Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО РОЗЫСКУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ И САМОВОЛЬНО УШЕДШИХ ИЗ СЕМЬИИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО РОЗЫСКУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ И САМОВОЛЬНО УШЕДШИХ ИЗ СЕМЬИИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСК / БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ / САМОВОЛЬНО УШЕДШИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудра Д.М.

В статье рассматриваются вопросы информационного обеспечения розыска несовершеннолетних, пропавших без вести и самовольно ушедших из семей или специализированных государственных учреждений. Автор, акцентируя внимание на проблемах получения оперативно значимой информации о разыскиваемых лицах сотрудниками оперативных подразделений, приходит к выводу, что указанная деятельность должна быть направлена на обеспечение первоначальной розыскной информацией о разыскиваемом, а следовательно, от эффективности ее получения, обработки, сохранения и оперативного доступа к ней, зависит результат - установление местонахождения пропавшего несовершеннолетнего. Предложены меры по оптимизации обеспечения розыскных аппаратов органов внутренних дел актуальной информацией о разыскиваемых лицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудра Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF INFORMATION SUPPORT ACTIVITY OF OPERATIONAL UNITSON THE SEARCH FOR MINORS MISSING AND ARBITRARILY LEFT THE FAMILY OR SPECIALIZED STATE INSTITUTION

The article considers the issues of information support for the search for minors missing and arbitrarily left their families or specialized state institutions. Focusing on the problems of obtaining promptly rele vant information about the wanted persons by the officers of operational units the author comes to the conclusion that these activities should be aimed at providing the initial search information about the wanted person, and, consequently, the result - the location of a missing minor depends on the effectiveness of receiving, processing, retaining this information and prompt accessing to it. Measures to optimize the providing the search apparatus of the internal affairs bodies with up-to-date information about the wanted persons are suggested.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО РОЗЫСКУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ И САМОВОЛЬНО УШЕДШИХ ИЗ СЕМЬИИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 343.102

Взгляд. Размышления. __ Точка зрения

Дмитрий Михайлович КУДРА,

преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники в ОВД Восточно-Сибирского института МВД России (г. Иркутск)

k1977d@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО РОЗЫСКУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ И САМОВОЛЬНО УШЕДШИХ ИЗ СЕМЬИ ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

SOME ISSUES OF INFORMATION SUPPORT ACTIVITY OF OPERATIONAL UNITS ON THE SEARCH FOR MINORS MISSING AND ARBITRARILY LEFT THE FAMILY OR SPECIALIZED STATE INSTITUTION

В статье рассматриваются вопросы информационного обеспечения розыска несовершеннолетних, пропавших без вести и самовольно ушедших из семей или специализированных государственных учреждений. Автор, акцентируя внимание на проблемах получения оперативно значимой информации о разыскиваемых лицах сотрудниками оперативных подразделений, приходит к выводу, что указанная деятельность должна быть направлена на обеспечение первоначальной розыскной информацией о разыскиваемом, а следовательно, от эффективности ее получения, обработки, сохранения и оперативного доступа к ней, зависит результат - установление местонахождения пропавшего несовершеннолетнего. Предложены меры по оптимизации обеспечения розыскных аппаратов органов внутренних дел актуальной информацией о разыскиваемых лицах.

The article considers the issues of information support for the search for minors missing and arbitrarily left their families or specialized state institutions. Focusing on the problems of obtaining promptly relevant information about the wanted persons by the officers of operational units the author comes to the conclusion that these activities should be aimed at providing the initial search information about the wanted per-son, and, consequently, the result - the location of a missing minor de-pends on the effectiveness of receiving, processing, retaining this infor-mation and prompt accessing to it. Measures to optimize the providing the search apparatus of the internal affairs bodies with up-to-date infor-mation about the wanted persons are suggested.

Ключевые слова: розыск, без вести пропавший, самовольно ушедший несовершеннолетний, оперативно-розыскная деятельность, информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений.

Keywords: search, a missing person, a minor left home arbitrarily, operational-search activity, information support of the activities of operational units.

Проблемы розыска пропавших без вести или самовольно ушедших несовершеннолетних постоянно находятся под пристальным вниманием общественности и правоохранительных органов. В последние

годы законодателем были разработаны и введены в действие алгоритмы реагирования на заявления (сообщения) о розыске лиц, пропавших без вести, а также взаимодействия государственных органов и общественных

объединений в ходе розыска пропавших, в том числе несовершеннолетних. Однако поиск мер эффективного реагирования на безвестное исчезновение несовершеннолетних не теряет актуальности и в настоящее время, так как система закрепленных в действующих нормативных правовых актах критериев оценки обстоятельств исчезновения граждан, правил реагирования правоохранительных органов на сообщения о пропаже людей, включая способы и формы информационного обеспечения розыскной деятельности, требуют совершенствования, о чем свидетельствуют данные статистики. В частности, ежегодно в розыске официально находятся до 8 тысяч несовершеннолетних, каждый седьмой из них остается в числе разыскива-емых1.

Складывающаяся современная оперативная обстановка по линии розыскной деятельности оперативных подразделений предопределяет необходимость перестройки некоторых правил работы информационных подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД) с учетом потребности правоохранительных органов в совершенствовании имеющихся на вооружении технических и иных средств, а также поиска и внедрения в практику новых, более прогрессивных организационных форм использования сил, средств и методов оперативных подразделений при осуществлении розыска [12, с. 70].

Одним из важнейших направлений такой перестройки является повышение уровня информационного обеспечения деятельности ОВД, в том числе оперативных подразделений [5, с. 120]. Эффективная организация и осуществление розыска без вести пропавших и самовольно ушедших несовершеннолетних невозможны без всестороннего и качественного обеспечения оперативных подразделений сведениями о разыскиваемом лице, позволяющими провести глубокий и всесторонний анализ оперативной обстановки, объективно ее оценить, принять на этой основе обоснованные решения, изучить и обоб-

щить передовой опыт, внедрить его в практику других подразделений, усовершенствовать методы розыскной работы [13, с. 185].

Результативность розыскного процесса напрямую зависит от возникающей у ее субъектов потребности в расширении предметного представления о непосредственном объекте розыска, а также в целенаправленном информационном воздействии на него согласно основным целям и задачам этого процесса. Эта потребность упирается в проблемы определения и использования адекватной по содержанию оперативно-розыскной информации и ее источников. Необходимость в получении оперативных сведений о разыскиваемом обуславливает принятие эффективных организационных мер по обеспечению информацией субъектов розыскной деятельности.

Наличие оперативно значимой информации об объекте розыска еще на первоначальном этапе является ключевым фактором, влияющим на результативность розыска несовершеннолетних, пропавших без вести и самовольно ушедших.

В Российской Федерации информационное обеспечение деятельности оперативно-розыскных органов представляет собой комплекс мер по формированию, ведению, использованию и совершенствованию информационных систем, который ориентирован на обеспечение сотрудников оперативных подразделений значимыми сведениями в виде систематизированной информации, необходимой им для осуществления возложенных на них задач [11, с. 139]. Решающее значение в достижении поставленной цели -установление местонахождения разыскиваемого - отведено получаемой в этом процессе информации. В данном случае нам импонирует мнение Е.В. Бурякова, согласно которому «одним из обязательных направлений розыскной работы является установление информации о разыскиваемом лице: чем она разнообразнее, тем больше вероятность обнаружить этого человека» [2, с. 30]. Информация

1 Сводные отчеты по России о розыскной и идентификационной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации за 2016-2020 гг.. М.: ГИАЦ МВД России, 2021.

здесь выступает как важнейший долгосрочный ресурс, обеспечивающий розыскную деятельность в целом [7, с. 38; 10, с. 176].

Осуществление розыска несовершеннолетних, пропавших без вести и самовольно ушедших из семьи или специализированного государственного учреждения, регулируется различными ведомственными (межведомственными) нормативными правовыми актами. Одним из ключевых является Положение об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц (далее - Положение)2.

Несомненно, значительная роль в информационном обеспечении розыскной деятельности оперативных подразделений ОВД, связанной с предоставлением сведений об объекте розыска, отведена информационным системам ИЦ по субъектам Российской Федерации, ГИАЦ МВД России, БРНС, экспертно-криминалистическим учетам, а также информации, содержащейся на различных интернет-ресурсах МВД России (сайтах). Однако в действующих ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актах уделено недостаточно внимания сбору, накоплению и систематизации оперативно-розыскной информации, получаемой сотрудниками оперативных подразделений в результате проведения ОРМ по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести или самовольно ушедших, позволяющей использовать ее в розыскном процессе, а также ее источников.

Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России, ежегодно подразделениями ОВД разыскиваются около 45000 несовершеннолетних, самовольно ушедших и пропавших без вести3, при этом значительная доля из них ранее попадали в поле зрения правоохранительных органов, в том числе в связи с уходами. Соответственно, информация о личности многих разыскиваемых несовершеннолетних уже имелась в ОВД и содержалась в различных источниках: материалах

Взгляд. Размышления.

Точка зрения ■425*

проверок сообщений об исчезновении, розыскных делах, местных учетах оперативных и иных подразделений ОВД, служебных документах, отражающих результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), комплексных операций и др.

Стоит отметить, что в информационные подразделения ОВД поступают сведения о фактах пропажи несовершеннолетних и самовольных уходах в виде секретных и иных документов оперативных подразделений (включая материалы розыскных дел), сообщений других служб ОВД, копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлениям (сообщениям) о розыске лиц, не достигших совершеннолетнего возраста и др. Вместе с тем ни один из указанных источников не содержит в полном объеме всей поисковой информации, которая собирается сотрудниками ОВД в ходе проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий по розыску несовершеннолетних.

Для уяснения указанной проблемы необходимо рассмотреть содержание некоторых источников получения сведений о разыскиваемых несовершеннолетних.

Как правило, формирование массива оперативно-розыскной информации осуществляется из источников, определенных ведомственными нормативными правовыми актами.

Например, вносимые в базу данных оперативно-розыскной информации копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних содержат только краткую фабулу обстоятельств исчезновении или ухода ребенка, данные об опрошенных лицах, располагавших сведениями о разыскиваемом, краткую информацию о результатах проведенных поисковых и розыскных мероприятий, результатах опроса разыскиваемого. При этом в них отсутствуют сведения: о возможных местах нахождения

2 Приказ МВД России, Минюста России, Минздрава России, МЧС России, Министерства обороны России, Следственного комитета Росиии от 01.03.2018 N 117дсп/40дсп/88н/82дсп/114дсп/17дсп.

3 Сборник по России о результатах работы территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2016-2020 гг.. М.: ГИАЦ МВД России, 2021.

разыскиваемого в период розыска, которые сообщались опрашиваемыми лицами, используемых им средствах связи, пользовании социальными сетями, о наличии банковских карт, о мероприятиях, проведенных по поиску несовершеннолетнего и их результатах, выявленных в ходе розыска родственных и иных связях, местах и обстоятельствах обнаружения пропавшего и т.д. В то же время информация, накопленная в самих материалах предварительной проверки сообщений о безвестном исчезновении, вообще не поступает в подразделения оперативно-розыскной информации, фактически оставаясь в документах, содержащихся в территориальном органе, что ограничивает оперативный доступ к находящимся в них сведениям.

Необходимо подчеркнуть, что определенные в Положении предписания в случае установления местонахождения пропавшего несовершеннолетнего в сроки проведения проверки по заявлению (сообщению) о его безвестном исчезновении или самовольном уходе предусматривают «списание материала проверки в специальное номенклатурное дело территориального орган МВД России» в соответствии требованиями, закрепленными в приказе МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». Соответственно, сведения, содержащиеся в указаннымх материалах о разыскиваемом лице, в том числе полученные в ходе проведения поисковых и розыскных мероприятий, остаются в территориальном органе. Обязательный порядок их внесения в систему оперативно-розыскной информации ничем не регламентирован, вопрос представления информации, содержащейся в этом источнике, в базу оперативных данных отнесен на усмотрение руководителя оперативно-розыскного органа. В то же время концентрация подробной поисковой ин-

формации в источнике оперативных данных о результатах розыска несовершеннолетних способствовала бы проведению качественного анализа фактов пропажи и самовольных уходов несовершеннолетних, получению характеризующих сведений о личности пропавшего, местах его возможного нахождения, что способствовало бы принятию незамедлительных эффективных мер реагирования на заявления и сообщения о безвестном исчезновении несовершеннолетних.

Следует принять во внимание, что, согласно статистическим данным, местонахождение более 90% разыскиваемых несовершеннолетних удается установить еще в сроки проведения доследственной проверки (например, в 2019 г. в ОВД поступили 44356 сообщений о розыске несовершеннолетних (2020 г. - 42155), установлено местонахождение 41258 разыскиваемых без заведения розыскного дела (2020 г. - 39780), при этом 11584 несовершеннолетних в течение рассматриваемого периода совершили повторные уходы (2020 г. - 10989))4. Поэтому наличие оперативной информации о их личности и фактах исчезновения, имевших место ранее расширило бы количество источников получения сведений о разыскиваемом лице и возможности оперативного реагирования ОВД на безвестное исчезновение несовершеннолетних. Могло бы способствовать их

розыску в короткое время в случае повторных исчезновений несовершеннолетнего, что весьма распространено среди лиц, воспитывающихся в неблагополучных семьях и содержащихся в специализированных государственных учреждениях. Более того, информация должна быть полной, актуальной, достоверной, охватывать весь спектр интересующих проблем (вопросов) и постоянно пополнятся [6, с. 139].

Решение вышеуказанных проблем нам видится в нормативной регламентации правил фиксирования на материальных носителях полученной в ходе рассмотрения заявлений (сообщений) о розыске несовершеннолетних, пропавших без вести, самовольно ушедших, и

4 Сборник по России о результатах работы территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2019 гг. М.: ГИАЦ МВД России, 2021.

других категорий разыскиваемых лиц информации, содержащейся в материалах предварительной проверки о розыске и розыскных делах.

Поэтому, на наш взгляд, следует выдвинуть предложение о внесении изменений в ведомственные нормативные правовые акты, касающиеся увеличения источников оперативной информации о личности разыскиваемых полученной в результате розыскной деятельности ОВД, подлежащих внесению в информационные банки данных. Одним из таких источников может стать информационное сообщение, составляемое сотрудником оперативного подразделения, о результатах проведенной проверки по заявлению (сообщению) о розыске и сведениях о личности, полученных в ходе проведения поисковых, оперативно-розыскных и иных мероприятий, для включения его содержания в систему информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

Сообщение может включать в себя: обстоятельства исчезновения несовершеннолетнего, сведения о лице, сообщившем об исчезновении, о возможных очевидцах исчезновения, предшествующих исчезновению событиях, данные о пропавшем (ФИО, дата и место рождения), известные адреса регистрации, постоянного (временного) проживания несовершеннолетнего, реквизиты документа, удостоверяющего личность (при наличии), сведения о месте учебы (работы), используемых средствах связи, о наличии страниц социальных сетей, банковских счетов, о предметах и документах, находившихся при разыскиваемом, о возможных местах нахождения на момент исчезновения, а также результаты проведенных поисковых и оперативно-розыскных мероприятиях, сведения о нахождении на учетах (оперативных, ПДН, и др.), связях разыскиваемого (ФИО, адрес, телефон, место учебы (работы), характеристика связи), адресах возможного нахождения и мест посещения, месте обнаружения (установления), краткое изложение обстоятельств и причин исчезновения (самовольного ухода) опрошенного несовершеннолетнего.

Взгляд. Размышления.

Точка зрения ■425*

Порядок внесения указанных сведений в систему оперативных данных, сроки и форму представления источника оперативно-розыскной информации целесообразно предусмотреть путем внесения соответствующих дополнений в нормы ведомственного приказа

В дополнение к вышеуказанному следует учитывать, что в положениях ст. 10 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено право оперативных подразделений «создавать и использовать информационные системы». Важной проблемой, стоящей перед практическими работниками, на наш взгляд, является разрозненность и бессистемность источников получения оперативных сведений о личности разыскиваемого несовершеннолетнего [15, с. 270]. Существенную помощь в решении указанного вопроса, а также в выполнении других задач, стоящих перед оперативными подразделениями ОВД, может оказать создание межведомственной информационной системы о разыскиваемых лицах [3, с. 70; 4, с. 101; 9, с. 126; 14, с. 172]. Целью создания системы будет являться повышение эффективности информационного обеспечения деятельности ОВД, а также заинтересованных правоохранительных структур за счет объединения всей совокупности информационных данных об объектах учета, накапливаемых ими в своих подразделениях, и обеспечение возможности регламентированного доступа к этой информации. Информационный обмен между участниками информационного взаимодействия при этом осуществляется на основании требований законодательных, иных нормативных правовых актов, а также заключаемых между ними соглашений [1, с. 16].

Информационная система должна содержать сведения о всех разыскиваемых и устанавливаемых правоохранительными органами лицах, объединяя сведения о их личности в структуру (модель), позволяющую осуществлять регистрацию, учет, накопление, пополнение, архивирование, поиск, сравнение и анализ полученных данных [8, с. 176].

Как уже отмечалось, значительное число безвестно исчезнувших и самовольно ушедших несовершеннолетних ранее разыскивались в связи с уходами либо по иным причинам попадали в поле зрения правоохранительных органов (антиобщественное поведение, совершение правонарушения или преступления и др.). Указанный информационный ресурс предоставит возможность сотрудникам правоохранительных органов, задействованным в проведении или организации поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, оперативно получать необходимые сведения о разыскиваемом несовершеннолетнем, эффективно задействовать необходимые силы и средства подразделений ОВД с целью установления местонахождения лица, не достигшего совершеннолетнего возраста.

Система может содержать следующую информацию: фотографии разыскиваемого несовершеннолетнего, словесный портрет, адреса мест постоянного или временного пребывания, сведения о связях несовершеннолетнего, включая криминальные, обстоятельствах постановки на учет (категория учета), склонностях (к совершению правонарушений, преступлений, употреблению спиртных напитков, наркотиков и т.д.), наличии заболеваний (хронических, психических, физических недостатков), результатах проведенных мероприятий на месте происшествия, изъятых образцах ДНК для сравнительного исследования и полученных результатах, информационно-поисковую или опознавательную карты на разыскиваемого, сведения о используемых средствах связи, банковских счетах, результаты ранее проведенных меро-

приятий (установленные связи, места возможного пребывания, места обнаружения разыскиваемого), решения, принятые по итогам рассмотрения заявлений о розыске несовершеннолетнего (заведение розыскного дела, возбуждение уголовного дела, приобщение материала проверки к номенклатурному делу ОВД), данные о постановке на криминалистические учеты (дактилоскопический, геномный) и др.

Для реализации данного предложения в ОВД целесообразно разработать и принять межведомственный приказ, закрепляющий инструкцию о формировании информационно-аналитической системы «РОЗЫСК».

Подводя итог вышеуказанному, хотелось бы обратить внимание, что приведенный перечень существующих проблем информационного обеспечения розыскной деятельности оперативных подразделений ОВД, возникающих в процессе розыска без вести пропавших и самовольно ушедших несовершеннолетних, не является исчерпывающим. В сложившейся ситуации выход видится в комплексной корректировке положений ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, направленной на расширение источников получения розыскной информации, подлежащих внесению в информационные банки данных оперативно-розыскной информации, разработку и внедрение в практическую деятельность инновационных информационных систем, обеспечивающих необходимой оперативной информацией оперативно-розыскные органы о личности разыскиваемых лиц еще на первоначальном этапе их розыска.

Библиографический список

1. Букейханов, П.Е. Информационно-аналитическое обеспечение розыскной работы криминальной милиции горрайорганов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. - 18 с.

2. Буряков, Е.В. Информационные технологии в розыскной деятельности / Е.В. Буряков // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2018. - N 3. - С. 29-32.

3. Игуменов, А.С. О некоторых вопросах информационно-аналитического обеспечения розыска без вести пропавших и установления личности неопознанных трупов / А.С. Игуменов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2016. - N 1(71). - С. 67-71.

Взгляд. Размышления. Точка зрения

4. Игуменов, А.С. Отдельные вопросы информационно-аналитического обеспечения розыска лиц, пропавших без вести (по материалам МВД по Республике Башкортостан) / А.С. Игуменов // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2018. - N 5. - С. 97-102.

5. Лепехин, Д.И. К вопросу об информационно-аналитическом обеспечении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести / Д.И. Лепехин // Труды Академии управления МВД России. - 2016. - N 1(37). - С. 119-123.

6. Любавин, Н.С. Понятие и содержание информационно-аналитической деятельности в правоохранительных органах Российской Федерации / Н.С. Любавин, А.Н. Паремузов // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - N 11. - С. 137-142.

7. Осипенко, А.Л. Перспективы использования информационно-аналитических технологий в оперативно-розыскной деятельности / А.Л. Осипенко // Общество и право. - 2018. -N 4(66). - С. 80-87.

8. Парфенов, А.В. Некоторые особенности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан / А.В. Парфенов // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - N 7. - С. 173-176.

9. Рясов, А.В. Информационное обеспечение розыскной работы органов внутренних дел / А.В. Рясов, А.И. Мещерин // Вестник СевКавГТИ. - 2016. - N 2(25). - С. 124-126.

10. Саркисян, Г.Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел / Г.Г. Саркисян // Труды Академии управления МВД России. -2018. - N2 (46). - С. 165-170.

11. Саркисян, Г.Г. Особенности информационно-аналитического обеспечения уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности государственных органов Российской Федерации и стран - участниц ОБСЕ / Г.Г. Саркисян // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - N 1. - С. 139-142.

12. Сидорякин, Р.В. Информационно-аналитическое обеспечение организации розыска лиц, пропавших без вести / Р.В. Сидорякин // Актуальные вопросы управления в социально-экономических системах : сборник научных трудов Всероссийского научного семинара, Москва, 15 марта 2018 года. - М.: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 69-72.

13. Филатова, В.А. Особенности разыскной работы в отношении лиц без вести пропавших / А.В. Филатова // Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов : сборник научных трудов / под общ. ред. Г.Н. Сусловой. - Тверь: Тверской государственный университет, 2018. - С. 184-188.

14. Христенко, А.А. Проблемы повышения эффективности Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в сфере оперативно-розыскной деятельности / А.А. Христенко // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. -N 10. - С. 165-172.

15. Яковец, Е.Н. Меры по совершенствованию информационно-аналитического обеспечения деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность / Е.Н. Яковец // Эпомен. - 2020. - N 47. - С. 267-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.