УДК 323-053.6
ЛУПАНДИН В.Н., Проблемы реализации КУЛАЖЕНКОВА Н.В. государственной
молодёжной политики РФ на современном этапе
В статье рассматривается роль и значение Государственной молодёжной политики в процессе формирования молодёжи как значимого субъекта общественных отношений. Затрагиваются актуальные вопросы реализации государственной молодёжной политики в современной России, и предлагаются основные пути их оптимизации.
Ключевые слова: молодёжь, Государственная молодёжная политика, проблемы реализации Государственной молодёжной политики в РФ.
Молодёжь и общество тесно взаимосвязаны и не мыслятся друг без друга. С одной стороны, общество «воспроизводит» и воспитывает молодёжь, даёт молодым людям образование, интегрирует их в систему общественного воспроизводства и общественных отношений, формируя человеческий потенциал будущего. В этом аспекте проявляется объектный статус молодого поколения, которое как конкретно-историческое общественное явление связано с идеей «зависимости», отчасти находится на положении «иждивенцев» и, как правило, не обладает личной самостоятельностью в принятии решений. Поэтому молодёжь рассматривается обществом как объект, усваивающий (в рамках процессов воспитания, образования и социализации) накопленный обществом социальный опыт. С другой стороны, молодое поколение, являясь наиболее мобильной социальной группой, осуществляет возрастное, духовное и социальное развитие (требующее от общества определённых временных, материальных и духовных ресурсов), включается в систему общественных отношений, вовлекается в жизнедеятельность социума, выступает источником его развития и обновления. Как субъект молодёжь реализует усвоен-
ный социальный опыт (в рамках воспроизводственной, трансляционной и инновационной функций) во всехаспектахжиз-недеятельности.
О роли и значении молодёжи для общества в отечественных и зарубежных исследованиях излагаются различные точки зрения учёных. Одни из них говорят о том, что «молодёжь - это угроза обществу», другие полагают, что «молодёжь - это будущее общества». Однако, несмотря на противоположность высказываний, все исследователи единодушно признают: во-первых, молодёжь - одна из важнейших социально-демографических групп; во-вторых, в силу ряда личностных и социальных характеристик молодые люди определяют направление развития общества; в-третьих, формирование молодого поколения, способного обеспечить стабильность развития общества, - это одна из важнейших задач социума в целом1.
Значимость молодого поколения для общества, его влияние на социально-политические, социально-экономические и социокультурные преобразования объясняется тем, что подрастающее поколение - это перспективный трудовой, экономический и социальный потенциал, от рационального использования которого во многом зависит
прогресс или регресс в развитии общества. Реализация данного потенциала осуществляется путём соучастия {совместной деятельности, сотрудничества)2 старшего и молодого поколений, базирующегося на межпоколенческих отношениях. Как известно, развитие общества происходит за счёт смены поколений, которая может быть эффективной только в том случае, когда межпоколенческие отношения выстраиваются по принципу взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи. При этом старшее поколение выступает своего рода хранителем традиций, определяющих стержневое направление развития общества, а молодое поколение становится носителем инноваций, придающих развитию общества уникальность и неповторимость в каждый конкретный исторический период.
В современной России молодёжь провозглашается важнейшей движущей силой развития и как значимый стратегический ресурс. Молодым россиянам в силу их субъект-объектных характеристик отводится важнейшая роль в процессах выхода российского государства из кризисного состояния, подрывающего стабильность российского общества, нарушающего его территориальную и структурную целостность. Поскольку в современной России молодежь составляет примерно пятую часть населения (по данным переписи 2010 г.3, к возрастной группе от 14 до 30 лет относилось 33 млн. чел.), ей предстоит играть большую роль в предстоящих социальных переменах. Современная молодежь становится гарантом возрождения страны в XXI веке в соответствии с ориентирами экономической, оборонной и геополитической доктрин России.
Для достижения поставленной цели российскому обществу в лице властных государственных структур предстоит планомерное решение двух важнейших задач: во-первых, воспроизводство (сбережение, формирование, развитие и эффективное использование)человеческого потенциала, в том числе и молодого поколения; во-вторых, сохранение и повышение уровня жизни населения как важнейшего элемента национальной идеи.
Решение поставленных задач предполагает реализацию последовательной государственной политики, представляющей собой
деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по артикуляции (осознанию и представлению) коллективных интересов и выработке на основе этого обязательных для всего общества решений. Данная деятельность опосредуется государственными структурами, системой права, социальными институтами, общественными организациями и определяется коренными интересами всего общества.
Реализация государственной политики, на наш взгляд, должна быть направлена на ликвидацию трёх основных типов дисбаланса, выступающих предпосылками и следствием усугубляющегося российского кризиса. Первый дисбаланс связан с противоречием между огромным ресурсным потенциалом (территориальным, природно-ресурсным, сырьевым, топливно-энергетическим, экологическим), которым располагает Россия, и относительно низким человеческим потенциалом как в количественном, так и в качественном отношении (при населении в 143 млн. чел. России для полноценного освоения её природных ресурсов требуг ется 400-500 млн. чел). Второй дисбаланс обусловлен особенностями реформирования России, являющейся, по сути, евразийской державой, где проживает население с постсоветским менталитетом, строится американский капитализм, действует французская конституция, внедряются элементы немецкой налоговой системы и американской системы социальной защиты. Третий дисбаланс связан с инертностью сознания большинства россиян (воспитание на коллективных ценностях) и противостоящей ему скоростью проводимых реформ, пропагандирующих индивидуальность и независимость4.
Поскольку российская молодёжь в соответствии с ориентирами экономической, обороной и геополитической доктрин России становится гарантом возрождения страны в XXI веке, то важнейшей составной частью государственной политики является Государственная молодёжная политика, реализуемая на национальном, региональном и местном уровнях. Молодёжная политика в различных обществах определяется идеологией этих обществ, а потому является государственной и не может быть отдана в руки молодёжных организаций, то
есть самой молодёжи. В этой связи Государственная молодёжная политика определяется как деятельность государства, направленная на создание новых правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений, инициатив5.
Базовыми принципами Государственной молодёжной политики в России провозглашаются:
- принцип ответственности - государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое и культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение полученного наследия;
- принцип преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от организационных перемен в систе-меуправления государством либо отуходатех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной власти;
- принцип приоритетности - меры в области Государственной молодёжной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России;
- принцип участия - молодёжь не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований.
Основной стратегической задачей Государственной молодёжной политики в РФ выступает формирование жизнеспособного подрастающего поколения за счёт усиления его субъектной составляющей, а также активизации участия российской молодёжи в социально-политических процессах, позволяющих молодому поколению реализовывать наиболее значимые социально-политические инициативы. Не секрет, что состояние молодого поколения в современной России далеко от идеального, невысокий уровень развития качеств российского молодого поколения как инновационного потенциала человеческих ресурсов России обусловлен рядом негативных тенденций, в частности:
- уменьшением общей численности молодёжи;
- ухудшением медико-биологических показателей здоровья молодых людей;
- ухудшением экономических показателей жизнедеятельности;
- изменением предпочтений в сфере образования и труда;
-усилением социальной и политической апатии молодого поколения;
- увеличением межпоколенческого ценностного разрыва;
- кризисом молодой семьи;
- расширением границ девиантного поведения;
- участившимся социальным сиротством.
Нынешняя российская молодёжь воспитывается в сложных условиях, формирующих специфику сознания и мировоззрения молодых россиян и предопределяющих степень участия молодого поколения в социальных процессах, а именно:
- участие российской молодёжи в процессах социального воспроизводства осуществляется в период смены господствующих форм собственности и формирования нового типа социально-экономических и социально-политических отношений, поэтому участие молодого поколения в данных процессах не имеет системного характера;
- прежний социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, не может быть полностью использован современной российской молодёжью, вследствие чего молодые россияне вовлекаются в систему общественных отношений с большими временными затратами;
- существующий негативный опыт работы с молодёжью в условиях тоталитарного общества сдерживает процесс вовлечения молодого поколения в систему общественного воспроизводства;
- кризис трудовых и образовательных институтов не позволяет в полной мере реализовать программы полноценного воспитания, образования и социализации подрастающего поколения;
- сосуществование элементов и специфических черт нового российского и прежнего советского образов жизни приводит порой к противоречивым тенденциям, предопределяющим потребности, интересы и жизненные установки молодых россиян.
Складывающаяся ситуация может способствовать тому, что российская молодёжь
всё чаще будет отчуждаться от участия в общественно-политических процессах, вплоть до крайней формы проявления социально-политического отчуждения - протеста. При этом молодое поколение, зачастую не являясь единым социальным субъектом, редко выступает как самостоятельная группа протеста, она чаще объединяется с иными, более развитыми и опытными силами, партиями, движениями.
В этой связи Государственная молодёжная политика может стать одним из действенных механизмов, способствующих предотвращению усиливающегося социально-политического отчуждения российской молодёжи. При этом политика государства по отношению к детям, подросткам и молодёжи должна строиться так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию. Подход к молодёжной политике должен прежде всего состоять в признании её как части общей социальной политики государства, то есть быть адресной и удовлетворять запросам всех категорий молодого российского населения. Однако следует отличать Государственную молодёжную политику от социальной политики государства в отношении подрастающего поколения, так как она не сводится к компенсаторным механизмам (поддержке, помощи и т.д.), а предполагает активное инвестиционное участие молодёжи в жизни общества, опирается на трудовой потенциал молодого поколения.
По отношению к самой молодёжи Государственная молодёжная политика может быть рассмотрена в двух аспектах: во-первых, как проблема самой молодёжи, которая осознаёт свою роль и общественное предназначение, хочет и пытается реализовать свой творческий потенциал, но не может этого сделать из-за отсутствия необходимых для этого экономических, политических, социальных и других {внешних по отношению к ней) условий; во-вторых, как проблема общества, которое вправе ждать от молодёжи гораздо большей социальной активности, инициативы, творчества, но не получает их из-за недостаточного уровня развития качеств молодой личности6. Становление отечественной Государственной молодёжной
политики включает в себя следующие основные этапы:
1986 год - началась разработка концепции Государственной молодёжной политики в Российской Федерации;
1991 год-принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР»;
1992 год - принят Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики»;
1992 год - в первом чтении принят, а в 1993 году утверждён проект «Об основных направлениях Государственной молодёжной политики в РФ»;
1999 год - принят Федеральный закон «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации»;
2001 год - одобрена концепция Государственной молодёжной политики в Российской Федерации;
2006 год - утверждена стратегия Государственной молодёжной политики в Российской Федерации;
2008 год - в основные направления деятельности Правительства РФ введён раздел «Молодёжная политика»;
2009 год - внесены изменения в стратегию государственной молодёжной политики РФ7.
В ходе становления Государственной молодёжной политики формировались основные механизмы её реализации на всех уровнях (федеральный, региональный, местный):
1) Механизм институционализации единой базовой системы ценностных ориен-таций современной российской молодёжи в рамках чётко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития (естественно, базирующейся на определённых идеологических установках, определяющих выбор, иерархию ценностей; стратегию выбора и реализации механизмов, инструментов и методов осуществления процесса формирования ценностных ориентаций). Реализуется посредством юридического закрепления и констатации выбранной системы ценностей в различных основополагающих нормативно-правовых актах, документах.
2) Механизм нормативно-правового регулирования различных сфер жизнедеятельности нашего общества, деятельно-
сти и взаимодействия между собой различных институтов социализации, процессов образования и воспитания, систем государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных отклонений. Реализуется посредством принятия различных законодательных и нормативно-правовых актов.
3) Механизм создания и совершенствования организационных форм и моделей по реализации государственной молодёжной политики. Реализуется посредством создания системы органов управления, контроля, профилактики и исправления социальных отклонений в рамках осуществления молодежной политики, эффективного взаимодействия различных её субъектов.
4) Механизм осуществления целевых программ и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Т.е. практическая деятельность субъектов по достижению поставленных целей перед молодёжной политикой.
5) Механизм информационного воздействия, пропаганды систем ценностных ориентаций посредством использования средств массовой информации8.
Однако провозглашаемые в официальных документах меры по реализации Государственной молодёжной политики в РФ малоэффективны. Заявленные мероприятия, призванные способствовать формированию гражданственности и патриотизма молодых россиян, вовлечению молодежи в деятельность общественных организаций, подготовке молодых политических лидеров, повышению уровня участия молодёжи в электоральных процессах, деятельности законодательных и исполнительных органов власти, как правило, не имеют системного характера, не приносят ожидаемого практического результата.
Государственная молодёжная политика в Российской Федерации на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в настоящее время призвана реализовываться и реализуется посредством осуществления социального проектирования (активной реализации национальных проектов и молодёжных программ, обеспечивающих создание, модернизацию или подержание в изменившей-
ся молодёжной среде духовных и материальных ценностей)9. Например, в более 60 субъектах РФ осуществляется обеспечение молодежи жильем: по ипотечному кредитованию, за счет регионального бюджета, долевого строительства, работы с коммерческими структурами10.
Содержащееся в Конституции РФ положение о «деидеологизации» (т.е. о том, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией) в настоящее время фактически является своеобразным правовым барьером, тормозом для дальнейшего национального развития и, в частности, реализации механизма институци-онализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Внесение соответствующих изменений в Конституцию РФ по отмене этого положения, на наш взгляд, является одним из первых шагов, необходимых для работы самого важного механизма молодёжной политики в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи11.
В отсутствие четко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития государственная молодёжная политика в Российской Федерации, к сожалению, по-прежнему пребывает в состоянии своего становления и не может должным образом и в полной степени реализовывать возложенные на неё задачи и цели, эффективно отвечая на вызовы времени. Деятельность государственных органов по осуществлению Государственной молодёжной политики, особенно в нормативно-правовой сфере, в значительной степени формализована, декларативна, фрагментарна и в силу этого нерезультативна.
Необходимо отметить, что привлечение представителей молодежи к данному процессу, в частности, руководителей молодежных объединений, остаются весьма незначительными. Органы государственной власти в недостаточной степени используют потенциал молодежных объединений как института политической социализации молодежи. Разрозненность деятельности государственных органов с социальными, политическими, общественными структурами в работе с молодежью не позволяет целенаправленно, в
единстве реализовать ГМП, направлять в общее русло усилия и возможности многочисленных государственных и общественных организаций, имеющих отношение к решению молодежных проблем.
Получается, что на деле, а не на бумаге органы государственной власти пока не рассматривают российскую молодёжь в качестве стратегического ресурса в демократическом продвижении страны. В правящих кругах доминирует устойчивый взгляд на молодежь как социально пассивную, находящуюся в переходном маргинальном состоянии социальную группу, пассивного потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, поддержки со стороны государства, замкнутую в системе своих внутренних, подчас сугубо экономических интересов и потребностей. Такое отношение к молодёжи влечёт за собой законодательную неопределенность молодежной политики, что является препятствием в деле воспитания подрастающего поколения страны, решения его многочисленных проблем.
Противоречие между активизацией прак-тическихдействий органов исполнительной власти по осуществлению целевых программ и отсутствием заметных сдвигов в формировании сознания молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности мероприятий Государственной молодежной политики. Проведенный анализ научных источников позволил выделить следующие проблемы, сдерживающие реализацию ГМП на современном этапе развития российского общества.
Проблемы законодательного характера:
- недостаточная разработанность нормативно-правовой базы12;
- отсутствие законодательного закрепления понятия «молодежь» как единой социальной группы по показателям критерия «возраст», без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и иной дифференциации;
- в существующих официальных «концептуальных разработках» о ГМП очень мало нового, много абстрактного, оторванного от молодежной практики13.
Проблемы организационно-правового характера:
- отсутствие государственных и муниципальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи;
- недостаточность информации о федеральных и региональных проектах и программах социальной работы с молодежью;
- преобладание в практической сфере реализации государственной молодежной политики «мероприятийного» подхода;
- отсутствие единого информационного банка данных о действующих в сфере государственной молодежной политики государственных органахуправления, ихучреж-дениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических и иных технологиях работы с молодежью.
- отсутствие действенного механизма привлечения молодежи к формированию и реализации ГМП;
- недостаточность полномочий органов по делам молодежи в системе исполнительной власти;
- отсутствие на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы14.
Проблемы организационно-технического характера:
- отсутствие координации деятельности с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.);
- недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
- узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодежью.
- отсутствие соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
- недостаточное финансирование мероприятий ГМП;
- недостаточное материально-техническое обеспечение деятельности органов по делам молодежи.
Таким образом, Государственная молодежная политика в РФ формируется в сложных экономических и социально-политических условиях, проблем более чем достаточно. Однако альтернативы ГМП в современной России не существует, так как только государство обладает всей полнотой власти и системой ресурсного обеспечения, которые выступают основой реализации ГМП в РФ15. Обществу и государству необходимо определиться, какой они хотят видеть молодежь, и выразить свою волю в форме законодательного регулирования данной сферы. Это будет важнейшим шагом на пути решения существующих проблем. Кроме того, для устранения возникающих проблем необходимо социальное партнёрство между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и общественными организациями - с другой. При этом необходимо реализовать комплекс мер, включающих в себя совершенствование нормативно-правовой и финансовой базы, обеспечивающих полноценную реализацию ГМП на всех уровнях РФ.
Новая Государственная молодёжная политика должна базироваться на комплексном междисциплинарном знании о взрослении и становлении молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал. Подобный подход соответствует единству процессов воспитания, образования и социализации молодого поколения, а также основным ориентирам стратегического развития России и её регионов надолго-срочную перспективу с учётом активизации человеческого фактора в экономической и социально-политической жизни российского общества.
1 Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодёжь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: Изд-во ИСПИ РАН, 2000. С. 7.
2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во ЭЛПИС, 2003. С. 845.
3 Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ / Электронный ресурс [http://www.gks.ru/] (Дата обращения -17.03.2012).
4 См.: Слуцкий Е.Г Ювенология и ювенальная политика вXXI веке. СПб.: Знание, 2004. С. 15.
5 Концепция государственной молодёжной политики РФ / Департамент по молодёжной политике Российской Федерации. Научно-исследовательский институт Московской гуманитарной социальной академии. М.: Логос, 2001. С. 3.; Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008. С. 264.
6 См.: Закон о молодёжи: документы и материалы по истории становления государственной молодёжой политики в России / сост. и авт. вступ. слова И.М. Ильинский. М.: Изд-во МосГУ, 2008. Т. 1.
7 Сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации / Электронный ресурс [http://youth.minstm. gov.ru/31/766.shtml] (Дата обращения -17.03.2012); См.: Ильинский И.М. Юбилей закона о молодёжной политике: беседа с ректором Московского гуманитарного университета // Наша молодёжь. 2011. №4. С. 6-7.
8 См.: Елищев С.О. Молодёжная политика в формировании ценностных ориентаций современной российской молодёжи / Автореферат дис. ... канд. соц. наук. М.: МГУ, 2010. С. 24-25.
9 См.: Елищев С.О. Молодёжная политика в формировании ценностных ориентаций современной российской молодёжи./ Автореферат дис. ... канд. соц. наук. М.: МГУ, 2010.. С. 25.
10 Динес В., Третьяк В. Государственная молодежная политика: современное состояние и перспективы развития // Власть. 2005. № 8. С. 3-9.
" См.: Елищев С.О. Молодёжная политика в формировании ценностных ориентаций современной российской молодёжи / Автореферат дис. ... канд. соц. наук. М.: МГУ 2010. С. 25.
12 Носков Г. Б. О некоторых правовых и организационных проблемах государственной молодежной политики в РФ // Образование и общество. 2002. № 6. С. 94-98.
13 См.: Кочетков A.B. Теория правового регулирования государственной молодёжной политики в России: автореферат дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2010. 30 с.
14 См.: Там же.
15 См.: Концепция государственной молодежной политики РФ / Департамент по молодёжной политике Российской Федерации. Научно-исследовательский институт Московской гуманитарной социальной академии. М.: Логос, 2001.