Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В БОЛГАРИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В БОЛГАРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В БОЛГАРИИ»

ЗА РУБЕЖОМ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛ ЬНОИ

РАБОТЫ В БОЛГАРИИ

3. Иванова, доктор Д. Илиев Из Института физического воспитания и школьной гигиены Болгарской академии наук

В Болгарии в последние 15 лет ведется преобразование учебного дела, ликвидация недостатков старой школы и перестройка ее в соответствии с новыми требованиями жизни. Реорганизация системы образования, осуществляемая в целях более тесной связи обучения и воспитания молодежи с производительным трудом, вызывает необходимость основательного изучения гигиенических, физиологических и психологических основ учебно-воспитательной работы.

Школьная гигиена и педагогическая психология как экспериментальные науки ставят задачи изучения отдельных факторов школьной среды, работы учащихся и влияния их на организм школьника. Особое значение имеет знание возрастных особенностей работоспособности при определении критерия возможной учебной и внеучебной нагрузки учащихся. Это предполагает необходимость изучения не только нагрузки с точки зрения возрастных и индивидуальных особенностей, но и зависимости нервных процессов от нее.

Перед Институтом физического воспитания и школьной гигиены Болгарской академии наук встали большие задачи по изучению учебной нагрузки учащихся в школе, гигиены учебного процесса при подготовке домашних уроков, режима дня учащихся, организации учебной работы в школе с точки зрения гигиены, влияния на обучение трудовым процессам окружающей среды и т. п. Все эти вопросы изучаются в условиях естественного эксперимента методами физиологического, клинического и психологического исследования. За последние несколько лет мы провели ряд исследований по выявлению значения некоторых гигиенических вопросов, связанных с организацией учебных занятий и отдыха школьников в школе и дома. Главной задачей, которую мы ставили перед собой, было изучение влияния учебной работы и среды на работоспособность учащихся

Несмотря на широко развернувшееся строительство школьных зданий, у нас все еще существует двухсменное обучение (в связи с развитием всеобщего обучения). Для политехнического обучения в школах открывают мастерские, хотя для этого не всегда имеются необходимые гигиенические условия. Исследованиями установлено, что в течение учебного дня происходят неблагоприятные изменения в микроклимате классов и мастерских.

Исследованиями, проведенными в одной из сравнительно новых школ Софии, мы установили, что занятия там зачастую проводятся в плохо проветриваемых классах. В начале учебных занятий содержание углекислого газа колеблется в границах допустимой концентрации, а к

1 Материалы этих исследований помещены в Известиях Института физического воспитания и школьной гигиены Болгарской академии наук, 1954, кн. 1; 1957, кн. 2, 3; 1958, кн. 4; 1959, кн. 5.

концу учебного дня она значительно превышает ее. При обследовании; мастерских в одной из школ Софии мы обнаружили повышенное количество пыли.

В отдельные дни освещение рабочих мест колебалось от 10 до 80 лк. Неблагоприятные изменения в воздухе классов наряду с другими факторами влияют на работоспособность школьников, вызывая увеличение частоты дыхания, пульса, артериального давления, латентного периода при простой двигательной реакции. Эти факторы сравнительно слабо действуют в течение одного учебного дня, однако в сумме своей они хронически влияют на организм. Обучение в хорошо проветриваемых классах с нормальным микроклиматом вызывает у учащихся меньше неблагоприятных изменений. Результаты исследований показывают, что условия окружающей среды действуют на учащихся по-разному в зависимости от типа высшей нервной деятельности. Исследованиями, проведенными в школах трудовых резервов, установлено медленное приспособление учащихся к новым условиям и работе при переходе от учебного процесса к производственной практике и от домашней обстановки к условиям интерната. Процент учащихся с вегетативной стигматизацией в первом учебном году больше, на втором году начинается уравновешивание нервных процессов.

Большое значение для правильной гигиенической и педагогической организации учебного процесса имеют некоторые закономерности динамики работоспособности учащихся в зависимости от учебной нагрузки в течение дня, в начале и в конце учебного года, во время утренних и послеобеденных занятий. Самый высокий уровень работоспособности мы обнаружили во время 2-го урока, некоторое его понижение — на 3-м уроке, повышение—после большой перемены на 4-м уроке, падение — на 5-м уроке. На 6-м уроке признаки усталости уже значительны. Определяющее значение имеет ряд объективных и субъективных факторов. Изменения зависят от характера учебной программы, методов преподавания, индивидуальных и типологических особенностей учебников, степени их участия в учебном процессе и успеваемости. Например при очень хорошей организации урока физики в одной из обследованных школ у учащихся наблюдается повышенный интерес к занятиям, и на 5-м уроке они сохранили свою работоспособность. Учебная работа с умеренными педагогическими требованиями в конце учебного дня приводит чаще всего к развитию процесса возбуждения, реже — процесса торможения. Эти изменения у 10-летних и 16-летних школьников слабее, чем у 13-летних,, что дает известные указания на нестабильность в реакциях у детей переходного возраста. Наблюдается также снижение внимания и активности мышления, функциональной подвижности зрительного анализатора и неблагоприятное влияние на двигательный анализатор. Исследования годовой динамики работоспособности учащихся, проведенные в 1957/58 учебном году, показывают значительные изменения в конце-учебного года. Заметно выражены перемены в быстроте реакции учащихся 10-х классов в начале и в конце учебного года.

В табл. 1 приведены данные скрытого периода реакции при исследованиях по речедвигательной методике.

Учебные занятия во вторую смену влияют более неблагоприятно на способность учащихся к реакции. Во время занятий в первую смену в: конце учебного дня часто наблюдается нарушение в дифференцирозке, в то время как при занятиях во вторую смену в конце учебного дня — иррадиация процессов торможения. Сравнительные данные исследований, проведенных среди группы учащихся 10-го класса, показывают следующее процентное распределение учеников в зависимости от нарушения условнорефлекторной деятельности (табл. 2).

Показательны изменения латентного периода. Они обусловливаются не только степенью учебной нагрузки, но и типом высшей нервной

Т а б лица 1

Таблица 2

Время реакции (в секундах)

Время исследова-

ния в начале в конце

учебного года учебного года

До занятий 0,58 0,76

После занятий 0,60 0,89

Нарушения "условно-рефлекторной деятельности

Нарушение в днфференци-ровке ....

Последовательное торможение .....

Занятия

I первую смену

во вторую смену

в процентах

58

33

41

Тип высшей нервной деятельности Занятия

в первую смену во вторую смену

до занятий после занятий до занятий после занятий

Лабильный..... 0,64 0,59 0,72 0,75

Возбудимый..... 0,52 0,51 0,73 0,78

Тормозной ..... 0,83 0,84 0,93 0,80

Инертный...... 0,75 0,71 0,77 0,83

Таблица 4

деятельности. Дневная динамика латентного периода (в секундах) при занятиях в первую и во вторую смену в зависимости от типа высшей нервной деятельности у группы 13-летних учащихся приведена в табл.3.

Яснее всего выражено Таблица 3 неблагоприятное влияние учебного процесса во время занятий во вторую смену на школьников возбудимого неуравновешенного типа высшей нервной деятельности. Почти у всех учащихся наблюдается характерное удлинение латентного периода при занятиях во вторую смену и его сокращение при занятиях в первую смену. Исследования, проведенные в связи с политехническим обучением в 1956/57 учебном году, позволяют установить улучшение работоспособности учеников в дни лабораторных занятий и производственной практики и ухудшение в дни теоретических занятий при значительной умственной нагрузке, предусмотренной программой.

В табл. 4 приведены данные о процентном соотношении учащихся с пониженной реактивностью работоспособности в конце учебного дня.

Работоспособность учеников старших классов оптимальна при умеренной физической нагрузке продолжительностью 3 часа. При более продолжительных занятиях отмечаются признаки усталости.

Производственная практика с умеренной физической нагрузкой при хорошей организации труда и благоприятных гигиенических условиях повышает реактивность учеников. При большей или неравномерной фи-

Показатели Мальчики Девочки

лабораторные занятия теоретические занятия лабораторные занятия теоретические занятия

в процентах

Умственная дозированная 30 24 40

работа ........ 60

Мускульная сила руки 20 50 27 40

Электрочувствнтельность 20 42 27 40

глаза.......•

зической нагрузке наблюдается понижение реактивности сердечно-со судистой системы, электрочувствительности глаза, активного внимания и умственной работоспособности. Очевидна зависимость реактивности от организации учебного процесса: лучшее влияние большой плотности и осмысленности урока при равномерном и ритмичном его построении.

Исследования в связи с обучением ручному труду показывают улучшенную координацию и точность движений руки. Улучшившаяся деятельность двигательного анализатора стимулирует весь организм и сохраняет на более длительный период хороший уровень работоспособности. В учебные дни с большим умственным напряжением нарушения точности и координации движений значительны. Так, например, ошибки при исследовании термометром увеличиваются почти в 3 раза по сравнению с теми учебными днями, в расписании которых включены уроки по ручному труду.

Изменения работоспособности после учебной или производственной практики зависят от типа высшей нервной деятельности. Они более значительны у школьников с неуравновешенным слабым типом высшей нервной деятельности, менее значительны — у школьников с сильным уравновешенным подвижным типом высшей нервной деятельности.

Влияние домашних заданий на учащихся различных возрастных групп и классов изучалось на здоровых и больных хроническими болезнями учащихся общеобразовательных школ и школ трудовых резервов. Детям были созданы оптимальные гигиенические условия для подготовки уроков. Определялись дозированная умственная работа (решение задач), устойчивость ясного зрения, электрическая чувствительность глаза и условнорефлекторная деятельность.

Таблица 6

Таблица 5

Продолжительность подготовки (в часах) Класс

7-й 9-й 11-й

1—2 10 9 2

2—3 11 9 2

3-4 17 14 2

Более 4 23 17 14

Класс Школы

городские сельские

5-й 29 48

6-й 38 43

7-й 62 63

8-й 49 54

9-й 60 66

10-й 57 67

11-й 66 75

В табл. 5 приведены изменения работоспособности в зависимости от продолжительности подготовки домашних уроков (цифры означают процент снижения количества правильно решенных задач по сравнению с исходным уровнем до начала подготовки уроков).

Аналогичны результаты исследований устойчивости ясного видения и электрочувствительности глаза. У практически здоровых и хорошо успевающих учащихся 7-го класса оптимальная работоспособность бывает при продолжительности занятий, не превышающей 3 часов, а у учащихся 11-го класса — при продолжительности занятий, не превышающей 4 часов. Реактивность и работоспособность понижаются у учащихся средних классов после занятий продолжительностью 2—2'/г часа, а у учащихся старших классов — через 3—З'/г часа. В средних классах многие учащиеся тратят на подготовку уроков более 3 часов в день: в 5-х классах — одна треть учащихся, в 7-х классах — две трети.

Данные о проценте учащихся, которые затрачивают на подготовку уроков время, превышающее возрастные нормы (для учащихся 5—7-х классов — 2>/г часа в день, для учащихся 8—11-х классов — 3 часа в день), приведены в табл. 6.

6 Гигиена и санитария, № 3

81

С увеличением продолжительности занятий ухудшается качество работы, ослабевают внимание и мысительная активность учащихся, все более нестабильными становятся процессы активного внутреннего торможения, меняется деятельность анализаторов. Наблюдаются изменения в поведении учащихся: частые перерывы в работе, рассеянность, нарушение дисциплины и т. д.

Исследования по речедвигательной методике устанавливают нарушения условнорефлекторной деятельности в двух направлениях в зависимости от типа высшей нервной деятельности и характера учебной нагрузки. У одних учащихся после занятий ослабевают процессы внутреннего торможения, нарушения в дифференцировке сигнальных возбудителей учащаются, латентный период реакции становится короче; у других латентный период удлиняется, развивается так называемое последовательное торможение — выражение преобладающих процессов торможения.

Работоспособность при подготовке домашних заданий зависит от предшествовавшей ей учебной работы в школе. Так, если уроки были трудные и учебный день продолжался 5—6 часов, учащиеся приступают к подготовке домашних заданий с пониженной работоспособностью. В таких случаях мы наблюдали признаки утомления даже при непродолжительной подготовке нетрудных уроков.

Вопросы гигиены обучения приобретают особое значение во время подготовки к экзаменам. Эмоциональное напряжение и умственная нагрузка в период подготовки к экзаменам и во время их проведения неблагоприятно отражаются на работоспособности учащихся, их нервной системе и успеваемости. Эти явления наблюдаются и у здоровых учащихся. Влияние учебной нагрузки на учащихся, страдающих хроническими заболеваниями, Например ревматизмом или туберкулезом, еще более очевидно. У них качество подготовки ухудшается даже при сравнительно короткой продолжительности работы. Чем хуже здоровье, тем более резки изменения и тем красноречивее говорят они о раннем наступлении признаков утомления, особено у детей младшего и среднего школьного возраста.

Одним из основных вопросов гигиены учебно-воспитательной работы является вопрос о режиме дня и учебной нагрузки учащихся. За последние несколько лет (1954—1957) мы провели серию исследований для изучения состояния фактического режима дня свыше 2500 учащихся различных возрастных групп, классов и школ. Большая часть этих исследований была выполнена до реорганизации образования в Болгарии.

Исследования, проведенные в 1957 г. в 6-х классах, показали, что только 6% учащихся соблюдали рекомендованный режим дня и 22% соблюдали его неполностью.

Занятость учащихся учебной деятельностью очень велика. Занятия в школе V подготовка домашних уроков занимают около 8—10 часов в день у учащихся 7-х классов, 9—11 часов — у учащихся 8-х классов и 10—12 часов—у учащихся 9-х классов. Около 66% учащихся уделяет учебе в школе и дома более 8 часов, что значительно превышает возрастные возможности.

Активный отдых учащихся обычно недостаточен и неправильно организован. Пребывание на открытом воздухе занимает незначительное место в жизни учащихся, в особенности учащихся старших классов и тех учащихся, которые уделяют много времени подготовке уроков.

Продолжительность сна большей части учащихся на 1—3 часа ниже уровня возрастных норм. Так, для учащихся средних классов необходимая продолжительность сна 9—10 часов, а по данным исследований, у 42% учащихся 5-х и 6-х классов и у 64% учащихся 7-х классов продолжительность сна меньше этой нормы.

Более половины учащихся старших классов недосыпает.

аз

Отмеченные нарушения режима дня объясняются значительной перегрузкой программ. Ученикам предъявляются требования, которые не соответствуют их возрастным возможностям: программы, объем и содержание учебников, методы преподавания не учитывают анатомо-физиологических и психических особенностей детей.

Мы поставили задачей изучить возможность внедрения правильного режима дня. В 1957/58 учебном году мы провели наблюдения над режимом дня в двух 6-х классах в Софии и ближайшем селе. Режим дня вводили в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями и бытовыми условиями каждого ученика.

До конца учебного года на правильный режим дня удалось перевести 79% учащихся городских школ и 72% учащихся сельских школ. Самые большие трудности встретились при необходимости преодолеть значительную трату времени на подготовку домашних уроков и слабое внедрение активного отдыха. Легче всего составить режим дня для учащихся, которые по характеру реакций приближаются к уравновешенному сильному типу высшей нервной деятельности. Медленнее и с известными трудностями оформляется режим дня у учащихся с реакциями, приближающимися к возбудимому или тормозному типу высшей нервной деятельности. Воспитание, контроль и влияние родителей помогают перевести учащихся на правильный режим дня.

Динамика постоянной организации режима дня в течение учебного года (процент учащихся, соблюдающих требования режима дня) приведена в табл. 7.

Экспериментальные исследования Института физического воспитания и школьной гигиены Болгарской академии наук в Софии положили начало изучению некоторых сторон гигиены учебно-воспитательной работы. Материалы этих исследований принимаются во внимание соответствующими ведомствами для внедрения в школьную практику при реорганизации системы образования, при составлении новых программ, при определении норм оптимальной продолжительности отдельных видов деятельности и отдыха учащихся.

Поступил» I5/VII 1959 г

Т* * *

Таблица 7

Школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время город- сель-

ские ские

Начало учебного года 18 5

Конец_первой трети 30 36

» второй » 52 58

» учебного года 79 72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.