Научная статья на тему 'Развитие критического мышления у студентов'

Развитие критического мышления у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1239
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турдиева Комила Усманкуловна

В статье раскрываются вопросы, связанные с развитием критического мышления у студентов. Названы умения, влияющие на этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления у студентов»

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Турдиева К.У.

Турдиева Комила Усманкуловна — преподаватель, кафедра языков, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются вопросы, связанные с развитием критического мышления у студентов. Названы умения, влияющие на этот процесс. Ключевые слова: английский язык, студент, преподаватель, вуз.

В современных условиях в учебно-воспитательном процессе вуза применяются различные технологии в обучении студентов. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

Критическое мышление - это мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в групповой работе при ведении споров, дискуссий, обсуждениях докладов студентов, выступлений на публике, поэтому решающее значение в осмыслении информации играют коммуникативные навыки участников процесса.

Основным отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявления критичности ума, в особенности, является рефлексия. Она возможна только в том случае, если студент имеет высокую мотивацию к тому, чтобы узнать, понять, осмыслить, установить истину или получить результат. Многие исследователи указывают на тот факт, что лишь 30-60% студентов эффективно овладевают навыками критического мышления.

К умениям критически мыслить относят и умение оценивать достоверность информации. Традиционные методы обучения не предполагают постановку проблемы, они основаны на трансляции знаний от преподавателя студентам, что негативно влияет на их исследовательскую культуру. Оценивать ситуацию с нескольких ракурсов, искать подтверждение и формулировать аргументы - вот те навыки, которые помогают развивать обучение, построенное с использованием приемов и стратегий данной технологии. Она универсальна для всех возрастов и высоко эффективна для использования ее в различных предметных областях. Однако об эффективности этого процесса и его результатах можно говорить только в том случае, если соблюдена последовательность обучения данному типу мыслительной деятельности, начиная со школы и продолжая в вузе [1, с. 58]. От педагогических, дидактических и методических условий, созданных в образовательном учреждении зависит эффективность развития критического мышления у студентов. Одним из основных условий эффективного развития критического мышления у студентов наличие такового у преподавателя. Что касается подготовки учителя, то условия формирования профессионально-педагогического мышления, в которое вплетено и критическое, рассмотрены в исследованиях Ю.Н. Кулюткина. Вопросы профессионального мышления преподавателя исследовались и в работе В. Болотова, который описал семь функций профессионального мышления преподавателя: объяснительную, диагностическую, коммуникативную, прогностическую, проективную, управленческую, рефлексивную. Такие функции, как коммуникативная, прогностическая, проективная, управленческая и рефлексивная предполагают наличие у преподавателя навыков критического мышления, так как умение проанализировать эффективность методов, форм, приемов и стратегий обучения, оценить их эффективность и, при необходимости внести корректировки требует от преподавателя аналитического мышления с элементами критического [2, с. 68]. Итак, рассмотрим некоторые дидактические условия, необходимые для успешного внедрения технологии в образовательный процесс. Прежде всего, следует отметить важность методов, приемов и стратегий, направленных на развитие особых мыслительных умений.

Многие ученые к необходимым условиям относят разработку диагностических методик определения уровня критического мышления с учетом возрастных и личностных особенностей обучаемых. Веление времени требует разработки универсальных для всех дисциплин и частных для преподавания иностранного языка приемов развития критического мышления у студенческой молодежи. Наиболее важными являются методы, способы и приемы развития этой особой формы мышления.

Критический анализ опыта обучения мыслительным навыкам в нашей республике и за рубежом, а также наш собственный опыт по применению стратегий технологии развития критического мышления на занятиях по иностранному языку позволяют выделить наиболее эффективные приемы и способы, относящиеся к данной технологии:

1. Работа в группах с целью обмена опытом (как лингвистическим, так и социальным).

2. Организация дискуссий и дебатов по изучаемой в данный момент теме (семья, известные люди, традиции, кино, искусство и т.д.).

3. Обучая студентов знанию иностранного языка, умению переводить необходимую по своей профессии информацию, необходимо создавать реальные ситуации, иллюстрирующие их дальнейшую профессиональную деятельность. Обучение иностранным языкам носит коммуникативную направленность, поэтому занятия, построенные с использованием стратегий развития критического мышления, с успехом реализуют эту задачу.

Список литературы

1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003.

2. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. Москва, 1995. № 1.

НЕОЛОГИЗМЫ В ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ, ОТРАЖАЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Шерматов Э.Ё.

Шерматов Элдоржон Ёвлиддинович — преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показана роль неологизмов. Раскрывается влияние новых информационных технологий на развитие языка.

Ключевые слова: английский язык, неологизм, технология.

В период стремительного развития науки и техники, расширения межкультурных контактов между странами, значительных социально-политических преобразований во всех сферах жизни общества все больше развивается такое направление в языкознании, как неология, занимающееся исследованием неологизмов. Новые слова ежегодно десятками тысяч появляются в прессе, и их изучение порождает различные теории, подходы и методики исследования. В связи с этим современный литературный процесс рубежа ХХ - XXI веков отражает изменение социально-политической и культурной атмосферы данной эпохи, в контексте которой предпринимаются попытки осмысления гуманитарного развития, основанного на значимости и необходимости изучения иностранных языков. Сегодня в образовательном процессе Узбекистана намечена тенденция качественно нового отражения действительности. Его современное развитие обусловлено объективными и субъективными причинами, которые заключаются в том, что в условиях повсеместного возрастания международных экономических, политических и культурных связей владение иностранными языками становится насущной необходимостью для людей самых разнообразных профессий. А это, в свою очередь, ставит перед современным государством задачу выработки новых, более эффективных методов в подготовке кадров, способных в своей профессиональной деятельности осуществлять различные виды межъязыковой и межкультурной коммуникации. Эти методы основаны в основном на дистанционной форме обучения, поскольку Интернет создал уникальные возможности для изучения иностранных языков: он позволяет пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть создает естественную языковую среду. Ведущую роль в обучении играют не заучивание тех или иных основ, правил и положений дисциплины, а освоение различных видов и способов речевой деятельности -говорения, аудирования, чтения, письма, реферирования, аннотирования, выполнения тестов, презентаций в Power Point и т.д.

При этом система обучения должна быть построена таким образом, чтобы студенты могли знакомиться с культурой страны изучаемого языка, традициями и обычаями, развивать способность к межкультурному взаимодействию. Интернет стал важнейшим фактором непрерывного образования, поскольку с его помощью можно в любой момент, не выходя из дома или находясь в любой точке земли, где есть связь, обновлять свои знания или получать дополнительное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.