Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ'

ДИНАМИКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using daily and weekly indices of intellectual work capacity and distribution of leisure time in the teenagers (girls) having lessons on electrical technology in a training and vocational centre, the researchers studied a qualitative state of their intellectual activity. In the course of the studies a definite stress on the functional systems was observed in the schoolchildren having classes on Monday throughout the whole training period and on Friday during the first part of the academic year. Considerable deviations in the daily routine were evident in the X-formers. It has been suggested to introduce changes in the days of vocational training over certain periods of time, and to carry out a complex of psycho-hygienic and sanitary-educational measures.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ»

В основе различий по скорости возрастного созревания и типам конституции лежат особенности метаболических процессов в организме. Поэтому с рассмотренными морфологическими характеристиками связана устойчивость детей и подростков к заболеваниям, а также эффективность их умственной и физической деятельности. Умение оценить скорость возрастного развития, диагностировать тип конституции позволит более целенаправленно подходить к организации оздоровительных мероприятий в коллективах, рекомендовать оптимальные варианты деятельности детей и подростков.

Литература. Бережков Л. Ф., Рысева Е. С., Осипо-ва М. С. и др. — В кн.: Гигнена детей и подростков. М„ 1978, вып. 6, с. 112—122. Бокач Л. М. — Педиатрия, 1980, № 6, с. 8—И. Г ромбах С. М. — Вопр. охр. мат., 1973, № 7, с. 3—7. Дарская С. С. — В кн.: Оценка типов конституции у детей и подростков. М„ 1975, с. 45—54. Кардашенко В. Н. и др. — Гиг. и сан., 1980, № 10, с. 33— 35.

Клиорин А. И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л., 1979. Миклашевская Н. Н. и др.— Вопр. антропол., 1979, вып. 61, с. 18—28.

Никитюк Б. А. — В кн.: Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1975, с. 13—29. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979. Стромская Е. П. и др.— Гиг. и сан., 1974, № 4, с. 91—96. Соловьева В. С. — В кн.: Рост н развитие ребенка. М.,

1973, с. 152—189. Гримм Г. Основы конституциональной биологин и антропометрии. М., 1967.

Поступила 27.01.82

Summary. The results of a comprehensive evaluation of physical development in schoolchildren and the patterns of their age and sex characteristics according to biological maturity and types of somatic constitution are presented; a relationship between these two integral indices of physical development at different stages of ontogenesis has been studied. Increased non-homogeneity of children of the same age group in terms of their biological maturity rate at puberty correlates with an increased proportion of schoolchildren of muscular, asthenic and digestive constitution. These teenages form subgroups characterized either by accelerated or inhibited maturity. In the period of intensive growth when a definite type of constitution is being formed, the essential information on the physical development is provided by morphological maturity rate. In the period of growth termination when maturity rate loses its informative character as an index of physical development, the type of constitution becomes one of the crucial indicators of the teenager's morphological individuality.

УДК 613.956 + 613.865)-07

В. М. Мешков

ДИНАМИКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ

Тернопольский медицинский институт

В литературе имеются единичные данные (И. С. Дронов и соавт.; Е. И. Абрамова и со-авт.) о динамике работоспособности старшеклассников и распределении бюджета внешкольного времени при их обучении в учебно-производст-венном комбинате (УПК).

Мы попытались провести комплексную фи-зиолого-гигиеническую оценку адаптационных возможностей организма подростков при освоении профессии электротехника и распределения внешкольного бюджета времени в зависимости от дня недели занятий в УПК в динамике 2-летнего обучения.

Для решения поставленной задачи были использованы следующие методические приемы. Состояние умственной работоспособности изучали с помощью корректурной пробы с вычислением показателя суточной адаптивности (СА) по Р. М. Баевскому и показателя недельной адаптивности (НА) по М. В. Антроповой. Характер индивидуальных сдвигов оценивали по

С. М. Громбаху. С помощью условнорефлектор-ной методики определяли латентный период сложной зрительно-моторной реакции (ЛПСР) с учетом количества срывов. Методом «самофото-графни» изучали распределение внешкольного бюджета времени подростков в недельном интервале, а также в день и накануне обучения в комбинате. Параллельно анализировали академическую успеваемость.

Динамические исследования проводили методом естественного эксперимента — в каждый день недели. Замеры проводили в начале и конце занятий в УПК по учебным полугодиям. В эксперименте принимали однородные группы из 20—23 девочек-подростков в возрасте 15—17 лет, не имеющих противопоказаний к освоению электротехнических специальностей.

Во время производительного труда старшеклассницы были заняты изготовлением катушек, сборкой трансформаторов. Значительная часть операций осуществлялась на станках. Техноло-

СА ■и. — <£> 00 «О 1 1

а & 5.0 ±0,93 602,3 ±23.7 1.8 ±0.4 745. 1 ±25.4 4,7 ±1.2 458 ±23.9 2.7 ±0.17 667 ±45.6

¡5 К С и СО -Ч- ОС Ш Ю — (X с-сосо -(N00=0 ,Л11)|0 .со — -г . - - —■ - - -г ■ ■ СО -г - - Ю 00 те- ечюоь-сосоосо-г — ©С- СО +15+) -н -н -н -н -н -н

X Л (<] СО Ь- ОО 30 ч-ю зс ~ - о сп - '0ОГ-1-- 'Юаоо • - - - а> - - С--• - - Ю СЧ - - ГО Г— СЭСО-Г ■н£+1 -н2-н +1 +1 +1 -н

СА — 72.2 — 79.4 19.5 -90

и о. а> К 6.2 ± 1.9 681.0 ±33.2 6.1 ±1.8 425.4 ±65.5 1.5 ±0.34 548 ±28.6 9,3 ±1.6 655 ±47,1

н о сг О * ПвИ О* ОО эО СЧ *йи)<0 -СОСЧ1Л -13ЛО -- - -эо - - - -г - -О0С- - - СЧ О -н£-н -Н5-Н -н +) -н +(

X 3.6 ±0.9 636.8 ±35.9 3,4 ±0.7 734.7 ±63.0 1.9 ±0,42 926 ±28.7 4.9 ±1.1 678 ±50.2

СА 41,3 -121 -121 -99

1 а Ч * СЧ СО оО О Ю ЧЧЛО) - СМ СМ СЧ • С*)СО Г- - — ООО) -- -СО-Г -ПО - -СО — «ОФЮОИПМЧ'О^СОЮОи)« •н -Н-+12-Н -н -н -н -н

ч V X ■ а а. и и 1.7 ±0.2 838.2 ±72.2 6.3 ±1.1 446.2 ±28.8 4.4 ±0.4 655 ±9.5 1 .7 ±0.32 1028 ±24.0

X 5.8 ±1,7 916,4 ±54 .2 4.6 ±0.6 718.1 ±70.2 1.9 ±0.2 1009 ±27.3 3.0 ±1.1 637 ±42.8

СА 60 -31,6 -96.2 63.4

X В Я * 1.2 ±0,1 693. 1 ±412.2 5.0 ± 1 .4 461.7 ±42.1 5.1 ±1.3 467 ±23.8 3.7 ±0.48 709 ±42.9

е в и г- —ос- -»• КО N О - (Т) —■ СЧ -ОСОС4 -ОООСС -- - ■ СМ - - -СО - -С—О0 - * СО СЧ счасососч — союсооососсосо-г -нй-н -н -н -н -н

X со ч- ч^а» оо о ОсЛО -ООГ~—. -СО СО СО--■ СП - - . ■ — - - -с- • - -со - -осч СООтГЬ-СООООСЧСЧОСОСООСЧООЮ

СА 30,4 39.4 34.5 - 102

* Я 3 * о со сч со оо м -сооео -союо -сосчг*« -- - -о - • - т - - -ю - -оо ОТ—^ЮООСЧСЧСОООСОСО — СОСЧ ¡1Ю 1) NN п 11 Ю 11и II Т1<Д|Т| Т1^.т1 Т1^Т| Т1 Т1

й> « « Я о с О 3,91 ±0.35 811.8 ±43, 1 5.0 ±0.6 540.0 ±16.7 3,0 ±0.54 673 ±55. 1 8.4 ±0.8 575 ±32.3

я 6.9 ±1,3 784 ,1 ±70,8 10,4 ±2.0 899.1 ±40.0 5.8 ±1.2 818 ± 16.7 6.6 ±0,9 791 ±28.9

зхенидком а пс1энв£ СтСпСпСет < из С из — — сч сч

в г

м И

£ Ч

§ X

о со

и

>» 00

о *

с «о

О

2 5

л

I *

1 к

из 00

с* о а

к х

В и

х Я *

т

ъ

о £

5 4

О Я

и а.

сч о

ё I

ч о

о п

в °

11 Т Р

■ о С о

5 5 8

I °

О и

£ е § 5 с а

5 8 .? а

<° Я

3 1

О Я

4» х

§ I

г с

>> .

§ г?

0 о'

о я О а н о

о. —

<и а .

1 гз -«е I

— о

5 11

* 5

4» £ О

я I 5

= Ы ¡5

а .

С 5 I

5 в и

а а.

гический процесс отличался однообразием и монотонностью, а также был связан с гипокинезией и сенсорной репривацией, что в свою очередь могло привести к психической усталости, появлению отрицательной мотивационной настройки, переоценки времени, психического пресыщения (Т. Ф. Зуев).

Было установлено, что в первом учебном полугодии у подростков норма составляла 66%, во втором — 74 % взрослой нормы в пересчете на время, выделенное на производительный труд в УПК. На 2-м году обучения данный показатель равнялся 74 и 81 % соответственно.

Анализ интегральных показателей умственной работоспособности СА позволил отметить (табл. 1), что в первом полугодии 1-го года обучения СА характеризовалась незначительной напряженностью у школьниц, обучающихся по понедельникам, четвергам и пятницам. Вместе с тем, в понедельник показатели работоспособности в середине дня имели благоприятную тенденцию, что, по всей вероятности, свидетельствовало о том, что теоретическая подготовка (в начале пребывания школьниц в УПК) не оказывала существенного отрицательного влияния на функциональное состояние их высшей нервной деятельности. Однако к концу занятий количество просмотренных знаков и показатели индивидуальных сдвигов (табл. 2) имели неблагоприятную тенденцию. Если количество благоприятных сдвигов (№ 1, 2, 3, 4) к концу занятий в УПК во вторник, среду и четверг было высоким, то в пятницу отмечалось их резкое снижение, а в понедельник они отсутствовали вообще при значительном преобладании утомления (№ 7, 8) и резкого утомления (№ 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во втором полугодии отмечалась несколько иная закономерность изменения данных показателей. Резкое напряжение регуляторных систем по показателям СА наблюдалось в среду и четверг (соответственно 121% и 79,4%). При положительной направленности индивидуальных сдвигов в остальные дни недели процент неблагоприятных реакций (№ 7, 8, 9) во вторник в начале занятий составлял 45, а в среду — 40, однако к концу занятий он достигал 54, а в понедельник и четверг — 45.

Анализ полученных результатов показал (см. табл. 1), что в первом полугодии 2-го года обучения резкое напряжение функциональных систем по показателю СА наблюдалось во вторник и среду, при благоприятной их тенденции в остальные дни недели. В показателях индивидуальной работоспособности самый низкий процент положительных сдвигов наблюдался у старшеклассниц, занимающихся по понедельникам. Однако к концу занятий в УПК самый высокий рост благоприятных сдвигов отмечался в четверг, в остальные дни недели показатели, отражающие утомление (№ 7, 8) и резкое утомление (№ 9), колебались в пределах 33—38%.

Т а б л и цТа 2

Показатели индивидуальных сдвигов работоспособности (в %) у подростков при выполнении корректурных проб в динамике

дня и 2-летнего обучения в УПК

Замеры в комбинате Дни недели

понедельник вторник среда четверг пятница

в 1 ну | ЯУ | ВУ ь 1 ну | ЯУ | ВУ В ну ЯУ ВУ Б ну ЯУ ВУ Б НУ ЯУ ВУ

Н 62 _ 19 19 57 14 29 64 18 18 60 7 27 6 52 13 31 4

1А с 40 10 25 25 61 6 11 22 50 — 25 25 61 15 16 8 48 22 31 9

к — 32 32 36 68 — 18 14 55 9 26 — 75 16 8 1 36 28 23 13

н 62 19 19 — 33 22 33 12 51 9 18 22 54 18 28 _ 57 16 27

!Б с 47 17 23 13 73 9 9 9 64 — 18 18 72 _ 9 19 75 25 _

к 49 23 — 18 45 27 28 _ 36 9 45 9 36 9 27 19 68 10 21 _

Н 41 17 23 19 50 14 29 7 47 14 14 22 63 _ 12 45 45 30 20 5

2а с 53 6 35 46 44 28 16 12 50 20 20 13 43 14 29 14 53 12 29 6

к 53 11 24 12 55 7 13 25 54 8 23 15 75 10 5 10 56 11 22 11

Н 44 9 21 26 58 17 16 9 53 20 27 _ 47 6 24 23 57 24 19

2Б с 47 17 25 47 60 10 30 — 47 7 33 13 53 5 47 32 45 _ 25 43

к 55 6 34 5 77 — 15 7 64 7 14 15 55 — 22 23 52 6 35 7

Примечание. Б — благоприятные сдвиги (№ 1, 2, явное утомление (№ 7, 8), ВУ — выраженное утомление (№

Результаты исследований во втором полугодии показали, что СА в понедельник, среду и четверг резко снижалась и составляла 102, 99 и 90 % соответственно. Индивидуальные сдвиги имели следующую направленность: у подростков, занимающихся в среду и четверг, в начале занятий частота благоприятных реакций (№ 1, 2, 3, 4) была несколько ниже, чем в остальные дни недели. К концу занятий можно было отметить некоторый ее рост (№ 7, 8, 9) в эти же дни, а также в пятницу.

Для углубленного анализа данной закономерности и оценки напряженности функциональных систем старшеклассников, мы пользовались показателем НА по М. В. Антроповой, производя параллельные расчеты для дней низкой работоспособности (понедельник, пятница).

(В + С)-ПЮ0 В + С

НА = ■

где В и С — среднее количество ошибок во вторник и среду соответственно, П — среднее количество ошибок в понедельник и пятницу.

При перерасчете данной формулы на понедельник у нас получилась следующая закономерность динамики занятий в УПК по учебным полугодиям 2-летнего обучения: 127%, 33%, 16,7 и 109%; в перерасчете на пятницу в первых полугодиях отмечалось снижение данного показателя (—22,8 и 50,1 %), а во вторник отмечался сдвиг в сторону физиологической нормы (17,4 и 25,9%).

Из вышесказанного следует, что динамика интегральных показателей умственной работоспособности у старшеклассниц, занимающихся по понедельникам, свидетельствует о большой напряженности функциональных систем, граничащей с процессами дезадаптации на протяжении всего периода обучения в УПК. У подростков, занимающихся по пятницам только в первых

3, 4), НУ — начальные признаки утомления (№ 5, 6), ЯУ — 9).

полугодиях отмечалось напряжение компенсаторных механизмов, с некоторой их перестройкой в благоприятном направлении во вторых полугодиях. По-видимому, это было связано с различными механизмами адаптации к нормативным заданиям в комбинате.

Анализируя полученные результаты функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), определяя ЛПСР и количество допущенных срывов, мы отметили, что в динамике 1-го года обучения в обоих полугодиях во все дни недели, кроме среды, отмечалось достоверное удлинение латентного периода (Р<0,05) от начала к концу занятии, что свидетельствовало об усилении тормозных процессов в коре головного мозга и нарастании утомления. Однако по частоте допущенных срывов прослеживалась несколько иная закономерность. Если в первом полугодии во все дни недели отмечалось уменьшение количества срывов (Я<0,05), то во втором показатели во все дни недели в динамике занятий не менялись, увеличивались лишь в среду (Я<0,05).

В первом полугодии 2-го года обучения отмечалось сокращение ЛПСР во все дни недели (Я<0,05), кроме понедельника, а во втором полугодии во вторник, четверг и среду отмечалось увеличение латентного периода (Р<0,05), при его сокращении в дни низкой работоспособности (Р<0,05). По количеству допущенных срывов отмечалось снижение данного показателя во все дни недели, кроме понедельника.

Из вышеизложенного следует, что выявленные закономерности имеют определенную связь с интегральными показателями умственной работоспособности и сенсомоторных реакций.

На следующем этапе нашего исследования мы анализировали средний балл успеваемости подростков в УПК, который в определенной мере отражает состояние работоспособности и, по

Таблица 3

Средний балл успеваемости у подростков в зависимости от дня обучения в учебно-производственном комбинате

к Дни недели

Год обучен понедельник вторннк среда четверг пятница

1-й I II III IV 3,3 3,5 3,7 3,7 4,1 4,0 4,0 4,0 3,9 3,8 4.1 4.2 4,4 4,4 4,1 4,6 4.0 4.1 4.2 4,1

2-й I II III IV 3,8 3,8 3,6 3,8 3.7 3.8 4,0 4,0 4,2 4.2 4.3 4,5 4,4 4,4 4,1 4,6 4,7 4,3 4,5 4,7

мнению психологов, объективно характеризует уровень освоения профессии (Н. Е. Милитан-ская).

Как следует из табл. 3, средний балл успеваемости подростков в комбинате характеризовался определенной зависимостью от состояния работоспособности учащихся, особенно у тех, которые занимались по понедельникам. Однако тут нельзя не учитывать определенную возможную субъективность в оценке степени освоения профессиональных знании и умений у подростков, в частности, социально-психологические взаимоотношения по «вертикали» между преподавателем и группой (А. А. Русалинова).

На следующем этапе исследования была проведена социально-гигиеническая оценка бюджета внешкольного времени методом «самофотографии» временных затрат в зависимости от дня обучения с оценкой среднего показателя в дина-

мике недели, а также в день и накануне обучения в УПК. Всего было обработано 457 хроно-метражных карт.

Проведенное исследование позволило выявить следующую тенденцию. Как видно из табл. 4, продолжительность ночного сна на 1-м году обучения была несколько снижена, кроме четверга и пятницы, где в день обучения в УПК школьницы соблюдали гигиенические рекомендации. На 2-м году обучения было отмечено значительное (в среднем на 1 час) сокращение продолжительности ночного сна как накануне занятий в комбинате, так и во все дни недели. В день обучения в УПК подростки не досыпали в среднем на 1 '/г—2 ч. Из затрат времени на приготовление домашних заданий видно, что девятиклассницы только в пятницу нарушали гигиенические рекомендации. В 10-м классе, накануне обучения в комбинате, данный показатель превышал норму только во вторник и среду, а в день занятий он был завышен во все дни недели, особенно во вторник, среду, четверг (1 — Р/г ч). Отсюда, по-видимому, следует, что у подростков в процессе обучения происходит перестройка распределения внешкольного бюджета времени, затрачиваемого на данный режимный элемент — как накануне, так и в день обучения в УПК.

При оценке продолжительности времени, отводимого на внешкольные занятия (спорт, занятия в музыкальных и технических кружках), было отмечено, что девятиклассницы накануне обучения в комбинате уделяют значительно больше времени этим мероприятиям, нежели в день обучения, особенно по пятницам. Десятиклассницы, занимающиеся по четвергам, на данный режимный элемент затрачивают больше всего времени по сравнению со средой и пятницей.

Таблица 4

Средние показатели распределения внешкольного бюджета времени у старшеклассниц, обучающихся в УПК (в часах и минутах)

Свободное время

Внешкольные занятия

Приготов- Дневной

НпкнлП гом ление до- (спорт. отдых чтение худо- помощь

Дни недели машних заданий музыка, кружки; на свежем воздухе жественной литературы семье и самообслуживание просмотр телепередач

9 10 9 10 9 10 9 10 9 10 9 10 9 10

Понедельник »

I 10.37 10.13 1.38 3.30 1.07 1.25 3.09 3.40 1.41 1.30 1.45 2.10 1.40 2.23

II 8.30 7.48 3.43 4.22 0.17 0.48 1.19 1.00 0.29 0.45 1.15 1.14 0.15 1.00

Вторник

I 8.14 8.00 2.44 4.25 0.46 0.34 1.48 1.45 0.48 1.00 1.27 1.05 0.22 1.39

II 8.30 7.48 3.16 5.30 0.15 0.26 1.21 0.53 0.23 0.58 1.39 1.37 0.72 1.00

Среда 8.10

I 8.00 3.02 4.25 0.08 0.00 1.28 0.48 0.22 1.00 1.27 1.35 0.48 0,25

II 8.25 7.40 3.00 5.30 0.08 0.00 1.26 0.52 0.25 1.00 1.37 2.10 0.15 0.42

Четверг

I 8.38 8.11 3.28 3.10 1.07 2.15 1.32 1.00 0.43 0.30 1.00 1.25 0.59 0.15

II 9.10 7.25 3.30 5.00 0.14 1.30 1.02 0.00 0.15 1.00 1.25 0.38 0.55 0.30

Пятница

I 8.35 7.10 4.30 2.56 1.36 0.22 0.00 0.20 0.38 0.58 1.29 1.14 1.30 0.34

II 9.15 7.30 4.26 4.00 0.00 0.10 0.30 0.56 0.21 0.32 1.36 1.23 2.30 2.09

Примечание. 9 и 10 — 9-й и 10-й класс; I — накануне обучения в >*ПК: II — в день обучения.

Учащиеся 9-го класса во все дни недели в среднем на 1 — 1 '/* ч занижают гигиенические рекомендации о пребывании на свежем воздухе, а подростки, занимающиеся по пятницам, не гуляют вообще. В день обучения данный показатель составлял 30 мин. Вместе с тем по средним показателям в неделю было отмечено, что школьницы, занимающиеся по вторникам, мак-* симально бывают на свежем воздухе.

Десятиклассницы накануне обучения в УПК в пятницу бывают на свежем воздухе 20 мин, что почти в 5 раз ниже гигиенических рекомендаций, а в день обучения в комбинате в четверг они вообще не гуляют. В остальные дни недели этот показатель был в пределах 1 ч. Однако, как видно из таблицы, школьницы значительно больше бывают на свежем воздухе в воскресные дни. Следует отметить, что данный показатель ниже, по-видимому, потому, что подростки не учитывают время на дорогу в школу и в УПК.

Девятиклассницы во все дни недели значительно меньше внимания уделяют чтению художественной литературы, по сравнению с десятиклассницами. На самообслуживание и помощь семье как накануне, так и в день обучения в I УПК учащиеся обоих классов уделяют одинаковое время, однако у телевизора школьницы 9-го класса, обучающиеся в четверг и особенно в пятницу, сидят значительно дольше, чем в остальные дни недели, тогда как десятиклассницы минимально затрачивают время только в среду и четверг.

Резюмируя изложенное, можно высказать мнение, что у подростков, занимающихся в УПК в динамике 2-летнего обучения в зависимости от дня обучения и распределения внешкольного бюджета времени, выявляется определен-

ная напряженность функционального состояния ЦНС по понедельникам, а по пятницам только в первых учебных полугодиях. С этой целью дни обучения в комбинате через определенное время следует менять. Со школьниками необходимо проводить психогигиенические и санитарно-про-светительные мероприятия, добиваясь правильного и рационального распределения их внешкольного времени.

Литература. Абрамова Е. И. и др. — В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М„ 1981, с. 243. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1975, с. 3—77. Дронов И. С.. Хван П. А., Жарова В. М. и др.— Гиг. и

сан., 1981, № 4, с. 33—34. Зуев Т. Ф. — В кн.: Всесоюзная науч.-практ. конф. «Пути снижения монотонности труда и ее отрицательных последствий». Тезисы докладов. М„ 1977, с. 102. Милитанская И. Е. Соотношение успешности учения и общего интеллектуального развития (По материалам специальных физико-математических школ). Автореф. дис. канд. Л., 1972.

Русалинова А. А. — В кн.: Социально-психологический климат коллектива. М., 1980, с. 203—217.

Поступила 04.01.82

Summary. Using daily and weekly indices of intellectual work capacity and distribution of leisure time in the teenages (girls) having lessons on electrical technology in a training and vocational centre, the researchers studied a qualitative state of their intellectual activity. In the course of the studies a definite stress on the functional systems was observed in the schoolchildren having classes on Monday throughout the whole training period and on Friday during the first part of the academic year. Considerable deviations in the daily routine were evident in the X-formers. It has been suggested to introduce changes in the days of vacationa! training over certain periods of time, and to carry out a complex of psychohygienic and sanitary-educational measures.

УДК 613.956:658.311.44

М. А. Сырцова, Е. А. Аксянова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ

КОМБИНАТЕ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) играют важную роль в ориентации молодежи на рабочие профессии. УПК не случайно называют профориентационными центрами. Они позволяют поднять работу среди молодежи на более высокий, качественно новый уровень, объединяя и координируя усилия школы, производства, семьи. Именно в УПК у учащихся проверяются профессиональная пригодность и способность к избираемой профессии. Обучение школьников в УПК позволяет также более рационально организовать процесс обучения и производительного труда (Л. В. Михайлова и Ц. Л. Уси-

щева; Р. Г. Сапожникова и Н. М. Попова; Р. Г. Сапожникова; И. Д. Карцев и соавт.; Т. С. Криворучко и соавт.). В процессе обучения в условиях межшкольного УПК создается среда с новыми факторами психологического воздействия, и от того, насколько подросток мотивацион-но настроен к конкретной среде, каковы гигиенические условия обучения, зависят процессы адаптации его организма.

Цель настоящего исследования — гигиеническая оценка условий обучения, а также процессов адаптации подростков в УПК с учетом их мотнвацнонной направленности. Наблюдение проводилось среди учащихся 9-х классов, прохо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.