УДК 32:316.334.3
Елишев С. О.
Молодёжная политика в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи
Елишев Сергей Олегович, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
E-mail: [email protected]
Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания. К сожалению, в РФ государственная молодёжная политика, осуществляемая посредством социального проектирования, сознательно не акцентирует своё внимание на процессе формирования ценностных систем современной молодёжи.
Ключевые слова: молодёжная политика, государственная молодёжная политика, общественная молодёжная политика, модели молодёжной политики, конфессиональная молодежная политика, формирование ценностных ориентаций.
Понятие «молодёжной политики»
Молодёжная политика как важный фактор общественного развития и социальных изменений представляет собой сложную, многозначную и многообразную систему отношений, состоящую из различных элементов и направлений деятельности.
Понятие молодёжной политики в социологии молодёжи рассматривается в двух значениях: 1) как «отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодёжи как социальной группе, а также самой молодёжи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества»; 2) как «особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющее целью определённым образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодёжи, а через это на будущее состояние общества»1.
Молодёжную политику условно в зависимости от субъекта деятельности можно и следует разделить на две составляющие: общественную молодёжную политику и государственную молодёжную политику.
«Общественная молодёжная политика - это система идей, взглядов по поводу молодёжи и её роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа»2. Концепция общественной молодёжной политики основанная на представлениях о возможных путях развития гражданского общества в России, была сформулирована И.М. Ильинским как противовес слабой государственной молодёжной политики 1990-х годов, как своеобразная реакция - альтернатива курсу либеральных «реформ» ельцинского режима. Но, поскольку до настоящего времени в России ещё не сформировалось гражданское общество, как естественный гарант стабильности курса развития и процветания страны, говорить о существовании в России какой-то одной единой, целостной, сознательно проводимой общественной молодёжной политики не представляется возможным.
Общественная молодёжная политика призвана дополнять государственную молодёжную политику, имеющую определённый приоритет перед ней. Этот посыл и условие сохраняется до тех пор, пока государственная молодёжная политика отвечает интересам общества и большинства народа. Когда государство работает против интересов общества и нации, тогда общество должно изменить, корректировать этот курс и политику в нужном
1 Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. М.: ACADEMIA, 2008. С. 264.
2 Ильинский И.М. Образование, молодёжь, человек. М., 2006. С. 290.
направлении, а если это не получится, то изменить государство и систему властвования.
В социальной и политической теории принято выделять три субъекта общественной молодёжной политики, определяющие соответствующие модели и разновидности молодежной общественной политики. Это политические партии, общественные объединения (организации), крупные хозяйственные организации (корпорации). Каждая из этих общественных сил (субъектов общественной молодёжной политики) обладает различными ресурсами и возможностями, в зависимости от которых и выстраивают свою модель молодежной политики. Эти модели молодёжной политики сами по себе в значительной степени ограничены правовыми, организационными, финансовыми, кадровыми возможностями субъектов общественной молодежной политики. Также все эти субъекты активно участвуют и в реализации государственной молодёжной политики.
Молодёжная политика политических партий направлена на реализацию их программ, в которых формулируются цели и задачи работы с молодёжью, некая идеальная модель (нормативный образ) молодого человека, самой молодёжи, которую партия стремится представить всему обществу как своеобразный эталон поведения. Направленность действий политических партий в молодёжной политике определяется их идеологией. Молодёжная политика общественных объединений и организаций также определяется их программами и уставными документами. Молодёжная политика крупных хозяйственных организаций (корпораций), как правило, разрабатывается в отношении молодой части сотрудников и связана с кадровой политикой и формированием корпоративной культуры. Обычно она затрагивает вопросы обеспечения жильем, повышения квалификации сотрудников, поддержки молодых семей и т.д. и является частью программы или ряда социальных программ.
На наш взгляд, в настоящее время целесообразно выделять уже не три, а четыре субъекта и соответственно модели молодёжной общественной политики. «Новой» моделью общественной молодёжной политики дополнительно к перечисленным моделям является конфессиональная молодёжная общественная политика, играющая заметную роль в формировании ценностных ориентаций молодёжи.
Конфессиональная молодёжная общественная политика представляет собой молодёжную общественную политику прежде всего традиционных для России религиозных конфессий (организаций, объединений): православия, ислама, буддизма и иудаизма, но также и других конфессиональных религиозных объединений и организаций. Выделение религиозных конфессий в качестве отдельного субъекта общественной молодёжной политики определяется не только спецификой, характером, задачами, целями и направлениями их деятельности по сравнению с другими общественными организациями и объединениями, но и тем, что по своему статусу, положению, деятельностью в обществе они фактически являются и крупными хозяйственными организациями (корпорациями), не замыкающиеся на государственные или около государственные структуры.
Обратимся к понятию государственная молодёжная политика. В соответствии с действующим законодательством, под государственной молодёжной политикой подразумевается «деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных движений и инициатив»1.
Г осударственная молодёжная политика как одно из направлений деятельности государственных органов призвана выражать в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства, направленную «на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, соблюдение прав человека»2. Она являет собой способ регулирования государством межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений, наращивания человеческого потенциала в интересах людей и развития общества. Естественно, что государственная молодёжная политика есть общее дело не только государства, но и иных институтов политической системы общества: политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, корпораций. Без своего развития и взаимодополнения себя общественной молодёжной политикой, государственная молодёжная политика быстро формализуется, приобретая черты, свойственные государственной бюрократии.
Процессы и механизмы формирования ценностных ориентаций молодёжи
Каждый человек с момента своего рождения становится частью социальной системы, поэтапно включаясь в систему общественных отношений через различные социальные общности: семью, социальную группу, институты и организации, а также культуру с устоявшейся системой и иерархией ценностей. Самобытность каждого отдельно взятого общества, культуры отражается в его уникальной ценностно-ориентационной структуре. В связи с этим становится очевидным, что одним из самых важных аспектов развития личности является формирование у неё системы ценностных ориентаций (т.е. политических, мировоззренческих, нравственных убеждений человека, глубоких постоянных привязанностей человека, нравственных принципов поведения), определяющих направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Происходит это в результате процесса социализации - поэтапного включения любого отдельно взятого человека в систему общественных отношений, осуществляемого прежде всего посредством постоянной передачи обществом молодому поколению социальных норм, культурных ценностей и традиций, образцов поведения, выработанных предшествующими поколениями и позволяющих индивиду, осваивая их, функционировать в данном обществе.
Адаптируя человека в общественную среду, общество неизбежно стремится сопоставить его со своим историческим опытом, традициями, оно выставляет эталоны социализации и задает индивидам типичные социальные черты (язык, ценности, информацию, картину мира, способы поведения), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Формирующиеся в ходе социализации человека системы ценностных ориентаций
1 Постановление Верховного Совета РФ от 03.03.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoteka.ru.
2 Там же.
детерминируют процесс познания человеком социального мира, одновременно осуществляя регуляцию его поведения в социальной среде. Становление системы ценностных ориентаций личности происходит, прежде всего, под влиянием и воздействием господствующей в обществе и непосредственно окружающей её социальной среде системы ценностей. Хотя этот процесс в значительной степени не является предопределённым: ведь личность отнюдь не пассивна в формировании системы своих ценностных ориентаций, да и сама система ценностных ориентаций является по-настоящему динамичной системой - не раз и навсегда заданной.
Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи как самой динамичной части общества является одним из главных комплексов проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовнонравственного, патриотического и трудового воспитания.
Состояние социальной неопределённости и системного кризиса, в которых в настоящее время пребывает российское общество, делает проблему формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи особенно актуальной и злободневной. В настоящее время наблюдается автономизация и деформация большинства институтов социализации, приводящая к неотрегулированности, конфликтам, потери путей взаимодействия их друг с другом, коррекции их функций. Большинство традиционных институтов социализации, таких как институты семьи, системы образования и воспитания, труда и трудовой деятельности, армии, СМИ, общественных объединений находятся в кризисном состоянии, связанном как с общемировыми глобальными процессами, так и со значительными трансформациями, происходящими в российском обществе.
Говоря о процессе формирования ценностных ориентаций современной молодёжи, мы прежде всего подразумеваем, целенаправленное управление процессом такого формирования. Т.е. целенаправленное воздействие со стороны различных субъектов молодёжной политики, с целью обеспечения достижения намеченного уровня духовно-нравственного бытия путем преобразования социально-экономического, культурного и информационного ресурса в усвоенную и самовоспроизводимую систему традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, а также поддержания их динамичного равновесия со средой.
Воздействие это может носить разноплановый характер: в зависимости от форм применения, методов управления ценностной сферой (1) по линии регулирования (т.е. действий, направленных на упорядочивание, нормализацию отношений и поведения людей, приведение их в соответствие с установленными нормами и правилами, устранение напряженных и конфликтных ситуаций1) - определение, культивирование и регламентация ценностной сферы; (2) по линии влияния - поступательное построение систем ценностных ориентаций), а также ресурсных возможностей субъектов молодёжной политики.
Механизм формирования системы ценностных ориентаций молодёжи может быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) и основывается на последовательности стадий социальной регуляции:
1) институционализации - установлении норм и эталонов поведения, определение системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться;
2) профилактики - системе методов и процедур, направленных на предупреждение и устранение причин социальных отклонений;
3) контроля - установление фактического состояния процесса (отношений, действий), оценка этого состояния, выводы, следующие из оценки;
4) коррекции - исправлении социальных отклонений, аномалий2.
По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 г. фондом имени Питирима Сорокина, к инструментам влияния на ценностный базис общества, а значит, в частности, и на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи, относятся:
1. ресурсы государственного аппарата (способствующие: созданию соответствующей законодательной базы, цензуре, влиянию на общественные институты);
2. общественные институты (СМИ, образовательные учреждения, иные институты гражданского общества);
3. традиционные религиозные институты (к ресурсам которых отнесены: опыт противостояния чуждым деструктивным ценностям, опыт идейной консолидации нации, опыт преодоления социальной диверсификации; к ожидаемым формам активности - воспитательная работа с детьми, просветительская активность совместно со светскими институтами)3.
Понятно, что ресурсная база и методы воздействия на институты социализации у этих инструментов влияния весьма различны. Большую роль на формирование систем ценностных ориентаций молодежи оказывают изменение социального устройства, законодательной базы, видов социальной защиты, способов хозяйствования, экономической ситуации.
Однако, вне зависимости от наличия или отсутствия ресурсных возможностей, участвовать в процессе формирования систем позитивных ценностных ориентаций молодёжи должны все субъекты молодёжной политики: государство, религиозные конфессии, политические партии, общественные организаций и корпорации.
1 Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1995. С. 110.
2 См.: Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993. С. 343.
3 См.: Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования, проведенного с 15 июля по 10 сентября 2007 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.
Процесс формирования систем ценностных ориентаций современной российской молодёжи представляет собой сложный комплексный многоаспектный процесс, требующий разработки единой стратегии и объединения усилий общественных и государственных составляющих молодёжной политики. Для эффективного функционирования институтов социализации и воспитания молодёжи, как инструментов и факторов формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи требуется выполнение таких условий, как: четкое определение целей, задач, функций деятельности каждого института, координация действий всех институтов и оптимизация деятельности существующих или появление новых институтов.
Активно взаимодействуя между собой, субъекты молодёжной политики должны достигнуть единства духовных и идеологических установок, создать единое воспитательно-педагогическое пространство, выработать единый алгоритм действий по преодолению кризиса институтов социализации, обеспечить воспитание самостоятельной, идейной, одухотворённой, ответственной молодёжи и формирование у неё системы позитивных традиционных ценностных ориентаций.
Говоря об эффективности механизмов формирования ценностных ориентаций молодёжи, нельзя не отметить ту особую роль, которую играют в этом процессе средства массовой информации. Институт СМИ является одним из самых эффективных, действенных институтов, инструментов и механизмов социализации, воспитания и формирования ценностных ориентаций молодёжи. Средства массовой информации, будь то печать, радио, телевидение, электронные средства массовой информации, глобальное информационное пространство, стали неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, массового духовного общения людей. Они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, занимаются его формированием, распространяют, популяризируют образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться. СМИ часто используют манипулятивные технологии как инструмент воздействия на групповое и индивидуальное сознание.
Усвоение информации, полученной посредством СМИ, у детей и молодёжи в настоящее время происходит подчас лучше и быстрее, чем усвоение информации, полученной в семье, школе и других институтах социализации. Семейное и религиозное воспитание, школьное и вузовское образование и воспитание носят в большей степени индивидуальный характер, а их эффективность является отсроченной во времени.
Роль СМИ в процессе социализации и формирования ценностных ориентаций молодёжи бывает различной, нося как позитивный, так и негативный характер. По мнению большинства авторов, оценивающих воздействие СМИ на современную российскую молодёжь, в деятельности СМИ по социализации и формированию традиционных позитивных ценностных ориентаций молодёжи пока преобладают в большей степени негативные моменты, связанные с фактическим самоустранением государства из сферы регулирования деятельности СМИ.
В настоящее время государство перестало заниматься корректирующей пропагандой1 посредством СМИ традиционных духовно-нравственных ценностей нашего общества, а значит и формированием систем традиционных духовно-нравственных систем ценностных ориентаций у молодёжи. В отсутствии цензуры и четко проводимой политики, направленной на передачу молодому поколению традиционных ценностей и образа жизни нашего общества, российские СМИ в большей степени осуществляют непрерывную пропаганду западного образа жизни, стандартов массовой культуры и потребления, разврата и насилия. Естественно подобного рода ситуацию следует искоренить в самые кратчайшие сроки.
Создание эффективной системы регулирования деятельности СМИ и осуществления государственной пропаганды посредством СМИ как одного из самых эффективных механизмов формирования у современной российской молодёжи систем традиционных, духовно-нравственных систем ценностных ориентаций должно является одной из первоочередных задач в выработке единой стратегии молодёжной политики в РФ.
Государственная пропаганда должна быть направлена на формирование систем традиционных ценностей российского общества, социальную консолидацию, формирование институтов гражданского общества, формирование идентичности молодых граждан России, гражданского и правового самосознания, постепенные позитивные социальные изменения, преодоления кризиса институтов социализации, единую политику в области культуры и образования, в области воспитания и т.п. Дополнять её должна пропаганда с опорой на СМИ систем традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, осуществляемая как религиозными конфессиями, так и различными общественными и государственными объединениями и организациями.
Молодёжная политика может быть полноценно осмыслена и реализована лишь в рамках полноценного стратегического планирования национального развития, основываться на единении основополагающих целей, задач и направлений, взаимодействии основных субъектов молодёжной политики. Пока же подобное единение и взаимодействие в их деятельности усматривается достаточно слабо, что связано с некоторыми особенностями становления и развития общественной и государственной молодёжной политики, а также их субъектов.
Г осударственная молодежная политика как механизм формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи
Значительная роль в воссоздании эффективной системы деятельности всех институтов социализации и механизмов формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи принадлежит государ-
1 В данном случае под пропагандой (от лат. propago - распространяю) понимается деятельность, состоящая в популяризации, распространении, внедрении идей, моральных норм, духовных ценностей, соответствующих интересам государства, религиозных конфессий, партий, общественных объединений в общественное, массовое сознание с целью осуществления постепенных позитивных социальных изменений и эффективности политики в сферах культуры, систем образования и воспитания. В этом контексте пропаганда, конечно же, не может быть сведена и не сводима к агитации (от лат. agitatio - приведение в движение) как деятельности, направленной на побуждение к действию, политическую активность отдельного человека, групп, слоёв населения; одному из распространённых способов и механизмов политической борьбы.
ству, государственной молодёжной политике. Г осударство обладает наибольшими ресурсами и возможностями для осуществления целостной молодёжной политики, координируя свою деятельность с деятельностью общественных институтов.
В государственной молодёжной политике условно можно выделить пять основных механизмов её реализации в процессе формирования ценностных ориентаций молодёжи:
1) Механизм институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи в рамках чётко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития (естественно, базирующейся на определённых идеологических установках, определяющих выбор, иерархию ценностей, стратегию выбора и реализации механизмов, инструментов и методов осуществления процесса формирования ценностных ориентаций). Реализуется посредством констатации и юридического закрепления выбранной системы ценностей в различных основополагающих нормативно-правовых актах, документах.
2) Механизм нормативно-правового регулирования различных сфер жизнедеятельности нашего общества, деятельности и взаимодействия между собой различных институтов социализации, процессов образования и воспитания, систем государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных отклонений. Реализуется посредством принятия различных законодательных и нормативно-правовых актов.
3) Механизм создания и совершенствования организационных форм и моделей по реализации государственной молодёжной политики. Реализуется посредством создания системы органов управления, контроля, профилактики и исправления социальных отклонений в рамках осуществления молодежной политики, эффективного взаимодействия различных её субъектов.
4) Механизм осуществления целевых программ и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем ценностных ориентаций современной российской молодёжи, т.е. практическая деятельность субъектов по достижению поставленных целей перед молодёжной политикой.
5) Механизм информационного воздействия, пропаганды систем ценностных ориентаций посредством использования средств массовой информации.
К большому нашему сожалению, содержащееся в Конституции РФ положение о «деидеологизации» (т.е. о том, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией), в настоящее время, фактически, является своеобразным правовым барьером, тормозом для дальнейшего национального развития и, в частности, реализации механизма институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Внесение соответствующих изменений в Конституцию РФ по отмене этого положения, на наш взгляд, является одним из первых шагов, необходимых для работы самого важного механизма молодёжной политики в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи. «Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии и остальных составляющих идеологии, адекватных современному общественному сознанию и традициям народа»1. В настоящее время в отсутствие четко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития, государственная молодёжная политика в Российской Федерации, к сожалению, по-прежнему пребывает в состоянии своего становления и не может должным образом и в полной степени реализовывать возложенные на неё задачи, эффективно отвечая на вызовы времени. Деятельность государственных органов по осуществлению государственной молодёжной политики в значительной степени формализована и в силу этого нерезультативна.
Формализованность государственной молодежной политики особенно хорошо проявилась в нормативноправовой сфере. Анализ содержания нормативно-правовых актов по молодёжной политике показал, что, несмотря на законодательно обозначенные благие принципы, цели и направления государственной молодёжной политики в современной России, все они в значительной степени декларативны, формализованы и фрагментарны. Аксиологическая (ценностная) тематика не только не получила своё развитие как приоритетное направление государственной молодёжной политики, но и слабо отображена в законодательных и нормативно-правовых актах в сфере осуществления государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Реалии же современной действительности говорят, что государственная молодёжная политика в настоящее время однозначно находится на периферии деятельности государства и в ней соседствуют крайне противоречивые тенденции. Как показывает опыт последних лет, организационные перемены в реализации государственной молодежной политики отнюдь не приводят к реальным изменениям в положении молодежи. На практике реализация государственной молодёжной политики встретила (и встречает) большие трудности и требует нового концептуального оформления.
Государственная молодёжная политика в Российской Федерации на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в настоящее время призвана реализовываться, и реализуется посредством осуществления социального проектирования (активной реализации национальных проектов и молодёжных программ, обеспечивающих создание, модернизацию или подержание в изменившейся молодёжной среде духовных и материальных ценностей). Способность государства оказать содействие и помощь молодёжи в созидании духовных и материальных ценностей, её способности самореализовать свои чаяния и устремления является одним из главных критериев определения эффективности государственной молодёжной политики.
К сожалению, спецификой проектного подхода к осуществлению государственной молодёжной политики в Российской Федерации в настоящее время является то, что практически все молодёжные проекты и программы на самых разных уровнях декларативно ориентированы прежде всего на улучшение качества жизни молодёжи, а не на формирование у неё системы ценностных ориентаций.
Государство, реализуя эти проекты, не занимается продвижением и пропагандой традиционных ценностей
1 См.: Партия «Единая Россия» цитирует Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Соборные документы ВРНС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vrns/ru.
российского общества (этим в настоящее время занимаются традиционные конфессии и некоторые общественные организации), что особенно хорошо заметно на примере попытки внесения в школьную программу курса основ православной культуры и противодействия этому. В силу того, что до настоящего времени четко не сформулированы национальная идея и стратегия национального развития, в государственной молодёжной политике (как, впрочем, и во всей внутренней политике современного российского государства) преобладает либеральный подход, который подразумевает (под предлогом плюрализма) максимальное дистанцирование государственных институтов от участия в процессе формирования, продвижении и модернизации системы традиционных ценностей нашего общества. Государственные институты оказываются в стороне от этого аспекта деятельности в процессе социализации молодёжи, так как не оказывают содействия в выработке позитивных ценностных ориентаций и не принимают фактического участия в процессе воспитания молодёжи. Наблюдается своеобразная «переуступка» государством своих непосредственных обязанностей в этой области институту СМИ и коммуникаций, что в нашей действительности, в свою очередь, напрямую способствует и приводит к формированию потребительских ценностных ориентаций у молодёжи и росту негативных факторов в молодёжной среде.
В основе либерального подхода и всего курса современной государственной молодёжной политики заложена предпосылка о том, что поведение молодёжи определяется прежде всего уровнем удовлетворённости её первичных жизненных (биологических и витальных) потребностей, а уж затем включается мотивация на ценностные ориентации. В силу чего акцент делается в большей степени на материальном аспекте - попытке удовлетворения этих потребностей, повышения качества жизни молодёжи. Однако достигнуть этого, в особенности в условиях мирового кризиса, не представляется возможным.
Предпринимаемые государственными и муниципальными органам меры по реализации молодёжных проектов и программ по трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей оказываются недостаточно эффективными в силу их малой и частичной обеспеченности. Они охватывают лишь минимальную, «избранную» и незначительную в процентном соотношении часть молодёжи, в силу чего доли контролируемого соответствующими программами рынка жилья, образования, трудоустройства и т.д. оказываются чрезвычайно малыми; они не создают диапазон действительных социальных возможностей и спектр прозрачных и осуществимых способов социальных действий. Отмечаемые многими экспертами крах, нереализованность и невыполнимость ряда молодёжных программ и проектов лишний раз подтверждают этот тезис.
Анализ текстов ряда муниципальных программ муниципальных образований Московской области (например, Муниципальной целевой программы «Молодёжь города Люберцы на 11-е полугодие 2008 года» и Муниципальной целевой программы города Люберцы, направленной на реализацию Указа Президента РФ от 18.09.2008 года № 1383 «О проведении в Российской Федерации «Года молодёжи» в 2009 году») показал, что по своей сути они представляют собой развёрнутый перечень запланированных к осуществлению мероприятий, приуроченных к тем или иным датам (Рождественские и Новогодние праздники, Масленица, День Победы, «День святого Валентина», День защиты детей и т.д.) и событиям. Под проведение запланированных мероприятий закладываются те или иные денежные средства из местных бюджетов (сумма до 100 тысяч рублей -без проведения конкурсов в соответствии с 94-ФЗ, более 100 тысяч рублей - с проведением конкурсов). Давать оценку эффективности подобного рода мероприятий в плане выполнения поставленных целей и задач государственной молодёжной политики очень сложно. Если же оценивать эти мероприятия в плане удовлетворения потребностей молодёжи в предоставлении ей «хлеба и зрелищ», то, возможно, они имеют определённый эффект и с этой точки зрения, представляют собой вполне нормальное явление.
Такое откровенное нежелание государства участвовать в процессе формирования и модернизации системы традиционных ценностных ориентаций у современной российской молодёжи в значительной степени усугубляют негативные процессы, происходящие в современной молодёжной среде, напрямую способствуя торжеству антиценностей.
В начале второго десятилетия XXI в. несмотря на ряд положительных сдвигов в нужном направлении (например, факт появления «Стратегии-2020» как попытки сформулировать основные тезисы стратегии национального развития и росте внимания к проблемам молодёжи со стороны государства) можно, соглашаясь с мнением аналитиков, констатировать, что хотя «все признаки институционального закрепления государственной молодёжной политики в России налицо, но их нестабильность, постоянные повороты назад (отмена принятых правовых норм, закрытие специализированных органов по делам молодёжи и т.д.) не позволяют видеть процесс близким к завершению»1.
В соответствии с проектом Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации, разработанным Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации и Научноисследовательским институтом Московской гуманитарно-социальной академии в начале этого десятилетия, «государственная молодежная политика испытывает ярко выраженный концептуальный и деятельностный кризис, который серьезно осложняется проблемами институционального характера» . Среди этих проблем авторы выделили:
«- нереалистичность многих целей и задач в области государственной молодежной политики для современного российского общества;
- недостаточную научную обоснованность государственной молодежной политики в отсутствии логической скоординированности с другими сферами государственной политики, приводящую к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения образования, социализации и воспитания и др.);
1 Глазунов И.В. Региональные особенности институционализации государственной молодёжной политики в современной России: Диссертация ... канд. социол. наук. М., 2007. С. 21.
2 Концепция государственной молодёжной политики Российской Федерации: проект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniksf141-10090.htm.
- неразработанность нормативной правовой базы;
- в отсутствии законодательного закрепления понятия «молодежь» как единой социальной группы по показателям критерия «возраст», без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и иной дифференциации;
- отсутствие соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
- дезинтеграция деятельности в данной сфере профильных органов государственного управления и их учреждений;
- преобладание в реализации государственной молодежной политики «мероприятийного» подхода;
- недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
- отсутствие на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;
- отсутствие единого информационного банка данных о действующих в сферах государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических и иных технологий работы с молодежью»1.
Все вышеперечисленные проблемы институциализации и осуществления государственной молодёжной политики являются актуальными и на сегодняшний день. Государство слабо и не в должной мере осуществляет свою политику по социализации молодёжи и формированию ценностных ориентаций молодого поколения, не использует имеющиеся у него возможности и ресурсы.
Фактически все имеющиеся у государства механизмы реализации молодёжной политики по формированию ценностных ориентаций современной российской молодёжи в настоящий момент не работают.
Более того, в отсутствие четко сформулированной национальной идеи и стратегии национального развития, государственная молодёжная политика и дальше будет пребывать в процессе своей институциализации, оставаясь такой же формализованной и неэффективной, не координирующей свою деятельность и не взаимодействующей с общественной молодёжной политикой. А лишь декларативно занимающейся «популяризацией» произвольно собранных ценностных ориентаций современной российской молодёжи.
Продолжение следует
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Верховного Совета РФ от 03.03.1993 № 5090-I «Об Основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoteka.ru.
Postanovlenie Verkhovnogo Soveta RF ot 03.03.1993 № 5090-I «Ob Osnovnykh napravleniyakh gosudarstven-noi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii». URL: http://www.pravoteka.ru.
2. Глазунов И.В. Региональные особенности институционализации государственной молодёжной политики в современной России: Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2007.
Glazunov I.V. (2007). Regional'nye osobennosti institutsionalizatsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v sovremennoi Rossii: Dissertatsiya ... kand. sotsiol. nauk. Moskva.
3. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1995. Danakin N.S., Dyatchenko L.Ya., Speranskii V.I. (1995). Konflikty i tekhnologiya ikh preduprezhdeniya. Belgorod.
4. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993. Dyatchenko L.Ya. (1993). Sotsial'nye tekhnologii v upravlenii obshchestvennymi protsessami. Belgorod.
5. Ильинский И.М. Образование, молодёжь, человек. М., 2006.
Il'inskii I.M. (2006). Obrazovanie, molodezh', chelovek. Moskva.
6. Концепция государственной молодёжной политики Российской Федерации: проект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-
10/vestniksf141-10090.htm.
Kontseptsiya gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii: proekt. URL:
http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniksf141-10090.htm.
7. Партия «Единая Россия» цитирует Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Соборные документы ВРНС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vrns/ru.
Partiya «Edinaya Rossiya» tsitiruet Svyateishego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla i Sobornye dokumenty Vsemirnogo Russkogo Narodnogo Sobora. URL: http://www.vrns/ru.
8. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. М.: ACADEMIA, 2008.
Sotsiologiya molodezhi. Entsiklopedicheskii slovar'. ACADEMIA. Moskva, 2008.
9. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования, проведенного с 15 июля по 10 сентября 2007 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.
Fond imeni Pitirima Sorokina. Tsennosti v sovremennoi Rossii: itogi ekspertnogo issledovaniya, pro-vedennogo s 15 iyulya po 10 sentyabrya 2007 goda. URL: http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.
1 Концепция государственной молодёжной политики Российской Федерации: проект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniks.