Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ «ФИРМ-ОДНОДНЕВОК» (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ «ФИРМ-ОДНОДНЕВОК» (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
651
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭБИПК МВД РОССИИ / ФНС РОССИИ / «ФИРМЫ-ОДНОДНЕВКИ» / МОДЕЛИ / INTERACTION / ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION UNITS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA / FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA / “ONE-DAY FIRMS” / MODELS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудакова К.С., Елфимов О.М.

В данной статье рассмотрено взаимодействие подразделений ЭБиПК МВД России и ФНС России по вопросам «фирм-однодневок». Ввиду того, что с каждым годом увеличивается налоговая преступность, а государство не дополучает до трети налоговых поступлений в бюджет, возникает необходимость повышения эффективности работы налоговых органов. В борьбе с преступностью налоговым органам оказывают содействие сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации. В статье обосновывается необходимость повышения эффективности совместной работы данных ведомств. Помимо этого, на анализе опроса сотрудников Федеральной налоговой службы России и сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел России крупных и малых городов, на примере Нижнего Новгорода и города Арзамас, выявлены проблемы, возникающие при совместной работе, и обозначены пути их решения. Стоит отметить, что сотрудники крупных и малых городов Нижегородской области обозначали разные проблемы в своей деятельности в данном направлении. Наличие проблем говорит о необходимости повышения эффективности взаимодействия подразделений ЭБиПК и ФНС России по вопросам «фирм-однодневок». Этому могут способствовать построение и реализация моделей повышения эффективности взаимодействия данных ведомств. Представлены три модели взаимодействия подразделений ЭБиПК МВД России и ФНС России: модель взаимодействия, основанного на доминировании власти, кластерная модель и корпоративная модель. Описаны особенности каждой из моделей, пути их применения. Каждая модель взаимодействия имеет возможность реализовываться при выявлении и пресечении деятельности «фирм-однодневок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудакова К.С., Елфимов О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF INTERACTION BETWEEN THE ECONOMIC SECURITY UNITS AND THE ANTI-CORRUPTION DEPARTMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA ON ISSUES OF “ONE-DAY FIRMS” (BASED ON MATERIALS FROM THE NIZHNY NOVGOROD REGION)

This article discusses the interaction of economic security and anti-corruption units divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Tax Service of Russia on issues of “one-day firms”. In view of the fact that with every goal tax crime increases, and the state does not receive up to a third of tax revenues to the budget, there is a need to increase the efficiency of the tax authorities. In the fight against crime, tax authorities are assisted by employees of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. The article substantiates the need to increase the effectiveness of joint work of these departments. In addition, an analysis of a survey of employees of the Federal Tax Service of Russia and employees of economic security and anti-corruption units of the Ministry of Internal Affairs of Russia of large and small cities, using the example of Nizhny Novgorod and the city of Arzamas, revealed problems arising from joint work and identified ways to solve them. It is worth noting that employees of large and small cities of the Nizhny Novgorod region identified various problems in their activities in this direction. The presence of these problems indicates the need to increase the efficiency of interaction between the departments of economic security and anti-corruption units of the Ministry of the Interior of the Russian Federation and the Federal Tax Service of Russia on issues of "one-day firms." This can be facilitated by the construction and implementation of models for improving the efficiency of interaction between these departments. Three models of interaction between the departments of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of the Interior of the Russian Federation a and the Federal Tax Service of Russia are presented: the model “interaction based on the dominance of power”, “Cluster model” and “Corporate model”. The features of each of the models, the ways of their application are described. Each interaction model has the opportunity to be implemented when identifying and suppressing the activities of “one-day firms”.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ «ФИРМ-ОДНОДНЕВОК» (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК: 65.014.134; 33.0

ББК: 65.012.1

Кудакова К.С., Елфимов О.М.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ «ФИРМ-ОДНОДНЕВОК» (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Kudakova K.S., Elfimov O.M. TOPICAL ISSUES OF INTERACTION BETWEEN THE ECONOMIC SECURITY UNITS AND THE ANTI-CORRUPTION DEPARTMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA ON ISSUES OF "ONE-DAY FIRMS" (BASED ON MATERIALS FROM THE NIZHNY NOVGOROD REGION)

Ключевые слова: взаимодействие, подразделения ЭБиПК МВД России, ФНС России, «фирмы-однодневки», модели.

Keywords: interaction, economic security and anti-corruption units of the Ministry of the Interior of Russia, Federal Tax Service of Russia, "one-day firms", models.

Аннотация: в данной статье рассмотрено взаимодействие подразделений ЭБиПК МВД России и ФНС России по вопросам «фирм-однодневок». Ввиду того, что с каждым годом увеличивается налоговая преступность, а государство не дополучает до трети налоговых поступлений в бюджет, возникает необходимость повышения эффективности работы налоговых органов. В борьбе с преступностью налоговым органам оказывают содействие сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации. В статье обосновывается необходимость повышения эффективности совместной работы данных ведомств. Помимо этого, на анализе опроса сотрудников Федеральной налоговой службы России и сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел России крупных и малых городов, на примере Нижнего Новгорода и города Арзамас, выявлены проблемы, возникающие при совместной работе, и обозначены пути их решения. Стоит отметить, что сотрудники крупных и малых городов Нижегородской области обозначали разные проблемы в своей деятельности в данном направлении. Наличие проблем говорит о необходимости повышения эффективности взаимодействия подразделений ЭБиПК и ФНС России по вопросам «фирм-однодневок». Этому могут способствовать построение и реализация моделей повышения эффективности взаимодействия данных ведомств. Представлены три модели взаимодействия подразделений ЭБиПК МВД России и ФНС России: модель взаимодействия, основанного на доминировании власти, кластерная модель и корпоративная модель. Описаны особенности каждой из моделей, пути их применения. Каждая модель взаимодействия имеет возможность реализовываться при выявлении и пресечении деятельности «фирм-однодневок».

Abstract: this article discusses the interaction of economic security and anti-corruption units divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Tax Service of Russia on issues of "one-day firms". In view of the fact that with every goal tax crime increases, and the state does not receive up to a third of tax revenues to the budget, there is a need to increase the efficiency of the tax authorities. In the fight against crime, tax authorities are assisted by employees of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. The article substantiates the need to increase the effectiveness of joint work of these departments. In addition, an analysis of a survey of employees of the Federal Tax Service of Russia and

employees of economic security and anti-corruption units of the Ministry of Internal Affairs of Russia of large and small cities, using the example of Nizhny Novgorod and the city of Arzamas, revealed problems arising from joint work and identified ways to solve them. It is worth noting that employees of large and small cities of the Nizhny Novgorod region identified various problems in their activities in this direction. The presence of these problems indicates the need to increase the efficiency of interaction between the departments of economic security and anti-corruption units of the Ministry of the Interior of the Russian Federation and the Federal Tax Service of Russia on issues of "one-day firms." This can be facilitated by the construction and implementation of models for improving the efficiency of interaction between these departments. Three models of interaction between the departments of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of the Interior of the Russian Federation a and the Federal Tax Service of Russia are presented: the model "interaction based on the dominance of power", "Cluster model" and "Corporate model". The features of each of the models, the ways of their application are described. Each interaction model has the opportunity to be implemented when identifying and suppressing the activities of "one-day firms".

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую систему. От нее зависит стабильность социально-экономического развития страны. На современном этапе, по оценкам аналитиков, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Налоговая преступность увеличивается с каждым годом, о чем свидетельствуют данные официальных информационных источников. Как показывает статистика, зачастую преступления в налоговой сфере направлены на уклонение от уплаты налогов, что приводит к непоступлению наиболее крупных отчислений в бюджет. Чаще всего такие преступления совершаются с использованием «фирм-однодневок» (формально-легитимных организаций). Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) находит и ликвидирует «фирмы-однодневки». ФНС отмечает, что за период с 2011 по 2016 годы количество фирм такого характера сократилось в 2,5 раза, обозначив, что в 2016 году из ЕГРЮЛ было удалено 650 тысяч организаций, а в 2018 - более 700 тысяч. За последние три года возможности обнаружения «фирм-однодневок» улучшились: запущены программы АСК НДС-3, которая позволяет инспектору увидеть порядок расчетов, реальную хозяйственную деятельность организации, взаимозависимость контрагентов.

Конечно, ФНС значительно очистила реестр юридических лиц, однако проблема до конца не решена. И любой добросовестный налогоплательщик может понести

ущерб и ответственность, если в числе его контрагентов окажется неблагонадежная компания1.

Для наиболее точного и эффективного выявления преступлений ФНС России необходима поддержка в виде осуществления взаимодействия. Такую помощь предоставляет подразделения ЭБиПК МВД России.

Целью данной работы является выявление особенностей совместной деятельности подразделений ЭБиПК МВД России с сотрудниками ФНС России по вопросам «фирм-однодневок» и корректировка моделей этого взаимодействия на основе анализа проблем, возникающих в ходе работы данных структур на примере Нижегородской области.

Взаимодействие ФНС России с подразделениями ЭБиПК регулируется Приказом Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями», через определение последовательности проводимых оперативных, следственных и процессуальных действий.

Признаки фирмы-однодневки и уголовная ответственность за работу с ней // Российский налоговый курьер URL: https://www.rnk.ru/article/ 215973-priznaki-firmy-odnodnevki-i-ugolovnaya-otvetstvennost-za-rabotu-s-ney (дата обращения: 03.04.2020).

В ходе изучения данной проблемы мы столкнулись с необходимостью повышения эффективности взаимодействия отделов ЭБиПК и ФНС России. Рассмотрим целесообразность данной работы на примере решения арбитражного суда Нижегородской области от 18.11.2019 по делу №А43-21545/20161. Его исключительность состоит в том, что данное решение было удовлетворено по факту признания недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.04.2016 №18. Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Металлимпресс» подало заявление в Арбитражный суд Нижегородской области в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Нижегородской области. В доказательство заявленных требований ООО предоставило документы, подтверждающие реальность финансово-хозяйственных отношений со спорными контрагентами. Заявитель уверен, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, были основаны на неполном исследовании предоставленных сведений.

Таким образом, возникает вопрос о возможности неполной проверки сведений Федеральной налоговой службой.

В ходе судебного разбирательства ответчик (ФНС) неоднократно проводил сопоставление представленных документов с данными, заявленными Обществом в налоговых декларациях, при этом оспаривая достоверность информации, содержащейся в представленных документах. Более подробно позиция ответчика изложена в отзывах на заявление и письменных позициях по делу. Была проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.

В итоге налоговая проверка с привлечением сотрудников УЭБиПК ГУ МВД России продолжалась около года. За этот пери-

Арбитражный суд нижегородской области решение от 18 ноября 2019 года Дело N А43-21545/2016 // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции - URL: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/ (дата

обращения: 20.03.2020).

од многие контрагенты рассматриваемой фирмы могли бы прекратить свое существование.

В отношении организаций, не представивших документы по требованию налогового органа, инспекций установлено, что они относятся к категории «фирм-однодневок».

По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 11.11.2015 N18 и, после рассмотрения возражений по акту, принято решение от 26.04.2016 N18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Инспекции от 07.26.04.2016 N18 заявителю доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 130 991 128 руб., налог на прибыль в сумме 139 133 461 руб., начислены пени в сумме 60 173 414 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 6 658 625 руб. Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

В порядке статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Нижегородской области.

Решением Управления ФНС России по Нижегородской области от 25.07.2019 N09-12/15828@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение Инспекции без изменений.

Не согласившись с данным решением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с этим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд посчитал, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Аналогичных дел в практике ФНС достаточно много. На наш взгляд, более совместная работа сотрудников МВД и ФНС России на всех этапах деятельности по рассмотрению аналогичных ситуаций позволила бы избежать лишних судебных разбирательств и более грамотно подойти к решению вопроса.

На основании рассмотренного примера можно говорить о необходимости сотрудничества между сотрудниками подразделений ЭБиПК и ФНС России с момента выявления информации о предполагаемой «фирме-однодневке» до момента передачи документации в прокуратуру.

Для более подробного и всестороннего анализа деятельности данных структур нами был проведен опрос сотрудников подразделений ЭБиПК по г. Арзамас и Нижнему Новгороду, а также сотрудников ФНС России по г. Арзамасу и Нижнему Новгороду.

Респондентам задавались вопросы по поводу взаимодействия подразделений ЭБиПК и ФНС России. В ходе обсуждений были выявлены проблемы, которые противодействуют эффективной работе ФНС и ЭБиПК.

Интересен тот факт, что в малых городах, таких как Арзамас, преступлений, совершаемых с использованием «фирм-однодневок», намного меньше, а иногда и вовсе нет. Так, согласно сообщению оперативных сотрудников Арзамаса в городе за 2019 год было зарегистрировано только 1 преступление. Оно было связано с хищением денежных средств и дальнейшим их обналичиванием через «фирму-однодневку».

Однако сотрудники федеральной налоговой службы по г. Арзамасу сообщили, что они регулярно сталкиваются с «фирмами-однодневками» в ходе выполнения своих обязанностей.

За период 2019 года в адрес ОЭБиПК Управления МВД России по г. Н. Новгороду из МРИ ФНС №15 в рамках взаимодействия направлено 39 материалов ДСП и 119 материалов, внесенных в КУСП, по которым возбуждено 18 уголовных дел.

Обозначим, как происходит процесс взаимодействия между структурами. Так, взаимодействие с ФНС России отдела ЭБиПК Отдела МВД России по г. Арзамасу осуществляется напрямую. При необходимости отдел ЭБиПК по г. Арзамасу может обратиться в управление экономической безопасности и противодействия коррупции главного управления МВД России по Нижегородской области для решения вопросов, связанных с «фирмами-однодневками».

В свою очередь, ФНС по г. Арзамасу проводит предпроверочный анализ, отслеживает «цепочку» контрагентов до выявления выгодоприобретателя, доказывает факты умышленной неуплаты или неполной уплаты суммы налогов, а также выполняет другие мероприятия налогового контроля при работе с «фирмами-однодневками».

Кроме этого, взаимодействие УЭБиПК ГУ МВД России по Нижегородской области с ФНС России по Нижегородской области происходит и по вопросам обеспечения явки лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность и уклоняющихся от уведомлений налоговых органов о декларировании полученного от указанной деятельности дохода. Также сотрудники ЭБиПК оказывают регулярное содействие ИФНС в рамках проведения налогового контроля в выездных налоговых проверках с целью сбора доказательств противоправной деятельности.

Осуществляя сотрудничество на постоянной основе Отдел ЭБиПК Отдела МВД России по г. Арзамасу и с ФНС России по г. Арзамасу на постоянной основе проводят совместные совещания по актуальным вопросам. Оперативные сотрудники участвуют как в камеральных, так и в выездных налоговых проверках, количество последних превалирует.

По инициативе УЭБиПК по Нижегородской области во взаимодействии с ФНС России по Нижегородской области сформирована и активно реализуется практика документирования статей 173.1, 173.2 УК РФ на стадии регистрации «фирм-однодневок», участвующих в схемах по незаконной банковской деятельности и обналичиванию денежных средств (алгоритм межведомственного взаимодействия по выявлению и пресечению фактов регистрации организаций на подставных лиц, исх. Прокуратуры Нижегородской области №7-49-2018 от 26.11.2018).

Следует отметить, что в применении разработанного алгоритма взаимодействия Межрайонной ИФНС №15 по Нижегородской области и ОЭБиПК Управления МВД России по Нижегородской области возникает ряд проблем, связанных в первую очередь с доказыванием умысла, направленно-

го у фигурантов на незаконную регистрацию юридических лиц.

По каждому поступившему из ФНС России материалу в отношении организаций, имеющих признаки формально-легитимных организаций территориальные органы МВД России проводят проверку в рамках ФЗ «Об ОРД» и уголовно-процессуального законодательства. Ежеквартально ГУ МВД России по Нижегородской области проводит сверку материалов, направленных ИФНС, и по результатам предоставляет ей сведения о возбужденных уголовных делах либо вынесенных постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела.

Материалы, поступающие из территориальных органов ФНС России по Нижегородской области, активно используются в рамках документирования и расследования преступлений, содержащих схемы формально-легитимных организаций (ст. 172 УК РФ, 193 УК РФ).

Обозначим, что ФНС имеет возможность получить информацию, содержащую уголовную составляющую, с помощью АСК НДС-2, что позволяет ускорить работу по выявлению возможных «фирм-однодневок».

ОЭБиПК МВД России по г. Арзамасу никогда не обращался к помощи межведомственной рабочей группе.

Однако сотрудники Федеральной налоговой службы по г. Арзамасу имеют такой опыт.

Сотрудники УЭБиПК МВД России по Нижегородской области отметили, что на базе областной прокуратуры создана межведомственная группа, на заседаниях которой ежеквартально обсуждаются проблемы, возникающие в ходе совместной работы по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений.

К сожалению, остальная информация по данному вопросу имеет секретный характер.

Проблемы, которые возникают у отдела ЭБиПК Отдела МВД России по г. Арзамасу при работе с ФНС, состоят в том, что налоговая служба более ограничена в своих действиях. Согласно их приказам, сотрудники налоговой инспекции не имеют права выдавать информацию по счетам работни-

кам полиции, а могут отправлять ее только в банк. Банк, в свою очередь, может выдать оперативным сотрудникам необходимую информацию только при возбуждении уголовного дела. По мнению ОЭБиПК по г. Арзамасу причина возникновения данной проблемы заключается в несовершенстве законодательства, вследствие чего образуются большие временные «ямы», за которые «фирма-однодневка» может уже исчезнуть. Выход из этой ситуации, по мнению сотрудников МВД России по г. Арзамасу, состоит в усовершенствовании российского законодательства по вопросам взаимодействия ФНС и МВД России: необходимо сжать сроки подготовительных мероприятий к проведению налоговых проверок, а также время ее проведения и время последующих действий, чтобы четко и грамотно реагировать на выявленные организации, подходящие под признаки «фирм-однодневок». Кроме этого, они отмечают, что для облегчения работы необходимую информацию Федеральная служба по финансовому мониторингу предоставляла бы на основании рапорта. Анализ практики показывает, что при столкновении с «фирмами-однодневками» некоторые оперативные сотрудники не имеют достаточных знаний в этой сфере. Это обусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в отделах ЭБиПК, имеющих соответствующую специализацию.

Сотрудники Федеральной налоговой службы по г. Арзамасу среди внутренних проблем при работе с «фирмами-однодневками» отмечают затруднения в сборе доказательной базы в отношении налогоплательщиков, получающих необоснованную налоговую выгоду. При этом у них не возникает никаких затруднений при взаимодействии с отделом экономической безопасности и противодействия коррупции отдела МВД России по г. Арзамасу.

Оперативные сотрудники ЭБиПК по Нижегородской области подчеркнули, что проблемными вопросами взаимодействия являются нередко отсутствие возможности установления места нахождения и обеспечения явки в налоговый орган должностных лиц организации, индивидуальных предпринимателей и иных лиц для проведения

мероприятий налогового контроля. Сотрудники соответствующих ведомств Нижнего Новгорода обозначают проблемы по выявлению и пресечению преступных деяний с использованием «фирм-однодневок», прежде всего связанных с многочисленностью столицы Поволжья и ее большой площадью.

Наличие данных проблем говорит о необходимости повышения эффективности взаимодействия подразделений ЭБиПК и ФНС России по вопросам «фирм-однодневок». Этому могут способствовать построение и реализация моделей повышения эффективности взаимодействия данных ведомств.

Модель ваимодействия, основанная на доминировании власти. Для более эффективной работы с «фирмами-однодневками» необходимо наладить взаимодействие между ведомствами. Настроить эту связь можно путем построения цепочки участников межведомственной рабочей группы. Как было сказано выше, в межведомственную рабочую группу входят председатель, его заместитель, ответственный секретарь и представители различных ведомств, которые являются членами данной группы. Как правило, данная группа решает вопросы на федеральном уровне, частные вопросы решаются редко. Для этого необходимо установить связь между территориальными органами МВД и ФНС с этими же и другими ведомствами на высшем уровне. В рамках построения данной модели предлагается сформировать рабочие группы по городам, в которые будут входить несколько инспекторов ФНС (не более двух человек на малые города, на большие - в зависимости от величины района) и сотрудников ЭБиПК (для малых городов, например, по одному человеку, на которого будут возложены обязанности по выявлению и раскрытию преступлений, совершенных или совершаемых с помощью «фирм-однодневок», для больших - в зависимости от величины района). В рамках межведомственной рабочей группы на уровне города будут обсуждаться проблемы, возникающие при совместной работе, а также у территориальных органов ФНС и ЭБиПК будет возможность обратиться непосредственно к руководству для решения сложных вопросов.

В свою очередь, межведомственная рабочая группа города будет подчиняться межведомственной рабочей группе по субъектам для структурирования и дисциплинированности системы. Обязательным представляется установление сроков для отчетности между каждой ступенью данной системы. Самые оптимальные сроки для отчетности по проведенной работе, текущему состоянию «фирм-однодневок» и экономической преступности в целом - ежеквартальные. Однако, если возникнет вопрос, требующий срочного решения, то проблема должна быть обозначена на рассмотрение председателю межведомственной рабочей группы в течение двух рабочих дней.

Руководители рабочих групп по субъектам должны отчитываться начальникам рабочих групп по округам, которые напрямую подчиняются руководителю межведомственной рабочей группе на федеральном уровне.

Вторая модель, которая будет рассмотрена, назовем кластерной. Ее особенность заключается в объединении работы министерства внутренних дел и Федеральной налоговой службы путем создания единого элемента, обладающего определенными свойствами.

Кластерная модель представляет собой взаимодействие ФНС и ЭБиПК МВД России с использованием единой информационной системы (далее - ИС). Данная информационная система позволит ведомствам пользоваться в рамках своей деятельности конфиденциальной информацией о налогоплательщиках, их расчетных счетах, их контрагентах в целях обеспечения экономической безопасности и контроля уплаты налогов. А также данная единая информационная система позволит сократить сроки на передачу запросов, так как документооборот будет реализован в электронной форме.

Для того, чтобы сотрудники не использовали данную информацию не по назначению, необходимо ввести ограниченный доступ к предложенной единой информационной системе. В малых городах достаточно от ЭБиПК назначить одного сотрудника для использования данной ИС, который будет ответственным за дела, свя-

занные с «фирмами-однодневками». В силу незначительного числа таких преступлений он не будет отстранен от своих непосредственных обязанностей. Количество инспекторов ФНС, имеющих доступ к системе, может устанавливаться на усмотрение руководства. В крупных городах такая база будет иметь особую ценность и для уменьшения сроков работы. Сроки внесения изменений, дополнений должны быть минимальными, чтобы другой сотрудник, пользующийся системой, мог использовать в своей работе обновленную достоверную информацию. Оптимальным временем для внесения новых данных следует признать не более одного рабочего дня. В идеале сотрудники должны вносить обновления незамедлительно. На запрос сотрудники ЭБиПК и ФНС России должны ответить в течение двух рабочих дней.

Третья модель представляет собой объединение частей нескольких структур для эффективного выявления и пресечения преступлений, совершенных или совершаемых с использованием «фирм-однодневок». Особенности «корпоративной модели» заключаются в образовании Комитета по экономическим чрезвычайным ситуациям. В состав комитета будут входить сотрудники федеральной налоговой службы, отдела экономической безопасности и противодействия коррупции министерства внутренних дел, а также прокуратуры. Число участников Комитета по экономическим чрезвычайным ситуациям определяется территориальными органами исполнительной власти. Необходимо отметить, что в данный комитет могут входить только кадры, имеющие

специальное образование (специальное экономическое образование относится к сотрудникам полиции). Комитет по экономическим чрезвычайным ситуациям уникален: его члены могут сразу применять полномочия ФНС, Прокуратуры и МВД. При выявлении экономического правонарушения во время проведения дальнейшей налоговой проверки сотрудники комитета могут применить санкции, которыми обладает ФНС. Если в найденной информации обнаружатся признаки преступления, то санкции последуют от Министерства внутренних дел. При этом, сократятся сроки при планировании налоговых проверок, т.к. ответ можно получить сразу, обратившись в определенный отдел Комитета. Всегда будут сотрудники полиции, которые будут обеспечивать законность проведения налоговых проверок. Прокуратуре не придется запрашивать материалы по проверкам, т.к. у этого органа уже будет вся информация, находящаяся у инспекторов ФНС и сотрудников ЭБиПК МВД России.

Однако создание данного комитета не совсем целесообразно в малых городах, т.к. количество преступлений в экономической сфере незначительно.

Таким образом, актуальные вопросы взаимодействия подразделений ЭБиПК и ФНС России по вопросам «фирм-однодневок» состоят в необходимости повышения эффективности взаимодействия для решения возникающих в ходе работы проблем для более эффективного выявления и пресечения деятельности, связанной с использованием «фирм-однодневок».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выездная налоговая проверка: методы проведения, обжалование результатов // Налогообложение. Электронный учебник. - URL: http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/ page24.html (дата обращения: 20.05.2019).

2. Положение о межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям. Утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 344-рп. 133.

3. Приказ МВД РФ N 1144, ФНС РФ № ММВ-7-2/774 от 14.11.2011 "О внесении изменений в Приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г." № 495/ММ-7-2-347.

4. Арбитражный суд нижегородской области решение от 18 ноября 2019 года. Дело № А43-21545/2016 // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции. - URL: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/ (дата обращения: 20.03.2020).

5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. -1993, 25 декабря. - № 237.

6. Федеральный конституционный закон РФ от 11 апреля 1997 г. № 2-ФКЗ «О правительстве» // Российская газета.

7. Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 № 40-ФЗ // Российская газета.

8. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".

9. Постановление Правительства РФ "О Федеральной таможенной службе" от 16 сентября 2013 г. № 809 // Российская газета.

10. Положение о межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям. Утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 344-рп.

11. Приказ МВД РФ № 1144, ФНС РФ № ММВ-7-2/774@ от 14.11.2011 "О внесении изменений в Приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347".

12. Приказ МВД России № 317, ФНС России № ММВ-7-2/481 от 29 мая 2017 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу».

13. Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (вместе с «Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», «Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления»).

14. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / С.В. Запольский [и др.]; под общей редакцией С.В. Запольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. -491 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-02392-3. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/412816 (дата обращения:

30.06.2019).

15. Чеботарев, В.С., Елфимов, О.М. Экономическая и информационная безопасность современной России: учебное пособие: в 2 ч. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2007 - Ч. 1.

16. О ФНС России [Электронный ресурс]: офиц. сайт Федеральной налоговой службы РФ. - URL: http://www.nalog.ru/m24/about_fts/ (дата обращения: 30.06.2019).

17. Признаки фирмы-однодневки и уголовная ответственность за работу с ней. Источник: https://www.mk.ru/article/215973-priznaki-firmy-odnodnevki-i-ugolovnaya-otvetstvennost-za-rabotu-s-ney. Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки. // Российский налоговый курьер. - URL: https://www.rnk.ru/article/215973-priznaki-firmy-odnodnevki-i-ugolovnaya-otvetstvennost-za-rabotu-s-ney (дата обращения: 03.04.2020).

18. Уголовная практика за создание фирм-«однодневок». - URL: https://rosco.su/press/ugolovnaya_praktika_za_sozdanie_firm_odnodnevok/ (дата обращения:

03.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.