Научная статья на тему 'Некоторые аспекты рассмотрения заявлений, сообщений о безвестном исчезновении лиц'

Некоторые аспекты рассмотрения заявлений, сообщений о безвестном исчезновении лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОИСК / РОЗЫСК / УСТАНОВЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ / ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SEARCH / LOCATION OF THE ESTABLISHMENT OF THE MISSING PERSONS / THE PROBLEM OF OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович, Нестеров Алексей Анатольевич

Рассматриваются некоторые проблемы применения межведомственной инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович, Нестеров Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the examination of applications, communications of disappearances of persons

This article considers some of the problems associated with the use of inter-departmental instructions on the procedure for consideration of applications, reports of crimes and other information on incidents related to the disappearances of persons.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты рассмотрения заявлений, сообщений о безвестном исчезновении лиц»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.132.1

I НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, СООБЩЕНИЙ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ЛИЦ

В.В. Гончар*, А.А. Нестеров**

Аннотация. Рассматриваются некоторые проблемы применения межведомственной инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц.

Ключевые слова: поиск, розыск, установление местонахождения без вести пропавших лиц, задачи оперативно-разыскной деятельности.

SOME ASPECTS OF THE EXAMINATION OF APPLICATIONS, COMMUNICATIONS OF DISAPPEARANCES OF PERSONS

V.V. Gonchar, A.A. Nesterov

Abstract. This article considers some of the problems associated with the use of inter-departmental instructions on the procedure for consideration of applications, reports of crimes and other information on incidents related to the disappearances of persons. Keywords: search, search, location of the establishment of the missing persons, the problem of operatively-search activity.

Научная специальность 12.00.09 — Уголовный процесс

Осуществление розыска без вести пропавших лиц, является одной из основных задач оперативно-разыскной деятельности, закрепленной в ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД). Выполнение данной задачи возлагается на соответствующие подразделения органов внутренних дел.

С учетом того, что ежегодно регистрируется значительное число без вести пропавших лиц, некоторые из которых страдают различными заболеваниями и не

могут самостоятельно вернуться в свой дом, другие становятся пострадавшими от преступлений, тема своевременного розыска данных лиц весьма актуальна в настоящее время.

Проводимые Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки, выявили, что в последние годы, несмотря на незначительное снижение количества без вести пропавших лиц, эффективность их розыска в целом по стране не соответствует предъявляемым требованиям. Количество выявляемых прокурорами нарушений в рассматриваемой сфере продолжает оста-

© Гончар В.В., Нестеров А.А., 2016 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* ГОНЧАР ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ,

старший преподаватель кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского института экономики, политики и права, кандидат юридических наук Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: vg78@list.ru

** НЕСТЕРОВ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ,

заместитель начальника УМВД России по г. Белгороду, начальник полиции Контакты: пр. Б. Хмельницкого, д. 133ж, Белгород, Россия, 308002 E-mail: nesterAA@yandex.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

§

ваться значительным, что не позволяет в полной мере соблюсти права и свободы граждан и реализовать соответствующие задачи оперативно-разыскной деятельности [5, с. 73—80].

Устранение имеющейся несогласованности и недостатков в работе правоохранительных органов по розыску без вести пропавших лиц, необходимость организации межведомственного взаимодействия, по данному направлению, вызвало необходимость принятия 16 января 2015 г. межведомственной «Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц» [3] (далее — Инструкция). Данная Инструкция регламентирует деятельность органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации на стадии получения и проверки сообщения о безвестном исчезновении лиц, закрепляет особенности ведомственного контроля и прокурорского надзора за данной деятельностью.

В анализируемой Инструкции закреплено, что одним из основных источников информации о без вести пропавшем лице, является сообщение о факте его исчезновения, поступившее в правоохранительные органы. В соответствии с п. 3 Инструкции — сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.

Наиболее распространенной формой подобного сообщения является заявление. В формализованном бланке протокола заявления, как правило, указываются данные не только биографического характера, но и сведения о состоянии здоровья, вредных привычках, приметах внешности и одежды, предполагаемых причинах исчезновения и т.д.

Для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица, обнаружения возможных следов преступления, выявления иных обстоятельств, имеющих значение для установления причин исчезновения, оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно:

1) выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица обстоятельства безвестного исчезновения лица (в том числе свидетельствующих о наличии признаков преступления в отношении без вести пропавшего лица);

2) информирует дежурного следователя следственного органа Следственного комитета Российской Фе-

дерации, а при его отсутствии — руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителя об обстоятельствах безвестного исчезновения лица (в том числе указывающие на наличие признаков преступления в отношении без вести пропавшего лица), а также о месте происшествия;

3) определяет состав дежурной следственно-оперативной (оперативной) группы из числа сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации и направляет ее на место происшествия.

Следует отметить, что в соответствии с п. 10 Инструкции обстоятельствами, которые могут свидетельствовать о признаках преступления совершенного в отношении без вести пропавшего лица могут быть:

1. Отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания.

2. Отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирование во времени и пространстве.

3. Наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия.

4. Наличие у без вести пропавшего лица важных событий, участие в которых было запланировано (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка).

5. Наличие у без вести пропавшего лица значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников.

6. Безвестное исчезновение лица с автотранспортом.

7. Отсутствие в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи).

8. Безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества.

9. Наличие по последнему месту проживания, пребывания или нахождения, в автотранспорте, рабочем помещении без вести пропавшего лица или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления.

10. Отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице либо несвоевременное его направление от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

11. Наличие у без вести пропавшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами.

12. Наличие угроз в адрес без вести пропавшего лица.

13. Наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении в отношении без вести пропавшего лица.

14. Внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица.

15. Длительное неполучение без вести пропавшим лицом заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат при отсутствии объективных причин (например, болезнь, длительная командировка или поездка).

16. Поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом).

17. Наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях без вести пропавшего лица.

18. Безвестное исчезновение несовершеннолетнего.

19. Безвестное исчезновение сотрудников органов государственной власти (в том числе сотрудников правоохранительных органов).

20. Безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией.

В п. 11 Инструкции указано, что данный перечень не является исчерпывающим. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать иные обстоятельства с учетом местных особенностей (например, оперативной обстановки, традиций, обычаев).

Если в поступившем сообщении о безвестном исчезновении лица, содержится информация о возможном преступлении, совершенном в отношении данного лица, следователь Следственного комитета производит выезд на место происшествия, где осуществляет руководство следственно-оперативной группой.

Если в результате проведенной проверки, по факту безвестного исчезновения лица, не будут установлены указанные выше обстоятельства криминального характера безвестного исчезновения — выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Дальнейшая работа по розыску в таких случаях проводится сотрудниками оперативного подразделения органа внутренних дел в рамках разыскного дела.

В случае, если при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий, производимых в рамках разыскного дела, заведенного в соответствующем органе внутренних дел, устанавливаются обстоятельства, свидетельствующие о возможном совершении преступления в отношении без вести пропавшего, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел Российской Федерации, осуществляющий розыск, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, регистрирует его в установленном порядке и передает сообщение о безвестном исчезновении лица вместе с материалами проверки по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, о чем уведомляется прокурор.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рассматриваемой Инструкции важна определенность в закреплении обстоятельств, свидетельствующих о признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица. Именно с наличием этих обстоятельств связана необходимость:

1) незамедлительного информирования оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России о факте безвестного исчезновения уполномоченного сотрудника Следственного комитета Российской Федерации (п. 4.2 Инструкции);

2) обязательного выезда на место происшествия следователя Следственного комитета Российской Федерации (п. 6 Инструкции о розыске без вести пропавших лиц);

3) составления рапорта об обнаружении признаков преступления и его регистрация в установленном порядке, передача сообщения по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ и уведомление прокурора (пп. 15, 17, 17.1, 17.2 Инструкции).

Однако, анализ п. 10 приводит к выводу об отсутствии необходимой определенности и наличии оценочных признаков в формулировках обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления в отношении без вести пропавших лиц.

Так в п. 10.1 не совсем понятно, что считать соответствующими объективными данными и какое время является длительным.

Не совсем ясно, как отсутствиеу без вести пропавшего лица заболевания может свидетельствовать о признаках совершенного преступления (п. 10.2).

Вызывает сомнение возможность выявить документы, вещи (одежду) и денежные средства, без которых, без вести пропавший не может обойтись в случае длительного отсутствия (п. 10.3).

Не совсем ясно, какие запланированные события (кроме сдачи экзамена, защиты диссертации, медицин-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ского обследования, служебной командировки) считать важными и как данные события могут свидетельствовать о наличии признаков преступления в отношении без вести пропавшего (п. 10.4).

В пп. 10.7, 10.10, 10.11, 10.14, 10.15 Инструкции, можно наблюдать подобные оценочные формулировки.

Подобная ситуация приводит к неоднозначному пониманию рассматриваемых обстоятельств и формированию различной правоприменительной практики у сотрудников правоохранительных органов, участвующих в розыске без вести пропавших лиц. Закрепление оценочных формулировок создает возможность диаметрально противоположного отношения к одному и тому же сообщению о факте безвестного исчезновения лица, что негативно сказывается на своевременности осуществления необходимых оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.

По идентичной исходной информации, сотрудник правоохранительных органов, проводящий проверку по факту безвестного исчезновения лица, в одном случае может сделать вывод, что лицо отсутствует уже достаточно длительное время и без вещей, без которых оно не может обойтись, что влечет составление рапорта

об обнаружении признаков преступления и передачу материалов проверки по подследственности, а в другом случае, возможен вывод, что время отсутствия не является достаточно долгим, а у пропавшего лица присутствовали необходимые вещи, что влечет отказ в возбуждении уголовного дела.

Вполне очевидно, что сложившаяся ситуация не способствует своевременному решению вопроса о необходимости осуществления следственных и разыскных действий, а так же оперативно-разыскных мероприятий по розыску без вести пропавшего лица, затрудняет своевременное и обоснованное решение вопроса о необходимости возбуждения уголовного дела по данному факту.

Полагаем, что положения пп. 10.1-10.4, 10.7, 10.10, 10.11, 10.14, 10.15 «Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц», утвержденной Приказом МВД России № 38, Генпрокуратуры России № 14, СК России № 5 от 16 января 2015 г. нуждаются в конкретизации, с целью недопущения их двоякого толкования и применения.

Литература

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 12 августа1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с последующими изм. и доп.) // СПС КонсультантПлюс.

3. Приказ МВД России № 38, Генпрокуратуры России № 14, СК России № 5 от 16 января 2015 г. «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц» // СПС КонсультантПлюс.

4. Гончар В.В. Деятельность следователя по розыску подозреваемых и обвиняемых: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

5. Скосарев В.В. О состоянии законности при осуществлении органами внутренних дел розыска лиц, пропавших без вести // Прокурор. 2013. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.