Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ, И МЕРЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ, И МЕРЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСИЛЕННАЯ КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЦЕНТР / IT-ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларичев Василий Дмитриевич, Панин Дмитрий Александрович

Введение. Дана краткая характеристика преступлений, совершаемых с использованием усиленной квалифицированной подписи, приведены последние изменения в законодательстве, рассматриваются проблемы нормативного, правового, технического, организационно-управленческого характера и др. Методы. Проанализированы характеристика преступлений, обстоятельства, способствующие совершению преступлений с использованием усиленной квалифицированной подписи. Результаты. Даны предложения по совершенствованию законодательства, взаимодействию оперативных подразделений, органов предварительного следствия с удостоверяющими центрами, учреждениями Росреестра, Центральным банком России, налоговыми органами и организациями, предоставляющими услуги телекоммуникационной связи, и др. Обсуждение и заключение. Определены обстоятельства, способствующие совершению преступлений, нормативного, правового, технического, организационно-управленческого характера, даны предложения по совершенствованию законодательства, взаимодействию оперативных подразделений с различными органами и организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ларичев Василий Дмитриевич, Панин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF OPERATIONAL ACTIVITIES IN THE DETECTION AND DISCLOSURE OF CRIMES COMMITTED USING AN ENHANCED QUALIFIED ELECTRONIC SIGNATURE, AND MEASURES TO ITS IMPROVEMENT

Introduction. The article provides a brief description of crimes committed using an enhanced qualified signature, discloses the latest changes in legislation, examines the problems of a regulatory, legal, technical, organizational and managerial nature, etc. Methods. The characteristics of crimes, the circumstances contributing to the commission of crimes with the use of an enhanced qualified signature are analyzed. Results. Proposals have been made for improving legislation, interaction of operational units, preliminary investigation bodies with certification centers, Rosreestr institutions, the Central Bank of Russia, tax authorities and organizations providing telecommunications services, etc. Discussion and conclusion. The circumstances contributing to the commission of crimes of a normative, legal, technical, organizational and managerial nature are determined, proposals are given for improving legislation, interaction of operational units with various bodies and organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ, И МЕРЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343 В. Д. Ларичев,

Д. А. Панин

ВНИИ МВД России

Проблемные вопросы оперативно-служебной деятельности при выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых

** ш **

с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и меры ее совершенствования

АННОТАЦИЯ. Введение. Дана краткая характеристика преступлений, совершаемых с использованием усиленной квалифицированной подписи, приведены последние изменения в законодательстве, рассматриваются проблемы нормативного, правового, технического, организационно-управленческого характера и др.

Методы. Проанализированы характеристика преступлений, обстоятельства, способствующие совершению преступлений с использованием усиленной квалифицированной подписи.

Результаты. Даны предложения по совершенствованию законодательства, взаимодействию оперативных подразделений, органов предварительного следствия с удостоверяющими центрами, учреждениями Росрее-стра, Центральным банком России, налоговыми органами и организациями, предоставляющими услуги телекоммуникационной связи, и др.

Обсуждение и заключение. Определены обстоятельства, способствующие совершению преступлений, нормативного, правового, технического, организационно-управленческого характера, даны предложения по совершенствованию законодательства, взаимодействию оперативных подразделений с различными органами и организациями.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: усиленная квалифицированная электронная подпись, удостоверяющий центр, IT-преступления, дистанционное банковское обслуживание, взаимодействие, персональные данные физических и юридических лиц.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ларичев В. Д., Панин Д. А. Проблемные вопросы оперативно-служебной деятельности при выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и меры ее совершенствования // Научный портал МВД России. 2021. № 2 (54). С. 71-77.

V. D. Larichev, D. A. Panin

NRI of the Ministry of Interior of the Russian

Problematic issues of operational activities in the detection and disclosure of crimes committed using an enhanced qualified electronic signature, and measures to its improvement

ABSTRACT. Introduction. The article provides a brief description of crimes committed using an enhanced qualified signature, discloses the latest changes in legislation, examines the problems of a regulatory, legal, technical, organizational and managerial nature, etc.

Methods. The characteristics of crimes, the circumstances contributing to the commission of crimes with the use of an enhanced qualified signature are analyzed.

Results. Proposals have been made for improving legislation, interaction of operational units, preliminary investigation bodies with certification centers, Rosreestr institutions, the Central Bank of Russia, tax authorities and organizations providing telecommunications services, etc.

Discussion and conclusion. The circumstances contributing to the commission of crimes of a normative, legal,

technical, organizational and managerial nature are determined, proposals are given for improving legislation, interaction of operational units with various bodies and organizations.

KEYWORDS: enhanced qualified electronic signature, certification center, IT crimes, remote banking, interaction, personal data of individuals and legal entities.

FOR CITATION: Larichev V. D., Panin D. A. Problematic issues of operational activities in the detection and disclosure of crimes committed using an enhanced qualified electronic signature, and measures to its improvement // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2021. № 2 (54). P. 71-77 (in Russ.).

Противодействие преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ 1Т-преступления), является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД). Не случайно в решении коллегии МВД России от 1 ноября 2019 г. № 3-км, посвященной вопросам совершенствования организации работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с использованием ИТТ, поручено подготовить аналитический обзор с предложениями, а также методические рекомендации по этому вопросу1.

Стремительный рост преступности обусловлен не столько последствиями коронавируса, из-за которых многие сферы социально-экономических отношений переместились в интернет-среду, сколько появлением новых способов совершения таких преступлений.

Так, в структуре 1Т-преступлений отмечается регистрация противоправных деяний, связанных с использованием электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). В 2019 г., по данным статистической отчетности2, в территориальных органах МВД России зарегистрировано 1 358 (0,48 % от всех зарегистрированных 1Т-преступлений) преступлений, связанных с использованием ЭЦП.

Анализ показывает, что преступления рассматриваемой категории широкого распространения не получили. В то же время в связи с развитием системы электронного документооборота прогнозируется рост совершения преступлений данной категории.

Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость активизации деятельности подразделений ЭБиПК по своевременному выявлению и раскрытию указанных преступлений.

Одним из условий, способствующих совершению мошеннических действий в отношении имущества граждан и юридических лиц с исполь-

1 См.: Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 ноября 2019 г. № З-км : приказ МВД России от 25 нояб. 2019 г. № 878 // СПС КонсультантПлюс.

2 См.: Сведения о состоянии преступности и результатах

расследования преступлений за 2019 г. (форма «4-ЕГС») //

АИС «Портал ГИАЦ». 10.5.16/ств/

зованием ЭЦП, являются небрежное хранение электронной подписи (далее - ЭП) и нарушение правил ее использования, что влечет за собой неправомерное использование ЭЦП другими лицами.

Похищается также и имущество. Например, в МВД по Республике Мордовия возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту того, что группа лиц по предварительному сговору, действуя от имени представителя публичного акционерного общества (далее - ПАО), похитила кабельную продукцию, принадлежащую ООО, на сумму свыше 11 млн рублей. Тендер на закупку похищенной кабельной продукции был размещен на электронной площадке торгов с использованием ЭП, полученной на подставное лицо, якобы представителя ПАО.

Особого внимания заслуживают незаконные действия, связанные со сменой генерального директора юридического лица и использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП)3.

Указанные виды преступлений, как правило, носят скрытный характер и совершаются несколькими лицами, вступившими в целях реализации преступных намерений в предварительный сговор либо организованную группу. Общение и передача информации между участниками группы, вовлеченными в совершение противоправных деяний, законспирированы и происходят с использованием специальных знаний и современных технологий. При этом специфика совершения преступлений данной категории (использование интернет-ресурсов, применение компьютерных технологий и электронных устройств) обусловливает необходимость проведения комплекса ОРМ, в том числе с привлечением подразделений специальных технических мероприятий.

В рамках проведенного анализа правоприменительной практики по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с использованием УКЭП, установлено, что зачастую их совершению

3 См.: Информационные технологии в юридической деятельности : учебник для СПО / под общ. ред. П. У. Кузнецова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. 325 с.

предшествуют следующие виды неправомерных или преступных деяний:

оформление УКЭП специализирующим органом по поддельному паспорту;

оформление электронной подписи по доверенности (мошенники узнают данные определенного лица, делают доверенность на получение электронной подписи и получают ее либо самостоятельно, либо с привлечением третьих лиц);

небрежное хранение ЭЦП или ее передача другому лицу;

получение персональных данных граждан и их использование в преступных целях (колл-центры банков; крупные финансовые учреждения; нелегальные форумы; социальные сети; краденые базы данных, как устаревшие, так и действую-щие4; многофункциональные центры предоставления государственных услуг, где осуществляется получение и замена паспорта, и др.).

Мошенникам помогают отдельные удостоверяющие центры, где работают оказывающие им помощь сотрудники, с которыми у них налажено взаимодействие [1; 2].

Сотрудники удостоверяющих центров (далее - УЦ) ни на одном из этапов оформления не просят предоставить оригиналы документов и фотографию заказчика.

Упрощение порядка выдачи сертификатов некоторыми УЦ можно объяснить коммерческой выгодой и максимизацией объема прибыли, так как выдача ЭП физическим и юридическим лицам является возмездной услугой. Кроме указанных способов незаконного получения УКЭП, в мошеннических схемах иногда участвуют сами сотрудники удостоверяющих центров, которые могут действовать умышлено в преступных интересах лиц при приеме поддельных документов и выдаче сертификата, а также нарушать сохранение конфиденциальности созданных УЦ ключей электронных подписей. Также вследствие своей недостаточной квалификации или своих личностно-деловых качеств сотрудники УЦ могут недобросовестно относиться к своим служебным обязанностям и некачественно исполнять их.

Формально сотрудники УЦ обязаны устанавливать личность получателя сертификата ЭЦП, но способ такой процедуры в законе не регламентирован (п. 2.3 ст. 18 Федерального закона

от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи»5). В результате данный сертификат за руководителя может получить любой работник по доверенности. Достаточно, чтобы в ней была обычная подпись, напоминающая автограф директора. А оригиналы документов чаще всего не запрашивают.

В качестве примера незаконного получения подписи можно привести эксперимент, проведенный журналистами интернет-издания 47 NEWS, в ходе которого они решили попробовать получить ЭП за своего генерального директора. С использованием графического редактора Photoshop ими были созданы СНИЛС и копия паспорта, на которой фотография генерального директора была заменена фотографией журналиста, поскольку получать ключ с подписью по условиям эксперимента должен был именно гендиректор. У сотрудника УЦ корреспондент не вызвал подозрений и свободно получил подпись генерального директора издания, которая позволяет распоряжаться компанией и недвижимостью6.

В настоящее время за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ЭП, предусмотрена только административная ответственность по ст. 13.33 КоАП РФ и применяется она в отношении юридического лица - УЦ и должностного лица (руководителя) УЦ. Сотрудники УЦ к административной ответственности привлечены быть не могут.

Отсутствие действенного правового регулирования приобретения и использования ЭП, а также осуществления деятельности УЦ является главным обстоятельством, способствующим совершению мошеннических действий с ЭП.

В то же время, по мнению авторов, вводить уголовную ответственность за создание и выдачу сертификатов ЭП с нарушением установленных правил преждевременно, поскольку, как уже было отмечено, преступления рассматриваемой категории широкого распространения не получили. Кроме того, наметившаяся тенденция использования УКЭП в мошеннических действиях подтолкнула к назревшим изменениям в российском законодательстве.

4 См.: URL : https://hi-tech.mail.ru/news/ kto_i_kak_slivaet_ lichnye_dannye_rossiyan/ (дата обращения : 30.03.2020); URL : https://news.mail.ru/society/39872927/?frommail=1 (дата обращения : 30.03.2020).

5 См.: Об электронной подписи : Федер. закон от 6 апр. 2011 г. № 63-ФЗ : с изм. и доп. // СПС КонсультантПлюс.

6 См.: URL : https://hi-tech.mail.ru/review/moshe№№iki-

mogut-ukrast-vashu-sobstve№№ost-s-pomoshchyu-elektro№№oj-podpisi-dazhe-esli-vy-ee-№e-dela/?from=hitech

(дата обращения : 10.03.2020); URL : https://47№ews.ru/ articles/156549/ (дата обращения : 10.03.2020).

Так, Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора)и муниципального контроля"»7 были внесены изменения, согласно которым: существенным образом меняется перечень требований как необходимых условий для аккредитации УЦ, а также порядок такой аккредитации;

создается новый институт доверенных лиц третьих сторон - организаций, уполномоченных осуществлять деятельность по проверке ЭП в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами;

будет проводиться аккредитация доверенной третьей стороны;

будет осуществляться оформление доверенностей, необходимых для использования квалифицированной ЭП;

определены УЦ, которые будут предоставлять услуги лицам обозначенной категории.

Принимаемые меры, которые реализованы в соответствии с изменениями, вступившими в силу с 1 июля 2020 г., представляются в определенной степени достаточными, чтобы прервать восходящую негативную тенденцию по незаконному приобретению и использованию в мошеннических действиях УКЭП. Ужесточение требований и порядка аккредитации УЦ будет способствовать уходу с рынка большинства коммерческих УЦ, в том числе и недобросовестных, а перераспределение функций в сторону государственных органов должно повысить доверие со стороны физических и юридических лиц к УЦ.

Зачастую, получив необходимые данные, мошенники заверяют доверенность на получение ЭП у подконтрольного им нотариуса. Пользуясь ст. 16 и 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате8, о нотариальной тайне, нотариусы не разглашают эти сведения.

Основные покупатели информации на рынке незаконного получения персональных данных

7 См.: О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» : Федер. закон от 27 дек. 2019 г. № 476-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

8 См.: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 : с изм. и доп. // СПС КонсультантПлюс.

граждан - мошенники, частные детективы и сотрудники службы безопасности частных компаний, собирающие информацию о подозрительных сотрудниках или конкурентах.

Фирмы используют технические средства защиты, в том числе и системы видеонаблюдения, которые фиксируют нарушения в работе специалистов колл-центра. Ежегодно в России выносится более десятка приговоров в отношении рядовых сотрудников государственных органов, сотовых операторов и банков, которые за деньги выполняли заказы на предоставление информации.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»9 те компании, которые имеют отношение к обработке информации россиян, не должны ее распространять и передавать третьим лицам. Но на практике подобных данных в Сети очень много, а процесс блокировки таких ресурсов Роскомнад-зором довольно трудоемок и требует существенных временных затрат, поэтому темпы блокировки не успевают за темпами появления ресурсов.

Для наказания таких преступников используются три основные статьи УК РФ - ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров или иных сообщений», ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну». Однако санкции за нарушение данных статей незначительны. Хотя в Европе и США приговоры за продажу персональных данных более строгие, чем в России.

В 2016 г. по соответствующим частям этих статей (с использованием служебного положения) было вынесено 59 приговоров, в 2017 г. - 70, в 2018 г. произошло снижение - 49 приговоров10.

Помимо мошеннических действий, совершаются и другие виды преступлений, квалифицируемых по ст. 173.1, 173.2, 172, 187 УК РФ и др. Данные противоправные действия становятся возможными вследствие неправомерного завладения и использования средств криптографической защиты.

Анализ правоприменительной практики выявления и раскрытия преступлений, совершаемых с использованием УКЭП, проведенный на основе отчетов территориальных органов МВД

9 См.: О персональных данных : Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ : с изм. и доп. // СПС КонсультантПлюс.

10 См.: Официальный сайт судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL : http://www. cdep.ru/ (дата обращения : 10.12.2020).

России (далее - ТОВД), показал, что проблемные вопросы в указанной сфере являются типовыми и лежат, как правило, в технической плоскости.

Выход в сеть Интернет для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения идентификации посредством Сети при совершении противоправных действий осуществляется лицами с использованием мобильных средств связи и программ-«анонимайзеров», маскирующих реальный IP-адрес, так что установление его принадлежности вызывает затруднения.

Проблемным вопросом документирования преступлений рассматриваемой категории является использование лицами, занимающимися преступной деятельностью, программных технологий «VPN»11, «TOR»12, позволяющих менять IP-адрес пользователя в сети Интернет.

Проблема с подписями окончательно решится, когда Минкомсвязь устранит анонимные сим-карты. В настоящее время запрет на продажу сим-карт без договора соблюдается плохо, чем пользуются мошенники, которым нужна анонимность.

Наряду с этим, сотрудники специализирующего органа, оформляющие УКЭП, не имеют оборудования для выявления поддельных паспортов, что обусловливает сложности с установлением лиц, фактически совершающих противоправные действия с использованием УКЭП.

Имеются сложности, связанные с отсутствием возможности у специализированных подразделений осуществлять контроль и установление места нахождения конечного оборудования, получать информацию об IP-адресах, зарегистрированных за пределами Российской Федерации.

Свободный доступ использования IP-адресов, зарегистрированных на зарубежных серверах и находящихся вне пределов Российской Федерации, исключает возможность получения необходимой информации либо связан со значительными временными затратами ее получения через Интерпол.

Основными проблемными вопросами на стадии пресечения, выявления и документирования вышеуказанных преступлений являются следующие:

необоснованная длительность рассмотрения кредитными учреждениями запросов ОВД о движении денежных средств по расчетным счетам. Согласно существующему порядку запросы ОВД

11 Виртуальная частная сеть.

12 Браузер, используемый для соблюдения анонимности.

направляются почтовой связью в адрес головных офисов кредитных учреждений, от которых также приходят ответы по почте;

невозможность приостановления операций по расчетным счетам физических и юридических лиц на основании сведений о совершаемом преступлении, полученных на стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий, а не в рамках возбуждения уголовного дела, что позволило бы предупредить вывод денежных средств из безналичного оборота при осуществлении незаконной банковской деятельности, совершении мошенничеств, легализации денежных средств;

предоставление кредитными учреждениями своевременной информации о сомнительных кредитополучателях на ранних стадиях, а не по истечении продолжительного времени неуплаты установленных кредитных платежей, что, как следствие, ведет к выводу соответствующих активов, имущества, за счет которого возможно произвести взыскания в рамках расследования уголовных дел.

Наряду с этим, основной причиной роста приостановленных уголовных дел является фиктивная регистрация (перерегистрация) юридических лиц на граждан с использованием электронной цифровой подписи. Так, 75 % уголовных дел, возбужденных в Республике Татарстан, было возбуждено по факту внесения сведений о подставных лицах в Единый государственный реестр юридических лиц без ведома данных лиц. При этом документы для регистрации предоставлялись посредством ЭЦП, т. е. без фактического посещения налоговой службы, с 1Р-адресов, не позволяющих идентифицировать владельца, а также при помощи подписей, полученных в иных субъектах РФ. В связи с этим процесс установления личности и местонахождения возможных фигурантов стал невозможен или крайне затруднителен. Кроме того, зафиксированы случаи регистрации в Татарстане юридических лиц на граждан, проживающих на территории других субъектов РФ.

В целях устранения отмеченных недостатков, по нашему мнению, было бы целесообразно осуществить ряд мероприятий, а именно:

усилить санкции ст. 137, 138, 183 УК РФ за сбор и передачу персональных данных физических и юридических лиц;

внести изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части правил предоставления сведений о совершаемых нотариальных действиях по аналогии с банковской тайной, установленных Федеральным

законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»13, указав, кому и при каких обстоятельствах предоставляются данные сведения;

внести изменения в ст. 16 «Обязанности нотариуса» указанных Основ;

внести изменения в УПК РФ;

проработать вопрос о внесении изменений в Соглашение о взаимодействии МВД России и ЦБ России в целях своевременного выявления и предотвращения правонарушений в кредитно-финансовой сфере в части закрепления обязательств коммерческих банков выдавать информацию о движении денежных средств по расчетным счетам по месту их открытия и обслуживания либо наделения данными полномочиями региональных отделений ЦБ России, в том числе с использованием электронного документооборота между ОВД и коммерческими банка-ми14 (по аналогии организации взаимодействия с Налоговой инспекцией Российской Федерации).

Поскольку в раскрытии и расследовании преступлений рассматриваемой категории важное значение имеет взаимодействие оперативных подразделений, органов предварительного следствия с УЦ, учреждениями Росреестра, налоговыми органами и организациями, предоставляющими услуги телекоммуникационной связи, ТОВД следует проработать вопрос о заключении соглашений о порядке информационного обмена в электронном виде с указанными организациями, что позволит своевременно рассматривать материалы проверок и сократить сроки предварительного следствия и дознания.

Подразделениям ЭБиПК ТОВД следует повсеместно распространить практику электронного документооборота между ТОВД на региональном уровне и кредитно-финансовыми учреждениями в целях ускорения получения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 См.: О банках и банковской деятельности : Федер. закон от 2 дек. 1990 г. № 395-1 : в ред. Федер. закона от 27 дек. 2019 г. № 507-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

14 См.: Колокольцев В. А. Рассчитываем, что повышению эффективности и противодействию преступлениям в банковской сфере будет способствовать внесение соответствующих изменений в законодательство и соглашение о межведомственном взаимодействии // Заседание коллегии МВД России. URL : http://kremlin.ru/events/president/news/62860

информации о движении денежных средств по счетам, для чего следует организовать обмен опытом с регионами, где уже имеется таковой.

С учетом создания в подразделениях ЭБиПК ТОВД специализированных подразделений по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием ИТТ (БСТМ МВД России), необходимо сосредоточить усилия на формировании и совершенствовании практики документирования таких преступлений.

Оперативным подразделениям ЭБиПК при анализе обращений граждан по поводу фиктивной государственной регистрации юридических лиц с использованием ЭЦ подписей устанавливать, какие УЦ (сотрудники) выдавали эти ЭП, за сотрудниками этих центров осуществлять оперативный контроль, проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление лиц, причастных к этой преступной деятельности, документирование фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также незаконного образования (создания, реорганизации) юридического лица и неправомерного оборота средств платежей.

Оперативным работникам подразделений ТОВД при взаимодействии с Управлением федеральной налоговой службы территориальных подразделений осуществлять работу по выявлению фактов незаконного создания юридических лиц, незаконного использования электронных средств платежей, а также лиц, осуществляющих продажу персональных данных граждан.

Использовать возможность взаимодействия с различными фирмами (например, Мегафон, Вымпелком, МТС, Сбербанк и др.) по совместному применению технических средств для пресечения утечек персональных данных юридических и физических лиц.

Таким образом, реализация данных мер, направленных на совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, оперативно-служебной деятельности ОВД совместно с другими контролирующими органами, позволит сформировать действенный механизм выявления и раскрытия преступлений, совершаемых с использованием ЭЦП, с учетом новых форм и методов их подготовки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ларичев В. Д. Характеристика преступлений, совершаемых с использованием усиленной квалифицированной подписи // Общество и право. 2020. № 2 (72). С. 15-20.

2. Ларичев В. Д. Характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых с использованием усиленной квалифицированной подписи // Безопасность бизнеса. 2020. № 4. С. 27-31.

ности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1) E-mail: panindmitry@mail.ru Тел.: 8 (495) 214-23-59

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

REFERENCES

1. Larichev V. D. Obshhestvo i pravo (Society and law), 2020, No. 2 (72), pp. 15-20.

2. Larichev V. D. Bezopasnost' biznesa (Business security), 2020, No. 4, pp. 27-31.

Рукопись поступила в редакцию 27.01.2021, принята к публикации 21.04.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Василий Дмитриевич Ларичев, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела по исследованию правовых проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступности в сфере экономики научно-исследовательского центра по исследованию проблем противодействия преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)

ORCID ID: 0000-0002-7066-9434

E-mail: larichev48@mail.ru

Тел.: 8 (495) 214-23-57

Дмитрий Александрович Панин, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию правовых проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступлениям экономической направленности в сферах национального хозяйства центра по исследованию проблем противодействия преступ-

Vasiliy D. Larichev, RF Honorary Scientist, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department for the Study of Legal Issues of the Operationally-Search Support for Combating Crime in the Sphere of Economics of the Research Center for the Study of the Problems of Combating Crime in the Sphere of Economics of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) ORCID ID: 0000-0002-7066-9434 E-mail: larichev48@mail.ru Tel.: 8 (495) 214-23-57

Dmitriy A. Panin, Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher of the Department for the Study of Legal Issues of the Operationally Search Support for Combating Economic Crimes in the Spheres of the National Economy of the Center for the Study of Problems of Combating Crime in the Sphere of Economics of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)

E-mail: panindmitry@mail.ru Tel.: 8 (495) 214-23-59

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Оба автора внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.

AUTHOR'S CONTRIBUTION

Both authors made an equal contribution to the work both during the research phase and during the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.