Научная статья на тему 'О противодействии криминализации молодёжи в рамках государственной молодёжной политики'

О противодействии криминализации молодёжи в рамках государственной молодёжной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
701
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДёЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРАВО / ДЕТИ / МОЛОДёЖЬ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / YOUTH POLICY / WARNING / PREVENTIVE MEASURES / RIGHT / CHILDREN YOUNG PEOPLE / CRIMINALIZATION / CRIMINALITY / RIGHTS VIOLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Алексей Иванович

В статье поднимается вопрос о роли молодёжной политики и региональных органов по делам молодёжи в противодействии криминализации молодых людей. Отмечается большой потенциал участия органов по делам молодёжи в работе с молодыми людьми, соприкоснувшимися с криминалом. Вносится ряд предложений по совершенствованию практического участия органов по делам молодёжи в противодействии преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON COUNTERACTION AGAINST YOUNG PEOPLE CRIMINALIZATION WITHIN THE FRAMES OF THE STATE YOUTH POLICY

The problem of the role of youth policy and regional authorities responsible for youth problems in counteraction against criminalization of teenagers is discussed. It is pointed out that there exists a considerable potential of local authorities participation in activities concerning young people being involved in criminal cases.

Текст научной работы на тему «О противодействии криминализации молодёжи в рамках государственной молодёжной политики»

О противодействии криминализации молодёжи в рамках государственной молодёжной политики

А.И. Морозов, к.ю.н.,

Институт управления Оренбургского ГАУ

Целью социальной молодёжной политики является оптимизация процесса социализации молодого человека, уклада его жизни, развитие и реализация потенциала молодёжи в интересах всего общества. В силу своей специфики органы по делам молодёжи должны «держать руку на пульсе» основных сфер социализации подрастающего поколения, своевременно выявляя и

изучая пробелы, недостатки, появление новых угроз и преград, качественные и количественные процессы в молодежной среде. При необходимости они должны принимать меры, в том числе координирующие и «мобилизационные», привлекая внимание уполномоченных органов власти, учреждений, общественности, науки, содействуя социальному партнёрству в решении проблем новых поколений.

Важным направлением деятельности органов по делам молодёжи является противодействие

криминализации молодёжи. Данный методологический подход позволит нам сделать максимально практикоориентированные выводы, прийти к некоторым прикладным результатам, не расширяя чрезмерно объект исследования. Поэтому сформулированные нами ниже предложения следует рассматривать как скромную попытку внести вклад в общую копилку идей устройства системы профилактики правонарушений молодёжи. Ещё одно исходное положение: специализированные профилактические мероприятия и программы, направленные на противодействие асоциальным явлениям, мы рассматриваем только как «приложение» (к сожалению, пока обязательное) к эффективной «базовой» социальной политике.

Опыт осуществления конкретных профи -лактических мероприятий органами по делам молодёжи субъектов РФ имеет ярко выраженные общие тенденции, что не исключает особенностей и специфики. На наш взгляд, они заключаются в следующем: 1) часто профилактические мероприятия, реализуемые по линии органов по делам молодёжи, ориентированы на профилактику всего комплекса асоциального поведения молодежи, большинство видов которого (пьянство, наркомания, крайние формы нигилизма и т.д.) реально могут перерасти в совершение преступлений, являются (как это неоднократно доказано) предпосылками преступности в молодёжной среде; 2) во многом акцент в профилактической работе смещён на возрастную категорию «несовершеннолетних». На такой подход органы по делам молодежи ориентирует ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 3) приоритет в работе с молодёжью закрепляется за проведением массовых мероприятий, акции; порой упускается из виду индивидуальная работа, которой не охвачены многие молодые люди, соприкоснувшиеся с криминалом и нуждающиеся в помощи; 4) остаётся низким потенциал развития сети молодёжных учреждений (в том числе специфической профилактической направленности), дефицит которых ощущается в большинстве регионов РФ; 5) имеется возможность для более активного использования потенциала молодёжных общественных организаций, однако слаба степень самоорганизации молодежи; 6) не всегда наблюдаются системность, поступательность, научность профилактической работы; 7) органы по делам молодёжи не всегда имеют должный статус, ресурсы, возможности и влияние для выполнения функции координирующей структуры по вопросам профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде; 8) специальных программ предупреждения молодежной преступности практически нет, в лучшем случае данные

вопросы решаются в рамках программ широкой социальной направленности («Молодежь» и т.д.) или в рамках общих программ, посвящённых борьбе или профилактике правонарушений и преступности, борьбе с потреблением психоактивных веществ, радикальными проявлениями и т.п. Как правило, многие «молодёжные» мероприятия дублируются от программы к программе.

В целом такую ситуацию нельзя признать адекватной криминологической ситуации (до 60% всех осужденных в РФ — это лица в возрасте 14—30 лет), современным проблемам, стоящим перед молодёжью и государственной молодёжной политикой. Рассмотрим отдельные, актуальные, с нашей точки зрения, элементы, внедрение которых могло бы позитивно повлиять на ситуацию.

Первое. Как нам видится, задача, решение которой позволило бы существенно продвинуть профилактическую работу в молодёжной среде, — это развитие сети специализированных государственных муниципальных учреждений. Ведь при должном внимании и поддержке со стороны государства и общественных институтов социальные службы могут превратиться в один из важнейших инструментов реализации политики предупреждения преступности молодёжи, а профилактические меры могут получить реальное применение, реализацию. Прямое поручение развивать сеть учреждений по работе с молодёжью дано Президентом РФ Д.А. Медведевым [1]. Это является очень своевременным решением, развиваются новые направления деятельности. Необходимо новое качество услуг и технологий работы с молодежью, наработка нового опыта. Однако его практическая реализация существенно затруднена в связи с известными социально-экономическими проблемами и, порой, пресловутой «неисполнительностью» местных чиновников.

Так, сегодня в Оренбургской области функционирует единственное именно «молодёжное» государственное учреждение «Региональное агентство молодёжных программ и проектов» (штат около 30 человек), которое объективно не может удовлетворить потребности в государственных услугах всех молодых людей (численность жителей в возрасте от 14 до 30 лиц достигает 600 тыс. человек). На муниципальном уровне таких учреждений практически нет. Вместе с тем во исполнение поручений президента принято постановление Правительства Оренбургской области от 26.04.2010 г. № 283-п «Об утверждении минимального норматива обеспечения молодёжи областными и муниципальными учреждениями по месту жительства», в соответствии с которым количество (и штат) таких учреждений должно вырасти в разы. Однако его реализация сталкивается с большими трудностями.

Второе. Значительный потенциал в профилактической работе имеет привлечение общественности, негосударственных структур. В современных условиях это возможно только на правовой основе, при наличии системы стимулов и государственной поддержки, что обусловлено социально-экономическими реалиями.

Одна из целей молодёжной политики — направить усилия молодёжи на решение проблем собственного поколения. Уже более десятилетия одним из основных направлений молодёжной политики в нашей стране является поддержка детских и молодёжных общественных организаций и объединений. Принят соответствующий федеральный закон и действует региональное законодательство в данной сфере. Считаем, что многим таким организациям уже пора «брать на перевоспитание» своих оступившихся сверстников. Эффективность данной работы будет обусловлена и тем, что поддерживаются государством, обществом и развиваются организации и объединения позитивной направленности, имеющие благородные цели и интересные предметы своей деятельности.

Общественные организации должны получить конкретный государственный заказ, обеспеченный финансовыми ресурсами на профилактические мероприятия в молодёжной среде. Работу необходимо вести не на пустом месте и голой инициативе, энтузиазме или «из-под палки», а на вполне адекватных рыночной системе принципах: покупке услуг надлежащего качества и на конкурентной основе. В конце концов, это послужит цели формирования основы «пирамиды» профилактической работы именно на базе организаций и учреждений, фактически ведущих конкретную (в т.ч. индивидуальную) работу с конкретными молодыми людьми. Естественно, в рамках законодательства и специализированных государственных (в т.ч. региональных) и муниципальных программ, под соответствующим контролем. Возможность и целесообразность видов помощи зависит только от региональных особенностей, финансового обеспечения, инициативы местных сообществ.

Например, в качестве эксперимента в Оренбургской области по инициативе министерства молодёжной политики, спорта и туризма разрабатывается система таких мер, которые уже осенью 2009 г. были апробированы совместно с судом Промышленного района г. Оренбурга (на базе которого реализуется проект по внедрению элементов ювенальной юстиции в Оренбургской области). В 2009—2010 гг. был разработан и принят к внедрению специальный реабилитационный проект «Лицом к подростку». Его цели: 1) помощь и содействие социально-психологической адаптации и процессу развития личности подростков, совершивших правонарушения, со-

действие развитию более конструктивных их отношений с окружающим миром; 2) содействие формированию системы мер, направленных на профилактику и снижение рисков вовлечения подростков в криминальную среду.

Основная суть проекта заключается в следующем. При вынесении наказаний в отношении несовершеннолетних и молодых правонарушителей часто применяются меры, не связанные с лишением свободы. Таким образом, молодому человеку даётся возможность измениться. Но для того, чтобы поведение и образ жизни подростка действительно изменились в положительную сторону, недостаточно только оставить ему свободу. Важно помочь правильно использовать для себя эти возможности, оказать ему соответствующую поддержку. Для того, чтобы изменить что-то в своей жизни, молодой человек, соприкоснувшийся с криминалом, должен глубоко переосмыслить свой опыт, принять для себя жизнеутверждающие решения, противостоять старым стереотипам поведения, статусу «трудного, совершившего правонарушение», а возможно, и противостоять давлению привычного круга общения. Исходя из этого, необходимо активно помогать молодому человеку в его реабилитации и социализации. Здесь может быть эффективна только система мероприятий: воспитательных, коррекционных, поддерживающих, объединение усилий различных учреждений и семьи подростка. Важно организовать для подростков особую среду, которая составила бы альтернативу их привычной среде жизнедеятельности. Это среда, где подростки могли бы приобрести позитивный опыт взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, проявить свои лучшие качества и сильные стороны, пережить опыт негативного отношения к себе, получить поддержку в переломный период становления личности. Необходимо дать возможность им самим что-то сделать, чтобы новые формы поведения были апробированы на практике и закрепились в опыте. Человек включается в общество по-настоящему и развивается как личность только через какую-либо деятельность, дело.

Интересным для правовой науки и практики является то, что часть подростков приняла участие в проекте добровольно, часть — по предписанию суда, сделанному в рамках назначения принудительных мер воспитательного воздействия и при возложении обязанностей при назначении наказания условно. В соответствии с государственным заказом реализация проекта возложена на негосударственное образовательное учреждение НОУ «Институт консультирования и тренинга «Статус», а одним из разработчиков идеи и партнёром проекта был Институт управления ОГАУ и кафедра организации работы с молодёжью. В целом опыт

проекта показал, что реабилитационная работа с подростками, нарушившими закон, может быть эффективна, достичь своей цели и должна быть продолжена.

Считаем, что данный частный пример может подсказать ряд важных общих выводов.

1. В деятельности органов по делам молодёжи имеется огромный профилактический потенциал, ресурс. Однако для того, чтобы его эффективно использовать, необходимо заниматься отработкой конкретных, современных технологий в работе с молодёжью, в том числе просчитывая их эффективность.

2. Профилактическими программами, предусматривающими индивидуальную работу с оступившимися молодыми людьми, должно быть охвачено большинство несовершеннолетних, совершивших преступления. Это вполне реально. Разработка и реализация таких программ должна официально стать полномочием региональных и муниципальных органов по делам молодёжи. В перспективе необходимо отрабатывать аналогичные программы и мероприятия в отношении правонарушителей молодёжного возраста за рамками несовершеннолетия, вплоть до 30-летнего возраста.

3. Необходима специализация государственных и негосударственных (коммерческих, некоммерческих) организаций и учреждений на такой работе, которая должна выполняться ими за вознаграждение в рамках государственного (муниципального) заказа, что не исключает привлечения средств из других источников. Для такой работы должны быть подготовлены соответствующие специалисты, что совершенно не исключает огромных возможностей по привлечению к данной работе подготовленных и заинтересованных волонтёров (студентов, юристов, социальных педагогов, специалистов по работе с молодёжью, психологов и т.д.).

4. Решение о возможности и обязательности прохождения программы по реабилитации должно выноситься судом и при отсутствии добровольного решения — быть обязанностью. Необходимо продумать вопрос о возложении обязанности принять участие в программе реабилитации и на родителей, не должным образом осуществляющих воспитание детей. Суд должен выносить такое решение в рамках специальных «ювенальных» процедур, действительно обладая всей полнотой информации о причинах, условиях содеянного, личности правонарушителя, условий социализации, а также подбирать для него максимально индивидуализированную программу ресоциализации.

5. Система ресоциализирующих мер необходима не только правонарушителям, но и, пожалуй, в первую очередь, жертвам насильственных преступлений.

Третье. Еще одна проблема, на которую справедливо обратил внимание В.В. Путин [2]: остро не хватает подготовленных кадров психологов, врачей, специалистов, работающих с «проблемными» группами молодёжи. Необходимы мотивированные профессионалы по работе с молодёжью «низового», «первичного» уровня профилактической работы. Об этом пишут и ведущие учёные: «В Российской Федерации необходимо создавать учебные заведения (отделения, факультеты) для подготовки профессиональных кадров — специалистов в области профилактики преступлений и иных правонарушений на базе правового и криминологического, социологического, экономического, психологического, педагогического образования» [3]. Конкретизируя данную идею применительно к профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде, можно отметить, что такая специальность фактически есть — это специальность «Организация работы с молодёжью». В качестве основных видов профессиональной деятельности специалиста по делам молодёжи выделяются: воспитательная; управленческая; профилактическая; исследовательская; информационная; консалтинговая.

Государственный образовательный стандарт специальности предусматривает изучение целого комплекса учебных дисциплин прикладного направления, среди которых выделим: «Психологические основы работы с молодежью», «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью», «Правовые основы работы с молодёжью», «Социальная безопасность молодёжи», «Социальные технологии работы с молодёжью», «Молодёжные субкультуры», «Профилактика девиантного поведения молодёжи» и другие. Если дополнить данный перечень специальными курсами и дисциплинами по выбору в рамках регионального компонента (например, «Основы ювенальной юстиции», «Уголовно-правовая охрана интересов несовершеннолетних и молодёжи», «Криминология и основы профилактики преступлений»), то и в рамках данной специальности можно готовить прекрасных специалистов для работы в системе профилактики молодёжных преступлений. Сфера приложения усилий самая разнообразная: от государственных органов и учреждений по делам молодёжи, подразделений правоохранительных органов профилактической направленности, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — до структур муниципальных образований и общественных организаций соответствующей направленности. Ведь «необходима подготовка профессиональных кадров, способных проводить профилактическую работу в молодёжной среде настолько умело, чтобы быть понятым и принятым, а не отвергнутым этой средой» [3].

М.М. Бабаев и М.С. Крутер высказали мнение о необходимости введения должности криминолога на крупных предприятиях, что могло бы существенно улучшить профилактическую работу с молодёжью [3]. Нам представляется, что профилактической работой, а также иными вопросами работы с молодёжью на крупных предприятиях могли бы ведать специалисты по делам молодежи, конечно, подготовленные к такой работе. Внести такое предложение нам позволяет тот факт, что при решении по сути тех же задач введение должности специалистов по работе с молодёжью, молодыми кадрами — более понятная задача для руководителей. Если введение должности криминолога — экзотика, то работа специалиста по делам молодёжи — отчасти уже реализуемое направление молодёжной политики. Так, в письме зам. министра образования РФ руководителям субъектов РФ от 20.05.02 №15-52-397 рекомендовалось создать на уровне субъектов РФ специальные координирующие органы (советы, межведомственные комиссии) по проблемам работающей молодёжи, а на промышленных и сельских предприятиях

вводить ставки специалистов по работе с молодёжью. Если обеспечить такого специалиста криминологическими знаниями и методиками, эффективная профилактическая работа может быть налажена.

Принципиально важно, чтобы данные специалисты были востребованы специализированными органами — субъектами профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде, на предприятиях и в общественных организациях различной направленности, а образовательным учреждениям необходимо углублять подготовку специалистов по обозначенному направлению в сотрудничестве с региональными органами по делам молодёжи.

Литература

1. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ 17 июля 2009 г.: [утверждён Президентом РФ 30 июля 2009 г. Пр-1994ГС] / ЬИр://яЫ&. kremlin.ru/ state_council.page=2 (дата обращения 01.10.10).

2. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности» 29 июня 2007 года. Ростов-на-Дону / www.kremlin.ru (дата обращения 01.06.09).

3. Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодёжная преступность. М.: Юрист, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.