Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» ПО ЛИНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» ПО ЛИНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шагалиев Х.Д., Студнев А.С.

В связи с увеличением количества преступлений, совершенных с применением оружия, представляется актуальным рассмотрение вопроса о методах противодействия незаконному обороту огнестрельного оружия. Одним из действенных способов обнаружения и изъятия незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является проведение гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Между тем, в практике правоохранительных органов нередко возникают ситуации, при которых суды отказывают в выдаче постановлений на проведение таких мероприятий с проникновением в жилище. Изучение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий в их логически последовательной связи, проведенное в рамках настоящей статьи, позволяет прийти к выводу о том, что в федеральном законодательстве имеются достаточные правовые основания, позволяющие, при поступлении соответствующей оперативно-значимой информации, проводить гласное обследование помещений в целях обнаружения и изъятия незаконно хранящихся оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шагалиев Х.Д., Студнев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF THE PUBLIC OPERATIONAL SEARCH EVENT "INSPECTION OF PREMISES, BUILDINGS, STRUCTURES, TERRAIN AND VEHICLES" IN THE LINE OF COUNTERING ILLEGAL ARMS TRAFFICKING

Due to the increase in the number of crimes committed with the use of weapons, it seems relevant to consider the issue of methods of countering the illicit trafficking of firearms. One of the most effective ways to detect and seize illegally stored firearms, ammunition, explosives and explosive devices is to conduct a public operational search event "inspection of premises, buildings, structures, terrain areas and vehicles". Meanwhile, in the practice of law enforcement agencies, situations often arise in which the courts refuse to issue orders for such measures with penetration into the home. The study of the grounds for conducting operational search activities in their logically consistent connection, conducted within the framework of this article, allows us to conclude that there are sufficient legal grounds in federal legislation that allow, upon receipt of relevant operationally significant information, to conduct a public inspection of premises in order to detect and seize illegally stored weapons, ammunition, explosives and explosive devices.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» ПО ЛИНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» ПО ЛИНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ

Х.Д. Шагалиев1, преподаватель

А.С. Студнев2, преподаватель

1Уфимский юридический институт МВД России

2Краснодарский университет МВД России

1(Россия, г. Уфа)

2(Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-3-210-213

Аннотация. В связи с увеличением количества преступлений, совершенных с применением оружия, представляется актуальным рассмотрение вопроса о методах противодействия незаконному обороту огнестрельного оружия. Одним из действенных способов обнаружения и изъятия незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является проведение гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Между тем, в практике правоохранительных органов нередко возникают ситуации, при которых суды отказывают в выдаче постановлений на проведение таких мероприятий с проникновением в жилище. Изучение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий в их логически последовательной связи, проведенное в рамках настоящей статьи, позволяет прийти к выводу о том, что в федеральном законодательстве имеются достаточные правовые основания, позволяющие, при поступлении соответствующей оперативно-значимой информации, проводить гласное обследование помещений в целях обнаружения и изъятия незаконно хранящихся оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Ключевые слова: гласное обследование помещений, оперативно-розыскные мероприятия, незаконный оборот оружия.

В настоящее время отмечается увеличение количества преступлений, совершенных с применением оружия, при одновременном сокращении количества выявленных фактов незаконного оборота огнестрельного оружия. Так, согласно сведениям, опубликованным на портале rbc.ru [1], за период с января по октябрь 2022 года на территории нашей страны зарегистрировано на 29,7% больше преступлений, совершенных с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных или имитирующих устройств. Если отдельно рассматривать преступления с применением взрывчатых веществ и взрывных устройств, то их количество достигло пикового значения за период с 2016 года по настоящее время. Также в текущем году на 12,6% увеличилось количество зарегистрированных фактов хищения и вы-

могательства огнестрельного оружия. В то же время, число выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, снизилось более чем на 7%.

Следует также отметить, что количество направленных в суд уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия и относящихся к тяжким и особо тяжким составам является одним из показателей ведомственной статистической оценки эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [2]. При этом количество находящегося в незаконном обороте огнестрельного оружия в ближайшее время, особенно в регионах, граничащих с зоной проведения СВО, будет лишь расти. В этой связи, представляется актуальным рассмотрение вопроса об особенностях проведения одного из наиболее эффективных оператив-

но-розыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств - гласного обследования жилых помещений.

Между тем, в практике правоохранительных органов зачастую складывается ситуация, когда суды отказывают в вынесении постановления о разрешении проведения такого оперативно-розыскного мероприятия с проникновением в жилище, мотивируя свой отказ тем, что данное мероприятие якобы подменяет собой следственное действие - обыск в жилище. Кроме того, суды ссылаются и на Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденную приказом МВД России от 01.04.2014 №199 [3], в которой указано что действие распространяется только на нежилые помещения.

Если мы обратимся к основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий в целом, а именно к статье седьмой Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [4], то увидим, что в первых же двух пунктах указаны два взаимоисключающих основания. Первым является факт возбуждения уголовного дела, вторым - получение оперативным подразделением информации, содержащей признаки преступления, при условии, что на основе этих сведений невозможно сразу принять решение о возбуждении уголовного дела.

Получение оперативным сотрудником информации о возможно совершении преступления само по себе ещё не является основанием для возбуждения уголовного дела. В рассматриваемом нами случае, вопрос о принятии процессуального решения по материалу доследственной проверки разрешается компетентным органом предварительного расследования только по результатам исследования изъятых предметов (веществ), проведенного сотрудником экспертного подразделения и определения к какому виду огнестрельного оружия, бо-

еприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств относится изъятое и пригодно ли оно к применению по назначению.

Таким образом, мы получаем ситуацию, когда оперативный сотрудник получив информацию о незаконном хранении в жилище тем или иным лицом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, обязан принять меры по её проверке и в случае подтверждения, пресечь совершение длящегося преступления. Следует учесть, что в статье восьмой вышеуказанного закона об оперативно-розыскной деятельности предусмотрено проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, в том числе на неприкосновенность жилища, только на основании судебного решения и при получении информации о признаках преступления, предварительное следствие по которому обязательно. Уголовная ответственность за незаконное хранение взрывчатых веществ и взрывных устройств предусмотрена статьей 222.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [5] и с 12 июля 2021 года данная норма относится к подследственности органов предварительного следствия. Но как быть при поступлении информации о незаконном хранении огнестрельного оружия? Ведь ответственность за это преступление в самой простой форме предусмотрена первой частью статьи 222 УК РФ и относится к компетенции дознания. Здесь законным основанием для проведения проверочных мероприятий с проникновением в жилище будет являться получение оперативно-значимой информации о возможном незаконном хранении лицом огнестрельного оружия совместно с неустановленными лицами. В таком случае в действиях известного оперативному подразделению лица и действующих с ним совместно неустановленных лиц содержатся признаки состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 222 УК РФ, относящегося к компетенции органов предварительного следствия.

На первый взгляд, само по себе незаконное хранение указанных предметов и

веществ может не представлять большой общественной опасности. В то же время, они могут быть похищены или (и) с их использованием могут быть совершены иные тяжкие преступления, такие как убийства, разбойные нападения, террористические акты и т.д. Одновременно, если лицо незаконно хранит огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства без цели сбыта, то из всего перечня оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», лишь проведение гласного обследования даёт оперативным подразделениям реальную возможность обнаружить указанные предметы и изъять их из незаконного оборота, тем самым пресекая длящееся преступление и

гих тяжких преступлений с его применением.

Следовательно, мы приходим к выводу о том, что в случае, если суды отказывают оперативным подразделениям в выдаче постановления на проведение такого проверочного оперативно-розыскного мероприятия, как гласное обследование жилых помещений по линии борьбы с незаконным оборотом оружия, при наличии достаточных оснований, указанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», то они фактически создают условия для дальнейшего совершения длящегося преступления в виде незаконного хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также для возможного совершения других тяжких преступлений с их применением.

предупреждая возможное совершение дру-

Библиографический список

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/23/11/2022/637ccfa59a79478ef249f44d.

2. Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СПС «КонсультантПлюс».

SOME ISSUES OF THE PUBLIC OPERATIONAL SEARCH EVENT "INSPECTION OF PREMISES, BUILDINGS, STRUCTURES, TERRAIN AND VEHICLES" IN THE LINE OF COUNTERING ILLEGAL ARMS TRAFFICKING

H.D. Shagaliev1, teacher A.S. Studnev2, teacher

1Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 2Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia 1(Ufa, Russia) 2(Russia, Krasnodar)

Abstract. Due to the increase in the number of crimes committed with the use of weapons, it seems relevant to consider the issue of methods of countering the illicit trafficking of firearms. One of the most effective ways to detect and seize illegally stored firearms, ammunition, explosives and explosive devices is to conduct a public operational search event "inspection of premises, buildings, structures, terrain areas and vehicles". Meanwhile, in the practice of law enforcement agencies, situations often arise in which the courts refuse to issue orders for such measures with penetration into the home. The study of the grounds for conducting operational search activities in their logically consistent connection, conducted within the framework of this article, allows us to conclude that there are sufficient legal grounds in federal legislation that allow, upon receipt of relevant operationally significant information, to conduct a public inspection of premises in order to detect and seize illegally stored weapons, ammunition, explosives and explosive devices.

Keywords: public inspection of premises, operational search measures, illegal arms trafficking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.