Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ»

Цессий электромонтажника, токаря, столяра, кулинара, швеи (31,8—38,6%).

Анализируя результаты самооценки школьниками своих способностей к освоению определенной профессии, мы выяснили, что они являются ведущими для токарей (29%), кулинаров (24%), слесарей-авторемонтников (12,5%) и швей (15,5%). Состояние здоровья оказалось основным для профессий слесаря-авторемонтника (30,7%), токаря (35,5%) и кулинара (14,8%).

Учащиеся не имели четкого представления о психологических качествах личности, необходимых для освоения той или иной профессии. Если профессиограмма токаря требует сосредоточенности внимания, умения, то только 12,9 % желающих выделили эти качества как ведущие. Швеи должны обладать конструктивным мышлением, сосредоточенностью внимания, усидчивостью, тогда как эти качества были выделены лишь у 11,6% подростков. Вместе с тем, у учащихся группы Б наблюдалось значительно более глубокое знание качественных характеристик профессий, которым обучали в комбинате.

Трудовое воспитание подростков во многом зависит от психологического содержания трудовой деятельности и в значительной степени влияет на профессиональную мотивацию и степень социально-психологической адаптации. Нами был проведен углубленный анкетный опрос восьмиклассников, прошедших предпрофессиональную адаптацию в условиях МУПК и установлено следующее: 67,7 % школьников были удовлетворены итогами обучения, 21 % не дали определенного ответа и только 13,1 % выразили свое отрицательное отношение к обучению. Одновременно абсолютное большинство (93 %) подростков отмечали, что организация трудового обучения в школьных мастерских хуже, чем в комбинате (они менее оборудованы станками, часто без индивидуальных рабочих мест, вследствие чего

возникает очередность при выполнении определенной производственной операции, что в свою очередь значительно снижает возможности проверки своих способностей). На вопрос: «Выполняли ли Вы установленную норму во время производительного труда?» 71,2% ответили, что с нормой справляются, а остальные испытывали определенные затруднения при выполнении нормативных элементов производительного труда, указывая следующие причины: недостаточность умений и соответствующих навыков (10,7%),дефицит времени (9,9%), большую нормативную нагрузку и усталость (8,2 %).

Резюмируя изложенное, можно высказать мнение о том, что на этапе профессионального самоопределения подростков в МУПК возникают определенные диспропорции между намерениями и реальной необходимостью в этих профессиях народного хозяйства, что свидетельствует о недостатках системы профориентационной работы. Введение предпрофессионалыюй адаптации восьмиклассников в условиях МУПК способствует усилению влияния данной формы трудового воспитания на мотивационную направленность и профессиональную устойчивость, повышению психологической готовности к производительному труду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атутов П. Р.. Климов Е. А,— Вопр. психол., 1984, № 1, с. 13—19.

2. Иващенко Ф. М. — Там же, 1983, № 6, с. 28—34.

3. Ключникова Г. А. — Там же, 1984, № 1, с. 111 — 113.

4. Мешков В. М. — Гнг. и сан., 1982, № 3, с. 23—26.

5. Методика комплексного изучения режима труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических утилит. I Под ред. Г. Н. Сердюковской, Н. М. Скородум'ова. М„ 1978, с. 110.

6. Турков П. Н. Гигиеническая характеристика организации трудового обучения и профессиональной ориентации в межшкольных учебно-пронэводственных комбинатах. Ав-тореф. дис. канд. М., 1983.

Поступила 26.06.84

УДК 371.71:658.386.1

А. В. Сухарев

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Учебно-производственный комбинат № 2 Ленинградского района Москвы

В работах отечественных и зарубежных авторов широкое освещение получили различные аспекты профессиональной ориентации: социальный, экономический, педагогический, психологический и медицинский. Однако как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях не нашел достаточно полного отражения психогигиенический (медико-психологический) подход. Смысл этого подхода определяется, во-первых,

тем, что психическое здоровье является необходимым условием продуктивного труда, и, во-вторых, тем, что при нарушении психогигиенических условий нарушаются адаптация личности к социальной среде, гармоничное развитие всех ее сторон [3].

Частью гигиенической науки, которая занимается охраной психического здоровья, является психогигиена. Многие исследователи считают,

что как наука психогигиена возникла на стыке медицинской психологии, психиатрии, гигиены и социальной психологии и что решение проблемы охраны психического здоровья осуществляется совместными усилиями различных специалистов. Руководствуясь принципами профилактики, психогигиена призвана выявлять первые признаки неудовлетворительной адаптации.

Таким образом, психогигиенический аспект профессиональной ориентации — весьма важный ее раздел. Ведь в сфере общественно полезной деятельности психическое здоровье человека в значительной мере зависит от удовлетворенности избранной профессиональной сферы и эффективности деятельности в ней.

В настоящее время подростки — учащиеся средних общеобразовательных школ в возрасте 16—17 лет — делают свой первый профессиональный выбор. Он приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов жизни человека. Это период смены социальных ролей: от детской зависимости к взрослости, необходимость прогноза соответствия собственных способностей и возможностей выбранной профессии, пубертатные сдвиги и др. Указанные факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации, и подростки более или менее успешно справляются с вызванными психическими перегрузками. В отдельных случаях учащиеся могут испытывать определенные трудности в выборе профессии, связанные с индивидуальными личностными особенностями. Это относится прежде всего к неправильной самооценке, неадекватному уровню притязаний, эмоциональной незрелости, инфантилизму, ригидности в межличностных отношениях, низкому порогу фрустрации и др. [3]. Другими словами, здесь можно говорить о характерологических особенностях личности, которые могут затруднять совершение подростками адекватного профессионального выбора. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не об аномалиях характера, отвечающих таким критериям, как тотальность (изменение личности), относительная стабильность патологических черт характера (неизменность в течение жизни) и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Выраженные характерологические особенности личности рассматриваются как акцентуации характера, которые могут не отвечать ни одному из указанных признаков. Акцентуация характера определяется, таким образом, как крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная (в отличие от психопатий) уязвимость в отношении к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [1].

С другой стороны, отношение к профессиональному выбору можно рассматривать как фрагмент целостной организованной системы от-

ношений индивида с окружающей средой и соч<| ставляющих основу личности (в рамках концен-' ции В. Н. Мясищева [2]). Неадекватность этого отношения, находящая свое выражение в качественном или количественном нарушении одной из его основных характеристик (активности, избирательности, сознательности), может привести к нарушению целостности всей системы, общему личностному расстройству, неврозу.

Таким образом, основной задачей психолого-педагогического воздействия на подростков, стоящих на пороге своего первого профессионального выбора, является профилактика или коррекция нарушения отношения их к профессиональному выбору.

Показанием к психологической коррекции нарушения этого отношения явилось бы установление взаимосвязи неадекватности профессионального выбора, сделаного подростком, и степенью выраженности его характерологических особенностей. Если данные особенности достигают уровня акцентуации, это влияет на характер программы коррекционной работы. Другими словами, гипотезой исследования явилось предполо-^Ц жение о взаимосвязи отношения к профессиональному выбору и выраженностью патохаракте-рологических черт характера у подростков или типом акцентуации характера (при наличии таковой).

Тип акцентуации может служить одним из главных ориентиров для медико-педагогических рекомендаций в отношении будущей профессии и трудоустройства. Знание типа акцентуации характера или выраженности патохарактерологи-ческих черт важно при составлении психокор-рекционных программ в целях наиболее эффективного использования различных видов коррекции (индивидуальной или групповой, дискуссионной и др.). В то же время тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, т. е. открываются перспективы для психопрофилактики [4].

С. целью подтверждения нашей гипотезы об-Р следовано 70 учащихся двух школ (№ 149 и 151) Ленинградского района Москвы в возрасте 16—17 лет.

Предметом изучения являлись характерологические особенности и тип акцептуации характера у подростков, их профессиональные интересы, склонности и намерения.

В исследовании использованы интервьюирование, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, выявляющий выраженность в баллах (от 0 до 8) склонности к 5 сферам профессиональной деятельности, выделенным по объекту труда: человек — природа, человек— техника, человек — человек, человек — знаковая система, человек — художественный образ. Применяли также усовершенствованный ме-

Тип акцентуации характера у подростков 2 групп

Тип акцентуации характера Группа подростков 1-я | 2-я

Гипертимный 4,9 5,9

Циклоидный 3,9 4,3

Лабильный 10,6 7,9

Астеноневротический 4,1 2,8

Сенситивный 6,5 5,7

Психастенический 5,1 5,73

Шизоидный 4,4 3,5

Эпилептоидный 5,6 5,75

Истероидный 7,6 5,6

Неустойчивый 4,9 4,9

Конформный 4,9 4,2

тод патохарактерологического исследования подростков (ПДО) А. Е. Личко и Н. Я. Иванова [4], выявляющий тип акцентуации черт характера подростков.

Критерием нарушения отношения к профессиональному выбору считалось несоответствие профессиональных интересов подростка (установленных при интервьюировании и с помощью ДДО) и его действительных (демонстрируемых при опросе) профессиональных намерений.

Учащиеся были разделены по результатам интервьюирования и ДДО на 2 группы: 1-я — намерения, не согласующиеся с профессиональными интересами, 2-я — согласованные с ними. Не согласующиеся с интересами 'считались намерения, не соответствующие выбранной подростком сфере и результатам обследования по ДДО на 3 позиции (максимально возможное несоответствие). Согласованными с интересами считались намерения при соответствии выбора подростком сферы профессиональной деятельности и результатам ДДО. В 1-й группе оказалось 16% подростков, во второй — 84 %. причем в обеих группах — 50 % юношей.

Статистические среднегрупповые показатели патохарактерологического исследования подростков представлены в таблице.

Были рассчитаны достоверные различия по ^критерию I Стьюдента. Различия считались достоверными при ¿>1,96. Сопоставление 1-й и 2-й групп дало достоверные различия по шкале лабильности (Л) методики ПДО (при < 2,49) и шкале истероидности (И) (при / 2,17).

Ниже мы приведем сокращенное описание соответствующих типов акцентуации характера по А. Е. Личко [1] как экстремальной (для нормы) степени выраженности патохарактерологических черт. Следует отметить, что выраженность этих черт не обязательно связана с наличием лабиль-но-истероидного типа акцептуации характера.

Главная черта лабильного тина акцентуации характера — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто при ничтожных н даже незаметных для окружающих поводах. От настроения может за-

*

висеть и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуется отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте и т. п.

Истероидный тип характеризуется эгоцентризмом, ненасытной жаждой внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности исходят из этого. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, такие подростки легко входят в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Самооценка их далека от объективности. Обычно они представляют себя такими, какими в данный момент легче произвести впечатление и т. д.

Проиллюстрируем полученные результаты примерами из индивидуальной профессиональной консультации.

Ольга Н., 16 лет, собиралась поступать в высшее художественно-промышленное училище. У нее отличные оценки по черчению, но рисует весьма посредственно. Средний балл в школе 3,2. Соглашалась с тем, что рисование «нужно подтянуть», однако ничего для этого не делает. По мнению педагогов, ее профессиональные притязания сильно завышены. При обследовании по ДДО на первом месте сфера человек — знаковая система, а сфера человек — художественный образ— на последнем. По результатам ПДО, сильно выражены лабильные и истероидные черты характера. В процессе повторной индивидуальной профессиональной консультации проводилась психологическая коррекция намерения дискуссионным методом. В итоге девушка решила поступить в чертежное ПТУ. В данном случае принятое решение нельзя считать окончательным, так как неустойчивость в достижении цели и характере самооценки использовалась ее матерью, подталкивающей дочь к более «престижному» выбору.

Андрей У., 16 лет, по совету родителей собирался поступать в технический вуз, находящийся рядом с домом. Мотивация выбора слабая — в основном констатация совета родителей и удобства посещения занятий. Увлекается художественной фотографией, с удовольствием выполняет общественные поручения. По результатам ДДО, у юноши склонность к сфере человек— техника равна 0, а к сфере человек — человек и человек — художественный образ выраженность интересов в каждом случае 7 баллов. По результатам ПДО, выражены лабильно-нс-тероидные черты. Подросток самолюбив, на дискуссию по поводу выбора профессии реагирует

уходом в себя. В процессе консультации выявлена более глубокая основа выбора—эмоциональная зависимость от «престижно» ориентированных родителей (связана с лабильностью) и внушаемость (истероидная черта).

Таким образом, несогласованность профессиональных намерений и интересов является показателем низкого уровня профессионального самоопределения подростка. Проведенное исследование выявило положительную корреляцию несогласованности профессиональных намерений и интересов с выраженностью лабнльно-нстероид-ных черт характера у подростков. Другими словами, установлена связь между характерологическими особенностями и уровнем профессионального самоопределения личности на стадии формирования профессиональных намерений.

Полученные результаты могут быть использованы в педагогической практике как при работе

Научно-технический прогресс и химизация народного хозяйства обусловили становление и успешное развитие советской гигиенической (профилактической) токсикологии, основными разделами которой стали промышленная, пищевая и коммунальная [18, 25]. Ранее других сформировалась промышленная токсикология, которая впоследствии стала самостоятельным разделом гигиены труда, подразделяющимся на теоретическую (общая промышленная токсикология) и прикладную (токсикология основных групп промышленных ядов). Достижения промышленной токсикологии в свою очередь способствовали развитию пищевой и коммунальной (атмосферной, водной, почвенной) токсикологии.

Пищевая токсикология (ПТ) может рассматриваться как раздел гигиены питания, разрабатывающий теоретические и прикладные вопросы обеспечения безвредности в химическом отношении пищевого сырья, продуктов питания и пищи.

В современных условиях возросла важность предупреждения «химической патологии» алиментарного происхождения. Это обусловлено прежде всего интенсивной химизацией всех отраслей сельского хозяйства, необходимостью изыскания новых пищевых ресурсов, широким использованием пищевых и кормовых добавок, применением новых технологических приемов в производстве пищевых продуктов, внедрением

с коллективом школьников, так и в индивиду^ альной. Иначе говоря, соответствующие методы психологической коррекции с учетом особенностей характера могут быть использованы для целей индивидуальной и групповой профессиональной консультации. Эти цели включают как профилактику возможных нарушений профессионального выбора, так и их коррекцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.

2. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

3. Рожанец Р. В. — В кн.: Методические и теоретические вопросы трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников. М., 1980, с. 60—68.

4. Усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков. Метод, рекомендации. Сост. Иванов Н. Я. Л., 1983.

Поступила 27.07.84

А

синтетических полимерных и других новых материалов в различных отраслях пищевой промышленности и др. По расчетам, 30—80 % и более ксенобиотиков поступает в организм человека с пищей [2]. Воздействуя на внутреннюю среду организма, они могут вызвать неблагоприятные метаболические сдвиги, снизить адаптационные возможности организма, вызвать различные формы патологии.

Проблемы ПТ требуют особого внимания в связи с реализацией Продовольственной программы СССР, которая поставила перед гигиенистами питания задачу оперативного и четкого решения комплекса новых научных и практических вопросов. {

Представляется, что изложенное, а также значительный теоретический и экспериментальный материал и практический опыт, накопленные советскими гигиенистами питания подтверждают настоятельную необходимость оформления ПТ в специальный раздел гигиены питания. Это послужит базой для дальнейшего развития теории и практики пищевой токсикологии, а также эффективной подготовки кадров (студентов и врачей). Важно располагать и соответствующим руководством для специалистов санитарно-эпидемиологической службы, гигиенических НИИ. За рубежом теоретические и прикладные вопросы ПТ уже нашли отражение в монографиях [15, 26].

УДК 613.2/.3-099+6М.311:378.бв1

Р. Д. Габович, Н. А. Попович

ПИЩЕВАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ

И УЧЕБНЫЙ КУРС

Киевский НИИ гигиены питания Минздрава УССР; Киевский институт усовершенствования врачей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.