Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ I КУРСА'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ I КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
548
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А Г. Глущенко, И И. Слепуиисина, Ю А. Литвинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considerable fatigue was found to develop in first-year students of higher schools in the course of a study day, study week, and study year because of the lack of adequate rest during summer, the large volume of academic load, and the different preadmission levels of their preparation.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ I КУРСА»

дукцию. В конце занятий подводятся итоги проделанной работы, комплексно оцениваются уровень теоретических знаний и количество и качество изготовленной продукции. Наблюдения показали, что не все подростки в одинаковой мере относятся к порученным производственным заданиям и справляются с ними, что, по-видимому, является результатом отрицательного эмоционального настроя, связанного с психологической новизной нормирования изготовляемой продукции, ее однородностью и монотонностью работы, а также с невысоким процентом механизации технологических процессов. В дальнейшем это может привести к замедленной выработке динамического трудового стереотипа и в конечном итоге к социально-психологическому срыву и выбору другой профессии.

Следует отметить, что микроклиматические параметры производственной среды в динамике обучения ухудшались, а такие показатели, как производственный шум и освещенность на рабочих местах, не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам.

Анкетный опрос о субъективной оценке школьниками условий труда показал следующее: в 1-й группе 86,3% учащихся считали свою рабочую позу удобной, 17,7% — неудобной, во 2-й эти показатели были соответственно 39,3 и 60,7%. В 1-й группе 82% учащихся чувствовали к концу занятий усталость ног, 26% — спины, 3% — рук, 74,5% — глаз к концу занятий, а 25,5% — в середине, во 2-й группе эти показатели соответственно составляли 92,1, 6,3, 55,5 и 44,5%.

Как свидетельствуют результаты опроса, имеются определенные различия в психологическом восприятии производственного фона, а также в утомляемости и эмоциональной уязвимости у подростков 2-й группы.

Л итератур а. Антонова А. //. Гигиеническая оценка условий производственного обучения учащихся профессионально-технической школы, осваивающих специальность крутильщицы ацетатного и капронового волокон. Дис. канд. Саратов, 1967.

Summary. The formation of motivational stability under the effect of instruction and of the working environment was studied in senior schoolchildren undergoing prac-

B течение всего учебного года мы также наблюдали тенденцию к переходу учащихся от кулинарной специальности к другой профессии: из 51 старшеклассника, находившихся под нашим наблюдением в течение учебного года, 5,9% сменили профессию, причем все они входили во 2-ю группу, а из 52 подростков, не участвующих в эксперименте, сменили ее 12,4%.

Полученные результаты позволяют заключить, что у подростков, осваивающих профессию кулинара в учебно-производственном комбинате, на этапе профессионального самоопределения имелись различные психологические механизмы формирования профессиональной мотивации, что в дальнейшем при сочетанном влиянии комплекса дискомфортных условий производственной среды (А. Н. Антонова) негативно сказывается на моти-вационной устойчивости и приводит к социально-психологическому срыву и переходу к обучению другой специальности, а у ряда школьников — к замедленной профессиональной адаптации.

Следовательно, для оптимизации профессиональной мотивационной устойчивости необходимо на этапах предпрогнозной ориентации учащихся, начиная с 6—7-го класса, на уроках трудового обучения моделировать процессы «реальной» производственной среды, вводить элемешы нормирования, а также на этапах инерционного прогноза при освоении профессиональных наныков той или иной профессии создавать оптимальный гигиенический режим в учебно-производственных цехах.

На первом году обучения в комбинате при изготовлении продукции нельзя допускать однородности и монотонности технологического процесса, что приводит к падению психологической доминанты.

Боевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани

нормы и патологии. М., 1979. Лисичкин В. А. Теория и практика прогностики. М., 1972.

Поступила 29/1V 1980 г.

tical training in culinary departments of interschool vocational training centers. Recommendations on the optimi-tation of training in such centers are given.

УДК 613.867-057.875

Доц. А. Г. Глущенко, проф. И. И. Слепушкина, канд. мед. наук Ю. А. Литвинова

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

В работах ряда исследователей подчеркивалось, и переутомления, а также наибольшие нарушения что у студентов I курса имелись наиболее низкие состояния здоровья — гипертония, ухудшение пока-показателн работоспособности, явления утомления зателей красной крови (В. К. Водяга; Б. Б. Возжан-

Таблица 1

Динамика показателен корректурного теста у студентов I курса в течение учебного дня и недели на начальном этапе

обучения (М±т)

День недели Число просмотренных знаков Число ошибок на 500 знаков Латентный период зрительно-моторной реакции

I II I II I II

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота 647,1 ±30,5 595,5+32,2 548,6+ 22,9 564,0±25,4 562,2+30,7 559,5±30,7 631,1+22,9 587,9+ 22,3 530,2+62,7 632,9+38,2 518,2+38,8 536,5+45,2 3,37±0,41 3,62+0,99 4,1+0,63 5,7+0,7 3,99+0,72 4,82+0,61 3,8±0,56 6,3+1,2 6,2+0,33 5,32+1,43 5,99+1,1 5,50+1,7 233,2+4,3 216,7+5,6 235,1 + 10,6 247,8+13,6 237,7+7,4 300,2+17,5 287,0+16,3 383,0±64,7 279,2+15,2 290,3+11,0 262,0+15,3

Примечание. I—показатели до занятий, II—после занятий.

ский и соавт.; П. Л. Краснянская; A.M. Мамедов и Аз. М. Мамедов; И. П. Понамаренко; И. И. Сле-пушкина; А. С. Хафизова).

Задачей данной работы являлось изучение показателей работоспособности и функционального состояния студентов I курса медицинского института и установление влияющих на них факторов.

Наблюдения проводились в динамике учебного дня, недели, года. Использовали общепринятые методы, позволяющие судить о функциональном состоянии центральной нервной и сердечно-сосудистой систем — скорости зрительных и слухо-моторных реакций, объеме и скорости переработки информации, пульсе и артериальном давлении. Бюджет времени изучали методами хронометража и самохронометража с применением анкет и опроса. Полученные результаты обработаны методами математической статистики.

При изучении динамики общей работоспособности в течение учебного дня в начале обучения у 176 студентов выявлены изменения, отражающие классическую кривую: снижение в конце дня количества просматриваемых знаков и увеличение числа ошибок, удлинение латентного периода зрительно-моторной реакции (табл. 1). В течение учебной недели функциональные показатели ухудшились у 70—75% обследованных.

Необходимо отметить, что у V5 студентов обнаружены нарушения и гемодинамики, главным образом гипотонические реакции, а у 0,9%, наоборот,— гипертензивные реакции.

К концу 1-го учебного семестра показатели работоспособности существенно изменялись, хотя общее количество работы (число просмотренных знаков и объем перерабатываемой информации) в отдельные дни даже несколько увеличивалось (на 1,7—1,8%), однако качество ее ухудшалось на 20,3—31%, что свидетельствовало о развитии утомления. Указанные изменения сопровождались тенденцией к повышению давления. Так, если «средненедельное» систолическое давление в начале 1-го семестра составляло 108,9 мм рт. ст., а диастолическое — 66,4 мм рт. ст., то в конце семестра — соответственно 116,0 и 69,8 мм рт. ст.

2*

Процент лиц с гипертоническими реакциями возрос с 0,9 до 14,9.

При сравнении функционального состояния организма студентов по комплексу показателей в динамике обучения на I курсе установлено, что общая работоспособность существенно не изменилась (табл. 2), однако значительно ухудшилось функциональное состояние центральной нервной системы: латентный период двигательных реакций удлинился на 80,7 мс (Р<0,001), при этом количество ошибочных реакций на дифференцировоч-ный раздражитель увеличилось в 2,7 раза (Р<С <0,01), что указывало на развитие выраженного утомления. Под влиянием учебной нагрузки произошли сдвиги и в гемодинамике: достоверно снизилось систолическое давление, уменьшились пульсовое давление и частота пульса, что отражало уменьшение ударного и минутного объема сердца.

[Таблица 2

Динамика показателей функционального состояния организма студентов в процессе обучения на 1 курсе в начале (I) и конце (II) учебного года (М+т)

Показатель I II Р

Латентный период

зрительно-моторной 314,8+18,1 <0,001

реакции, м/с 2341+8,9

Количество ошибок на

дифференцировку, % 58,5±7,9 <0,01

21,6±6,7

Объем переработанной 108,4+6,0 0,05

информации, бит 110,4+3,8

Скорость переработки 1,38+0,08 0,05

информации, бит/с 1,37+0,11

Корректурный тест, 0,05

число знаков 704,0+18,7 680±25.3

Корректурный тест, 3,8 <0,05

число ошибок 3,3

Систолическое давле- <0,05

ние, мм рт. ст. 109,0+4,3 102+2,6

Диастолическое дав- <0,05

ление, мм рт. ст. 70+2,2 66+3,8

Частота пульса в ми- <0,05

нуту 87+3,0 79+2,8

— 35 —

____

Количество лиц с гипертонической реакцией возросло до 16,4%. Обобщая представленные данные изучения влияния учебной нагрузки на организм студентов I курса, можно заключить, что на начальных этапах обучения отчетливо ухудшалось функциональное состояние организма в динамике учебного дня, недели и года. Это выражалось прежде всего в нарушении показателей деятельности центральной нервной системы и регуляции сосудистого тонуса. Отмечена разнонаправленность изменений артериального давления — повышение его к концу 1-го семестра сменялось резким снижением в конце года.

С целью изучения факторов, обусловливающих установленные закономерности изменения функционального состояния студентов I курса, проанализировали их бюджет времени, а также организацию аудиторной и внеаудиторной работы. Анализ учебных планов, учебного распорядка и расписания занятий, бюджета времени студентов показал, что специфика обучения на I курсе — изучение 7 объемных предметов (анатомии, физики, общей химии, общественных наук, 2 иностранных языков и биологии) требует систематической и длительной внеаудиторной подготовки. Если по гигиеническим рекомендациям на внеаудиторную подготовку следовало отводить ежедневно 3—4 ч, то в начале учебного года у 61,7% студентов она составляла 4—6 ч, студентов же, занимающихся дома 3—4 ч, было лишь 19,5—23,9%. В конце учебного года с 6,1 до 9,8% увеличилось число студентов, затрачивающих на приготовление домашних заданий ежедневно более 6 ч. В то же время имелась группа студентов (10,2—17,2%), которые систематически не занимались дома. Эта группа в основном состояла из лиц, пришедших в институт непосредственно после окончания школы либо работавших 1—2 года; до поступления в институт они занимались дома с преподавателями. По мнению этих студентов, общий уровень подготовки у них по таким дисциплинам, как физика, химия и биология, позволяет использовать багаж знаний, накопленный до поступления в институт, поэтому в институте они не прилагают усилий для овладевания основами этих, а заодно и других дисциплин. Однако анализ успеваемости студентов I курса показал, что около 60% студентов, не занимающихся внеаудиторной подготовкой, получают только удовлетворительные и неудовлетворительные оценки. Успеваемость студентов, чрезмерно долго занимающихся дома (6 ч и более), также плохая: */г учатся только на удовлетворительно, около */6 — на тройки и двойки, что объясняется систематическим нарушением режима дня, уменьшением длительности сна, сокращением прогулок и др., недостаточной общей подготовкой до поступления в институт по сравнению с другими студентами и некоторыми психологическими особенностями личности (плохой памятью, рассеянным вниманием, неумением сосредоточиться и др.).

При изучении изменения продолжительности внеаудиторной работы в течение недели установлено, что больше всего времени на внеаудиторную подготовку студенты затрачивают в воскресные дни, благодаря чему их работоспособность к понедельнику не восстанавливается. Меньше же всего внеаудиторно они занимаются в субботу, в остальные дни продолжительность самостоятельной домашней работы обусловливается расписанием занятий в институте.

Для того чтобы объективно определить объем внеаудиторной подготовки и необходимое для этого время, опросили сотрудников соответствующих кафедр. Оказалось, что подготовка к практическим занятиям по каждой дисциплине требует изучения 1—2 источников, в среднем нужно изучить 98,5— 113 страниц в неделю, на что затратить 19,2— 19,9 ч. Много времени студенты уделяют подготовке к семинарским занятиям, поскольку наряду с изучением первоисточников необходимо представить конспект проработанной литературы, на что 8 из 10 студентов затрачивают 6—7 ч. Много времени при малом объеме (7—8 страниц) уходит на подготовку к занятиям по анатомии, гистологии, биологии, что связано с необходимостью запоминания множества новых терминов. Подготовка по остальным дисциплинам занимает около 1 ч. Изучение бюджета времени студентов показало, что время, затрачиваемое на самоподготовку, распределяется крайне неравномерно в течение семестра и учебного года. Особенно удлиняется внеаудиторная подготовка в предэкзаменационный и экзаменационный периоды, когда 82,4% студентов занимаются 6 ч и более. Это свидетельствует о крайней неравномерности требований кафедр на протяжении семестра. Длительная подготовка в экзаменационный период приводит к резкому нарушению режима дня студентов.

Одной из причин не только утомления, но и переутомления студентов I курса является нерациональное планирование контрольных занятий и зачетов — они распределяются неравномерно в течение семестра и учебного года, концентрируясь в определенные недели. Между тем подготорка к каждому из них требует дополнительно 3—4 ч, что вызывает необходимость контроля со стороны учебной части планирования кафедрами этого вида учебной деятельности. Нет согласованности между кафедрами в определении объема домашних заданий, что приводит в определенные дни к значительной перегрузке студентов. Важное значение имеет и то, что студенты I курса не адаптированы к особенностям обучения в высшей школе — они не умеют хорошо конспектировать лекции, не знакомы с особенностями биоритмики основных физиологических функций, не обладают навыком рационально планировать свободное от занятий время и оптимально организовывать отдых. Очевидно, одна из первых лекций курса «Введение в специальность» должна быть посвящена этим вопросам.

Как показали наши исследования, на уровень работоспособности студентов I курса, особенно в начале учебного года, продолжает оказывать влияние нервно-эмоциональная нагрузка в период, предшествующий поступлению в институт: сдача выпускных экзаменов в 10-м классе у учащихся средних школ, вступительные экзамены в вуз. Поэтому чрезвычайно интересным и малоизученным является вопрос об особенностях работоспособности студентов I курса под влиянием учебной нагрузки в зависимости от характера деятельности в предшествующий период. Проведенный целенаправленный анализ ряда показателей функционального состояния организма первокурсников показал, что наиболее высокая работоспособность по результатам выполнения корректурного теста установлена у студентов, окончивших подготовительное отделение: 704,0±21,4 просмотренных знака против 598,0±18,9 у окончивших среднюю школу и в том же году поступивших учиться, 576,0±29,4 знака у пришедших в вуз после службы в Советской Армии, 612,0±27,4 знака у рабочих предприятий и колхозников, 578,0 ±23,4 знака у служащих, в том числе фельдшеров. Качество выполняемой работы у окончивших подготовительное отделение также оказалось лучше. Аналогичная направленность показателей сохранялась и в конце обучения на I курсе: у окончивших подготовительное отделение общее количество работы было выше, чем у лиц других групп, как и объем переработанной информации: 148±4,1 бит против 120±2,7 бит у десятиклассников, 90± ±2,3 бит у отслуживших в армии, 83±4,7 бит у рабочих и 100±2,3 бит у служащих. Из этих данных видно, что наиболее высокие показатели имелись у лиц из подготовительного отделения, второе место по уровню работоспособности в течение первого учебного года в вузе занимали студенты, окончившие среднюю общеобразовательную школу. Наиболее низкие показатели, особенно

Литература. Бодяга В. К. — Гиг. и сан., 1970,

№ 12, с. 23—27. Воэжанский Б. Б. и др. — В кн.: Организм и среда. М.,

1970, ч. 1, с. 161-162. Краснянская П. Л. — Гиг. и сан., 1970, № 7, с. 102—103. Мамедов А. М., Мамедов Аз. М. — В кн.: Вопросы ги-

Summary. Csnsiderable fatigue was found to develop in first-year students of higher schools in the course of a study day, study week, and study year because of the lack of

качества и скорости работы, установлены у студентов, имеющих перерыв в обучении. Значительно более высокие показатели у студентов, пришедших в вуз после обучения на подготовительном отделении, по сравнению с лицами всех других групп, по-видимому, объясняются тем, что они сдают на подготовительном отделении экзамены в июле, а затем более месяца перед началом занятий отдыхают, тогда как все остальные начинают обучение в вузе почти сразу после вступительных экзаменов.

Выводы. 1. У студентов I курса развивается интенсивное утомление в течение учебного года, выражающееся в снижении функционального состояния центральной нервной системы и нарушении регуляции сосудистого тонуса.

2. Более значительное утомление у студентов I курса обусловливается нерегулируемым учебной частью объемом внеаудиторной нагрузки, отсутствием навыков ее рациональной организации и спецификой изучаемых предметов.

3. Для уменьшения утомления студентов I курса необходимо расширить подготовительные отделения, обеспечивающие наиболее высокий уровень работоспособности студентов I курса; учебной части института совместно с кафедрами-кураторами I курса регулировать число семинаров, контрольных и зачетных занятий так, чтобы они не концентрировались в течение одного и того же периода, и контролировать объем занятий, предлагаемых кафедрами для внеаудиторной подготовки; одну из первых лекций курса «Введение в специальность» посвятить ознакомлению студентов с особенностями организации учебной работы в вузе; деканатам комплектовать группы с учетом предшествующей подготовки студентов; здравпунктам вузов фиксировать внимание на показателях гемодинамики студентов и лиц с повышенным артериальным давлением включать в диспансерные группы.

гиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974,

с. 155—156.

Понамаренко И. И. — Гнг. и сан., 1978, № 9, с. 36—40. Слепушкина И. И. — В кн.: Гигиена детей и подростков.

М., 1974, с. 124—129. Хафизова А. С. — Гиг. и сан., 1973, № 7, с. 114—115.

Поступила 21/V 1980 г.

adequate rest during summer, the large volume of academic load, and the different preadmission levels of their preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.