Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — H.Ф. Борисенко, В.M. Мешков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of personality characteristics of teenage girls, interschool educational and vocational center (IEVC) students, on their professional adaptation in learning the trade of a construction electrician (coil reeler) was studied. Two groups of teenagers have been identified: Group I had more favorable personality characteristics for learning the trade than Group II. Autotraining sessions were introduced in Group II in order to facilitate the occupational adaptation of the girls. The research results made it possible to recommend autotraining at the, IEVC for the purposes described.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

7. Качество воды, микроэлементы и сердечно-сосудистые заболевания. — Хроника ВОЗ, 1974, т. 28, № 4, с. 251—256.

8. Шицкова А. П. Метаболизм кальция и его роль в питании детей. М., 1984.

9. Шницер С. — Мясная индустрия СССР, 1979, № 7, с. 20—22.

10. Anderson Т. — New Engl. J. Med., 1969, v. 280, p. 805.

11. A slander A. — Nutr. Abstr. Rev., I9G4, v. 34, p. 6340.

12. Blair /?., English P., Michie «7. — Brit. Poultry Sei., 1965, v. 6, p. 355.

13. Bronkhorst J. — Ondestepoor J. vet. Sei. Anim. Industry, 1938, v. 10, p. 469.

14. Brooks A., Grossman M. — Gut, 1970, v. II, p. 153.

15. Champan £>., Compbell J. — Brit. J. Nutr., 1957, v. 11, p. 117.

16. Champan D., Campbell J. — Ibid., p. 127.

17. Chao-Yu Chen, Zu-Kang Ji. — Nutr. Res. Buiiet.,

1948, v. 7, p. 7.

18. Chen C., Ji. Lu-Kang— Nutr. Abstr. Rev., 1948, v. 18, p. 2188.

19. Chio-Chao Tuan, Adolph W. — Chin. med. J., 1941, v. 60, p. 529.

20. Cook J. — Brit. J. Nutr., 1977, v. 36, p. 2028.

21. Cuender J. — Praxis (Bern), 1949, Bd 38, S. 1092.

22. Dell Aquila M., Bini G. — Rif. med., 1953, v. 67, p. 1073.

23. Drake Т., Jackson S., Tisdall F. — J. Nutr., 1949, v. 37, p. 397.

24. Dorrance G., Sussman W. — Amer. J. Dig. Diss.,

1949, v. 16, p. 263.

25. Draper //., Sie Ten-Lin, Bergman J. — J. Nutr., 1972, v. 102, p. 1133.

26. Elliott V. — J. Amer. Diet. Ass., 1962, v. 40, p. 568.

27. Gorham J., Peckham J. — J. Amer. Vet. Ass., 1970, v. 156, p. 9.

28. Gustaf son G.. Stelling E., Brunnis E. — Caries res., 1972, v. 6, p. 244.

29. Gotti £>.. Nicolai P. — Clin. Pediat., 1948, v. 30, p. 3.

30. Drake Т., Jackson S., Tisdall F. — J. Nutr., 1949, v. 37, p. 397.

31. Hohl К. — Radiol, chin., 1947, v. 16, p. 2.

32. Horootian S. — J. Amer. dent. Ass., 1943, v. 30, p. 1396.

33. Hung Tao, Young V. — J. Chin. chem. Soc., 1949, v. 16, p. 46.

34. Heding L., Anderson H. — Diabetologia, 1973, v. 9, p. 282.

35. Jowsey J. — Geriatrics, 1978, v. 33, p. 39.

36. Kung H. — Ann. Pediat., 1948, v. 170, p. 289.

37. Krishanarao G., Draper II. — J. Nutr., 1972, v 102

p. 1143. W

38. Maynard L. — Chin. med. J., 1936, v. 50 n 425

39. Meat, 1982, v. 55. N 6, p. 27.

40. Meat Processing, 1977, Oct., p. 182.

41. Maisin J., Pourbaix J. — Rev. Beige Sci. med. 1936, v. 8, p. 1.

42. Magendie F. — C. R. Acad. Sci. (Paris), 1841 v 19 p. 237.

43. Nakajama Т., Sugita T. — Nutr. Abstr. Rev., 1954 v. 24, p. 918.

44. Nash N. — Food Res., 1971, v. 36, p. 930.

45. Okonski J. — Roczn. Nauk. roln. E., 1967 v 89 p. 440.

46. Pelt L. — Fed. Proc., 1954, v. 13, p. 473.

47. Plenk H., Rudas В., Waechter R. — J..periodent. Res., 1973, v. 8, p. 106.

48. Quinlan J., Bischop J., /delaar T. — Onderstepoort J. vet. Sci. Anim. Industry, 1941, v. 16, p. 213.

49. Rees V. — Schweiz. med. Wschr., 1945, Bd 57, S. 217.

50. Roberts E., Gallo J., Maner J. — Amer. J. vet. Res., 1972, v. 33, p. 1985.

51. Shan В., Krishnarao G., Draper H. —J. Nutr., 1967, v. 92, p. 30.

52. Trzebska-Jeske I. — Roczn. Zak. Hig., 1977, v. 28, p. 541.

53. Trzebska-Jeste /., Czarnowska-Misztal E. — Przegl. Lek., 1978, v. 35, p. 506.

54. Windham C., Wyse В., Hansen R. — J. Amer. diet. _ Ass., 1983, v. 82, p. 39. $

55. Windsor A., Misra D., Loudon J. et al. — Age a. Ageing, 1973, v. 2, p. 230.

Поступил« 16.07.84

i

Summary. A great number of literature sources cited reflect the problem of using certain amounts of pretreated osseous tissue for manufacturing meat products. In particular, there is evidence concerning its beneficial impact on protein and mineral metabolism, teeth and osseous tissue in laboratory animals and in humans, on pregnancy development and progeny. Cryogenic and noncryogenic additives under study were used for canned meat (beef, poultry, rabbit, boiled sausage). Additives were shown to produce a favorable effect on nitrogen balance. The biological value of additives-containing products was, on the average, 10—20% higher. There was an improvement in the osteal composition of the test rats, with bones becoming harder, more stable and resistant to mechanical damage; the mineral composition improved too. There were certain other beneficial effects observed in rats given the test additives. The conclusion made is concerned with the validity of using mineral osseous tissue formulations both to enhance the biological value of meat products, and to manufacture canned meat for special purposes.

УДК 371.38:371.711:612.821.1/.3

Н. Ф. Борисенко, В. М. Мешков

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Значительную роль в реализации программы реформы средней и профессиональной школы играют межшкольные учебно-производственные комбинаты (МУПК) трудового обучения и профессиональной ориентации старшеклассников. Однако переход на новую форму трудового обучения свя-

зан с ломкой ранее существовавшего школьного стереотипа, изменением условий производственной среды, режима труда и отдыха, методики обучения. При этом важно учитывать индивидуальные особенности личности подростков, профессиональную мотивацию, которые могут способствовать напряже-

ниш адаптационных механизмов, а также возникновению неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья 1171.

В связи с этим все шире разрабатываются различные аспекты оптимизации профессиональной адаптации подростков: психофизиологические особенности и критерии профессиональной пригодности, методы активной адаптации с помощью приборов-тренажеров, специальных комплексов физических упражнений и т. д. (8—10, 19). Имеются указания на то, что на качество и степень профессиональной адаптации рабочих зрелого возраста существенно влияют личностные и характерологические особенности III.

Наиболее эффективным методом оптимизации трудового обучения может стать применение психоре-гулнрующей гимнастики и психогигиенического аутотренинга — АТ 12, 4) с целью «психологической разгрузки» и «психологической коррекции» 1161.

Задачей настоящего исследования явилось изучение зависимости работоспособности и успешности освоения одной из наиболее массовых профессий современных МУПК — электромонтажника (намотчик катушек) от личностных и характерологических особенностей у девушек 15—16 лет и апробация некоторых психогигиенических мероприятий их активной адаптации на 1-м году обучения. Для решения поставленной задачи использовали следующие методические приемы.

Для диагностики личностных изменений и решения прогностических и психокорригирующих задач применяли модифицированный Миннесотский личностный опросник (ММР1) 115]. Эта методика позволяет не только объективно раскрыть структуру личностных особенностей и тип реакции на стрессовые ситуации, но и достаточно точно предсказать в профессиональной деятельности возможность реакции, что позволяет использовать опросник для решения вопросов профессионального отбора (табл. 1) (131. Выраженность каждого качества исследуемого оценивали по 13 стандартным шкалам в единицах Т. Уровни проявления таких показателей, как экстраверсия и интраверсия, определяли с помощью опросника Айзенка 131.

Для дифференциальной самооценки функционального состояния использовали методику САН (самочувствие, активность, настроение) 151. Учитывая, что продуктивность психической деятельности в определенной степени коррелирует с уровнем эмоциональной напряженности, мы применяли методику реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера 161. Умственную работоспособность оценивали по результатам корректурной пробы. Уровень профессиональной адаптации при освоении профессии определяли на основании среднего балла успеваемости, выставляемого преподавателями и мастерами производственного обучения МУПК. Мотнвацнонную профессиональную направленность подростков изучали методом анкетного опроса. При помощи гигиенических методов оценивали условия производственной среды и со-

Таблица I

Шкалы ММР1, используемые для характеристики структуры личности и особенностей поведения девушек-подростков при освоении профессии в МУПК

Международ-

нос обозначе- Характеристика шкал

ние шкал

L Шкала, измеряющая степень примитивности

лжи при обследовании

F Шкала достоверности

К Шкала корреляции, выявляющая стремле-

ние показать себя в лучшем свете, скрыть

недостатки

Hs Склонность к ипохондрии

D Склонность к депрессии

Ну Истероидные особенности личности

Pd Психопатологические изменения

Mf Шкала интересов

Pa Склонность к подозрительности, паранойя

Pt Психоастенические особенности личности

Sc Шизоидные особенности личности

Ma Гипомания

Si Социальная интраверсия

ставляли професснограмму. Использовали методы статистической обработки данных 1141.

Обследована 61 девушка, не имеющая медицинских противопоказаний к освоению профессии. Наблюдения проводили в течение полного учебного года в динамике занятий в условиях как естественного, так и преобразующего эксперимента.

Освоение профессии электромонтажника (намотчик катушек) проводилось в учебно-производственных цехах и классах теоретической подготовки, планировка, оборудование и санитарно-гигие-нические условия которых соответствовали гигиеническим нормам и требованиям. Подростки в комбинате занимались раз в неделю в течение 5 ч, при этом 25% времени отводилось на теоретическую подготовку, а 75% — на производственное обучение. На основную работу в период производительного труда приходилось в среднем 73,3% времени, на вспомогательную — 18,1%, на нерегламентиро-ванные перерывы — 7,6%.

Рабочие операции характеризовались однообразием и монотонностью, вынужденной рабочей позой (сидя, при согнутом положении тела), что сопровождалось значительным статическим напряжением мышц спины и плечевого пояса. Известно, что гипокинезия и сенсорная депривация являются факторами, способствующими развитию психической усталости И, 111.

Первый этап изучения структуры личностных особенностей девушек-подростков выявил следующее. Среди обследованных выделялась группа из 35 девушек с благоприятным сочетанием шкал MMPI. Для этих подростков были характерны такие личностные особенности, как рациональность, рассудительность, спокойствие, контроль за своими поступками, выносливость, трезвость мышления, упорство в достижении цели, о чем свидетельствовали усредненные параметры шкал D, Ну, Ра, Ма, а также усидчивость, некоторая замкну-

Таблица 2

Показатели работоспособности девушек 15—16 лет, осваивающих профессию электромонтажника (намотчик катушек)

в МУПК, в динамике первого года обучения (Л-1±т)

I полугодие 11 полугодие

Группа обследованных Показатель начало заня- конец занитий начало заня- конец занятий '.-4

тий (1) (2) '1-. тий (3) И)

Подростки с неблаго- Количество

приятными личнос- просмотрен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тными особенностя- ных знаков 819±22,4 1049±29,2 6.3 660±21,3 888±29,7 6,1 1,92

ми и отрицательной Р <0,001 <0,001 >0,05

мотивацией Количество ошибок на

500 знаков 6,0±2,50 18,2±2.41 3.6 4,8±0.98 5.0±0,37 0,18

Р <0.01 >0,05

Подростки с благо- Количество

приятными лично- просмотрен-

стными особенно- ных знаков 885±27,4 978± 16,4 2,9 758±29,2 549± 33,4 4,7 7.9

стями и положи- Р <0,01 <0,001 <0.001

тельной професси- Количество

ональной мотива- ошибок на

цией 500 знаков Р 5,8±0,7 3,2± 1,0 2,3 <0,01 4,9±0.12 4,1±0.38 2.1 <0,05

тость в социальных контактах, на что указывало высокое значение шкалы 51. В данной группе у 76% девушек преобладал интравертивный тип реагирования.

Вместе с тем в группе с менее благоприятными ■сочетаниями шкал ММР1 26 школьниц) параметры шкал Э, Ну, Бс, Ма свидетельствовали о том, что подростки легко вступают в контакт. Это любимцы группы, несколько капризные, но занимательные и веселые, со склонностью к невротической реакции (высокие показатели по шкале Р и низкие по шкале К). В этой группе у 89% девушек преобладал экстравертивный тип реагирования. В литературе указывается, что импульсивность и эмоциональность как компоненты экстраверсии влияют на снижение внимания при монотонной деятельности (1, 21).

Анализируя результаты САН у подростков с благоприятными сочетаниями шкал ММР1, можно было отметить оптимальную стабильность средне-групповых показателей самочувствия, активности, настроения в динамике занятий. Показатель дивергенции у них составлял в начале занятий — 0,2, а в конце — 0,5. У обследованных с неблагоприятными сочетаниями шкал ММР1, показатели САН свидетельствовали о тенденции к волнениям, нестабильности психических процессов, нарастанию напряжения и утомления; величина дивергенции в данной группе составляла 0,7—в начале и 1,0 — в конце занятий в МУПК.

Показано 1121, что на степень профессиональной адаптации определенное влияние оказывает состояние профессиональной мотивационной направленности. При существующей системе «спонтанного» формирования учебных групп школьников с разной направленностью профессиональных мотивов на фоне различной структуры их личности возможно формирование отрицательных социальных и

личностных установок по отношению к труду и про-^| фессиональной деятельности с интрагрупповой потерей референтности (71. Результаты проведенного целенаправленного анализа профессиональной мотивации свидетельствуют о том, что в группе с благоприятными личностными особенностями положительную мотивацию имели 91,4% девушек, а в группе с менее благоприятными личностными особенностями— только 12%. Установлена довольно высокая математическая степень зависимости прот фессиональной мотивационной направленности ое личностных особенностей подростков (значени-множественного коэффициента корреляции — Я — составляло 0,54 со значениями основных шкал ММР1 — Э, Ну, Ра, Ма).

Исследование умственной работоспособности (табл. 2) выявило, что в процессе занятий объем выполняемой работы увеличивался в обеих группах подростков, но качественный показатель работоспособности был выше у девушек с благоприятными личностными особенностями.

Имеются данные 1201 о том, что высокий уровень тревожности снижает эффективность любого обу-^ чения. Полученные нами данные подтверждают это положение. Так, у девушек с менее благоприятными личностными особенностями определялся более высокий уровень тревожности: 39,45±1,94 против 31,54±1,12 (Р<0,05) у подростков с благоприятными личностными особенностями. В первой группе наблюдался и более низкий балл успешности освоения профессии — 3,98±0,12 против 4,60± ±0,09 во второй (Р<0,05).

Следовательно, среди обучавшихся в МУПК довольно высок удельный вес подростков с неблагоприятными личностными особенностями, которых характеризуют отрицзтельная мотнвационная профессиональная направленность и низкая успеш- *

j^ocTb обучения, что в свою очередь может способствовать возникновению невротической реакции личности в процессе обучения и значительному напряжению адаптационных механизмов.

Все это обусловило проведение преобразующего эксперимента, направленного на коррекцию профессиональной мотивации и оптимизацию обучения подростков, для чего использовали описанные в литературе методики психорегулнрующей гимнастики и АТ 14, 6, 18). Для обучения приемам АТ был организован кабинет психогигиены в непосредственной близости от учебно-производственных цехов. Занятия, включавшие элементы коррекции нервно-психических процессов (мышечная релаксация, тонизация психического и мышечного тонуса), повышения работоспособности, активности, улучшения общего состояния, усиления проф-орнентационной направленности, проводили раз в неделю в течение 20 мин после 3-часового обучения в комбинате с последующим ежедневным контролируемым повторением комплекса в домашних условиях (октябрь — май). При составлении набора элементов упражнений мы руководствовались

тем обстоятельством, что работа подростков при освоении профессии характеризуется монотонностью, что требует снятия утомления.

Повторное обследование этой группы выявило определенную стабилизацию нервно-психических процессов у подростков с неблагоприятными личностными особенностями. Девушки стали менее раздражительны и менее склонны к обвинению своего социального окружения, о чем свидетельствует понижение значений шкал К, Ра, Pt теста MMPI.

Результаты теста САН демонстрируют улучшение самочувствия в динамике обучения в комбинате. Сопоставление отдельных характеристик по шкале Ч. Д. Спилбергера также указывало на повышение эмоциональной устойчивости у большинства подростков (74%). Отмечено также возрастание уровня работоспособности (см. табл. 2) и среднего балла успеваемости 4,23±0,51 (Я<0,05).

Изучая состояние коррекции профессиональной мотивационной направленности и показатели взаимности, удовлетворенности в общении, можно бы-о отметить, что 84,6% школьниц экспериментальной группы выявили желание в дальнейшем продолжать работать по данной специальности. По мнению преподавателей и мастеров производственного обучения, применение АТ способствовало улучшению социально-психологического микроклимата, чувства коллективизма и созданию условий для благоприятного трудового обучения и профессиональной ориентации.

В группе подростков с благоприятными личностными особенностями и положк.елыюй мотивационной направленностью (контроль) к концу учебного года отмечалось некоторое повышение уровня социальной адаптации согласно тесту MMPI (шкала Si), а также снижение психологической уязвимости и ранимости (повышение значений шкал

Ну, Бс, Ма). Показатели самооценки функционального состояния существенно не изменились. Анализ состояния умственной работоспособности {см. табл. 2) свидетельствовал об определенном снижении количества просмотренных знаков и среднего числа допущенных ошибок, что, по-видимому, свидетельствует о том, что на фоне благоприятной социально-психологической адаптации к профессиональному обучению наступает некоторое утомление, связанное с естественным утомлением к концу учебного года и спецификой данной профессии.

Представляется, что комплекс психогигиенического АТ может быть рекомендован всем подросткам, обучающимся различным профессиям в условиях МУПК, а не только школьникам с неблагоприятными личностными особенностями.

Таким образом, проведенные исследования позволили установить, что одним из факторов, затрудняющих адаптацию школьников к трудовому обучению на базе учебно-производственного комбината, даже при рациональном режиме и соответствующих гигиеническим нормативам условиях обучения, являются их личностные и характерологические особенности. Они в определенной мере затрудняют не только социальную, но и физиологическую адаптацию организма подростков. Это указывает на необходимость проводить наряду с дальнейшим улучшением профорнентационной работы (в частности, формирование у школьников представления о престижности профессии, направленное педагогическое воздействие) разработку и внедрение различных форм и методов повышения психоэмоциональной устойчивости с использованием приемов психологической саморегуляции и АТ.

Выводы. 1. Параметры, отражающие личностные и характерологические особенности подростков с помощью методик ММР1, Айзенка, уровня тревожности, дифференциальной самооценкн функционального состояния (САН), социологического изучения профессиональной направленности, могут быть использованы наряду с показателями здоровья и психофизиологических функций в качестве прогностических в аспекте оптимизации профессиональной адаптации в условиях МУПК.

2. Среди подростков, осваивающих профессию электромонтажника (намотчик катушек) в условиях МУПК, можно выделить группы с благоприятными и менее благоприятными личностными особенностями для овладения данной профессией.

3. Установлено, что для подростков с менее благоприятными личностными особенностями характерны более высокий уровень экстраверсни и тревожности, отрицательная мотивационная направленность к освоению данной профессии, тенденция к более низкому уровню работоспособности и успешности профессионального обучения.

4. Применение комплекса занятий по психогигиеническому АТ в группе школьников с менее благоприятными личностными особенностями ока-

зало благотворное влияние на степень социально-психологической адаптации, коррекции профессиональной направленности и повышения работоспособности, что в свою очередь сыграло положительную роль в первичной психопрофилактике невротических реакций.

5. Применение психогигиенического АТ в целях оптимизации профессионального обучения подростков в условиях МУПК может являться эффективным средством улучшения профессиональной адаптации старшеклассников к целому ряду специальностей, связанных с монотонным трудовым процессом.

Литература

1. Аминов Н. А. Психическое состояние, вызываемое однообразной работой и свойствами нервной системы. Автореф. дис. канд. М., 1975.

2. Анохин П. К. — Вестн. АМН СССР, 1965, № 6, с. 10.

3. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека./Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. Киев, 1980, с. 29—30.

4. Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1977.

5. Доскин В. А. и др. — Вопр. психол., 1973, № 6, с. 141 — 145.

6. Калинин Е. А. — В кн.: Психоневрология. Психотерапия. Психология. Алма-Ата, 1972, с. 247—250.

7. Коломинский Я- Л. — В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983, с. 255—270.

6. Карцев И. Д., Халдеепа Л. Ф., Павлович И. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977.

9. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. М., 1980.

10. Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору.V Свердловск, 1978.

11. Мойкин Ю. В. и др. — Гиг. труда, 1978, № 8, с. 1—6.

12. Мешков В. М. н др. — Гиг. и сан., 1981, № 1, с. 21—25.

13. Навакатикян А. О. и др. — Гиг. труда, 1978, № 8, с. 5—9.

14. Политова И. Д. Дисперсионный и корреляционный анализ в экономике. М., 1972, с. 67.

15. Пособие по применению психологической методики ММР1. М., 1971.

16. Свядощ А. М. — В кн.: Руководство по психотерапии./Под. ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1979, с. 176—192.

17. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979.

18. Теория и практика аутогенной тренировки./Под ред. В. С. Лобзина. Л., 1980.

19. Турков П. Н. Гигиеническая характеристика организации трудового обучения и профессиональной ориентации в межшкольных учебно-производствен-ных комбинатах (кабинет радиотехники). Автореф. -дис. канд. Ростов н/Д., 1983.

20. Шах Б. И. — Науч. труды ВНИИ профзаболеваний. Л., 1975, вып. 12, с. 28—30.

21. Юревиц А. Ж. и др. — В кн.: Охрана труда при выполнении монотонной работы. М., 1975, с. 51—55.

Поступила 29.10.84 Ж

Summary. The impact of personality characteristics of teenage girls, interschool educational a.id vocational center (1EVC) students, on their professional adaptation in learning the trade of a construction electrician (coil re-eler) was studied. Two groups of teenagers have been identified: Group I had more favorable personality characteristics for learning the trade than Group 11. Autotraining sessions were introduced in Group II in order to facilitate the occupational adaptation of the girls. The research results made it possible to recommend autotraining at the_ IEVC for the purposes described.

УДК 010-06в.43-02:613.в47/.648

M. Г. Шандала,

Г. И. Виноградов, М. И. Руднев, Г. В. Батанов

Г. М. Науменко,

НЕИОНИЗИРУЮЩАЯ МИКРОВОЛНОВАЯ РАДИАЦИЯ КАК ИНДУКТОР АУТОАЛЛЕРГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

Среди физических факторов среды обитания человека широкое распространение получили электромагнитные волны, особенно микроволнового диапазона, что связано с использованием в народном хозяйстве множества генераторов микроволн и возрастанием числа людей, подвергающихся воздействию неионизирующей микроволновой радиации. В связи с этим проблема биологического действия микроволновой энергии приобрела особую актуальность и рассматривается «как социальный заказ современного общества» [1].

Одним из важных и малоисследованных биологических эффектов микроволн следует считать их влияние на иммунную систему организма. Изменения иммунологической реактивности рассматри-саются как существенный и необходимый крите-

рий их гигиенической регламентации. В последние годы установлено, что микроволновая радиация даже при низких уровнях воздействия оказывает существенное влияние на неспецифические факторы защиты 15] и такие показатели иммунологической реактивности, как комплементарная активность крови, фагоцитоз, бластная трансформация лимфоцитов [4, 13]. Эти эффекты можно рассматривать как сопутствующие проявления или последствия специфических иммунных реакций [12]. В норме иммунная система обеспечивает естественную иммунологическую толерантность. Нарушение функции защиты приводит к тому, что специфическая иммунная реакция направляется против собственных тканей, клеток, их составных частей. Аутоагрес-сивные реакции возникают вследствие патологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.