Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

Соцмшьная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 371.7:3771-053.6

Н. Ф. Борисенко, В. М. Мешков

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Трудовому воспитанию, обучению и профессиональной ориентации подростков в нашей стране уделяется большое внимание. Ярким свидетельством этого является постановление «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984).

Эта проблема решается в различных направлениях, одним из которых является подготовка Ацкольников к сознательному выбору своего профессионального пути. В литературе имеются данные о социально-гигиенических аспектах профессиональной ориентации подростков [2, 4, 6], однако предпрофессиональная адаптация восьмиклассников в условиях межшкольного учебно-производственного комбината (МУПК) еще не изучалась.

Целью настоящей работы являлось изучение социально-гигиенических аспектов профессионального самоопределения восьмиклассников после прохождения предпрофсссиональной адаптации в условиях МУПК.

В социологических исследованиях использовано пособие «Методика комплексного изучения режима труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ» [5].

Обследованы 2 группы восьмиклассников: контрольная (А) — 1035 школьников, обучавшихся в школе по общей программе трудового обучения, экспериментальная (Б)—865 подростков, проходивших предпрофессиональную адаптацию в условиях комбината по следующим профилям—металлообработка, деревообработка, кулинария, швейное дело, электротехника, техническое черчение.

Обучение в МУПК проводилось в классах теоретической подготовки и учебно-производственных цехах, планировочные решения и оборудование которых соответствовали гигиеническим требованиям. Подростки занимались циклично по каждому профилю, при этом 1 ч отводился теоретической подготовке и 2 ч — производительному труду.

Анализ результатов анкетного опроса восьмиклассников на этапе профессионального самоопределения в комбинат позволил выявить следующее (рис. 1). На вопрос: «Какую профессию Вы хотели бы освоить в МУПК?», 29,9 % школьников группы А ответили, что профессию шофера, 17,5 % —машинистки-делопроизводителя, 11,5%—товароведа. Преобладали в основном профессии сферы обслуживания. Вместе с тем

^Рис. 1. Показатели профессиональной мотнвацн-оннои направленности восьмиклассников к обучению в МУПК (в % от числа обследованных.

/ —» подростки, перешедшие на обучение другой профессии в первый год обучения в МУПК: Н — наличие мест по данному профилю в МУПК; /// — восьмиклассники. обучавшиеся в школе по общей программе трудового обучения: IV — восьмиклассники. проходившие предпрофессиональную адаптацию в МУПК. Здесь и на рис. 2 / — шофера: г — слесари-авторемонтники: 3 — швеи: 4 — товароведы; 5 — кулинары: 6 — машинистки-делопроизводители: 7 — техники-чертежники: 8 — тка. чихи: 9 — токари: 10 — столяры: 11 — электромонтажники: 12 — радиомонтажники. 13 — строители.

ПП1

Гл1гг

Рис. 2. Структурное распределение влияния источников информации на профессиональную мотивацию подростков на

этапе самоопределения в МУПК. а. 6 -- группы А и Б соответственно: / — родители: II — школа. МУПК: III — друзья; /V —сфера массовой коммуникации.

процент желающих овладеть профессиями материального производства — электромонтажника, столяра, ткачихи — составил всего 1,9, 2,3 и 0,6 соответственно. Такое положение отражает определенную диспропорцию между профессиональными запросами подростков и потребностями в этих специалистах народного хозяйства данного региона. У школьников группы Б наблюдалась более благоприятная профессиональная направленность: так, подростков, желающих освоить профессию шофера, было 17,7 %, машинистки-делопроизводителя— 12,6 %, кулинаров — лишь 10,1 %, а таких профессий, как электромонтажники, токари, ткачихи оказалось незначительно больше — 2,3, 6,5 и 2,5 %. Вместе с тем для данной группы в перечень были включены дополнительно две профессии — радиомонтажника и строителя, при этом изъявили желание освоить их 7 и 0,9 % соответственно.

Таким образом, у учащихся группы А наблюдались определенные недостатки в школьной профориентационной работе, которая в основном была направлена на выбор профессий, не связанных с физическим трудом, что в значительной степени сказывалось на профессиональном самоопределении подростков. У школьников, прошедших предпрофессиональную адаптацию в условиях МУПК, отмечена более благоприятная направленность целенаправленной перестройки профессиональных мотивов.

МУПК по своим социальным функциям являются для подростков промежуточным звеном перед фактическим выбором профессии, которое в определенной степени обусловливает ломку психологического барьера как у школьников, так и их родителей [1, 2].

Как показали нашн наблюдения, в первом полугодии первого года обучения отмечалась определенная текучесть кадров — переход из одной профессии в другую в пределах 14 %, что, по-видимому, свидетельствует о профессиональной

мотивационной неустойчивости подростков и неу которых организационных пробелах в процессе формирования профессиональных групп в комбинате. Такая текучесть кадров в динамике обучения в комбинате, а также после его окончания несколько снижает эффективность профессиональной подготовки будущих рабочих кадров и увеличивает затраты на их переподготовку.

Важное значение в процессе профессионального самоопределения школьников имеют такие социальные факторы, влияющие на формирование профессиональных мотивов и социальных установок, как сфера массовой коммуникации, окружение семьи и друзей, профориентация школы и МУПК. Анализ степени их влияния на выбор профессии показал, что для школьников группы А желание освоить профессии шофера, швеи, токаря, слесаря-авторемонтника появилось в основном под влиянием сферы массовой коммуникации (30,1—34,3 %), а профессии товароведа, машинистки-делопроизводителя, кулинара — по совету семьи (32,4—35,3 %), что видно из рис.2. Профориентационная работа школы оказала, серьезное влияние на выбор профессий электрод монтажника, слесаря-авторемонтника, столяра (28,2—30,2 %). Значительная роль друзей отмечена только при выборе профессии ткачихи (44,4%)- В то же время у школьников группы Б возрастало влияние профориентации МУПК и семейного окружения практически на весь перечень профессий в комбинате, что свидетельствовало о более полном и обстоятельном знакомстве подростков с профессиограммами.

Учитывая, что, по мнению ряда авторов [1], «каждая школьная дисциплина предлагает ученикам такие ситуации, которые являются модельными по отношению к тем или иным видам трудовой деятельности», мы изучали значимость школьных предметов при выборе той или иной профессии. Установлено, что школьники группы А, желающие освоить профессию шофера, считают, что им необходимы знания по физике, математике, черчению, географии, товароведы — по математике, литературе, химии, иностранном^ языку, кулинары — по химии, литературе, математике и биологии. У школьников группы Б особых различий в результате анкетного опроса не выявлено.

Самоосознанный выбор профессии старшеклассниками— самоопределение себя в будущем, так как уровень самооценки тесно связан с уровнем развития интеллектуальной, общественной и трудовой активности личности [3]. Нами проанализирован интерес к профессии как фактор субъек-тивно-психологических переживаний. Оказалось, что у школьников группы А он оказался ведущим для желающих освоить профессию слесаря-авторемонтника, швеи, товароведа, чертежника (соответственно 34, 4—37 и 5 %). У подростков группы Б этот показатель был ведущим для про-

Цессий электромонтажника, токаря, столяра, кулинара, швеи (31,8—38,6%).

Анализируя результаты самооценки школьниками своих способностей к освоению определенной профессии, мы выяснили, что они являются ведущими для токарей (29%), кулинаров (24%), слесарей-авторемонтников (12,5%) и швей (15,5%). Состояние здоровья оказалось основным для профессий слесаря-авторемонтника (30,7%), токаря (35,5%) и кулинара (14,8%).

Учащиеся не имели четкого представления о психологических качествах личности, необходимых для освоения той или иной профессии. Если профессиограмма токаря требует сосредоточенности внимания, умения, то только 12,9 % желающих выделили эти качества как ведущие. Швеи должны обладать конструктивным мышлением, сосредоточенностью внимания, усидчивостью, тогда как эти качества были выделены лишь у 11,6% подростков. Вместе с тем, у учащихся группы Б наблюдалось значительно более глубокое знание качественных характеристик профессий, которым обучали в комбинате.

Трудовое воспитание подростков во многом зависит от психологического содержания трудовой деятельности и в значительной степени влияет на профессиональную мотивацию и степень социально-психологической адаптации. Нами был проведен углубленный анкетный опрос восьмиклассников, прошедших предпрофесснональную адаптацию в условиях МУПК и установлено следующее: 67,7 % школьников были удовлетворены итогами обучения, 21 % не дали определенного ответа и только 13,1 % выразили свое отрицательное отношение к обучению. Одновременно абсолютное большинство (93 %) подростков отмечали, что организация трудового обучения в школьных мастерских хуже, чем в комбинате (они менее оборудованы станками, часто без индивидуальных рабочих мест, вследствие чего

возникает очередность при выполнении определенной производственной операции, что в свою очередь значительно снижает возможности проверки своих способностей). На вопрос: «Выполняли ли Вы установленную норму во время производительного труда?» 71,2% ответили, что с нормой справляются, а остальные испытывали определенные затруднения при выполнении нормативных элементов производительного труда, указывая следующие причины: недостаточность умений и соответствующих навыков (10,7%),дефицит времени (9,9%), большую нормативную нагрузку и усталость (8,2 %).

Резюмируя изложенное, можно высказать мнение о том, что на этапе профессионального самоопределения подростков в МУПК возникают определенные диспропорции между намерениями и реальной необходимостью в этих профессиях народного хозяйства, что свидетельствует о недостатках системы профориентационной работы. Введение предпрофессионалыюй адаптации восьмиклассников в условиях МУПК способствует усилению влияния данной формы трудового воспитания на мотивационную направленность и профессиональную устойчивость, повышению психологической готовности к производительному труду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атутов П. Р.. Климов Е. А,— Вопр. психол., 1984, № 1, с. 13—19.

2. Иващенко Ф. М. — Там же, 1983, № 6, с. 28—34.

3. Ключникова Г. А. — Там же, 1984, № 1, с. 111 — 113.

4. Мешков В. М. — Гнг. и сан., 1982, № 3, с. 23—26.

5. Методика комплексного изучения режима труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических утилит. I Под ред. Г. Н. Сердюковской, Н. М. Скородум'ова. М„ 1978, с. 110.

6. Турков П. Н. Гигиеническая характеристика организации трудового обучения и профессиональной ориентации в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Ав-тореф. дис. канд. М., 1983.

Поступила 26.06.84

УДК 371.71:658.386.1

А. В. Сухарев

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Учебно-производственный комбинат № 2 Ленинградского района Москвы

В работах отечественных и зарубежных авторов широкое освещение получили различные аспекты профессиональной ориентации: социальный, экономический, педагогический, психологический и медицинский. Однако как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях не нашел достаточно полного отражения психогигиенический (медико-психологический) подход. Смысл этого подхода определяется, во-первых,

тем, что психическое здоровье является необходимым условием продуктивного труда, и, во-вторых, тем, что при нарушении психогигиенических условий нарушаются адаптация личности к социальной среде, гармоничное развитие всех ее сторон [3].

Частью гигиенической науки, которая занимается охраной психического здоровья, является психогигиена. Многие исследователи считают,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.