Научная статья на тему 'ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИКА'

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — В M. Мешков, В H. Сергета, В Я. Перейма, Н В. Голка, Л Н. Сергета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИКА»

Таблица 2

Групповой состав углеводородов С4 — Си, обнаруженных в воздухе городов_СССР в 1978 г. и содержащихся в бензине и выхлопном газе (в %)

с„н гп+г спнгп V ч

Город, дата а а "й-н о V

X i га X 2 V н •е-«в X < >.

Ленинград 04/V » 18/V » 22/V » 25/V » 31/V » 6/VI » 7/VI » 4/VI II Иркутск 11/VII Ереван 18/Х Ташкент 3/XI 51 58 58 55 53 55 59 57 51 50 54 40 28 27 27 25 26 27 26 25 27 26 6 7 7 7 8 7 7 6 18 10 12 3 5 5 5 6 6 5 5 11 5 10 36 35 35 38 39 38 34 37 31 40 34 0,7 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7 0.6 0,7 0,6 0,8 0,6

Смесь бензинов (А-72, А-76, А-93) Выхлоп ГАЗ-24 45 24 19 11 8 13 7 1 47 63 1,0 2,6

Ранее мы отмечали, что в отличие от индивидуального состава органических соединений атмосферы городов их групповой состав характеризуется относительным постоянством, и предлагали использовать для выявления источников содержащихся в воздухе сложных смесей углеводородов параметр 7 — отношение суммы ароматических углеводородов к сумме парафинов:

у = ^ спн,„_в11 ^ СВНЯ1+^ .

В табл. 2 представлены результаты расчета группового состава углеводородов С4—С12 по данным

анализов 1978 г., дополняющие ранее получен данные (Б. В. Иоффе и соавт.). В этой табл приведен также состав топлива, полученного с шением бензина 3 марок в пропорциях, отраж щих их среднегодовое потребление в Ленингра а также выхлопного газа автомобиля «Волга», ботавшего на наиболее употребительном бенз (А-76). Как видно из табл. 2, групповой сос углеводородов атмосферы ближе к составу топли чем выхлопного газа, для которого наблюдае максимальное значение параметра у. Это мо означать, что важным источником попадания уг водородов в городскую атмосферу является ис рение горючего. Относительно низкое значени случае атмосферных загрязнений может объясня ся преимущественным испарением более легко пящей парафиновой фракции бензина. В целом как показано на примере Ленинграда, группов состав остается довольно постоянным в течен длительного периода, хотя можно ожидать не торых сезонных колебаний, связанных с измене ем температуры и интенсивности испарения топЛи

ЛИТЕРАТУРА. Иоффе Б. В., Исидоров В. Зенкевич И. Г. — Докл. АН СССР, 1978, т. 243, № с. 1186.

loffe В. V., Isidorov V. А., Zenkievich I. G. — Envir

Sei. Technol., 1979, v. 13, р. 864. Lahmann £., Seifert В., Dulson W. — Bundesgesundhei blatt, 1978, Bd 21, № 7, S. 75.

Поступила 15/11 1980

Summary. The concentrations of 66 hydrocarbo C4—C,2 in the near-ground layer of nine Soviet cities ran from 0.001 to 0.71 mg/m3. Comparison of the group compo.-tions of hydrocarbons contained in the air with those < gasoline of various brands and of vehicle exhausts has i dicated that the evaporation of automobile fuels makes large contribution to the total pollution of urban air. T1 need for setting maximum allowable concentrations f< all alkyl aromatic hydrocarbons C,H12 and Ci0Hu is en phasized.

УДК 613.8:1621.3:658.386.1

В. М. Мешков, В. Н. Сергета, В. Я■ Перейма, И. В. Голка, Л. Н. Сергета, Я■ С. Суходола, Н. И. Тучик, С. 3. Малко

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИКА

Тернопольский медицинский институт

/Задачей нашего исследования явилось изучение некоторых процессов профессиональной адаптации подростков при освоении профессии электромонтажника в учебно-производственном комбинате на первом году обучения с учетом их мотивационной направленности.

В литературе имеются данные о влиянии моти-вационного отношения и волевых усилий на производительность труда на любом этапе его выполнения с учетом «психической напряженности». При

этом различают «операционный» и «эмоциональны] типы (А. С. Егоров и В. П. Загряцкий; Е. А. Де ревянко и соавт.; Н. И. Наенко), но влияние эмо ционального фона, его активации на выработку динамического рабочего стереотипа у подростко1 изучено недостаточно.

Исследования проводили методом естественной эксперимента. Под наблюдением находилось 57 де вушек-учениц 9-го класса, которые, по данны\ углубленного медицинского |осмотра, ¡противопо

заний к освоению профессии электромонтажника имели. В результате детального изучения про-ссии установлен комплекс психофизиологиче-|их качеств, к которым предъявляются наиболь-4е требования при данном виде труда. Использо-|ны следующие методики: рефлексометрия скры-IX периодов реакций на звуковые и световые раз-[ажители с дифференцировкой, реакция на дви-1ийся объект, динамометрия, исследование с Ьмощью тактильной линейки Мак-Уорти, различие кольца Ландольта, черно-красные таблицы 1ульте — Платонова. Для изучения мотивацион-])й сферы учащихся, в частности ее направленно-[и по отношению профессии электромонтажника, эдом интервьюирования проведен опрос испы-1'емых, что в последующем послужило принципом |>уппировки следующих экспериментальных групп: !— учащиеся с хорошо выраженными психофи-[юлогическими показателями и положительной этивационной профессиональной направленностью |5), А2— учащиеся с хорошо выраженными пси-физиологическими показателями, но с неопреде-енной мотивационной профессиональной направ-гнностью (13), Вх— учащиеся с недостаточно вы-аженными психофизиологическими показателями положительной мотивационной профессиональ-эй направленностью (12), В2— учащиеся с недо-

статочно выраженными психофизиологическими показателями и неопределенной мотивационной профессиональной направленностью (17).

В эксперименте применяли физиолого-гигиени-ческие и психофизиологические методики с их интегральной оценкой. Определяли латентный период зрительно-моторной и слухомоторной реакций (ПЗМР и ПСМР соответственно) на простой положительный условный раздражитель и чередующиеся с дифференцировочным раздражителем (сложная зрительно-моторная и сложная слухомоторная реакции — СЗМР и ССМР соответственно), способность к концентрации и распределению внимания по таблицам Шульте — Платонова, информационные параметры зрительного анализатора по методике пространственно-временной ориентации. Для оценки функционального состояния центральной нервной системы использовали буквенные корректурные таблицы, изменения вегетативной нервной системы — показатели гемодинамики. Наряду с проведением указанных исследований вычисляли индекс пропусков. Санитарно-гигиенические условия в учебно-производственном цехе электромонтажников во все сезоны года находились в пределах оптимальных параметров. Исследования выполняли в начале и конце занятий 1-го и 2-го учебных полугодий.

Таблица I

редкие показатели сложной зрительио-слухо-моторной реакции и срывов при дифференцировке в динамике учебных занятий на 1-м году обучения в учебно-производственном комбинате (М±т)

Группа обследованных

СЗМР

1 -е полугодие

2-е полугодие

Срывы

1 -е полугодие

2-е полугодие

1 (Я = 15) Р

»(п = 13) Р

, (п = 12) Р

2 (л =17) р

181 ±4,05 254±4,65 <0,001 270±4,60 | 258±3,08

<0,05 300±5,61 | 251 ±4,22 <0,001 190±20,2 | 346+21,1 <0,001

157±1,60 145±1,21 <0,001 259±3,38 | 250±13,43 <0.01 229±5,85 I 271 ±2,63 <0,001 238±2,53 I 242±2,59 >0.1

1,0±0,01 1,2±0,09

>0,05 1,0±0,01 | 1,25±0,09

<0,05 1,3±0,09 | 1,8±0,08

<0,05 1.0±0,01 | 0,7±0,05 <0,001

1,0±0,08 0,6±0,04 <0,01

0,9±0,04 | 1,1 ±0,06

<0,05 1,4±0,09 | 0,8±0,05 <0,01

0,8±0,07 | 1,25±0,09 <0,05

Продолжение

Группа обследованных

ССМР

1 -е полугодие

2-е полугодие

Срывы

1-е полугодие

2-е полугодие

А, (п - 15) Р

А2 (п = 13) Р

Вх (я= 12) Р

В2 (л = 17) Р

207 ±7,70 193±'4,89 >0,1

174±2,53 | 291 ±7,57 <0,001 258±4,26 | 331±5,20 <0,001 349±6,93 | 223±20,1 <0,001

150±2,83 | 135±3,59 <0,001 210±2,82 | 235±2,33 <0,001 242±5.27 | 228±3,13 <0,001 299±1,67 | 275±3,87 >0,1

0,8±0,03 0,08±0,05

1,0±0,0! | 0,8±0,04 <0,01 1,2±0,05 | 1,0±0,07

>0,05 0,3±0,06 | 0,7±0,08 <0,05

0,6±0,03 | 0,3±0,06

>0,05 0,6±0,07 | 0,8±0,03

<0,05 1,0±0,04 | 0,6±0,07

<0,05 1,0±0,04 | 1,2±0,02 <0,05

Примечание. Здесь и в табл. 2 Н — начало занятий; К — конец занятий.

Таблица]

Средние показатели концентрации и распределения внимания на 1-м году обучения в учебно-производственном комбина!

(М±т)

Время просмотра таблицы, с Допущенные ошибки И

Группа обследооанных 1-е полугодие 2-е полугодие 1 -е полугодие 2-е полугодие |

Н к Н К Н К Н К Г

А1 (л = 15) Р Аг(и = 13) Р В! (я = 12) Р В„ (я = 17) Р 34,1 ±0,6 34,8±0,6 42,0±0,4 32,4±0,3 29,5±1,3 <0,01 33,1±1,6 >0,05 32,0±1,2 <0,01 36,0±2,9 >0,05 33,0±0,6 42,0±1,8 31,0±1,8 42,5±1,2 24,7±0,7 <0,001 38,0±0,9 <0,05 28,2±1,5 <0,05 43,3±1,3 <0,05 0,5±0,01 1,6±0,09 0,8±0,07 2.7±0,1 0 0,3±0,08 <0,001 0,2±0.03 <0,001 1,6±0,08 <0,001 0 1,0±0,02 0 0,9±0,01 0 | о,э±о,оа <0,05 1 0,1±0,0Я 1,1±о,о4 <0,001

Результаты исследования представлены в табл. 1 и 2. Анализ результатов простой и сложной зрительно-моторной и слухомоторной реакций показал наличие между ними положительной корреляционной связи, что подтверждают данные А. О. На-вакатикян и В. В. Крыжановской. В наших условиях более информативной оказалась сложная зри-тельно-слухо-моторная реакция, показатели которой представлены в табл. 1, из которой видно, что в процессе дневной адаптации в 1-м учебном полугодии закономерности в сложной зрительно-слухо-моторной реакции не отмечено, в то время как она четко проявлялась во 2-м полугодии. Так, СЗМР у школьниц группы А! снижалась на 12 мс, групп Вх и В2 повышалась соответственно на 42 и 6 мс, а у учащихся группы А2 снижалась на 9 мс. Латентный период ССМР у испытуемых групп А1( Вх и В2 сокращался соответственно на 15, 14 и 24 мс, а группы Аа возрастал на 25 мс. Также более существенно уменьшалось число допущенных срывов в процессе годовой адаптации у лиц групп Ах и В! по сравнению с учащимися групп А2 и В2.

Анализируя показатели концентрации и распределения внимания по методике Шульте — Платонова (см. табл. 2), мы отметили, что как в 1-м, так и во 2-м полугодии достоверно снижалось время просмотра таблицы при практическом отсутствии ошибок у учащихся группы Ах и уменьшении их числа у лиц группы В!. В группе А2 в 1-м полугодии незначительно, а во 2-м достоверно снижалось время просмотра таблицы при одновременном уменьшении числа допущенных ошибок. У лиц с неопределенной мотивацией и недостаточно выраженными психофизиологическими показателями (группа В2) в обоих полугодиях в динамике учебных занятий возрастало время просмотра таблицы при статистически подтвержденном увеличении среднего числа допущенных ошибок.

Показатели пространственно-временной ориентации, которые позволяют судить о состоянии корковых процессов на основании характера ответных реакций в период производственного обучения,

свидетельствуют о том, что количество точных о| ветов во всех наблюдаемых группах в 1-м учеб» полугодии от начала к концу занятий снижалос. в группе А!—с 60 до 30 %, в группе А2—с до 30%, в группе В!— с 38 до 20%, в группе В2 с 46 до 28%. Во 2-м полугодии отмечено значител ное увеличение процента точных ответов: в груп Ах— с 32 до 62, в группе А2— с 50 до 60, в груп Вх— с 32 до 40. У учащихся группы В2 количест: точных ответов уменьшалось при резком возраст; нии (с 26 до 40%) запаздывающих реакций. 3 паздывающие реакции во 2-м полугодии та участились и в группе А2 при отсутствии их в гру пе В^ и значительном снижении (с 34 до 20%) группе А^ Количество преждевременных реакш во 2-м полугодии снижалось у обследуемых гру Аь А2 и В! и оставалось на одном уровне в груп В2. В 1-м полугодии определенной закономерное не отмечено.

Оценивая влияние трудовых процессов на гем! динамические показатели, мы учитывали динамик) 4 параметров: пульса, систолического, диастолнч ского и пульсового давления, а также рассчитыв ли математическим методом величину сердечно; выброса по формуле (И. В. Аулик): С где <Зв— ударный объем (в мл); /Л — частота пул са, ф3=90,97+0,54-Рр—0,57-Р,,.а —0,61 -В, гд] Рр—пульсовое артериальное давление (в мм рт. ст. Ра.а — диастолическое артериальное давление ( мм рт. ст.); В — возраст обследуемого (в годах]

Как показали наблюдения, частота сердечны сокращений в динамике учебных занятий 1-го по лугодия у обследованных групп В! и В2 уменьша лась, а у лиц групп Ах и А2 оставалась на одно! уровне. Во 2-м учебном полугодии у учащихс: изученных групп наблюдалось достоверное уреже ние пульса.

Изменение систолического давления было незна чительным. Диастолическое давление при положи тельной мотивации к избранной профессии в про цессе выполнения стандартного производственно го задания несколько повышалось у обследовании?

Нппы А! в 1-м полугодии и достоверно снижалось Н2-м. В группе Вх достоверное повышение давле-Н( в 1-м полугодии сменялось постепенным синевшем его во 2-м. У лиц группы А2 диастолическое Иление уменьшалось только в 1-м учебном по-Игодии, а во 2-м возрастало. У учащихся группы Ноно повышалось в обоих полугодиях. ■Чульсовое давление снижалось у электромонтаж-В; всех групп в 1-м учебном полугодии, но у лиц Втпы Ах во 2-м полугодии в процессе трудового Вчення оно повышалось, а у лиц группы В1 оста-Вюсь на прежнем уровне.

■Эдннм из основных интегральных показателей ■нкции сердца является сердечный выброс. По Вшш данным, в 1-м учебном полугодии у учащих-9 всех групп, кроме А2, он снижался. Во 2-м ■ебном полугодии намечалась четкая зависимость ■жду эмоционально-мотивационным состоянием Идростков и работой сердца, проявляющаяся в по-Ишении сердечного выброса у лиц группы А1 Ни сохранении на одном уровне у обследованных Иуппы В2, в то время как у лиц групп А» и В2 Вот показатель резко снижался. ИО динамике функционального состояния цент-Ильной нервной системы подростков на протяже-|и учебного дня и учебных полугодий судили ■> результатам корректурной пробы, которая про-•дилась в начале, середине и конце занятий в учеб-Ям комбинате. В 1-м полугодии у лиц всех групп И>личество просмотренных знаков от начала к се-кдине занятий несколько снижалось, а затем воз-истало, превышая показатели, полученные в на-иле занятий: в группе А!—999—969—1056, в груп-I; В!—920—765—1079, в группе А2—738—656— »3, в группе В2—883—828—1025. Подобная за-■эномерность наблюдалась в количестве совершенных ошибок в перерасчете на 500 просмотрен-■лх знаков.

I Во 2-м полугодии во всех группах отмечено сни-1ение числа просмотренных знаков в динамике Ьнятий. В цифровых показателях оно было следующее: в группе А1—864—456—444, в группе Вх— 86—466—418, в группе А2—864—539—444, в груп-е В2—802—522—480. В количестве допущенных шибок выявлялась иная тенденция. Так, у уча-1ихся группы А] в начале занятий было допущено ,1 ошибки, в середине — 4,4, в конце — 2,0, у чащихся группы Вг— соответственно 4,7, 7,2 и ,0, у учащихся группы А2—9,6—4,9—9,6, у уча-шхся группы В2—10,2—6,4—9,3.

Как видно из представленных данных, у лиц

неопределенной мотивацией количество допущениях ошибок было выше.

Наряду с указанными показателями мы опреде-|яли характер индивидуальных сдвигов, отражающий как скорость, так н точность выполнения за-(ання. Все сдвиги были разделены на 5 групп, каж-1ая из которой характеризовала степень утомле-П1я. К благоприятным были отнесены сдвиги № 1 1 2, при которых работоспособность оставалась 5ез изменений, и № 3 и 4, при которых она повы-

шалась за счет врабатываемости. Сдвиги № 5 и 6 свидетельствовали о первых признаках утомления, а № 7 и 8 — о наступлении утомления. Сдвиг № 9, показывающий снижение продуктивности выполняемой работы за счет падения ее скорости и точности, свидетельствовал о наступлении выраженного утомления. Анализ результатов индивидуальных сдвигов показал, что сдвиги были более благоприятными у обследованных групп А1 и В,. У лиц этих групп также в меньшей степени были выражены первые признаки утомления. В группе Ах во 2-м полугодии по сравнению с 1-м в 2 раза снижались признаки утомления. Выраженное утомление отмечалось только в конце учебных занятий во 2-м полугодии у учащихся групп А2 и В^

Одним из педагогических критериев отношения подростка к учебному процессу является посещаемость занятий. Причинами пропусков некоторые психологи считают отсутствие мотивационной направленности личности «на дело». Нами рассчитан индекс пропусков (ИП) занятий в межшкольном учебно-производственном комбинате по всем четвертям по следующей формуле:

Сумма пропусков в четверти = Число учебных дней Х

Хчисло учащихсяХ 100.

Во внимание принимались только пропуски занятий без уважительных причин. Обращает на себя внимание определенная разница индекса в изученных группах. Так, в группе Ах он составлял в 1-й четверти 211, во 2-й — 114, в 3-й — 245, в 4-й — 0, в группе В!—69, 160, 125 и 0, в группе А2— 530, 900, 2002 и 171, в группе В2— 225, 417, 306 и 253 соответственно.

Следовательно, можно отметить определенную зависимость между пропусками занятий и мотивационной направленностью старшеклассниц к трудовому профессиональному обучению.

Полученные данные свидетельствуют о наличии неодинаковых механизмов адаптации на 1-м году освоения профессиональных навыков электромонтажницы в учебно-производственном комбинате у девушек, имеющих различия в психофизиологических качествах личности и состоянии мотивационной сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не для всех подростков существующие условия трудового обучения, основанные на нормировании без учета особенностей подросткового организма, являются адекватными для успешного освоения профессиональных навыков, что может в дальнейшем стать травмирующим психику фактором. Поэтому в основу повышения эффективности учебного процесса в межшкольном учебно-производственном комбинате следует положить, во-первых, формирование устойчивой мотивационной структуры старшеклассников на этапе профессионального самоопределения в средней общеобразовательной школе и, во-вторых, развитие процессов активной адаптации на этапе обучения в учебно-производственном комбинате.

ЛИТЕРАТУРА. Егоров А. С., Загрядский В. П.

Психофизиология умственного труда. Л., 1973, с. 115. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979. Наенко И. И. Психическая напряженность. М., 1976.

Поступила 26/VI 1980 г.

Summary. First-year girl students of an industrl training center were found to show differences in the degl of adaptation to the learning process in mastering the skif of an electrician depending on differences in their persoH psychophysiologic features and in their motivation for si dy. Recommendations designed to facilitate the elaborate of a working dynamic stereotype and the formation of mcj vational stability are given.

УДК вМ.777:547.587.411-074

Проф. Г. Т. Писько, кандидаты мед. наук М. Н. Коршун, 3. И. Жолдакова и Г. В. Толстопятова, проф. А. П. Самойлов, кандидаты биол. наук 10. М. Гупало и Т. В. Белянина, Е. В. Борисова, Б. Н. Бычковский, О. В. Гудзь, В. Ф. Лигирда, Л. Д. Спитковская

ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФЕНОКСИУКСУСНОЙ КИСЛОТЫ С ЦЕЛЬЮ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ

В ВОДЕ

Широкое применение в сельскохозяйственном производстве арилоксиалканкарбоновых кислот и тенденция к дальнейшему увеличению выпуска гербицидов этой важной группы (Н. Н. Мельников) вызвали необходимость всестороннего санитар-но-токсикологического изучения соответствующих пестицидных препаратов и полупродуктов их производства. К числу последних относится фенокси-уксусная кислота (ФОУК), хлорирование которой приводит к образованию 2,4-дихлорфеноксиуксус-ной кислоты (2,4-Д) — действующего начала и основы группы пестицидов (натриевая и аминная соли и эфиры 2,4-Д). Кроме того, ФОУК используется в качестве сырья в производстве фенокси-метилпенициллина, что повышает значимость обоснования гигиенических регламентов ее допустимого содержания в объектах окружающей среды.

ФОУК имеет вид бесцветных пластин или игл, плавится при 99 °С, кипит при 285 °С с разложением, растворимость в воде 1,2%1. Техническая ФОУК (ТУ 6-01-18-06—74) — влажный порошок серого цвета, содержащий 70% ФОУК, со специфическим запахом, обусловленным присутствием до 0,5% фенола.

Исследования проводили с химически чистой и технической ФОУК с применением расчетных методов прогнозирования максимальных недействующих доз (МНД), при планировании хронического эксперимента.

О состоянии подопытных животных в хроническом санитарно-токсикологическом эксперименте с пероральным введением вещества судили с помощью гематологических, биохимических, электрофнзио-логических, иммунологических и гистологических тестов, отобранных нами на основании анализа данных о токсичности и особенностях действия на организм фенола (Я. И. Костовецкий и 3. И. Жолдакова) и производных 2,4-Д (С. Ю. Буслович

и Ф. Д. Колдобская; А. Е. Кулаков; Л. К дорова и соавт.).

Химически чистая ФОУК обладает специфи ским запахом. Порог восприятия его (1 балл), данным большинства одораторов,—200 мг/л, пра тический предел (2 балла)—400 мг/л; при стат1 стической обработке нижняя доверительная гр ница для запаха 1 балл 165 мг/л, для запаха 2 ба, ла 337 мг/л. ФОУК стабильна в воде: даже зап 1—2 балла сохранялся в течение месяца. Хлор рование водных растворов ФОУК, содержащей* в воде в концентрациях, вызывающих запах 1 бал, приводит к его усилению, исходная интенсивное' достигается при разведении исходных раствор примерно в 7—8 раз, т. е. до концентрации ФОУ 25 мг/л.

Результаты изучения влияния химически чисто] ФОУК на санитарный режим водоемов (табл позволяют признать действующей концентраций 10 мг/л, пороговой — 2 мг/л по показателям потре(

Таблица

Влияние химически чистой ФОУК на процессы самоочищс ния водоемов

Показатель санитарного режима водоемов

ВПК

Окисляемость

Растворенный кислород Азот: аммиака нитритов нитратов

Микробное число

1 Справочник химика. Т. 2. М.— Л., «Химия», 1964, с. 1028—1029.

Испытания концентрации ФОУК. мг/л

0.5

Не

влияет >

»

2.0

Торможение на 39,4 % Повышение на 12%

ю.о

Торможение

34.5% Повышение на 80 %

Не

влияет на процессы минерализации ор ганического вещества

Не влияет

Угнетение рос та сапрофит ной микро флоры в 2 ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.