УДК 612.825.8:в13.7вв.|]-1)Б2.вЭ-07
Канд. мед. наук Б. В. Задорожный, Н. А. Антоненко
ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ВЕЧЕРНИХ КУРСОВ
Металлургический институт, г. Жданов
В течение вечернего семестра продолжительностью 17 нед проведено исследование функционального состояния 205 студентов V курса, обучающихся по 7 различным специальностям. Программа включала оценку умственной работоспособности с помощью различных психологических тестов, исследование динамики некоторых физиологических показателей, характеризующих напряженность труда, а также социологические исследования методом анкетирования. Средний возраст студентов, принявших участие в исследованиях, составил 29,6 года, при этом 23% были в возрасте 20—25 лет, 50% — в возрасте 25—30 лет, 16% — в возрасте 30—35 лет, 11% —старше 35 лет. Мужчины составляли 52% обследованных, семейные — 77%.
Оценивая характер выполняемой производственной работы, 52% опрошенных связали ее с умственным напряжением, 10% — с физическим, 38% определяли ее как комбинированную. У 75% обследованных выполняемая работа оценивалась как средняя по тяжести или напряженности, у 23% как тяжелая (напряженная) и у 2% — как легкая (ненапряженная). Учебная работа в институте предусматривала ежедневно 2 ч лекционных и 2 ч лабораторных занятий при 5-дневной неделе. Условия труда в институте по параметрам микроклимата, освещенности, шума были в большинстве случаев в пределах, предусмотренных санитарными нормативами.
Для оценки умственной работоспособности использован комплекс тестов, характеризующих основные психические процессы и функции: внимание на основе корректурного теста Анфимова и метода Платонова на сложение чисел с переключением, кратковременная память — методом воспроизведения удержанных членов ряда из 49 цифр, предъявленных на слух (А. Р. Лурия), мышление — методом умножения трехзначных чисел на бумаге (А. И. Вожжова). Во всех случаях учитывали производительность работы и точность выполнения задания. Кроме того, исследовали время простых н дифференцировочных сенсо-моторных реакций на световые и звуковые сигналы. При оценке напряженности учитывали изменения частоты пульса, артериального давления, времени задержки дыхания на выдохе, температуры кожи виска. Исследования проводили на лабораторных занятиях в различные дни недели и часы. Результаты, полученные на 1—2-й неделе, принимали за исходные, с ними сравнивали результаты исследований в середине и конце семестра. Достоверность различий при Р ^0,05 определялась непараметрическими критериями Е. В. Губ-лер и созвт.).
По нашим наблюдениям, динамика показателей, характеризующих внимание и время сенсомоторных реакций, наиболее информативна при оценке умственной работоспособности. С применением теста Анфимова выявлены незначительные изменения внимания, причем в конце семестра отмечено даже достоверное увеличение производительности при довольно высокой точности. При использовании других тестов, в том числе характеризующих кратковременную память и мышление, достоверных различий не выявлено. Однако следует отметить, что показатели производительности в тестах на внимание были ниже, чем у студентов дневных курсов в соответствующие периоды. Это обстоятельство, которое может быть обусловлено комбинированным влиянием учебной и производственной нагрузки или другими факторами, например возрастными различиями, требует дополнительного изучения.
6 течение семестра отмечено увеличение времени реакций на звуковые сигналы с увеличением числа расторможенных дифференцировок, причем в конце семестра различия
Динамика физиологических показателей студентов в течение семестра
Показатель Период исследования
начало семестра середина семестра' конец семестр»
Пульс (в минуту) Артериальное давление (в мм) Задержка дыхания (в с) Температура кожи виска (в град) 72,5 (56—83) 124/73 41,2 (20—50) 34,4 (32,4—35,2) 75,6 (61—87) 121/71 37,8 (20-45) 35,0 (33,6-36,0) 77,4* (60—93) 119/69 37,8 (18—45) 35,2* (33,4—36,2)
* Достоверные различия по критерию знаков, 0 — Розенбаума.
Примечание. В таблице даны средние арифметические, в скобках — пределы колебаний.
были достоверными. В этот период отмечены признаки повышенной напряженности организма, проявившиеся в увеличении пульса, повышении температуры кожи виска, снижении времени задержки дыхания (см. таблицу).
Таким образом, полученные данные указывают, что в середине семестра у студентов, появляются признаки утомления, которые усиливаются в конце семестра и проявляются на фоне повышенной нервно-эмоциональной напряженности. Однако незначительные изменения показателей работоспособности по психологическим тестам позволяют предполагать, что изменения функционального состояния студентов обусловлены скорее всеТонерациональным режимом труда и отдыха, чем интенсивностью учебной и производственной деятельности. Этот тезис подтверждается данными социологических исследований, характеризующих затраты времени на самостоятельную работу (учебную) и самочувствие студентов. В начале семестра 77% опрошенных на самостоятельную работу в неделю затрачивали до 5 ч, 20% — от 6 до 10 ч и лишь 3% — более 10 ч. В середине семестра 47% опрошенных затрачивали 6—10 ч, 35% — до 5 ч и 18% — более 10 ч. В конце семестра 41% опрошенных затрачивали 12—20 ч, 31% — более 20 ч, 23% — 6—10 ч и лишь 5% — 2—5 ч. Для сравнения укажем, что недельная нагрузка по самостоятельной работе студентов при дневной форме обучения планируется в объеме 24 ч.
Интенсификация учебной работы в середине и особенно в конце семестра достигается за счет занятий в дни отдыха и сокращения времени на сон, т. е. за счет отдыха. Продолжительность сна менее 8 ч в конце семестра была у 89% опрошенных, причем у 23% она составляла 5—6 ч в сутки. Нерациональный режим труда и отдыха отражается на самочувствии студентов; лишь 2% опрошенных на протяжении семестра не ошущали усталости, в начале семестра усталость отмечали 25% опрошенных, а в середине его — более 50%.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости разработки мероприятий по рационализации труда и отдыха студентов, особенно распорядка самостоятельной учебной работы. В этом направлении в технических вузах Украинской ССР проведен ряд мероприятий, одним из которых является введение системы программированного контроля знаний студентов, требующей регулярной и планомерной работы на протяжении всего периода обучения. Однако об эффективности этого и других мероприятий можно будет судить после специальных исследований.
ЛИТЕРАТУР ¡А. ВожжоваА. И. Методика изучения функций анализаторов при физиолого-гигиенических исследованиях. Л., 1973. — Гублер Е. В., Ген к и н А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. — Л у р и я А. Р. Практикум по психологии. М., 1970. —Платонов К- К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
Поступила I8/V 1976 г.
УДК 614.1:313.13-053.4
И. П, Зорина, О. И. Снигур, Г. А. Боровик НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Львовский научно-исследовательский институт педиатрии, акушерства и гинекологии
Работа проводилась в 1971—1972 гг. в Дрогобыче Львовской области. Состояние здоровья и условия жизни изучены у 2366 детей 4 педиатрических участков детских поликлиник, полностью обеспеченных кадрами врачей-педиатров и специалистов. Материалы о заболеваемости получены путем выкопировки из историй развития за 1971 г. Одновременно при беседах с родителями заполняли разработанную авторами «Карту изучения состояния здоровья ребенка». В карте содержались сведения о жилищных условиях, количестве членов семьи и ее месячном бюджете. Учитывали также возраст детей, отмечали, посещают ли они дошкольное учреждение. Показателем, характеризующим заболеваемость, было число заболеваний, перенесенных ребенком в течение года: учитывали процент детей, не болевших, болевших спорадически (1—3 раза в год) и многократно (4 раза и более). В дальнейшем эти данные дополняли материалами карт, отражающих условия жизни ребенка. Были составлены двуфакторные комбинационные таблицы. Для оценки достоверности результатов исследования вычисляли показатель соответствия
Проанализирована заболеваемость в зависимости от жилищных условий. Поскольку при опросе не было выявлено семей, занимающих непригодные для жилья помещения (подвалы, сырые, холодные, темные квартиры, отсутствие канализации и т. д.), за основной критерий жилищных условий было принято количество квадратных метров жилой площади на каждого члена семьи. Установлена некоторая зависимость между частотой заболевания детей и жилищными условиями. Если процент болевших спорадически детей, проживающих в стесненных жилищных условиях и в хороших, был примерно одинаковым, то число не болевших в течение года возрастало с улучшением жилищных условий — с 42 до 49%, а детей, болевших многократно, в группе с хорошими жилищными условиями было значительно меньше (1,7%), чем среди проживающих в стесненных жилищных условиях