Научная статья на тему 'Социально-правовое регулирование молодежной политики'

Социально-правовое регулирование молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
642
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЁЖИ / АДАПТАЦИЯ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ И ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сташ Жанетта Аликовна

Статья посвящена проблеме социально-правового регулирования молодёжной политики в обеспечении социально-экономического, политического и культурного развития общества, в формировании у молодого поколения патриотизма и ответственности за сохранение и развитие своей страны, а также уважительного отношения к другим народам, преемственности исторического и культурного наследия и возрождения Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-правовое регулирование молодежной политики»

УДК 316.346.32 - 053.6 ББК 60.542.15 С 78

Ж.А. Сташ

Социально-правовое регулирование молодежной политики

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена проблеме социально-правового регулирования молодёжной политики в обеспечении социально-экономического, политического и культурного развития общества, в формировании у молодого поколения патриотизма и ответственности за сохранение и развитие своей страны, а также уважительного отношения к другим народам, преемственности исторического и культурного наследия и возрождения Отечества.

Ключевые слова:

Молодёжь как объект национально-государственных интересов, социально-правовое регулирование, инновационная стратегия молодёжной политики, трудовая занятость молодёжи, адаптация к рыночным условиям и воспитание патриотизма.

В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. При этом выявились региональные, национальные, социальноэкономические различия, половозрастные особенности различных слоёв и групп молодёжи. Отсюда познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений молодёжи являются

необходимым условием становления гражданского общества России.

Перед обществом, государством стоит задача посредством продуманной, научно обоснованной молодёжной политики создать благоприятные предпосылки для

использования энергии молодых: создать

механизмы поддержки молодёжи, её социальных инициатив; помочь молодым людям определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы. По инициативе Президента РФ более активно началась работа по реализации государственной молодёжной политики (ГМП). Важную роль в реализации государственной молодёжной политики имеют федеральные законы «Молодёжь России», комплексные целевые программы по реализации государственной молодёжной политики,

принятые во многих субъектах Российской Федерации. Государственная молодёжная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Молодёжь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодёжь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отчества.

Государственная молодёжная политика является составной частью государственной политики и области социальноэкономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, финансово-экономического,

научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Реализация государственной молодёжной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодёжных и детских общественных

объединений, движений и инициатив. Государственная молодёжная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического,

политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Поддержка молодых людей, их

привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства - это инвестиции в развитие стратегических

ресурсов государства.

Стратегия и политика социального развития молодёжи должны строиться на базе принципиально новых подходов и, в частности, на основе самореализации молодого поколения в процессе самодеятельности, социального творчества, предприимчивости, осуществления инновационных проектов, программ при

активной поддержке государственных и общественных институтов [1].

Главная цель российской образовательной и молодежной политики - добиться активного вовлечения молодого поколения в социальноэкономическую, политическую и культурнодуховную жизнь страны. И государственная молодежная политика должна осуществляться по двум взаимодополняющим направлениям: 1) что получит молодежь - каждый конкретный молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет - за годы реализации государственных мер; 2) что получит государство и общество в целом.

Таким образом, деятельность комитетов по делам молодежи нацелена на: обеспечение возможности для каждого молодого человека быть успешным, то есть включенным в активную социально-экономическую,

политическую и культурно-духовную жизнь страны. В регионах России молодежная политика осуществляется органами по делам молодежи в структуре органов исполнительной власти субъектов РФ, на местном уровне -подразделениями органов местного самоуправления.

История работы комитета по делам молодежи (КДМ) такова: «на первом этапе до 1993 года происходило институциональное становление молодежных комитетов и отделов

под эгидой властных структур. Процесс шел неравномерно, зачастую ситуация на местах опережала ситуацию в целом по стране. На втором этапе, в 1993-1995 годах, в рамках комитета по делам молодежи (КДМ) и при их материально-финансовой поддержке началось воссоздание и упрочнение инфраструктуры государственной молодежной политики. Появились различные молодежные социальные службы: биржи труда, подростковые клубы, центры досуга, социально-психологические учреждения адаптации и реабилитации, информационные пункты. С 1995 года начался третий этап, он характеризуется более здравым подходом к государственной молодежной политике, выделением приоритетов. Одновременно происходит оптимизация организационной и функциональной структуры комитета по делам молодежи (КДМ)» [2].

Комитет по делам молодёжи города Майкопа Республики Адыгея ведет активную работу в этом направлении. Целями данной молодежной организации являются активное вовлечение молодёжи в общественную жизнь, пропаганда правосознания, здорового образа жизни, образования, труда и занятости, развития спорта и туризма, воспитание патриотизма. Помимо местных организаций, созданных в каждом регионе Республики Адыгея, открываются первичные организации при вузах и общеобразовательных школах. Проводят цикл мероприятий для молодёжи. Например, с 2004 года комитетом по делам молодёжи города Майкопа проводятся следующие мероприятия под эгидой: «В 3-е тысячелетие без вредных привычек», акции, посвящённые здоровому образу жизни: «Молодёжь против наркотиков»,

благотворительная акция «Скажи наркотикам «НЕТ!» и т.д. Все это способствует объединению разобщённой на сегодняшний день молодёжи, а также развитию созидательных начал в её поведении [3].

В современных условиях деятельность комитетов по делам молодежи очень важна, она должна качественно обновляться и усложняться. Молодежная политика

осуществляется в динамически меняющейся обстановке. В переходные периоды, подобные для современного, объективно на первый план выступают трудности повседневные, трудности

выживания. В той степени, в какой удается их преодолевать, правомерно говорить об эффективности работы управленцев, менеджеров комитета по делам молодежи - от высшего до среднего и низшего звена. В статье «Кадровый потенциал работы с молодежью» [4] авторы говорят о том, что «лишь перспективная, инновационная стратегия способна преодолеть кризисную ситуацию и повысить успехи взаимодействия с молодежью...»

Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений,

обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи - содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи. Содействие общеобразовательной, профессиональной и трудовой подготовке молодежи включает в себя: оказание посильной помощи учебным

заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов; развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений [5].

Своевременная и правдивая информация об интересах и жизненных ценностях молодёжи позволяет не только более эффективно построить процесс обучения, но и предотвратить возможные негативные

последствия нерешенности определенных проблем, например, трудоустройство студентов и выпускников, вовремя реагировать на меняющиеся запросы общества. Такую информацию обеспечивает регулярно

проводимые социологические исследования.

Проведен контент-анализ документов с 2004 по 2007 гг., фиксирующих 1449 выпускников и 822 студента АГУ. Собранные данные позволяют сделать вывод о специфике студенческой занятости, причинах и перспективах трудоустройства, способах

поиска работы, а также о необходимости помощи выпускникам и студентам со стороны университета.

Таблица

Трудоустройство студентов АГУ за 2004 по 2007 года

Года Всего выпускников Получили направления на работу Не получили направления на работу Самостоятельно е трудоустройство

2004-2005 гг. 724 388 110 226

2005-2006 гг. 725 379 144 202

2006-2007 гг. 822 448 142 213

Результаты проведенного контент-анализа документов по выпускникам вуза и их

трудоустройства указывает на ряд неразрешенных проблем, требующих серьёзного влияния,

как со стороны вуза, так и со стороны власти.

Примечания:

1. Цечоев, А.Я. Положение молодёжи в РФ: тенденции и перспективы / А.Я. Цечоев // Перспектива 2005: материала Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2005. Т.3. - С. 275-278.

2. Калибеков, Д. Современные проблемы молодежи / Д. Калибеков // Вопросы экономики. - 2000. - № 8. - С. 18-25.

3. Гучетль, З.Х. Молодёжный досуг как социальный феномен / З.Х. Гучетль // Перспектива 2005: материала Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2005. Т.3. - С. 268-270.

4. Генин, Л.В. Кадровый потенциал работы с молодежью / Л.В. Генин, В.Ю. Вишневский, Г.Б. Кораблева // Социс. - 1997. - № 10. - С. 87-92.

Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. - 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.