Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫЕ СМЕНЫ'

НЕКОТОРЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫЕ СМЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — E.Л. Кан, В.А. Куприянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the study was to examine air-traffic controllers attending the automated air-traffic management system called Start. The data revealed that during the night shift air-traffic controllers experienced significant changes in body functioning in comparison with morning and day shifts (deterioration of self-appraisal indices and elevation of catecholamin excretion). The correlation analysis demonstrated that activation of sympathoardrenal chains (primarily of the mediator chain) had a negative influence on the indices of health state, activity and attitude of mind of air-traffic controllers.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫЕ СМЕНЫ»

15,4 % (с 1095,4 до 926,7 ккал). Особо заметные сдвиги выявлены при сопоставлении бюджета времени и энерготрат в нерабочее время. Согласно данным Н. Т. Тодуа, на производственную деятельность в 50-х годах ткачихи затрачивали 394 мин, по нашим данным — 357 мин, что на 9,4 % меньше. Внепроизводственная деятельность составляла 1046 мин, в том числе активная внерабочая деятельность 335 мин, по нашим данным — 1083 и 505 мин соответственно. В современных условиях увеличилось время, расходуемое на отдых и сон (с 9 ч 1 мин до 10 ч 44 мин). При этом энерготраты ткачих в непроизводственный период снизились с 1717,6 до 1025 ккал, т. е. на 40,3%. Отсутствие аналогичных исследований у прядильщиц не позволяет провести анализ их бюджета времени и расхода энергии. Однако можно полагать, что в основе умеренных суммарных энерготрат прядильщиц находятся те же причины (автоматизация производства и изменение социально-бытовых условий). Частично об этом свидетельствуют одинаковые величины расхода энергии прядильщиц и ткачих в нерабочее время.

Проведенные исследования показали, что питание '/з текстильщиц избыточно по калорийности, дефицитно в отношении ретинола, аскорбиновой кислоты, витаминов группы В, полинена-сыщенпых жирных кислот, солей кальция. На основании выполненных исследований разработаны методические рекомендации по организации рационального питания лиц данной профессиональной группы [8]. В них учтены основные гигиенические требования, предъявляемые к организации рационального питания рабочих текстильной промышленности. Представлены новые сведения о потребности рабочих данной профессиональной группы в энергии и пищевых веществах, примерные 7-дневные меню обедов для 2 периодов года — зимне-весеннего и летне-осеннего.

Выводы. 1. Потребность в энергии составля-

ет в среднем 2600 ккал для ткачих и 2300 ккал для прядильщиц.

2. Фактическое питание '/з текстильщиц избы- -точно по калорийности, не соответствует физиологическим потребностям организма по содержанию жиров растительного происхождения, витаминов А, С и группы В, солей кальция.

3. У работниц текстильных предприятий выявлена высокая (у 36,6%) распространенность ожирения и заболеваний органов пищеварения (у 17,5%), что имеет связь с нарушениями в питании.

Литература

1. Береза В. Я., Смоляр В. И., Каневский Е. В. // Гиг. и

сан. — 1978, —№ Ю. — С. 66—68.

2. Минх А. А. Методы гигиенических исследований. — М., 197!. —С. 395—398.

3. Никитченко И. М., Ефанова С. А. //Труды Ленингр. науч.-исслед. ин-та экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. — 1976. — Вып. 39.— С. 137—141.

4. Покровский А. А. //Вести. АМН СССР. — 1966. —

Л1? 10. — С. 3—25. ^

5. Расулов Б. Д., Ариев А. Ж. // Актуальные проблемы ^ витаминологии. — М., 1978. — Т. 3. — С. 84—85.

6. Родников А. В., Шатерникова И. II., Аронова Е. Н. // Гиг. и сан, — 1985. — № 2, —С. 80—82.

7. Смоляр В. И. и др. Методические рекомендации по организации обследования фактического питания отдельных групп населения анкетно-опросным методом с применением электронно-вычислительной техники. — Киев, 1979.

8. Смоляр В. И. и др. Методические рекомендации по организации питания основных профессиональных групп рабочих текстильной промышленности.— Киев, 1982.

9. Тодуа Н. Т. // Институт питания АМН СССР: Науч. сессия, 13-я: Тезисы докладов, — М., 1959. — С. 51.

Поступила 15.04.88

Summary. The study was designed to analyze nutrition and daily energy losses of textile workers. Energy intake constituted in general 2600 kcal for female weavers and 2300 kcal for spinning workers. Weavers' nutrition is redundant in caloric content but deficient in polyunsaturated fat acids, Vitamins А, В, С and calcium salts.

УДК 013.6:6!3.7311:613.693]-07

Е. Л. Кан, В. А. Куприянов

НЕКОТОРЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫЕ СМЕНЫ

Ленинградский научно-исследовательский нейрохирургический институт им. А. Л. Поленова

Умственная работоспособность авиационного диспетчера во многом зависит от уровня интеллектуально-эмоционального напряжения, развивающегося в процессе профессиональной деятельности. Значение этого фактора возрастает в условиях непрерывного усложнения технологии управления воздушным движением (УВД), уве-

личения объема воздушных перевозок. Несмотря на это, исследования различных сторон жизнедеятельности авиадиспетчеров относительно малочисленны [2, 3, 7, 8]. Практически неизученным остается вопрос о соотношении субъективных и объективных показателей напряжения в условиях производства. Вместе с тем известно, что

Показатели самооценки состояния и экскреции КА у авиадиспетчеров аэропорта Пулково при профессиональной

деятельности в разные смены (М ± т)

Смена Показатели самооценки состояния, усл. баллы Экскреция КА, нг/мин НА/А РН

самочувствие активность настроение А НА

Утренняя: 54,4±6,0

до работы 3,65±0,24 4,25±0,29 4,15±0,25 5,8±1,0 25, 0±5,2 4,3

после работы 4,62±0,27 4,81±0,24 4,38±0,20 12,6±2,1 35,4±4,7 2,8

% к фону 127* ИЗ* 105 222* 138 65

Дневная: 57,6±3,7

до работы 3,64±0,23 4,18±0,31 4,19±0,22 5,0±0,8 20,4±3,5 4,1

после работы 5,27±0,30 5,59±0,26 4,77±0,25 9,6±1,5 28,2±2,3 2,9

% к фону 145* 134* 114 194* 135 71

Ночная:

до работы 3,82±0,29 4,41 ±0,31 4,23±0,16 1,7±0,3 9,1±2,0 5,3 39,5+3,5

после работы 6,04±0,32 6,00±0,38 5,00±0,19 4,2±0,7 15,9±2,7 3,8

% к фону 158* 136 118* 247* 176 72

Примечание. Звездочка — различия достоверны при 0,05; РН — рабочая нагрузка, выраженная числом воздушных судов на управлении за период исследования.

субъективное ощущение утомления, развивающееся к концу рабочей смены, тесно связано с объективными изменениями функционального со-Астояния [6].

Нами было проведено исследование показателей самооценки состояния и экскреции катехол-аминов (КА) у авиадиспетчеров при работе в разные смены.

Обследовано 22 авиадиспетчера аэропорта Пулково (мужчины в возрасте 25—38 лет), работающих на автоматизированной системе УВД «Старт» в дневную (14.00—22.00), утреннюю (9.30—14.00) и ночную (22.00—9.30) смены.

Исследование показателей самооценки состояния проводили до начала и после окончания работы по УВД с применением трех опросников, разработанных на факультете психологии ЛГУ им. А. А. Жданова, позволяющих оценить самочувствие, активность и настроение. Используемая психологическая методика сходна с известной методикой САН, предназначенной для исследования характера и динамики функционального состояния человека [1]. Как и по методике САН, мы предлагали испытуемому соотнести свое состояние с признаками, представленными на тестовой карте. Первый набор признаков характеризовал самочувствие и отражал силу, здоровье, утомление и т. п.; второй набор относился к категории «активность» и был представлен характеристиками движения, подвижности, скорости и темпа протекания функций, процессов; и, наконец, третий набор включал характеристики эмоционального состояния и относился к категории «настроение». Каждый набор содержал 11 признаков, номера которых от 1 до 11 соответствовали оценке в условных баллах. Таким образом, первые номера в каждом наборе отражали наивысшие значения самочувствия, активности и настроения.

Экскрецию адреналина (А) и норадреналина (НА) определяли триоксииндоловым методом [9] в пробах мочи, собранных за период рабо-

ты авиадиспетчеров по УВД. Фоновыми при этом служили величины показателей экскреции КА, исследованные в выходной день в соответствующие интервалы времени.

Вычисляли коэффициент линейной корреляции (г) между показателями самооценки состояния (полученными в конце смены) и величиной прироста экскреции КА (относительно фона), т. е. выясняли наличие зависимости самооценки состояния от активности симпатико-адреналовой системы (САС), используя уравнение вида у = =}(х), где у — показатель самооценки состояния, х — прирост экскреции КА.

Из данных, представленных в таблице, следует, что менее всего показатели самооценки состояния возрастали в утреннюю смену и более всего — в ночную. Таким образом, психологическое состояние авиадиспетчеров минимально ухудшалось при работе в утренние часы и максимально— в ночной период. Индивидуальным анализом показано, что в утреннюю смену число авиадиспетчеров с увеличенными показателями (ухудшением самооценки состояния) было наименьшим. В этой же смене у большего числа обследованных лиц показатели самооценки состояния не изменились или уменьшились по сравнению с контролем.

Исследование показателей экскреции КА позволило установить, что выделение А во всех сменах возрастало более значительно, чем экскреция НА. О преимущественном увеличении активности гормонального звена САС свидетельствовало также некоторое снижение величины соотношения НА/А во всех периодах исследования. Преимущественная активация гормонального звена САС, наблюдаемая у авиадиспетчеров, очевидно, связана со спецификой их профессиональной деятельности, т. е. работой в режиме ожидания. Значимость изменений симпатико-адреналовой активности у авиадиспетчеров позволили оценить данные, имеющиеся в литературе и свидетельствующие о том, что состоянию эмо-

Корреляционные связи между показателями самооценки состояния и экскреции КА у авиадиспетчеров аэропорта Пулково при профессиональной деятельности в разные смены (представлены значения коэффициентов корреляции).

Л — адреналин. НА — норадреналнн. ;/ — утренняя смена, д — дневная смена, к — ночная смена. Светлый столбнк — самочувствие; столбик с косой штриховкой — активность; с вертикальной — настроение.

ционального стресса соответствует увеличение экскреции с мочой А более чем в 2 раза и НА в 3 раза [11]. Таким образом, судя по среднегруп-повым показателям, состояние эмоционального стресса наблюдалось как в утреннюю, так и в ночную смену. Очевидно, близким к этому было и состояние, наблюдаемое в дневную смену. Индивидуальным анализом установлено, что в каждую из смен у определенного числа авиадиспетчеров изменения в экскреции А и НА свидетельствовали о состоянии эмоционального стресса. Наибольшее же число специалистов с эмоционально-стрессовой реакцией отмечено в ночную смену.

Проведенные исследования показали, что работа авиадиспетчеров в ночную смену (по сравнению с утренней и дневной сменами) приводит к развитию наиболее выраженного напряжения организма, уровнем которого определяются и изменения психологических показателей (самооценка состояния). Близкие изменения активности гормонального и медиаторного звеньев САС, наблюдаемые в утреннюю и дневную смены, по всей вероятности, связаны с тем, что эти периоды исследования незначительно различались по величине рабочей нагрузки (р>0,05). В ночную же смену среднее число обслуживаемых воздушных судов было меньше, чем в утреннюю и дневную смены (р<0,05). Вместе с тем в ночную смену отмечали наиболее выраженное возрастание симпатико-адреналовой активности и ухудшение психологического состояния авиадиспетчеров. Можно заключить, что уровень напряжения организма при работе авиадиспетчеров в ночную смену определялся двумя факторами — величиной рабочей нагрузки и работой в тот период, когда организм вынужден преодолевать торможение, обусловленное временем естественного сна.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в утреннюю смену (по сравнению с дневной) при несколько большей активации звеньев САС

(особенно ее гормонального отдела) психологическое состояние авиадиспетчеров ухудшалось в^ меньшей мере. Следовательно, в эти смены между показателями экскреции КА и показателями самооценки состояния отмечались разные взаимоотношения. Это особенно наглядно показано при проведении корреляционного анализа (см. рисунок). В утреннюю смену корреляционные связи между исследованными показателями были только отрицательными. В дневную смену стали появляться положительные корреляционные связи, но значения коэффициентов корреляции были не очень высокими. В ночную смену корреляционные связи носили только положительный характер и коэффициенты корреляции намного превышали их значения в период дневной смены. Выявленные в утреннюю смену корреляционные связи между показателями активности САС и самооценки состояния свидетельствовали о том, что в этот период исследования организм авиадиспетчеров находится в наиболее благоприятных условиях. Наличие отрицательных корреляционных связей означало, что с увеличением экскреции КА снижался балл по шкале самооценки состояния (улучшалось психологическое состояние) и, таким образом,создавались оптимальные условия для умственной деятельности специалистов. Следовательно, при работе в утреннюю смену даже довольно значительное повышение активности гормонального и медиаторного звеньев САС оказывало положительное влияние на показатели работоспособности авиадиспетчеров. Это особенно важно, так как в предыдущих исследованиях нами установлено, что возрастание активности звеньев САС находится в зависимости от уровня рабочей нагрузки авиадиспетчеров [4]. Таким образом, можно было предположить, что в утреннюю смену существует определенная независимость показателей психической деятельности от уровня рабочей нагрузки авиадиспетчеров. Этот факт может иметь большое значение для совершенствования режима труда авиадиспетчеров, и в частности перераспределения рабочей нагрузки между сменами.

Корреляционный анализ позволил получить дополнительные доказательства того, что в ночную смену авиадиспетчерам приходится работать в наиболее трудных условиях. При этом повышение активности САС влечет за собой ухудшение психологического состояния. Особое значение имеет активация медиаторного отдела САС (в случае НА по сравнению с А обнаружены более высокие значения коэффициентов корреляции). Это обстоятельство нельзя не учитывать вследствие того, что даже сравнительно небольшое увеличение рабочей нагрузки у авиадиспетчеров при работе в ночную смену приводит к более выраженному изменению экскреции НА. Так, при уровне рабочей нагрузки в ночную смену 39,5± ±3,5 воздушного судна экскреция А возрастала

на 247 % относительно фона (р<0,05) и экскре-^ция НА на 176% (/>>0,05; п = 22), а при рабочей нагрузке 46,7±3,6 воздушного судна показатели выделения А и НА увеличивались на 262 (/}<0,05) и 218 % (Р<0,05) соответственно (п= = 20). Таким образом, в среднем при увеличении рабочей нагрузки авиадиспетчеров примерно на 7 воздушных судов экскреция А возрастала на 15 % и НА —па 42%, т. е. более выражение возрастала активность медиаторного отдела САС. Из литературы [10] известно, что увеличение выделения НА в отличие от А отмечается при значительном психоэмоциональном напряжении. Происходящее в этих условиях изменение функционального состояния САС в сторону преимущественной активации ее медиаторного отдела приводит к переходу энергетического обмена с углеводного типа па липидный. Хроническое же психоэмоциональное напряжение при умственном труде обусловливает сдвиг липопротеид-ного спектра крови в область атерогениых фракций (липопротеидов низкой и очень низкой плот-Аности) [5].

Выявленные нами в каждую из смен и особенно в ночную изменения симпатико-адренало-вой активности свидетельствовали о состоянии эмоционального стресса. При индивидуальном анализе показано, что у ряда авиадиспетчеров изменения в экскреции КА значительно выше изменений, обнаруженных по группе в целом. При этом в период профессиональной деятельности показатели экскреции КА возрастали в 5—10 раз относительно фоновых значений. Таким образом, изменения симпатико-адреиаловой активности во много раз превышали физиологически допустимый уровень и свидетельствовали о выраженном эмоциональном стрессе. Как известно, высокому уровню активности систем нейрогумо-ральной регуляции (в частности, САС) соответствует избыточная мобилизация энергетических ресурсов организма. В связи с этим возникает ^ проблема устранения появившихся метаболиче-ских сдвигов. Это трудная задача, если учитывать интенсивность развивающейся у авиадиспетчеров при работе по УВД стресс-реакции и выполнение ими профессиональных обязанностей в состоянии относительной гипокинезии. Поэтому в условиях хронического воздействия стрессо-генных факторов профессионального генеза у авиадиспетчеров можно предвидеть развитие психических и психосоматических расстройств, относящихся к болезням адаптации.

Выводы. I. Установлено, что ночная смена является наиболее неблагоприятным периодом профессиональной деятельности авиадиспетчеров. При работе в это время пейрогуморальные изменения в организме отрицательно влияют на состояние психической сферы.

2. Корреляционные взаимоотношения между субъективными (самооценка состояния) и объективными (активность САС) показателями напряжения зависят от периода исследования и оказываются различными в утреннюю, дневную и ночную смены. Обнаруженные закономерности могут явиться основой для дифференцированного применения средств, корригирующих работоспособность авиадиспетчеров (например, психологических и фармакологических методов), эффект которых реализуется при обязательном участии звеньев САС.

Литература

1. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Стронгина О. М. н др.//Гиг. труда,— 1975 —№5, —С. 28—32.

2. Кан Е. Л., Куприянов В. А., Коровин К■ Ф., Малиновская О. О.// Космич. бнол. — 1986. — № 4. — С. 22— 25.

3. Кузнецова Л. И., Начаткина А. Н. // Труды Гос. Науч.-исслед. ин-та гражданской авиации. — М.,

1982.— Т. 217, — С. 43—46.

4. Куприянов В. А., Малиновская О. О.// Гиг. труда.— 1986. — № 2.— С. 53—56.

5. Панин Л. Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск, 1983.

6. Петухов Б. И., Уварова И. С., Лихачева О. А. и др.// Физиология человека. — 1984. — № 1. — С. 72—80.

7. Подоба Е. В.. Матюхин В. В., Никандрова Л. Р. и др.//Прогнозирование в прикладной физиологи!'.— Фрунзе, 1984, — Т. 1, —С. 170—172.

8. Свининников С. Г., Кузнецова Л. И., Начаткина А. Н. // Стресс и психическая патология. — М.,

1983.— С. 36—42.

9. Стабровский Е. М., Коровин К. Ф. // Методы определения адреналина, норадреналина, их предшественников и метаболитов. — Л., 1978.

10. Томашевская Л. И. //Врач. дело.— 1972.— № S.— С. 14—16.

П. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Губачен Ю. М., Иовлев Б. Б., Кариа-сарский Б. Д. и др. — Л., 1976.

Поступила 12.01 SS

Summary. The purpose of the study was to examine air-traffic controllers attending the automated air-traffic management system called Start. The data revealed that during the night shift air-traffic controllers experienced significant changes in body functioning in comparison with morning and day shifts (deterioration of self-арргг ¡sal indices and elevation of catecholamin excretion). The correlation analysis demonstrated that activation of sympathoadrenal chains (primarily of the mediator chain) had a negative influence on the indices of health state, activity and attitude of mind of air-traffic controllers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.