Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграционных процессов (На примере России и государств-членов Европейского Союза): Монография / Прудникова Т. А., М.: Изд-во ЮНИТИ, 2016.

В монографии раскрываются развитие миграционных процессов и основы их административно-правового регулирования. Анализируется опыт международно-правового регулирования миграционных процессов. Рассматриваются основные направления совершенствования национального законодательства, регулирующего миграционные процессы.

Для аспирантов юридических вызов, практических работников системы правоохранительных органов, а также студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля.

ТА ПРУДНИКОВА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

на riFvlMFPF РОССИИ И ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ Е5РОПЕЙСКОПЗ СОЮЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.