Особенности организации розыска лиц без вести пропавших на примере УМВД России
по Камчатскому краю
О. В. АЙГИСТОВ,
заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Камчатскому краю E-mail: [email protected]
Features of the Organization of Search for Missing Persons on the Example of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Kamchatka Territory
O. V. AIGISTOV,
Deputy Head of the Criminal Investigation Department Ministry of Internal Affairs of Russia in the Kamchatka Territory
В статье идет речь о проблемах правового регулирования организации и проведения розыска лиц без вести пропавших, анализе действующего законодательства, регламентирующего проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан.
Оперативно-розыскная деятельность, правовое регулирование, совершенствование законодательства, розыск лиц без вести пропавших.
УДК 340.114.6
The article deals with the problems of legal regulation of the organization and conduct of the search for missing persons, analysis of the current legislation governing the conduct of operational-search measures related to the restriction of constitutional rights of citizens.
Operational-search activity, legal regulation, improvement of legislation, search for missing persons.
Одним из важнейших направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в том числе является осуществление розыска без вести пропавших лиц. Основной ценностью правового государства является защита прав и законных интересов личности, общества и государства. От того, насколько качественно проводится работа по установлению местонахождения лиц, пропавших без вести, с точки зрения достижения положительного результата, зависит и оценка гражданами деятельности полиции в целом. Приоритет данного направления также обусловлен многогранностью и специфичностью самой розыскной работы, в связи с тем, что зачастую пропавшие без вести становятся жертвами особо тяжких преступлений против
личности. Объективное и достоверное установление обстоятельств, предшествующих пропаже, положительные результаты розыскной работы позволят укрепить веру гражданского общества в профессионализм органов внутренних дел, стоящих на страже закона и призванных отвечать высоким стандартам обеспечения законности, защиты прав и интересов личности, общества и государства.
В территориальные подразделения уголовного розыска УМВД России по Камчатскому краю в 2017 г. поступило 444 сообщения о без вести пропавших, в 2018 г. поступило 333 сообщения, связанных с безвестным исчезновением граждан. За 6 месяцев 2019 г. поступило 101 сообщение, связанное с безвестным исчезновением граждан. С учетом остатка прошлых лет, устанавливалось местонахождение 166 без вести пропавших граждан.
Как показывает анализ данных относительно причин, влияющих на безвестное исчезновение граждан на территории Камчатского края, основными продолжают оставаться: несоблюдение мер личной безопасности, употребление спиртных напитков, а также уходы в лес без средств навигации. Отдаленность мест исчезновения, отсутствие располагающихся в непосредственной близости населенных пунктов, большое скопление диких животных, в частности, медведей, значительно затрудняет проведение оперативно-поисковых мероприятий. Учитывая большую территорию проведения поисковых мероприятий района возможного исчезновения людей, даже привлечение значительного человеческого ресурса не всегда приводит к положительному результату.
Результативность осуществления разыскной работы напрямую зависит от четкой детализации законодательной базы, регламентирующей данное направление оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, ее актуальности и соответствия складывающейся криминальной ситуации. На фоне стремительно развивающейся науки, широкого внедрения в повседневную жизнь общества высокотехнологичных процессов, очевидна необходимость поступательного, системного, своевременного обеспечения розыскной работы соответствующими правовыми возможностями. Невозможно обеспечить высокие результаты по данному направлению, используя старые методы проведения оперативно-розыскных мероприятий, кроме этого следует учитывать такой критерий как оперативность их проведения, так как зачастую именно от нее зависит как конечный результат, так и эффективность с точки зрения затраченных сил, средств и ресурсов оперативных подразделений органов внутренних дел.
Кроме этого несовершеннолетние, которые уходят из дома и покидают специальные образовательные учреждения, являются наиболее незащищенными от преступных посягательств, в том числе сопряженных с их половой неприкосновенностью. Разработка и принятие мер по расширению возможностей оперативных подразделений экстренно реагировать и принимать меры к их розыску позволит более качественно защитить будущее страны от преступных посягательств.
Розыск лиц — это организационные и практические меры, регламентированные законодательством Российской Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (субъектов розыскной работы), направленных на идентификацию личности неопознанных трупов, установление местона-
хождения лиц различных категорий: подозреваемых, обвиняемых, осужденных, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; без вести пропавших; лиц, которые не могут сообщить сведения о себе.
Обращаясь к законодательным актам Российской Федерации, непосредственно регламентирующим деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, следует отметить, что такая задача отражена в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5] — «осуществление розыска лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших». Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, как задача оперативно-розыскной деятельности представляет собой систему оперативно-розыскных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает обнаружение места нахождения и в случае необходимости задержание разыскиваемых. Под пропавшими без вести понимаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение которых для окружающих неизвестно, в том числе несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавшие из центров временного содержания и специальных образовательных учреждений; психически больные, ушедшие из дома или медицинского учреждения. Компетенция оперативных подразделений органов внутренних дел касаемо розыска лиц различной категории предусмотрена также и ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О полиции», как одним из основных направлений их деятельности [4].
В ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативно-розыскные мероприятия, некоторые из них очень важны для розыскной работы, например, наведение справок. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии разыскиваемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, которые позволяют установить признаки противоправной деятельности. Сбор образцов для сравнительного исследования — это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на получении в распоряжение оперативного подразделения различных материальных объектов, являющихся носителями. При исследовании предметов и документов может быть получена информация о лицах, о биологических объектах (кровь, сперма, волосы и т. д.). Отождествление личности заключается
в установлении лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, путем не процессуального опознания личности по ее внешности, голосу, запаху и т. п. В ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов».
Следует отдельно остановиться на проведении оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, для проведения которых требуется разрешение суда.
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения этой задачи следует рассматривать ситуации, четко регламентированные ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К таковым относится наличие информации:
— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
— о лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
— о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
Вместе с тем исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия, смерти от старости; потеря ориентации на местности в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразм, психозы, шизофрения и др.); нежелание уплачивать налоги, кредиты или алименты; неудовлетворенность семейной жизнью. До 80 % исчезнувших — это взрослые люди, уехавшие из родных мест на заработки. Особенно «легки на подъем» подростки, бегущие от плохих родителей, из детских приютов и интернатов.
Таким образом, в случае отсутствия информации и фактических данных об обстоятельствах совершения в отношении без вести пропавшего преступления, производство предварительного следствия по которому обязательно, проводить оперативно-разыскные мероприятия с использованием современных технических возможно-
стей по установлению точного местонахождения человека по находящемуся при нем мобильному телефону — неправомерно ввиду отсутствия правовых оснований, прямо предусмотренных действующим законодательством.
Данные обстоятельства негативно влияют на достижение положительных результатов по розыску лиц без вести пропавших в оптимальные сроки.
Так, зачастую оперативность проведения оперативно-технических мероприятий продиктована необходимостью оказания своевременной помощи пропавшему без вести, который мог оказаться в сложной ситуации и не может самостоятельно выбраться из нее в силу возраста, физических особенностей, получения травмы и т.п.
Мероприятия по установлению местонахождения несовершеннолетних, совершивших самовольный уход, проводятся сотрудниками по делам несовершеннолетних во взаимодействии с сотрудниками уголовного розыска территориальных отделов внутренних дел, а также с участковыми уполномоченными, сотрудниками ППСП, ГИБДД. Одновременно в розыске принимают участие законные представители несовершеннолетних и подростков, совершивших самовольный уход. В ряде случаев к розыску привлекаются сотрудники МЧС и волонтеры.
В 2018 г. на территории Камчатского края долгое время не удавалось установить местонахождение малолетнего Е., 2013 г. р., без вести пропавшего в поселке Карымай, Усть-Большерецкого района, Камчатского края, который 22.06.2018 в 13 часов 30 минут, находясь у дома № 1 по улице Молодежной, в отсутствие взрослых, ушел от дома.
Сотрудниками органов внутренних дел незамедлительно были организованы поисковые и оперативно-розыскные мероприятия. За-действовались силы и средства УМВД России по Камчатскому краю, Усть-Большерецкого МСО СУ СК России по Камчатскому краю, Усть-Большерецкого МО МВД России, МЧС России по Камчатскому краю, ФССП Камчатского края, военнослужащие районного гарнизона, волонтеры региона и местные жители, 1 беспилотный аппарат, 2 квадрокоптера с тепловизором, 1 вертолет. Ежедневно в поиске принимали участие более 300 человек. Полностью проведено обследование жилищного массива поселка Карымай. Основные поиски проходили в лесном массиве, прилегающем к поселку, куда согласно показаниям очевидцев ушел ребенок (опрошена жительница соседнего дома, которая видела, как ребенок самостоятельно направился в сторону леса, где протекает река с сильным течением).
Впоследствии фрагменты одежды мальчика и два небольших фрагмента костей были обнаружены в лесном массиве. Обстоятельства свидетельствовали о том, что последний стал жертвой нападения дикого зверя (медведя).
В описанном случае, с учетом установленных обстоятельств пропажи ребенка (сведений о криминальном характере исчезновения — не имелось), до момента возбуждения следственными органами уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105 УК РФ, у сотрудников уголовного розыска отсутствовали правовые основания проведения оперативно-технических мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
Вместе с тем в августе 2019 г. внесены изменения в законодательство Российской Федерации, регламентирующие проведение оперативно-розыскных мероприятий в связи с проверкой сообщений о без вести пропавших несовершеннолетних. Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 311-Ф3 «О внесении изменений в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»», ст. 8 была дополнена новой седьмой частью, которая регламентирует порядок организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий: в случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у несовершеннолетнего, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение [6].
В настоящее время открытым остается вопрос реализации данной нормы на практике, в связи с особенностями требований ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок организации и проведения оперативно-технических мероприятий.
Следует отметить, что законодателем сделан существенный шаг, направленный на актуализацию действующего законодательства в части совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с организацией и осуществлением органами внутренних дел оперативно-розыскной деятельности в связи с розыском несовершеннолетних, пропавших без вести.
Вместе с тем, полагаю необходимым не останавливаться на достигнутом, необходимо продолжить работу, направленную на приведение действующего законодательства в соответствие со стремительно развивающимся темпом жизни современных людей, достижениями науки и техники, что в свою очередь гарантирует возможности подразделениям уголовного розыска оперативно реагировать на факты безвестного отсутствия граждан, принимать экстренные меры для установления местонахождения без вести пропавших лиц с использованием современных технических возможностей, сокращающих как сроки проведения самих оперативно-розыскных мероприятий, так и фактически затраченное время на розыск лиц, пропавших без вести, что позволит предотвратить негативные последствия для их жизни и здоровья.
Считаем обоснованной необходимость внесения изменений в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», касающихся предоставления органам внутренних дел возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий по прослушиванию телефонных переговоров и снятию информации с технических каналов связи в отношении без вести пропавших граждан, независимо от их возраста и других индивидуальных особенностей, в связи с тем, что зачастую оперативность в проведении таковых позволит обеспечить своевременное оказание помощи лицам, попавшим в ситуации, связанные с условиями опасными для жизни и здоровья, а также выполнить возложенные на органы внутренних дел задачи в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.
2. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: УК : текст с изменениями и дополнениями на 16 октября 2019 года : [принят Государственной
думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года] // СПС «Кон-сультантПлюс». — Текст : электронный.
3. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : УПК : текст с изменениями и дополнениями на 02.08.2019 [принят Государственной думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года] // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.
4. Российская Федерация. Законы. О полиции: Федеральный закон № 3-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 16.10.2019 [принят Государственной думой 28 января 2011 года : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года] // СПС «Консультант-Плюс». — Текст : электронный.
5. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности :Федераль-ный закон № 144-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 02.08.2019 [принят Государственной думой 5 июля 1995 года] // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.
6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статью 8 Федерального за-
кона «Об оперативно-розыскной деятельности» :Федеральный закон № 311-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 02.08.2019 [принят Государственной думой 24 июля 2019 года : Одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года] // СПС «Консуль-тантПлюс». — Текст : электронный.
7. Билоус, Е. Н., Ковалев, В. Н., Парфенов, А. В. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан: учебно-методическое пособ. Академия управления МВД России. Москва, 2014. — Текст : непосредственный.
8. Буряков, Е. В., Луговик, В. Ф., Чечетин, А. Е. Деятельность органов внутренних дел по розыску без вести пропавших лиц: учеб. пособ. Омск, 2002. — Текст : непосредственный.
9. Климов, И. А. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. пособ. Москва, 2016. — Текст : непосредственный.
10. Ковалёв, Н. Д., Яковец, Е. Н. Коллизии норм оперативно-разыскного права и способы их разрешения в процессе правотворчества // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). — Текст : непосредственный.