Научная статья на тему 'Разработка концепции молодёжной политики во ВГУЭС г. Владивосток'

Разработка концепции молодёжной политики во ВГУЭС г. Владивосток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / YOUTH / YOUTH POLICY / THE STATE YOUTH POLICY / EDUCATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балаганская Яна Александровна

В статье анализируются понятия: молодёжь, студенческая молодёжь, молодёжная политика. Анализируются проблемы социализации молодых людей в современном обществе и роль высшего учебного заведения в этом сложном и разностороннем процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка концепции молодёжной политики во ВГУЭС г. Владивосток»

Разработка концепции молодёжной политики во ВГУЭС

г. Владивосток Балаганская Я. А.

Балаганская Яна Александровна /Balaganskaya Yana Aleksandrovna - студент, направление «Организация работы с молодёжью», кафедра управления,

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: в статье анализируются понятия: молодёжь, студенческая молодёжь, молодёжная политика. Анализируются проблемы социализации молодых людей в современном обществе и роль высшего учебного заведения в этом сложном и разностороннем процессе.

Abstract: the article analyzes the concept: young, student youth and youth policy. The problems of socialization of young people in today's society and the role of higher education in this complex and multifaceted process.

Ключевые слова: молодёжь, молодёжная политика, государственная молодёжная политика, образование, студенчество.

Keywords: youth, youth policy, the state youth policy, education, student.

Студенты - это социально-дифференцированная группа (как часть молодежи, которая станет интеллигенцией) и в то же время - это группа, стремящаяся к гомогенизации, социальной однородности на основе единства социальных функций. С педагогических позиций гомогенности студенчества способствует единство процесса обучения и воспитания. Студенчество в развитых странах и в России является высокостатусной частью молодежи в силу специфики энергозатратного учебно -научного труда и образа жизни, что определяет высокую социальную роль студентов как интеллектуального ресурса общества; это, в свою очередь, влияет на поведение студенчества, формы и ценности досуга студентов.

В России высшее образование по-прежнему востребовано, но оно не коррелирует с будущим высоким социальным статусом выпускника вуза, богатством, жизненным успехом; студенты относятся к образованию прагматически. В России отношение молодежи к традиционным ценностям и нравственным нормам труда меняется в сторону снижения последних, это происходит в ситуации «кризиса культурной идентичности молодежи и студентов», «революции их притязаний» и «стратификационной революции». Л. П. Ионин, В. Т. Лисовский отмечают, что суть кризиса культурной идентичности - утрата молодежью культурной преемственности, смена ее ценностных ориентаций [1]. Причем, утрачиваются как «сквозные» для любой сферы человеческой деятельности ценности, а именно образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность, так и смыслообразующие основы жизни.

Воспитательная работа охватывает весь образ жизни студентов, в том числе и их досуг. Воспитательно-образовательной работе с российской молодежью и студентами популяризуются общественно активный, развивающий досуг и здоровый образ жизни на основе принятых в России закона о патриотическом воспитании и программ по здоровому образу жизни молодежи. Именно прогностическая педагогическая модель здорового молодежного досуга без вредных привычек является в современных условиях в России наиболее актуальной, поскольку данные социологических исследований свидетельствуют об опасной толерантности молодежи до 21 года к антикультурным формам досуга по сравнению с поколением их родителей. Разрабатывая принципы создания современных воспитательных систем в учебных заведениях, следует учитывать две важнейшие особенности современного воспитания. Во-первых, как показывает практика и научные исследования, она состоит в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности. Этот инновационный процесс свидетельствует о влиянии на воспитание расширяющихся демократических процессов в обществе, либерализации экономики, развитии рыночных отношений, об овладении молодежью новыми социальными навыками, практическими умениями в области экономики, науки, техники и образования. Во-вторых, развитие новой воспитательной системы современной России ведет к формированию новой культуры воспитания, которая характеризуется, прежде всего, организацией воспитательного пространства, все более приобретающего гуманитарный характер и представляющего собой профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и нацеленное на формирование духовно -нравственных ценностей личности [2].

В связи с этим задачами социального партнерства в воспитательной деятельности вуза являются:

- расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности;

- поддержка в вузе инициатив общественных молодежных организаций и объединений в области воспитания студенческой молодежи;

- распространение опыта и совместное проведение студенческих конференций, семинаров и других воспитательных мероприятий;

- развитие сотрудничества с социальными партнерами (другими вузами, предприятиями, художественными и творческими учреждениями, некоммерческими общественными организациями (НКО)) с целью повышения психо лого -педагогического мастерства, уровня культуры преподавателей и руководителей воспитательных структур вуза (музеев, историко -патриотических клубов и т. д.).

Студенческая молодежь является лидирующей социальной группой в обществе, влияющей на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества и личности. Вуз - это место профессионального и личностного становления молодых людей, имеющих высокий уровень образованности, обладающих богатым творческим потенциалом специалистов, готовых к самореализации в активной деятельности.

Студенческую молодежь по праву можно считать лидирующей группой в молодежной среде. Но современная деструктивная социально-политическая ситуация в нашей стране обусловила молодым людям сложную проблему выбора жизненных приоритетов и способов достижения поставленной цели. Вместе с тем рост интереса молодых людей к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Все это актуализирует проблему воспитания современного студенчества и необходимость ее решения. В системе российского образования в настоящее время только начинает формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, осознание степени свободы всех субъектов учебно -воспитательного процесса, личностно-деятельностная направленность образования, организация среды воспитания, поликультурный характер образования и др. [2].

В основу молодежной политики вуза должен быть положен ряд идей, соответствующих современным тенденциям развития российской национальной образовательной системы. Основной целью воспитательной деятельности в вузе должно являться максимальное вовлечение обучающихся в целенаправленно организованную деятельность, способствующую реализации их интеллектуального, морального, творческого и физического потенциала, содействие формированию комплексно развитой и гармоничной личности обучающегося через создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большей возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества. Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствуют выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Немаловажным является комплексный подход к процессу организации воспитательной работы.

Литература

1. Молодежная политика. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.belregion.ru.

2. Ильинский И. М. / Молодежь и молодежная политика. / Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001.696.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.