публике, поэтому решающее значение в осмыслении информации играют коммуникативные навыки участников процесса.
4. Проблемность содержания материала как общедидактический принцип является одним из основных при построении технологии развития критического мышления, так как проблемное и критическое мышление связано общими свойствами, методами и приемами обучения.
5. Мотивация и потребность в знании. Основным отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявления критичности ума в особенности является рефлексия.
Названные принципы в высшем профессиональном образовании ориентированы на формирование критического мышления у студентов, которое можно организовать путём проведения психолого-педагогического тренинга. Данный тренинг как форма организации внеаудиторной деятельности студентов может состоять из двух этапов «Тренинг общения» и «Тренинг креативности». Основные методические техники, используемые в тренингах - имитационные - ролевые и деловые игры, психо -гимнастические упражнения, групповые дискуссии.
В процессе различных имитационных техник и упражнений тренируются личностные качества студентов, появляются возможности для самовыражения и общения на иностранном языке. Это доказывает эффективность использования образовательных технологий в целях формирования критического мышления у студентов в учебно -воспитательном процессе вуза, что обеспечивает современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности.
Список литературы
1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в
России. М., 2010.
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА Бекмирзаева Л.Р.
Бекмирзаева Лола Рахмоновна - преподаватель, кафедра «Тиллар»,
Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье показано многообразие методов в изучении иностранного языка. Подчёркивается развитие основных четырех языковых навыков.
Ключевые слова: мышление, лингвистика, метод, коммуникация, культура, учебное занятие, текст, вопрос, навык, задание, чтение.
Важное отличие лингвистического мышления заключается в понимании иностранного языка не только в связи с определенным государством, но и с определенной частью страны. При таком подходе язык идет рука об руку с культурой её части, то есть с идеями, обычаями определенной группы людей, общества. Иногда под культурой понимается само общество, цивилизация. Культура выступает средством объединения и идентификации. Каждое занятие состоит из нескольких разделов. Первое обычно посвящено развитию навыков разговорной речи (например, обсуждается fact -file какого-либо знаменитого человека) и анализу некоторых грамматических конструкций, выполнению письменного задания по практике общения, обсуждению в парах определенных тем, практике составления диалогов на основе предложенных подсказок, прослушиванию аудиокассеты, а также закреплению и повторению материала, пройденного на предыдущих занятиях. Второе занятие нацелено на развитие языковых навыков (skills development), которое осуществляется посредством
53
выполнения устных и письменных упражнений. Далее следует работа с текстом, причем чтение тоже разнообразно (scan reading, reading for gist, summary reading и т.д.).
Работе над текстом, как правило, предшествуют занятия в парах, ответы на вопросы и заполнение таблиц. Все это ориентирует студента на восприятие последующей информации, стимулирует интерес к чтению. Занятие обычно завершает аудиочасть, которую тоже предваряют различные упражнения, позволяющие легче воспринять новый материал. Суть такого занятия заключается в том, что изучение грамматики происходит на двух уровнях: сначала в контексте занятия, а затем более полно в рабочей книге студента (упражнения на self-study и revision).
При проведении таких занятий важна практика произношения слов и интонаций, что является важным аспектом языковой палитры.
Большинство их разработано на основе интеграции традиционных и современных методов преподавания. Многоуровневый подход даёт возможность развития отдельной человеческой личности, влияет на ее мировоззрение, систему ценностей, самоидентификацию, умение мыслить.
Все методики по изучению иностранных языков сегодня нацелены на развитие четырех языковых навыков: чтения, письма, говорения и аудирования. При этом большой акцент делается на использование аудио-, видео- и интерактивных ресурсов. Среди разнообразия методических приемов одно из ведущих мест занимают языковые технологии. Они способствуют формированию навыков, необходимых человеку в современной деловой жизни (умение делать доклад, проводить презентации, вести переписку и т.д.). При этом важен смысл передаваемой информации, то есть коммуникативный уровень, потому что в любом случае конечная цель общения заключается в том, чтобы быть понятым.
Д. Дидро говорил, что «предварительное знание того, что хочешь сделать, дает и смелость, и ловкость» [1, с. 77]. Эти слова можно в полной мере отнести к преподавателю, желающему обучить своих студентов иностранному языку. На начальном этапе этой работы от преподавателя требуется применение его проектировочных умений. В каждом конкретном случае у педагога должна существовать определенная стратегия обучения студентов, а позднее и каждого студента по отдельности. В этом, по сути, и заключается реализация принципа индивидуализации обучения, при котором преподаватель предоставляет возможность и помогает каждому студенту составить свою собственную образовательную траекторию. Это очень важно, поскольку именно студенческий возраст -время сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно [2, с. 104]. Среди обучающихся есть и действительно яркие личности - очень способные, эрудированные и мотивированные студенты, а есть и студенты, учёба которых оставляет желать лучшего. Поэтому в стараниях преподавателя объединить в процессе обучения студентов с разными потенциалами наиболее действенным кажется применение принципа индивидуализации и принципа новизны. Как известно, новизна - основа любого интереса, и преподаватель при обучении старается постоянно находить новый интересный текстовый материал с содержанием, отвечающим специальности студентов. Пробуждая и поддерживая интерес и любознательность студентов, преподаватель помогает им развивать критическое мышление, умение анализировать, рассуждать, отстаивать свое мнение, уважая при этом чужое, чтобы нынешнее молодое поколение имело в достаточной мере сформированный эстетический вкус и нравственно-этическое понимание действительности.
Список литературы
1. Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. М., 1998.
2. Кочемазов А.В. Мониторинг мотивационно-целевых установок студентов //
Непрерывное профессиональное образование. Саратов, 2006.