Некоторые пути решения проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы
Я.Г. СТАХОВ - начальник кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор
В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, пути их решения в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы. Особое внимание уделяется вопросам трудоустройства осужденных после освобождения из исправительного учреждения. Автором формулируются предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения в сфере обеспечения социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с учетом зарубежного и отечественного опыта.
Ключевые слова: социальная адаптация; осужденный; лишение свободы.
Some ways to solve the problem of social adaptation of discharged from imprisonment
Y.G. STAHOV - the head of the criminal and organization of crime prevention department of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs, doctor of law sciences, professor
In the article the problems of social adaptation of discharged from imprisonment and also the ways of their solution as criminal penal system's reforming development progresses are analyzed. Great attention is paid to the problems of convicts' job placement upon release. The author formulates some suggestions concerning the perfection of legislation and its practice in the sphere of ensuring discharged from imprisonment with social adaptation taking into account foreign and domestic experience.
Key words: social adaptation; convict; imprisonment.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, одной из первоочередных целей предусматривает сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
Что касается подготовки осужденных к освобождению, то ориентиры деятельности
исправительных учреждений определены более четко, чем постпенитенциарная их ресоциализация. Например, федеральным законом от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ введен в действие Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в ст. 180 которого раскрываются обязанности администрации учреждений, исполняющих наказание, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных. Так, если осужденный нуждается в помощи, то не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отно-
шении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях.
Кроме того, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что свои обязанности по подготовке осужденных к освобождению и оказанию в пределах возможного им помощи в трудовом и бытовом устройстве учреждения, исполняющие наказание, выполняют. После освобождения осужденного у администрации данных учреждений правоотношения с ним прекращаются. Освободившийся становится обладателем в полном объеме всех прав и обязанностей.
Освобождение от отбывания наказания, в особенности из исправительных учреждений, во многих случаях процесс для осужденного ожидаемый и тревожный, поскольку, находясь в местах лишения свободы, он отвыкает от возможности самостоятельного принятия решений по многим социальным, личным и общественно значимым вопросам. В исправительных учреждениях за осужденного решает администрация учреждения. Особенно остро подготовку к освобождению переживает та часть осужденных, которая поставила своей целью законопослушный образ жизни.
А проблем после освобождения у бывшего осужденного возникает множество: от налаживания взаимоотношений с родственниками до трудоустройства на работу, определения линии поведения с работниками правоохранительных органов и с ранее судимыми лицами. От того, насколько общество готово помочь бывшему осужденному адаптироваться к жизни в этом обществе, будет зависеть дальнейшая судьба данного человека: либо он станет полноправным гражданином, либо вновь вольется в среду преступного сообщества. Однако общество встречает вышедших из тюрем и колоний настороженно, иногда даже проявляет
враждебность. Освободившиеся не рассчитывают на поблажки, но они вправе надеяться на обычное человеческое участие. Наткнувшись на отчужденность, недоверие, бывшие преступники ожесточаются, замыкаются среди себе подобных и с большей легкостью оказываются вновь там, куда при освобождении не хотели больше попадать1.
Одной из важнейших проблем для освобожденного является устройство на работу. Хотя у ФСИН России есть соглашение со службой труда и занятости населения об оказании помощи освободившимся из мест лишения свободы, она порой не может предложить ему интересную и хорошо оплачиваемую работу. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, не последнюю роль здесь играет общая безработица, дефицит престижных, требующих квалификации рабочих мест. Во-вторых, освободившиеся за время нахождения в местах лишения свободы утратили связь с производственным коллективом, квалификацию, если работали. Случается, что их бывшее предприятие вообще ликвидировано, а на других предприятиях в его специальности потребности нет. В-третьих, человек ранее вообще не работал. В-четвертых, владелец предприятия не желает брать в коллектив бывшего осужденного, считая его потенциальным правонарушителем.
Практика показывает, что значительная часть указанных лиц вскоре после поступления на работу по различным мотивам бросает ее. Основными причинами их ухода с работы могут быть низкая зарплата, работа не по специальности, неквалифицированная работа, стремление уйти из-под контроля со стороны трудового коллектива.
В принципе следует исходить из того, что освобождающиеся из исправительных учреждений в подавляющем большинстве возвращаются в места проживания до осуждения, где у них есть семья, родственники, с которыми они поддерживали отношения, где многие из них имели работу. Поэтому проблемы трудового и бытового устройства возникают у той категории освободившихся, которая потеряла связь с родственниками и близкими, у тех, кто по каким-либо причинам остался без жилья, кто до осуждения имел работу, но к моменту освобождения предприятия и организации, на которых они работали, закрылись. Есть категория освободившихся, которые до осуждения не работали и работать не собираются. Какие-либо меры по их принудительному трудоустройству предпринимать невозможно, поскольку по Конституции Российской Федерации труд
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
в нашей стране добровольный. К данной категории лиц можно только применить меры предупредительно-профилактического воздействия и нормы федерального закона об административном надзоре, обязывающие освободившегося из мест лишения свободы вести в обществе законопослушный образ жизни. Однако речь не идет о данной категории лиц, поскольку они составляют меньшую часть от всей совокупности освобожденных. В помощи как раз нуждаются те освободившиеся, которые стремятся найти свое место в обществе и наладить личную жизнь.
Решать указанную проблему необходимо правовым путем. Начать следует с разработки и принятия закона «О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Название закона может быть и другим, но суть одна - оказание помощи данной категории лиц в трудовом и бытовом устройстве. Справедливости ради следует отметить, что такие попытки предпринимались, но не находили поддержки со стороны законодателя.
Прелагаемый закон должен регулировать все вопросы, связанные с социальной адаптацией освобожденных из мест лишения свободы. В нем четко следует указать, что основными субъектами социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы являются органы местного самоуправления в регионах, руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, органы федеральной государственной службы труда и занятости населения. Необходимо также определить их компетенцию по рассматриваемому вопросу, соотнеся ее с возможными изменениями действующего законодательства. Мы не относим к данным субъектам учреждения, исполняющие наказания, поскольку уголовно-исполнительное законодательство круг их обязанностей в указанной сфере деятельности, как было сказано выше, уже определило.
Полагаем, что в законодательном порядке должен быть решен и вопрос о создании в регионах по образу ранее действовавших спецкомендатур центров социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предназначенных для временного пребывания лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Центры должны иметь четко определенные задачи, функ-
В ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. Проблемы, дискуссии, предложения. М., 1991. С. 6-7.
ции, структуру, штаты и компетенцию; содержать указание о продолжительности нахождения проживающих в центре и порядок осуществления контроля за их поведением. Финансирование таких центров должно осуществляться из регионального бюджета, но возможны и иные его формы. Следует отметить, что в настоящее время в ряде регионов центры созданы по инициативе местных органов власти, а не по законодательной обязанности, поскольку правовая основа для их функционирования отсутствует. Многие из них действуют как ночлежки и приюты.
Кроме того, в законе о социальной адаптации с учетом создавшихся социально-экономических условий в стране необходимо четко определить нормы, стимулирующие предприятия, учреждения и организации к приему на работу лиц, освободившихся из мест лишения свободы, закреплению их на производстве, повышению их трудовой квалификации, а также предоставления им мест в общежитиях.
На наш взгляд, целесообразно обратить внимание еще на один весьма важный для решения рассматриваемой проблемы пункт, который следует заложить в предполагаемый закон, - это широкое участие общественности в указанной работе, а также возможность создания обществ по оказанию помощи освобожденным из мест лишения свободы.
В Японии, например, вопросы трудового и бытового устройства освобожденных из мест лишения свободы регламентируются законом «О постпенитенциарной опеке». Цель данного закона - обеспечить реабилитацию интересующей нас категории лиц. Ответственность за оказание реабилитационной помощи несет правительство. Оказание ее осуществляется в случае обращения освобожденного за таковой. Законом предусмотрена организация общежитий для временного проживания освобожденных. Реабилитационная помощь оказывается в течение шести месяцев со дня освобождения из мест лишения свободы и лишь в том случае, если освобожденный против этой помощи не возражает.
Думается, высказанные нами предложения по вопросу социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, позволят решить проблемы, имеющиеся в этом направлении.
1 Sm.: Hohrjakov G.F. Paradoksy ^иг'ту. РгоЫету, diskussii, predlozhenija. М., 1991. S. 6-7. Н