О противодействии криминализации молодёжи в рамках государственной молодёжной политики
А.И. Морозов, к.ю.н.,
Институт управления Оренбургского ГАУ
Целью социальной молодёжной политики является оптимизация процесса социализации молодого человека, уклада его жизни, развитие и реализация потенциала молодёжи в интересах всего общества. В силу своей специфики органы по делам молодёжи должны «держать руку на пульсе» основных сфер социализации подрастающего поколения, своевременно выявляя и
изучая пробелы, недостатки, появление новых угроз и преград, качественные и количественные процессы в молодежной среде. При необходимости они должны принимать меры, в том числе координирующие и «мобилизационные», привлекая внимание уполномоченных органов власти, учреждений, общественности, науки, содействуя социальному партнёрству в решении проблем новых поколений.
Важным направлением деятельности органов по делам молодёжи является противодействие
криминализации молодёжи. Данный методологический подход позволит нам сделать максимально практикоориентированные выводы, прийти к некоторым прикладным результатам, не расширяя чрезмерно объект исследования. Поэтому сформулированные нами ниже предложения следует рассматривать как скромную попытку внести вклад в общую копилку идей устройства системы профилактики правонарушений молодёжи. Ещё одно исходное положение: специализированные профилактические мероприятия и программы, направленные на противодействие асоциальным явлениям, мы рассматриваем только как «приложение» (к сожалению, пока обязательное) к эффективной «базовой» социальной политике.
Опыт осуществления конкретных профи -лактических мероприятий органами по делам молодёжи субъектов РФ имеет ярко выраженные общие тенденции, что не исключает особенностей и специфики. На наш взгляд, они заключаются в следующем: 1) часто профилактические мероприятия, реализуемые по линии органов по делам молодёжи, ориентированы на профилактику всего комплекса асоциального поведения молодежи, большинство видов которого (пьянство, наркомания, крайние формы нигилизма и т.д.) реально могут перерасти в совершение преступлений, являются (как это неоднократно доказано) предпосылками преступности в молодёжной среде; 2) во многом акцент в профилактической работе смещён на возрастную категорию «несовершеннолетних». На такой подход органы по делам молодежи ориентирует ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 3) приоритет в работе с молодёжью закрепляется за проведением массовых мероприятий, акции; порой упускается из виду индивидуальная работа, которой не охвачены многие молодые люди, соприкоснувшиеся с криминалом и нуждающиеся в помощи; 4) остаётся низким потенциал развития сети молодёжных учреждений (в том числе специфической профилактической направленности), дефицит которых ощущается в большинстве регионов РФ; 5) имеется возможность для более активного использования потенциала молодёжных общественных организаций, однако слаба степень самоорганизации молодежи; 6) не всегда наблюдаются системность, поступательность, научность профилактической работы; 7) органы по делам молодёжи не всегда имеют должный статус, ресурсы, возможности и влияние для выполнения функции координирующей структуры по вопросам профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде; 8) специальных программ предупреждения молодежной преступности практически нет, в лучшем случае данные
вопросы решаются в рамках программ широкой социальной направленности («Молодежь» и т.д.) или в рамках общих программ, посвящённых борьбе или профилактике правонарушений и преступности, борьбе с потреблением психоактивных веществ, радикальными проявлениями и т.п. Как правило, многие «молодёжные» мероприятия дублируются от программы к программе.
В целом такую ситуацию нельзя признать адекватной криминологической ситуации (до 60% всех осужденных в РФ — это лица в возрасте 14—30 лет), современным проблемам, стоящим перед молодёжью и государственной молодёжной политикой. Рассмотрим отдельные, актуальные, с нашей точки зрения, элементы, внедрение которых могло бы позитивно повлиять на ситуацию.
Первое. Как нам видится, задача, решение которой позволило бы существенно продвинуть профилактическую работу в молодёжной среде, — это развитие сети специализированных государственных муниципальных учреждений. Ведь при должном внимании и поддержке со стороны государства и общественных институтов социальные службы могут превратиться в один из важнейших инструментов реализации политики предупреждения преступности молодёжи, а профилактические меры могут получить реальное применение, реализацию. Прямое поручение развивать сеть учреждений по работе с молодёжью дано Президентом РФ Д.А. Медведевым [1]. Это является очень своевременным решением, развиваются новые направления деятельности. Необходимо новое качество услуг и технологий работы с молодежью, наработка нового опыта. Однако его практическая реализация существенно затруднена в связи с известными социально-экономическими проблемами и, порой, пресловутой «неисполнительностью» местных чиновников.
Так, сегодня в Оренбургской области функционирует единственное именно «молодёжное» государственное учреждение «Региональное агентство молодёжных программ и проектов» (штат около 30 человек), которое объективно не может удовлетворить потребности в государственных услугах всех молодых людей (численность жителей в возрасте от 14 до 30 лиц достигает 600 тыс. человек). На муниципальном уровне таких учреждений практически нет. Вместе с тем во исполнение поручений президента принято постановление Правительства Оренбургской области от 26.04.2010 г. № 283-п «Об утверждении минимального норматива обеспечения молодёжи областными и муниципальными учреждениями по месту жительства», в соответствии с которым количество (и штат) таких учреждений должно вырасти в разы. Однако его реализация сталкивается с большими трудностями.
Второе. Значительный потенциал в профилактической работе имеет привлечение общественности, негосударственных структур. В современных условиях это возможно только на правовой основе, при наличии системы стимулов и государственной поддержки, что обусловлено социально-экономическими реалиями.
Одна из целей молодёжной политики — направить усилия молодёжи на решение проблем собственного поколения. Уже более десятилетия одним из основных направлений молодёжной политики в нашей стране является поддержка детских и молодёжных общественных организаций и объединений. Принят соответствующий федеральный закон и действует региональное законодательство в данной сфере. Считаем, что многим таким организациям уже пора «брать на перевоспитание» своих оступившихся сверстников. Эффективность данной работы будет обусловлена и тем, что поддерживаются государством, обществом и развиваются организации и объединения позитивной направленности, имеющие благородные цели и интересные предметы своей деятельности.
Общественные организации должны получить конкретный государственный заказ, обеспеченный финансовыми ресурсами на профилактические мероприятия в молодёжной среде. Работу необходимо вести не на пустом месте и голой инициативе, энтузиазме или «из-под палки», а на вполне адекватных рыночной системе принципах: покупке услуг надлежащего качества и на конкурентной основе. В конце концов, это послужит цели формирования основы «пирамиды» профилактической работы именно на базе организаций и учреждений, фактически ведущих конкретную (в т.ч. индивидуальную) работу с конкретными молодыми людьми. Естественно, в рамках законодательства и специализированных государственных (в т.ч. региональных) и муниципальных программ, под соответствующим контролем. Возможность и целесообразность видов помощи зависит только от региональных особенностей, финансового обеспечения, инициативы местных сообществ.
Например, в качестве эксперимента в Оренбургской области по инициативе министерства молодёжной политики, спорта и туризма разрабатывается система таких мер, которые уже осенью 2009 г. были апробированы совместно с судом Промышленного района г. Оренбурга (на базе которого реализуется проект по внедрению элементов ювенальной юстиции в Оренбургской области). В 2009—2010 гг. был разработан и принят к внедрению специальный реабилитационный проект «Лицом к подростку». Его цели: 1) помощь и содействие социально-психологической адаптации и процессу развития личности подростков, совершивших правонарушения, со-
действие развитию более конструктивных их отношений с окружающим миром; 2) содействие формированию системы мер, направленных на профилактику и снижение рисков вовлечения подростков в криминальную среду.
Основная суть проекта заключается в следующем. При вынесении наказаний в отношении несовершеннолетних и молодых правонарушителей часто применяются меры, не связанные с лишением свободы. Таким образом, молодому человеку даётся возможность измениться. Но для того, чтобы поведение и образ жизни подростка действительно изменились в положительную сторону, недостаточно только оставить ему свободу. Важно помочь правильно использовать для себя эти возможности, оказать ему соответствующую поддержку. Для того, чтобы изменить что-то в своей жизни, молодой человек, соприкоснувшийся с криминалом, должен глубоко переосмыслить свой опыт, принять для себя жизнеутверждающие решения, противостоять старым стереотипам поведения, статусу «трудного, совершившего правонарушение», а возможно, и противостоять давлению привычного круга общения. Исходя из этого, необходимо активно помогать молодому человеку в его реабилитации и социализации. Здесь может быть эффективна только система мероприятий: воспитательных, коррекционных, поддерживающих, объединение усилий различных учреждений и семьи подростка. Важно организовать для подростков особую среду, которая составила бы альтернативу их привычной среде жизнедеятельности. Это среда, где подростки могли бы приобрести позитивный опыт взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, проявить свои лучшие качества и сильные стороны, пережить опыт негативного отношения к себе, получить поддержку в переломный период становления личности. Необходимо дать возможность им самим что-то сделать, чтобы новые формы поведения были апробированы на практике и закрепились в опыте. Человек включается в общество по-настоящему и развивается как личность только через какую-либо деятельность, дело.
Интересным для правовой науки и практики является то, что часть подростков приняла участие в проекте добровольно, часть — по предписанию суда, сделанному в рамках назначения принудительных мер воспитательного воздействия и при возложении обязанностей при назначении наказания условно. В соответствии с государственным заказом реализация проекта возложена на негосударственное образовательное учреждение НОУ «Институт консультирования и тренинга «Статус», а одним из разработчиков идеи и партнёром проекта был Институт управления ОГАУ и кафедра организации работы с молодёжью. В целом опыт
проекта показал, что реабилитационная работа с подростками, нарушившими закон, может быть эффективна, достичь своей цели и должна быть продолжена.
Считаем, что данный частный пример может подсказать ряд важных общих выводов.
1. В деятельности органов по делам молодёжи имеется огромный профилактический потенциал, ресурс. Однако для того, чтобы его эффективно использовать, необходимо заниматься отработкой конкретных, современных технологий в работе с молодёжью, в том числе просчитывая их эффективность.
2. Профилактическими программами, предусматривающими индивидуальную работу с оступившимися молодыми людьми, должно быть охвачено большинство несовершеннолетних, совершивших преступления. Это вполне реально. Разработка и реализация таких программ должна официально стать полномочием региональных и муниципальных органов по делам молодёжи. В перспективе необходимо отрабатывать аналогичные программы и мероприятия в отношении правонарушителей молодёжного возраста за рамками несовершеннолетия, вплоть до 30-летнего возраста.
3. Необходима специализация государственных и негосударственных (коммерческих, некоммерческих) организаций и учреждений на такой работе, которая должна выполняться ими за вознаграждение в рамках государственного (муниципального) заказа, что не исключает привлечения средств из других источников. Для такой работы должны быть подготовлены соответствующие специалисты, что совершенно не исключает огромных возможностей по привлечению к данной работе подготовленных и заинтересованных волонтёров (студентов, юристов, социальных педагогов, специалистов по работе с молодёжью, психологов и т.д.).
4. Решение о возможности и обязательности прохождения программы по реабилитации должно выноситься судом и при отсутствии добровольного решения — быть обязанностью. Необходимо продумать вопрос о возложении обязанности принять участие в программе реабилитации и на родителей, не должным образом осуществляющих воспитание детей. Суд должен выносить такое решение в рамках специальных «ювенальных» процедур, действительно обладая всей полнотой информации о причинах, условиях содеянного, личности правонарушителя, условий социализации, а также подбирать для него максимально индивидуализированную программу ресоциализации.
5. Система ресоциализирующих мер необходима не только правонарушителям, но и, пожалуй, в первую очередь, жертвам насильственных преступлений.
Третье. Еще одна проблема, на которую справедливо обратил внимание В.В. Путин [2]: остро не хватает подготовленных кадров психологов, врачей, специалистов, работающих с «проблемными» группами молодёжи. Необходимы мотивированные профессионалы по работе с молодёжью «низового», «первичного» уровня профилактической работы. Об этом пишут и ведущие учёные: «В Российской Федерации необходимо создавать учебные заведения (отделения, факультеты) для подготовки профессиональных кадров — специалистов в области профилактики преступлений и иных правонарушений на базе правового и криминологического, социологического, экономического, психологического, педагогического образования» [3]. Конкретизируя данную идею применительно к профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде, можно отметить, что такая специальность фактически есть — это специальность «Организация работы с молодёжью». В качестве основных видов профессиональной деятельности специалиста по делам молодёжи выделяются: воспитательная; управленческая; профилактическая; исследовательская; информационная; консалтинговая.
Государственный образовательный стандарт специальности предусматривает изучение целого комплекса учебных дисциплин прикладного направления, среди которых выделим: «Психологические основы работы с молодежью», «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью», «Правовые основы работы с молодёжью», «Социальная безопасность молодёжи», «Социальные технологии работы с молодёжью», «Молодёжные субкультуры», «Профилактика девиантного поведения молодёжи» и другие. Если дополнить данный перечень специальными курсами и дисциплинами по выбору в рамках регионального компонента (например, «Основы ювенальной юстиции», «Уголовно-правовая охрана интересов несовершеннолетних и молодёжи», «Криминология и основы профилактики преступлений»), то и в рамках данной специальности можно готовить прекрасных специалистов для работы в системе профилактики молодёжных преступлений. Сфера приложения усилий самая разнообразная: от государственных органов и учреждений по делам молодёжи, подразделений правоохранительных органов профилактической направленности, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — до структур муниципальных образований и общественных организаций соответствующей направленности. Ведь «необходима подготовка профессиональных кадров, способных проводить профилактическую работу в молодёжной среде настолько умело, чтобы быть понятым и принятым, а не отвергнутым этой средой» [3].
М.М. Бабаев и М.С. Крутер высказали мнение о необходимости введения должности криминолога на крупных предприятиях, что могло бы существенно улучшить профилактическую работу с молодёжью [3]. Нам представляется, что профилактической работой, а также иными вопросами работы с молодёжью на крупных предприятиях могли бы ведать специалисты по делам молодежи, конечно, подготовленные к такой работе. Внести такое предложение нам позволяет тот факт, что при решении по сути тех же задач введение должности специалистов по работе с молодёжью, молодыми кадрами — более понятная задача для руководителей. Если введение должности криминолога — экзотика, то работа специалиста по делам молодёжи — отчасти уже реализуемое направление молодёжной политики. Так, в письме зам. министра образования РФ руководителям субъектов РФ от 20.05.02 №15-52-397 рекомендовалось создать на уровне субъектов РФ специальные координирующие органы (советы, межведомственные комиссии) по проблемам работающей молодёжи, а на промышленных и сельских предприятиях
вводить ставки специалистов по работе с молодёжью. Если обеспечить такого специалиста криминологическими знаниями и методиками, эффективная профилактическая работа может быть налажена.
Принципиально важно, чтобы данные специалисты были востребованы специализированными органами — субъектами профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде, на предприятиях и в общественных организациях различной направленности, а образовательным учреждениям необходимо углублять подготовку специалистов по обозначенному направлению в сотрудничестве с региональными органами по делам молодёжи.
Литература
1. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ 17 июля 2009 г.: [утверждён Президентом РФ 30 июля 2009 г. Пр-1994ГС] / ЬИр://яЫ&. kremlin.ru/ state_council.page=2 (дата обращения 01.10.10).
2. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности» 29 июня 2007 года. Ростов-на-Дону / www.kremlin.ru (дата обращения 01.06.09).
3. Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодёжная преступность. М.: Юрист, 2006.