Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.M. Мешков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of motivational stability under the effect of instruction and of the working environment was studied in senior schoolchildren undergoing practical training in culinary departments of interschool vocational training centers. Recommendations on the optimitation of training in such centers are given.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ»

Выводы. 1. На разных этапах онтогенеза число детей со средним, замедленным и ускоренным темпами развития неодинаково. В пубертатный период уменьшается число детей со средним темпом развития, увеличивается число детей с крайними вариантами, особенно с ускоренным развитием.

2. Проявления полового диморфизма в процессе роста и развития многообразны и отчетливо выражены уже в допубертатный период. Половые различия более ярко прослежены по дифференци-ровке скелета, в меньшей степени — по показателям смены молочных зубов постоянными и дли-

Литература. Боевский Р. М. Прогнозирование

состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. Базарбекова Р. Б. Диагостика и лечение гипогенитализма

у детей. Автореф. дис. канд. М., 1972. Беникова Е. А., Купбанов Т. Г. Нарушение роста у детей и подростков. Киев, 1976. Ксюшева И. В. Вопросы клиники, патогенеза и терапии

Summary. Rales of morphologic development in 256 children aged 6—8 years and 142 children aged 10— 13 years were studied, and it was found that the proportions of children with medium, slow, and rapid rates of development were different in various periods of ontogeny. During the pubertal period, the proportions of children with slow and especially rapid rates increased. The nonuniform dis-

ны тела; выражены различия по крайним вариантам полового созревания мальчиков и девочек.

3. Частота крайних физиологических вариантов морфологического развития имеет ту же направленность, что и частота у мальчиков и девочек патологических отклонений в развитии. Вероятно, ускоренный и замедленный темп развития в популяции являются пограничными состояниями между нормой и патологией, что диктует необходимость установления уровня биологического развития при углубленных осмотрах детей и подростков и контроля за темпом их морфологического созревания.

гипоталамического синдрома пубертатного периода Автореф. дис. канд. Горький, 1968. Лебединская К. С. Психические особенности детей с церебральными ф-ормами ускоренного и замедленного полового развития. Автореф. дис. канд. М., 1963. Уланова Л. Н. — Вопр. охр. мат., 1971, № 7, с. 35—39.

Поступила 29/IV 1980 г.

tribution of boys and girls showing slow and fast rates is considered as a manifestation of sexual dimorphism. Since the frequency of extreme (very rapid or very slow) variants of development tends to change in the same direction as that of pathologic deviations from normal development, both accelerated and slowed maturation of children are considered to be a risk factor in the course of ontogeny-

УДК 668.386.1.012.1

В. М. Мешков

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ

Тернопольскнй медицинский институт

Профессиональному самоопределению подростка уделяется большое внимание, и важнейшая роль в решении данного вопроса принадлежит межшкольному учебно-производственному комбинату трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. При этом подросток впервые сталкивается с «реальной моделью» производства, и от того, в какой степени он психологически подготовлен, насколько мотивационно настроен к восприятию новой социальной среды и ее ритма, зависит его дальнейшая профессиональная судьба. Как известно, проблеме прогнозирования принадлежит первоочередная роль, особенно в сфере материального производства и социально-экономических отношений (В. А. Лисичкин; Г. Г. Ястребов и А. В. Быховский; Р. М. Баев-ский). Материалов о прогностических разработках сферы профессиональной мотивации при обучении старшеклассников в учебно-производственном комбинате в литературе пока недостаточно.

На первом этапе нашего исследования, в фазе предпрогнозной ориентации (по Г. Г. Ястребову

и А. В. Быковскому), мы изучили «психологиче-кую почву» профессионального самоопределения подростков, желающих освоить профессию кулинара. Методом анкетирования провели психологическое исследование среди учащихся 8-х классов 14 школ Тернополя. Опросом был охвачен 1231 учащийся, из них 12,3% выбрали в учебном комбинате обучение профессии кулинара, причем 34,2% — под влиянием родителей, 15,5% — в результате профориентационной работы в школе, 20,5% — по совету друзей и старших товарищей и 29,8% — под влиянием литературы, кино, телевидения. Анализируя результаты анкетирования, мы установили следующее: будущие кулинары считают, что для приобретения данной профессии им необходимо изучать химию, литературу, математику, биологию и физику. Приведенные данные отражают четкое представление учащимися необходимости школьного багажа при освоении выбранной профессии. Восьмиклассники в анкетах также выделили те качества, которые, по их мнению, онн могут выработать, обучаясь в комбинате. На пер-

Латентный иернод СЗМР и ССМР

Группа обследован- СЗМР Срывы

I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие

ных Н к Н | к н к н к

1-Я 265±8,2 226±13,3 218±2,9 | 208±2,7 1,2±0,09 | 0,9±0,1 0,7±0,03 | 0,7±0,09

Р <0,05 <0,05 <0,05 —

2-я 226±5,5 214±5,1 189±2,4 | 182+2,1 1,2±0,02 | 1,3±0,04 1 ±0,07 | 1,0±0

Р >0,05 <0,05 <0,05 >0,05

Примечание. Здесь и в табл. 2Н—начало занятий, К—конец занятий.

вое место они ставят творческое воображение, на второе — организаторские способности, на третье — технические навыки. Таким образом, было установлено, что у подростков уже сформировано определенное представление о возможностях личного совершенствования при изучении данной профессии, а также познание профессио-граммы сферы производства. Одним из качественных показателей устойчивости профессиональной мотивации на этапе обучения в учебно-производственном комбинате являются переходы старшеклассников от одной профессии к другой. Как показал анализ данных за последние годы, около 18% подростков на первом году меняют профиль обучения. В связи с этим мы поставили своей целью на втором этапе исследования в комплексе изучить состояние процессов профессиональной адаптации, влияние комбинированного характера физиологических и психологических стрессов на организм старшеклассников в фазе инерционного прогнозирования в зависимости от мотивационной структуры (степени активации и эмоциональной насыщенности) к освоению профессии кулинара в комбинате на первом году обучения. С этой целью методом интервьюирования мы выделили две экспериментальные группы девушек: 1-я — 32 старшеклассницы, желавшие в дальнейшем посвятить себя работе в сфере общественного питания, 2-я — 19 девушек, которые хотели приобрести профессию кулинара «для себя» и в дальнейшем не собирались работать в данной сфере.

Пытаясь анализировать «психологические корни» такой градации самоопределения, мы выяс-

нили, что существенное влияние на девушек 1-1 группы оказали профориентационная работа педагогов школы, а также советы родителей (71,8% из них работают в данной сфере). На лиц 2-й группы доминирующее влияние оказали советы друзей, старших товарищей и родителей. Все школьники, по данным углубленного медицинского осмотра и критериям психофизиологического отбора, ограничений не имели. В своих исследованиях мы использовали ряд информативных психофизиологических методик с их последующей интегральной оценкой. Состояние процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга изучали методом хронорефлексометрии с определением латентного периода сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) и сложной слухомоторной реакции (ССМР), устойчивость и переключение внимания с помощью таблицы Платонова — Шульте. По пространственно-временнбй ориентации судили о типологических особенностях высшей нервной системы. Состояние работоспособности исследовали при помощи корректурных таблиц с последующим вычислением показателя суточной адаптивности (ПСА). Исследования проводили в начале и конце пребывания учащихся в комбинате, а также в динамике учебных полугодий.

При анализе полученных показателей СЗМР и ССМР (табл. 1) определенной закономерности в динамике лантентного периода в процессе занятий в I полугодии не отмечено, однако наблюдалась четкая закономерность в сокращении количества срывов по СЗМР у лиц 1-й группы на 0,3 усл. ед., у лиц 2-й — увеличение на 0,1 усл. ед. Количество

Показатели устойчивости и переключения внимания в динамике учебного года (Л1±т)

Таблица 2

Группа обследован- Время просмотра Количество допущенных ошибок

I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие

ных Н к Н к Н К н к

1-Я 27,5±1,1 24,9+1,0 24,6±1,7 18,7±1,2 1,0±0,06 | 0,5±0,08 0,3 I 0

Р >0,05 <0,05 <0,001 —

2-я 28,4±1,0 25,0±1,5 21,5±0,7 22,5±0,9 0,6±0,2 | 1,2±0,1 0,5±0,02 | 0,6±0,06

Р <0,05 >0,05 <0,05 >0,05

Т

Таблица 1

в динамике учебного года (М±т)

ССМР Срывы

I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие

Н к Н к н к Н | К

195±4,9 201±6,3 206±1,9 201 ±1,7 0,9±0,04 | 0,7=0.09 0,4±0,07 | 0.4±0,08

>0,05 <0,05 <0,05 —

218±4,5 195±8,6 217±6,1 202±3,5 0,7±0,05 | 0,5±0,07 0,4±0,03 | 0,5±0,05

<0,05 <0,05 <0,05 <0,05

срывов по ССМР уменьшалось у девушек обеих групп на 0,2 усл. ед. Во II полугодии латентный период СЗМР сокращался у учащихся 1-й группы на 10 мс, 2-й — на 7 мс, а латентный период ССМР — на 5 и 15 мс соответственно.. Четкие различия между экспериментальными группами наблюдались во II полугодии и в количестве допущенных срывов; так, если у лиц 1-й группы они отсутствовали, то у лиц 2-й группы имелись, причем по СЗМР в динамике занятий количество срывов достоверно снижалось, а по ССМР достоверно возрастало. Все это свидетельствовало о различных функциональных изменениях высшей нервной деятельности.

Результаты исследования устойчивости и переключения внимания (табл. 2) в I, II полугодиях показали достоверное снижение времени просмотра таблицы и количества допущенных ошибок у старшеклассниц 1-й группы. У девушек 2-й группы в I полугодии время просмотра таблиц сокращалось, однако в 2 раза возрастало количество допущенных ошибок. Во II полугодии к концу занятий увеличивалось как время просмотра таблиц, так и количество ошибок.

При оценке сенсорных качеств подростка, определяемой нами по показателям пространственно-временнбй ориентации в динамике занятий, установлено, что процент точных ответов в динамике двух полугодий у лиц 1-й группы был выше, чем 2-й, причем процент точных ответов в I полугодии в обеих группах от начала к концу занятий снижался: в 1-й группе с 48 до 24, во 2-й с 32 до 12, тогда как во II полугодии наблюдалось значительное увеличение числа точных ответов с определенной их стабилизацией у лиц 1-й группы от начала к концу производственных занятий при незначительном увеличении у лиц 2-й группы (от 32 до 42%). Такая же закономерность отмечена и в отношении количества запаздывающих и преждевременных реакций.

О состоянии работоспособности и объеме переработанной зрительной информации на протяжении учебного дня и полугодий судили по результатам корректурной пробы, которую проводили в начале, середине и конце занятий. В I полугодии у девушек 1-й группы количество просмотренных зна-

ков от начала к середине уменьшалось, а затем к концу возрастало (653, 619 и 966), во II полугодии картина была иной (941, 712 и 795). Количество просмотренных знаков возрастало соответственно с 697—608 до 950, во II полугодии увеличивалось от начала к середине и уменьшалось к концу занятий (794 и 724). Иная закономерность наблюдалась в количестве допущенных ошибок в пересчете на 500 просмотренных знаков. В I полугодии от начала к концу занятий у лиц 1-й группы количество ошибок снижалось на 20,7%, у лиц 2-й — на 12,9%, а во II полугодии — на 48,5 и 20% соответственно.

На основании результатов корректурной пробы нами был рассчитан ПСА по Р. М. Баевскому в модификации М. В. Антроповой, который представляет собой процентное отношение разности значений первых определений (в начале работы, до воздействия определенного фактора или их совокупности) и определений, произведенных спустя более или менее значительное время, к первой величине исследуемого параметра:

ПСА = (С1-СЛ-100 >

где Сх — качественный параметр умственной работоспособности (количество допущенных ошибок в начале занятий); С2 — то же в конце занятий. В I полугодии ПСА у девушек 1-й группы в динамике занятий составлял 79,3%, у девушек 2-й группы — 87,1%. Во II полугодии указанный показатель у обследованных обеих групп значительно изменился: 1-й группа—52,5%, 2-я—80,0%. Из этого следует, что у лиц 2-й группы в обоих полугодиях имеется более стабильное напряжение функциональных систем при определенном уменьшении напряжения в сторону физиологической нормы во II полугодии у девушек 1-й группы. Подготовка будущих кулинаров в учебно-производственном комбинате проводится один раз в неделю. В производственных цехах учащиеся согласно программе обучаются кулинарному мастерству, часть занятий отведена для приготовления полуфабрикатов для одного из базовых предприятий общественного питания. Учащимся дается стандартное задание выработать определенную про-

Гигиена и санитария Лй 3

— 33 —

дукцию. В конце занятий подводятся итоги проделанной работы, комплексно оцениваются уровень теоретических знаний и количество и качество изготовленной продукции. Наблюдения показали, что не все подростки в одинаковой мере относятся к порученным производственным заданиям и справляются с ними, что, по-видимому, является результатом отрицательного эмоционального настроя, связанного с психологической новизной нормирования изготовляемой продукции, ее однородностью и монотонностью работы, а также с невысоким процентом механизации технологических процессов. В дальнейшем это может привести к замедленной выработке динамического трудового стереотипа и в конечном итоге к социально-психологическому срыву и выбору другой профессии.

Следует отметить, что микроклиматические параметры производственной среды в динамике обучения ухудшались, а такие показатели, как производственный шум и освещенность на рабочих местах, не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам.

Анкетный опрос о субъективной оценке школьниками условий труда показал следующее: в 1-й группе 86,3% учащихся считали свою рабочую позу удобной, 17,7% — неудобной, во 2-й эти показатели были соответственно 39,3 и 60,7%. В 1-й группе 82% учащихся чувствовали к концу занятий усталость ног, 26% — спины, 3% — рук, 74,5% — глаз к концу занятий, а 25,5% — в середине, во 2-й группе эти показатели соответственно составляли 92,1, 6,3, 55,5 и 44,5%.

Как свидетельствуют результаты опроса, имеются определенные различия в психологическом восприятии производственного фона, а также в утомляемости и эмоциональной уязвимости у подростков 2-й группы.

Л итератур а. Антонова А. //. Гигиеническая оценка условий производственного обучения учащихся профессионально-технической школы, осваивающих специальность крутильщицы ацетатного и капронового волокон. Дис. канд. Саратов, 1967.

Summary. The formation of motivational stability under the effect of instruction and of the working environment was studied in senior schoolchildren undergoing prac-

B течение всего учебного года мы также наблюдали тенденцию к переходу учащихся от кулинарной специальности к другой профессии: из 51 старшеклассника, находившихся под нашим наблюдением в течение учебного года, 5,9% сменили профессию, причем все они входили во 2-ю группу, а из 52 подростков, не участвующих в эксперименте, сменили ее 12,4%.

Полученные результаты позволяют заключить, что у подростков, осваивающих профессию кулинара в учебно-производственном комбинате, на этапе профессионального самоопределения имелись различные психологические механизмы формирования профессиональной мотивации, что в дальнейшем при сочетанном влиянии комплекса дискомфортных условий производственной среды (А. Н. Антонова) негативно сказывается на моти-вационной устойчивости и приводит к социально-психологическому срыву и переходу к обучению другой специальности, а у ряда школьников — к замедленной профессиональной адаптации.

Следовательно, для оптимизации профессиональной мотивационной устойчивости необходимо на этапах предпрогнозной ориентации учащихся, начиная с 6—7-го класса, на уроках трудового обучения моделировать процессы «реальной» производственной среды, вводить элемешы нормирования, а также на этапах инерционного прогноза при освоении профессиональных наныков той или иной профессии создавать оптимальный гигиенический режим в учебно-производственных цехах.

На первом году обучения в комбинате при изготовлении продукции нельзя допускать однородности и монотонности технологического процесса, что приводит к падению психологической доминанты.

Боевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани

нормы и патологии. М., 1979. Лисичкин В. А. Теория и практика прогностики. М., 1972.

Поступила 29/1V 1980 г.

tical training in culinary departments of interschool vocational training centers. Recommendations on the optimi-tation of training in such centers are given.

УДК 613.867-057.875

Доц. А. Г. Глущенко, проф. И. И. Слепушкина, канд. мед. наук Ю. А. Литвинова

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

В работах ряда исследователей подчеркивалось, и переутомления, а также наибольшие нарушения что у студентов I курса имелись наиболее низкие состояния здоровья — гипертония, ухудшение пока-показателн работоспособности, явления утомления зателей красной крови (В. К. Водяга; Б. Б. Возжан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.