Научная статья на тему 'Тенденции и приоритетные направления региональной молодёжной политики'

Тенденции и приоритетные направления региональной молодёжной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1702
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРИОРИТЕТЫ / РЕГИОН / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / youth policy / management / tendencies / priorities / region / competitiveness

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Феклистова И.С.

В статье научно обосновываются приоритетные направления региональной молодёжной политики. Предлагается шире использовать международный позитивный опыт реализации молодёжной политики. Система приоритетных направлений региональной молодёжной политики способствует улучшению положения молодёжи, укреплению ее роли в повышении конкурентоспособности региона. Ее внедрение способствует рациональному использованию ограниченных средств бюджета региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND PRIORITY DIRECTIONS OF REGIONAL YOUTH POLICY

Priority directions of regional youth policy are substantiated in the article. It is suggested to use wider international positive experience of realization of youth policy. The system of priority directions of regional youth policy contributes to the improvement of position of young people, strengthening its role in the increase of competitiveness of the region. Its introduction assists to the rational use of limited facilities of the budget of the region.

Текст научной работы на тему «Тенденции и приоритетные направления региональной молодёжной политики»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

УДК 323-053.6:353 DOI: 10.12737/13172

Феклистова И.С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, кандидат экономических наук, доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления (Российская Федерация, г. Орёл)

Тенденции и приоритетные направления региональной молодёжной политики

В статье научно обосновываются приоритетные направления региональной молодёжной политики. Предлагается шире использовать международный позитивный опыт реализации молодёжной политики. Система приоритетных направлений региональной молодёжной политики способствует улучшению положения молодёжи, укреплению ее роли в повышении конкурентоспособности региона. Ее внедрение способствует рациональному использованию ограниченных средств бюджета региона.

Ключевые слова: молодежная политика, управление, тенденции, приоритеты, регион, конкурентоспособность.

РекПБ1оуа I.S.,

Associate Professor of the Department of Political Science, State and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel) e-mail: inessa_pakulina@mail.ru

TENDENCIES AND PRIORITY DIRECTIONS OF REGIONAL YOUTH POLICY

Priority directions of regional youth policy are substantiated in the article. It is suggested to use wider international positive experience of realization of youth policy. The system of priority directions of regional youth policy contributes to the improvement of position of young people, strengthening its role in the increase of competitiveness of the region. Its introduction assists to the rational use of limited facilities of the budget of the region.

Keywords: youth policy, management, tendencies, priorities, region, competitiveness.

Молодежная политика оказывает существенное влияние на

стратегические цели государства, реализацию его экономических и социальных целей в будущем1.

Государственная политика

относительно отдельных социальных групп общества существует много лет,

Меркулов П.А. Институциональные аспекты становления государственной молодёжной политики в России // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные

исследования. -2012. - № 8 (28). - С. 220-222._

однако как целостная система политикоправовых основ, организационнокадровая система социальной работы по обеспечению практической реализации прав и свобод, запросов и потребностей молодёжи во многих странах начинает формироваться лишь во второй половине ХХ века. В ходе исследования нами были выявлены следующие тенденции, которые в конце ХХ - начале ХХ1 века обусловливают настоятельную потребность разработки и реализации принципиально новой государственной молодёжной политики

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

43

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

в России: влияние интеграционных и глобализационных процессов на развитие и взаимоотношения между государствами, усложнение жизни, обострение многих социальноэкономических, политических и

духовных процессов, кризис духовных идеалов.

Практическое осуществление государственной молодёжной политики в России должно учитывать позитивный опыт применения основных моделей государственной молодёжной политики в зарубежных странах. Выделяют две доминирующие модели: 1)

консервативную (например, США), когда государство в первую очередь оказывает социальную помощь тем категориям и группам молодёжи, которые в ней нуждаются, и 2) социал-демократическую (большинство

европейских стран), где государство практически берет на себя ответственность за решение почти всех проблем молодёжи. Характерной особенностью молодёжной политики в европейских странах является то, что она по большей части реализуется в трех направлениях. Государство, его органы решают актуальные проблемы молодёжи в социально-экономической, культурно-духовной сфере и

непосредственно в сфере молодежного движения. При этом большинство развитых стран (Германия, Франция, Финляндия, Австрия) продолжают разрабатывать и совершенствовать специфическое ювенальное

законодательство. Во многих странах молодежная политика реализуется благодаря соответствующим

государственным и региональным программам, основывается на создании определенных гарантий, условий для развития и самореализации молодёжи1.

Пакулина И.С. Государственное регулирование развития социальной сферы: приоритеты и

экономические механизмы: Монография. Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Орл. фил. - Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, -2014. - 170 с.

В большинстве стран мира государственная молодежная политика чаще всего имеет трехуровневую структуру и проводится на государственном (общенациональном), региональном и местном

(муниципальном, районном) уровнях. Сама молодёжь при этом должна участвовать в разработке молодёжной политики, которая является основой ее существования. Без реализации на практике этого фундаментального принципа вся молодежная политика будет сведена на нет.

Под государственной

молодёжной политикой нами понимается системная деятельность государства в отношениях с личностью, молодёжью, молодежным движением, которая осуществляется в

законодательной, исполнительной, судебной сферах и ставит целью создание социально-экономических, политических, организационных,

правовых условий и гарантий для жизненного самоопределения,

интеллектуального, морального,

физического развития молодёжи, реализации ее творческого потенциала как в собственных интересах, так и в интересах России.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах,

разрабатывается специальное

ювенальное законодательство, но оно не так действенно, стимулируется развитие молодежного движения, поддерживаются волонтерское

движение, деятельность

специализированных социальных служб для молодёжи. Поэтому все больше проявляется потребность в

формировании и практической реализации такой молодёжной политики, субъектом которой вместе с государством была бы сама молодёжь. И реализовываться она должна при активном участии всего молодого поколения 2.

Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодёжной политики России в 90-

44

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В Орловской области

предпринимаются попытки

формирования и реализации принципиально новой молодёжной политики как важнейшей составляющей государственной политики в сфере социально-экономического, научнокультурного развития региона. Она представляет собой целостную систему мероприятий правового,

организационно-управленческого, финансово-экономического, образовательного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для сознательного выбора молодыми людьми региона своего жизненного пути.

Несмотря на значительные достижения Орловской области в этой сфере, существуют серьезные проблемы, которые в первую очередь связаны с недостаточным ее финансированием. Мировой

финансовый кризис последних лет, недружественные экономические

санкции со стороны ЕС усложнили экономическую и политическую ситуацию в России, заострили социальные проблемы молодёжи. Ситуация усложняется еще и тем, что в настоящее время не всегда отвечают реалиям приоритеты, заложенные в схему реализации региональной молодёжной политики. Как показывает международный опыт, решить все проблемы молодёжи не только в развивающихся, но и в развитых странах в такой ситуации за счет лишь государственных ассигнований

практически невозможно. Поэтому молодежная политика должна предусматривать как выделение значительных материальных средств из государственного бюджета, так и способствовать созданию у молодёжи, родителей стимулов к инвестированию в личное развитие. Нередко региональные программы,

е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 1. - С. 180-185.

мероприятия, которые нацелены на

молодёжь, не только не доводятся до ведома молодых людей, но и не отвечают их запросам.

Несистематический мониторинг

программ и мероприятий молодёжной

политики региона становится

определенной преградой на пути ее развития. Региональная

государственная молодежная политика, невзирая на существующие достижения, нуждается в системном

усовершенствовании. Она должна быть не эпизодическим, а постоянным процессом, в дальнейшем ее следует осуществлять по всем тем основным стратегическим направлениям, которые определены региональными

нормативно-правовыми актами.

В Орловской области

целесообразно шире использовать международный позитивный опыт в реализации молодёжной политики, что, в частности, предусматривает:

- развитие способностей молодых людей делать правильный выбор из имеющихся возможностей, активное распространение информации об этом и создание стимулов, которые помогают молодёжи принимать верные решения;

- расширение мероприятий на уровне региона, помогающих молодым людям приобретать, совершенствовать и активно использовать свои умения и навыки;

- предоставление повторного шанса для возвращения молодых людей, ранее преступивших закон, на путь наращивания своего человеческого капитала во имя будущего.

Совершенствование молодёжной политики Орловской области по этим направлениям позволит молодым людям раскрыть свой потенциал и расширить свое участие в жизни региона. Также это будет способствовать включению в число потенциальных инвесторов не только государственных структур и семьи, но и самой молодёжи.

Молодых людей необходимо поощрять к более активному участию в

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

45

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

общественной жизни Орловской области. Государственные органы региона должны научиться общению с молодыми людьми, использовать их огромный потенциал как партнеров относительно предоставления услуг, сделать государственные программы такими, которые привлекали бы молодёжь.

Для эффективного расходования средств, выделяемых регионом, целесообразно определить

приоритетные направления

осуществления государственной

молодёжной политики на ближайшие годы, учитывая то, что современная молодёжь работает и будет работать в условиях усиления глобальной конкуренции, значимости инноваций и человеческого капитала как основных факторов экономического развития 1. Дополнительная нагрузка ляжет на молодёжь и в связи со старением населения Орловской области, увеличением миграционных потоков, растущей конкуренцией с

региональными, европейскими и азиатскими рынками за

квалифицированные кадры.

Коренная перестройка

социальных отношений и мировой финансовый кризис не могли не отразиться на социально-

экономическом положении молодых семей Орловской области. Они находятся в более сложных материальных обстоятельствах,

нуждаются в поддержке, как правило, не имеют жилья и не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая поддержку со стороны государства и общества, станет

способной самостоятельно

реализовывать социальные функции и репродуктивные установки.

В настоящее время члены молодых семей нуждаются в гарантированной поддержке во всех сферах жизнедеятельности,

включающей: систематическую

подготовку молодёжи к семейной жизни; стимулирование активности самой семьи в определении и осуществлении жизненной стратегии; формирование ответственности

молодёжи за рождение детей, за осуществление родительских

обязанностей; полноценную социальноправовую защиту и поддержку молодой семьи в решении жилищных проблем; обеспечение занятости; повышение социально-профессионального статуса молодых работников; формирование здорового образа жизни.

Учитывая тенденции социальноэкономического и общественнополитического развития Орловской области, охарактеризуем приоритетные направления региональной

молодёжной политики (рис. 1) и определим пути совершенствования в каждом из них.

Проведенное нами исследование позволило выявить перечень

конкретных мероприятий по каждому из приоритетных направлений региональной молодёжной политики. Молодежная семейная политика. По этому приоритетному направлению региональной молодёжной политики актуальными будут следующие

рекомендации. Регионы России в первую очередь нуждаются в стабильной, последовательной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стратегии реализации семейной политики, так как помимо прямого содействия при условии должного информационного обеспечения это будет производить значительный позитивный психологический эффект.

Пакулина И.С. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы // Среднерусский вестник общественных

наук. - 2012. - № 3 (24). - С. 231-237.__________

46

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Рисунок 1 - Приоритетные направления региональной молодёжной политики

Молодая семья, которая воспитывает двух-трех детей, должна получить со стороны региона режим наибольшего содействия как наиболее

привлекательная составляющая

общества в социальном и моральном аспектах. Эффективная региональная политика относительно молодых семей, в том числе многодетных, - это инвестиции в человеческий капитал нынешних и будущих поколений 1.

Пакулина И.С. Закономерности и стратегические приоритеты развития социальной сферы // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 1. - С. 167-173.

Для финансового содействия семьям с детьми предлагается следующее:

- перестройка системы выплат из универсальной в более индивидуальноориентированную, привязанную к материальному положению конкретной семьи с детьми и ее реальным потребностям;

- перенесение акцента с поощрения при рождении ребенка на длительные ежемесячные выплаты;

- выплата ежемесячной помощи, начиная со второго рожденного ребенка, со значительным ростом при рождении следующего ребенка;

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

47

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

- применение практики

осуществления относительно

незначительных одноразовых выплат в период наибольшей потребности для семей с детьми (например, перед началом учебного года);

- социальный мониторинг с целью определения семей, которые реально нуждаются в материальной или социальной помощи необходимого объема;

- расширение перечня налоговых льгот, которые предоставляются семьям с детьми;

- предоставление налоговых кредитов молодым семьям;

- применение многодневных отпусков для отца в дни, приближенные к рождению ребенка;- возобновление практики предоставления скидок на товары и услуги для детей, бесплатного предоставления некоторых видов детских и услуг для определенных категорий семей;

- увеличение гибкости отпуска по

присмотру за счет расширения возможностей предоставления

относительно небольшими блоками;

- развитие в регионе системы дошкольных заведений, увеличение количества мест в них1;

- применение гибкого режима пребывания детей в дошкольных заведениях региона;

- увеличение влияния

негосударственных структур региона в предоставлении социальных услуг по уходу за детьми;

- развитие сферы

индивидуального ухода за детьми;

- частичная компенсация

расходов семьи в случае использования наемной няни. Следует особенно подчеркнуть важную роль

последовательности и стабильности семейной политики. Инициативы по содействию рождаемости не будут

Пакулина И.С. Приоритеты государственной политики в социальной сфере // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 4 (2). -С. 231-237.

иметь успеха без стабилизации социально-экономической ситуации, роста уровня жизни населения, решения многих других проблем,

препятствующих рождению и воспитанию на должном уровне необходимого для семьи и общества количества детей. Жилищные проблемы, низкий уровень доходов населения, коррупция в образовании, здравоохранении, государственных социальных органах, популизм при выработке стратегии реформ - это далеко не полный перечень факторов, которые в настоящее время негативно влияют на детородную активность населения в регионах России.

2. Улучшение репродуктивного здоровья молодого поколения региона. Актуальными заданиями являются: улучшение репродуктивного здоровья потенциальных матерей и родителей; активное использование современных медицинских технологий лечения

бесплодия; улучшение качества медицинских услуг, которые

предоставляются беременным

женщинам, и тому подобное. Молодая семья с момента начала своего существования должна находиться под пристальным присмотром центров

семейной медицины (семейных врачей) или в случае выявления патологии -центров репродуктивного здоровья региона. Целесообразным является создание региональной системы семейных врачей, основными функциями которой являются не только лечение всех членов семьи, но и профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни. Основные мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья молодого поколения региона следующие:

- развитие службы планирования семьи, системы репродуктивного здравоохранения семьи и

предоставление социально-

психологической помощи в воспитании детей;

48

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

- пропаганда медицинских знаний в области планирования семьи и сохранения ее целостности;

- теоретическая подготовка учащихся школ региона по вопросам отцовства и материнства, введение соответствующих обязательных учебных дисциплин;

- формирование путем создания

информационных и образовательных региональных программ ответственного отношения к созданию семьи и выполнению родительских

обязанностей на всех этапах формирования личности;

- широкое распространение социальной рекламы по формированию здорового образа жизни в региональных средствах массовой информации.

3. Молодежная жилищная политика. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-

коммунального хозяйства в регионах России, проблемы, вызванные старением жилищного фонда, неразвитостью форм найма жилья и тому подобным, провоцируют рост цен на жилье и арендной платы за него. Значительная часть молодых семей Орловской области в той или иной степени нуждается в улучшении жилищных условий. В то же время приобретение жилья по существующим в настоящее время ценам, демонстрирующим тенденцию

постоянного роста, для большинства молодых семей региона является трудно осуществимой целью. Для реализации этого приоритетного направления региональной

молодёжной политики необходимо:

- разработать эффективные механизмы софинансирования и льготного кредитования жилищного строительства для удовлетворения потребностей семей, которые находятся в активной репродуктивной фазе;

- обеспечить молодые семьи

региона с низким уровнем материального благосостояния

временным социальным жильем;

- расширить предоставление долгосрочных льготных кредитов молодым семьям на строительство жилья;

- частично компенсировать

проценты по кредитам коммерческих банков на строительство,

реконструкцию и приобретение жилья молодым семьям и одиноким молодым гражданам;

- развивать систему молодежных жилищных комплексов и молодежных жилищно-строительных кооперативов;

- предоставлять молодым семьям долгосрочные льготные кредиты на приобретение жилья на вторичном рынке региона;

- выделять земельные участки для строительства жилья для молодёжи.

4. Поддержка молодёжи в сфере образования и воспитания, физической культуры и спорта предусматривает реализацию следующих целей:

- обеспечение доступности получения качественного образования;

- создание условий для получения полноценного образования молодыми людьми, проживающими в сельской местности, находящихся в сложной жизненной ситуации (лица с ограниченными возможностями, дети-сироты и дети, которые остались без родительской заботы);

- совершенствование и дальнейшее развитие системы образовательного кредитования в регионе;

- координация и поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в сфере духовно-морального и экологического воспитания, укрепления патриотизма;

- поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства, уменьшение негативного влияния социальной среды на молодёжь;

- интеграция знаний на уровне отдельных учебных заведений региона

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

49

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

и объединение их информационных ресурсов, предоставление помощи вузам региона в получении доступа к платным электронным ресурсам, в лицензировании и патентовании собственных мультимедийных

образовательных продуктов;

- разработка и осуществление

мероприятий по обеспечению занятости выпускников образовательных

учреждений, поддержке их стабильной и полноценной трудовой деятельности;

- формирование и реализация программ поддержки молодежных общественных объединений, которые действуют в образовательных учреждениях региона;

- разработка и внедрение мероприятий по поддержке и вовлечению талантливой молодёжи в сферу образования, науки, техники, спорта;

- формирование и реализация системы мероприятий по повышению правовой культуры молодёжи;

- внедрение разнообразных

междисциплинарных программ,

которые будут предоставлять возможность получать сразу несколько специализаций, включая

международные;

- разработка образовательных программ, ориентированных на региональный рынок труда, который должен стать определяющим показателем эффективности высшего образования и качества подготовки молодого поколения;

- организация различных форм спортивно-оздоровительной работы для молодёжи, молодых семей;

- организация взаимодействия

органов управления физической культурой и спортом региона с молодежными физкультурно-

спортивными организациями разных форм собственности, в том числе общественными;

- учет особенностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

планирования и контроля спорта для молодёжи, молодых семей;

- использование бюджетного

финансирования спорта для молодых семей в качестве «пусковых средств» с привлечением дополнительных

источников финансирования;

- организация спортивнооздоровительной работы по месту жительства;

- внедрение новых форм

массовых соревнований и

оздоровительно-рекреационных мероприятий, нетрадиционных видов спорта и активного отдыха молодёжи, молодых семей;

- подготовка общественных

инструкторов по спорту, поддержка их деятельности;

- сочетание социальной и

спортивной политики при разработке социально-ориентированных спортивно-оздоровительных программ для молодёжи, молодых семей.

5. Экономическая поддержка развития молодых семей в регионе,

обеспечение занятости и помощь молодёжи в сложных жизненных ситуациях. Для реализации этого приоритетного направления

региональной молодёжной политики необходимо:

- содействие социальной

адаптации и повышению

конкурентоспособности молодёжи на региональном рынке труда;

- совершенствование системы трудоустройства выпускников учебных заведений, которые учились по госзаказу;

- экономическое стимулирование

учреждений региона, оказывающих услуги по трудоустройству молодёжи, специализированных организаций, деятельность которых направлена на содействие занятости,

профессиональную ориентацию,

подготовку и переподготовку молодёжи (центров временной и сезонной занятости молодёжи, молодежных бирж труда, студенческих трудовых отрядов, молодежных объединений);

- финансовая поддержка мероприятий по созданию рабочих мест

50

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

для молодёжи, проживающей в сельской местности, молодых людей, которые нуждаются в социальной защите;

- развитие и совершенствование региональных механизмов поддержки молодежного предпринимательства и деловой активности молодёжи;

- внедрение эффективных

программ развития социальной компетентности, необходимой для продвижения молодёжи на

региональном рынке труда;

- развитие взаимодействия субъектов регионального рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодёжи;

- создание условий для максимально гибкого включения молодёжи в новые для нее виды деятельности с учетом обеспечения ее законных прав и интересов;

- развитие адресной мобильной социальной работы с молодёжью, которая попала в сложную жизненную ситуацию (молодёжь с ограниченными возможностями физического или психического характера; молодые лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы; молодёжь, которая находится в специальных учебно-воспитательных учреждениях и т.п.);

- создание групп самопомощи и взаимной поддержки молодёжи;

- включение молодёжи с

ограниченными возможностями в единое социально-экономическое

пространство, общественно-

политическую и культурную жизнь региона;

- совершенствование

нормативно-правовых принципов

предоставления необходимой помощи и социально-правовой защиты молодым людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию;

- совершенствование

нормативно-правовой базы поддержки общественных объединений,

юридических и физических лиц, которые осуществляют помощь и

поддержку молодёжи, попавшей в сложную жизненную ситуацию;

- развитие проектов интеграции и привлечения молодёжи, которая попала в сложную жизненную ситуацию, в общественную жизнь региона;

- активизация мероприятий по

предоставлению помощи, обеспечению медицинской, социально-

психологической реабилитации и адаптации молодых людей, которые попали в сложную жизненную ситуацию.

6. Профилактика асоциального поведения, опасных заболеваний и формирование у молодёжи региона здорового образа жизни. В условиях кардинального реформирования

российского общества наблюдалось разрушение четкой системы духовных ценностей и ориентиров,

распространялись различные

социальные патологии, в том числе наркомания, алкоголизм, проституция и тому подобное. В регионах России информационные и социальные кампании по борьбе с асоциальными проявлениями среди молодёжи проводятся в основном

негосударственными общественными организациями и фондами. Политика государства относительно борьбы с социально опасными явлениями реализуется медленно. Слабо действуют запреты продажи табачной и алкогольной продукции

несовершеннолетним лицам, курения в образовательных заведениях и общественных местах. Профилактике асоциального поведения, опасных заболеваний и формированию у молодёжи региона здорового образа жизни будут способствовать:

- усиление административной

ответственности за распитие

алкогольной продукции и курение в общественных местах, в первую очередь на территории учебных заведений;

- обязательное тестирование учеников школ, других учебных заведений региона на предмет наркотической, алкогольной и табачной

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

51

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

зависимости, общего состояния (уровня) здоровья;

- усиление ответственности за

продажу несовершеннолетним

табачной и алкогольной продукции, увеличение штрафов за такие

нарушения;

- расширение информационнопропагандистской кампании,

направленной на разъяснение

молодёжи негативных последствий употребления алкоголя, наркотиков;

- распространение информации по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа;

- поддержка общественных

организаций региона, эффективно

занимающихся антиалкогольной и антинаркотической деятельностью;

- разработка и внедрение

программ укрепления репродуктивного здоровья молодёжи, сохранения ее психического здоровья,

профилактических и реабилитационных программ, направленных на борьбу с социально значимыми инфекциями;

- финансирование и внедрение

программ, направленных на

привлечение молодёжи к

систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- создание условий для развития массовых видов молодежного туризма, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в этой сфере;

- развитие индустрии отдыха и оздоровления молодёжи в свободное время, в основе которой лежит система спортивно-оздоровительных лагерей региона;

- финансовая поддержка

регионом здорового образа жизни молодых граждан, поддержка

материнства, профилактика

заболеваний, передающихся половым путем;

- активизация мероприятий по

профилактике алкоголизма,

наркомании и преодолению

зависимости от наркотических и психотропных веществ, лечению и реабилитации молодых граждан,

страдающих наркоманией, а также по сохранению психического здоровья молодёжи;

- пропаганда среди молодёжи региона здорового образа жизни;

- расширение профилактической работы с молодёжью из групп социального риска по предупреждению девиантного поведения;

- поддержка деятельности

детских оздоровительных и

образовательных учреждений региона, внедрение инновационных технологий и методик формирования здорового образа жизни, полноценного отдыха, досуга, творческого развития.

7. Содействие реализации творческих способностей молодёжи. Для реализации этого важного направления региональной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

молодёжной политики необходимо:

- поощрять молодёжь к разработке проблем, которые имеют существенное значение для развития региона и страны;

- развивать молодежное предпринимательство и деловую активность молодёжи;

- привлекать молодёжь в

творческие, научные и спортивные объединения региона, к участию в инновационных международных

проектах в сфере образования, науки, культуры;

- популяризировать и

пропагандировать успехи молодёжи региона на общероссийских и международных мероприятиях;

- развивать и распространять эффективные модели и формы участия молодёжи в управлении общественной жизнью, модели и программы подготовки молодежных лидеров;

- широко привлекать молодёжь к активному участию в общественнополитической жизни, к деятельности органов самоуправления в разных областях жизни общества, к работе в исполнительных и представительных органах власти региона, к проектной, управленческой, исследовательской деятельности;

52

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

- стимулировать участие молодёжи в разработке и внедрении инновационных региональных проектов и программ1;

- способствовать разработке и внедрению специальных региональных проектов, которые предоставляют равные возможности молодёжи, проживающей в городах и сельской местности региона;

- пропагандировать участие

молодёжи в международных информационных молодежных

проектах, направленных на понимание и укрепление ценностей отечественной и мировой культуры.

8. Поддержка молодежных общественных объединений и организаций региона предусматривает:

- дальнейшее совершенствование

информационного, научно-

методического, кадрового обеспечения деятельности молодежных и детских общественных объединений региона;

- создание благоприятных экономических и организационных условий для развития молодежных объединений, движений и общественно значимых региональных инициатив и программ;

- содействие организации

молодежных центров, разработке молодежных программ, широкое

освещение их деятельности в региональных средствах массовой

информации;

- привлечение молодежных объединений к обсуждению проектов нормативно-правовых актов по вопросам реализации законных прав и интересов молодёжи региона;

- поддержка инициатив

молодежных и детских общественных объединений, общественно полезной

деятельности молодых граждан,

создание условий для реализации творческой активности, потенциала

Пакулина И.С. Инновационное развитие социальной сферы региона: Монография. - Орёл: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, - 2012. - 192 с.

молодёжи во всех областях общественной жизни региона;

- привлечение молодёжи к

консультати вной дея тельно сти

региональных органов законодательной и исполнительной власти по совершенствованию молодёжной

политики;

- акцентирование деятельности органов власти региона на поддержке молодых семей, так как именно в семье происходит первичная социализации будущего поколения, формируются мировоззренческие позиции и ценностные ориентиры, в том числе на устойчивую и благополучную семью, на ответственное отцовство и материнство.

Проведенное исследование

позволило нам сформулировать следующие выводы. В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу региональная молодежная политика должна стать инструментом развития и возрождения величия России. Это требует от всех участников процесса социального становления молодёжи научно обоснованной разработки и последовательной реализации

мероприятий, ориентированных как на привлечение молодёжи к решению собственных проблем, так и направленных на решение важных региональных задач. Предложенная нами система приоритетных

направлений региональной

молодёжной политики способствует улучшению положения молодёжи, укреплению ее роли в повышении конкурентоспособности региона и страны в целом, позволяет рациональнее использовать

ограниченные средства бюджета, выделяемые на эти архиактуальные цели.

Библиография/ References:

1. Меркулов П.А.

Институциональные аспекты

становления государственной

молодёжной политики в России // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

53

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

гуманитарные исследования. -2012. -№ 8 (28). - С. 220-222.

2. Меркулов П.А. Разработка

концепции государственной

молодёжной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 1. - С. 180-185.

3. Пакулина И.С. Государственное регулирование развития социальной сферы: приоритеты и экономические механизмы: Монография. Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Орл. фил. - Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, - 2014. - 170 с.

4. Пакулина И.С. Закономерности и стратегические приоритеты развития социальной сферы // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. -№ 1. - С. 167-173.

5. Пакулина И.С. Инновационное

развитие социальной сферы региона: Монография. - Орёл: Издательство

Орловского филиала РАНХиГС, - 2012. -192 с.

6. Пакулина И.С. Приоритеты государственной политики в социальной сфере // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 4 (2). -С. 231-237.

7. Пакулина И.С. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 3 (24). - С. 231-237.

1. Merkulov P.A.Institutsionalnye aspects of the formation of the state youth policy in the Russian // Herald Oryol State University. Series: New Studies in the Humanities. 2012. № 8 (28). S. 220-222.

2. Merkulov P.A.Razrabotka concept of State Youth Policy of Russia in the 90-ies of XX century // Srednerussky Gazette of Social Sciences. 2013. № 1. S. 180-185.

3. Pakulina I. Government control of development of social sphere : priorities and economic mechanisms. - Orel: Publishing house of Orel branch of a RANEPA, 2014. 170 p.

4. Pakulina I. The regularities and strategic priorities of social sphere development // The Herald of Middle Russia's Social Sciences. 2013. № 1. Pp. 167-173.

5. Pakulina I. Innovative development of social sphere of region. Orel: Publishing house of Orel branch of a RANEPA, 2013. 192 p.

6. Pakulina I. The Priorities of the Government Policy in the Social Sphere // The Herald of Middle Russia's Social Sciences. 2012. № 4(2). Pp. 231-237.

7. Pakulina I. The strategy of increasing the competitiveness of the social sphere enterprises // The Herald of Middle Russia's Social Sciences. 2012. № 3 (24). Pp. 231-237.

54

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.