Научная статья на тему 'О ВО3РАСТНЫХ И ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕМПОВ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

О ВО3РАСТНЫХ И ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕМПОВ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rales of morphologic development in 256 children aged 6—8 years and 142 children aged 10— 13 years were studied, and it was found that the proportions of children with medium, slow, and rapid rates of development were different in various periods of ontogeny. During the pubertat period, the proportions of children with slow and especially rapid rates increased. The non uniform distribution of boys and girls showing slow and fast rates is considered as a manifestation of sexual dimorphism. Since the frequency of extreme (very rapid or very slow) variants of development tends to change in the same direction as that of pathologic deviations from normal development, both accelerated and slowed maturation of children are considered to be a risk factor in the course of ontogeny.

Текст научной работы на тему «О ВО3РАСТНЫХ И ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕМПОВ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 612.65-053 + 612.65-055

И. А. Матвеева

О В03РА0ТНЫХ И ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕМПОВ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Горьковский медицинский

В процессе изучения возрастных особенностей физического развития детей и подростков установлены отчетливые различия в темпах их созревания, при этом ускоренные и замедленные темпы созревания расцениваются как физиологические варианты развития. Патологические отклонения в физическом развитии детей и подростков имеют выраженные половые различия, сущность которых сводится к более частому преждевременному созреванию девочек, тогда как различные виды отставания в развитии чаще обнаруживаются у мальчиков (К. С. Лебединская; И. В. Каюшева; Л. Н. Уланова; Р. Б. Базарбекова; Е. А. Беникова и Т. Г. Курбанов, и др.). Сохраняются ли половые различия у здоровых детей и подростков с крайними вариантами развития? Сообщений об анализе внут-ригрупповых особенностей развития в таком аспекте в литературе нами не найдено.

В задачу данного исследования входило изучение темпов морфологического созревания мальчиков и девочек в допубертатный и пубертатный периоды для уточнения характера половых особенностей крайних физиологических вариантов развития. Биологический возраст у 256 детей (144 мальчиков и 112 девочек) 6—8 лет определяли по совокупности критериев: длина тела, уровень оссификации и число постоянных зубов. Темпы созревания у 142 детей (82 мальчиков и 60 девочек) 10—13 лет в процессе динамического наблюдения установили также по комплексу показателей: длина тела и ее погодовой прирост, уровень оссификации, наличие вторичных половых признаков.

В возрасте 6—8 лет 72% детей имели средние темпы развития, у 17% отмечено замедленное и у 11%—ускоренное развитие (табл. 1). Последний вариант встречался примерно в 3 раза чаще у девочек, замедленное развитие было более характерно для мальчиков (Р<0,01). Поскольку скорость развития устанавливали по совокупности критериев, проанализировали каждый показатель в отдельности. При распределении детей в зависимости от длины тела выявлено как у мальчиков, так и у девочек некоторое преобладание высоких и выше среднего показателей длины тела. Различия по крайним вариантам длины тела у мальчиков и девочек были несущественны. Выраженные различия у мальчиков и девочек имелись в уровне оссификации кистей рук и дистальных отделов костей запястья. Девочки опережали мальчиков по среднему уровню окостенения. Варианты со смешенным окостенением чаще встречались у мальчиков, с ускоренным — у девочек (Р<0,01). Отмечена выраженная вариабельность окостенения, колебания костного

институт им. С, М. Кирова

возраста в целом у мальчиков и девочек были от 3—4 до 10 лет. При изучении числа постоянных зубов установлено наличие левосторонней асимметрии у мальчиков и девочек, достоверной у мальчиков (Р<0,05). У мальчиков более часто имелось сниженное число постоянных зубов (19% против 13% девочек, Р>0,05).

Таким образом, в допубертатный период развития в темпах созревания выявлены четкие половые различия, которые обусловливались особенностями процессов оссификации у мальчиков и девочек,

Таблица 1

Распределение детей 6—8 лет в зависимости от те_мпов морфологического развития и ряда показателей

Пол Темп морфологического развития

замедленны!) средни!) ускоренны!) всего

М. ж. Длина 15 (10) 6 (5) •пела 103 (72) 88 (79) 26 (18) 1 1 1 144

Итого. . . 21 (8) 191 (75) 44 (17) 256

М. ж- Уровень ос 49 (34) 9 (8) -ификации 88 (61) 80 (71) 7 (5) 23 (21) 144 112

Итого. . . 58 (22) 168 (66) 30 (12) 256

М. ж. Число пост 27 (19) 15 (13) оянных зубов 103 (71) 87 (78) 14 (10) 10 (9) 144 112

Итого . . . 42 (17) 190 (74) 24 (9) 256

М. ж. Комплекс 37 (26) 6 (5) юказателей г 99 (69) Й.86 (77) 8 (5) 20 (18) 144 112

Ит о г о . . . П р и м е ч а процент детей. 43 (17) и е. Здесь и 185 (72) в табл. 2 в 28 (И) скобках 256 указан

Таблица 2

Распределение детей 10—13 лет в зависимости от темпов морфологического развития и ряда показателей

Темп'морфологического развития

Пол замедленны» средний ускоренный всего

Длина тела

М. ж. 12 (15) 5 (8) 50 (61) 43 (72) 20 (24) 12 (20) 82 60

Итого ... 17 (12) 93 (65) 32 (23) 142

М. ж. Уровень ос 17 (21) 7 (12) сификаци 51 (62) 38 (63) к 14 (17) 15 (25) 82 60

Итого ... 24 (17) 89 (63) 29 (20) 142

У pot М. ж. гень полового 18 (22) 13 (22) созревай и 48 (59) 26 (43) 1Я 16 (19) 21 (35) 82 60

Итого ... 31 (22) 74 (52) 37 (26) 142

М. ж. Комплекс п 18 (22) 12 (20) оказателег 47 (57) 29 (48) I 17 (21) 19 (32) 82 60

Итого .... 30 (21) 76 (54) 36 (25) 142

в меньшей степени они были связаны со сменой молочных зубов на постоянные и с длиной тела.

Среди детей 10—13 лет средние темпы созревания отмечены у 54% (табл. 2), снижение по сравнению с данными допубертатного периода существенно (Р<0,01). Несколько возрос удельный вес детей с замедленным развитием, стало значительно больше детей с ускоренным развитием (Р<0,01). Половые различия по числу крайних вариантов стали менее выраженными и прослежены лишь в виде тенденции по преобладанию девочек с ускоренным развитием (32% против 20% с замедленным развитием, Р>0,05).

Результаты анализа отдельных показателей развития детей в пубертатном периоде свидетельствовали о том, что для длины тела, как и в допубер-татный период, характерна тенденция к правосторонней асимметрии у мальчиков и девочек. По среднему уровню окостенения девочки по-прежне-му опережают мальчиков, однако по крайним вариантам осснфикации в пубертатный период наблюдаются изменения, выражающиеся в увеличении числа мальчиков с ускоренными темпами окостенения (5% мальчиков в допубертатный период и 17% в пубертатный, Р<0,05). Однако доля

вариантов со сниженным окостенением по-прежнему несколько больше у мальчиков, а с ускоренным — у девочек. Диапазон колебаний костного возраста стал больше, чем в допубертатный период (от 8—9 до 17 лет паспортного возраста). Анализ скорости полового созревания показал, что девочек, половое становление которых протекает ускоренно, больше, чем мальчиков, отнесенных к этой же группе (35% против 19%, Р<0,05).

Таким образом, в пубертатный период сохраняются различия по частоте выявления мальчиков и девочек с крайними вариантами развития, однако эти различия в основном касаются группы коренного развития и ведущего критерия — уровня полового созревания. С нейрогормональной регуляцией репродуктивной системы тесно связано развитие скелета. Как свидетельствуют наши данные, ускоренное половое развитие сочетается с ускоренным процессом оссификации. Однако необходимо подчеркнуть наличие существенных различий в дифференцировке скелета у мальчиков и девочек. В 6—8 лет редко имелось ускоренное окостенение у мальчиков, а замедленное — у девочек. В^пубертатный период половая асимметрия сохраняется, но ускоренное окостенение у мальчиков встречается чаще, чем в допубертатный период, а замедленное реже, т. е. на разных этапах онтогенеза соотношение крайних вариантов развития скелета у мальчиков изменяется, чего не отмечено у девочек. Можно полагать, что более медленное созревание скелета с левосторонней асимметрией в распределении крайних вариантов, явная перестройка оссификации в пубертатный период характерны именно для мужского организма на ранних этапах онтогенеза, женский же отличается большей сложностью и тонкостью организации репродуктивной системы, ее большей значимостью в воспроизводстве. Полученные нами данные о большей частоте опережающего развития девочек, вероятно, отражают особенности становления женского организма.

Таким образом, проявления полового диморфизма в процессе роста и развития многообразны, они отчетливо выступают уже в допубертатный период развития. Сопоставление сведений о темпах развития мальчиков и девочек с данными литературы о клинических отклонениях в развитии детей показывает, что частота физиологических вариантов крайних типов созревания имеет ту же направленность, что и патологические формы. В литературе дискутируется вопрос о границе между нормой и патологией (Р. М. Баевский). Вероятно, полученные нами данные по крайним вариантам развития в популяции можно оценить как пограничные состояния между нормой и патологией, ибо под влиянием неблагоприятных факторов ход развития может выйти из физиологических пределов и перейти в патологию. С этих позиций замедленное и ускоренное созревание детей и подростков можно рассматривать как фактор риска в ходе нормального онтогенеза.

Выводы. 1. На разных этапах онтогенеза число детей со средним, замедленным и ускоренным темпами развития неодинаково. В пубертатный период уменьшается число детей со средним темпом развития, увеличивается число детей с крайними вариантами, особенно с ускоренным развитием.

2. Проявления полового диморфизма в процессе роста и развития многообразны и отчетливо выражены уже в допубертатный период. Половые различия более ярко прослежены по дифференци-ровке скелета, в меньшей степени — по показателям смены молочных зубов постоянными и дли-

Литература. Боевский Р. М. Прогнозирование

состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. Базарбекова Р. Б. Диагостика и лечение гипогенитализма

у детей. Автореф. дис. канд. М., 1972. Беникова Е. А., Купбанов Т. Г. Нарушение роста у детей и подростков. Киев, 1976. Ксюшева И. В. Вопросы клиники, патогенеза и терапии

Summary. Rales of morphologic development in 256 children aged 6—8 years and 142 children aged 10— 13 years were studied, and it was found that the proportions of children with medium, slow, and rapid rates of development were different in various periods of ontogeny. During the pubertal period, the proportions of children with slow and especially rapid rates increased. The nonuniform dis-

ны тела; выражены различия по крайним вариантам полового созревания мальчиков и девочек.

3. Частота крайних физиологических вариантов морфологического развития имеет ту же направленность, что и частота у мальчиков и девочек патологических отклонений в развитии. Вероятно, ускоренный и замедленный темп развития в популяции являются пограничными состояниями между нормой и патологией, что диктует необходимость установления уровня биологического развития при углубленных осмотрах детей и подростков и контроля за темпом их морфологического созревания.

гипоталамического синдрома пубертатного периода Автореф. дис. канд. Горький, 1968. Лебединская К. С. Психические особенности детей с церебральными ф-ормами ускоренного и замедленного полового развития. Автореф. дис. канд. М., 1963. Уланова Л. Н. — Вопр. охр. мат., 1971, № 7, с. 35—39.

Поступила 29/IV 1980 г.

tribution of boys and girls showing slow and fast rates is considered as a manifestation of sexual dimorphism. Since the frequency of extreme (very rapid or very slow) variants of development tends to change in the same direction as that of pathologic deviations from normal development, both accelerated and slowed maturation of children are considered to be a risk factor in the course of ontogeny-

УДК 668.386.1.012.1

В. М. Мешков

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ

Тернопольский медицинский институт

Профессиональному самоопределению подростка уделяется большое внимание, и важнейшая роль в решении данного вопроса принадлежит межшкольному учебно-производственному комбинату трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. При этом подросток впервые сталкивается с «реальной моделью» производства, и от того, в какой степени он психологически подготовлен, насколько мотивационно настроен к восприятию новой социальной среды и ее ритма, зависит его дальнейшая профессиональная судьба. Как известно, проблеме прогнозирования принадлежит первоочередная роль, особенно в сфере материального производства и социально-экономических отношений (В. А. Лисичкин; Г. Г. Ястребов и А. В. Быховский; Р. М. Баев-ский). Материалов о прогностических разработках сферы профессиональной мотивации при обучении старшеклассников в учебно-производственном комбинате в литературе пока недостаточно.

На первом этапе нашего исследования, в фазе предпрогнозной ориентации (по Г. Г. Ястребову

и А. В. Быковскому), мы изучили «психологиче-кую почву» профессионального самоопределения подростков, желающих освоить профессию кулинара. Методом анкетирования провели психологическое исследование среди учащихся 8-х классов 14 школ Тернополя. Опросом был охвачен 1231 учащийся, из них 12,3% выбрали в учебном комбинате обучение профессии кулинара, причем 34,2% — под влиянием родителей, 15,5% — в результате профориентационной работы в школе, 20,5% — по совету друзей и старших товарищей и 29,8% — под влиянием литературы, кино, телевидения. Анализируя результаты анкетирования, мы установили следующее: будущие кулинары считают, что для приобретения данной профессии им необходимо изучать химию, литературу, математику, биологию и физику. Приведенные данные отражают четкое представление учащимися необходимости школьного багажа при освоении выбранной профессии. Восьмиклассники в анкетах также выделили те качества, которые, по их мнению, онн могут выработать, обучаясь в комбинате. На пер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.