Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ КАТЕХОЛАМИНОВОГО ОБМЕНА И ГЕМОДИНАМИКИ У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ПРИ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ ГИПЕРТЕНЗИВНОГО ТИПА'

ПОКАЗАТЕЛИ КАТЕХОЛАМИНОВОГО ОБМЕНА И ГЕМОДИНАМИКИ У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ПРИ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ ГИПЕРТЕНЗИВНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — E.Л. Кан, О.О. Малиновская, В.А. Куприянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

65 air dispatchers of the "Sochi" airport were examined: 19 of them had neurocirculatory dystonia of the hypertension type, and 46 were practically healthy. The assays for catecholamine urine exretion diurnal rhythm showed differences between the test groups with regard to catecholamine excretion levels within different periods of 24 hours; in the day/night excretion ratio; and in the mediator аnd hormonal parameters of the sympathoadrenal system, ft was found that air dispatchers with neurocirculatory dystonia had significantly higher levels of systole, heart stroke volume, minute blood volume, and systole arterial pressure; at the same time their general peripheric resistance was lower compared to the control group. Marked individual differences in the catecholamine excretion level in the subjects with neurocirculatory dystonia were found.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ КАТЕХОЛАМИНОВОГО ОБМЕНА И ГЕМОДИНАМИКИ У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ПРИ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ ГИПЕРТЕНЗИВНОГО ТИПА»

исследуемого полимера в воде и натурные исследования, необходимые для апробации метода контроля за установленным нормативом в производственных условиях. Этот этап должен служить отправным моментом для внедрения ПДК полимера (при бурении на воду) в практику.

Полученные при исследовании гипана данные дают возможность считать, что предложенные уточнения к методической схеме изучения водорастворимых полимеров позволят более полно оценить характер и степень влияния веществ на качество воды подземного водоносного горизонта, подойти к определению механизмов их превращения в водной среде, организме животных и получить достоверные данные для научного обоснования ПДК-

Развертывание исследований по гигиенической оценке водорастворимых полимеров позволит внедрить в народное хозяйство ряд химических реагентов, что будет способствовать значитель-

ному увеличению добычи подземных вод и их использованию для хозяйственно-питьевых целей. Это в свою очередь даст значительный социально-гигиенический и экономический эффект.

Литература. Антонова В. И. — Гиг. и сан., 1981, № 1,

с. 72. f

Козлов Н. Б. Аммиак, его обмен н роль в патологии. М., 1971.

Методические указания по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водоемов. Разраб. Г. Н. Красовскнм и др. М.. 1979. Сперанский С. В. — Гиг. и сан., 1980. № 7, с. 50—52.

Поступила 30.12.82

Summary. Hygienic approaches to evaluating the use of hipane in exploratory drinking water drilling are given. It has been suggested to introduce certain modifications in the current methodology of stepwise norm-setting for chemicals; the value of 6 mg/dms vfas established as a scientifically valid MAC level for hipane in water in accordance with the sanitary-toxicological index of harmfulness.

УДК 616.12-009.86-039:616.12-008.331.1|-057-351.814.371-07:616.634.452-074

Е. Л. Кан, О. О. Малиновская, В. А. Куприянов

ПОКАЗАТЕЛИ КАТЕХОЛАМИНОВОГО ОБМЕНА И ГЕМОДИНАМИКИ У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ПРИ НЕИРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ ГИПЕРТЕНЗИВНОГО ТИПА

Научно-исследовательский нейрохирургический институт им. проф. А. Л. Поленова, Ленинград

Безопасность полетов в гражданской авиации зависит в первую очередь от надежности деятельности системы управления воздушным движением, в которой важную роль играет ее человеческое звено. Качество и надежность работы диспетчеров управления воздушным движением (УВД) во многом зависят от функционального состояния их организма, коррелируют с показателями заболеваемости. Выполнение же работы в условиях постоянного интеллектуально-эмоционального напряжения, в ряде случаев характеризующегося как состояние эмоционального стресса, служит причиной возникновения различных патологических нарушений, в первую очередь со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем. Таким образом, необходимо проведение исследований с целью раннего выявления соответствующих заболеваний.

За последнее десятилетие отмечено непрерывное повышение частоты сердечно-сосудистых заболеваний, особенно среди лиц молодого возраста (до 40 лет), составляющих значительный (до 65) процент среди авиадиспетчеров УВД аэропортов (Г. В. Алтухов и соавт). Важное место в патологии сердечно-сосудистой системы занимают гипертензивные состояния, в частности ней-роциркуляторная дистония по гипертензивному типу. Большое значение для изучения патогенеза

гнпертензивных состояний имеет исследование основных систем нейрогуморальной регуляции, в первую очередь симпатико-адреналовой системы (САС). Особенности экскреции продуктов деятельности САС — катехоламинов (КА) при гнпертензивных состояниях изучены рядом авторов (И. К. Шхвацабая и 3. М. Киселева; С. Е. Бе-^ резкин и А. Н. Тарасов). Вместе с тем многие важные стороны экскреции КА при гнпертензивных состояниях остаются еще малоизученными, имеются лишь единичные сообщения о суточном ритме их экскреции (М. Д. Сперанский и К. Н. Замыслова).

Целью нашей работы являлось исследование суточного ритма мочевой экскреции КА — адреналина (А), норадреналина (НА) и дофамина (ДА), их общего предшественника ДОФА и конечного продукта метаболизма ванилил-миндаль-ной кислоты (ВМК) при нейроциркуляторной ди-стонии (НЦД) гипертензивного типа.

Обследовано 65 авиадиспетчеров аэропорта «Сочи» (мужчин в возрасте от 20 до 39 лет): 19 с диагнозом НЦД гипертензивного типа и 46 практически здоровых. Функциональное состояние САС оценивали по уровню экскреции А, НАф ДА и ДОФА, а также ВМК в порциях мочи, собранных в выходной день. Содержание в моче А, НА, ДА и ДОФА определяли модифицирован-

Таблица 1

Экскреция в день отдыха продуктов обмена КА у практически здоровых авиадиспетчеров (п= 46)

Время исследования, ч А. нг/мнн НА. иг/мни НА/А ДА. чг/мнн ДОФА. нг/нии ВМК. мкг/мин

8—12 2,1 ±0,7 24,6±3,9 11.7 153,7±32,1 27,1 ±3,6 5,4 ±0,9

12—16 2,1 ±0,4 36,9±6,1 17.6 193,0 ±38,0 21,3 ±2.9 5.8±1,2

16—20 0,9±0,2 25,8 ±4.4 28.7 133,3±29,4 18,2±1,6 5,0±0,4

20-8 0,6 ±0,3 7,5±1,9 12,5 70,1 ±25,1 10,0±1,8 3,6±0,4

8—20 (за день) 1,7±0,4 29,1 ±4.8 17.1 160,0±33,2 22,2±2,7 5,4±0,8

Де:<ь/ночь 2.8 3,9 — 2,3 2,2 1.5

ным триоксииндоловым методом (Э. Ш. Матли-на; Е. М. Стабровский и К. Ф. Коровин), ВМК— по методу Р1запо и соавт.

Исследование сердечно-сосудистой системы включало определение частоты сердечных сокращений (ЧСС), ударного объема сердца (УОС) и минутного объема кровообращения (МОК) ре-ографическим методом по Кубичеку, систолического артериального давления (АД), диасто-^жческого АД и среднединамического АД тахо-осциллографическим методом. Рассчитывали также общее периферическое сопротивление (ОПС).

Как следует из данных табл. 1 и 2, у обследованных обеих групп в ночное время отмечена меньшая экскреция всех изученных метаболитов, чем в целом за день (8—20 ч). Акрофаза экскреции всех метаболитов приходилась на период 12—16 ч (исключение составила экскреция А и ДОФА у здоровых). Полученные результаты, таким образом, совпадают с данными литературы (Э. III. Матлина и соавт.). Расчет отношения дневного уровня экскреции А, НА, ДА и ДОФА к величине ночной экскреции показал, что у больных НЦД это отношение было во всех случаях ниже. Особенно это было выражено для А. Таким образом, при НЦД наблюдается некоторое «уплощение» кривых суточного ритма экскреции, что происходит вследствие повышения ее ночью. Известно, что «уплощение» кривых суточного ритма физиологических функций свидетельствует о различных стадиях формирования патологических изменений в организме (С. О. Руттенбург). Сравнение экскреции в соответствующие периоды дня и ночи у диспетчеров обеих групп показало, что при НЦД наблюдается тенденция к увеличению экскреции НА и ДА во все

изученные периоды времени. Более выражена экскреция А в период с 12 до 16 ч, с 16 до 20 ч и с 20 до 8 ч (последнее достоверно выше, чем у здоровых; Р<0,05) и ДОФА во все периоды, кроме 8—12 ч. Выделение ВМК у больных во все интервалы времени оказалось меньше, чем у здоровых. Исследование отношения НА/А показало, что у больных оно снижалось во все периоды, кроме 8—12 ч, когда, наоборот, наблюдалось его увеличение в 1,6 раза. Таким образом, при НЦД в период с 8 до 12 ч в большей степени выражена активность медиаторного звена САС, а во все остальные периоды суток — активность ее гормонального отдела. По данным литературы (С. Е. Березкин и А. Н. Тарасов), при НЦД обнаружено уменьшение суточной экскреции А на 29% (/>>0,1) и увеличение экскреции НА на 92 % (Р<0,01). Однако у 5 из 20 обследованных больных А в суточной моче отсутствовал, у 7 его экскреция была понижена, у 4 — в пределах нормы и у 4 повышена. Выделение НА с мочой оказалось повышено у 13 из 20 диспетчеров, у 3 оно было не изменено, а у 4 уменьшено. Таким образом, отмеченная в целом по группе закономерность была свойственна не всем больным, что рассматривается в связи с неоднородностью клинических признаков у лиц с эссенциальной гипертонией в пределах одной стадии заболевания. Последним обстоятельством, очевидно, могут объясняться и расхождения данных, полученных разными авторами, исследовавшими мочевую экскрецию КА (И. К. Шхвацабая и 3. М. Киселева; С. Е. Березкин и А. Н. Тарасов; Н. И. Штель-мах и соавт.). Обнаруженные нами изменения экскреции КА при НЦД совпадают с данными ряда авторов, а имеющиеся расхождения, веро-

Таблица 2

Экскреция в день отдыха продуктов обмена КА у авиадиспетчеров с НЦД гипертензивного типа (я= 10)

Время исследования, ч А, нг/мнн НА, нг/мнн НА/А ДА, нг/мнв ДОФА, нг/мин ВМК. мкг/мнн

8—12 1.3 ±0,4 25,0±4.9 19,2 163,6±44,2 26,7 ±6,2 4,9±0 6

♦2-16 2,9±0,5 46,9±9,2 16,2 233,2 ±55,8 27,64-5,2 5,4 ±0,7

16—20 1.5 ±0,4 33,0±6,2 22,0 196,2±42,2 20,6±4,4 4,8 ±1,1

20—8 1.5 ±0,3 11,1 ±3,5 7,4 91.7±36,7 12,1 ±1.6 3.3±0,4

8—20 (за день) 1,9±0,4 34.9 ±6.7 18.4 197,7±47,4 25,0 ±5,3 5,0±0,8

День/ночь 1.3 3.1 — 2,1 2.1 1.5

Таблица 3

Показатели гемодинамики у авиадиспетчеров с НЦД гипертензивного типа

Группа обследованных ЧСС УОС МОК ОПС Систолическое АД Диастоличсскос АД Среднединамическое АД

Здоровые (1) 100%

С Н11Д (2) Р,-2 118,5% <0,С5 121,4% <0,01 140,5% <0,001 81,0% <0,05 128,6% <0,01 95,0% >0,С5 103,2% >0,05

ятно, также могут быть объяснены указанной причиной, так как установлено, что примерно у 50 % больных НЦД экскреция А и НА ниже (а у 50 % выше и часто значительно), чем в контроле (у практически здоровых).

При оценке гемодинамических показателей (табл. 3) оказалось, что у авиадиспетчеров, страдающих НЦД гипертензивного типа, ЧСС, УОС и МОК, систолическое АД достоверно выше по сравнению со здоровыми коллегами. В то же время у них отмечено снижение ОПС, диастоли-ческое и среднединамическое АД не отличалось от зарегистрированного у здоровых. Это согласуется с данными литературы (Т. А. Сорокина). Подобные изменения гемодинамических показателей у авиадиспетчеров с НЦД гипертензивного тина указывают на наличие у них гиперкинетического цнркуляторного синдрома, по-видимому, обусловленного повышенной активностью САС и прежде всего ее р-адренорецепторного звена, что и приводит у данных больных к увеличению ЧСС, повышению УОС, МОК и систолического АД при отсутствии изменений диастолического АД и адекватной реакции со стороны периферического сосудистого русла.

Таким образом, данные, полученные при исследовании у авиадиспетчеров обмена КА и состояния сердечно-сосудистой системы, указывают на значительное участие САС в развитии у них гипертензивных состояний и совпадают с данными авторов, отмечавших положительные корреляционные связи между функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы и величиной экскреции КА (Ю. И. Кундиев и соавт.).

Литература. Алтухов Г. В., Барановская О. П., Бак-лунова О. Н. и др. — В кн.: Авиакосмическая медицина. Москва — Калуга, 1975, т. 1, с. 59—61. Березкин С. £., Тарасов А. Н. — Клин, мед., 1978, № 10, с. 48-53.

Кундиев Ю. И., Навакатикян А. О., Томашевская J1. И.

и др. — Фнзиол. человека, 1976, № 3, с. 433—440. Матлина Э. Ш. — Пробл. эндокринол., 1961, № 3, с. 55—60. Матлина Э. Ш., Васильев В. Н.. Галимов С. Д. — Физиол.

человека, 1976, № 6, с 970—985. Руттенбург С. О. Суточный ритм физиологических функций у человека и опыт его использования в физиологии труда. Автореф. дис. докт. Свердловск, 1971. •

Сорокина Т. А. Нейроциркуляторная дистопия. Рига, 1979. Сперанский М. Д., Замыслова К. Н. — В кн.: Биологические ритмы. Горький, 1970, с. 19—20. Стабровский Е. М., Коровин К. Ф. — Науч. труды Ленинград. ин-та усовершенствования врачей, 1971, вып. 105, ч. 3, с. 5—38.

Штельмах Н. И., Корчан Г. К.. Шевченко В. J5. — В кн.: Гипертоническая болезнь, атеросклероз и коронарная недостаточность. Киев, 1976, вып. 8. с. 14—16. Шхвацабая И. К., Киселева 3. М.— Кардиология, 1974,

№ 8. с. 42—46. Pisano J. /., Crout J. R., Abraham D. — Clin. chim. Acta, 1962, v. 7, p. 285—291.

Поступила 01.07.82

Summary. 65 air dispatchers of the "Sochi" airport were examined: 19 of them had neurocirculatory dystonia of the hypertension type, and 46 were practically healthy. The assays for catecholamine urine exretion diurnal rhythm showed differences between the test groups with regard to catecholamine excretion levels within different periods of 24 hours; in the day/night excretion ratio; and in the mediator arM hormonal parameters of the sympathoadrenal system. It was found that air dispatchers with neurocirculatory dystonia had significantly higher levels of systole, heart stroke volume, minute blood volume, and systole arterial pressure; at the same time their general peripheric resistance was lower compared to the control group. Marked individual differences in the catecholamine excretion level in the subjects with neurocirculatory dystonia were found.

УДК 613.692:[625.46+656.332.6

Г. В. Новиков, Л. А. Бутченко, Л. С. Ланцов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОВЫШЕННЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПАССАЖИРОВ САЛОНОВ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА

Ленингрядский институт усовершенствования врачей им. С. М. Кирова

Условия перевозки пассажиров наземным го- организм динамических нагрузок, возникают* родским транспортом характеризуются возденет- при ускорении в начале движения и остановке

вием на организм многообразных физических, хи- транспорта, мало изучено. В качестве следствий

мических и биологических факторов. Влияние на форсированного разгона или торможения особое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.