Совершенно иные требования предъявляются к световой обстановке помещения с визуальным ТСО, когда требуется записать текст в тетрадь. В этом случае телепрограмму можно и нужно смотреть при тех уровнях освещенности (до 500 лк), которые создают на рабочем месте яркость, равную или близкую к уровню яркости электронно-лучевой трубки. При этом следует следить за тем, чтобы экран телевизора был защищен от прямого попадания света.
ЛИТЕРАТУРА. КравковС. В. Глаз и его работа. М,—Л., 1950. — Милн ер П. Физиологическая психология. М., 1973.
Поступила 14/1X 1976 г.
THE LIGHTING CONDITION IN A CLASSROOM IN THE COURSE OF TAKING VISUAL INFORMATION FROM A TELEVISION SET SCREEN
Yu. D. Zhilov, L. A. Borisova, E. N. Nazarova
The authors found that at the time of receiving visual information from the television set screen and when it is necessary to take simultaneously notes in note-books, the lighting condition in the classroom should provide a brightness at the working place equal or close to the level of brightness of the television set screen (75 kd/m2), that may be created by the lighting of an intensity of 500—600 Ix.
УДК 613.865:378.147
Проф. И. И. Слепушкина, кандидаты мед. наук Ю. А. Литвинова, А. Г. Глущенко, Н.Д.Эмишян, Л. Г. Жердиенко и В. А. Карева, А. П. Ивахно, А. В. Михайлова
ОБУЧЕНИЕ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ВУЗА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ
Медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца, Киев
Интенсификация процесса обучения в вузе в соответствии с требованиями научно-технического прогресса приводит к увеличению учебной нагрузки, которая нередко вызывает значительные нарушения работоспособности и состояния здоровья студентов, отчетливо отмечаемые уже на первом году обучения. Изучение режима дня студентов-первокурсников (В. К. Водяга, Л. П. Краснянская, А. 3. Белоусов и соавт., А. С. Хафи-зова) показывает, что кроме 6—8 ч занятий в институте на внеаудиторную работу до 50% студентов затрачивает 4—5 ч и до 30% —более 5 ч. Это приводит к сокращению продолжительности ночного сна, нарушениям режима питания и отдыха. При обследовании студентов выявляются субъективные и объективные признаки утомления (в динамике учебной недели, года): удлинение времени условнодвигательных реакций, ослабление диф-ференцировочного торможения, ухудшение показателей работоспособности и гемодинамики.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости разработки новых форм и методов обучения, а также подготовки к занятиям в вузе. В последние годы широкое распространение в различных вузах страны, в частности медицинских, получила такая форма подготовки к обучению, как подготовительное отделение. Гигиеническая оценка подобного обучения отсутствует.
В связи с этим мы исследовали динамику работоспособности, функцио-. нальные возможности и особенности адаптации организма слушателей подготовительного отделения на протяжении периода обучения с учетом ряда факторов, на них влияющих (организация учебной работы, режим дня, отдыха, двигательная активность и др.). Для решения поставленных задач использовали различные методы: физиологические, психологические, статистические. Общую работоспособность определяли по показателям
корректурного теста (таблицы Анфимова), объема и скорости переработки информации (модифицированная А. О. Навакатикяном и В. В. Крыжанов-ской методика с кольцами Ландольта). Функциональное состояние центральной нервной системы оценивали по изменению времени условнодвнга-тельных реакций. О состоянии сердечно-сосудистой системы судили по частоте пульса и уровню артериального давления, мышечной — по результатам динамометрии. Функцию памяти и внимания оценивали по общепринятым методикам (запоминание геометрических фигур, таблицы Платонова), двигательную активность — по результатам шагометрии. Для изучения режима дня и бюджета времени студентов использовали методы хронометража, самохронометража и анкетирования.
Комплексному обследованию в динамике учебного дня, недели и года (число исследований достигало 20) подвергнуто 90 слушателей подготовительного отделения.
Изучение режима учебных занятий на подготовительном отделении показало, что эти условия максимально приближены к вузовским. Учебный день составлял 6 ч (три «пары») чередовавшихся лекций по биологии, химии, физике и практических занятий по тем же предметам, а также русскому языку, обществоведению и физкультуре. В субботу занятия длились 4 ч. Срок обучения на подготовительном отделении — 8 мес (с 10 декабря по 20 июля, включая выпускные экзамены). Успешно сдавшие экзамены слушатели подготовительного отделения зачисляются в институт без экзаменов. Возраст обучающихся в основном 19—22 года.
Изучение бюджета времени слушателей подготовительного отделения показало, что на внеаудиторную подготовку большинство (70%) тратит более рекомендуемых 3 ч (свыше 4 ч — 33% из них), что, однако, не сказывалось существенным образом на продолжительности ночного сна — у большинства (70%) слушателей она составляла 7—8 ч. Обращает на себя внимание ограниченное пребывание на свежем воздухе, особенно в экзаменационный период, нарушения режима питания (2—3-разовое с большими промежутками между приемами пищи, нерегулярное), малое время, отводимое на чтение художественной литературы и культурные мероприятия.
Анализ изучавшихся показателей в начале периода обучения на подготовительном отделении выявил следующее. В динамике учебного дня в различные дни недели отмечались характерные для физиологической кривой работоспособности изменения: удлинение латентных периодов зрительно-моторной реакции (на 16 мс в среду и на 73 мс в субботу), снижение объема кратковременной памяти на 10—30%, ухудшение скорости переключения внимания на 11—44%. Частота пульса уменьшалась на 5—7 ударов в 1 мин. систолическое давление (во второй половине недели) снижалось на 10—14 мм рт. ст., а диастолическое повышалось на 2—11 мм рт. ст. В динамике учебной недели на начальных этапах обучения показатели общей работоспособности существенно не изменялись, т. е. сохранялись на устойчивом уровне. Так, количество выполняемой работы (по результатам корректурной пробы) составляло 710±55 знаков во вторник и 683±19 в субботу, число ошибок — соответственно 3,5±0,29 и 2,4±0,54, коэффициент К также существенно не изменялся, равняясь 1,7—1,8. Объем перерабатываемой информации изменялся на 8—10 бит (Р > 0,05), а скорость переработки информации увеличивалась. Определенные изменения выявлены в функциональном состоянии центральной нервной системы. В первые дни недели отмечались низкие исходные показатели: время простой зрительно-моторной реакции было 362±18 мс, а к концу учебной недели возрастало, достигая 250±31 мс (Р < 0,001). Параллельно снижалось количество ошибочных реакций на дифференцировку. Четко проявлялось улучшение объема кратковременной памяти — с 2,28±0,44 до 4,09±0,39 усл. ед. (Р < 0,001) — от начала к концу недели. Аналогично изменялась и скорость переключения внимания—с 38,4±6,6 до 27,8±1,0 с (Р < 0,001).
В середине периода обучения кривая работоспособности как дневная, так и недельная имела волнообразную форму — повышение на 3— 14% и снижение на 7—13% в отдельные дни. Частота пульса существенно не изменялась, артериальное давление находилось в пределах 3—5 мм рт. ст. Это свидетельствовало о том, что в середине периода обучения (апрель) режим учебных занятий не сказывался неблагоприятно на функциональном состоянии организма.
В конце периода обучения (июнь) в динамике учебного дня отмечалось умеренно выраженное ухудшение показателей функционального состояния организма, отражающее дневную периодику работоспособности: степень изменений изучавшихся функций при этом была несколько больше, чем в начале обучения. Латентный период зрительно-моторной реакции удлинялся в среднем на 20 мс, объем информации сокращался на 8—16 бит при уменьшении скорости переработки на 0,30—0,70 бит/с, объем памяти ухудшался на 8—27% при отсутствии изменений функции внимания. Частота пульса оказалась стабильна — колебания 2—3 удара в течение учебного дня, систолическое давление снижалось на 5—11 мм рт. ст., а отмечавшееся в начальном периоде обучения повышение диастолического давления к концу учебного дня не выявлялось.
При анализе недельной динамики функциональных показателей можно отметить накопление утомления к концу недели, чего не было на начальных этапах обучения. Так, количество выполняемой работы уменьшалось на 65 знаков, объем памяти снижался на 40%, скорость переключения внимания — на 31% (Р<0,05).
Оценка показателей в динамике учебного года с точки зрения течения процессов адаптации (см. таблицу) выявила следующее. Улучшилось функциональное состояние центральной нервной системы (сокращение времени условнодвигательных реакций на 21 мс), увеличился объем перерабатываемой информации (на 22 бит), скорость переработки повысилась в 1'/2 раза, значительно возрос объем кратковременной памяти (почти на 50%).
Следовательно, режим обучения на подготовительном отделении способствовал улучшению функционального состояния центральной нервной системы и функций высшей нервной деятельности. Однако это улучшение сопровождалось некоторыми сдвигами гемодинамики, свидетельствующими об определенном напряжении организма. Число сердечных сокращений уменьшалось на 6 ударов в 1 мин. Систолическое давление снижалось в среднем на 2—4 мм рт. ст. по сравнению с таковым в начале обучения, но в отдельные дни недели падение достигало 9—13 мм рт. ст., в то время как в начале обучения — лишь 3—7 мм рт. ст. Диастолическое давление повысилось по сравнению с исходным (в начале обучения) в среднем на 10 мм рт. ст., достигая в отдельные дни недели 12—13 мм рт. ст. Эти сдвиги
Изменение показателей функционального состояния организма студентов в динамике обучения на подготовительном отделении медицинского института
Показатель М±т
В начале обучения
В конце обучения
Латентный период простои зрительно-моторной
реакции, мс Корректурная проба, количество знаков Объем переработки информации, бит Скорость переработки информации, бит/с Объем кратковременной памяти, усл. ед. Скорость переключения внимания, с Частота пульса, удары в 1 мин Систолическое давление, мм рт. ст. Диастол ическое давление, мм рт. ст. Мышечная сила правой руки, кг Двигательная активность (шаги в сутки)
362— 18 710±55 121±5 1,2^0,05 2,3—0,44 38=!= 6,6 81 — 2,4 115—2,8 67^=2,2 57—0,7 20 550=!= 370
241=!= 12 706=!= 43 143=1=5 1,8=!= 0,09 3,7—0,41 35=!= 2,6 75^=5,0 113^=3,3 77—2,9 56=1:0,5 20 100=!= 410
в ряде случаев можно рассматривать как неблагоприятные, ведущие к снижению пульсового давления, а при отмеченной меньшей частоте пульса — и к уменьшению ударного и минутного объемов сердца.
Как показали исследования, во время обучения на подготовительном отделении двигательная активность студентов существенно не изменяется, находится в пределах средних величин — 20 ООО шагов в сутки. Показатели функционального состояния двигательного анализатора (мышечная сила, тремометрия), дыхательной (спирометрия), а также функциональные возможности сердечно-сосудистой системы (проба Мартинэ — Куше-левского) в процессе обучения не снижаются.
Для оценки эффективности организации занятий на подготовительном отделении с точки зрения обеспечения хорошей работоспособности на последующем этапе обучения — первом курсе вуза проведено сравнительное изучение ее у студентов-первокурсников, поступивших в институт после различного вида деятельности. Оказалось, что наивысший средненедель-ный уровень работоспособности (по результатам корректурного теста) 703,9 был у окончивших подготовительное отделение против 591,3 у окончивших среднюю школу, 557,3 у поступивших в вуз после службы в армии, 552,0 у работавших в учреждениях и 632,0 у работавших на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. Это, вероятно, объясняется как предшествующим режимом обучения, обеспечившим постепенность вхождения в режим учебы в вузе, предотвратившим резкую ломку сложившегося до этого динамического стереотипа деятельности, так и тем обстоятельством, что окончившие подготовительное отделение зачислялись в институт без вступительных экзаменов (отсутствие значительного психо-эмоционального напряжения). Таким образом, проведенные исследования позволяют оценить режим обучения на подготовительном отделении медицинского института как благоприятный, тренирующий, способствующий сокращению периода адаптации организма студентов к обучению в вузе.
ЛИТЕРАТУРА. Белоусов А. 3. и др.— «Вестн. высш. школы», 1972, № 1, с. 21—26.—В од я г а В. К.—«Гиг. и сан.», 1970, № 12, с. 23—27,— К р а с -нянская П. Л.— Там же, № 7, с. 102—103,— Хафизова А. С.— Там же, 1973, № 7. с. 114—115.
Поступила 27/VI1 1976 г.
TEACHING AT PREPARATORY COLLEGE DEPARTMENT AS A MEANS OF ADAPTING THE BODY OF STUDENTS TO THE STUDY LOAD
I. I. Slepushkina, Yu. A. Litvinova, A. G. Gluschenko, N. D. Emishyan, L. G. Zherdienko, V. A. Kareva, A. P. Ivakhno, A. V. Mikhailova
The authors show that the study at a preparatory college department contributes to improving the functional state of the central nervous system, the function of the higher nervous activity, the retainance of a much higher level of working capacity at the following stages of studies, i. e. it provides a more gradual getting accoustomed to the regimen of studies in a college and the shortening of the body adaptation period.