Научная статья на тему 'Некоторые проблемы современной внешней политики Казахстана'

Некоторые проблемы современной внешней политики Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4556
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ОИК / ШОС / ОБСЕ / СОВЕЩАНИЯ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И МЕРАМ ДОВЕРИЯ В АЗИИ / СВМДА / ОДКБ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лаумулин Мурат

На рубеже 2010—2011 годов внешняя политика Казахстана вступает в новый этап. Осталось позади серьезное политическое испытание — председательство в ОБСЕ и проведение Астанинского саммита Организации. В текущем году два новых экзамена: председательство в Организации "Исламская конференция" (ОИК) и ШОС с проведением заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) ОИК и саммита ШОС. Следует отметить — и саммит ОБСЕ в декабре 2010 года это продемонстрировал, — что подобные функции и мероприятия отнюдь не являются формальностью. Зачастую они самым тесным образом завязаны на конкретную проблематику международных отношений. В этом контексте особенно характерен нынешний переломный период во внешней политике Казахстана. Чтобы увидеть трансформацию внешней политики и международного положения Казахстана в динамике, следует обратиться к недавнему опыту. 2010 год запомнится в истории Казахстана и его внешней политики многими важными событиями. Наиболее ярким среди них останется, безусловно, Астанинский саммит ОБСЕ. Но по стратегическим последствиям самым важным следует признать создание Таможенного союза (ТС) Казахстана, России и Беларуси. Помимо этого было и немало других важных с точки зрения международных и внешнеэкономических связей событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы современной внешней политики Казахстана»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА

Мурат ЛАУМУЛИН

доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (Алматы, Казахстан)

Введение

На рубеже 2010—2011 годов внешняя политика Казахстана вступает в новый этап. Осталось позади серьезное политическое испытание — председательство в ОБСЕ и проведение Астанин-ского саммита Организации. В текущем году два новых экзамена: председательство в Организации «Исламская конференция» (ОИК) и ШОС с проведением заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) ОИК и саммита ШОС.

Следует отметить — и саммит ОБСЕ в декабре 2010 года это продемонстрировал, — что подобные функции и мероприятия отнюдь не являются формальностью. Зачастую они самым тесным образом завязаны на конкретную проблематику международных отношений. В этом кон-

тексте особенно характерен нынешний переломный период во внешней политике Казахстана.

Чтобы увидеть трансформацию внешней политики и международного положения Казахстана в динамике, следует обратиться к недавнему опыту. 2010 год запомнится в истории Казахстана и его внешней политики многими важными событиями. Наиболее ярким среди них останется, безусловно, Астанинский саммит ОБСЕ. Но по стратегическим последствиям самым важным следует признать создание Таможенного союза (ТС) Казахстана, России и Беларуси. Помимо этого было и немало других важных с точки зрения международных и внешнеэкономических связей событий.

Наследие 2010 года

Бесспорно, логику всей внешней политики в 2010 году задало именно председательство РК в ОБСЕ. Как отмечал один отечественный обозреватель, задача Казахстана состояла не в том, чтобы соответствовать стандартам ОБСЕ, а в том, чтобы создать новые стандарты, соответствующие и современным реалиям, и интересам стран — членов Организации, создать при помощи тех стран, которые видят в ОБСЕ действенный механизм поддержания стабильности и обеспечения безопасности.

Среди зарубежных визитов главы государства следует выделить участие президента республики в апрельском ядерном саммите в Вашингтоне. Историческая встреча трех президентов: американского Б. Обамы, российского Д. Медведева и казахстанского Н. Назарбаева в Вашингтоне в апреле 2010 года вновь напомнила об огромном вкладе Казахстана в ядерное нераспространение. Во многом эта встреча стала возможна благодаря инициативам, с которыми президент РК обратился к лидерам ведущих, в первую очередь ядерных, держав и в целом к мировому сообществу. Для Казахстана ядерная безопасность и нераспространение — это область, в которой он осознает свое моральное превосходство. Одновременно это истоки и суть казахстанской концепции внешней политики.

Фактически Казахстан предложил старым членам ядерного клуба отказаться от ядерного суверенитета (что, кстати, они обещали во время подготовки ДНЯО в конце 1960-х гг.). Другое предложение казахстанского президента связано с ревизией международного права в сфере нераспространения ядерного оружия. Необходимо провести инвентаризацию и экспертный анализ всех имеющихся международных актов в сфере нераспространения и борьбы с ядерным терроризмом и свести их в один программностратегический документ — новый универсальный договор о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении и ликвидации ядерного оружия. Такой документ призван гарантировать неприменение двойных стандартов и конкретные механизмы санкций к его нарушителям. Это предложение также носило революционный характер.

Серьезным испытанием для казахстанской внешней политики стали известные события в Кыргызстане в апреле и июне 2010 года. Фактически они стали испытанием на прочность Казахстана не только как председателя ОБСЕ, но и как ответственного регионального лидера. Политическая ситуация, сложившаяся в результате событий с апреля по июль, была чревата многочисленными и неоднозначными последствиями для внешней политики, экономики и национальной безопасности Казахстана. Кыргызстан — ближайший сосед Казахстана, наиболее близкий ему культурно, исторически и ментально. Это, а также такие факторы, как непосредственное географическое соседство, специфическое международное положение КР, интересы национальной безопасности Казахстана и тесные социальные и экономические связи двух республик делали дальнейшее развитие событий в этой стране далеко не безразличным для Казахстана.

Политика РК в отношении Кыргызстана выстраивалась согласно некоторым принципиальным критериям. Осуществлялась тесная координация действий Астаны с Россией, также крайне заинтересованной в скорейшей стабилизации положения; по дипломатическим и политическим каналам (в первую очередь с использованием ресурса ОБСЕ) Астана довела до сведения всех участников политической борьбы в республике, что не допустит использования вооруженных методов и повторения кровопролития. Астана также поддержала все прогрессивные и умеренные сил в республике с целью как можно скорее стабилизировать и нормализовать ситуацию; проводились регулярные консультации с временным руководством республики по текущим и среднесрочным вопросам даль-

нейшего развития, в частности по проведению полноценных и легитимных парламентских и президентских выборов в оптимальные для сохранения стабильности сроки. Кроме того, проводилась координация действий казахстанских и международных правоохранительных сил по нейтрализации кыргызского криминалитета и его влияния на политическую жизнь республики.

На азиатском направлении можно выделить визит Нурсултана Назарбаева в Южную Корею, который был призван обозначить выход двух стран на качественно новый уровень сотрудничества. Стороны договорились объявить 2010 год Годом Казахстана в Южной Корее, а 2011-й — Годом Южной Кореи в Казахстане.

В сфере безопасности среди знаковых событий необходимо назвать третий саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Казахстан передал Турции пост председателя СВМДА, но сохранил контроль над Совещанием через систему партнерских организаций. К третьему саммиту СВМДА, прошедшему 8 июня 2010 года в Стамбуле, Казахстан подошел в качестве действующего председателя срезу двух крупных региональных структур континента — СВМДА и ОБСЕ. Переход мандата на председательство в Совещании от Казахстана к Турции продемонстрировал, что СВМДА не является чисто казахстанским проектом. Лишь на саммите в Стамбуле был задействован механизм консенсусной блокировки в экстремальной ситуации (члены Совещания осудили действия Израиля в отношении каравана судов с гуманитарной помощью для сектора Газа, но Израиль не допустил включения в текст итоговой резолюции каких-либо положений, осуждающих его действия).

Принятый в Стамбуле итоговый документ является исправленной и дополненной версией декларации второго саммита СВМДА, принятой 17 июня 2006 года в Алматы. Исправления носят стилистический характер, а дополнения отражают изменившуюся ситуацию с региональными рисками и угрозами. Например, Афганистану в Стамбульской декларации посвящен целый раздел. Нурсултан Назарбаев в своем послании участникам форума отметил, что СВМДА быстро адаптируется к условиям меняющегося мира, последовательно развивает сотрудничество с ОБСЕ, а потому Казахстан не исключает возможности создания в перспективе «некой объединенной платформы по вопросам безопасности и доверия на всем евразийском пространстве».

На европейском направлении важным событием стал визит федерального канцлера Германии А. Меркель в Астану в июле 2010 года. Казахстан дал понять, что готов поставлять свой газ в Германию по трубопроводу «Набукко». Естественно, Германия заинтересована в том, чтобы этот проект состоялся. Однако пока окончательно не определена его ресурсная база. Усовершенствованный проект предполагает транспортировку природного газа из Каспийского региона в европейские страны в обход России: из Туркменистана через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Он дополнит уже существующий газопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум. Причина того, что Астана медлит, кроется, по словам президента Н. Назарбаева, в нерасторопности Евросоюза. Казахстанский лидер назвал необходимое условие участия его страны в проекте. Это прокладка газопровода по дну Каспийского моря, который шел бы затем через Кавказ до Черного моря и дальше, или, по крайней мере, сооружение на казахстанском побережье Каспия заводов по сжижению газа. Фактически Казахстан пустил пробный шар и наблюдал за реакцией Запада и Москвы. Астана поменяла тактику и начала действовать по примеру Баку, когда рассматриваются несколько проектов и выбирается самый выгодный.

В начале 2010 года против проведения саммита в Астане активно высказывались Узбекистан и США. Ситуацию с Ташкентом удалось урегулировать в марте во время встречи Нурсултана Назарбаева с Исламом Каримовым. Позднее Астане удалось заручиться и поддержкой Вашингтона.

В августе 2010 года республику посетил министр иностранных дел Японии Кацуя Окада. Внимание Токио направлено на активизацию участия японских компаний в освоении месторождений энергоносителей в Казахстане и других республиках региона. В ходе визита Кацуя Окада в Астану важное место занимало и обсуждение сотрудничества в атомной сфере. Президент Нурсултан Назарбаев во время пребывания в Токио летом 2008 года сформулировал схему сотрудничества: «У нас есть уран, у вас — высокие технологии». Этот курс выдерживается и сегодня. Проблема в доставке казахстанского урана в Японию. Почти весь уран, предназначаемый для Японии, вывозится через Санкт-Петербург в США, Канаду и Францию для обогащения и только после этого попадает в Страну восходящего солнца. Лишь незначительная часть ядерного топлива обогащается в России. Сейчас разрабатывается проект восточного пути доставки казахстанского урана в Японию. Планируется, что он пройдет через Дальний Восток. В обмен Япония намерена предложить обогащать весь импортируемый из Казахстана уран в России.

Япония сохраняет интерес и к нефтегазовой отрасли региона. Так, японская корпорация JOGMEC активно сотрудничает в Каспийском море с казахстанской национальной компанией «КазМунайГаз».

На российском направлении важнейшим событием стала встреча президентов двух стран в Усть-Каменогорске в сентябре 2010 года. Подписанные там 27 соглашений затрагивают практически все сферы экономик Казахстана и России.

И, наконец, Астанинский саммит стал впечатляющим завершением не только уходящего года, но и целой эпохи в истории внешней политики Казахстана, свидетельством того, что республика является ответственным членом международного сообщества, способным проводить встречи такого уровня.

В целом 2010 год стал временем обновления основных направлений, целей и задач казахстанской внешней политики, что свидетельствует о начавшемся переходе Казахстана из разряда региональных держав в группу крупных международных игроков, то есть на более высокую ступень в мировой табели о рангах. Фактически Казахстан уже выходит за рамки Центральной Азии. Для мирового сообщества он ответственное евразийское государство со своими интересами и здоровыми амбициями.

Но, несмотря на успехи и достижения прошлого года, проблемы, связанные с безопасностью Центральной Азии и международным положением Казахстана, постоянно испытывающего геополитическое давление с разных сторон, никуда не исчезли и перешли на новый уровень.

Традиционная политика

Важнейшим направлением внешней политики РК остается российское, которое включает в себя самую широкую повестку дня — от безопасности и экономики до социально-гуманитарного взаимодействия. Без сомнения, 2010 год был выдающимся с точки зрения сотрудничества Казахстана и России во всех областях. Определяющими факторами в двустороннем сотрудничестве в уходящем году были создание Таможенного союза, председательство РК в ОБСЕ и политическое взаимодействие Астаны и Москвы, в первую очередь на уровне глав государств. Россия оказывала безусловную политическую поддержку Казахстану в ходе его председательства в ОБСЕ.

Казахстан и Россия являются стратегическими партнерами и ближайшими союзниками на постсоветском пространстве. В настоящее время активно развивается сотрудничество в политической, военно-технической, экономической, гуманитарной сферах, что

имеет определяющее значение для внутреннего развития двух государств и их взаимодействия на международной арене.

В течение 2010 года казахстанско-российские отношения развивались как на двустороннем уровне, так и в рамках многостороннего сотрудничества: СНГ, ЕврАзЭС и Таможенный союз, ОДКБ, ШОС и ОБСЕ. Большую роль в развитии двусторонних отношений сыграл план совместных действий Казахстана и России на 2009—2010 годы, который стал конкретизацией общих договоренностей между двумя странами и включал в себя 40 конкретных мероприятий. Они охватывают весь спектр казахстанско-российского сотрудничества: политическую, экономическую, научную и гуманитарную сферы. Масштаб этих мероприятий огромен. Так, в топливно-энергетическом комплексе разрабатывается совместный нефтяной баланс и план транспортировки нефти, реализуется комплексная программа по сотрудничеству в мирном использовании атома.

Доля торгового оборота с Россией составляет более 18% общего объема внешней торговли Казахстана. Сотрудничество охватывает такие области, как энергетика, освоение космоса и инновационные направления. После создания Таможенного союза Казахстан стал наиболее близкой к России страной постсоветского пространства. А после намеченного на 2012 год запуска Единого экономического пространства (ЕЭП) обе страны вместе с Беларусью и вовсе должны образовать структуру, похожую на ЕС.

Хронология 2010 года наглядно иллюстрирует прогресс казахстанско-российских отношений. С 1 января официально, а с 1 июля реально заработал Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Он стал основным и определяющим фактором в отношениях между тремя странами. По этому поводу в Казахстане в течение года велись активные дискуссии. Многие отмечали, что республика якобы теряет значительные суммы из-за сокращения таможенных поступлений в бюджет. Озвучивалась цифра в 75 млрд тенге (500 млн долл.). В этой связи напрашивается вывод, что вступление в ТС было актом не экономического, а политического характера. Однако аналогичные точки зрения на уровне общественного мнения высказывались и в России, и в Беларуси. Там тоже многие считают, что понесли значительные потери от создания ТС. Напрашивается вопрос: так кто же выиграл?

В реальности создание Т аможенного союза привлечет инвестиции в несырьевые секторы экономики Казахстана. Казахстанские производители могут расширить свои возможности в области фармацевтики. В рамках Таможенного союза будет свободное обращение лекарств за счет взаимного признания всех разрешительных документов. В России сейчас слишком высокие заградительные барьеры для вхождения иностранных производителей, но для казахстанских игроков они стали неактуальны. В целом в долгосрочной перспективе союз должен положительно сказаться на экономике Казахстана. В частности, можно ожидать усиления конкурентоспособности казахстанских производителей и снижения потока контрабандных товаров.

Казахстан и Россия обеспечивают до 17% мирового экспорта пшеницы. Сейчас в Казахстане действует около 3 тысяч компаний с российским участием, и большая их часть завязана на приграничном сотрудничестве. Сегодня проблема — это южная граница Казахстана, которая превратилась в границу ТС. Перенос таможенного контроля на внешние границы стран произошел лишь частично: российско-белорусская таможенная граница исчезла, а российско-казахстанская просуществует минимум до июля 2011 года: до этого срока Казахстан должен поставить заслон контрабанде и реэкспорту китайских товаров Кыргызстаном.

В начале декабря страны ТС договорились ввести единые нормы и стандарты на нефть и нефтепродукты в рамках Единого экономического пространства. Казахстан хочет добиться увеличения пропускной способности «трубы» до 67 млн т нефти в год. Но для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на

терминале в районе Новороссийска и установить еще одно выносное причальное устройство. Здесь многое зависит от России, которая согласилась на увеличение квоты Казахстана в Каспийском трубопроводном консорциуме в два раза — с 27,5 млн т до 52,5 млн т, что избавляет республику от поиска каких-либо других альтернатив поставок сырой нефти в европейском направлении. На сегодняшний день Казахстан в целом удовлетворен мощностями прокачки через Россию.

Тесное взаимодействие двух государств позволило в последние годы смягчить удары мирового финансово-экономического кризиса. И в Казахстане, и в России сегодня наблюдается падение спроса на кредитные ресурсы банков. В урановой области национальные атомные компании двух стран выступили единым фронтом в отношениях с внешними партнерами; при этом российский атомпром остался главным партнером Казахстана, обеспечив полный цикл переработки и обогащения казахстанского урана.

Россия и Казахстан теснейшим образом сотрудничают и в космической сфере. Фактически оба государства стоят на пороге запуска широкомасштабной программы международного характера. Важным фактом является то, что пусковые столы «Байконура» ориентированы на ракетоносители российского и украинского производств.

В 2010 году активно продолжалось сотрудничество РФ и РК в транспортной сфере. Еще в 2008 году между транспортными министерствами Казахстана и России был подписан Меморандум о сотрудничестве и развитии автодорог, связывающих Западную Европу и Западный Китай. Казахстан приступил к строительству автокоридора Западная Европа — Западный Китай и уже начал реконструкцию дорог на отдельных участках. Россия, со своей стороны, проводит научные изыскания и анализ экономической составляющей коридора. К 2013 году можно будет сдать часть коридора — казахстанский и китайский участки. К этому времени Россия должна активно подключиться к строительству своей части коридора.

Но в двусторонних отношениях остаются нерешенные проблемы: одна из них — увеличение срока пребывания без регистрации граждан двух государств (например, для граждан Украины срок пребывания без регистрации в России — 90 дней, а для граждан Казахстана — всего 3 дня).

В Центральной Азии существует дефицит питьевой воды. В связи с этим президент Н. Назарбаев на встрече в Усть-Каменогорске предложил вернуться к идее поворота сибирских рек.

В военно-стратегической области остается в «подвешенном состоянии» вопрос об участии Казбрига в миротворческой операции в Афганистане, что вызывает негативную реакцию Москвы. Астана также заинтересована в том, чтобы Москва не выдавливала Грузию из орбиты Содружества, пусть та официально и вышла из СНГ.

Сегодня ведется работа над планом совместных действий на 2011—2012 годы и разрабатывается проект программы до 2020 года. По-видимому, в предстоящем десятилетии роль России как основного политического и торгово-экономического партнера для Казахстана еще более возрастет.

Проблемы безопасности и европейский вектор

Главной целью Казахстана является укрепление системы коллективной безопасности в Центральной Евразии, то есть решение проблемы Афганистана и в целом уничтожение угрозы со стороны радикального исламизма. Чтобы добиться этого, Казахстан стремится к усилению взаимодействия всех международных институтов в сфере безопасности,

действующих в Центральной Азии, — НАТО, ОДКБ, ОБСЕ и ШОС (возможно, также и СВМДА). На это был нацелен Астанинский саммит ОБСЕ.

Проблема Афганистана является по многим порядкам ключевой для безопасности в Центральной Азии и для национальной безопасности Казахстана. И саммит в Астане это наглядно продемонстрировал. Чрезвычайно важно знать и понимать стратегию и планы Запада в отношении этой страны. В геополитическом контексте ситуация в Афганистане затрагивает безопасность широкого региона, включающего Южную Азию, Средний и Ближний Восток, СНГ, КНР. Астана с самого начала предлагала подключить к процессу в качестве партнеров ОБСЕ государства, лежащие по периметру географической зоны Организации, от которых зависит безопасность стран-участниц. Пакистан является именно тем государством, в руках у которого находятся ключи от решения афганской проблемы и от которого в той или иной степени зависит безопасность Центральной Азии.

В 2011 году председательство в Организации переходит к Литве. Естественно, Вильнюс переменит акценты в деятельности ОБСЕ в сторону своего региона — Центральной и Восточной Европы. Приходится ожидать, что на повестку дня, скорее всего, выйдут такие вопросы, как «Восточное партнерство Евросоюза», «Белорусский вопрос», отношения ЕС с Россией, проблемы энергетического снабжения Европы и т.д.

Страны ЕС попытаются переключить геополитическую активность ОБСЕ в направлении Европы и проблем европейской безопасности. Действительно, здесь остается немало проблем: судьба Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), размещение ПРО ТВД США, судьба Договора о европейской безопасности (ДЕБ) и ряд др. Следует отметить, что Астана в ходе своего председательства не избегала этих тем. Несмотря на будущее сильное влияние европейского фактора, у Казахстана, как и в целом у стран Центральной Азии, остается такой действенный политический инструмент, как Астанинская декларация ОБСЕ от 2010 года. Историческая заслуга Астанинского саммита ОБСЕ состоит в том, что он обозначил данную проблему в рамках Организации и наметил пути ее решения.

Другой комплекс проблем связан с отношениями Казахстана (и стран Центральной Азии в целом) с Европейским союзом. Отношения Казахстана с Европейским союзом носят достаточно специфический характер. С формальной точки зрения для многих внешних партнеров Казахстан принадлежит к Азии; время от времени Астана также подчеркивает этот аспект своей геополитической идентичности. В то же время на доктринальном уровне Казахстан позиционирует себя как евразийское государство (для чего есть все объективные основания).

Говоря о стратегии и тактике Казахстана и других стран Центральной Азии в отношении ЕС, следует исходить из понимания природы заинтересованности Европы в сотрудничестве с регионом и общности интересов ЕС и ЦА. Понятно, что Центральная Азия интересует Евросоюз прежде всего в качестве стабильного источника природных ресурсов. В то же время Брюссель заинтересован в распространении своих нормативных ценностей на регион. С другой стороны, европейские государства, как члены НАТО, играют немаловажную роль в борьбе с угрозами, исходящими из Афганистана. Кроме того, ЕС не приветствует доминирующую роль США в Евразии и склонен считаться с ролью России в регионе. В последнее время эксперты говорят о том, что именно Евросоюз способен сыграть в будущем роль противовеса (поскольку Россия самоустранилась) растущему доминированию Китая в Центральной Азии. Все эти факторы следует учитывать при формировании позиции стран ЦА в отношении ЕС.

В этих условиях политика Казахстана, направленная на стабилизацию ситуации Афганистана и в целом в регионе, объективно защищает прямые интересы Евросоюза, в первую очередь, в сфере безопасности.

В отношениях с Евросоюзом Казахстану придется учитывать то обстоятельство, что ЕС сегодня переживает серьезную внутреннюю трансформацию, которая затрагивает

практически все сферы его взаимодействия с внешним миром. В настоящее время активность ЕС на этих направлениях сдерживается острым бюджетным кризисом в странах Южной Европы (Греция, Испания, Португалия, Италия), помощь этим государствам оттягивает все наличные ресурсы Евросоюза.

В период председательства ФРГ в Европейском союзе была предпринята попытка пересмотреть весь спектр отношений со странами СНГ. При этом новая внешняя политика ЕС была далеко не всегда успешной. Евросоюзу не удалось заключить новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Россией, устранить противоречия в политике Организации в отношении Украины, Беларуси, государств Кавказа и Центральной Азии. При этом наметились определенные противоречия и даже конкуренция между старыми и новыми членами Европейского союза за контроль над транспортом углеводородов из стран СНГ. К тому же стратегия ЕС в сфере установления контроля над традиционными и альтернативными источниками энергоресурсов неизбежно сталкивается (и этот процесс необратим) с интересами его конкурентов — США, Японии, Китая и Индии.

Казахстан, учитывая растущий интерес ЕС к региону, должен использовать различные инструменты и методы влияния на своего могущественного партнера. Необходимо обратить внимание европейских партнеров на изъяны и слабые места европейской стратегии в отношении Центральной Азии. Так, ЕС не вполне серьезно воспринимает угрозы, исходящие со стороны Афганистана и всего обширного региона, лежащего к югу от Центральной Азии (религиозный радикализм, наркотрафик, нелегальная миграция и др.).

Важно обратить внимание партнеров на то обстоятельство, что в центральноазиатской стратегии ЕС доминирует не экономический, а политический подход. Приоритеты Евросоюза в вопросах построения демократии в странах региона часто меняются и даже противоречат друг другу. ЕС традиционно преувеличивает потенциал гражданского общества как мотора демократических преобразований и недооценивает роль государства в этих вопросах.

Отношения ЕС с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой и Украиной устанавливаются в рамках документа «Инструменты европейского соседства и партнерства», а отношения с Центральной Азией регулируются «Документом об экономическом сотрудничестве и сотрудничестве в деле развития», не имеющим региональной привязки. Таким образом, в центре Азии создается остров, не рассматриваемый ни как «Азия», ни как часть «европейского соседства», что создает основу для неоправданной дискриминации интересов Казахстана и других государств Центральной Азии. Помимо этого Казахстан должен добиваться максимального облегчения визового режима для своих граждан. В сфере торговых отношений Астане необходимо добиваться изменения в благоприятную для РК сторону тарифной политики ЕС по определенной номенклатуре казахстанских экспортных товаров (сталь, уран и др.). Этот вопрос можно было бы увязать с определенными шагами и уступками в энергетическом диалоге между Казахстаном и ЕС.

Представляется, что влияние ЕС на постсоветском пространстве, в том числе в Центральной Азии, объективно имеет долгосрочный характер и будет сохраняться на длительную перспективу. Таким образом, ЕС остается одной из важнейших геополитических и геоэкономических величин, определяющих будущее и безопасность Центральной Азии.

В своих отношениях с Евросоюзом Казахстан должен учитывать, что доминирующие позиции ЕС как основного экономического центра в Евразии могут быть утрачены. Кроме того, страны Евросоюза становятся объектами внешней миграции. Происходят глубокие трансформационные процессы в его социальной структуре и промышленности. В то же время зависимость ЕС от евразийских источников энергии будет сохраняться еще долго.

Казахстанская программа «Путь в Европу» — то есть максимально возможная политическая и экономическая интеграция РК с Евросоюзом — имеет мало шансов на реализацию в современных условиях. Это обусловлено особенностями политической куль-

туры ЕС, его геополитическими и географическими императивами, а главное — предубеждением к государствам постсоветского пространства. Наглядный пример — сложные отношения ЕС с Россией и другими странами СНГ. Ключевой проблемой для Казахстана, России и ряда других стран СНГ останется системная несовместимость государств, руководствующихся принципами суверенитета, и интеграционной машины Евросоюза с ее «бюрократическим империализмом».

Очевидно, что на отношения Европейского союза и Казахстана и в целом Центральной Азии в ближайшее время будут влиять геополитические факторы и геоэкономическая ситуация. К ним можно отнести новую стратегию Соединенных Штатов в Центральной Азии, неясность перспектив развития военно-стратегической ситуации в Афганистане, состояние отношений между Россией и Западом, мировой экономический кризис, возросшее значение энергетических ресурсов и продовольственной безопасности. Эти факторы могут как динамично и позитивно повлиять на развитие отношений между Европой и Центральной Азией, так и негативно сказаться на их дальнейшей судьбе.

Выводы и рекомендации

В 2011 году Казахстан завершает свое председательство в ШОС, которое должно увенчаться саммитом летом этого года. В этой связи резко возрастает значение казахстанско-китайских отношений. Многое для Казахстана (и других государств ЦА) будет зависеть от динамики развития Китая и его способности решать возникающие проблемы.

Необходимо признать, что противодействовать экономическому и торговому проникновению Китая в регион ни государства Центральной Азии, ни Россия не в состоянии. Более того, в настоящее время Китай для Центральной Азии является более значимым партнером, нежели Центральная Азия для Китая. Сегодня вполне очевидно, что взаимодействие с КНР имеет важнейшее значение для поддержания положительной экономической динамики государств региона. Необходимо использовать китайское присутствие на пользу социально-экономическому развитию Казахстана.

Это может быть расширение казахстанско-китайского сотрудничества в несырьевых отраслях экономики. Необходимо не только проводить тщательную экспертизу всех заключаемых с Китаем контрактов, но и добиваться их транспарентности. К сожалению, китайская трудовая миграция — это объективная реальность, с которой необходимо считаться. Но в наших силах организовать строгий учет мигрантов и контроль за их деятельностью.

Единственное, что реально может остановить продвижение Китая в регион, — активизация интеграционных процессов на пространстве Евразии (СНГ). Формирование Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси — существенный шаг в ограничении экспансии Китая на постсоветском пространстве.

Китай начал выступать конкурентом в регионе не только Западу, но и России. Китайское присутствие в Центральной Азии, традиционно являющейся зоной влияния России, становится все заметней и ощутимей. И в ближайшей и среднесрочной перспективе Китай и Россия, конкурируя друг с другом или объединяясь на почве противостояния Западу, будут бороться за геостратегическое пространство и стратегически важные полезные ископаемые Центральной Азии и Каспийского региона.

Перспективы дальнейшего сотрудничества Казахстана с ШОС следует рассматривать с позиций интенсификации сотрудничества и достижения стратегических задач; это активизация региональных интеграционных процессов как важного фактора ослабления негативных проявлений глобализации; содействие обеспечению региональной безопасности ЦА; проведение политики, направленной на углубление региональной интеграции;

привлечение денежных средств других государств Организации для реализации экономических проектов в Казахстане; защита стран ШОС от влияния внешнеэкономических кризисных явлений, а также их последствий; дальнейшее укрепление отношений Казахстана со странами ШОС и расширение его участия в региональных структурах. То, что в рамках ШОС можно организовать эффективную борьбу с терроризмом и наркотрафиком, не вызывает никаких сомнений.

В сфере таможенных отношений необходимо максимально упростить процедуру пересечения внутренних границ стран ШОС и оформление документов на все виды транспортных средств. Для дальнейшего развития страны принципиально важно расширить выход на внешние рынки, включая страны ШОС. Для этого необходимо более рациональное использование транспортно-транзитного потенциала региона и формирование рынка транспортных услуг. С целью повышения эффективности грузопассажирских перевозок требуется разработать единую систему налогообложения транспортных средств и услуг.

Необходимо противодействовать на национальном и наднациональном уровне кризисным процессам на финансовых рынках Европы и США. Для экономической защиты стран ШОС Казахстан предлагает создать Региональный центр ШОС по мониторингу мировых финансовых рынков и макроэкономических процессов. Качественно новым и перспективным направлением деятельности Казахстана в ШОС может стать область космических исследований.

Очевидно, что единственная возможность продемонстрировать эффективность Организации и ее значимость для региона — это усилить в ШОС вектор экономического сотрудничества. Первый шаг — создание Инвестиционного банка ШОС. Большой вопрос возникает и с тем, как именно Китай мог бы подключиться к интеграционным структурам, которые уже существуют на пространстве Центрально-Азиатского региона и в рамках СНГ.

Проблема Афганистана является по многим аспектам ключевой для безопасности Центральной Азии и национальной безопасности Казахстана. Важно понимать стратегию Запада в отношении этой страны.

США уже давно озвучили идею о возможности направления казахстанского контингента в Афганистан, особенно в связи с председательством РК в ОБСЕ. Подобный шаг со стороны Астаны может вызвать определенные политические издержки во внутренней политике и негативно отразиться на международном положении РК. Резко отрицательная реакция Москвы на подобное развитие событий уже фактически озвучена. С другой стороны, Казахстан, как и другие центральноазиатские государства, не может безучастно наблюдать за ухудшением ситуации в Афганистане в случае эскалации дестабилизирующего эффекта от ухода войск США и НАТО.

По-видимому, выход из такого положения лежит в усилении сотрудничества Казахстана и стран ЦА с державами, чья ответственность в Афганистане автоматически возрастет после эвакуации западных сил. К этим державам относятся, помимо Пакистана, Китай, Индия, Иран и Россия. В качестве инструментов укрепления собственной безопасности группа государств Центральной Азии располагает только такими институтами, как ОДКБ и ШОС, которые также нуждаются в институциональном усилении и стратегическом переформатировании. Кроме того, Казахстан располагает таким политическим инструментом, как Астанинская декларация ОБСЕ, позволяющим инициировать меры в области евро-азиатской безопасности, в том числе по проблеме Афганистана, так или иначе затрагивающей большинство членов ОБСЕ.

В 2011 году Республика Казахстан осуществляет председательство (техническое) в СМИД ОИК. Бурные события в ряде арабских стран в конце 2010 года и начале 2011 года неизбежно отразятся на деятельности ОИК и председательстве Казахстана.

Для безопасности Казахстана первоочередной задачей остается сохранение стабильности в непосредственной географической близости и в сфере геополитических интересов РК — в Центральной Азии, Афганистане, СУАР, Иране, Каспийско-Кавказском регионе. Немаловажным фактором является то, что наряду с Казахстаном членами ОИК являются и другие республики СНГ, а Российская Федерация имеет там статус наблюдателя.

Таким образом, важная задача председательства РК в СМИД Организации «Исламская конференция» в 2011 году — избежать втягивания ОИК в конфликтогенные политические процессы. В то же время Астана как председатель СМИД могла бы сосредоточиться на активизации усилий по таким направлениям, как экономическое сотрудничество, здравоохранение, культурно-гуманитарное сотрудничество, межконфессиональное и межцивилизационное взаимодействие.

Председательство в ОИК позволит Казахстану активно содействовать решению проблем, связанных с Афганистаном, с иранской ядерной программой, дефицитом водных ресурсов.

Казахстану необходимо интенсифицировать сотрудничество в нефтегазовой области в рамках ОИК. В этой связи ему интересен опыт Катара в газовой сфере: производство СПГ откроет Казахстану выход на новые рынки, позволит овладеть инновационными технологиями, которые пока практически не применяются.

В области торгово-экономического сотрудничества целесообразно инициировать переговоры по разработке для зоны ОИК (возможно, в рамках многостороннего договора) открытой системы торговли, инвестиций, технологического обмена и экономического сотрудничества. В сфере здравоохранения сессия СМИД ОИК может по инициативе РК усилить сотрудничество в области детского здравоохранения, борьбы с полиомиелитом и эндемическими заболеваниями (в рамках резолюции ОИК № 3/36).

В области культурно-гуманитарного, межконфессионального и межцивилизацион-ного сотрудничества желательно принятие резолюции ОИК (с обращением к ООН и ОБСЕ) о поддержке со стороны Организации идеи создания в Астане международного Института (Центра) по развитию диалога между мировыми конфессиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.