ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
ХАШАЕВА А.Б., ХОДЫКОВА Н.В., САНДЖИЕВА И.Б.
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация: В статье отражены теоретико-методологические основы, хронологическое развитие процессов становления и ключевые проблемные зоны государственной молодежной политики в России.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, государственное управление, некоммерческая молодежная организация.
Важными факторами для поступательного развития современной России являются определение и учет институциональных характеристик взаимовлияния в отношениях государства и молодежи. Это объясняется тем, что молодежь занимает ключевое положение в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ, зависящее напрямую от действий общества и государства.
Современные инструменты и рычаги государственных мер воздействия на молодежь, объединяемые в категорию, именуемую «государственная молодежная политика», становятся одной из наиболее важных стратегических задач всей системы государственного и муниципального управления на долгосрочную перспективу.
78
Ns 1(28), 2014 г.
Одной из общественно значимых проблем современного государственного и муниципального управления является регулирование государственной молодежной политики, так как:
1. Молодежная политика ориентирована на стратегическое обеспечение государства достойной молодежью на основе социально-экономического, политического и культурного развития молодых россиян;
2. Молодежная политика нацелена на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам;
3. Молодежная политика предусматривает соблюдение и сохранение прав молодых людей.
Как отмечает Мордвинцев И.А., исторически, современный общемировой базис по формированию молодежной политики как комплексной и систематической деятельности государства в отношении молодежи, реализуемой государственными органами, существовал всегда, был присущ всем эпохам, при этом базируется на идеях ученых древности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, Новейшего периода. [3]
Однако в нашей стране до недавнего времени не было специальных государственных институтов молодежной политики, законодательной базы. Собственно, и не было самого понятия «молодежная политика». Термин «государственная молодежная политика» вошел в отечественную юридическую систему в 1991 г. с принятием Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». На сегодняшний день, в рамках действующего законодательства государственная молодежная политика понимается, как:
1. В соответствии с «Основными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации», одобренных Верховным Советом РФ в июне 1993 г. и продолжающих действовать в части, не противоречащей законодательству РФ: государственная молодежная политика - это «деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив»[7];
2. В соответствии с первой Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации от 2006 г.: государственная молодежная политика представляет собой систему формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [8].
В общем виде, согласно обществоведческому сайту «Википедия», государственная молодежная политика - это «система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности».
[5]
Наиболее полное определение государственной молодежной политики, на наш взгляд, дано Номоконовым М.В. [4], определяющим ее как систему, состоящую из следующих четырех групп действий, инициируемых государством:
1. Система приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развития её потенциала в интересах России;
2. Рычаги по активизации социально-экономического и культурного развития молодежи в интересах обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны;
3. Деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных усилий для самореализации личности молодых людей и развития молодёжных некоммерческих организации (общественных НКО - объединений, движений и инициатив);
4. Мероприятия по синхронизации государственной молодежной политики с общими стратегическими задачами государства, выражаемыми, например, в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г. [9].
Необходимо отметить, что отсутствие термина не означало, что такой деятельности государство ранее не осуществляло. Всю общественную систему советского периода отличало пристальное внимание к молодежи. Партия и комсомол заботились об идейно-политическом, военно-патриотическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.
79
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
По мнению Кочеткова А.В., как самостоятельная сфера государственной деятельности, государственная молодежная политика воспринимается с недавних пор, - в течение последних 10-15 лет.[1]
Хронологию развития процессов и особенностей институционализации государственной молодежной политики Российской Федерации можно разбить на три ключевых периода (см. таблицу 1):
• первый этап (начиная с 1990 до конца 1995 гг.) - базовый этап: создание и развитие базовых нормативно-правовых институтов, реализующих молодежную политику по субъектам РФ и на местах;
• второй этап (с 1996 до 2004 гг.) - трансформационно-организационный этап: трансформация органов исполнительной власти, занимающихся делами молодежи;
• третий этап (с 2004 г. по настоящее время) - этап стратегической интеграции: встраивание интересов молодежных групп социума в стратегические государственные ориентиры, определяемыми стратегическими документами развития государства на долгосрочную перспективу.
Таблица 1.
Организационные особенности институционализации ГМП РФ с 1990 г. по настоящее время
Этап Время создания Наименование организационной структуры
1 этап 1990 г. Уполномоченный при Президенте СССР по делам молодёжи
1991 г. Госкомитет РСФСР по делам молодёжи
1992 г. Комитет по делам молодёжи при Правительстве РФ
2 этап 1998 г. Департамент по делам молодёжи в Министерстве труда и социального развития РФ
с 1999 по 2000 гг. Г оскомитет РФ по молодёжной политике
с 2000 по 2004 гг. Департамент по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации
3 этап с 2004 г. по 2007 г. Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации
с 2007 г. по 2008 гг. Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи
с 2008 г. по 2012 гг. Федеральное агентство по делам молодёжи при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ
с 2012 г. по н/в Федеральное агентство по делам молодёжи при Министерстве образования и науки Российской Федерации
Государственная молодежная политика в Российской Федерации направлена на поддержку и стимулирование семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.
Регулируемые федеральным, региональным и местным законодательством общественные отношения, связанные с обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления формировать основы государственной молодежной политики проявляются в следующих государственных приоритетах:
повсеместная забота о молодых гражданах;
обеспечение соблюдения и реализации конституционных прав и свобод молодежи; государственное содействие разрешению социально-экономических молодежных проблем.
В настоящее время в Российской Федерации основными и специальными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы молодежной политики, являются документы, представленные на рис. 1.
80
Ns 1(28), 2014 г.
Рис. 1. Основные и специальные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы
молодежной политики РФ [6]
В качестве наиболее проблемных зон действующей в Российской Федерации методологии по формированию государственной молодежной политики, требующих скорейшего совершенствования нормативно-правовой базы, являются:
• отсутствие четкого понятийного аппарата (терминологии), используемой для целей молодежной политики;
• неоптимальность распределения полномочий в сфере формирования и реализации ГМП федеральным и региональным уровнями управления;
• отсутствие системы специализированных индикаторов, норм и нормативов, обеспечивающих полноценное обеспечение (ресурсное) реализации ГМП на региональном и местном уровнях;
• отсутствие основных и дополнительных источников и механизмов финансирования ГМП;
• бессистемность государственной системы управления за формированием и реализацией ГМП (по всей иерархии государственного и муниципального управления);
• частичная (минимальная) государственная поддержка молодежных и детских НКО на всей территории России;
• отсутствие льгот работодателям, создающим временные рабочие места для всех возрастных групп молодежи от 14 до 27 лет;
• отсутствие гарантий по первичной занятости («первому» трудоустройству) выпускников ВУЗов и ССУЗов.
Еще одной из немаловажных проблемных зон является «невключенность» молодёжного сообщества: действующие сегодня молодёжные объединения и их ассоциации чрезмерно зависят от государства, обладают очень слабым экспертным и научным потенциалом, не имеют достаточного для отстаивания своих интересов представительства в органах государственной власти и местного самоуправления.
Еще в 2000 г. Ручкин Б.А. подчеркивал, что государственная молодежная политика должна быть системой государственных мер, сориентированной на полноценную поддержку и концептуальное, нормативно закрепленное, формирование гражданских инициатив различных молодежных групп, выражаемую в стимулировании деятельности правозащитных некоммерческих организаций, лоббирующих интересы молодого поколения России [10].
По мнению Фирсаковой И.В. классическими организационно выраженными выразителями молодежных инициатив являются некоммерческие молодежные организации, союзы, объединения [11], динамика создания которых, на протяжении 2000-2012 гг., была неравномерной:[2]
• в 2000 г. при содействии Правительства РФ была создана межрегиональная молодежная организация «Идущие вместе»;
81
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
• наиболее знаменательным стало открытие в 2005 г. Общероссийской общественной организации содействия развитию суверенной демократии (СРСД) - молодежное движение «Наши», подтолкнувшей партийные элиты к созданию своих «молодых» ответвлений (созданная практически в тоже время «Единой Россией») «Молодая Россия» была из-за наших переименована в более интересное название «Молодую гвардию».
Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные, детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Таким образом, сегодня молодёжь рассматривается в качестве полноправного субъекта молодёжной политики, основного партнера властей всех уровней в ее выработке и реализации. Современная государственная молодёжная политика ориентирована на максимальное включение молодёжи в социальную практику, на создание условий и возможностей для самостоятельного решения молодежным сообществом собственных проблем и полноценное участие молодёжи в жизни общества. Особенно важным является общественное признание потребности широкого включения молодёжи в социальные практики как необходимого условия формирования у нее российской идентичности.
1. Кочетков А. В. Молодежная политика и российские конституции // Закон и право. 2010. № 11. С. 5-8.
2. Крикунова В. А. Формирование молодежной политической культуры в современной России:
автореф. дис. канд. полит, наук. Чита. 2009.
3. Мордвинцев И. А. Современный взгляд на молодежную политику // Философия социальных
коммуникаций. 2011. № 1 (14). С. 26-32.
4. Номоконов М. В. История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом:
учебное пособие (Гриф УМО) / М.В. Номоконов, А.А. Русанова. Чита: ЧитГУ, 2010.
5. Официальный сайт Википедии. URL: http://wikipedia.org.
6. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/ strategicPlanning/concept.
7. Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации:
постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
8. Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 дек. 2006 г. № 1760-р (ред. от 16.07.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622; 2008. № 11 (ч. II). Ст. 1059; 2009. № 10. Ст. 1257; № 29. Ст. 3730.
9. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р: [изменения, внесенные Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р, вступили в силу с 08.08.2009 г.].
10. Ручкин Б. А. Молодежь как ресурс стратегических перемен в России / Б.А. Ручкин, В.А. Родионов // Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы. М., 2000. С. 3-19.
11. Фирсакова И. В. Роль общественных молодежных объединений в жизни территориального сообщества (на примере г. Биробиджана) / И. В. Фирсакова, Ю. В. Березутский // Молодежь Востока России: история и современность: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. 25 нояб. 2011 г. в 2 ч. Ч. 2. Хабаровск: ДВАГС, 2011. С. 11-16.
82