Научная статья на тему 'Анализ влияния тренировочного занятия в секции волейбола на умственную работоспособность и уровень тревожности студентов медицинского вуза'

Анализ влияния тренировочного занятия в секции волейбола на умственную работоспособность и уровень тревожности студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
335
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / уровень тревожности / умственная работоспособность / занятия спортом / students / level of anxiety / mental performance / sports.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилов Алексей Витальевич, Буланова Элина Витальевна, Скорб Максим Владиславович

Являясь одним из ведущих элементов здорового образа жизни, двигательная активность не только обеспечивает высокий уровень адаптационных возможностей всех систем организма человека, но и способствует устранению утомления, возникшего в процессе умственного труда. В связи с этим особую актуальность двигательная активность приобретает в отношении студенческой молодёжи. Спорт всегда привлекал наиболее активную часть студенчества, однако при организации тренировочного процесса необходимо учитывать, что наряду с положительным воздействием тренировок на организм молодого человека, они могут оказывать отрицательное влияние на его умственную работоспособность. Материалы. В работе представлены результаты изучения влияния тренировочного занятия (моно-цикла) в секции волейбола на уровень личностной (ЛТ) и ситуационной (СТ) тревожности, показатели умственной работоспособности (объём памяти (ОП), внимание – устойчивость (УВ), интенсивность (ИВ), концентрацию (КВ); объём зрительной информации (ОЗИ), скорость переработки информации (СПИ), продуктивность умственной работоспособности (КП) студентов медицинского вуза. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, тестирование уровня ситуационной и личностной тревожности по методике СпилбергераХанина, тестирование показателей умственной работоспособности по корректурным буквенным пробам (таблицы В.Я. Анфимова), статистическая обработка полученных данных, анализ и обобщение результатов исследования. Результаты. Динамика состояния тревожности в процессе тренировочного занятия в секции волейбола зависит от стажа игры в команде и уровня тактико-технической подготовки занимающегося. Занятия в спортивной секции волейбола устраняют утомление, вызванное умственной нагрузкой в течение учебного дня, улучшая умственную работоспособность студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данилов Алексей Витальевич, Буланова Элина Витальевна, Скорб Максим Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the training session influence in the volleyball section on mental workability and anxiety level of a medical university students

Being one of the leading elements of a healthy lifestyle, motor activity not only provides a high level of adaptive capabilities of all human body systems, but also helps to eliminate fatigue that arose in the process of mental work. In this regard, motor activity acquires special relevance in relation to student youth. Sport has always attracted the most active part of students, however, when organizing the training process, it must be taken into account that, along with the positive impact of training on the young man's body, it can have a negative impact on thier mental performance. Materials. The paper presents the results of a training session (training unicycle) impact study in the volleyball section on the level of personal (PA) and situational (SA) anxiety, indicators of mental performance (the amount of memory (AM), attention stability (accuracy) (AA), intensity (IA), concentration (CA) ; the amount of visual information (AVI), the speed of information processing (SPI), the productivity of mental performance (CPMW)) of a medical university students. Research methods. Analysis and synthesis of scientific literature, testing the level of situational and personal anxiety according to the Spilberger-Khanin methodology, testing mental performance indicators by corrective letter tests (tables by V.Ya. Anfimov), statistical processing of the obtained data, analysis and generalization of the research results. Results. The dynamics of the anxiety state during the training session in the volleyball section depends on the length of the game in the team and the level of tactical and technical training of the student. Classes in the sports section of volleyball eliminate fatigue caused by mental stress during the school day, improving the mental performance of medical students.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния тренировочного занятия в секции волейбола на умственную работоспособность и уровень тревожности студентов медицинского вуза»

УДК: 796.325:612.821.2/.3:378.180.6 DOI:10.14526/2070-4798-2020-15-2-108-114

Анализ влияния тренировочного занятия в секции волейбола на умственную работоспособность и уровень тревожности студентов

медицинского вуза

Данилов А.В.*, Буланова Э.В., Скорб М.В.

Тверской государственный медицинский университет г. Тверь, Россия ORCID: 0000-0001-9292-3045, daniloff.aleksey@yandex.ru* ORCID: 0000-0003-2336-3835, elina.bulanova@mail.ru ORCID: 0000-0002-7730-7110, samerlpangel@yandex.ru

Аннотация: Являясь одним из ведущих элементов здорового образа жизни, двигательная активность не только обеспечивает высокий уровень адаптационных возможностей всех систем организма человека, но и способствует устранению утомления, возникшего в процессе умственного труда. В связи с этим особую актуальность двигательная активность приобретает в отношении студенческой молодёжи. Спорт всегда привлекал наиболее активную часть студенчества, однако при организации тренировочного процесса необходимо учитывать, что наряду с положительным воздействием тренировок на организм молодого человека, они могут оказывать отрицательное влияние на его умственную работоспособность. Материалы. В работе представлены результаты изучения влияния тренировочного занятия (моно-цикла) в секции волейбола на уровень личностной (ЛТ) и ситуационной (СТ) тревожности, показатели умственной работоспособности (объём памяти (ОП), внимание - устойчивость (УВ), интенсивность (ИВ), концентрацию (КВ); объём зрительной информации (ОЗИ), скорость переработки информации (СПИ), продуктивность умственной работоспособности (КП) студентов медицинского вуза. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, тестирование уровня ситуационной и личностной тревожности по методике Спилбергера-Ханина, тестирование показателей умственной работоспособности по корректурным буквенным пробам (таблицы В.Я. Анфимова), статистическая обработка полученных данных, анализ и обобщение результатов исследования. Результаты. Динамика состояния тревожности в процессе тренировочного занятия в секции волейбола зависит от стажа игры в команде и уровня тактико-технической подготовки занимающегося. Занятия в спортивной секции волейбола устраняют утомление, вызванное умственной нагрузкой в течение учебного дня, улучшая умственную работоспособность студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: студенты, уровень тревожности, умственная работоспособность, занятия спортом.

Для цитирования: Данилов А.В.*, Буланова Э.В., Скорб М.В. Анализ влияния тренировочного занятия в секции волейбола на умственную работоспособность и уровень тревожности студентов медицинского вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2):108-114 . d0i:10.14526/2070-4798-2020-15-2-108-ii4

Analysis of the training session influence in the volleyball section on mental workability and anxiety level of a medical university students

Aleksey V. Danilov*, Elina V. Bulanova, Maksim V. Skorb

Tver State Medical University Tver, Russia

ORCID: 0000-0001-9292-3045, daniloff.aleksey@yandex.ru* ORCID: 0000-0003-2336-3835, elina.bulanova@mail.ru ORCID: 0000-0002-7730-7110, samerlpangel@yandex.ru

Abstract: Being one of the leading elements of a healthy lifestyle, motor activity not only provides

a high level of adaptive capabilities of all human body systems, but also helps to eliminate fatigue that arose in the process of mental work. In this regard, motor activity acquires special relevance in relation to student youth. Sport has always attracted the most active part of students, however, when organizing the training process, it must be taken into account that, along with the positive impact of training on the young man's body, it can have a negative impact on thier mental performance. Materials. The paper presents the results of a training session (training unicycle) impact study in the volleyball section on the level of personal (PA) and situational (SA) anxiety, indicators of mental performance (the amount of memory (AM), attention - stability (accuracy) (AA), intensity (IA), concentration (CA) ; the amount of visual information (AVI), the speed of information processing (SPI), the productivity of mental performance (CPMW)) of a medical university students. Research methods. Analysis and synthesis of scientific literature, testing the level of situational and personal anxiety according to the Spilberger-Khanin methodology, testing mental performance indicators by corrective letter tests (tables by V.Ya. Anfimov), statistical processing of the obtained data, analysis and generalization of the research results. Results. The dynamics of the anxiety state during the training session in the volleyball section depends on the length of the game in the team and the level of tactical and technical training of the student. Classes in the sports section of volleyball eliminate fatigue caused by mental stress during the school day, improving the mental performance of medical students. Keywords: students, level of anxiety, mental performance, sports.

For citation: Aleksey V. Danilov*, Elina V. Bulanova, Maksim V. Skorb. Analysis of the training session influence in the volleyball section on mental workability and anxiety level of a medical university students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(2): 108-114. DOI^o.14526/2070-4798-2020-15-2-108-114

ВВЕДЕНИЕ

Являясь одним из ведущих элементов здорового образа жизни, двигательная активность не только обеспечивает высокий уровень адаптационных возможностей всех систем организма человека, но и способствует устранению утомления, возникшего в процессе умственного труда. В связи с этим особую актуальность двигательная активность приобретает в отношении студенческой молодёжи. Исследования Байгужина П.А. показали, что по ряду параметров сенсорной нагрузки деятельность нервной системы студентов оценивается первой и второй степенью третьего класса напряжённости [1, 2]. В процессе напряженного умственного труда утомление наступает быстрее, чем в процессе труда физического. Известно, что активные физические упражнения не только устраняют утомление, вызванное умственным трудом, но и повышают интеллектуальные возможности человека [3]. Исследованиями российских учёных было показано влияние разных видов физических упражнений и видов организации физкультурных занятий на умственную работоспособность учащихся средних и высших учебных заведений [4, 5]. При этом установлено

снижение когнитивных показателей при высоких изнуряющих тренировках [6]. Спорт как стремление к самосовершенствованию и желание «других превзойти, непрерывно пылать, отличаться» (Гомер, Илиада: VI, 208; XI, 784) всегда привлекал и привлекает людей юношеского возраста. Во главу угла встаёт проблема удовлетворения жизненной потребности наиболее активных представителей студенческой молодёжи в желании заниматься спортом и профилактики негативного влияния спортивных тренировок на их умственную работоспособность. В этой связи нами проведено исследование по анализу влияния тренировочного занятия в секции волейбола на когнитивные способности и уровень тревожности студентов медицинского вуза.

Цель исследования - проанализировать влияние тренировочного занятия в секции волейбола на умственную работоспособность и уровень ситуационной и личностной тревожности студентов медицинского вуза, занимающихся в отделении спортивного совершенствования.

Задачи исследования:

1. Определить состояние умственной работоспособности и уровень тревожности

студентов медицинского вуза перед тренировочным занятием в секции волейбола.

2. Определить состояние умственной работоспособности и уровень тревожности студентов медицинского вуза после тренировочного занятия в секции волейбола.

3. Проанализировать влияние одного тренировочного занятия в секции волейбола на динамику показателей умственной работоспособности и уровня тревожности у студентов медицинского вуза.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие студенты Тверского государственного медицинского университета, отнесённые по состоянию здоровья к основной функциональной группе по физической культуре, занимающиеся в отделении спортивного совершенствования по направлению «волейбол» - 11 человек (юноши). В процессе обработки результатов тестирования

они были разделены на 3 подгруппы: 1 -студенты 1-го курса (п=2), опыт игры в данной команде 3 месяца, 2 - студенты 2-го курса (п=6), опыт игры в данной команде 1 год, 3 - студенты 4-го курса (п=з), опыт игры в данной команде 3 года.

Предмет исследования: уровень личностной и ситуационной тревожности, показатели умственной работоспособности (объём памяти, внимание - устойчивость, интенсивность, концентрация; объём зрительной информации, скорость переработки информации, продуктивность умственной работоспособности).

Методы исследования.

1. Тестирование уровня личностной и ситуационной тревожности по методике Спилбергера-Ханина [7]. Критерии оценки уровня тревожности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии оценки уровня тревожности (балл)

Оценка уровня тревожности Шкалы тревожности

личностная ситуационная

очень высокая 3,5-4,0 3,5-4,0

высокая 3,0-3,4 3,0-3,4

средняя 2,0-2,9 2,0-2,9

низкая 1,5-1,9 1,5-1,9

очень низкая 0,0-1,4 0,0-1,4

2. Тестирование индивидуальных особенностей умственной работоспособности по корректурным буквенным пробам (таблицы В.Я. Анфимова) [8]. Студенты работали с таблицами в течение5 минут. Определялись: а) объём памяти -по общему количеству просмотренных печатных знаков, усл.ед.; б) устойчивость (точность) внимания - по количеству допущенных ошибок, усл.ед.; в) интенсивность внимания - по формуле ИВ = ЗБ : ДБ (где ЗБ - количество зачёркнутых печатных знаков, ДБ - количество печатных знаков, которые необходимо было зачеркнуть), усл.ед.; г) концентрация внимания - по формуле КВ = ИВ х ОП, усл.ед.; д) объём зрительной

информации - по формуле ОЗИ = 0,5936 х ОП (где 0,5936 - средний объём зрительной информации, приходящейся на один печатный знак), бит; е) скорость переработки информации

- по формуле СПИ = (ОЗИ - 2,807 х УВ) : Т (где 2,807 - потеря информации, приходящаяся на один пропущенный печатный знак, бит, Т

- время выполнения задания, сек.), бит/сек; ж) коэффициент продуктивности умственной работы (КП) - по формуле КП = ОП2 : (ОП + УВ), усл.ед. Критерии оценки объёма памяти, устойчивости, интенсивности и концентрации внимания представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Критерии оценки объёма памяти (ОП), устойчивости (УВ), интенсивности (ИВ),

концентрации (КВ) внимания (усл. ед.)

Оценка Показатель

ОП УВ КВ ИВ

отлично > 1000 < 2 > 1350 1,0

хорошо 900-1000 3-5 1260-1350 0,92-1,0

удовлетворительно 700-900 6-10 945-1259 0,85-0,91

плохо < 700 > 11 < 945 < 0,85

Исследование проходило во второй половине осеннего семестра. Тренировочное занятие по волейболу проведено с 18.30 до 20.00 с полуторачасовым перерывом после учебных занятий. На занятии использовались переменный и игровой методы выполнения физических упражнений. Плотность занятия спланирована в соответствии с функциональным и техническим уровнем подготовленности студентов-секционеров. Само занятие состояло из подготовительной части, которая включала в себя выполнение стретчинга, общеразвивающих, силовых, специальных и игровых волейбольных упражнений, основной части, включавшей в себя отработку игровых ситуаций, необходимых для технико-тактической подготовки по волейболу, и заключительной части. Исходное тестирование (и.т.) проведено перед тренировочным занятием, контрольное (к.т.) - после него. Статистическая обработка полученных данных проведена с расчётом критерия Стьюдента 00. Критический уровень достоверности нулевой статистической гипотезы р принят равным 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведённого исследования представлены в таблицах 3 и 4.

В процессе исходного тестирования у студентов установлен низкий уровень ситуационной и средний уровень личностной тревожности. Студенты продемонстрировали средний уровень устойчивости и интенсивности внимания, однако способность концентрировать внимание и объём памяти у них оказались на очень низком уровне.

При контрольном тестировании у студентов установлено значительное повышение

ситуационной тревожности, что можно объяснить свойственным волейболу высоким эмоциональным фоном в игровой ситуации. Личностная тревожность незначительно снизилась. По результатам корректурного теста в среднем по группе установлено статистически значимое увеличение интенсивности и устойчивости внимания. Данные показатели стали соответствовать оценке отлично. На низком уровне остались концентрация внимания и объём памяти, в связи с чем в продуктивности умственной работы выявлена незначительная динамика. Объём обрабатываемой зрительной информации и скорость переработки информации почти не изменились.

Более выраженные различия были выявлены при сравнении результатов тестирования между подгруппами студентов разных курсов.

Исходное тестирование показало, что у студентов 2 и 4-го курсов уровень тревожности более высокий, чем у студентов 1-го курса, причём различия статистически значимы в отношении личностной тревожности. Динамика показателей тревожности в процессе тренировочного занятия в подгруппах была разнонаправленной. У студентов-старшекурсников тревожность снизилась, особенно значительная динамика отмечена в отношении личностной тревожности (=3,03); у студентов 1 и 2-го курсов тревожность наросла, причём у первокурсников значительнее, чем у студентов 2 курса. Данную ситуацию можно объяснить более длительным стажем игры в команде студентов 4-го курса, недостаточным опытом игры студентов 2-го курса и новой непривычной обстановкой для студентов 1-го

курса.

Исходное тестирование позволило установить более высокий уровень умственной работоспособности по всем показателям у студентов 4-го курса и самый низкий у студентов 2 курса. Во всех подгруппах зарегистрированы хорошая интенсивность и устойчивость внимания, плохая концентрация внимания, объём памяти удовлетворительный зафиксирован у студентов 1 и 4-го курсов, плохой - у студентов 2-го курса. Нами сделано

предположение, что учебная нагрузка и количество поступающей в течение учебного дня информации выше у студентов 1-го и особенно 2-го курса, что приводит к переутомлению центральной нервной системы и значительному снижению умственной работоспособности к концу дня. У студентов 4-го курса занятия цикловые с большим количеством клинической практики. Часть информации студенты получают в форме повторения знаний, полученных на младших курсах.

Таблица 3 - Динамика уровня тревожности и показателей умственной работоспособности у студентов-волейболистов в процессе тренировочного занятия (п=11) (М±о)

Параметр Результаты тестирования р< отнош и по ению к г.т. динамика показателей (А)

и.т. к.т. t = р <

ситуационная тревожность, балл 1,78±0,32 2,17±0,б4 1,54 > 0,05 0,39±0,66

личностная тревожность, балл 1,9б±0,4 1,91±0,52 0,21 > 0,05 -0,05±0,71

внимание УВ, усл. ед. 3,5б±1,35 1,44±1,35 3,14 < 0,01 -2,1±1,68

ИВ, усл. ед. 0,9б±0,02 0,99±0,01 3,7 < 0,01 0,03±0,01

КВ, усл. ед. 713,1±180,8 872,4±114,0 2,11 > 0,05 159,4±115,9

объём памяти, усл. ед. 742,3±180,8 883,1±109,1 1,89 > 0,05 140,8±124,6

ОЗИ, бит 440,7±107,3 524,2±б4,8 1,89 > 0,05 83,6±74,0

СПИ, бит/сек 1,44±0,3б 1,73±0,22 2,0 > 0,05 0,3±0,23

КП, усл. ед. 738,8±180,8 881,7±109,8 1,91 > 0,05 142,9±122,9

В процессе тренировки у всех студентов произошла положительная динамика в показателях умственной работоспособности. Устойчивость и интенсивность внимания стали соответствовать оценке отлично, объём памяти - оценке хорошо. Несмотря на улучшение концентрации внимания, оценка «плохо» сохранилась. Установлены значительные

различия между подгруппами в динамике показателей умственной работоспособности. Наиболее выраженная положительная динамика зарегистрирована у студентов 2-го курса. У них значительнее, чем у студентов других курсов, увеличился объём перерабатываемой зрительной информации, скорость переработки информации и продуктивность умственной

работоспособности. Самая низкая динамика студентов 4-го курса. умственной работоспособности установлена у

Таблица 4 - Сравнение динамики уровня тревожности и показателей умственной работоспособности

между подгруппами (М±о)

Показатель Подгруппы сравнения

1 2 3

П=2 п=6 t = (к 1) п=3 t =

к 1 к 2

СТ, усл.ед. и.т. 1,68±0,2 1,78±0,5 0,29 1,85±0,4 0,52 0,21

к.т. 2,58±0,8 2,24±0,8 -0,38 1,8±0,4 -1,0 -0,8

Д 0,9±0,5 0,4б±0,8 -0,63 -0,05±0,7 -1,28 -0,74

ЛТ, усл.ед. и.т. 1,38±0,04 2,0±0,34 3,1* 2,28±0,24 5,3** 1,1

к.т. 1,88±1,2 2,18±0,8 0,24 1,57±0,24 -0,26 -1,31

Д 0,5±1,2 0,18±0,б4 -0,25 -0,7±0,24 -0,97 -2,2

УВ, усл.ед. и.т. 4,0±1,8 3,75±0,8 -0,33 3,0±1,8 -0,5 -0,55

к.т. 2,0±3,5 1,5±1,5 -0,14 1,0±1,2 -0,28 -0,42

Д -2,0±1,8 -2,25±1,7 -0,12 -2,0±1,2 0 0,2

ИВ, усл.ед. и.т. 0,9б±0,01 0,95±0,02 -0,4 0,97±0,02 0,77 1,11

к.т. 0,99±0,03 0,99±0,014а 0,03 0,99±0,011 0,21 0,43

Д 0,03±0,02 0,04±0,01 0,45 0,02±0,01 -0,46 -1,48

КВ, усл.ед. и.т. 717,0±144,1 б45,9±2б0,7 -0,34 800,1±65,8 0,55 1,0

к.т. 871,9±175,1 849,9±1б4,4 -0,11 902,8±121,5 0,16 0,41

Д 154,9±30,2 204,1±111,7 0,69 102,7±72,9 -0,87 -1,23

ОП, усл.ед. и.т. 750,0±159,3 б7б,8±2б0,7 -0,33 824,7±66,3 0,45 0,94

к.т. 886,5±200,9 8б1,0±157,3 -0,12 910,3±112,4 0,11 0,41

Д 13б,5±41,6 184,3±124,6 0,58 85,7±78,7 -0,73 -1,1

ОЗИ, бит и.т. 445,2±94,6 401,7±154,7 -0,33 489,5±39,3 0,45 094

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к.т. 52б,2±119,3 511,1±93,4 -0,12 540,4±66,7 0,11 0,41

Д 81,0±24,7 109,4±74,0 0,58 50,9±46,7 -0,73 -1,1

СПИ, бит/сек и.т. 1,45±0,3 1,3±0,5 -0,34 1,6±0,13 0,5 0,96

к.т. 1,74±0,3б 1,б9±0,3 -0,11 1,79±0,2 0,11 0,41

Д 0,3±0,07 0,4±0,2 0,65 0,19±0,15 -0,81 -1,16

КП, усл.ед. и.т. 74б,0±157,5 б73,0±2б0,7 -0,34 821,7±66,3 0,5 0,94

к.т. 884,5±197,4 859,5±158,3 -0,12 909,3±113,6 0,12 0,41

Д 138,5±39,8 186,5±122,9 0,59 87,7±77,5 -0,75 -1,1

Примечание: * - р< 0,05; ** - р< 0,01; а - р< 0,05 по сравнению с и.т.; во всех остальных сравнениях р> 0,05

Заключение

По результатам проведённого исследования нами сделаны следующие выводы: 1. При исходном тестировании у студентов медицинского вуза выявлен низкий и средний уровень ситуационной и личностной тревожности, более высокий у студентов-старшекурсников; установлены сниженные показатели умственной работоспособности, особенно у студентов 2-го курса.

2. При контрольном тестировании отмечено увеличение уровня тревожности у студентов младших курсов и его снижение у старшекурсников; большинство показателей умственной работоспособности улучшились незначительно, концентрация внимания осталась на низком уровне.

3. Тренировочное занятие в секции волейбола способствовало восстановлению умственной работоспособности в зависимости от

уровня её исходного снижения: незначительное её увеличение у тех студентов, у которых она была умеренно снижена на начало исследования, и значительное её повышение у тех студентов, у которых было выявлено значительное её снижение при исходном тестировании. Динамика состояния тревожности зависела от стажа игры в данной команде.

Таким образом, нами установлено положительное влияние тренировочных занятий в секции волейбола на умственную работоспособность студентов медицинского вуза и зависимость динамики состояния тревожности от стажа игры в команде.

Список литературы

1. Байгужин П.А. Гигиеническая оценка напряжённости умственного труда студентов в ситуации тестирования теоретической подготовленности. Вестник ЮУрГУ. 2011; 39: 16-18.

2. Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена. Руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2010: 288.

3. Aberg M.A. Cardiovascular fitness is associated with cognition in young adulthood. Proc

Natl Acad Sci USA. 2009; 8-06(49).

4. Буланова Э.В., Осипов В.Г., Коршунова Л.А., Лебедева Э.А. Влияние различных средств физической культуры на когнитивные и психомоторные показатели студентов медицинского вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 38-42. DOI: 10.14526/2070-47982019-14-2-38-42.

5. Кадышева В.А. Оценка влияния физической нагрузки на умственную работоспособность школьников с разной функциональной межполушарной асимметрией. Научный результат. Физиология. 2017; 3(2): 15-22.

6. Hughes G., Watkins J., Owen N., Lewis M. Gender differences in knee kinematics during landing from volleyball block jumps. Human Movement Studies. 2007; 53: 1-20.

7. Salci Y., Kentel B.B., Heycan C., Akin S., Korkusuz F. Comparison of landing meaneuvers between male and female college volleyball players. Clinical Biomechanics. 2004; 19: 622-628.

8. Pappas E., Hagins M., Sheikhzadeh A., Nordin M., Rose D. Biomechanical differences between unilateral and bilateral landings from a jump: Gender differences. Clinical Journal of Sports Medicine. 2007; 17: 263-268.

Статья поступила в редакцию: 22.05.2020

Данилов Алексей Витальевич - старший преподаватель, Тверской государственный медицинский университет, 170100, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: daniloff.aleksey@ yandex.ru

Буланова Элина Витальевна - старший преподаватель, Тверской государственный медицинский университет, 170100, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: elina.bulanova@ mail.ru

Скорб Максим Владиславович - студент, Тверской государственный медицинский университет, 170100, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: samerlpangel@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.