дукцию. В конце занятий подводятся итоги проделанной работы, комплексно оцениваются уровень теоретических знаний и количество и качество изготовленной продукции. Наблюдения показали, что не все подростки в одинаковой мере относятся к порученным производственным заданиям и справляются с ними, что, по-видимому, является результатом отрицательного эмоционального настроя, связанного с психологической новизной нормирования изготовляемой продукции, ее однородностью и монотонностью работы, а также с невысоким процентом механизации технологических процессов. В дальнейшем это может привести к замедленной выработке динамического трудового стереотипа и в конечном итоге к социально-психологическому срыву и выбору другой профессии.
Следует отметить, что микроклиматические параметры производственной среды в динамике обучения ухудшались, а такие показатели, как производственный шум и освещенность на рабочих местах, не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам.
Анкетный опрос о субъективной оценке школьниками условий труда показал следующее: в 1-й группе 86,3% учащихся считали свою рабочую позу удобной, 17,7% — неудобной, во 2-й эти показатели были соответственно 39,3 и 60,7%. В 1-й группе 82% учащихся чувствовали к концу занятий усталость ног, 26% — спины, 3% — рук, 74,5% — глаз к концу занятий, а 25,5% — в середине, во 2-й группе эти показатели соответственно составляли 92,1, 6,3, 55,5 и 44,5%.
Как свидетельствуют результаты опроса, имеются определенные различия в психологическом восприятии производственного фона, а также в утомляемости и эмоциональной уязвимости у подростков 2-й группы.
Л итератур а. Антонова А. //. Гигиеническая оценка условий производственного обучения учащихся профессионально-технической школы, осваивающих специальность крутильщицы ацетатного и капронового волокон. Дис. канд. Саратов, 1967.
Summary. The formation of motivational stability under the effect of instruction and of the working environment was studied in senior schoolchildren undergoing prac-
B течение всего учебного года мы также наблюдали тенденцию к переходу учащихся от кулинарной специальности к другой профессии: из 51 старшеклассника, находившихся под нашим наблюдением в течение учебного года, 5,9% сменили профессию, причем все они входили во 2-ю группу, а из 52 подростков, не участвующих в эксперименте, сменили ее 12,4%.
Полученные результаты позволяют заключить, что у подростков, осваивающих профессию кулинара в учебно-производственном комбинате, на этапе профессионального самоопределения имелись различные психологические механизмы формирования профессиональной мотивации, что в дальнейшем при сочетанном влиянии комплекса дискомфортных условий производственной среды (А. Н. Антонова) негативно сказывается на моти-вационной устойчивости и приводит к социально-психологическому срыву и переходу к обучению другой специальности, а у ряда школьников — к замедленной профессиональной адаптации.
Следовательно, для оптимизации профессиональной мотивационной устойчивости необходимо на этапах предпрогнозной ориентации учащихся, начиная с 6—7-го класса, на уроках трудового обучения моделировать процессы «реальной» производственной среды, вводить элемешы нормирования, а также на этапах инерционного прогноза при освоении профессиональных наныков той или иной профессии создавать оптимальный гигиенический режим в учебно-производственных цехах.
На первом году обучения в комбинате при изготовлении продукции нельзя допускать однородности и монотонности технологического процесса, что приводит к падению психологической доминанты.
Боевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани
нормы и патологии. М., 1979. Лисичкин В. А. Теория и практика прогностики. М., 1972.
Поступила 29/1V 1980 г.
tical training in culinary departments of interschool vocational training centers. Recommendations on the optimi-tation of training in such centers are given.
УДК 613.867-057.875
Доц. А. Г. Глущенко, проф. И. И. Слепушкина, канд. мед. наук Ю. А. Литвинова
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца
В работах ряда исследователей подчеркивалось, и переутомления, а также наибольшие нарушения что у студентов I курса имелись наиболее низкие состояния здоровья — гипертония, ухудшение пока-показателн работоспособности, явления утомления зателей красной крови (В. К. Водяга; Б. Б. Возжан-
Таблица 1
Динамика показателен корректурного теста у студентов I курса в течение учебного дня и недели на начальном этапе
обучения (М±т)
День недели Число просмотренных знаков Число ошибок на 500 знаков Латентный период зрительно-моторной реакции
I II I II I II
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота 647,1 ±30,5 595,5+32,2 548,6+ 22,9 564,0±25,4 562,2+30,7 559,5±30,7 631,1+22,9 587,9+ 22,3 530,2+62,7 632,9+38,2 518,2+38,8 536,5+45,2 3,37±0,41 3,62+0,99 4,1+0,63 5,7+0,7 3,99+0,72 4,82+0,61 3,8±0,56 6,3+1,2 6,2+0,33 5,32+1,43 5,99+1,1 5,50+1,7 233,2+4,3 216,7+5,6 235,1 + 10,6 247,8+13,6 237,7+7,4 300,2+17,5 287,0+16,3 383,0±64,7 279,2+15,2 290,3+11,0 262,0+15,3
Примечание. I—показатели до занятий, II—после занятий.
ский и соавт.; П. Л. Краснянская; A.M. Мамедов и Аз. М. Мамедов; И. П. Понамаренко; И. И. Сле-пушкина; А. С. Хафизова).
Задачей данной работы являлось изучение показателей работоспособности и функционального состояния студентов I курса медицинского института и установление влияющих на них факторов.
Наблюдения проводились в динамике учебного дня, недели, года. Использовали общепринятые методы, позволяющие судить о функциональном состоянии центральной нервной и сердечно-сосудистой систем — скорости зрительных и слухо-моторных реакций, объеме и скорости переработки информации, пульсе и артериальном давлении. Бюджет времени изучали методами хронометража и самохронометража с применением анкет и опроса. Полученные результаты обработаны методами математической статистики.
При изучении динамики общей работоспособности в течение учебного дня в начале обучения у 176 студентов выявлены изменения, отражающие классическую кривую: снижение в конце дня количества просматриваемых знаков и увеличение числа ошибок, удлинение латентного периода зрительно-моторной реакции (табл. 1). В течение учебной недели функциональные показатели ухудшились у 70—75% обследованных.
Необходимо отметить, что у V5 студентов обнаружены нарушения и гемодинамики, главным образом гипотонические реакции, а у 0,9%, наоборот,— гипертензивные реакции.
К концу 1-го учебного семестра показатели работоспособности существенно изменялись, хотя общее количество работы (число просмотренных знаков и объем перерабатываемой информации) в отдельные дни даже несколько увеличивалось (на 1,7—1,8%), однако качество ее ухудшалось на 20,3—31%, что свидетельствовало о развитии утомления. Указанные изменения сопровождались тенденцией к повышению давления. Так, если «средненедельное» систолическое давление в начале 1-го семестра составляло 108,9 мм рт. ст., а диастолическое — 66,4 мм рт. ст., то в конце семестра — соответственно 116,0 и 69,8 мм рт. ст.
2*
Процент лиц с гипертоническими реакциями возрос с 0,9 до 14,9.
При сравнении функционального состояния организма студентов по комплексу показателей в динамике обучения на I курсе установлено, что общая работоспособность существенно не изменилась (табл. 2), однако значительно ухудшилось функциональное состояние центральной нервной системы: латентный период двигательных реакций удлинился на 80,7 мс (Р<0,001), при этом количество ошибочных реакций на дифференцировоч-ный раздражитель увеличилось в 2,7 раза (Р<С <0,01), что указывало на развитие выраженного утомления. Под влиянием учебной нагрузки произошли сдвиги и в гемодинамике: достоверно снизилось систолическое давление, уменьшились пульсовое давление и частота пульса, что отражало уменьшение ударного и минутного объема сердца.
[Таблица 2
Динамика показателей функционального состояния организма студентов в процессе обучения на 1 курсе в начале (I) и конце (II) учебного года (М+т)
Показатель I II Р
Латентный период
зрительно-моторной 314,8+18,1 <0,001
реакции, м/с 2341+8,9
Количество ошибок на
дифференцировку, % 58,5±7,9 <0,01
21,6±6,7
Объем переработанной 108,4+6,0 0,05
информации, бит 110,4+3,8
Скорость переработки 1,38+0,08 0,05
информации, бит/с 1,37+0,11
Корректурный тест, 0,05
число знаков 704,0+18,7 680±25.3
Корректурный тест, 3,8 <0,05
число ошибок 3,3
Систолическое давле- <0,05
ние, мм рт. ст. 109,0+4,3 102+2,6
Диастолическое дав- <0,05
ление, мм рт. ст. 70+2,2 66+3,8
Частота пульса в ми- <0,05
нуту 87+3,0 79+2,8
— 35 —
____
Количество лиц с гипертонической реакцией возросло до 16,4%. Обобщая представленные данные изучения влияния учебной нагрузки на организм студентов I курса, можно заключить, что на начальных этапах обучения отчетливо ухудшалось функциональное состояние организма в динамике учебного дня, недели и года. Это выражалось прежде всего в нарушении показателей деятельности центральной нервной системы и регуляции сосудистого тонуса. Отмечена разнонаправленность изменений артериального давления — повышение его к концу 1-го семестра сменялось резким снижением в конце года.
С целью изучения факторов, обусловливающих установленные закономерности изменения функционального состояния студентов I курса, проанализировали их бюджет времени, а также организацию аудиторной и внеаудиторной работы. Анализ учебных планов, учебного распорядка и расписания занятий, бюджета времени студентов показал, что специфика обучения на I курсе — изучение 7 объемных предметов (анатомии, физики, общей химии, общественных наук, 2 иностранных языков и биологии) требует систематической и длительной внеаудиторной подготовки. Если по гигиеническим рекомендациям на внеаудиторную подготовку следовало отводить ежедневно 3—4 ч, то в начале учебного года у 61,7% студентов она составляла 4—6 ч, студентов же, занимающихся дома 3—4 ч, было лишь 19,5—23,9%. В конце учебного года с 6,1 до 9,8% увеличилось число студентов, затрачивающих на приготовление домашних заданий ежедневно более 6 ч. В то же время имелась группа студентов (10,2—17,2%), которые систематически не занимались дома. Эта группа в основном состояла из лиц, пришедших в институт непосредственно после окончания школы либо работавших 1—2 года; до поступления в институт они занимались дома с преподавателями. По мнению этих студентов, общий уровень подготовки у них по таким дисциплинам, как физика, химия и биология, позволяет использовать багаж знаний, накопленный до поступления в институт, поэтому в институте они не прилагают усилий для овладевания основами этих, а заодно и других дисциплин. Однако анализ успеваемости студентов I курса показал, что около 60% студентов, не занимающихся внеаудиторной подготовкой, получают только удовлетворительные и неудовлетворительные оценки. Успеваемость студентов, чрезмерно долго занимающихся дома (6 ч и более), также плохая: */г учатся только на удовлетворительно, около */6 — на тройки и двойки, что объясняется систематическим нарушением режима дня, уменьшением длительности сна, сокращением прогулок и др., недостаточной общей подготовкой до поступления в институт по сравнению с другими студентами и некоторыми психологическими особенностями личности (плохой памятью, рассеянным вниманием, неумением сосредоточиться и др.).
При изучении изменения продолжительности внеаудиторной работы в течение недели установлено, что больше всего времени на внеаудиторную подготовку студенты затрачивают в воскресные дни, благодаря чему их работоспособность к понедельнику не восстанавливается. Меньше же всего внеаудиторно они занимаются в субботу, в остальные дни продолжительность самостоятельной домашней работы обусловливается расписанием занятий в институте.
Для того чтобы объективно определить объем внеаудиторной подготовки и необходимое для этого время, опросили сотрудников соответствующих кафедр. Оказалось, что подготовка к практическим занятиям по каждой дисциплине требует изучения 1—2 источников, в среднем нужно изучить 98,5— 113 страниц в неделю, на что затратить 19,2— 19,9 ч. Много времени студенты уделяют подготовке к семинарским занятиям, поскольку наряду с изучением первоисточников необходимо представить конспект проработанной литературы, на что 8 из 10 студентов затрачивают 6—7 ч. Много времени при малом объеме (7—8 страниц) уходит на подготовку к занятиям по анатомии, гистологии, биологии, что связано с необходимостью запоминания множества новых терминов. Подготовка по остальным дисциплинам занимает около 1 ч. Изучение бюджета времени студентов показало, что время, затрачиваемое на самоподготовку, распределяется крайне неравномерно в течение семестра и учебного года. Особенно удлиняется внеаудиторная подготовка в предэкзаменационный и экзаменационный периоды, когда 82,4% студентов занимаются 6 ч и более. Это свидетельствует о крайней неравномерности требований кафедр на протяжении семестра. Длительная подготовка в экзаменационный период приводит к резкому нарушению режима дня студентов.
Одной из причин не только утомления, но и переутомления студентов I курса является нерациональное планирование контрольных занятий и зачетов — они распределяются неравномерно в течение семестра и учебного года, концентрируясь в определенные недели. Между тем подготорка к каждому из них требует дополнительно 3—4 ч, что вызывает необходимость контроля со стороны учебной части планирования кафедрами этого вида учебной деятельности. Нет согласованности между кафедрами в определении объема домашних заданий, что приводит в определенные дни к значительной перегрузке студентов. Важное значение имеет и то, что студенты I курса не адаптированы к особенностям обучения в высшей школе — они не умеют хорошо конспектировать лекции, не знакомы с особенностями биоритмики основных физиологических функций, не обладают навыком рационально планировать свободное от занятий время и оптимально организовывать отдых. Очевидно, одна из первых лекций курса «Введение в специальность» должна быть посвящена этим вопросам.
Как показали наши исследования, на уровень работоспособности студентов I курса, особенно в начале учебного года, продолжает оказывать влияние нервно-эмоциональная нагрузка в период, предшествующий поступлению в институт: сдача выпускных экзаменов в 10-м классе у учащихся средних школ, вступительные экзамены в вуз. Поэтому чрезвычайно интересным и малоизученным является вопрос об особенностях работоспособности студентов I курса под влиянием учебной нагрузки в зависимости от характера деятельности в предшествующий период. Проведенный целенаправленный анализ ряда показателей функционального состояния организма первокурсников показал, что наиболее высокая работоспособность по результатам выполнения корректурного теста установлена у студентов, окончивших подготовительное отделение: 704,0±21,4 просмотренных знака против 598,0±18,9 у окончивших среднюю школу и в том же году поступивших учиться, 576,0±29,4 знака у пришедших в вуз после службы в Советской Армии, 612,0±27,4 знака у рабочих предприятий и колхозников, 578,0 ±23,4 знака у служащих, в том числе фельдшеров. Качество выполняемой работы у окончивших подготовительное отделение также оказалось лучше. Аналогичная направленность показателей сохранялась и в конце обучения на I курсе: у окончивших подготовительное отделение общее количество работы было выше, чем у лиц других групп, как и объем переработанной информации: 148±4,1 бит против 120±2,7 бит у десятиклассников, 90± ±2,3 бит у отслуживших в армии, 83±4,7 бит у рабочих и 100±2,3 бит у служащих. Из этих данных видно, что наиболее высокие показатели имелись у лиц из подготовительного отделения, второе место по уровню работоспособности в течение первого учебного года в вузе занимали студенты, окончившие среднюю общеобразовательную школу. Наиболее низкие показатели, особенно
Литература. Бодяга В. К. — Гиг. и сан., 1970,
№ 12, с. 23—27. Воэжанский Б. Б. и др. — В кн.: Организм и среда. М.,
1970, ч. 1, с. 161-162. Краснянская П. Л. — Гиг. и сан., 1970, № 7, с. 102—103. Мамедов А. М., Мамедов Аз. М. — В кн.: Вопросы ги-
Summary. Csnsiderable fatigue was found to develop in first-year students of higher schools in the course of a study day, study week, and study year because of the lack of
качества и скорости работы, установлены у студентов, имеющих перерыв в обучении. Значительно более высокие показатели у студентов, пришедших в вуз после обучения на подготовительном отделении, по сравнению с лицами всех других групп, по-видимому, объясняются тем, что они сдают на подготовительном отделении экзамены в июле, а затем более месяца перед началом занятий отдыхают, тогда как все остальные начинают обучение в вузе почти сразу после вступительных экзаменов.
Выводы. 1. У студентов I курса развивается интенсивное утомление в течение учебного года, выражающееся в снижении функционального состояния центральной нервной системы и нарушении регуляции сосудистого тонуса.
2. Более значительное утомление у студентов I курса обусловливается нерегулируемым учебной частью объемом внеаудиторной нагрузки, отсутствием навыков ее рациональной организации и спецификой изучаемых предметов.
3. Для уменьшения утомления студентов I курса необходимо расширить подготовительные отделения, обеспечивающие наиболее высокий уровень работоспособности студентов I курса; учебной части института совместно с кафедрами-кураторами I курса регулировать число семинаров, контрольных и зачетных занятий так, чтобы они не концентрировались в течение одного и того же периода, и контролировать объем занятий, предлагаемых кафедрами для внеаудиторной подготовки; одну из первых лекций курса «Введение в специальность» посвятить ознакомлению студентов с особенностями организации учебной работы в вузе; деканатам комплектовать группы с учетом предшествующей подготовки студентов; здравпунктам вузов фиксировать внимание на показателях гемодинамики студентов и лиц с повышенным артериальным давлением включать в диспансерные группы.
гиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974,
с. 155—156.
Понамаренко И. И. — Гнг. и сан., 1978, № 9, с. 36—40. Слепушкина И. И. — В кн.: Гигиена детей и подростков.
М., 1974, с. 124—129. Хафизова А. С. — Гиг. и сан., 1973, № 7, с. 114—115.
Поступила 21/V 1980 г.
adequate rest during summer, the large volume of academic load, and the different preadmission levels of their preparation.