Научная статья на тему 'Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности'

Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ИНТЕНСИВНАЯ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милашечкина Елена Анатольевна, Бичева Галина Васильевна

В научной работе приводятся данные о психоэмоциональном состоянии студенток специальной медицинской группы (СМГ) получающих разный объем двигательной активности. По данным литературы занятия физическими упражнениями положительно влияют на функционирование центральной нервной системы. В исследовании участвовали студентки СМГ. Контрольная группа получала стандартный объем двигательной активности 4 часа в неделю, опытная 8 часов в неделю. Уровень тревожности у студенток определяли по тестовым методикам шкалы ситуативной и личностной тревоги. У студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья зафиксирован высокий уровень личностной тревожности. Введение дополнительных занятий оздоровительной физической культуры для увеличения объема двигательной активности студенток, занимающихся в специальной медицинской группе, снижает тревогу и нивелирует стрессорное воздействие факторов окружающей среды, связанных с процессом обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Милашечкина Елена Анатольевна, Бичева Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particular manifestations of the level of anxiety at students of special medical group with additional amount of physical activity

The scientific work provides the data on the psycho-emotional state of the girls students of the special medical group (SMG), receiving different amounts of motor activity. According to the literature, exercise has a positive effect on the functioning of the central nervous system. The study involved the female students of SMG. The control group received a standard volume of motor activity 4 hours a week, the experimental 8 hours a week. The level of anxiety among the girls was determined by the test methods of the scale of situational and personal anxiety. Girls with deviations in health recorded a high level of personal anxiety. The introduction of the additional classes of health-improving physical culture to increase the volume of motor activity of the female students, engaged in the special medical group, reduces anxiety and eliminates the stress impact of environmental factors associated with the learning process.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности»

Полученные данные и выводы могут использоваться в системе повышения квалификации и непрерывного медицинского образования в виде дополнительно разработанных рекомендаций и специально организованных учебных циклов, занятий и тренингов, центрированных на развитии системного клинического мышления врачей и достижении ком-плаентности (приверженности лечению) при работе с пациентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотова, А.К. Психология коммуникаций / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков. - М. : Высшая школа экономики, 2015. - 496 с.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский - М. : Изд-во Смысл ; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

3. Горелова, Г.Г. Личность в социальном управлении / Г.Г. Горелова, Г.В. Мануйлов, Е.Л. Солдатова. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - 180 с.

4. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 11 (4). - С. 110-135.

5. Мануйлов, Г.В. Оценка уровня эмпатии и рефлексии у студентов медицинских вузов и врачей / Г.В. Мануйлов // Научный поиск : материалы десятой научной конференции аспирантов и докторантов. - Челябинск, 2018. - С. 137-141.

6. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. -490 с.

REFERENCES

1. Bolotova, A.K. and Zhukov, Yu.M. (2015), Psychology of communications, Higher School of Economics, Moscow.

2. Vygotsky, L.S. (2005), Psychology of Human Development, Sense, Eksmo, Moscow.

3. Gorelova, G.G., Manuilov, G.V. and Soldatova, E.L. (2018), Personality in social management, SUSU Publishing Center, Chelyabinsk.

4. Leontiev, D.A. and Osin, E.N. (2014), "Reflection "good" and "bad": from an explanatory model to differential diagnosis", Psychology. Journal of Higher School of Economics, No 11 (4), pp. 110-135.

5. Manuilov, G.V. (2018), "Assessment of the level of empathy and reflection in medical students and doctors", Scientific Search: materials of the tenth scientific conference of graduate students and doctoral students, pp. 137-141.

6. Fetiskin, N.P., Kozlov, V. V. and Manuilov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups, Institute of Psychotherapy, Moscow.

Контактная информация: gennadiymanuylovproduction@gmail.com.

Статья поступила в редакцию 11.03.2019

УДК 159.9.072:796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Елена Анатольевна Милашечкина, кандидат биологических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Галина Васильевна Бичева, кандидат биологических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация

В научной работе приводятся данные о психоэмоциональном состоянии студенток специальной медицинской группы (СМГ) получающих разный объем двигательной активности. По данным литературы занятия физическими упражнениями положительно влияют на функционирование центральной нервной системы. В исследовании участвовали студентки СМГ.

Контрольная группа получала стандартный объем двигательной активности - 4 часа в неделю, опытная - 8 часов в неделю. Уровень тревожности у студенток определяли по тестовым методикам шкалы ситуативной и личностной тревоги. У студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья зафиксирован высокий уровень личностной тревожности. Введение дополнительных занятий оздоровительной физической культуры для увеличения объема двигательной активности студенток, занимающихся в специальной медицинской группе, снижает тревогу и нивелирует стрессорное воздействие факторов окружающей среды, связанных с процессом обучения.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, двигательная активность, тревожность, психоэмоциональное состояние, здоровье студентов, интенсивная учебная нагрузка.

PARTICULAR MANIFESTATIONS OF THE LEVEL OF ANXIETY AT STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP WITH ADDITIONAL AMOUNT OF PHYSICAL

ACTIVITY

Elena Anatolievna Milashechkina, the candidate of biological sciences, senior lecturer,

RUDN University, Moscow,

Galina Vasilievna Bicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, North Caucasian University, Stavropol

Annotation

The scientific work provides the data on the psycho-emotional state of the girls' students of the special medical group (SMG), receiving different amounts of motor activity. According to the literature, exercise has a positive effect on the functioning of the central nervous system. The study involved the female students of SMG. The control group received a standard volume of motor activity - 4 hours a week, the experimental - 8 hours a week. The level of anxiety among the girls was determined by the test methods of the scale of situational and personal anxiety. Girls with deviations in health recorded a high level of personal anxiety. The introduction of the additional classes of health-improving physical culture to increase the volume of motor activity of the female students, engaged in the special medical group, reduces anxiety and eliminates the stress impact of environmental factors associated with the learning process.

Keywords: special medical group, motor activity, anxiety, psycho-emotional state, health of students, intensive training load.

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе образования наметилась четкая тенденция, что по окончании высшего учебного заведения необходимо получить не только грамотного, компетентного специалиста в конкретной области, но и человека с оптимальным психоэмоциональным настроем, обладающим хорошим здоровьем. Так как можно быть прекрасным специалистом, при этом обладающим слабым здоровьем индивидуумом, что может помешать реализации планов, возложенных на него работодателем. В такой постановке задач на образовательную организацию ложится ответственность за сохранение и укрепление состояния здоровья студентов. К сожалению, на сегодняшний день статистика качества здоровья проступающих абитуриентов неутешительна. По данным литературы [5] до 30% молодых людей, поступающих в высшее учебное заведение имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и относятся к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, что ограничивает их возможности в выборе средств физической культуры с целью улучшения психоэмоционального состояния, укрепления и сохранения здоровья. В связи с поступлением в вуз происходит повышение интенсивности умственной работы и молодые люди сталкиваются с проблемой снижения двигательной активности, что еще больше влияет на ухудшение психоэмоционального состояния организма [4]. Накопление стрессорных воздействий, появление тревоги, может привести к эмоциональному срыву у здорового индивидуума, а человека с уже имеющимися отклонениями в состоянии здоровья - к срыву адаптации. По данным ученых от состояния центральной нервной системы зависит работа основных механизмов адаптации, то есть ей принадлежит одно из ведущих мест по регуляции деятельности всего организма [1, 2]. При этом огромным рецепторным

полем, к которому идет достаточно интенсивный и непрерывный поток проприоцептивной афферентной импульсации, вызывающий стойкие изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы является мышечный аппарат, составляющий примерно 40% массы тела человека [3]. Стандартный объем двигательной активности студента сводится к 1-2-м занятиям физической культуры в неделю, согласно сетке расписания, по нашему мнению, это крайне мало для еще не до конца сформированного организма студента.

В связи с изложенным выше, целью нашего исследования является влияние дополнительного объема двигательной активности на психоэмоциональное состояние организма студентов специальной медицинской группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Северо-Кавказского федерального университета в естественных условиях. Участниками стали 142 студентки 1 курса отнесенные по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, разделенные на две группы. Контрольная - студентки, получавшие стандартный объем двигательной активности - 2 занятия (4 часа) физической культуры в неделю (п=84); опытная - студентки специальной медицинской группы, получавшие дополнительный объем двигательной активности в виде двух занятий физкультурно-оздоровительной направленности - всего 8 часов в неделю (58).

Для определения психоэмоционального состояния организма студенток использовали тестовые методики оценки уровня тревожности [7]. Тестирование проводили в начале учебного года, после проведения медицинского освидетельствования и распределения на медицинские группы для занятий физической культурой и в конце учебного года. Результаты исследования подвергались вариационно-статистической обработке.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенного исследования в начале учебного года уровень ситуативной тревожности в обеих исследуемых группах был в умеренных пределах на верхней границе нормы, а уровень личностной тревожности у всех студенток был на высоком уровне (таблица 1). Достоверно значимых различий средних значений между группами в начале года не выявлено (Р>0,5). По данным литературы высокий уровень личностной тревожности расценивается как показатель, выявляющий лиц склонных к восприятию угрозы в сторону своей самооценки [6, 7]. Это дает основание предполагать, что студентки специальной медицинской группы в начале учебного года проявляли тревогу в ситуациях, когда речь шла об оценке их компетенции, престижа. По нашему мнению, это связано с ситуацией пребывания в новом коллективе.

Таблица 1 - Уровень тревожности у студенток специальной медицинской группы

Показатели тревожности Контрольная группа Р Опытная группа Р

Начало года Конец года Начало года Конец года

Ситуативная 42,24±4,12 40,58±3,47 >0,05 42,11±4,04 34,84±2,87 >0,05

Личностная 49,16±6,22 45,24±4,19* >0,05 51,19±5,12 36,27±2,09* <0,01

Примечание: * - достоверность средних значений между контрольной и опытной группами (Р <0,1)

В конце учебного года в обеих группах выявили положительные изменения уровня тревожности по исследуемым шкалам. Однако положительные изменения экспонентов тревоги у студенток опытной группы, дополнительно занимающихся оздоровительной физической культурой, более выражены. Средние значения достоверно ниже, по сравнению с таковыми у студенток контрольной группы. При этом показатель личностной тревожности у девушек контрольной группы по-прежнему находится на высоком уровне. На наш взгляд положительные изменения в группе студенток, получающих дополнительный объем двигательной активности в виде занятий физической культуры оздоровительной направленности связаны с тем, что подбор упражнений адекватно состоянию здоровья занимающихся

помогает устранить утомление центральной нервной системы, поддерживать оптимальный уровень физической и умственной работоспособности. Также, по нашему мнению, дополнительное общение в неформальной обстановке может повлиять на формирование навыков саморегуляции психоэмоционального перенапряжения, связанного с учебной деятельностью, повышению самооценки у студенток специальной медицинской группы, получающих дополнительный объем двигательной активности. У студенток контрольной группы произошли положительные изменения в связи с привыканием к новому социуму, но эти изменения крайне малы, так как стрессорное воздействие, вызванное интенсивностью процесса обучения, по-прежнему негативно влияет на психоэмоциональное состояние, проявляющееся в высоком уровне тревожных состояний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Увеличение объема двигательной активности положительно влияет на психоэмоциональное состояние студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, снижает уровень тревожности до оптимального, нивелируя стрессорное воздействие интенсивной учебной нагрузки на организм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Наука, 1980. - 196 с.

2. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. - М. : Наука, 1982. - 270 с.

3. Загрядский, В.П. Физические нагрузки современного человека / В.П. Загрядский, З.К. Сулимо-Самуйлло. - Л. : Наука, 1982. - 96 с.

4. Милашечкин, В.С. Оценка уровня тревожности иностранных студентов первого года обучения / В.С. Милашечкин, А.В. Логачев, В.В. Милашечкина // Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 90-летию введения физической культуры как обязательной дисциплины в высшем образовании «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе». - М. : Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2019. - С. 174-176.

5. Милашечкина, Е.А. Оценка уровня физического развития и функции дыхания студенток специальной медицинской группы с разным объемом двигательной активности / Е.А. Милашечкина, Т.И. Джандарова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 17-19.

6. Милашечкина, Е.А. Психофизиологические особенности организма иностранных студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья, занимающихся танцевальной аэробикой. // Е.А. Милашечкина, О.В. Тимофеева // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. -2018. - Т. 16. - Спецвыпуск № 1. - С. 99.

7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : учебное пособие: в 2 кн. Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. - М. : Владос, 2008. - 384 с.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1980), The key problems of the theory offunctional system, Science Publ., Moscow.

2. Arshavsky, I.A. (1982), Physiological mechanisms and regularities of individual development, Science Publ., Moscow.

3. Zagryadskiy, V.P. and Sulima-Samuilo Z.K. (1982), Physical activity of modern man, Science Publ., Moscow.

4. Milashechkin, V.S., Logachev, A.V. and Milashechkina, V.V. (2019), "Assessment of the level of anxiety of foreign students first year of study", Actual problems of physical education and sport in the University: materials of all-Russian scientific-methodical conference, devoted to the 90th anniversary of the introduction of physical culture as a mandatory subject in higher education, Publishing center of the Russian state University of oil and gas named after I.M. Gubkin, Moscow, pp. 174-176.

5. Milashechkina, E.A. and Dzhandarova, T.I. (2018), "Assessment of the level of physical development and respiratory function of students of special medical group with different volume of motor activity", Theory and practice physical culture, No. 12, pp. 17-19.

6. Milashechkina, E.A. and Timofeeva O.V. (2018), " Psychophysiological features of the organism of foreign students with deviations in health, engaged in dance aerobics ", Reviews on clinical pharmacology and drug therapy, V. 16, special No 1, P. 99.

7. Rogov, E.I. (2008), Handbook of a practical psychologist, Vlados, Moscow.

Контактная информация: ea.milash@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.03.2019

УДК 159.9

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Иван Иванович Михаил, кандидат педагогических наук, профессор, начальник кафедры,

Александра Евгеньевна Курицына, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Андрей Александрович Калмыков, старший преподаватель, Анастасия Евгеньевна Глинчикова, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В представленной статье приводится теоретический анализ применения психологической подготовки в ходе учебно-тренировочной деятельности высококвалифицированных спортсменов и обосновывается потребность в ее индивидуализации для повышения спортивных результатов. Данное направление дополняется также рассмотрением актуальности использования вышеназванного подхода в высших военных учебных заведениях. На основании проведения первичных исследований выявлена и обоснована необходимость в изучении и дальнейшем использовании методов и средств психологической подготовки тренерами и военнослужащими спортсменами в учебно-тренировочном процессе в высших военных учебных заведениях, с целью формирования и развития соответствующих психических качеств, способствующих оптимизации психологического состояния спортсменов в процессе подготовки к ответственным соревнованиям. Авторы приходят к выводу, что данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: психологическая подготовка, индивидуализация, военнослужащие спортсмены, высококвалифицированные спортсмены, учебно-тренировочный процесс.

TO THE QUESTION OF APPLICATION OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT IN PREPARATION OF MILITARY ATHLETES

Ivan Ivanovich Mikhail, the candidate ofpedagogical sciences, professor, head of the department, Aleksandra Evgenievna Kuritsyna, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Aleksandr Andreevich Kalmykov, the senior teacher, Anastasiya Evgenievna Glinchikova, the teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg

Annotation

The presented article provides the theoretical analysis of the use of psychological training in the course of the educational and training activities of the highly skilled athletes, and justifies the need for its individualization to improve the athletic performance. This direction is also complemented with the consideration of the relevance of the use of the above-mentioned approach at the higher military educational institutions. On the basis of the primary research, the need to study and to further use of the methods and means of psychological training by coaches and military service athletes in the education and training process at the higher military educational institutions has been identified and substantiated in order to form and develop the appropriate mental qualities, that contribute to optimizing the psychological state of athletes, preparing for responsible competitions. The authors conclude that this problem is poorly understood and requires further research.

Keywords: psychological training, individualization, military athletes, highly skilled athletes, the training process.

ВВЕДЕНИЕ

В соревновательный период, когда спортсмен испытывает наибольший стресс, его успех в участии на состязаниях различного уровня зависит от степени мобилизации психической готовности, которая в свою очередь зависит от процесса психологической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.