Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ, ЛИПИДНОГО ОБМЕНА И ГЕМОСТАЗА У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ И НЕАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПУНКТОВ В ДЕНЬ ОТДЫХА'

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ, ЛИПИДНОГО ОБМЕНА И ГЕМОСТАЗА У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ И НЕАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПУНКТОВ В ДЕНЬ ОТДЫХА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Г.С. Кан, В.А. Куприянов, А.Ф. Денисов, О.О. Малиновская, И.В. Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The changes reported during rest days among air-traffic controllers working at automated and non-automated stations demonstrated the similar degree of functional rehabilitation of the body systems, thus a positive impact of automatization on those working at specific air-traffic management stations being emphasized.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ, ЛИПИДНОГО ОБМЕНА И ГЕМОСТАЗА У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ И НЕАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПУНКТОВ В ДЕНЬ ОТДЫХА»

УДК 616.89+616.154:577.175.51-057-07

Г. С. Кан, В. А. Куприянов, А. Ф. Денисов, О. О. Малиновская,

И. В. Кузнецова

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ,ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ, ЛИПИДНОГО ОБМЕНА И ГЕМОСТАЗА У АВИАДИСПЕТЧЕРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ И НЕАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПУНКТОВ В ДЕНЬ ОТДЫХА

Научно-исследовательский нейрохирургическим институт им. А. Л. Поленова, Ленинград

Профессиональная деятельность специалистов по управлению воздушным движением (УВД) связана с влиянием на организм ряда вредных производственных факторов, среди которых наиболее важным является интеллектуально-эмоциональное напряжение (ИЭН). Изменения в организме, возникающие в результате длительного воздействия отрицательных эмоциогенных факторов, зачастую служат причиной трансформации эффективных адаптационных изменений в неэф-4/ фективиые — процесса, лежащего в основе постепенного ухудшения состояния здоровья авиадиспетчеров (развитие церебровисцеральной патологии) и в конечном счете являющегося причиной снижения их работоспособности [4, 5, 13]. Решающими факторами повышения безопасности полетов в гражданской авиации следует считать совершенствование наземных систем УВД (в частности, внедрение средств автоматизации), а также повышение надежности человеческого звена. Установлены позитивные и негативные стороны адаптации авиадиспетчеров к новым условиям труда при работе на автоматизированных системах УВД [4, 5].

Одним из важнейших показателей эффективности адаптации авиадиспетчеров к неблагоприятным факторам труда является достаточность восстановления функционального состояния их организма в период предоставляемого отдыха. В связи с этим в выходной день нами было ^проведено сравнительное исследование ряда показателей у авиадиспетчеров автоматизированных и неавтоматизированных пунктов УВД.

Обследованы авиадиспетчеры аэропорта Пулково (мужчины в возрасте 21—30 лет), работающие на неавтоматизированных и автоматизированных (система УВД «Старт») пунктах УВД (1-я и 2-я группы). Каждая группа состояла из 10 обследуемых. Исследования проводили в день отдыха в сезон со средней интенсивностью воздушного движения.

Для оценки психологического состояния были использованы корректурная проба Бурдона [14] и показатель ситуативной тревожности, который определяли с помощью цветового теста Люшера [11]. В корректурной пробе находили показатель внимания (А) в условных баллах и скорость пе-/ реработки информации (Я) в битах в 1 с по .формулам:

•Яо

А =

т+ 1

юо;

где ..V — скорость просмотра знаков в 1 с; т — число ошибок; С — количество переработанной информации (в бит); I — время выполнения.

Кроме того, изучали величину разработанного нами коэффициента импульсивности (КИ) в баллах, определяемого по формуле:

КИ = -у-,

где х — число ошибок при прохождении лабиринта (число касаний); /— время прохождения лабиринта. Величина КИ характеризует состояние динамического тремора при прохождении лабиринта.

Для оценки функционального состояния системы гемостаза определяли время рекальцифкка-ции плазмы, степень тромботеста, фибринолити-ческую активность (ФА) [3], концентрацию фибриногена [10], активность фибринстабилизирую-щего фактора (ФСФ) [3]. Процесс свертывания цитратной плазмы регистрировали на коагуло-графе типа Н-334.

Исследовали суточный ритм экскреции адреналина (А) и норадреналина (НА), содержание которых в моче определяли триоксииндоловым методом [15]. Активность холинэстеразы (ХЭ) в цельной крови измеряли методом Эллмана [16].

В сыворотке крови изучали показатели липид-ного обмена: общий холестерин (ОХС), суммарную фракцию бета- и пребета-липопротеидов (ЛП) [6], общие липиды (ОЛ) [18] и общие фосфолипиды (ОФЛ) [17]. Исследование проводили в утренние часы (с 8 до 12 ч) натощак.

Проведенные исследования показали, что исследуемые группы достоверно не различались по значениям всех психологических показателей. У авиадиспетчеров 2-й группы несколько большими были значения показателей тревожности (2,4±1,0 балла против 2,0±0,5 балла в 1-й группе), скорости переработки информации (7,31 ± ±0,48 бит/с против 6,73±0,43 бит/с в 1-й группе) и особенно показателя внимания (211,2±11 баллов против 148,8±29,6 балла в 1-й группе). Известно, что величина показателя ситуативной тревожности колеблется в пределах от 0 до 12

баллов и свидетельствует о степени напряжения, беспокойства. Рост показателя отмечается в условиях стимуляции психоэмоциональной сферы. Как показали проведенные нами ранее исследования, в день отдыха у практически здоровых лиц мужского пола состоянию эмоциональной стабильности соответствует колебание показателя в пределах 1—3 баллов. Данные, полученные нами при настоящем обследовании, свидетельствуют о том, что подобное состояние отмечалось у авиадиспетчеров обеих групп.

КИ отражает точностно-временные характеристики выполнения пробы «динамический тремор», и чем быстрее, и с большим числом касаний (ошибок) испытуемый выполняет задание, тем больше величина показателя, больше степень возбуждения. О состоянии равновесия эмоциональной сферы свидетельствует величина показателя, равная I, что и было отмечено у диспетчеров в выходной день. Показатели, рассчитанные по результатам корректурной пробы, оказались у авиадиспетчеров близкими к оптимальным и свидетельствовали о хорошем уровне работоспособности. Таким образом, проведенное исследование психологического состояния диспетчеров обеих групп в день отдыха обнаружило отсутствие признаков психоэмоционального напряжения и достаточное восстановление психической работоспособности.

Изучение суточного ритма экскреции кате-холаминов показало, что в обеих группах максимальные уровни экскреции А и НА отмечались в дневные часы, а в ночное время эти показатели заметно снижались. Из анализа данных литературы следует, что у практически здоровых лиц не происходит такое выраженное снижение выделения катехоламинов в ночное время [1, 7, 9]. Обнаруженное значительное снижение экскреции А и НА в ночное время у авиадиспетчеров обеих групп является благоприятным признаком, так как при минимальном уровне симпатико-адреналовой активности создаются оптимальные условия для восстановления функционального состояния организма. Перестройка суточного ритма экскреции А и НА у авиадиспетчеров может рассматриваться как следствие адаптации их организма к сменной работе, включающей профессиональную деятельность в ночное время в каждом пятидневном цикле. У большинства диспетчеров обеих групп максимальные уровни экскреции А и НА отмечались в период с 12 до 15 ч, у меньшей части — в периоды с 8 до 12 ч и с 15 до 20 ч. Подобное распределение максимумов экскреции в разные периоды дня описано в литературе у практически здоровых лиц [9]. В группе диспетчеров автоматизированных пунктов почти во все периоды суток была ниже величина отношения НА/А, что свидетельствовало о некотором преобладании у них активности гормонального звена симпатико-адреналовой системы (САС). Существенных различий между

обследованными группами диспетчеров по абсолютным величинам выделения катехоламинов ^ не выявлено во все периоды суток, кроме периода с 8 до 12 ч, когда показатель выделения А был достоверно выше (р<0,05) у диспетчеров автоматизированных пунктов УВД.

Исследование активности ХЭ показало, что у диспетчеров автоматизированных пунктов ее уровень был несколько выше [144,5+13,1 мкмоль/(мл-ч)], чем в 1-й группе [122,2±5,8 мкмоль/(мл-ч) ]. Если принять во внимание, что активность фермента исследовали в период с 8 до 12 ч, когда показатель экскреции А был выше у диспетчеров 2-й группы, то станет очевидным, что в этой группе вегетативный баланс в большей мере был сдвинут в сторону усиления эрготропных влияний, чем у диспетчеров 1-й группы.

При исследовании липидного спектра сыворотки крови установлено, что в обеих группах показатели имели довольно высокие значения. Они, как правило, были близки к верхней границе нормы или даже превышали ее. Особенно су-д£ щественным представлялось то обстоятельство, что повышенные уровни атерогенных липидов в крови найдены у лиц молодого возраста. Наряду с этим в обеих группах были обнаружены довольно высокие показатели антнатерогенных фосфолнпидов, а отношение ОФЛ/ОХС было больше 1. Таким образом, у авиадиспетчеров в день отдыха наряду с наличием неблагоприятных тенденций в обмене липидов отмечалась активация механизмов, препятствующих развитию атеросклероза. Несомненно, в основе патохимиче-ских сдвигов, приводящих к развитию атерогенных нарушений липидного обмена у авиадиспетчеров, в первую очередь лежат изменения в системах нейрогуморальной регуляции, развивающиеся под влиянием профессионального ИЭН, о чем свидетельствуют результаты наших многолетних исследований [4], а также данные других авторов [8]. Функциональным состоянием звеньев САС во многом определяются активность^ энергетического обмена, его переход с углеводного типа на липидный в процессе адаптации организма к действию стресс-факторов [12]. Высокий уровень липидов в крови у авиадиспетчеров может рассматриваться как признак адаптационных изменений, направленных на достаточное обеспечение энергетическими субстратами организма при выполнении работы, связанной со значительными перегрузками психоэмоциональной сферы. Нельзя, однако, не учитывать прогностическую значимость повышения в крови уровня липидов, являющихся одним из факторов риска в отношении развития атеросклероза.

Как показали исследования системы гемостаза, направленность изменений показателей свертывающей системы в обеих группах свидетельствовала о развитии тенденции к гипокоагуляции. При этом в большей степени отличались от нор- ,

мы величины таких показателей, как время \ рекальцификации и концентрации фибриногена. На гипокоагуляционный сдвиг указывали также значения таких показателей, как Т) и Т2 коагуло-граммы, активность ФСФ и степень тромботеста, величины которых, однако, незначительно отличались от нормы. Гипокоагуляционные изменения отмечались у 8 из 10 обследованных диспетчеров 1-й группы и у 7 из 10 во 2-й группе. Активность противосвертывающей системы крови была особенно повышенной у авиадиспетчеров автоматизированных пунктов. Об этом свидетельствовали такие показатели, как ФА и амплитуда ретракции и фибринолиза. Высокие значения времени наступления ретракции и фибринолиза указывают на позднюю активацию этой системы.

Известно, что реакция системы гемостаза при напряжении организма протекает в 2 фазы. На ранних этапах воздействия (первая фаза) наступает гиперкоагуляция с начальным повышением ФА в крови. В дальнейшем (вторая фаза) гиперкоагуляция сменяется гипокоагуляцией и происходит дальнейшее повышение фибринолиза [2].

Обнаруженные в день отдыха у авиадиспетчеров обеих групп изменения свертывающей (гипо-коагуляция) и противосвертывающей (повышение фибринолиза) систем крови указывали на развитие второй фазы реакции системы гемостаза. Очевидно, первая фаза реакции (повышение активности свертывающей системы), наступающая непосредственно вслед за поступлением в кровяное русло катехоламинов, развивалась у авиадиспетчеров в период психоэмоционального напряжения в рабочий день. Более высокая активность противосвертывающей системы в вы-: ходной день у диспетчеров автоматизированных пунктов позволила высказать предположение о выраженности изменений в системе гемостаза и на начальном этапе ее реакции на напряжение.

Сходство показателей функционального состояния организма у диспетчеров автоматизиро-/ ванных и неавтоматизированных пунктов в день "у»тдыха свидетельствует об одинаковой степени восстановления активности изучаемых систем в этот период.

Несмотря на то что различия между группами в целом были незначительными, все же нельзя не отметить, что в период с 8 до 12 ч в день отдыха у диспетчеров автоматизированных пунктов отмечались более высокие значения таких показателей, как экскреция А, активность ХЭ и ФА, а также психологических показателей (тревожности, внимания и скорости переработки информации), свидетельствующих о более высоком

уровне активации организма в целом. Профессиональная деятельность авиадиспетчеров, как и лиц других операторских профессий, предъявляет повышенные требования к САС — основной системе нейрогуморальной регуляции, от активности которой зависит функциональное состояние всего организма. Уровень активности ряда систем организма у авиадиспетчеров автоматизированных пунктов вполне соответствует их более высокой профессиональной подготовленности.

Литература

1. Белова Т. А., Васильев В. Н. // Пробл. эндокрннол. — 1975. — № 2, —С. 27—32.

2. Дерягина Г. П. // Кардиология. — 1971. — №7. — С. 42—46.

3. Исследование факторов свертывания крови: Метод, указания/Под ред. А. Д. Белякова. — Л., 1971.

4. Каи Е. Л., Аветикян III. Т.. Алексеев Г. И. и др.// Экстремальная физиология и индивидуальная защита человека. — М., 1982.— С. 106—115.

5. Как Е. Л., Денисов А. Ф., Кан Г. С. и др. // Управление воздушным движением. — М., 1983. — С. 128—!29.

6. Климов А. Н., Ловягина Т. Н„ Баньковская Э. Б. // Лаб. дело. — 1966. — № 5. — С. 276—280.

7. Коган И. А., Горбаренко Н. И. // Показатели состояния основных систем и органов здорового человека. — М„ 1977, —С. 148—168.

8. Кузнецова Л. И., Начаткина А. Н. // Психологические и эргономические аспекты труда диспетчеров УВД. — М, 1982.— Вып. 217, —С. 44—46.

9. Матлина Э. Ш., Васильев В. Н., Галимов С. Д. // Физиология человека. — 1976. — №6. — С. 970—985.

10. Методы исследования фибринолнтнческой системы крови/Под. ред. Г. В. Андреенко. — М., 1981.

11. Никифоров Г. С., Демидов С. Р.// Экспериментальная и прикладная психология. — Л., 1981. — Вып. 10. — С. 61—66.

12. Панин Л. Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск, 1983.

13. Подоба Е. В., Матюхин В. В., Никандрова Л. Р. и др. // Прогнозирование в прикладной физиологии. — Фрунзе, 1984, —Т. 1, —С. 170—172.

14. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт нх применения в клинике. — М., 1970.

15. Стабровский Е. М., Коровин К. Ф.// Методы исследования нейроэндокринных систем. — Л., 1971. — Вып. 105.— С. 5—38.

16. Ellman G. L., Courtney К. D.. Andres V. // Biochem. Pharmacol. — 1961. —Vol. 7. — P. 88—95.

17. Zilversmit D. В., Davis B. S. // J. Lab. clin. Med. — 1950. —Vol. 36, —P. 155—160.

18. Zollner N.. Kirsck K- // Z. ges. exp. Med.— 1962. — Bd 136. —S. 545—561.

Поступила 10.03.87

Summary. The changes reported during rest days among air-traffic controllers working at automated and non-automated stations demonstrated the similar degree of functional rehabilitation of the body systems, thus a positive impact of automatization on those working at specific air-traffic management stations being emphasized.

/

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.