М.А. САРСЕМБАЕВ,
главный научный сотрудник отдела международного права, международных отношений и сравнительного правоведения
Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И БЕЗОПАСНОСТЬ: СОТРУДНИЧЕСТВО КАЗАХСТАНА И ОБСЕ
Способность государств и организаций гибко адаптироваться к меняющимся условиям в области безопасности находит повсеместное признание. В мире, как известно, установилось мнение о Казахстане как о наиболее стабильном государстве в Центральной Азии, в котором реформы осуществляются полным ходом. Тесное региональное сотрудничество таких структур как СВМДА, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ с европейскими структурами послужило бы объединению совместных усилий в целях противодействия новым угрозам безопасности, расширения и углубления интеграционных тенденций. Председательство Казахстана в ОБСЕ содействует такому направлению международного сотрудничества, способствует укреплению безопасности на всей территории ОБСЕ. Это вытекает также из преамбулы Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, в которой страна позиционирует себя миролюбивым обществом и прилагает в этой связи усилия по обеспечению безопасности для себя и всего мирового сообщества.
Как субъект современного международного права и как Председатель ОБСЕ, Республика Казахстан, решая вопросы безопасности в рамках ОБСЕ и других международных организаций, исходит не только из норм международно-правовых актов, но и из конституционных предписаний статьи 8, в которой закреплено, что «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы» (статья 8 Конституции Республики Казахстан).
ОБСЕ стала собственно организацией лишь с 1 января 1995 года и по-прежнему сохраняет первоначальный формат прежнего «Совещания» по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое впервые было созвано в 1975 году. СБСЕ памятно Хельсинкским Заключительным актом,
подписанным 1 августа 1975 года. Положения данного международно-правового документа распространялись и на Казахстан как на составную часть СССР, подписавшего данный акт.
Идея СБСЕ родилась в разгар холодной войны: она мыслилась как дипломатический механизм для сближения позиций трех блоков: НАТО, Варшавского пакта и неприсоединившихся или нейтральных государств. Для совещания был определен широкий состав государств, которые считали необходимым обеспечивать безопасность на пространстве от Ванкувера до Владивостока. По окончании холодной войны СБСЕ было преобразовано в организацию, призванную оказывать государствам содействие в процессе перехода от коммунистического прошлого к демократии и рыночной экономике и помочь всем государствам-участникам противостоять новым угрозам и вызовам безопасности. В области методов принятия решений и порядка деятельности Организации руководящими принципами по-прежнему являются диалог, переговоры и сотрудничество на базе консенсуса (всеобщего согласия).
ОБСЕ, входящая в качестве активного партнера в состав сети организаций по вопросам европейской безопасности и являющаяся региональной организацией по смыслу Устава Организации Объединенных Наций, может претендовать на ведущую роль в решении проблем на каждом из четырех этапов «конфликтного цикла»: раннего предупреждения, предотвращения конфликта, регулирования кризиса и постконфликтного восстановления в любом из ее государств-членов.
ОБСЕ является неотъемлемой частью системы безопасности, включающей как трансатлантическое, так и евроазиатског измерения. Среди европейских организаций по вопросам безопасности ее отличают широкий членский состав, всеобъемлющий мандат и ведение деятельности на местах. ОБСЕ является единственной региональной организацией по вопросам безопасности на основе сотрудничества, в которой на равноправной основе участвуют все государства-
члены, в том числе Казахстан. Поэтому не случайно темы о евроазиатской безопасности, о саммите на Неформальной встрече министров иностранных дел ОБСЕ в июле 2010 года в Алматы поднимал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. Такие представительские полномочия Главе государства предоставлены статьями 40, 44 Конституции Республики Казахстан.
ОБСЕ имеет заслуженный авторитет в сфере военно-политических аспектов безопасности. Инфраструктура ОБСЕ и ее деятельность в вопросах разоружения, контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности (МДБ) определяют ее важную роль в деле укрепления безопасности в Европе и являются неотъемлемым элементом ее всеобъемлющего подхода к безопасности. Республика Казахстан, как государство-участник ОБСЕ, осуществляет международное военное и военно-техническое сотрудничество на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства в интересах международной стабильности, внутригосударственной, региональной и глобальной безопасности. Республика Казахстан обеспечивает соблюдение международных обязательств в области контроля за экспортом вооружения, продукции военного назначения.
На Будапештской встрече на высшем уровне в декабре 1994 году было принято решение о переименовании СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) с января 1995 года в ОБСЕ. В Будапеште было принято о начале разработки модели безопасности для Европы XXI века. Итогом Лиссабонской встречи на высшем уровне в 1996 году стало повышение ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех трех измерениях. Принята Декларация о Модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, утверждены «Основы контроля над вооружением» и «Развитие повестки дня Форума по взаимодействию в области безопасности». На стамбульском саммите ОБСЕ 1999 года была принята Хартия европейской безопасности и Венский документ переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности, а также одобрено Соглашение об адаптации Договора об ОБСЕ. Казахстан, как государство-участник ОБСЕ, принимал участие в принятии большинства этих документов. Эти действия вытекали из статей 40-45, 49-57, 64-69 Конституции Республики Казахстан.
Основными политическими органами ОБСЕ являются Постоянный совет (состоит из по-
слов в Вене), Совет министров и встречи на высшем уровне. Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ), базирующийся в Вене, курирует военные аспекты первого измерения. Со всеми этими органами Республика Казахстан активно сотрудничает как Председатель ОБСЕ.
Форум был учрежден согласно положениям главы V Хельсинкского документа 1992 года и первоначально состоял из Специального комитета и Консультативного комитета Центра по предотвращению конфликтов. В 1993 году Консультативный комитет был распущен, а через два года Специальный комитет был переименован в Форум по сотрудничеству в области безопасности.
На Форум по сотрудничеству в области безопасности возложена ответственность за проведение переговоров и консультаций по вопросам военной безопасности и стабильности. Главными задачами Форума являются: а) ведение переговоров по контролю над вооружениями, разоружению, а также укреплению доверия и безопасности; б) проведение регулярных консультаций и осуществление интенсивного сотрудничества по вопросам, связанным с безопасностью; в) даль-нгйшее снижение опасности возникновения конфликтов; г) выполнение согласованных мер. Республика Казахстан считает необходимым усилить свое участие в деятельности этого важного специализированного в вопросах безопасности органа ОБСЕ.
В Хельсинкском документе 1992 года также содержался всеобъемлющий план работы ФСБ - «Программа немедленных действий» (она вошла в главу V в качестве Приложения). Согласно этой программе, Форуму поручалось ведение консультаций и переговоров по поводу гармонизации обязательств, касающихся контроля над вооружениями, разоружения и укрепления доверия и безопасности; развития Венского документа 1992 года; режима глобального обмена военной информацией; сотрудничества в отношении нераспространения; организации международного сотрудничества в области конверсии оборонного производства; военных контактов.
В ноябре 1993 года в рамках Программы немедленных действий Форум принял четыре документа. «Меры стабилизации в отношении локальных кризисных ситуаций» - это перечень мер стабилизации, призванных облегчить процесс принятия решений в соответствующих органах ОБСЕ, а также выработку конкретных временных мер
для поддержки политического процесса в кризисных ситуациях. «Принципы, регулирующие передачу обычных вооружений» - представляют собой принципы, которыми государства-участники руководствуются при передаче вооружений и при решении вопроса о целесообразности отказа от передачи тех или иных вооружений. Казахстан стремится четко организовать осуществление таких действий на всем пространстве ОБСЕ. В частности, своими своевременными и решительными действиями в связи с событиями в Кыргызстане Казахстан, как Председатель ОБСЕ, сумел погасить ситуацию, угрожавшую безопасности региона Центральной Азии, которая является частью территории ОБСЕ.
Форум стал также местом проведения переговоров по вопросам развития режима мер укрепления доверия и безопасности (МДБ), приведших к принятию Венского документа 1994 года, расширившего и усилившего ранее согласованные положения. Согласно этому документу, на ФСБ была, в частности, возложена задача служить в качестве форума для проведения Ежегодного совещания по оценке выполнения.
В 1994 году Форум по сотрудничеству в области безопасности принял еще два документа: «Глобальный обмен военной информацией», обязывающий государства-участники ежегодно обмениваться информацией об основных системах вооружений и техники, о личном составе и структуре командования их обычных вооруженных сил во всемирном масштабе; а также «Принципы, регулирующие нераспространение» - документ, подкрепляющий существующие международные соглашения о нераспространении ядерного, химического и биологического оружия, а конкретнее говоря, содержащий обязательство отразить в национальном законодательстве, административных правилах и процедурах существующие в данной области обязательства.
Руководствуясь вышеизложенными положениями, Форум принял два решения относительно новых направлений своей дальнейшей работы. Первое - это «Концептуальная база для контроля над вооружениями», нацеленная, в частности, на создание системы взаимоувязанных и подкрепляющих друг друга обязательств по контролю над вооружениями, служащих выражением принципа неделимости безопасности. В этом документе также заложены руководящие принципы будущих переговоров по контролю над вооружениями: достаточность (сохранение военного
потенциала, соразмерного законным потребностям в области индивидуальной или коллективной безопасности); обеспечение транспарентности посредством обмена информацией, контроля и, где это необходимо, ограничения сил.
Во втором документе, озаглавленном «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», государства-участники постановили, что Форуму надлежит в первоочередном порядке рассмотреть вопросы выполнения согласованных мер по контролю над вооружениями.
Соответствующим министерствам и ведомствам Республики Казахстан было бы целесообразно принимать более активное участие в работе упомянутых семинаров на уровне официальных представителей и экспертов. Конституция Республики Казахстан такое право министерствам и ведомствам предоставляет (статья 68 Конституции Республики Казахстан).
Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, принятый на Будапештской встрече на высшем уровне 1994 года, является одним из важнейших документов Форума по сотрудничеству в области безопасности, а также одной из важных вех в процессе формирования концепции безопасности, основанной на сотрудничестве. Он появился в условиях меняющейся роли вооруженных сил в государствах, вступивших на путь трансформации. Ежегодный вопросник о выполнении государствами-участниками, в том числе и Республикой Казахстан, положений кодекса поведения содержит также пункт об участии в международных конвенциях о борьбе с терроризмом и претворении их требований в жизнь.
Согласованные в рамках ОБСЕ нормы и обязательства в военно-политической области Казахстан, как ее Председатель, претворяет в жизнь, полномочия которого основаны не только на Решении Совета министров ОБСЕ (Мадрид, 30 ноября 2007 года), но и на статье 68 Конституции Республики Казахстан.
Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии - последний из нормативных документов Форума по сотрудничеству в области безопасности. Он содержит нормы, принципы и меры, направленные на ограничение дестабилизирующего накопления и распространения легкого и стрелкового оружия. С этой целью в документе закреплены нормы о контроле над производством оружия, его торговлей и транзитом, а также об обязательствах, касающихся обращения с избы-
точным количеством оружия - его безопасного хранения и уничтожения.
В данном документе государства-участники взяли на себя обязательство по осуществлению широкого обмена информацией по вопросам национальной политики и практики, касающейся легкого и стрелкового оружия, в том числе в области торговли этим оружием. Такой обмен информацией состоялся в 2001 и 2002 гг. Первое совещание по оценке представленной информации состоялось в Вене в феврале 2002 года. Принятием данного документа и осуществлением его положений ОБСЕ, без сомнения, задала всемирный масштаб транспарентности торговли легким и стрелковым оружием. Республика Казахстан имеет определенное отношение к принятию данного документа, но, думается было бы целесообразно обеспечить более пристальное внимание соответствующих министерств и ведомств Республики Казахстан с целью оптимального решения вопросов о легком и стрелковом оружии.
Меры укрепления доверия и безопасности (МДБ) представляют собой положения, касающиеся обмена и проверки информации в отношении вооруженных сил и военной деятельности государств-участников, а также определенные механизмы, призванные способствовать сотрудничеству между государствами-участниками в военных вопросах. Меры укрепления доверия и безопасности, в частности, включают: ежегодный обмен военной информацией, меры по уменьшению опасности (то есть механизм консультаций и сотрудничества в отношении необычной военной деятельности), положения, касающиеся военных контактов и сотрудничества, предварительное уведомление об определенных видах военной деятельности, наблюдение за определенными видами военной деятельности, обмен ежегодными планами военной деятельности, ограничительные положения о военной деятельности, меры по обеспечению соблюдения и проверке, сеть прямой связи между столицами различных государств, ежегодные совещания по оценке выполнения, глобальный обмен военной информацией (1994).
Цель этих мер состоит в том, чтобы способствовать взаимному доверию и устранять озабоченность в отношении проблем военно-политической деятельности путем поощрения открытости и транспарентности. Выработка этих действующих в настоящее время положений проходила в три этапа: режим, установленный Хельсинкским Заключительным актом (1975-1986),
режим, установленный Стокгольмским документом (1986-1990), и режим, установленный Венским документом (1990). Республика Казахстан должна обратить особое внимание на эти Меры и на практику их осуществления, поскольку Казахстан курирует СВМДА, которое в несокращенном варианте называется Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Этот наработанный европейский опыт может через СВМДА быть применен в Азии. В свою очередь, Казахстан мог бы обобщить аналогичный азиатский опыт и применить его в европейских условиях. И Казахстан, как Председатель, мог бы сотрудничество ОБСЕ и СВМДА превратить в улицу с двусторонним движением.
Конференция состоялась в Стокгольме (19841986) и завершилась принятием 19 сентября 1986 года Стокгольмского документа, усилившего положения Хельсинкского Заключительного акта. В нем, например, предусматривались более низкие пороговые уровни и более длительный срок предварительного уведомления об определенных видах военной деятельности. И самое главное -впервые в истории современного контроля над вооружениями в этом документе было зафиксировано положение об обязательных инспекциях как средстве проверки. Ввиду этих улучшений и более широкого охвата названные меры стали рассматриваться как Меры укрепления доверия и безопасности «второго поколения».
Стремясь облегчить выполнение положений Венского документа, государства-участники создали сеть прямой связи между своими столицами для обмена сообщениями, касающимися Мер укрепления доверия и безопасности. Как Председатель ОБСЕ, Казахстан содействует регулированию потока информации между этими городами, улучшению качества, увеличению объема сотрудничества. Для большей эффективности эти связи надо регулировать так, как регулируются уже существующие связи городов-побратимов. Казахстан, как государство с новой молодой столицей, имеет возможность на собственном примере показать нововведение как часть строительства успешного государства, нового города как со старыми крепкими связями, так и с новыми контактами.
Численность договоров и соглашений о мерах укрепления доверия и безопасности сегодня настолько велика, что на данном этапе этот процесс достиг своего предела. Согласованные меры были рассчитаны на снижение вероятности межгосударственных конфликтов. Но эти меры, к со-
жалению, не пригодны для предотвращения современных конфликтов в регионе ОБСЕ, подпадающих под понятие «новых вызовов безопасности», поскольку в большинстве случаев речь идет о внутригосударственных или трансгосударственных конфликтах. Эта сфера является объектом пристального внимания Республики Казахстан как Председателя ОБСЕ.
Помимо решения вопроса о содержании современного контроля над вооружениями, необходимо иметь в виду, что ОБСЕ в целом и Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, в частности, сегодня осуществляют свою деятельность в совершенно новых геополитических условиях. Им еще предстоит определить свое место в изменившихся условиях. Геостратегическая обстановка в большей части региона ОБСЕ претерпевает фундаментальные изменения, связанные с расширением НАТО и Европейского союза, созданием НАТО Совета североатлантического партнерства, развития новых партнерских отношений между НАТО и рядом государств СНГ, в том числе Казахстаном.
Казахстан, как участник ОБСЕ, активно участвует в инициативах организации. Республика Казахстан придерживается принципа сначала решать проблемы региона, затем предлагать советы и решения на мировом уровне. В частности, реальный вызов стабильности и безопасности всего пространства ОБСЕ представляют угрозы, исходящие из Афганистана, причем не от отдельных группировок, а от «многолетней нестабильности, разрухи и безысходности в этой многострадальной стране», как заявил представитель Казахстана на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Вене в 2000 году. Потенциальная угроза нависла над странами-участниками ОБСЕ, поэтому вся Организация должна действовать в порядке принятия превентивных мер. В этой связи Казахстан уже выделяет 50 миллионов долларов для обучения афганских студентов, внося тем самым свой вклад в дело перехода Афганистана, соседнего в рамках региона страны, на рельсы мирной жизни.
События 11 сентября 2001 года открыли шлюзы для обсуждения в рамках ОБСЕ и Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности всеобъемлющих вопросов. В разделе 8 Бухарестской декларации сформулировано важное положение: «Мы заявляем о своем твердом намерении реагировать на угрозы безопасности и стабильности в XXI веке. Мы просим Постоянный совет разработать стратегию участия ОБСЕ в противодействии
этим угрозам. Мы просим Форум по сотрудничеству в области безопасности также внести свой вклад в рамках своей компетенции и мандата».
В Хартии европейской безопасности (Стамбул, 1999 г.) говорилось, что в годы последнего десятилетия ХХ века имели место крупные достижения в регионе ОБСЕ. На смену былой конфронтации пришло сотрудничество, однако опасность конфликтов между государствами пока еще не устранена. Действия Казахстана в качестве Председателя ОБСЕ согласуются с нашим концептуальным видением безопасного мира. Его истоки нашли свое отражение в выступлении Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева еще на Лиссабонском саммите ОБСЕ в 1996 году, когда был предложен возможный вариант решения проблем региональной стабильности на общей платформе без разделительных линий и блоковых противоречий при ключевой роли ОБСЕ.
Казахстан считает необходимым возродить эффективность работы ОБСЕ. В этой связи нужно усилить Меры укрепления доверия и безопасности. Это значит, что необходимо созвать конференции по регионам с поиском информации и последних событиях в государствах, с подробными докладами представителей о локальных конфликтах и проблемах, принятием существенных действительных решений для поддержки специалистов в данной области, выделения средств и прочих мер. В некоторых вопросах можно предложить тесное сотрудничество с НАТО, Советом Европы.
Опыт Республики Казахстан как государства, успешно реализующего политику межнационального и межконфессионального согласия, где на практике воплощаются принципы толерантного общества, показателен для других стран мира и мог бы быть полезен в пространстве ОБСЕ.
В качестве Председателя ОБСЕ Казахстан фокусирует свое внимание на вопросах обеспечения стабильности и безопасности, укрепления терпимости и недискриминации, противодействия международному терроризму. Все эти вопросы обсуждались на Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации (Астана, июнь 2010 года).
Казахстан на деле доказал свою приверженность обеспечению мира и безопасности, безоговорочно выбрав курс на ядерное разоружение. И в этом процессе были задействованы многие из наших партнеров по ОБСЕ. Этот уникальный опыт может и должен быть востребован.
Центральная Азия уже перестала быть периферийной зоной мировой политики. Более или
менее важные процессы в регионе непосредственно влияют на ситуацию на всем евроазиатском пространстве. Поэтому ОБСЕ должна в полной мере ощущать дыхание и пульс не только евро-атлантического, но и центральноазиатского пространства. Иначе возникающий вакуум, вследствие неравновесной стабильности в регионе, может быть заполнен другими достаточно мощными угрожающими безопасности течениями.
Особое внимание Казахстан уделяет повышению своих организационных возможностей. Проведенные в Казахстане такие важные международные мероприятия, как саммиты СВМДА, Съезды лидеров мировых и традиционных религий, саммиты СНГ, ШОС и других интеграционных структур, Международная конференция ОБСЕ по толерантности, Семинар по разминированию являются подтверждением достаточного опыта страны в управлении международными делами. На азиатском континенте разворачиваются активные процессы, способствующие укреплению стабильности и безопасности в регионе. Речь идет о деятельности таких институтов, как ШОС и СВМДА, являющихся действенными механизмами по противостоянию современным угрозам и вызовам.
Было бы полезно объединить усилия ОБСЕ, ШОС и СВМДА, членом которых является Республика Казахстан, с европейскими структурами для решения актуальных проблем безопасности на всем евроазиатском пространстве. Председательство Казахстана содействует утверждению принципов демократизации международных отношений, справедливого мирового порядка и многополярности, развитию в зоне ответственности ОБСЕ политического плюрализма, культурного многообразия и утверждению общечеловеческих ценностей. С вызовами и угрозами, перед которыми мы находимся сегодня, самостоятельно не может справиться ни одно отдельно взятое государство или международная организация. За последнее десятилетие предприняты важные шаги по налаживанию нового сотрудничества между ОБСЕ и другими международными организациями.
Тот факт, что ОБСЕ ставит перед собой цель «развивать и поддерживать согласованность действий на политическом и оперативном уровне между всеми структурами, занимающимися вопросами безопасности» (так записано в Хартии европейской безопасности - документе ОБСЕ 1999 года), а также призыв со стороны глав государств и правительств по отношению к ОБСЕ
сотрудничать с другими организациями и институтами «в формировании скоординированных подходов, позволяющих избегать дублирования усилий и эффективно использовать имеющиеся ресурсы» (так закреплено в другом документе ОБСЕ - Оперативном документе - Платформе кооперативной безопасности 1999 года), свидетельствует в то же время скорее о продолжающих существовать, еще не решенных в предыдущем десятилетии проблемах. Поэтому Казахстану, как Председателю ОБСЕ, надо продумать новые, действенные подходы, методы и средства, которые позволили бы оптимально и оперативно решать эти актуальные политические проблемы вообще, и проблемы обеспечения военной безопасности, в частности.
Одной из первостепенных задач в борьбе с новыми угрозами является укрепление международно-правового остова как мирового сообщества, так и региональных сообществ. Необходимо обеспечить подлинно универсальный характер действующих, к примеру, антитеррористических конвенций. Существующие расхождения в подходах государств к содержанию международных документов не должны заслонять актуальную для всех задачу создания целостной и эффективной правовой системы поддержки военной безопасности. Казахстан приветствует деятельность Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, считая, что парламентаризм является исключительно важным инструментом проведения внешней политики государств-членов Организации в области использования невоенных мер - при решении военных конфликтов. Сотрудничество между Парламентской Ассамблеей ОБСЕ и Парламентом Республики Казахстан по упомянутым и другим вопросам обусловлено как международными документами ОБСЕ, так и статьями 49, 53, 54 Конституции Республики Казахстан.
В 1992 году Республика Казахстан стала участником ОБСЕ наряду с другими новыми суверенными государствами. Тогда, в первые годы независимости наше государство нуждалось в поддержке мировых держав и авторитетных международных организаций, да и мировое сообщество было заинтересовано в конструктивной внешнеполитической линии нашей страны, волею истории оказавшейся обладательницей четвертого по мощи ядерного арсенала. Мы сделали правильный выбор в пользу сбалансированных подходов во внешней и внутренней политике. Приглашение ведущих западных стран вступить в Организацию было воспринято нами как шаг, на-
правленный на формирование новой системы европейской, евроазиатской безопасности.
Отмечая 15-летие Конституции Республики Казахстан, мы должны подчеркнуть, что потенциал Основного закона нашей страны позволил ей проводить взвешенную, сбалансированную внешнюю политику, которая привела к предсе-
дательству ряда межгосударственных организаций, в том числе и ОБСЕ, позволила обрести положительный имидж в глазах сообщества ОБСЕ и всего мирового сообщества, укрепить безопасность страны и развить равноправные отношения между всеми странами-участницами ОБСЕ.
Использованная литература
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.
2. Хельсинкский документ 1992 года.
3. Хартия европейской безопасности - документ ОБСЕ 1999 года.
4. Оперативный документ ОБСЕ - Платформа кооперативной безопасности 1999 года.
Мацала авторы аймацта турацтылыц пен щут&зЫкт1 бекту жвнтде ЕЦЫ¥-ныц баста-маларында белсене цатысушы реттдегг К^азацстанныц рвлт жэне тецгер1мд1 сыртцы сая-сат журггзуге, жаца геосаясаттыц жагдайда цызметтг атцаруга мумшндт беретт Нег1зг1 зацымыздыц элеуетт кврсетедг.
Автор статьи подчеркивает роль Казахстана как активного участника в инициативах ОБСЕ по укреплению стабильности и безопасности в регионе, а также потенциал Основного закона нашей страны, который позволяет проводить сбалансированную внешнюю политику и осуществлять деятельность в новых геополитических условиях.
Author of the article emphasizes the role of Kazakhstan as an active participant in the OSCE initiatives to enhance stability and security in the region, as well as the potential of the basic law of our country, which allows for a balanced foreign policy and carry out activities in the new geopolitical environment.