УДК 658.386.1
Доктор мед. наук Т. С. Криворучко, Т. И. Война, М. В. Штыкан, канд. биол. наук Т. Н. Дубровина, канд. мед. наук Б. А. Гроза
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ
НИИ гигиены и эпидемиологии, Кишинев
В процессе изучения профориентации и профессионального обучения старших школьников в межшкольном учебно-производственном комбинате (УПК) — учреждении сравнительно нового типа, недостаточно изученном гигиенистами, мы исследовали состояние здоровья, физическое развитие, физиологические (вегетативные и психофизиологические) показатели, динамику работоспособности, интересы и склоннооти, ряд микросоциальных условий в семьях, учебную успеваемость в школе и успешность овладения профессией у 350 учеников УПК, обучавшихся 14 профессиям. Корреляционный анализ всех изученных факторов позволил установить степень зависимости успешности обучения различным профессиям от определенных факторов. Учет этой зависимости при направлении школьников на обучение мог бы повысить успеваемость и качество профессиональной подготовки в УПК.
После профессионального обучения в 10-м классе все учащиеся УПК сдают экзамен по профессии, в результате которого, кроме оценки за теоретические знания, получают (или не получают) определенный квалификационный разряд. Успешность обучения условно характеризуется оценкой на экзамене. При определении зависимости успешности профессионального обучения от изучавшихся факторов установлено, что наибольшее значение имеют индивидуальные свойства ЦНС, на базе которых формируются общие способности, стиль поведения и работоспособность учащихся.
Основные индивидуальные свойства ЦНС (силу, лабильность и подвижность) изучали по разработанным нами для 15-летних подростков шкалам
(Т. С. Криворучко и соавт.). В частности, сред* учеников, освоивших профессию на отлично, пре обладали лица со средней силой процесса возбуждения (67,0%), средней лабильностью (50,0%' и высокой подвижностью нервных процессо! (62,5%). Среди освоивших профессию на хорошо также преобладали, хотя и в меньшей степени, ли ца со средней силой (56,5%), средней лабильностьк (42,4%) и высокой подвижностью нервных процес сов (57,0%, табл. 1). У лиц, успевающих на тройм и двойки, возможно наличие разных варианто! силы процесса возбуждения и лабильности, н< среди них было значительно больше подростков < низкой (плохой) подвижностью нервных процес сов (40,0 и 28,6% соответственно), причем следуе-учесть, что среди всех обследованных превалиро вали лица со средней силой процесса возбуждения средней лабильностью и высокой подвижность« нервных процессов. Поэтому если на силе можн< особо не акцентировать внимание, поскольку в< всех подгруппах большинство обладало средне] силой нервных процессов, то увеличение числа ли] со средней и низкой подвижностью нервных про цессов и высокой их лабильностью среди плох' успевающих.
Таким образом, среди основных свойств ЦНС наи большее значение для успешного овладения про фессиями имеет подвижность нервных процессо (К. М. Гуревич).
Мы разделили учащихся каждой профессионал! ной группы на 3 подгруппы (1-я — отлично освоие шие, 2-я — хорошо освоившие и 3-я — посредст венно освоившие профессию) и определили индк видуальные свойства ЦНС у учеников каждо
Таблица
Зависимость успешности профессионального обучения от индивидуальных свойств ЦНС
Сила процесса возбуждения Лабильность нервных процессов Подвижность нервных процессов
Оценка на
экзамене ьысочая средняя низкая высокая низкая
(сильная) (слабая) высокая средняя низкая (хорошая) средняя (плохая)
5 18,2 67,0 14,8 26,7 50,0 23,3 62,5 16,2 21,3
4 31,5 56,5 12,0 37,0 42,4 20,6 57,0 25,5 17,5
3 19,5 49,3 31,2 23,2 28,8 28,0 35,0 25,0 40,0
2 0 84,6 15,4 40,0 33,5 26,5 28,6 42,8 28,6
Всего. . . 21,9 58,4 19,7 29,3 45,9 24,8 51,1 22,8 26,1
Примечание. В таблице указан процент учащихся.
подгруппы по каждой профессии. В группе строи-телей-отделочников среди освоивших профессию на отлично лиц с сильным процессом возбуждения было 58,0%, с высокой подвижностью нервных процессов 79,1%, а среди посредственно освоивших— соответственно 37,5 и 75,0%. В данном случае высокая подвижность нервных процессов не обусловливает успешности обучения этой специальности. В подгруппе оптиков-шлифовальщиков, освоивших профессию на отлично, высокую силу процесса возбуждения имели 45,0% учащихся, а высокую подвижность нервных процессов — Ю,0%, а среди посредственно освоивших профес-:ию сила процесса возбуждения—80,0%, а под-зижность — у 50,0%.
Среди девочек, отлично освоивших профессию лродавца промышленных товаров, высокая сила и юдвижность нервных процессов установлены у >4,7%, среди хорошо освоивших — у 76,5 и 88,2% ^ответственно, а среди учившихся посредственно— тишь у 33,3 и 66,4% соответственно, т. е. успеш-тость овладения специальностью в большей степени $ависит от силы нервного процесса возбуждения, [ем от подвижности нервных процессов, хотя и юследняя имеет большое значение.
Среди швей-мотористок верхнего платья, хорошо >своивших профессию, 50,0% имели сильную нерв-1ую систему, а среди плохо успевающих — 38,5%. Тодвижность нервных процессов играет большую >оль: среди хорошо освоивших профессию высокая юдвижность отмечена у 87,5%, а среди плохо ювоивших — у 30,8%. Ткачихи-ковровщицы хо-юшо освоили профессию, хотя высокая сила была шшь у 33,4%, но зато высокая подвижность нервных процессов — у 77,8%. В то же время среди 1ЛОХО освоивших профессию все обладали высокой илой процесса возбуждения, но низкой подвиж-юстью нервных процессов. Следовательно, для владения профессией ткачихи-ковровшицы ре-лающее значение имеет подвижность нервных роцессов.
В группе девочек, обучающихся профессии ма-шнистки-делопроизводителя, не было посредственно успевающих по профессии (результат отбора [аиболее грамотных учениц). Однако среди от-ично освоивших профессию 54,1% обладали вы-окой силой и 79,1% высокой подвижностью нерв-ых процессов. Следовательно, в эффективности бучения подвижность нервных процессов играет ольшую роль, чем сила процесса возбуждения. Интересные данные получены при изучении груп-ы будущих автоводителей. Среди мальчиков, хо-ошо освоивших профессию, лишь у 26,7% уста-овлен сильный процесс возбуждения, у 73,3% и оказался слабым. В то же время в этой под-эуппе у 93,3% учеников имелась высокая под-4жность нервных процессов. В подгруппе по-)едственно освоивших профессию высокая сила эзбуждения была у 57,1 %, низкая — у 42,9%,
высокая подвижность нервных процессов _
ишь у 28,6%. Следовательно, при овладении
профессией шофера преимуществом обладают ученики с низкой силой возбуждения и высокой подвижностью нервных процессов.
Высокая подвижность нервных процессов играет также большую роль при обучении профессии электромонтера. Отлично и хорошо освоили специальность лица, обладающие высокой подвижностью нервных процессов, при этом сила процесса возбуждения среди хорошо успевающих была высокой у 55,5%, низкой у 44,5%, а среди плохо успевающих ни один не имел высокой силы возбуждения. У 80% она была слабой и у 20% — средней; подвижность нервных процессов оказалась низкой у 80 % учащихся этой подгруппы.
Среди отлично освоивших профессию радиомонтажника 80% обладали низкой силой возбуждения и 100% — высокой подвижностью нервных процессов. Среди отлично овладевших профессией оператора вычислительных машин преобладали подростки с высокой силой и подвижностью нервных процессов, а также имеющие слабую их силу, но высокую подвижность. В подгруппе неуспевающих и неосвоивших профессию преобладали учащиеся со слабой силой возбуждения и слабой подвижностью нервных процессов, т. е. важны оба основных свойства ЦНС.
В группе чертежников среди хорошо освоивших профессию преобладали подростки с высокой подвижностью нервных процессов независимо от силы возбуждения, а среди плохо успевающих — лица с сильной нервной системой.
Таким образом, для обучения всем профессиям важна степень подвижности нервных процессов, однако в отдельных профессиональных группах (автоводители, операторы вычислительных машин, радиомонтажники, машинистки, ткачихи и др.) она играет решающую роль. Следовательно, определение подвижности нервных процессов должно рассматриваться как один из основных методов установления профпригодности школьника к той или иной профессии. Для этой цели могут служить разработанные нами нормативы.
Анализ связи успешности обучения профессии с другими показателями состояния организма и рядом внешних факторов позволил выявить некоторые закономерности. Обнаружена зависимость успешности профессионального обучения от успеваемости в школе, которая в свою очередь зависит от индивидуальных свойств ЦНС и является результатом предшествующего воспитания. Среди отлично и хорошо успевающих в школе часто встречались ученики, овладевшие профессией на хорошо и отлично, но и среди занимающихся в школе посредственно также были подростки, отлично и хорошо овладевшие профессией (30,3 и 56,2% соответственно). Однако большинство троечников в УПК успевали посредственно (79,5% троечников) и неудовлетворительно (71,4% двоечников). Школьные двоечники составляли и наибольшую часть (28,6%) двоечников в УПК.
Таблица
Связь успешности овладения профессией и учебной успеваемости в шхоле с основными свойствами ЦНС
Коэффициент корреляции (г) успеваемости
с силой процесса воз- с подвижностью с лабильностью нервных с временем зрительно-мо-
Профессия буждения нервных процессов процессов торной реакции
УПК школа УПК школа УПК школа УПК школа
Автоводитель —0,08 0,25 0,44 0.5 0,006 0,31 0.31 0,32
Оператор-вычислитель 0,74 0,13 0,8 0,66 0,6 0.2 -0.02 0,37
Машинистка —0,12 0,16 0,38 0,17 0.1 0,07 0,01 —0,48
Швея-мотористка и
ткачиха —0,04 —0,38 0,4 0,13 0,31 0,17 -0.2 -0.03
Электромонтер и ра-
диомонтажник —0,15 0,14 0,34 0,06 0.59 0,3 0,7 —0.16
Строитель-отделочник 0,09 0,14 0,3 0,03 0,27 0,3 0,21 —0.26
Чертежник и худож- 0,24
ник —0,24 0,12 0,36 0.12 —0,32 0,0 0.28
Продавец промтоваров 0,53 0,13 —0,13 0,0 —0,46 0,14 0,45 0,09
Оптик-шлифовальщик 0,09 0,14 0,26 —0,2 —0,04 —0,45 —0,14 —0,17
Таким образом, имеется прямая связь между успеваемостью в школе и успешностью овладения профессией в УПК. Однако то, что часть школьных троечников и даже двоечников овладевали профессией в УПК на хорошо и отлично, свидетельствует о целесообразности профессионального обучения в УПК всех старшеклассников.
Зависимость успеваемости в школе и по профессии в УПК от основных свойств ЦНС часто не совпадала. Из табл. 2 видно, что учебная успеваемость в УПК и школе в разной степени зависит от основных индивидуальных свойств ЦНС, причем при обучении различным профессиям степень зависимости неодинаковая. В частности, с силой процесса возбуждения наиболее связана успешность обучения у операторов-вычислителей (г= =0,74) и продавцов (г =0,53). Учебная успеваемость в школе прямо, хотя и слабо, зависит от силы процесса возбуждения у водителей (г=0,25), машинисток (г =0,16), оптиков (г=0,14), строителей (/-=0,14), электромонтеров и радиомонтажников (г =0,14), в меньшей степени — у подростков других групп, а у швей даже отмечена обратная зависимость (г=—0,38).
Подвижность нервных процессов более существенно влияет на учебную успеваемость в УПК и школе: наиболее значительна и однонаправленна зависимость успеваемости в УПК и школе от подвижности нервных процессов (г=0,8 и 0,66) у операторов-вычислителей. У автоводителей связь с подвижностью нервных процессов также значительна (/■=0,44 и 0,5); у швей и ткачих связь с подвижностью нервных процессов успеваемости по профессии выше (/-=0,4), чем школьной (г= =0,13), у чертежников и художников она существенна (г=0,36 в УПК и 0,24 в школе). Существенна связь успеваемости по профессии с подвижностью нервных процессов у машинисток (г=0,38), а школьной успеваемости—ниже (г=0,17). Выявлена обратная зависимость успеваемости по
профессии от подвижности нервных процессов продавцов (г=—0,13) и оптиков-шлифовальщико: (г=—0,34).
Низкая связь учебной успеваемости в школе подвижностью нервных процессов у подростка некоторых групп свидетельствует о том, что ученн ки не используют своих природных способносте к обучению, ибо обучаемость каждого человек, прямо и значимо зависит от подвижности нервны процессов.
С лабильностью нервных процессов наиболе связана успеваемость при обучении професси оператора-вычислителя (г=0,6), электромонтера радиомонтажника (г =0,59), швеи (г=^,31). Ус пешность овладения профессией продавца, оптика шлифовальщика имеет обратную связь с лабиль ностью (/•=—0,46 и —0,04). Связь со скоросты зрительно-моторной реакции также различна: наи большая у электромонтеров и радиомонтажнико (г =0,7), продавцов (г=0,45) и автоводителей (г= =0,31). В отдельных группах имеется обратна зависимость (например, у оптиков г=—0,14). Здес надо учесть, что речь идет об успешности не тру довой деятельности, а лишь обучения. В дальней шем надо полагать, качество работы водителя буде более тесно связано со скоростью реакции.
Изучена также зависимость успешности профес сионального обучения от уровня физического раз вития школьников. Закономерной зависимости н< выявлено. Среди двоечников хорошо физическ: развитых подростков было больше, чем среди от личников. Очевидно, это связано, с тем, что про цесс профессионального обучения не требует о организма учащегося значительного физическое напряжения, ибо состоит в основном из коротки теоретических и практических занятий — одш 6-часовой день в неделю. Успешность дальнейше трудовой деятельности, вероятно, будет более за метно связана с уровнем физического развития выносливости работающего.
При изучении зависимости успешности профес-:ионального обучения от других показателей, в гастности от объема кратковременной памяти и шимания, выявлена малосущественная связь (г= =з0,13 и 0,06 соответственно).
Успешность овладения некоторыми специаль-юстями зависит от состояния вегетативной нерв-юй системы. Например, успешность овладения фофессиями электромонтера и радиомонтажника 1меет обратную корреляционную связь с тремором >ук (г——0,65), т. е. чем меньше тремор, тем выше 'спеваемость по профессии. Успешность обучения грямо, хотя и слабо, коррелирует с образованием тца (г=з0,21) и матери (г=0,18). Число детей в емье и порядковый номер ребенка не влияют на 'спешность обучения профессии (г=0,06 и 0,05). /'спешность овладения' профессией слабо коррели-•ует с занятием спортом (г=0,11), субъективным •тношением школьника к трудовому обучению г=я0,14) и не коррелирует с возрастом родителей л=ч0,01 по отношению к матери и 0,02 по отноше-:ию к отцу).
Таким образом, из всех изученных нами факто-юв и показателей состояния организма школьни-;а наибольшее влияние на успешность овладения
профессией оказывают основные свойства ЦНС — сила и подвижность нервных процессов, а также вегетативные функции, к которым предъявляются различные требования в зависимости от характера профессии. Приведенные данные рекомендуется использовать в практике профориентации и профотбора в межшкольных УПК.
Литература. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
Криворучко Т. С., Дубровина Т. Н., Война Т. И. и др. — Гиг. и сан., 1979, № 3, с. 38—41.
Поступила 12.05.80
Summary. Physiologic vegetative and psychic functions, physical development, working capacity, interests and aptitudes, conditions of the social microenvironmtnt, por'ormance at school, and progress in vocational training in an in'er school industrial training center were studied in 350 schoolchildren in an attempt to find out how the quality of training in this center is related to the external and internal factors examined. It was found that such a relationship did exist and that it varied in degree depending on the job performed by the trainees, on the basic properties of their central nervous system, and on some other factors. It is suggested that the results of this study might be useful in the vocational counselling and selection of schoolchildren.
'ДК 612.821-053.5:371.7
Ю. М. Пратусевич, А. В. Соловьев, Г. И. Квасов
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Задача настоящей работы — оценить внутриго-овую динамику функционального состояния ЦНС 'чащихся школы-интерната по показателям мозго-юго кровообращения и психофизиологических 1роб; определения критической частоты слияния [ельканий (КЧСМ), времени простой двигатель-юй реакции (ВПДР), проб на кратковременную па-[ять и внимание. Учитывая одинаковые гигиени-еские условия у обследованных, правомерно счи-ать, что понижение КЧСМ, ухудшение показатели кровенаполнения мозга и изменение данных 1ругих проб в течение учебного года будут отражать [акопление у школьников хронического умствен-юго утомления. Оно отличается от обычного уметенного утомления тем, что полного восстановле-[ия работоспособности на протяжении суточного (.икла не происходит, ночного сна оказывается [едостаточно и наступает суммация остаточного томления с вновь наступившим острым. Хрони-еское воздействие учебной нагрузки в течение года [а растущий организм имеет свою специфику — 'но осуществляется на фоне возрастных измене-|ий. Поэтому изучение хронического умственного томления у школьников базировалось на предло-
женной нами модели «наложениям В ее основе лежит концепция о том, что функциональные сдвиги психофизиологических показателей под влиянием годовой учебной нагрузки, приводящие к накоплению хронического умственного утомления в организме школьников, необходимо рассматривать на фоне необратимых и долговременных сдвигов, обусловленных онтогенетическим созреванием нейрофизиологического субстрата мозга ребенка. Эти две тенденции, по нашим представлениям, заведомо должны быть противоположны по направленности, так как онтогенез состоит в развитии мозга, обеспечивающем лучшую функциональную приспособляемость детского организма к общеприродным и в особенности социальным условиям жизни. Утомление же снижает успешность умственной работы, следовательно, «накладывание» функциональных изменений на онтогенетические позволяет более точно оценивать и прогнозировать тенденцию функционального состояния ЦНС учащихся.
Очень важное значение для нормального функционирования мозга имеет его кровоснабжение, представляющее собой систему, на которой удобно проследить процессы саморегуляции мозга. Для