Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБиПК МВД РОССИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБиПК МВД РОССИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / оперативно-розыскная деятельность / ЭБиПК / информационные технологии / возмещение НДС / Федеральная налоговая служба / взаимодействие / экономические преступления. / economic security / operational-search activity / EBiPK / information technologies / VAT refund / Federal Tax Service / interaction / economic crimes.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брижан Максим Сергеевич

В статье анализируются вопросы организации взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и Федеральной налоговой службы России при осуществлении совместных действий по обеспечению экономической безопасности государства. Рассматриваются способы взаимодействия, его правовая основа, а также те проблемные вопросы, которые существуют на сегодняшний день в рамках данного направления деятельности. Отдельное внимание уделено проблемам документирования противоправной деятельности, связанной с совершением мошенничества, путем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета Российской Федерации. Вышеперечисленные вопросы рассматриваются через призму использования преступниками информационных технологий, в качестве способа подготовки или совершения того или иного экономического преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брижан Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN EDIBIS UNITS OF THE MIA OF RUSSIA AND THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA ON COUNTERACTION TO ECONOMIC CRIMES COMMITTED WITH THE USE OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article analyzes the issues of organizing the interaction of operational units of economic security and countering corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Tax Service of Russia in the implementation of joint actions to ensure the economic security of the state. The methods of interaction, its legal basis, as well as those problematic issues that exist today within the framework of this area of activity are considered. Special attention is paid to joint actions aimed at identifying and documenting illegal activities related to committing fraud through illegal reimbursement of value added tax from the budget of the Russian Federation. The above issues are considered through the prism of the use of information technology by criminals as a way of preparing or committing one or another economic crime.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБиПК МВД РОССИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 3(3)

УДК 342.985 © М.С. Брижан, 2022

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ЭБиПК МВД РОССИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ

ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Максим Сергеевич Брижан - слушатель 2 курса 2 факультета Академии управления МВД России, г. Москва, Россия, e-mail: brizhan-maksim@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются вопросы организации взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и Федеральной налоговой службы России при осуществлении совместных действий по обеспечению экономической безопасности государства. Рассматриваются способы взаимодействия, его правовая основа, а также те проблемные вопросы, которые существуют на сегодняшний день в рамках данного направления деятельности. Отдельное внимание уделено проблемам документирования противоправной деятельности, связанной с совершением мошенничества, путем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета Российской Федерации. Вышеперечисленные вопросы рассматриваются через призму использования преступниками информационных технологий, в качестве способа подготовки или совершения того или иного экономического преступления.

Ключевые слова: экономическая безопасность; оперативно-розыскная деятельность; ЭБиПК; информационные технологии; возмещение НДС; Федеральная налоговая служба; взаимодействие; экономические преступления.

Для цитирования: Брижан М. С. Некоторые проблемы взаимодействия подразделений ЭБиПК

МВД России и Федеральной налоговой службы России по вопросам противодействия экономическим преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 3(3). С. 15-25.

SOME PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN EDIBIS UNITS OF THE MIA OF RUSSIA AND THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA ON COUNTERACTION TO ECONOMIC CRIMES COMMITTED WITH THE USE OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

Maksim Sergeevich Brizhan - 2nd year student of the 2nd faculty Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, e-mail: brizhan-maksim@mail .ru

Annotation: The article analyzes the issues of organizing the interaction of operational units of economic security and countering corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Tax Service of Russia in the implementation of joint actions to ensure the economic security of the state. The methods of interaction, its legal basis, as well as those problematic issues that exist today within the framework of this area of activity are considered. Special attention is paid to joint actions aimed at identifying and documenting illegal activities related to committing fraud through illegal reimbursement of value added tax from the budget of the Russian Federation. The above issues are considered through the prism of the use of information technology by criminals as a way of preparing or committing one or another economic crime.

Keywords: economic security; operational-search activity; EBiPK; information technologies; VAT refund; Federal Tax Service; interaction; economic crimes.

В аспекте организационно-управленческих мер противодействия экономическим преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных и цифровых технологий (далее -ИТТ), важная роль принадлежит взаимодействию, как внутреннему, которое осуществляется между оперативными подразделениями одного оперативно -розыскного органа, так и внешнему, которое предполагает взаимодействие между двумя и более подразделениями различных правоохранительных органов.

Объективно, в рамках одной статьи невозможно описать все те государственные органы, с которыми в плане выявления рассматриваемой категории преступлений должны взаимодействовать подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК)

МВД России. Однако в настоящее время существует та служба, без участия которой фактически невозможно выявление и документирование преступной деятельности в сфере экономики. И указанным государственным органом является Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС), располагающая огромными информационными ресурсами, которые могут быть использованы для решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в данной сфере.

Деятельность налоговых органов в данном случае находит проявление в целенаправленной проверке информации, которая имеет отношение к тому, насколько правильно организации-налогоплательщики, а также физические лица - индивидуальные предприниматели соблюдают законодательство о налогах и сборах.

Для проверки бизнеса налоговые органы активно используют информационные системы, которых к настоящему времени уже более 20, среди которых: АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие.

Помимо участия ФНС в выявлении признаков совершаемых или совершенных преступлений в сфере налогообложения (ст. 198-199) Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)), работники налоговых органов могут получать оперативно-значимую информацию о фактах легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, незаконного образования юридического лица, либо незаконного использования документов для осуществления данных действий и ряда других деяний, предусмотренных УК РФ, в том числе совершенных с использованием ИТТ.

С учетом современного развития информационных технологий и повсеместной цифровизацией всех областей жизни человека, сфера налогообложения также претерпела существенные изменения. В частности, уже длительное время налогоплательщикам предоставляется возможность подачи

налоговой отчетности посредством сети «Интернет», получение удаленных консультаций налоговых специалистов, направления в электронном виде финансово-хозяйственных документов. Относительно недавно появилась возможность регистрации юридических лиц путем подачи соответствующего заявления в электронном виде с электронной подписью заявителя.

Несомненно, указанные механизмы во многом облегчают жизнь добросовестных налогоплательщиков, избавляя их от затрат времени на посещение налоговых органов, но при этом создаются предпосылки для использования рассмотренных возможностей в противоправных целях. По оценкам аналитиков, с одной стороны, из-за совершения налоговых преступлений, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет [1, с. 256], с другой стороны, совершение различных действий, связанных с незаконной регистрацией «подставных» юридических лиц, как правило, является подготовкой злоумышленниками к совершению других экономических преступлений, что также ведет к негативным последствиям для экономической безопасности Российской Федерации.

Стоит сказать о том, что вопросы взаимодействия рассматриваемых субъектов урегулированы довольно полно и всесторонне1, начиная от общих принципов и порядка взаимодействия, заканчивая процедурой предоставления результатов ОРД в налоговый орган. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами, взаимодействие подразделений ЭБиПК и налоговых органов находит проявление в следующем:

- взаимный обмен необходимой оперативно-значимой информацией;

- совместное проведение выездных налоговых проверок;

1 См.: Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений (с приложениями): приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г.; О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу: приказ МВД России № 317, ФНС России № ММВ-7-2/481 от 29 мая 2017 г.; О порядке взаимодействия с МВД России: письмо ФНС России от 22 апреля 2015 г. № ПА-4-6/6929 и др. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2022).

- привлечение сотрудников ФНС в качестве специалистов при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) и при расследовании преступлений экономической направленности, в том числе совершаемых с использованием ИТТ; и др.

Не будет преувеличением сказать, что взаимодействие подразделений ЭБиПК и налоговых органов существенным образом обогащают оперативно-розыскные возможности в аспекте получения сведений, касающихся экономических преступлений, в том числе совершаемых с использованием ИТТ. Вместе с этим, для наиболее точного и эффективного выявления преступлений ФНС необходима поддержка в виде осуществления взаимодействия со стороны соответствующих оперативных подразделений [2, с. 101].

Опыт практической работы показывает, что подразделения ЭБиПК всю необходимую им информацию для решения задач ОРД могут получить в структурных подразделениях ФНС, в том числе и в электронном виде. В частности, во многих оперативных подразделениях ЭБиПК активно формируются автоматизированные массивы по налогоплательщикам регионов, о собственниках недвижимого имущества. В случае оперативной необходимости можно получить в электронном виде сведения из Единого государственного реестра государственных лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей [3, с. 83].

Несмотря на детальное правовое урегулирование вопросов взаимодействия между ФНС и подразделениями ЭБиПК МВД России, а также наработанную годами практику совместной деятельности, существует достаточно большое количество проблем.

Следует обратить внимание на соглашение о взаимодействии между МВД России и ФНС России, согласно которому предусматривается «взаимный обмен сведениями, в том числе в электронном виде, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций,

возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»1.

Анализируя практику взаимодействия МВД России и ФНС России в лице их территориальных органов, можно прийти к выводу, что налоговые органы не всегда предоставляют материалы о выявлении признаков незаконного возмещения налога на добавленную сторону (далее - НДС). Учитывая, что подразделения ЭБиПК такого рода информацию могут получить исключительно в налоговых органах, возникает вопрос эффективности организации взаимодействия налоговых и правоохранительных органов как со стороны МВД России, так и ФНС России в данном направлении, который сегодня стоит достаточно остро.

Учитывая изложенные обстоятельства, в целях дальнейшей оптимизации и результативности практики взаимодействия между МВД России и ФНС России, представляется необходимым систематическое (при поступлении в налоговый орган) предоставление в подразделения ЭБиПК информации о «подставных» юридических лицах, требующих незамедлительной оперативной проверки на предмет финансовых взаимоотношений с организациями, ведущими реальную финансово-хозяйственную деятельность, в случаях интенсивной финансовой активности по лицевым счетам, а также субъектах предпринимательской деятельности, которым было отказано в возмещении из бюджета крупных сумм НДС2.

Кроме того, на практике часто встречаются ситуации, когда инициатором выездной налоговой проверки являются налоговые органы, которые обращаются в подразделения ЭБиПК с запросом об участии в этом мероприятии сотрудников органов внутренних дел [4, с. 210].

Возможность обращения налогового органа в органы внутренних дел с запросом предусмотрена приказом МВД России и ФНС России № 495/ММ-7-2-

1 Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 13 октября 2010 г. № 1/8656/ММВ-27-4/11) (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105850/ (дата обращения: 01.03.2022).

2 См. Примечания к ст. 159 УК РФ.

347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», который декларирует основания направления указанного запроса. Данный приказ обращает на себя внимание ввиду того, что не устанавливает срок, в течение которого сотрудники подразделений ЭБиПК до начала проверки вправе осуществлять ОРД, направленную на обеспечение налогового контроля.

В практической деятельности интересующий нас в рамках данной статьи срок определяется ограниченным промежутком времени, в пределах которого ОРМ либо вообще не проводятся, либо ограничиваются наведением справок в ведомственных/вневедомственных информационно-справочных учетах, а также иных организациях и учреждениях, что не позволяет в полной мере реализовывать возможности ОРД.

Нередки случаи, когда сотрудники подразделений ЭБиПК привлекаются к уже проводимой налоговой проверке. Указанные случаи еще в большей степени осложняют оперативную работу подразделений ЭБиПК и снижают, если не исключают, наступательность, оперативность и эффективность проводимой проверки, способствуя возможности уклонения виновных лиц от ответственности, предусмотренной действующим законодательством (налоговой, административной и уголовной), либо формирования позиции защиты (подготовка пакета документации, предполагающей придание псевдосделкам вида реальных финансово-хозяйственных операций и т.д.).

Основной проблемой при выявлении и документировании, в частности, налоговых преступлений, по мнению Н.М. Бобошко, является разобщенность всех служб и отсутствие единой системы данных [5, с. 262]. Организационная составляющая данной проблемы во многом связана с обеспечением принципа конспирации при осуществлении ОРД. Опасаясь «утечки» информации о планируемых, либо проводимых ОРМ в отношении конкретного физического или юридического лица, оперативные сотрудники ЭБиПК используют

возможности налоговых органов только на стадии реализации материалов оперативной проверки или разработки.

Говоря об отсутствии единой информационно-справочной системы, к которой имели бы двусторонний доступ как оперативные подразделения ЭБиПК, так и налоговые органы, следует отметить, что данный вопрос активно прорабатывается в рамках модернизации системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).

СМЭВ - это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме1. В настоящее время участниками СМЭВ являются ФНС, Федеральная служба безопасности России, Министерство обороны России, при этом, рассматривается вопрос присоединения к ней и МВД России.

Следствием вышеуказанной проблемы является низкая степень наступательности, оперативности и эффективности при организации взаимодействия. Поскольку у оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК отсутствует возможность непосредственного обращения к информационным массивам ФНС, они вынуждены получать необходимую информацию путем проведения ОРМ «наведение справок» в рамках

ведомственных/вневедомственных информационно-справочных учетов, а также направляя письменные запросы в территориальные налоговые органы. Запрашиваемые сведения, готовятся разными отделами и сотрудниками, в связи с чем существенно затягивается время исполнения запроса.

1 О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия: постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1222. URL: https://base.garant.ru/70804156/ (дата обращения: 01.03.2022).

Кроме того, в качестве одной из проблем можно отметить определенную целевую несогласованность между ФНС и подразделениями ЭБиПК. Основной задачей сотрудников налоговых инспекций является обеспечение соблюдения налогового законодательства, доначисление и обеспечение уплаты в бюджет соответствующих налогов и сборов. Первостепенной же задачей оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК является выявление преступлений (экономических и налоговых преступлений, в том числе совершаемых с использованием ИТТ) и возбуждение по данным фактам уголовных дел. В связи с этим достаточно часто, когда одна из сторон не видит перспективы достижения своей цели в конкретно взятом случае (например, при проведении совместной налоговой проверки), она («незаинтересованная» сторона) теряет интерес к дальнейшему взаимодействию.

Нельзя игнорировать и такую проблему, как недостаточно высокая квалификация специалистов в подразделениях ЭБиПК, не имеющих нужную специализацию. С учетом определенной «текучки» кадров в указанных оперативных подразделениях, ряд сотрудников не имеют соответствующего опыта выявления и документирования рассматриваемой категории преступлений, не говоря уже об учете специфики их совершения с использованием ИТТ.

Таким образом, на сегодняшний день вопросы организации взаимодействия ФНС и оперативных подразделений ЭБиПК при противодействии преступлениям экономической направленности, совершаемых с использованием ИТТ, являются крайне важными и актуальными. Особое значение придается обеспечению наступательности, оперативности и согласованности взаимных действий, направленности их на обеспечение экономической безопасности государства. Это особенно важно в связи с активным внедрением в рассматриваемую сферу отношений различных ИТТ, которые позволяют не только ускорить и оптимизировать огромное количество бизнес-процессов, но и создают благоприятную почву для формирования новых

способов совершения экономических преступлений, совершаемых с их использованием.

Список литературы

1. Бобринев Р.В. Обстоятельства, способствующие совершению налоговых преступлений и правонарушений // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2(62). Т. 5. С. 256-263.

2. Кудакова К.С., Елфимов О.М. Актуальные вопросы взаимодействия подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России по вопросам «фирм-однодневок» (на материалах Нижегородской области) // Вестник Волжского Университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 3(46). С. 101-108.

3. Ильин А.Е. Взаимодействие оперативных подразделений ЭБиПК ОВД с налоговыми органами при выявлении экономической основы организованных преступных структур // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 5А. С. 80-85.

4. Панов А.Ю. Актуальные вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и налоговых органов в процессе противодействия налоговым преступлениям // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2019. Т. 13. № 2. С. 207-212.

5. Бобошко Н.М. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел в целях пресечения налоговых преступлений // Инновационное развитие экономики. 2021. № 6(66). С. 255-264.

References

1. Bobrinev R.V. Circumstances contributing to the commission of tax crimes and offenses // Bulletin of the Kemerovo State University. 2015. No. 2(62). Vol. 5. pp. 256-263.

2. Kudakova K.S., Elfimov O.M. Actual issues of interaction between economic security and anti-corruption departments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Tax Service of Russia on issues of «fly-by-night companies» (based on the materials of the Nizhny Novgorod Region) // Bulletin of the Volzhsky University named after. V.N. Tatishchev. 2020. Vol. 2. No. 3(46). pp. 101-108.

3. Ilyin A.E. Interaction of operational divisions of the EBiPK IAB with tax authorities in identifying the economic basis of organized criminal structures // Issues of Russian and international law. 2018. Vol. 8. No. 5A. pp. 80-85.

4. Panov A.Y. Topical issues of interaction between operational divisions of internal affairs bodies and tax authorities in the process of counteracting tax crimes //

Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2019. V. 13. No. 2. pp. 207212.

5. Boboshko N.M. Interaction of tax authorities and internal affairs bodies in order to suppress tax crimes // Innovative development of the economy. 2021. No. 6(66). pp. 255-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.