Научная статья на тему 'Оперативно-розыскное мероприятие «Снятие информации с технических каналов связи при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести»'

Оперативно-розыскное мероприятие «Снятие информации с технических каналов связи при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1548
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
без вести пропавший / несовершеннолетний / снятие информации с технических каналов связи / оперативно-розыскные мероприятия / оперативно-розыскная деятельность / розыск / оперативно-розыскной закон. / missing / minor / to take information from technical communica- tion channels / operational-search measures / operational-search activities / search / operational-search law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Михайлович Кудра

В представленной статье рассматривается необходимость законодательного урегулирования применения оперативно-розыскного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи», осуществляемого при розыске лиц, без вести пропавших. Делаются выводы о том, что оперативно-розыскное законодательство непозволяет использовать указанное оперативно-розыскное мероприятие во всех случаях розыска без вести пропавших. Актуализируется внимание на важности этого оперативно-розыскного метода для решения задач оперативно-розыскной деятельности по розыску безвестно исчезнувших. Предлагаются пути решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL SEARCH EVENT REMOVAL OF INFORMATION FROM TECHNICAL COMMUNICATION CHANNELS IN THE SEARCH FOR MISSING PERSONS

The article discusses the need of legislative regulation of the use of operational search measures " collecting of information from technical communication channels", carried out in the search for missing persons. The author concludes that the operational search legislation does not allow to use this operational search activity in all cases of missing persons. Attention is paid to the importance of this operational search method for solving the problems of operational search activities for the search for the missing persons. Solutions to that problem are suggested.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскное мероприятие «Снятие информации с технических каналов связи при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести»»

УДК 343.985

DOI: 10.24411/2587-9820-2020-10035 Дмитрий Михайлович Кудра,

преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД Восточно-Сибирского института МВД России

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗЫСКА ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ»

Аннотация: В представленной статье рассматривается необходимость законодательного урегулирования применения оперативно-розыскного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи», осуществляемого при розыске лиц, без вести пропавших. Делаются выводы о том, что оперативно-розыскное законодательство не позволяет использовать указанное оперативно-розыскное мероприятие во всех случаях розыска без вести пропавших. Актуализируется внимание на важности этого оперативно-розыскного метода для решения задач оперативно-розыскной деятельности по розыску безвестно исчезнувших. Предлагаются пути решения этой проблемы.

Ключевые слова: без вести пропавший, несовершеннолетний, снятие информации с технических каналов связи, оперативно-розыскные мероприятия, оперативно-розыскная деятельность, розыск, оперативно-розыскной закон.

Dmitry Mikhailovich Kudra,

Lecturer at the of the Department of Operative Search Activity and Special Technology in the internal Affairs bodies of the East-Siberian Institute of the MIA of the Russia

OPERATIONAL SEARCH EVENT REMOVAL OF INFORMATION FROM TECHNICAL COMMUNICATION CHANNELS IN THE SEARCH FOR MISSING PERSONS

Abstract. The article discusses the need of legislative regulation of the use of operational search measures " collecting of information from technical communication channels", carried out in the search for missing persons. The author concludes that the operational search legislation does not allow to use this operational search activity in all cases of missing persons. Attention is paid to the importance of this operational search method for solving the problems of operational search activities for the search for the missing persons. Solutions to that problem are suggested.

Keywords: missing, minor, to take information from technical communication channels, operational-search measures, operational-search activities, search, operational-search law.

На сегодняшний день актуальным вопросом в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации (далее — РФ), остается решение задач, связанных с проведением первоначальных оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) по розыску лиц, пропавших без вести, в целях своевременного реагирования на поступающие сообщения об исчезновении граждан [1, с. 9—10]. В последнее время получили распространение негативные сообщения средств массовой информации о безвестном исчезновении граждан, в том числе несовершеннолетних, которые впоследствии становились жертвами преступлений либо погибли в результате несвоевременной помощи или безуспешной работы полиции по поиску пропавшего. Новостные сводки федеральных и местных каналов телевидения, а также социальных сетей постоянно пополняются информацией о розыске той или иной категории граждан (несовершеннолетних, инвалидов, пожилых людей и т. д.). Например: «Житель Иркутска ушел в лес и пропал без вести в Иркутской области»1; «59-летняя жительница Тулунского района ушла в лес за брусникой и пропала»2; «В Саратове около тысячи людей ищут пропавшую 9-летнюю девочку»3.

Общая характеристика состояния розыска без вести пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних в РФ в настоящее время характеризуется тем, что правоохранительные органы не только уступают в оперативности реагирования на поступающие заявления и сообщения о розыске, но и в большинстве случаев обязаны ждать возбуждения уголовного дела, чтобы задействовать весь комплекс оперативно-розыскных методов розыска безвестно исчезнувших граждан, в особенности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Анализ деятельности правоохранительных органов, указывает на наличие ограничений в проведении всего комплекса ОРМ в отношении данной категории разыскиваемых граждан. В частности, сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел (далее — ОВД) при поступлении и проверке заявления о розыске без вести пропавшего не могут осуществлять

1 Житель Иркутска ушел в лес и пропал без вести в Иркутской области // Иркутск Медиа [Электронный ресурс]. — URL: https://irkutskmedia.ru/news/614710/ (дата обращения: 27.02.2020).

2 12-летняя школьница пропала в Иркутском районе // ИрСити [Электронный ресурс]. — URL: https://ircity.ru/news/45072Fnews (дата обращения: 27.02.2020).

3 В Саратове около тысячи людей ищут пропавшую 9-летнюю девочку // Вести.Ru [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3198058&cid=8 (дата обращения: 27.02.2020).

ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, в отношении разыскиваемого, закрепленные в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ1, его связей, иных лиц, которые могут быть причастными к его безвестному исчезновению или располагать информацией о его возможном местонахождении, в случаях, когда отсутствуют признаки криминального события [2].

Обращает на себя внимание точка зрения А. М. Карякина, который полагает, что «в рамках проведения проверки информации по поступившему заявлению в отношении без вести пропавшего лица законодатель ограничил оперативные подразделения ОВД в его инструментарии, несмотря на то, что реализация задачи оперативно-розыскной деятельности по розыску без вести пропавших лиц предусмотрена ст. 2 Закона2, а часть первая статьи 7 предусматривает наличие сведений о лицах, без вести пропавших, в качестве основания для проведения ОРМ» [3, с. 89].

Одним из таких ограничений является отсутствие в ст. 8 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») положений, разрешающих ограничение конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, включая возможность проведения ОРМ «снятие информации с технических каналов связи» (далее — СИТКС) в отношении без вести пропавшего лица, до возбуждения уголовного дела.

В августе 2019 г. были внесены соответствующие поправки в ФЗ «Об ОРД», разрешающие получение информации о месте нахождения сотового телефона (абонентского устройства) и списка абонентских соединений без вести пропавших несовершеннолетних, Федеральным законом Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»3 (далее — ФЗ № 311-ФЗ). Данная норма, безусловно, расширила розыскной инструментарий ОВД, сделав первоначальные мероприятия по розыску несовершеннолетних эффективнее, однако вместе с тем законодатель, к сожалению, обошел стороной другие категории граждан, которым также может потребоваться экстренная помощь, оказать которую будет возможно лишь при своевременном обнаружении разыскиваемого.

Надо полагать, что инициатор поправок в ФЗ «Об ОРД», вводя эту норму в отношении детей, имел в виду широкий общественный резонанс, ко-

1 Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.

2 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.02.2020).

3 О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: федер. закон от 02.08.2019№ 311-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pra-vo.gov.ru/Document/View/0001201908020083 (дата обращения: 26.02.2020).

торый носят в последнее время события, связанные с безвестным исчезновением несовершеннолетних. Так, по официальным данным, ежегодно, в ОВД поступают десятки тысяч заявлений о безвестном исчезновении. При этом за последние пять лет разыскивалось более 390 тыс. без вести пропавших. Из них доля несовершеннолетних, от общего числа разыскиваемых составляла от 8,4 до 9,4 %. Например, в 2018 г. в розыске находилось 76217 граждан, из них несовершеннолетних 6440. В указанный период было объявлено в розыск 35787 человека, включая 5248 лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Принятыми мерами розыска установлено местонахождение 33545 граждан, включая 5190 несовершеннолетних. Из числа пропавших жертвами преступлений стали 310 человек, среди них 16 — это несовершеннолетние. Всего в указанном году по факту безвестного исчезновения возбуждалось 14411 уголовных дел, 854 были связаны с розыском детей1 [4].

По мнению некоторых ученых, в условиях развития технического прогресса, практический каждый гражданин имеет в пользовании сотовый телефон или иное мобильное устройство (планшет, смарт-часы) оснащенные sim-картой, что дает возможность операторам связи и правоохранительным органам определить его местоположение практически до метра [4, с. 31; 5; 6, с. 192]. Полученная информация с технических каналов связи может позволить ОВД заметно сузить район проведения розыскных мероприятий, своевременно направить необходимые силы и средства, сохранить жизнь, обезопасить от преступных посягательств и достигнуть поставленной цели — обнаружения разыскиваемого.

Приведенные данные статистики свидетельствуют о необходимости законодательного урегулирования пробела в возможности проведения всего комплекса ОРМ, включая СИТКС, на стадии проведения первоначальных мероприятий по проверке информации о розыске граждан, в том числе при отсутствии очевидных признаков криминального исчезновения. Совершенствование российского законодательства в области ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также механизмов их восстановления при осуществлении правоохранительными органами розыска безвестно исчезнувших способствовало бы устранению указанных проблем [7, с. 65].

Следует обратить внимание, что на момент принятия Федерального закона № 311-ФЗ о внесении изменении в ст. 8 ФЗ «Об ОРД», затрагивающих розыск без вести пропавших несовершеннолетних, в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 546865-7 от 12.09.2018, который предусматривал изменения в законе «О связи» и оперативно-розыскном законе, в части наличия возможности «получения у оператора подвижной радиотелефонной связи сведений о месте нахождения радиоэлектронных средств оператора связи, с помощью которых осуществляется подключение пользо-

1 Официальные статистические показатели // ЕМИСС государственная статистика [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 26.02.2020).

134

вательского оборудования абонента к сети подвижной радиотелефонной связи, и положении пользовательского оборудования абонента относительно радиоэлектронных средств, лиц, пропавших без вести»1. Условием проведения указанных действий являлось, мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД). При этом оператору связи закреплялась обязанность предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД, запрашиваемых сведений, а также создание условий для оперативного поиска пропавших людей путем определения местоположения принадлежащих им мобильных устройств на основе геолокационных данных.

Однако законопроект так и не был принят. Хотя его инициатор уведомлялся о нахождении на рассмотрении в Государственной Думе РФ проекта закона, содержащего схожие по своей структуре и нормам положения, касающиеся розыска без вести пропавших граждан. Указанные инициатором предложения отличались от принятого закона содержащимися в них поправками, которые позволяли бы правоохранительным органам, осуществляющим ОРД, проводить мероприятия по установлению местонахождения абонентского устройства без получения разрешения суда, не только в отношении несовершеннолетних, но и других категорий без вести пропавших.

Следует учитывать, что истребование информации о местонахождении абонентского устройства влечет за собой ограничение конституционных прав и свобод гражданина, т. к. направлено на сбор сведений о входящих и исходящих соединениях абонента, определение его местоположения и контроль за его перемещением, что предусматривает получение судебного разрешения (см. ст. 8 ФЗ «Об ОРД») [8, с. 6].

Справедливо возникает вопрос, — чем же отличаются остальные граждане, пропавшие без вести, от лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, если в отношении них нельзя в полной мере провести ОРМ, связанное с получением сведений о соединениях абонентского устройства до и после исчезновения, с целью установления местонахождения и возможного их спасения или оказания иной помощи? Зачем в законе две различные нормы, разделяющие категории без вести пропавших лиц по возрастным критериям, дающие возможность эффективно обнаруживать одних — несовершеннолетних, и занижающих инструментарий поиска в отношении других — взрослых, пропавших граждан?

Практика показывает, что при розыске без вести пропавших полученные данные о соединениях абонента и абонентского устройства позволяют максимально быстро установить возможные обстоятельства исчезновения человека, получить информацию о его связях, месте фактического нахожде-

1 О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О связи» от 11.12.2018 № 465-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/546865-7 (дата обращения: 26.02.2020).

ния и др. Истребованные сведения оказывают оперативным сотрудникам неоценимую помощь в проведении других различных ОРМ и розыскных действий, направленных на установление местонахождения пропавшего человека. При этом значительно экономится время, затрачиваемое на осуществление первоначальных мероприятий по розыску пропавшего. Эффективность розыска лиц, пропавших без вести, в указанном случае, зависит от такого критерия, как оперативность принимаемых мер по установлению местонахождения разыскиваемого [9].

Показателен в этом плане зарубежный опыт работы правоохранительных органов по розыску без вести пропавших граждан. Так, в Республике Беларусь проведение мероприятия, связанного с получением информации о соединениях абонентского устройства и установления его местонахождения, регламентировано Законом от 15 июля 2015 г. № 307-3 «Об оперативно-розыскной деятельности»1, при соблюдении условий обязательного санкционирования прокурором и осуществления мероприятия в рамках заведенного дела оперативного учета.

Решением обозначенной проблемы проведения ОРМ может стать корректировка ст. 8 ФЗ «Об ОРД» путем введения положений, разрешающих проведение ОРМ СИТКС, в отношении всех категорий лиц, пропавших без вести, а не только несовершеннолетних. Поскольку изменения должны касаться не только детей, но и взрослых [10, с. 110]. В данном случае речь идет о сотнях или тысячах жизней, всегда есть риск, что человек может не дождаться своевременной помощи.

Дополнение к ФЗ «Об ОРД» может выглядеть следующим образом: «в случае поступления заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у пропавшего лица, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение».

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что возможность незамедлительного проведения ОРМ СИТКС при реагировании на заявления и сообщения о безвестном исчезновении любого гражданина, вне зависимос-

1 Об оперативно-розыскной деятельности: закон Р-ки Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-3 // Комитет государственной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — URL: http://kgb.by/ru/zakon289-3/ (дата обращения: 27.02.2020).

ти от его возраста, в конечном итоге будет являться важным инструментом в организации поисковой работы, включая установление причин и обстоятельств исчезновения лиц, пропавших без вести.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бастрыкин А. И. Основные направления деятельности Следственного комитета РФ в 2018 году / А. И. Бастрыкин // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. — 2018. — № 4. — С. 9—12.

2. КузнецовЕ. В, Ступницкий Е. А. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособ. / Е. В. Кузнецов, Е. А. Ступницкий. — Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. — 2011. — 132 с.

3. Карякин А. М. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий при решении задач по розыску лиц, без вести пропавших / А. М. Карякин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2017. — Т. 3. — № 4. — С. 88—94.

4. Буряков Е. В. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, в процессе розыска без вести пропавших лиц / Е. В. Буряков // Оперативно-розыскное право. — 2017. — № 1. — С. 30—32.

5. Бахта А. С., Вагин О. А., Чечетин А. Е. Вопросы оперативно-розыскной деятельности в решениях Конституционного суда Российской Федерации: науч.-практ. пособ. / А. С. Бахта, О. А. Вагин, А. Е. Чечетин [и др.]. — Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России. — 2012. — 64 с.

6. Тимофеев С. В. Особенности предупреждения сбыта наркотиков, осуществляемого с использованием информационно-телекоммуникационных технологий / С. В. Тимофеев // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2020. — № 1. — С. 192—199.

7. Семилетов С. И. Проблемы обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в сетях связи / С. И. Семилетов // Труды института государства и права Российской академии наук. — 2011. — № 6. — С. 45—66.

8. Железняк Н. С. О необходимости судебного санкционирования оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в неотложном порядке / Н. С. Железняк // Вестник Восточно-Сибирского юридического института МВД России. — 2016. — № 3. — С. 5—7.

9. Лапин Е. С. Тактика получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами: моногр. / Е. С. Лапин. — М.: Юрлитинформ. — 2014. — 191 с.

10. Томилин С. М., Щетнёв Л. Е. Проведение оперативно-розыскного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи» в свете последних изменений оперативно-розыскного законодательства / С. М. Томилин, Л. Е. Щетнёв // Вестник Владимирского юридического института. — 2019. — № 4. — С. 108—110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.