НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИКУ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Байханова Н.А.
Байханова Нилуфар Алишеровна - преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: рассматриваемая в статье технология критического мышления весьма актуальна в изучении иностранных языков на современном этапе. Данная технология включает цели, задачи, принципы построения и этапы.
Ключевые слова: технология, мышление, иностранный язык, изучение, развитие, теория, практика, вуз, студент, преподаватель.
Основной акцент в преподавании в вузе должен делаться не на усвоение студентами излагаемой информации и механическое запоминание ими учебного материала, а на развитие их мышления. Для этого необходимо обучать аналитически рассматривать изучаемую сферу, что предполагает разложение, расчленение, исследование начал, элементарных принципов, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер. Интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, а его готовностью к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. Формирование критического мышления у студентов в процессе обучения иностранному языку приобретает большое значение в связи с новыми задачами, поставленными перед вузом в современных условиях. В личностно-ориентированном подходе способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию нынешнего общества и интереса к внутреннему миру личности. Технология развития критического мышления включает цели, задачи, принципы построения, этапы и условия формирования, методы, приемы и способы обучения мышлению, формы организации деятельности обучаемых и критерии оценивания результатов. Основной целью развития критического мышления у студентов считается расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, научных и практических задач.
Студенты вуза, имея широкий запас знаний и достаточный социальный опыт, способны трансформировать имеющиеся знания и умения в компетенции, при условии высокой мотивации к активной познавательной деятельности [1, с. 49]. Следовательно, задачей обучения навыкам критического мышления можно считать развитие познавательной активности на основе логического, исследовательского и критического мышления. Технология формирования критического мышления имеет свои принципы построения. Они основываются на таких особенностях мыслительной деятельности, как способность мыслить критически. Некоторые из принципов можно считать общедидактическими, другие же характерны лишь для технологии развития критического мышления.
Выделим следующие принципы:
1. Информационная насыщенность учебного и практического материала для использования аргументов, доказательств или опровержений, основанных на конкретных фактах, источниках, данных.
2. Социальная обусловленность предмета осмысления. В связи с тем, что критическое мышление - мышление социальное, подбор проблем, задач, тем для обсуждения следует осуществлять с учетом этого особого свойства критического мышления.
3. Коммуникативность в процессе осмысления проблемы и ее обсуждения. Критическое мышление - мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в групповой работе при ведении споров, дискуссий, обсуждений, докладов, выступлений на
публике, поэтому решающее значение в осмыслении информации играют коммуникативные навыки участников процесса.
4. Проблемность содержания материала как общедидактический принцип является одним из основных при построении технологии развития критического мышления, так как проблемное и критическое мышление связано общими свойствами, методами и приемами обучения.
5. Мотивация и потребность в знании. Основным отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявления критичности ума в особенности является рефлексия.
Названные принципы в высшем профессиональном образовании ориентированы на формирование критического мышления у студентов, которое можно организовать путём проведения психолого-педагогического тренинга. Данный тренинг как форма организации внеаудиторной деятельности студентов может состоять из двух этапов «Тренинг общения» и «Тренинг креативности». Основные методические техники, используемые в тренингах - имитационные - ролевые и деловые игры, психо -гимнастические упражнения, групповые дискуссии.
В процессе различных имитационных техник и упражнений тренируются личностные качества студентов, появляются возможности для самовыражения и общения на иностранном языке. Это доказывает эффективность использования образовательных технологий в целях формирования критического мышления у студентов в учебно -воспитательном процессе вуза, что обеспечивает современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности.
Список литературы
1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в
России. М., 2010.
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА Бекмирзаева Л.Р.
Бекмирзаева Лола Рахмоновна - преподаватель, кафедра «Тиллар»,
Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье показано многообразие методов в изучении иностранного языка. Подчёркивается развитие основных четырех языковых навыков.
Ключевые слова: мышление, лингвистика, метод, коммуникация, культура, учебное занятие, текст, вопрос, навык, задание, чтение.
Важное отличие лингвистического мышления заключается в понимании иностранного языка не только в связи с определенным государством, но и с определенной частью страны. При таком подходе язык идет рука об руку с культурой её части, то есть с идеями, обычаями определенной группы людей, общества. Иногда под культурой понимается само общество, цивилизация. Культура выступает средством объединения и идентификации. Каждое занятие состоит из нескольких разделов. Первое обычно посвящено развитию навыков разговорной речи (например, обсуждается fact -file какого-либо знаменитого человека) и анализу некоторых грамматических конструкций, выполнению письменного задания по практике общения, обсуждению в парах определенных тем, практике составления диалогов на основе предложенных подсказок, прослушиванию аудиокассеты, а также закреплению и повторению материала, пройденного на предыдущих занятиях. Второе занятие нацелено на развитие языковых навыков (skills development), которое осуществляется посредством
53