Научная статья на тему 'Некоторые вопросы формирования правовой политики в отношении детей и молодёжи'

Некоторые вопросы формирования правовой политики в отношении детей и молодёжи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО / ЮВЕНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДёЖНАЯ ПОЛИТИКА / JUVENILE LAW / JUVENILE POLICY / STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Алексей Иванович

В статье рассматривается вопрос о понимании таких категорий, как «государственная политика в интересах детей» и «государственная молодёжная политика». Близость и неразрывность двух направлений государственной политики (в интересах детей и молодeжной) обусловливает возможность говорить о единой политике государства в отношении будущего поколения «ювенальной политике». Предполагается, что молодёжная политика должна пониматься как её неотъемлемая часть, что должно получить отражение в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF LEGAL JUVENILE POLICY DEVELOPMENT

The paper is focused on the study of such problems as «state policy in the interests of children» and «state youth policy». The closeness and inseparability of the two trends of state policy (in the interests of children and youth) make it possible to consider the common state policy as regards the future generation «the juvenile policy». It is supposed that the youth policy should be understood as an integral part of the general state policy and this is to be reflected in the state legislation.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы формирования правовой политики в отношении детей и молодёжи»

Некоторые вопросы формирования правовой политики в отношении детей и молодежи

А.И. Морозов, к.ю.н., ИУ Оренбургского ГАУ

Президент РФ Д.А. Медведев в своём Послании Федеральному Собранию РФ 30.11.2010 г. назвал заботу о будущих поколениях задачей номер один для всех представителей власти и общества [1]. Считаем принципиально важным рассмотреть вопрос о понимании и соотношении таких категорий, как «государственная политика в интересах детей» и «государственная молодeжная политика». Ответ может послужить опорой для становления полноценной государственной политики в отношении представителей нового поколения, что особенно актуально в аспекте незавершённых процессов формирования правовых основ государственной молодeжной политики в нашей стране и целого ряда проблем социализации молодых людей, что отчетливо проявилось в массовых радикальных выступлениях молодёжи в Москве и других городах, являющихся по сути акциями гражданского неповиновения.

Политика в интересах детей. Данное направление государственной политики определяется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребeнка» [2]. Ребeнок в нём понимается как лицо до достижения им совершеннолетия (18 лет). В соответствии со ст. 4 указанного закона целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребeнка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребeнка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры.

В законе также отмечается, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребeнка; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установление и соблюдение государственных минимальных

социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учётом региональных различий данных показателей; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребeнка, причинение ему вреда; государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребeнка.

К вопросу о правах детей обращаются многие исследователи. Некоторые авторы считают приемлемым использовать для определения деятельности государства в сфере создания особых условий социализации детей термин «ювенальная политика» [3]. Термины «ювенальное право», «ювенальная политика» постепенно входят в научный и практический обиход. Известно, что в юридической литературе одной из первых их начинает употреблять Э.Б. Мельникова [4]. С точки зрения Н.И. Пишкиной, ювенальная политика, будучи ориентированной на социальную защиту несовершеннолетних, охватывает уголовно-правовую, воспитательную сферу, область медицинского здоровья детей [5]. В.Н. Ткачёв подчеркивает, что основанием обособления ювентологии, ювенального уголовного права, ювенальной уголовной политики, ювенального правосудия выступает несовершеннолетие носителя тех или иных общественных отношений [6].

Термин «ювенальная политика» нуждается, с нашей точки зрения, в некотором уточнении. Употреблять его необходимо с осторожностью, в связи с тем, что в науке иногда под термином «ювенология (ювентология)» понимается научное направление, изучающее молодeжь [7], т.е. возрастную группу от 14 до 30 лет или же от рождения до 30 лет. Подобный подход проникает и в правовую литературу. Так, В.М. Волошин понимает под ювенальной политикой создание и обеспечение экономических, правовых, организационных, социальных условий функционирования эффективной системы жизнеобеспечения молодого поколения, а также повышения качества жизни детей и молодёжи [8].

О сложности, неоднозначности и неустойчивости данного термина свидетельствует следующий пример: в книге «Основы ювено-логии: опыт комплексного междисциплинарного исследования» под ювенальной политикой предлагается понимать политику в отношении детей, подростков и молодeжи (всего молодого поколения), а в тех разделах работы, в которых речь идёт о формировании «ювенального права»

и «ювенальной юстиции», почему-то речь идёт только о несовершеннолетних (лицах в возрасте до 18 лет) [9].

Возникает важный для обсуждения вопрос о близости и неразрывности двух направлений государственной политики (в интересах детей и молодёжной), что обусловливает возможность говорить о единой политике государства в отношении будущего поколения — «ювенальной политике». В теории среди важнейших юве-нологических проблем называется проблема определения характера взаимодействия детской и молодёжной политики на государственном, региональном и муниципальном уровнях власти. Интересны в этом аспекте публикации Е.Г. Слуцкого. Основная их идея отражена в следующей цитате: «С целью эффективного параметрирова-ния будущего человеческого потенциала следует молодёжную политику и политику в отношении семьи и детства концептуально объединить в единую политику, придав ей статус приоритетной государственной социально-экономической политики, определяемой задачами формирования человеческого потенциала в соответствии со стратегией развития РФ, параметрами будущего российского общества. Необходимо формировать национальную политику человеческих ресурсов», которая фактически в нашей стране отсутствует» [9]. Формирование и реализация ювенальной политики невозможны без разработки эффективного ювенального права, становления ювенальной юстиции, отвечающих требованиям современной ситуации в стране. Он также ратует за разработку проекта федерального закона «Об основах и приоритетах единой государственной ювенальной политики в Российской Федерации».

Считаем такое понимание «ювенальной политики» приемлемым и перспективным. Оно отражает целый пласт взглядов многих учёных и практиков в отношении перспектив развития «ювенальной» политики в нашей стране, а отдельные её положения уже начали получать закрепление в правовых актах. Главное, предлагается некоторая методология её определения как комплексной политики государства в отношении будущего поколения (молодых россиян в возрасте до 30 лет), реализуемой в законодательстве и деятельности всех органов государственной власти и управления, на основе научного осмысления проблем, с признанием детей и молодёжи стратегическим ресурсом страны, с необходимостью чего мы не можем не согласиться.

Однако более устоявшееся, признанное направление государственной деятельности представляет молодёжная политика, которая как бы «продолжает» политику в интересах детей, распространяя определённые государственные

подходы уже на всё поколение. Здесь отметим, что лица в возрасте от 14 до 18 лет являются одновременно и детьми, и молодёжью, имеют «двойной» правовой статус, что, в общем, справедливо. Это переходный период как в физиологическом, так и в социальном аспектах, что находит отражение в законодательстве. В действующих нормативно-правовых актах можно найти следующие определения молодёжной политики.

1. В Указе Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» [10] даётся следующая формулировка: «В целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодёжи в интересах развития общества постановляю:

1. Признать осуществление целостной государственной молодёжной политики в России одним из приоритетных направлений социальноэкономической политики государства, имея в виду: обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодёжи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодёжи, молодёжных объединений; содействие международным молодёжным обменам».

2. В Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ» [11] определяется, что «молодёжная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека — лица в возрасте от 14 до 30 лет».

3. В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р) [12] закрепляется, что «государственная молодёжная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентной способности и укрепление национальной безопасности».

4. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г. (утверждённой распоряжением Прави-

тельства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [13] целью государственной молодёжной политики провозглашается создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны. Государственную молодёжную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодёжными организациями.

Как видно, между имеющимися официальными определениями есть некоторые отличия. Однако обратим внимание на их общую суть: молодёжь необходимо рассматривать как активную общественную силу и стратегический ресурс развития страны. Это в современных условиях требует выделения молодёжной политики в качестве одного из основных общенациональных приоритетов.

Нам представляется, что молодёжная политика должна быть важнейшим направлением государственной политики, которое на основе чётко сформулированных целей и принципов, государственных подходов и интересов в отношении молодёжи должно определять содержание прочих направлений деятельности, таких, как образование, здравоохранение, правотворчество, уголовная политика и т.д. Здесь некоторую аналогию можно провести с политикой в отношении интересов детей. Мы полагаем, что федеральный закон о государственной молодёжной политике (пока отсутствующий) может быть сформулирован по принципу ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», но с учётом специфики объекта, целей и задач (которые близки, неразрывно связаны, не всегда совпадают и должны дополнять друг друга).

В качестве одного из вариантов понимания молодёжной политики приведём выдержки из закона Оренбургской области от 1 сентября 2006 г. № 579/Ю7-ГУ-ОЗ «О государственной молодёжной политике в Оренбургской области» (принят Законодательным собранием 16 августа 2006 г.) [14]: «Государственная молодёжная политика в Оренбургской области — деятельность органов государственной власти области, направленная на создание политико-правовых, социально-экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для социального развития и становления молодёжи, её наиболее полной самореализации в интересах всего общества, а также на развитие и поддержку инициатив молодёжи, молодёжных и детских общественных объединений».

Целями государственной молодёжной политики являются: всестороннее развитие молодёжи, создание условий для более полного включения молодёжи в социально-экономическую и культурную жизнь общества; создание условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей; воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения к другим народам и государствам.

Основными направлениями реализации государственной молодёжной политики в области являются: обеспечение соблюдения прав и свобод молодёжи; формирование условий для гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи; обеспечение прав молодых граждан в сфере образования и воспитания; содействие физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, профилактика асоциального поведения; содействие в решении проблем занятости и трудоустройства, реализации экономических и трудовых прав молодых граждан; формирование системы поддержки молодых семей, содействие решению жилищных проблем молодых семей и специалистов; содействие реализации прав молодых граждан в сфере информации, культуры и искусства; взаимодействие с молодёжными и детскими объединениями, поддержка общественно значимых инициатив молодых граждан и их объединений; содействие международному и межрегиональному сотрудничеству молодёжи.

Отметим ещё несколько принципиально важных, с нашей точки зрения, положений:

• государственная молодёжная политика осуществляется на основе сочетания интересов молодёжи с интересами других слоёв общества, учёта запросов, потребностей молодёжи при планировании и реализации социальной политики Оренбургской области (п. 4 ст. 2 Закона);

• реализация прав и свобод молодёжи неотделима от исполнения ею законных обязанностей перед обществом и государством (п. 4 ст. 2 Закона);

• принципы реализации государственной молодёжной политики обязательно соблюдаются в деятельности всех государственных органов Оренбургской области (п. 2 ст. 3 Закона).

Конечно, приведённые выше положения не универсальны, да и не могут быть таковыми, так как отражают региональный уровень государственной молодёжной политики (взгляд на её содержание). Однако принципиально важно иметь исходные, общегосударственные, законодательно определённые, позиции в сфере молодёжной политики. Ввиду их отсутствия приводим столь подробное цитирование закона субъекта РФ, так как являемся его соавтором и руководителем рабочей группы по его разработке.

Приведённые положения, по большей части, отражают наше видение данного направления государственной политики в общероссийском масштабе.

Считаем необходимым сделать важное уточнение, также методологически важное и отражающее наше понимание проблемы. Как верно отмечается в одном специализированном докладе [15], при выстраивании системы управления молодёжной политикой важно различать молодёжную политику в широком и узком смысле. Молодёжная политика в широком понимании — это общее комплексное отношение государства к молодому поколению, выражающееся в том числе в российском законодательстве и практике его применения. Такой комплексный, надведом-ственный (межсекторный) и общенациональный характер молодёжной политики до сих пор не осознаётся в полной мере. Лишь пробивает себе дорогу. Молодёжная политика в узком понимании — это, прежде всего, компетенция и деятельность специально уполномоченных органов по реализации молодёжной политики и их учреждений, конкретные «молодёжные» программы и мероприятия.

Отметим, что в законодательстве о молодёжной политике в Оренбургской области закреплён именно первый вариант. Это представляется правильным решением и позволяет комплексно оценивать положение молодёжи в области и требовать комплексного внимания к ней от всех органов государственной власти, при координирующей роли министерства молодёжной политики, спорта и туризма Оренбургской области, которое обязано «держать руку на пульсе» процессов социализации молодёжи. Сказанное вовсе не исключает, а подразумевает необходимость поддерживать и развивать систему специализированных органов по делам

молодёжи, молодёжных учреждений и общественных организаций (в том числе готовить кадры специалистов по работе с молодёжью), со своими конкретными социальными функциями и задачами — это важная часть общей системы государственной молодёжной политики и ювенальной политики в целом.

Литература

1. Официальный сайт Президента РФ / иКЬ://\¥\¥\¥.кгетЦп. ги (дата обращения 20.01.2011 г.).

2. Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31. Ст. 3802 (послед изм. в соотв. с ФЗ от 17 декабря 2009 г. № 326-ФЭ).

3. Ювенальное право: учебник для ву зов / под ред. А. В. Заряева, В.Д.Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. С. 30. 320 с.

4. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учебное пособие. М.: Дело, 2000. 272 с.

5. Пишкина Н.И. Компоненты ювенальной политики государства // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С.217.

6. Ткачёв В.Н. Проблемы реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних: дисс. ... докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 459 с.

7. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодёжи. М.: Академический проект, 2001. 304 с.

8. Волошин В.М. Уголовно-правовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в её реализации: дисс.... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С.83.

9. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / науч. ред. Е.Г.Слуцкий, отв. ред. И.В.Скомарцева. СПб.: БИС-принт, 2002.'с, 49, 209.

10. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 21 сентября 1992 г. N 12. Ст. 924 (послед изм. в соотв. с указом Президента РФ от 12 апреля 1999 г. № 456).

11. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 25. Ст. 903.

12. Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть III). Ст. 5622 (послед изм. в соотв. с распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 301-р).

13. Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47. Ст. 5489.

14. Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 августа 2006 г. (5 заседание), I часть (послед, изм. в соотв. с законом Оренбургской области от 4 мая 2008 г. № 2095/441-1У-03).

15. Молодежная политика в Российской Федерации (материалы к заседанию Государственного совета РФ) /иКЕ://кс1т56. ги/тбэ (дата обращения 01.09.10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.