Научная статья на тему 'Оценка качества жизни по sf-36 у студенток специальной медицинской группы после реализации авторской оздоровительной программы'

Оценка качества жизни по sf-36 у студенток специальной медицинской группы после реализации авторской оздоровительной программы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ / RECREATIONAL PROGRAM / SPECIAL MEDICAL GROUP / NORTHERN REGIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучин Роман Викторович, Максимова Татьяна Алексеевна

В работе проведена оценка качества жизни у студенток специальной медицинской группы после реализации авторской методики, включающей применение средств аэробики и реализуемой в рамках занятий по физической культуры в высшем учебном заведении. В эксперименте приняли участие 90 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Все испытуемые были разделены на две группы: 1) контрольная группа (КГ, п=19), в которой занятия по физической культуре проходили по стандартной программе без использования средств аэробики; 2) экспериментальная группа (ЭГ, п=71), в которой на занятиях по физической культуре использовали комплекс средств оздоровительной аэробики. Результаты исследования показали, что применение апробированной технологии у студенток СМГ, проживающих в условиях Севера, формирует положительный психологический и эмоциональный настрой. Такая психологическая реакция по системе обратной связи повышает устойчивость студенток СМГ к стресс-факторам, связанным с учебными нагрузками. В конечном итоге достигнутые изменения у девушек ЭГ в сравнении с девушками КГ доказывают эффективность использованной нами технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучин Роман Викторович, Максимова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE LIFE QUALITY ACCORDING TO THE SF-36 IN FEMALE STUDENTS FROM SPECIAL MEDICAL GROUP AFTER THE IMPLEMENTATION OF THE AUTHORIAL WELLNESS PROGRAM

This paper evaluated the life quality of students from a special medical group after the implementation of the authorial technique, including the use of aerobic exercise, and implemented within the framework of physical training in higher education. In the experiment took part 90 students classified according to their health to a special medical group (SMG). All test subjects were divided into two groups: 1) a control group (CG, n = 19) who attended the physical culture classes, based on the standard program without the use of aerobic exercises; 2) an experimental group (EG, n = 71) who attended physical culture classes where were used a complex of recreational aerobics exercises. The results showed that the use of proven technology at students from SMG, living in the North, formed a positive psychological and emotional tuning. This psychological reaction through a feedback system increases the resistance of students from SMG to stress factors associated with a study load. Ultimately the achieved changes in girls from the EG, compared with the results of girls from the CG prove the effectiveness of our technology.

Текст научной работы на тему «Оценка качества жизни по sf-36 у студенток специальной медицинской группы после реализации авторской оздоровительной программы»

trial / S. Heli vaara-Peippo, J, Hurskainen / Ф Am J Obstet Gynecol, 2013. p.1-14.

13 Чернуха Г. Е. Воспаление-биологическая основа обильного менструального кровотечения, дисменореи и нарушений ЦНС комплексное решение проблемы // Медицинский совет. Гинекология. 2015. С. 20-27.

14 Подзолкова Н. М. Нарушения менструального цикла в репродуктивном периоде // Медицинский совет. 2014. №9. С. 44-48.

15 Болобова А. А. Прогнозирование особенностей полового развития девочек на основании оценки вегетативной регуляции: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2008. 24 с.

16 Баевский Р. М., Берсенева А. Л. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний. М. : Медицина, 1997. С.265.

17 Смелышева Л. Н., Котенко А. А., Киселева М. М. и др. Анализ корреляционных взаимоотношений нервного и гормонального контуров регуляции у женщин // Вестник КГУ. Сер. «Физиология, психология, медицина». 2014. №1.

С. 41-43.

УДК 378.172 Р.В. Кучин, Т.А. Максимова ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» Министерства образования и науки России, Ханты-Мансийск

оценка качества жизни по sf-36 у студенток специальной медицинской группы после реализации авторской оздоровительной

программы

Аннотация. В работе проведена оценка качества жизни у студенток специальной медицинской группы после реализации авторской методики, включающей применение средств аэробики и реализуемой в рамках занятий по физической культуры в высшем учебном заведении. В эксперименте приняли участие 90 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Все испытуемые были разделены на две группы: 1) контрольная группа (КГ, n=19), в которой занятия по физической культуре проходили по стандартной программе без использования средств аэробики; 2) экспериментальная группа (ЭГ, n=71), в которой на занятиях по физической культуре использовали комплекс средств оздоровительной аэробики. Результаты исследования показали, что применение апробированной технологии у студенток СМГ, проживающих в условиях Севера, формирует положительный психологический и эмоциональный настрой. Такая психологическая реакция по системе обратной связи повышает устойчивость студенток СМГ к стресс-факторам, связанным с учебными нагрузками. В конечном итоге достигнутые изменения у девушек ЭГ в сравнении с девушками КГ доказывают эффективность использованной нами технологии.

Ключевые слова: оздоровительная программа, специальная медицинская группа, северные регионы.

R.V. Kuchin, T.A. Maksimova

Yugra State University, Khanty-Mansiysk

evaluation of the life quality according to the sf-36 in female students from special medical group after the implementation of the authorial wellness program

Annotation. This paper evaluated the life quality of students from a special medical group after the implementation of the authorial technique, including the use of aerobic exercise, and implemented within the framework of physical training in higher education. In the experiment took part 90 students classified according to their health to a special medical group (SMG). All test subjects were divided into two groups: 1) a control group (CG, n = 19) who attended the physical culture classes, based on the standard program without the use of aerobic exercises; 2) an experimental group (EG, n = 71) who attended physical culture classes where were used a complex of recreational aerobics exercises. The results showed that the use of proven technology at students from SMG, living in the North, formed a positive psychological and emotional tuning. This psychological reaction through a feedback system increases the resistance of students from SMG to stress factors associated with a study load. Ultimately the achieved changes in girls from the EG, compared with the results of girls from the CG prove the effectiveness of our technology.

Keywords: recreational program, special medical group, the northern regions.

Введение

Проблема здоровья обучающейся молодежи особенно остро стоит в регионах с экстремальными климатогеографическими условиями проживания, к которым относятся и территория ХМАО-Югры [1; 2]. Показано, что наиболее значительные нагрузки испытывает организм девушек-студенток, потомков мигрантов Севера [3; 4]. Это вызвано тем, что организм студенток в условиях высоких широт испытывает двойное экстремальное воздействие - хроническое психоэмоциональное напряжение, возникающее во время обучения в вузе, и негативное влияние специфических климатических и антропогенных факторов региона [5]. Данное обстоятельство делает актуальной проблему разработки и внедрения новых мето-

дов повышения адаптационных ресурсов данного контингента, учитывающих неблагоприятные кли-матогеографические условия ХМАО-Югры и реализуемых в ходе обучения студенток в вузе на занятиях физической культурой. В этом плане нами разработана авторская технология, включающая применение средств аэробики, направленная на повышение адаптационных ресурсов у студенток -потомков мигрантов Севера, проживающих и обучающихся в вузах ХМАО-Югры, и реализуемой в рамках занятий по физической культуре в вузе.

Цель исследования: оценка качества жизни по SF-36 у студенток специальной медицинской группы после реализации авторской методики.

Материалы и методы исследования

Исследования проведены на базе Гуманитарного института Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет» (г. Ханты-Мансийск).

В эксперименте приняли участие 90 студенток, принятых на первый курс в ФГОУ ВО «ЮГУ» в 2013 году и отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Все испытуемые были разделены слепым методом (метод случайных чисел) на две группы: 1) контрольная группа (КГ, 19 девушек), в которой занятия по физической культуре проходили по рабочей программе без использования средств аэробики; 2) экспериментальная группа (ЭГ, 71 девушка), в которой на занятиях по физической культуре использовали комплекс средств оздоровительной аэробики. Количество учебных часов во всех группах было одинаковым: в обеих группах занятия проводились 2 раза в неделю по 4 академических часа. Распределение студенток СМГ по заболеваниям представлено в таблице 1.

В обеих группах параллельно проведено три контрольных среза. Первый срез (сентябрь первого года): получение исходных данных качества жизни по SF36. Второй срез (после окончания 1-го курса): получение промежуточных данных для возможной коррекции программы оздоровления и оценки текущего состояния здоровья студенток. Третий срез (после окончания второго курса): получение конечных результатов, сравнение их с исходными.

Полученные результаты у студенток ЭГ сравнивались с данными, полученными при обследовании студенток КГ на аналогичных сроках обследования. Кроме того, результаты исследования у студенток КГ и ЭГ на контрольных срезах (после 1-го и 2-го курса) сравнивали с исходными результатами (при поступлении на 1-й курс).

Таблица 1 - Структура заболеваемости студенток специальной медицинской группы, участвовавших в исследовании

Заболевание Общее кол-во, % от общего числа КГ, % от общего числа ЭГ, % от общего числа

Миопия 30 (33%) 6 (32%) 24 (34%)

Заболевания опорно-двигательного аппарата 26 (29%) 5 (26%) 21 (30%)

Заболевания сердечно-сосудистой системы 20 (23%) 4 (21%) 16 (23%)

Заболевания желудочно-кишечного тракта 8 (9%) 2 (11%) 6 (8%)

Заболевания выделительной системы 4 (4%) 1 (5%) 3 (4%)

Заболевания эндокринной системы 2 (2%) 1 (5%) 1 (1%)

Всего 90 (100%) 19 (100%) 71 (100%)

Количественные параметры в таблицах 2, 3 представлены в виде средней арифметической и стандартного отклонения (M±SD). Нормальность выборок определяли с помощью критерия Шапиро-Уилка. Достоверность различий между количественными показателями экспериментальной и контрольной группы на сроках обследования оценивали с помощью параметрического ^критерия Стьюдента для независимых выборок (в случае нормального их распределения). В случае, если распределение отличалось от нормального, достоверность различий оценивали с помощью непараметрического W-критерия Вилконсона для независимых выборок. Для оценки достоверности различий между количественными показателями, полученными у студенток на контрольных срезах, по сравнению с исходными значениями использовали те же критерии, но только рассчитанные для связанных выборок. Минимальный уровень значимости (р) принимали равным 0,05.

Результаты исследования

Оценка качества жизни по результатам опросника SF-36 у студенток СМГ в ходе эксперимента представлена в таблицах 2, 3.

Таблица 2 - Оценка физического здоровья по SF-36 у студенток экспериментальной и контрольной группы на сроках педагогического эксперимента (M±SD)

Показатели Исходные После 1-го курса После 2-го курса

Общее состояние здоровья (ОЗ) (изменение в % от исходного) КГ 49,6±15,4 55,8±17,7 + 12% 61,1±16,6* +23%

ЭГ 58,3±18,4# 58,6±18,2 + 1% 64,7±16,3* + 11%

Физическое функционирование (ФФ) (изменение в % от исходного) КГ 86,6±14,5 86,8±13,8 0% 86,8±11,4 0%

ЭГ 85,8±11,8 88,3±10,8 +3% 91,1±10,1*# +6%

Ролевое функционирование, связанное с физ. состоянием (РФФ), (изменение в % от исходного) КГ 61,8±30,5 50,0±27,6 -19% 65,8±26,6 +7%

ЭГ 58,6±27,2 61,2±34,0 +4% 73,9±25,2* +26%

Интенсивность боли (Б), (изменение в % от исходного) КГ 72,8±14,4 60,7±23,8* -17% 62,1±24,4* -15%

ЭГ 68,5±19,5 70,1±21,4# +2% 73,9±18,7# +8%

Физический компонент здоровья (ФКЗ) (изменение в % от исходного) КГ 54,0±6,4 52,3±6,1 -3% 51,4±4,0 -5%

ЭГ 53,1±4,1 53,2±5,6 0% 53,4±4,6# + 1%

Примечание. * - указаны статистически значимые отличия по сравнению с исходным уровнем при р<0,05. # -тистически значимые отличия между ЭГ и КГ на соответствующих сроках обследования при р<0,05.

указаны ста-

Проведенный математический анализ выявил ряд отличий в формировании представлений о собственном физическом здоровье у студенток ЭГ и КГ (таблица 2). Так, к концу эксперимента субъективная оценка общего состояния здоровья у девушек обеих групп достоверно возрастала относительно исходного уровня. При этом у девушек КГ данная оценка возрастала более значительно (в среднем на 11,5 пунктов, или на 23%), чем у девушек ЭГ (прирост 11%). Такое отличие объясняется тем, что у студенток КГ изначально уровень ОЗ был ниже. Наиболее существенные отличия показателей физического компонента здоровья между группами отмечались при оценке боли у студенток ЭГ и КГ. Так, у девушек КГ средние значения данного показателя через год и к концу эксперимента были достоверно ниже относительно как исходного уровня, так и показателей девушек ЭГ, у которых данный критерий в ходе исследования значимо не изменялся. Данное обстоятельство свидетельствовало в пользу того, что у девушек КГ увеличивалось субъективное ощущение боли. В связи с этим именно болевой дискомфорт мог влиять на показатели ФФ и РФФ. Действительно, эти показатели у девушек КГ к концу эксперимента относительного исходного уровня не менялись, тогда как у девушек ЭГ показатели физического функционирования к окончанию эксперимента значимо возрастали.

Отмеченные выше отличия между группами отражались на изменении суммарного показателя - ФКЗ. Изменения данного индекса в ходе эксперимента у девушек обеих групп относительно исходных величин были не достоверны, однако

динамика ФКЗ в группах была разной: в КГ отмечался тренд на снижение, в ЭГ - роста. Такие отличия в целом приводили к тому, что средние значения ФКЗ в ЭГ в конце эксперимента были достоверно выше средних значений КГ на 2 пункта (р<0,05). Таким образом, в ходе эксперимента и к его окончанию у девушек ЭГ формировалась более высокая субъективная оценка своих физических возможностей и своего физического состояния.

Анализ показателей психологического здоровья, во-первых, выявил значительную вариабельность оценок по некоторым показателям, во-вторых, обнаружил более существенные сдвиги показателей через год эксперимента (таблица 3). Субъективная оценка общего психического состояния (ПЗ) показала, что у девушек КГ она снижалась через год эксперимента, затем восстанавливалась к исходным значениям к концу эксперимента. В свою очередь у студенток ЭГ средние значения ПЗ через год эксперимента возрастали, и к концу эксперимента были выше исходных на 20% (р=0,001), а значения КГ - на 16% (р=0,02). Однако необходимо отметить, что у девушек ЭГ через год эксперимента значительно снижалась оценка своего социального функционирования на фоне роста оценки жизненной активности и эмоционального состояния (РФЭ). У девушек КГ отмечались прямо противоположные изменения. Скорее всего, такие сдвиги в оценке собственного психологического состояния через год эксперимента связаны с психологической разобщенностью коллектива КГ и более ранним форм иров а н и е м кол л е ктивных от н о шений в ЭГ.

Таблица 3 - Оценка психологического здоровья SF-36 у студенток экспериментальной и контрольной группы на сроках педагогического эксперимента (M±SD)

Примечание. * - указаны статистически значимые отличия по сравнению с исходным уровнем при р<0,05. # - указаны статистически значимые отличия между ЭГ и КГ на соответствующих сроках обследования при р<0,05.

Показатели Исходные После 1-го курса После 2-го курса

Психическое здоровье (ПЗ) (изменение в % от исходного) КГ 60,6±15,9 51,9±20,3 -14% 57,2±18,0 -6%

ЭГ 55,4±20,2 57,9±19,9 +5% 66,3±15,9*# +20%

Ролевое функционирование (РФЭ), связанное с эмоц. состоянием (изменение в % от исходного) КГ 59,9±37,7 47,7±30,0 -20% 68,6±34,1 +15%

ЭГ 51,5±31,2 60,8±36,5# + 18% 63,6±36,8 +23%

Социальное функционирование (СФ) (изменение в % от исходного) КГ 50,8±8,9 51,6±12,5 +2% 52,9±12,6 +4%

ЭГ 48,9±11,4 46,6±10,8*# -5% 48,6±11,1 -1%

Жизненная активность (ЖА) (изменение в % от исходного) КГ 51,6±17,6 47,7±13,8 -8% 62,3±15,2* +21%

ЭГ 50,1±20,1 55,6±19,7# + 11% 60,8±16,6* +21%

Психологический компонент здоровья (ПКЗ) (изменение в % от исходного) КГ 39,1±8,3 35,7±7,3 -9% 40,9±8,8 +5%

ЭГ 36,5±8,9 38,4±9,6 +5% 40,9±8,0* +12%

На этом фоне важно отметить, что к концу эксперимента показатели РФЭ и СФ у девушек обеих групп относительно исходного уровня статистически значимо не отличались, а оценка ЖА у девушек ЭГ и КГ была повышена. В целом к концу эксперимента суммарная оценка психологического компонента здоровья возрастала у девушек обеих групп. Однако рост средних значений ПКЗ относительно исходного уровня в КГ составил 5% и был не достоверен, тогда как у девушек ЭГ увеличение ПКЗ на 12% к концу эксперимента было значимо при р=0,001. заключение

Таким образом, представленные результаты анкетирования позволяют заключить, что применение авторской технологии на основе средств оздоровительной аэробики у студенток СМГ, проживающих в условиях Севера, формирует положительный психологический и эмоциональный настрой. Такая психологическая реакция по системе обратной связи повышает устойчивость студенток СМГ к стресс-факторам, связанным с учебными нагрузками. В конечном итоге достигнутые изменения у девушек ЭГ в сравнении с девушками КГ доказывают эффективность использованной нами технологии.

Список литературы

1 Казначеев В. П. Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт. Л.: Медицина, 1980. 142 с.

2 Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983. 260 с.

3 Кучин Р. В., Максимова Т. А. Особенности функционального состояния девушек с разным уровнем двигательной активности, проживающих в ХМАО-Югре //Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1. С. 189-191.

4 Кучин Р. В., Нененко Н. Д., Черницына Н. В. и др. Маркеры метаболизма костной ткани. Референсные значения для ХМАО-Югры // Клиническая лабораторная диагностика. 2016. № 3. С. 140-143.

5 Нененко Н. Д., Кучин Р. В., Брютов Д. С. Антропометрические и соматометрические особенности девушек-спортсменок ХМАО-Югры // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1. С. 195-197.

УДК 159.9.072 Е.В. Милюкова

Курганский государственный университет

эмоциональная сфера личности лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение эмоциональной сферы лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Ключевые слова: лица, страдающие хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, эмоциональная сфера, тип реагирования на болезнь, фрустрация, агрессивность, ригидность, реактивная тревожность, личностная тревожность, самооценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.